Муниципальное общеобразовательное учреждение
Трудиловская средняя школа
Смоленского района Смоленской области
Индивидуальный проект по обществознанию
на тему:
«Правовой статус несовершеннолетних: права и обязанности»
Выполнила: Прокофьева Анастасия,
обучающаяся 9 класса
Руководитель: Козлова Е.В.
2021 г.
СОДЕРЖАНИЕ
Введение 3-4
1.ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ
1.1. Понятия «правовой статус», «права», «обязанности», «ответственноть».
1.2 Документы, отражающее права несовершеннолетних
1.3. Права, обязанности и ответственность несовершеннолетних
2. ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ
Заключение
Список использованных источников.
Приложение
Введение
Ребёнок всегда нуждался, нуждается и будет нуждаться во всесторонней заботе и защите государства и общества. Во всем мире отношение к детям постепенно приобретает новое качество. Все более очевидной становится истина, что ребенок – это личность, умение которого жить в обществе, семье во многом зависит от предоставления ему возможности получить всестороннее развитие, проявить себя. Одним из способов достижения такой цели служит наделение гражданина, в данном случае несовершеннолетнего, соответствующими правами, т.е. превращение его в самостоятельный субъект права.
Выбранную мной тему проекта считаю очень актуальной в наши дни. У несовершеннолетних, как и у взрослых, есть человеческие права и разница лишь в том, что взрослые больше знают и умеют, несут больше ответственности. Пользуясь этим, взрослые часто нарушают эти законные права. Вследствие чего дети оказываются в трудной жизненной ситуации: каждый год дети становятся жертвами более 90 тысяч преступлений, количество посягательств на детей со стороны близких родственников и членов семьи растет, родителей ограничивают в родительских правах либо вовсе их лишают, а над ребенком устанавливается опека или он помещается в дом для детей, оставшихся без попечения родителей (по данным Федеральной службы государственной статистики численность детей, родители которых лишены родительских прав на 2017 год составляет 37966; численность детей, родители которых ограничены в родительских правах 9616). Не все несовершеннолетние знают свои права, умеют пользоваться ими в необходимых случаях. Также на данный момент существует проблема в современном обществе, что дети, в особенности подростки, забывают о своих обязанностях, считают нужным обращать внимание взрослых только на их права. Какие же есть права и обязанности у несовершеннолетних? Ответить на эти вопросы я попытаюсь в моем исследовании. Цель исследования: выявить уровень знаний детей о своих правах и обязанностях.
Данная цель определила и поставила перед собой решение следующих задач:
- изучить литературу по выбранной теме;
- познакомиться с понятиями «права», «обязанности», «правовой статус»;
- изучить нормативно-правовые акты, отражающие права и обязанности несовершеннолетних;
- разработать анкету для опроса несовершеннолетних;
- проанализировать результаты анкетирования и сделать выводы.
Гипотеза. Обучающиеся знакомы с основными своими правами, но не знают о своих обязанностях.
Объект исследования: обучающиеся 5-9,11 классов МБОУ Трудиловской СШ.
Предмет исследования: права и обязанности несовершеннолетних. Методы исследования: анализ источников информации, анкетирование, обработка полученных результатов, сравнение.
Практическая значимость. Материалы, представленные в работе, могут быть использованы для проведения в МБОУ Трудиловской СШ внеклассных мероприятий (бесед и классных часов), на уроках обществознания.
При написании проекта я использовала интернет-ресурсы, основу которых составили материалы компьютерной справочной правовой системы «КонсультантПлюс».
1. ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ.
1. 1. Понятия «правовой статус», «права», «обязанности», «ответственность».
Для того, чтобы начать изучать выбранную мной тему изначально я рассмотрела базовые понятия: «правовой статус» «права», «обязанности». Правовой статус закрепляет социальный статус лица, это совокупность прав и обязанностей личности, признанная законодательством и Конституцией. Права человека — это охраняемая законом мера возможного поведения, направленная на удовлетворение интересов человека. Это универсальная категория, которая представляет собой вытекающие из самой природы человека возможности пользоваться элементарными, наиболее важными благами в условиях безопасного, свободного существования личности в обществе. В современный период права человека понимаются как общесоциальное понятие, отражающее наднациональные, общечеловеческие требования и стандарты в области свободы личности. Правам человека присущи следующие признаки: 1) складываются объективно и не зависят от государственного признания; 2)принадлежат индивиду от рождения; 3)имеют неотчуждаемый, неотъемлемый характер, признаются как естественные; 4)являются непосредственно действующими; 5) признаются высшей социальной ценностью; 6)их признание, соблюдение и защита — обязанность государства. Права ребёнка - это свод прав детей, зафиксированных в международных и российских документах по правам ребёнка. Согласно Конвенции о правах ребенка, ребенок — это лицо, не достигшее 18 лет. Государство взяло на себя обязательство защищать детей, поэтому они имеют такие же права, как и взрослые. Обязанности – это безусловные для выполнения действия, по общественным требованиям или внутренним побуждениям. Ответственность – это обязанность человека отвечать за свои поступки.
1.2. Документы, отражающие права несовершеннолетних.
Основным актом о правах ребенка на международном уровне является Конвенция о правах ребенка, которая принята в Нью-Йорке, 20 ноября 1989 г. — это документ о правах ребенка из 54 статей. Впервые о правах детей заговорили в двадцатом веке. Одним из первых шагов Генеральной Ассамблеи ООН по защите прав детей было образование в 1946 году Детского фонда ООН. Первым актом ООН, касающимся прав детей, стала принятая Генеральной Ассамблеей в 1959 году Декларация прав ребёнка, в которой были сформулированы десять принципов, определяющих действия всех, кто отвечает за осуществление всей полноты прав детей, и которая имела целью обеспечить им «счастливое детство». Декларация провозгласила, что «человечество обязано давать ребенку лучшее, что оно имеет», гарантировать детям пользование всеми правами и свободами на их благо и благо общества. К 20-летию принятия Декларации прав ребёнка, ООН провозгласила 1979 год Международным годом ребёнка А в 1996 году по инициативе Франции, день принятия Генеральной Ассамблеей ООН текста Конвенции, было решено ежегодно 20 ноября отмечать, как День прав ребёнка.
Основные законодательные акты, которые регулируют права детей в Российской Федерации, это: - Конституция РФ; -Семейный кодекс РФ; - Трудовой кодекс РФ; - Гражданский кодекс РФ; - Федеральный закон от 24 июля 1998 года № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации»; - Федеральный закон от 24.04.2008 № 48-ФЗ «Об опеке и попечительстве»; - Федеральный закон от 21.12.1996 № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей»; -Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в РФ».
1.3. Права и обязанности, ответственность несовершеннолетних.
С рождения ребенок имеет право:
- на жизнь, индивидуальность (ст. 6,8 Конвенции ООН о правах ребенка); - на всестороннее развитие и на уважение человеческого достоинства (ст. 27-31 Конвенции ООН о правах ребенка); - на имя, отчество, фамилию (ст. 58 Семейного Кодекса РФ), на гражданство (ст. 6 Конституции РФ, ст. 12 ФЗ «О гражданстве Российской Федерации»);
- жить и воспитываться в семье (ст. 54 Семейного Кодекса РФ), на общение с обоими родителями и другими родственниками (ст. 55 СК РФ), на защиту (ст. 56 СК РФ);
- на заботу и воспитание родителями (ст. 7 ч.1 Конвенции ООН о правах ребенка, ст.38 ч.2 Конституции РФ);
- на получение содержания от своих родителей и других членов семьи (ст. 60 СК РФ).
Обязанности и ответственность. С момента рождения и до 14 лет в России ребенок имеет статус малолетнего. На малолетнего ребенка в возрасте до 6 лет Законом не возложены какие-либо обязанности, так как его потребности и интересы обязаны обеспечивать законные представители (родители или опекуны), которые кроме этого несут полную ответственность за противоправные действия ребенка. С 6 лет добавляются: Права: - совершать мелкие бытовые сделки, совершать сделки, направленные на безвозмездное получение выгоды, не требующие нотариального удостоверения или государственной регистрации; совершать сделки по распоряжению средствами, предоставленными родителями или другими людьми, с согласия родителей для определенной цели или свободного распоряжения (ст. 28 Гражданского Кодекса РФ).
Обязанности: - слушаться родителей (законных представителей), за исключением случаев пренебрежительного, грубого, унижающего человеческое достоинство обращения или оскорбления; - получить основное общее образование (Ст.44 п.4 Закона «Об образовании в РФ»);
- соблюдать правила поведения, установленные в воспитательных и образовательных организациях, дома и в общественных местах.
Ответственность:
- перед родителями (законными представителями), воспитателями,
учителями, администрацией учебного заведения.
С 8 лет добавляются:
Права:
- быть членом и участником детского общественного объединения (ст.19 ч.4 ФЗ «Об общественных объединениях»).
Обязанности:
- соблюдать устав, правила детского общественного объединения.
Ответственность:
- содержание, воспитание и обучение в специальном учебно -воспитательном учреждении открытого типа (ч.2 ст.15 ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних»).
С 10 лет добавляются: Права: - на учет своего мнения при решении в семье любого вопроса, затрагивающего его интересы (ст. 59, ч.4 ст.72, ч.1 ст.132, ч.4 ст.134, ч.3 ст.143 СК РФ);
- быть заслушанным в ходе любого судебного или административного разбирательства (ст.57 СК РФ);
- давать согласие на изменение своего имени и фамилии (ст. 59, 134 СК РФ), на восстановление в родительских правах кровных родителей (ст. 72 СК РФ), на усыновление или передачу в приемную семью (ст. 132 СК РФ).
C 11 лет добавляются:
Ответственность:
- помещение в специальные учебно-воспитательные учреждения закрытого типа для детей и подростков, не подлежащих уголовной ответственности (прекращенное уголовное дело в отношении несовершеннолетних или материалы об отказе в его возбуждении). До рассмотрения судьей материалов о помещении несовершеннолетних, не подлежащих уголовной ответственности, в специальные учебно-воспитательные учреждения закрытого типа, такие лица могут быть направлены на срок до 30 суток в Центр временного содержания для несовершеннолетних правонарушителей органов внутренних дел на основании постановления судьи (ч.4 ст. 15 ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних»).
С 12 лет добавляются: Право: - ездить на переднем сиденье легкового автомобиля (п.22.9 Правил дорожного движения РФ).
С 14 лет добавляются:
Права:
- получить паспорт гражданина Российской Федерации (п.1 Положения о паспорте гражданина Российской Федерации);
- самостоятельно обращаться в суд для защиты своих прав (ч.2 ст. 56 СК РФ);
- требовать отмены усыновления (ст. 142 СК РФ);
- давать согласие на изменение своего гражданства (глава 5 Федерального Закона «О гражданстве Российской Федерации»);
- с согласия законных представителей быть принятым на работу для выполнения легкого труда (ч.3 ст. 63 ТК РФ);
- на сокращенную продолжительность рабочего времени (ч.1 ст.92 ТК РФ);
- на поощрение за труд (ст.191 ТК РФ);
- на ежегодный оплачиваемый отпуск (ст.267 ТК РФ);
- права автора произведений науки, литературы или изобретения, или другого результата своей интеллектуальной деятельности;
- без согласия родителей распоряжаться заработком, стипендией и иными доходами, вносить вклады, совершать мелкие бытовые сделки (ст. 26 ГК РФ);
- на вступление в профсоюзы (ст.2 ФЗ «О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности»);
- быть членом и участником молодежных общественных объединений (ст. 19 ФЗ «Об общественных объединениях»).
Обязанности:
- иметь паспорт (постановление Правительства РФ «Об утверждении положения о паспорте гражданина РФ, образца бланка и описания паспорта гражданина РФ»);
- работать добросовестно, соблюдать трудовую дисциплину (ч.2 ст.21ТК РФ);
- выполнять трудовые обязанности в соответствии с условиями контракта, правилами учебного и трудового распорядка и трудовым законодательством;
- соблюдать устав, правила молодежного общественного объединения.
Ответственность:
- исключение из школы за совершение правонарушений, в том числе грубые и неоднократные нарушения устава школы;
- самостоятельная гражданская ответственность за причиненный вред (ст. 1074 ГК РФ);
- самостоятельная имущественная ответственность по заключенным сделкам (ч.3 ст.26 ГК РФ);
- возмещение причиненного вреда;
- материальная ответственность перед работодателем (ст. 232 ТК РФ);
- дисциплинарная ответственность за нарушение трудовой дисциплины (ст.192 ТК РФ);
- уголовная ответственность за наиболее тяжкие виды преступлений (ч.2,3 ст. 20, ст.87 УК РФ).
С 15 лет добавляются: Права:
- на прекращение получения общего образования с согласия родителей, комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав (ч.2 ст.61 Закона «Об образовании в РФ»);
- быть принятым на работу (ч.2 ст.63 ТК РФ).
Ответственность:
- возможность быть исключенным из образовательной организации при совершении преступления или за грубое неоднократное нарушение устава
образовательной организации (ст.43 ч.8, ч.3, ч.10 Закона «Об образовании в РФ»).
С 16 лет добавляются: Права:
- вступать в брак при наличии уважительных причин с разрешения органа местного самоуправления (в некоторых субъектах Федерации законом может быть установлен порядок вступления в брак с учетом особых обстоятельств до 16 лет) (ч.2 ст. 13 СК РФ);
- самостоятельно осуществлять родительские права (ч.2 ст.62 СК РФ);
- работать не более 36 часов в неделю на льготных условиях, предусмотренных трудовым законодательством (ч.1 ст. 92 ТК РФ);
- быть членом кооператива (ст. 26 п.4 ГК РФ);
- на управление мототранспортными средствами, учиться вождению автомобиля (п.2 ст. 25 ФЗ «О безопасности дорожного движения» ред. 28.12.13 г., п.24.1 Правил дорожного движения);
- быть признанным полностью дееспособным (получить все права 18 летнего) по решению органа опеки и попечительст ва (с согласия родителей) или суда (в случае работы по трудовому договору или занятия предпринимательской деятельностью с согласия родителей) (ст. 27 ГК РФ).
Обязанности:
- юношей – пройти подготовку по основам военной службы (ч.1,2 ст.13 ФЗ «О воинской обязанности и военной службе»).
Ответственность:
- ответственность за административные правонарушения в порядке, установленном законодательством (ст. 2, 3 Кодекса РФ «Об административных правонарушениях»);
- ответственность за нарушение правил воинского учета (ст.2.5, ст.21.6, ст.21.7 Кодекса РФ «Об административных правонарушениях»);
- полная уголовная ответственность (ч.1 ст. 20 УК РФ).
С 17 лет добавляются:
Право:
- быть допущенным к экзаменам на получение права на управление транспортными средствами категории «В» и «С» (п.1 ст.25 ФЗ «О безопасности дорожного движения»).
Обязанность:
- юношей встать на воинский учет: пройти медицинскую комиссию в военкомате и получить приписное свидетельство (ч.1 ст. 9 ФЗ «О воинской
обязанности и военной службе»);
- юношей пройти подготовку по военно-учетным специальностям (ч.1 ст. 15 ФЗ «О воинской обязанности и военной службе»).
В 18 лет человек становится совершеннолетним
- т.е. может иметь и приобретать своими действиями все права и
обязанности, а также нести ответственность, являясь полностью
дееспособным.
Теперь рассмотрим – регламентацию юридической ответственности в отношении несовершеннолетних, ее виды, содержание, основания и пределы. Виды ответственности: - Административная. Наступает с 16 лет. Распространяется на несовершеннолетних и их родителей, законных представителей.
- Гражданско-правовая. Наступает в случае нанесения вреда, причиненного личности или имуществу гражданина, а также имуществу юридического лица и подлежит возмещению в полном объеме лицом, причинившим вред. Несовершеннолетние в возрасте от 14 до 18 лет самостоятельно несут ответственность за причиненный вред на общих основаниях (в случае, когда у несовершеннолетнего нет доходов или иного имущества, достаточных для возмещения вреда, вред должен быть возмещен полностью или в недостающей части его родителями или лицами, их заменяющими, если они не докажут, что вред возник не по их вине). – Уголовная. Наступает с 16 лет (за все преступления). С 14 лет уголовная ответственность наступает за умышленное причинение тяжкого и средней тяжести вреда здоровью, убийство, умышленное повреждение или уничтожение чужого имущества (при отягчающих обстоятельствах), хулиганство (при отягчающих обстоятельствах) и вандализм. Подростки, совершающие правонарушения, за которые они в связи с не достижением возраста не могут нести уголовную ответственность, а также подростки, которых исключили из школы за асоциальное поведение, могут быть направлены в специальные учебные заведения закрытого типа.
2. ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ.
Исследовательская часть проекта заключается в определении уровня, знаний детей о своих правах и обязанностях путем анкетирования.
Анкетирование было проведено среди 28 школьников в возрасте от 12-18 лет, обучающихся в 5-9, 11 классах. Обучающимся была предложена разработанная мною анкета из 7 вопросов, содержание которых выявляет знание перечня прав и обязанностей, нормативных актов, в которых они закреплены, источники получения знаний (Приложение 1).
Анализ результатов анкетирования.
Отвечая на первый вопрос, практически все опрошенные ребята считают, что знают свои права (20 человек), остальные – сомневаются.
На вопрос о том, хорошо ли ребята знают свои обязанности, 19 человек ответили «да», остальные сомневаются.
Отвечая на третий вопрос, школьники показали следующие знания своих прав:
Право на жизнь – 17 человек;
Право на свободу мысли – 11 человек;
Право на личное пространство – 4 человека;
Право на владение имуществом – 6 человек;
Право на медицинскую помощь – 7 человек;
Право на имя и фамилию – 4 человека;
Право на образование – 11 человек;
Право на личную тайну –3 человека;
Право на культурное наследие – 4 человека.
На вопрос о том, из каких источников ребята узнали о своих правах, ответы следующие:
В школе – 19 человек;
Рассказали родители – 4 человек;
Прочитал в книгах/интернете – 8 человек;
Рассказали друзья – 1 человек;
Слышал по телевизору/радио –5 человек.
Отвечая на пятый вопрос, ребята показали следующие знания своих обязанностей:
Сохранение экологии – 2 человека;
Соблюдение законов – 2 человека;
Получение образования – 15 человек;
Сохранение правопорядка – 6 человек;
Не знаю – 4 человек;
Другой ответ – 4 человека;
На вопрос о документах, в которых говорится о правах человека, школьники ответили:
Конституция – 18 человек;
Декларация прав человека – 2 человека;
Не знаю – 2 человека.
На вопрос о документах, в которых говорится об обязанностях человека, ребята ответили:
Конституция – 11 человек;
Устав школы – 8 человек;
Гражданский кодекс – 1 человек;
Не знаю – 10 человек.
Для наглядности результаты представлены в виде диаграмм.
Заключение
В наше время не стоит забывать о детях и их правах, ведь дети это будущее нашей страны, от них зависит всё человечество. Права детей должны изучаться в школах, колледжах, для того, чтобы не только взрослые помнили об этих правах, но, и чтобы сами дети знали о своих правах. Права ребенка предоставляют дорогу в жизнь, многие возможности, защиту государства.
Чтобы в полной мере знать о правах и обязанностях ребенка, создали такой документ, как «Конвенция о правах ребенка», каждый гражданин нашей страны должен ознакомиться с этим важным документом, ведь так или иначе, это необходимо для того, чтобы быть подкрепленным в очередной сфере в нашей жизни, в сфере прав ребенка.
Одной из актуальных проблем в нашем мире является нарушение прав детей. Это происходит из-за незнания законов и самих прав, из-за того, что люди не интересуются правовыми документами (Конвенция о правах ребенка, Конституция РФ и т.д.). Права детей защищаются в судебном и административном порядке, с помощью государства и таких органов как прокуратура, органы опеки, комиссия по правам несовершеннолетних, уполномоченный по правам ребенка и т.д.).
Нижегородская область не исключение, и здесь нарушают права ребенка. Чтобы быстро решить эту проблему, необходимо знать куда нужно обращаться, если права ребенка нарушены и также нужно знать четкий алгоритм действий, чтобы не растеряться и поступить правильно.
Надеюсь, что данный проект хорошо отразит все аспекты правах ребенка, поможет людям решить проблемы с нарушением прав детей
Список использованной литературы
1. Бондаренко О. А. Права ребенка в Российской Федерации: конституционно-правовой аспект // Юрист - правовед. - 2010. - N 1. - С. 72-76. (Дата обращения 14.12.19г.)
4. Д.М. Чечет. “Как защитить свое право (Юридические советы гражданам)” – М., 1987.
6. Мастыкина И. Проблемы защиты прав детей в Poccии 2004 г
Сайт компьютерной справочной правовой системы «КонсультантПлюс».
http://www.consultant.ru/
Сайт Федеральной службы государственной статистики https://rosstat.gov.ru/
Информационный портал «Такие дела»
https://takiedela.ru/news/2020/12/11/sk-esli-byt-tochnym/
Приложение 1.
Анкета «Мои права и обязанности».
Укажите свой возраст: ______ лет Пол: _____
1. Как ты считаешь, хорошо ли знаешь свои права? (нужное подчеркнуть) Да/нет/сомневаюсь
2. Как ты считаешь, хорошо ли знаешь свои обязанности? (нужное подчеркнуть) Да/нет/сомневаюсь/считаю, что у меня нет обязанностей
3. О каких правах человека тебе известно (ответ запиши)?
______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________4. Из каких источников ты узнал о своих правах (нужное подчеркни)
А) в школе б) рассказали родители в) прочитал в книгах/интернете г) рассказали друзья д) слышал (а) по телевизору, радио
5. Как ты считаешь, какие у тебя есть обязанности (ответ запиши)?
______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________6. Какие ты знаешь документы, где говорится о правах человека (ответ запиши)?
_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
7. Какие ты знаешь документы, где говорится об обязанностях человека (ответ запиши)?
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________