СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Проект по обществознанию "Правовой статус несовершеннолетних: права и обязанности"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Проект по обществознанию "Правовой статус несовершеннолетних: права и обязанности"»

Муниципальное общеобразовательное учреждение

Трудиловская средняя школа

Смоленского района Смоленской области









Индивидуальный проект по обществознанию

на тему:

«Правовой статус несовершеннолетних: права и обязанности»









Выполнила: Прокофьева Анастасия,

обучающаяся 9 класса

Руководитель: Козлова Е.В.







2021 г.

СОДЕРЖАНИЕ



Введение 3-4

1.ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ

1.1. Понятия «правовой статус», «права», «обязанности», «ответственноть».

1.2 Документы, отражающее права несовершеннолетних

1.3. Права, обязанности и ответственность несовершеннолетних

2. ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ

Заключение

Список использованных источников.

Приложение



Введение



Ребёнок всегда нуждался, нуждается и будет нуждаться во всесторонней заботе и защите государства и общества. Во всем мире отношение к детям постепенно приобретает новое качество. Все более очевидной становится истина, что ребенок – это личность, умение которого жить в обществе, семье во многом зависит от предоставления ему возможности получить всестороннее развитие, проявить себя. Одним из способов достижения такой цели служит наделение гражданина, в данном случае несовершеннолетнего, соответствующими правами, т.е. превращение его в самостоятельный субъект права.

Выбранную мной тему проекта считаю очень актуальной в наши дни. У несовершеннолетних, как и у взрослых, есть человеческие права и разница лишь в том, что взрослые больше знают и умеют, несут больше ответственности. Пользуясь этим, взрослые часто нарушают эти законные права. Вследствие чего дети оказываются в трудной жизненной ситуации: каждый год дети становятся жертвами более 90 тысяч преступлений, количество посягательств на детей со стороны близких родственников и членов семьи растет, родителей ограничивают в родительских правах либо вовсе их лишают, а над ребенком устанавливается опека или он помещается в дом для детей, оставшихся без попечения родителей (по данным Федеральной службы государственной статистики численность детей, родители которых лишены родительских прав на 2017 год составляет 37966; численность детей, родители которых ограничены в родительских правах 9616). Не все несовершеннолетние знают свои права, умеют пользоваться ими в необходимых случаях. Также на данный момент существует проблема в современном обществе, что дети, в особенности подростки, забывают о своих обязанностях, считают нужным обращать внимание взрослых только на их права. Какие же есть права и обязанности у несовершеннолетних? Ответить на эти вопросы я попытаюсь в моем исследовании. Цель исследования: выявить уровень знаний детей о своих правах и обязанностях.

Данная цель определила и поставила перед собой решение следующих задач:
- изучить литературу по выбранной теме;

- познакомиться с понятиями «права», «обязанности», «правовой статус»;

- изучить нормативно-правовые акты, отражающие права и обязанности несовершеннолетних;

- разработать анкету для опроса несовершеннолетних;

- проанализировать результаты анкетирования и сделать выводы.

Гипотеза. Обучающиеся знакомы с основными своими правами, но не знают о своих обязанностях.

Объект исследования: обучающиеся 5-9,11 классов МБОУ Трудиловской СШ.

Предмет исследования: права и обязанности несовершеннолетних. Методы исследования: анализ источников информации, анкетирование, обработка полученных результатов, сравнение.

Практическая значимость. Материалы, представленные в работе, могут быть использованы для проведения в МБОУ Трудиловской СШ внеклассных мероприятий (бесед и классных часов), на уроках обществознания.

При написании проекта я использовала интернет-ресурсы, основу которых составили материалы компьютерной справочной правовой системы «КонсультантПлюс».









1. ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ.


1. 1. Понятия «правовой статус», «права», «обязанности», «ответственность».

Для того, чтобы начать изучать выбранную мной тему изначально я рассмотрела базовые понятия: «правовой статус» «права», «обязанности». Правовой статус закрепляет социальный статус лица, это совокупность прав и обязанностей личности, признанная законодательством и Конституцией.   Права человека — это охраняемая законом мера возможного поведения, направленная на удовлетворение интересов человека. Это универсальная категория, которая представляет собой вытекающие из самой природы человека возможности пользоваться элементарными, наиболее важными благами в условиях безопасного, свободного существования личности в обществе. В современный период права человека понимаются как общесоциальное понятие, отражающее наднациональные, общечеловеческие требования и стандарты в области свободы личности. Правам человека присущи следующие признаки: 1) складываются объективно и не зависят от государственного признания; 2)принадлежат индивиду от рождения; 3)имеют неотчуждаемый, неотъемлемый характер, признаются как естественные; 4)являются непосредственно действующими; 5) признаются высшей социальной ценностью; 6)их признание, соблюдение и защита — обязанность государства. Права ребёнка  - это свод прав детей, зафиксированных в международных и российских документах по правам ребёнка. Согласно Конвенции о правах ребенка, ребенок — это лицо, не достигшее 18 лет. Государство взяло на себя обязательство защищать детей, поэтому они имеют такие же права, как и взрослые. Обязанности – это безусловные для выполнения действия, по общественным требованиям или внутренним побуждениям. Ответственность – это обязанность человека отвечать за свои поступки.

1.2. Документы, отражающие права несовершеннолетних.

Основным актом о правах ребенка на международном уровне является Конвенция о правах ребенка, которая принята в Нью-Йорке, 20 ноября 1989 г. — это документ о правах ребенка из 54 статей. Впервые о правах детей заговорили в двадцатом веке. Одним из первых шагов Генеральной Ассамблеи ООН по защите прав детей было образование в 1946 году Детского фонда ООН. Первым актом ООН, касающимся прав детей, стала принятая Генеральной Ассамблеей в 1959 году Декларация прав ребёнка, в которой были сформулированы десять принципов, определяющих действия всех, кто отвечает за осуществление всей полноты прав детей, и которая имела целью обеспечить им «счастливое детство». Декларация провозгласила, что «человечество обязано давать ребенку лучшее, что оно имеет», гарантировать детям пользование всеми правами и свободами на их благо и благо общества. К 20-летию принятия Декларации прав ребёнка, ООН провозгласила 1979 год Международным годом ребёнка А в 1996 году по инициативе Франции, день принятия Генеральной Ассамблеей ООН текста Конвенции, было решено ежегодно 20 ноября отмечать, как День прав ребёнка.

Основные законодательные акты, которые регулируют права детей в Российской Федерации, это: - Конституция РФ; -Семейный кодекс РФ; - Трудовой кодекс РФ; - Гражданский кодекс РФ; - Федеральный закон от 24 июля 1998 года № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации»; - Федеральный закон от 24.04.2008 № 48-ФЗ «Об опеке и попечительстве»; - Федеральный закон от 21.12.1996 № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей»; -Федеральный закон   от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в РФ».


1.3. Права и обязанности, ответственность несовершеннолетних.


С рождения ребенок имеет  право:

-  на  жизнь,  индивидуальность  (ст.  6,8  Конвенции  ООН  о  правах ребенка); -  на  всестороннее  развитие  и  на  уважение  человеческого  достоинства (ст. 27-31 Конвенции ООН о правах ребенка); -  на  имя,  отчество,  фамилию  (ст.  58  Семейного  Кодекса  РФ),  на гражданство  (ст.  6  Конституции  РФ,  ст.  12  ФЗ  «О  гражданстве  Российской  Федерации»);

-  жить  и  воспитываться  в  семье  (ст.  54  Семейного  Кодекса  РФ),  на общение с обоими родителями и другими родственниками (ст. 55 СК РФ), на защиту (ст. 56 СК РФ);

-  на заботу и воспитание родителями (ст. 7 ч.1 Конвенции ООН о правах ребенка, ст.38 ч.2 Конституции РФ);

-  на  получение  содержания  от  своих  родителей  и  других  членов  семьи (ст. 60 СК РФ).

 Обязанности и ответственность. С  момента  рождения  и  до  14  лет  в  России  ребенок  имеет  статус малолетнего.  На  малолетнего  ребенка  в  возрасте  до  6  лет  Законом  не возложены  какие-либо обязанности,  так  как  его  потребности  и  интересы обязаны  обеспечивать  законные  представители  (родители  или  опекуны), которые  кроме  этого  несут  полную ответственность  за  противоправные действия ребенка.  С 6 лет добавляются: Права: - совершать мелкие бытовые сделки, совершать сделки, направленные на безвозмездное  получение  выгоды,  не  требующие  нотариального удостоверения  или  государственной  регистрации;  совершать  сделки  по распоряжению  средствами,  предоставленными  родителями  или  другими людьми,  с  согласия  родителей  для  определенной  цели  или  свободного распоряжения (ст. 28 Гражданского Кодекса РФ).

Обязанности: -  слушаться  родителей  (законных  представителей),  за  исключением случаев  пренебрежительного,  грубого,  унижающего  человеческое достоинство обращения или оскорбления; -  получить  основное  общее  образование  (Ст.44  п.4  Закона  «Об образовании в РФ»);

-  соблюдать  правила  поведения,  установленные  в  воспитательных  и образовательных организациях, дома и в общественных местах.

Ответственность:

-  перед  родителями  (законными  представителями),  воспитателями,

учителями, администрацией учебного заведения.

 С 8 лет добавляются:

Права:

- быть членом и участником детского общественного объединения (ст.19 ч.4 ФЗ «Об общественных объединениях»).

Обязанности:

- соблюдать устав, правила детского общественного объединения.

Ответственность:

-  содержание,  воспитание  и  обучение  в  специальном  учебно -воспитательном  учреждении  открытого  типа  (ч.2  ст.15  ФЗ  «Об  основах системы  профилактики  безнадзорности  и  правонарушений несовершеннолетних»).

 С 10 лет добавляются: Права: -  на  учет  своего  мнения  при  решении  в  семье  любого  вопроса, затрагивающего  его  интересы  (ст.  59,  ч.4  ст.72,  ч.1  ст.132,  ч.4  ст.134, ч.3 ст.143 СК РФ);

-  быть  заслушанным  в  ходе  любого  судебного  или  административного разбирательства (ст.57 СК РФ);

-  давать согласие на  изменение своего имени и фамилии (ст. 59, 134 СК РФ), на восстановление в родительских правах кровных родителей (ст. 72 СК РФ), на усыновление или передачу в приемную семью (ст. 132 СК РФ).

C 11 лет добавляются:

Ответственность:

-  помещение  в  специальные  учебно-воспитательные  учреждения закрытого  типа  для  детей  и  подростков,  не  подлежащих  уголовной ответственности  (прекращенное  уголовное  дело  в  отношении несовершеннолетних  или  материалы  об  отказе  в  его  возбуждении).  До рассмотрения  судьей  материалов  о  помещении  несовершеннолетних,  не подлежащих  уголовной  ответственности,  в  специальные  учебно-воспитательные  учреждения  закрытого  типа,  такие  лица  могут быть направлены  на  срок  до  30  суток  в  Центр  временного  содержания  для несовершеннолетних  правонарушителей  органов  внутренних  дел  на основании  постановления  судьи    (ч.4  ст.  15  ФЗ  «Об  основах  системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних»).

 С 12 лет добавляются: Право: -  ездить  на  переднем  сиденье  легкового  автомобиля  (п.22.9  Правил дорожного движения РФ).

 С 14 лет добавляются:

Права:

- получить  паспорт гражданина  Российской Федерации  (п.1  Положения о паспорте гражданина Российской Федерации);

- самостоятельно обращаться в суд для защиты своих прав (ч.2 ст. 56 СК РФ);

- требовать отмены усыновления (ст. 142 СК РФ);

- давать  согласие  на  изменение  своего  гражданства  (глава  5 Федерального Закона «О гражданстве Российской Федерации»);

-  с  согласия законных представителей  быть  принятым  на  работу  для выполнения легкого труда (ч.3 ст. 63 ТК РФ);

-  на  сокращенную  продолжительность  рабочего  времени  (ч.1  ст.92  ТК РФ);

- на поощрение за труд (ст.191 ТК РФ);

- на ежегодный оплачиваемый отпуск (ст.267 ТК РФ);

- права  автора  произведений  науки,  литературы  или  изобретения,  или другого результата своей интеллектуальной деятельности;

- без  согласия  родителей  распоряжаться  заработком,  стипендией  и иными доходами, вносить вклады, совершать мелкие бытовые сделки   (ст. 26 ГК РФ);

- на вступление в  профсоюзы  (ст.2 ФЗ  «О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности»);

-  быть  членом  и  участником  молодежных  общественных  объединений (ст. 19 ФЗ «Об общественных объединениях»).

Обязанности:

-  иметь  паспорт  (постановление  Правительства  РФ  «Об  утверждении положения о паспорте гражданина РФ, образца бланка и описания паспорта гражданина РФ»);

-  работать  добросовестно,  соблюдать  трудовую  дисциплину  (ч.2  ст.21ТК РФ);

-  выполнять  трудовые  обязанности  в  соответствии  с  условиями контракта,  правилами  учебного  и  трудового  распорядка  и  трудовым законодательством;

- соблюдать устав, правила молодежного общественного объединения.

Ответственность:

- исключение  из  школы  за  совершение  правонарушений,  в  том  числе грубые и неоднократные нарушения  устава школы;

- самостоятельная  гражданская ответственность за  причиненный  вред (ст. 1074 ГК РФ);

- самостоятельная  имущественная  ответственность  по  заключенным сделкам (ч.3 ст.26 ГК РФ);

- возмещение причиненного вреда;

- материальная ответственность перед работодателем  (ст. 232 ТК РФ);

-  дисциплинарная ответственность за нарушение трудовой дисциплины (ст.192 ТК РФ);

-  уголовная  ответственность  за  наиболее  тяжкие  виды преступлений (ч.2,3 ст. 20, ст.87 УК РФ).

 

С 15 лет добавляются: Права:

-  на прекращение получения общего образования с согласия родителей, комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав (ч.2 ст.61 Закона «Об образовании в РФ»);

- быть принятым на работу (ч.2 ст.63 ТК РФ).

Ответственность:

-  возможность быть исключенным из образовательной  организации  при совершении  преступления  или  за  грубое  неоднократное  нарушение устава

образовательной  организации  (ст.43 ч.8, ч.3, ч.10 Закона «Об образовании в РФ»).

 С 16 лет добавляются: Права:

- вступать  в  брак  при  наличии  уважительных  причин  с  разрешения органа местного самоуправления (в некоторых субъектах Федерации законом может  быть  установлен  порядок  вступления  в  брак  с  учетом  особых обстоятельств до 16 лет) (ч.2 ст. 13 СК РФ);

- самостоятельно осуществлять родительские права (ч.2 ст.62 СК РФ);

- работать  не  более  36  часов  в  неделю  на  льготных  условиях, предусмотренных трудовым законодательством (ч.1 ст. 92 ТК РФ);

- быть членом кооператива (ст. 26 п.4 ГК РФ);

- на  управление  мототранспортными  средствами,  учиться  вождению автомобиля  (п.2  ст.  25  ФЗ  «О  безопасности  дорожного  движения»  ред. 28.12.13 г., п.24.1 Правил дорожного движения);

- быть  признанным  полностью  дееспособным  (получить  все  права  18 летнего) по решению органа опеки и попечительст ва (с согласия родителей) или  суда  (в  случае  работы  по  трудовому  договору  или  занятия предпринимательской деятельностью с согласия родителей) (ст. 27 ГК РФ).

Обязанности:

- юношей  –  пройти подготовку по основам военной службы  (ч.1,2 ст.13 ФЗ «О воинской обязанности и военной службе»).

Ответственность:

-  ответственность  за  административные  правонарушения  в  порядке, установленном  законодательством  (ст.  2,  3  Кодекса  РФ  «Об административных правонарушениях»);

-  ответственность за нарушение правил воинского учета (ст.2.5, ст.21.6, ст.21.7 Кодекса РФ «Об административных правонарушениях»);

- полная уголовная ответственность (ч.1 ст. 20 УК РФ).

С 17 лет добавляются:

Право:

-  быть  допущенным  к  экзаменам  на  получение  права  на  управление транспортными  средствами  категории  «В»  и  «С»  (п.1  ст.25  ФЗ  «О безопасности дорожного движения»).

Обязанность:

-  юношей  встать  на  воинский  учет:  пройти  медицинскую  комиссию  в военкомате и получить  приписное свидетельство  (ч.1  ст. 9 ФЗ  «О воинской

обязанности и военной службе»);

-  юношей  пройти  подготовку  по  военно-учетным  специальностям  (ч.1 ст. 15 ФЗ «О воинской обязанности и военной службе»).

 В 18 лет человек становится совершеннолетним

-  т.е.  может  иметь  и  приобретать  своими  действиями  все  права  и

обязанности,  а  также  нести  ответственность,  являясь  полностью

дееспособным.

   Теперь  рассмотрим  –  регламентацию  юридической  ответственности  в отношении несовершеннолетних, ее виды, содержание, основания и пределы.  Виды ответственности: - Административная. Наступает  с  16  лет. Распространяется  на  несовершеннолетних  и  их  родителей,  законных представителей.

 - Гражданско-правовая. Наступает в случае нанесения вреда,  причиненного  личности  или  имуществу  гражданина,  а  также имуществу  юридического  лица  и  подлежит  возмещению  в  полном  объеме лицом, причинившим вред. Несовершеннолетние  в  возрасте  от  14  до  18  лет  самостоятельно несут ответственность за причиненный вред на общих основаниях (в случае, когда  у  несовершеннолетнего  нет  доходов  или  иного  имущества, достаточных  для  возмещения  вреда,  вред  должен  быть  возмещен полностью  или  в  недостающей  части  его  родителями  или  лицами,  их заменяющими, если они не докажут, что вред возник не по их вине). – Уголовная. Наступает с 16 лет (за все преступления). С  14  лет  уголовная  ответственность  наступает  за   умышленное причинение  тяжкого  и  средней  тяжести  вреда  здоровью,  убийство, умышленное  повреждение  или  уничтожение  чужого  имущества   (при отягчающих обстоятельствах),  хулиганство  (при  отягчающих обстоятельствах) и вандализм. Подростки,  совершающие  правонарушения,  за которые  они  в  связи  с  не  достижением  возраста  не  могут  нести уголовную  ответственность,  а  также  подростки,  которых  исключили из  школы  за  асоциальное  поведение,  могут  быть  направлены  в специальные учебные заведения закрытого типа.  




2. ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ.


Исследовательская часть проекта заключается в определении уровня, знаний детей о своих правах и обязанностях путем анкетирования.

Анкетирование было проведено среди 28 школьников в возрасте от 12-18 лет, обучающихся в 5-9, 11 классах. Обучающимся была предложена разработанная мною анкета из 7 вопросов, содержание которых выявляет знание перечня прав и обязанностей, нормативных актов, в которых они закреплены, источники получения знаний (Приложение 1).

Анализ результатов анкетирования.

Отвечая на первый вопрос, практически все опрошенные ребята считают, что знают свои права (20 человек), остальные – сомневаются.

На вопрос о том, хорошо ли ребята знают свои обязанности, 19 человек ответили «да», остальные сомневаются.

Отвечая на третий вопрос, школьники показали следующие знания своих прав:

Право на жизнь – 17 человек;

Право на свободу мысли – 11 человек;

Право на личное пространство – 4 человека;

Право на владение имуществом – 6 человек;

Право на медицинскую помощь – 7 человек;

Право на имя и фамилию – 4 человека;

Право на образование – 11 человек;

Право на личную тайну –3 человека;

Право на культурное наследие – 4 человека.

На вопрос о том, из каких источников ребята узнали о своих правах, ответы следующие:

В школе – 19 человек;

Рассказали родители – 4 человек;

Прочитал в книгах/интернете – 8 человек;

Рассказали друзья – 1 человек;

Слышал по телевизору/радио –5 человек.

Отвечая на пятый вопрос, ребята показали следующие знания своих обязанностей:

Сохранение экологии – 2 человека;

Соблюдение законов – 2 человека;

Получение образования – 15 человек;

Сохранение правопорядка – 6 человек;

Не знаю – 4 человек;

Другой ответ – 4 человека;

На вопрос о документах, в которых говорится о правах человека, школьники ответили:

Конституция – 18 человек;

Декларация прав человека – 2 человека;

Не знаю – 2 человека.

На вопрос о документах, в которых говорится об обязанностях человека, ребята ответили:

Конституция – 11 человек;

Устав школы – 8 человек;

Гражданский кодекс – 1 человек;

Не знаю – 10 человек.

Для наглядности результаты представлены в виде диаграмм.

Заключение

В наше время не стоит забывать о детях и их правах, ведь дети это будущее нашей страны, от них зависит всё человечество. Права детей должны изучаться в школах, колледжах, для того, чтобы не только взрослые помнили об этих правах, но, и чтобы сами дети знали о своих правах. Права ребенка предоставляют дорогу в жизнь, многие возможности, защиту государства.

Чтобы в полной мере знать о правах и обязанностях ребенка, создали такой документ, как «Конвенция о правах ребенка», каждый гражданин нашей страны должен ознакомиться с этим важным документом, ведь так или иначе, это необходимо для того, чтобы быть подкрепленным в очередной сфере в нашей жизни, в сфере прав ребенка.

Одной из актуальных проблем в нашем мире является нарушение прав детей. Это происходит из-за незнания законов и самих прав, из-за того, что люди не интересуются правовыми документами (Конвенция о правах ребенка, Конституция РФ и т.д.). Права детей защищаются в судебном и административном порядке, с помощью государства и таких органов как прокуратура, органы опеки, комиссия по правам несовершеннолетних, уполномоченный по правам ребенка и т.д.).

Нижегородская область не исключение, и здесь нарушают права ребенка. Чтобы быстро решить эту проблему, необходимо знать куда нужно обращаться, если права ребенка нарушены и также нужно знать четкий алгоритм действий, чтобы не растеряться и поступить правильно.

Надеюсь, что данный проект хорошо отразит все аспекты правах ребенка, поможет людям решить проблемы с нарушением прав детей





Список использованной литературы

1. Бондаренко О. А. Права ребенка в Российской Федерации: конституционно-правовой аспект // Юрист - правовед. - 2010. - N 1. - С. 72-76. (Дата обращения 14.12.19г.)


4. Д.М. Чечет. “Как защитить свое право (Юридические советы гражданам)” – М., 1987.


6. Мастыкина И. Проблемы защиты прав детей в Poccии 2004 г





Сайт компьютерной справочной правовой системы «КонсультантПлюс».

http://www.consultant.ru/

Сайт Федеральной службы государственной статистики https://rosstat.gov.ru/

Информационный портал «Такие дела»

https://takiedela.ru/news/2020/12/11/sk-esli-byt-tochnym/














Приложение 1.

Анкета «Мои права и обязанности».

Укажите свой возраст: ______ лет Пол: _____

1. Как ты считаешь, хорошо ли знаешь свои права? (нужное подчеркнуть) Да/нет/сомневаюсь

2. Как ты считаешь, хорошо ли знаешь свои обязанности? (нужное подчеркнуть) Да/нет/сомневаюсь/считаю, что у меня нет обязанностей

3. О каких правах человека тебе известно (ответ запиши)?

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________4. Из каких источников ты узнал о своих правах (нужное подчеркни)

А) в школе б) рассказали родители в) прочитал в книгах/интернете г) рассказали друзья д) слышал (а) по телевизору, радио

5. Как ты считаешь, какие у тебя есть обязанности (ответ запиши)?

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________6. Какие ты знаешь документы, где говорится о правах человека (ответ запиши)?

_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

7. Какие ты знаешь документы, где говорится об обязанностях человека (ответ запиши)?

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!