Исследовательская работа по математике.
Разработка задач на действия с дробями по сюжетам из сказок
Автор: ученица 6 класса
МОУ «Савватиевской СОШ»
Баталова Екатерина.
Актуальность
- Повышение интереса учащихся к решению задач.
- умение подобрать сюжет и составить задачу по данному сюжету.
Цель:
углубление знаний по теме обыкновенные дроби, развитие логического мышления, воспитание нравственных качеств, в том числе порядка и дисциплины.
Задачи:
- Изучение истории появления задач на Руси;
- Решение старинных задач на дроби;
- Составление задач на дроби по сюжетам сказок;
- Опрос обучающихся МОУ «Савватиевская СОШ» по теме исследования.
- Объект исследования - задача
- Предмет исследования – действия с дробями.
- Методы исследования : анкетирование, анализ литературы по проблеме исследования
Анкета для исследования.
- Нравится ли вам решать задачи?
- Ответы учащихся:
Анкета для исследования.
- Хотели бы вы решать задачу с сюжетом из сказок?
- Ответы учащихся:
История появления дробей.
- Необходимость в дробных числах возникла у человека на весьма ранней стадии развития. Уже дележ добычи, состоявший из нескольких убитых животных, между участниками охоты, когда число животных оказывалось не кратным числу охотников, могло привести первобытного человека к понятию о дробном числе.
Задача на сравнение дробей по сказке «Иван-Царевич и Серый волк».(Русская Народная сказка)
Задача: Иван-Царевич проскакал на коне часть своего пути ,а на волке . Какая часть пути больше?
Решение:
1. Приведём дроби к общему знаменателю 56.
2. Получим дроби и .
3. Из двух дробей с одинаковыми знаменателями ,
больше та, у которой числитель больше, значит
› .
Задача по сказке «Сказка о царе Салтане»(А.С.Пушкин).
Скорость корабля царя Салтана составляет км/ч , а скорость течения реки составляет км/ч.
Найдите скорость корабля по течению реки , и его скорость против течения.
Решение:
1.Можно найти скорость корабля по течению.
+ =(20+2)+ =22 =23 (км./ч.)-скорость корабля по течению.
2.Теперь находим скорость корабля против течения.
- =19+1 - =(19-2)+ =17
=17 .
Задача про Бабу Ягу ,Кощея Бессмертного и Змея Горыныча. (Авторская задача).
Баба Яга утверждает, что Змей Горыныч не пролетит 1000 км без дозаправки. Кощей Бессмертный поспорил с ней на бочку меда, что пролетит. Змей Горыныч пролетел пути и, совершив вынужденную посадку, съел Ивана Царевича. Проспорила Баба Яга бочку меда или не проспорила?
Решение:
1)1000÷5∙4=800(км.)-пролетел Змей Горыныч .
1000 〉 800
Ответ: Баба Яга не проспорила.
Задача на умножение дробей по сюжету сказки «Сказка о рыбаке и рыбке.»(А. С. Пушкин.)
Задача: Старуха послала Старика к
синему морю, позвать рыбку и
выпросить у неё новое корыто.
Неспокойно синее море. Стал Старик
кликать Золотую рыбку. Ждал он её
часа. Рыбка приплыла на волне, со
скоростью 100 км/ч. Найдите длину
волны.
Решение: = (км.)= ≈278(м.)
Ответ:278 метров длина волны.
Задача на нахождение дроби от числа.
Задача: Печка напекла 45 пирожков, из них с капустой. Алёнушка с Иванушкой взяли часть пирожков с капустой. Сколько осталось пирожков с капустой?
Решение:
1) = =20(п.)- с капустой.
2) = =5(п.)-с капустой взяли Алёнушка и Иванушка.
3)20-5=15(п.)-с капустой осталось.
Ответ:15 пирожков.
Задача на проценты «Сказка о Царе и трех сыновьях».(Украинская народная сказка.)
Задача: у царя во владениях было 130 гектара земли. Он раздал её своим сыновьям. Старшему отдал он 30%, среднему 44% от доли старшего брата, остальное младшему. Сколько гектаров земли получил младший сын?
Решение:
1) =39(га.)-старшему.
2) =17,16(га.)-среднему.
3)39+17,16=56,16(га.)вместе
4)130-56,16=73,84(га.)
Ответ:73,84 гектаров получил младший сын.
Задача на нахождение процентов от числа по сказке «Перепилиха».(Степан Писахов)
Задача: Перепилиха убила своим голосом медведя, массой 269 кг, а масса Перепилихи составляет 28% от массы медведя. Найдите массу Перепилихи.
Решение:
1)28%=
2) =75,32( кг)
Ответ:75,32 кг масса Перепелихи.
Задача на нахождение числа по заданному значению его дроби. Демьян и Кузьма. Архангельск. Сказка.
Задача: Кузьма проработал у Демьяна 30 лет. Получил он за это 15 серебряников, что составило всей суммы. Сколько всего заработал Кузьма?
Решение:
1) 15: = * = 25(с.)
Ответ: 25 серебряников.
Задача про бобров.
Задача: Бобр Васька сгрызает плотину за 15 мин., а бобр Женька за 35 мин. За сколько минут бобры Васька и Женька вместе сгрызут плотину?
Решение:
1) (см./м.) –
общая скорость.
2)
(мин.)–сгрызут они плотину вместе.
Ответ: 10,5 мин.
Заключение
В ходе своей работы я научилась составлять задачи на дроби по сюжетам сказок. Я узнала много интересной и познавательной информации о математических задачах, вспомнила русские сказки и повторила тему дроби.