СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Проект по литературе "Где учились известные поэты и писатели: секреты образования классиков"

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цель работы - понимание роли образования в жизни и творчестве писателей

Просмотр содержимого документа
«Проект по литературе "Где учились известные поэты и писатели: секреты образования классиков"»

МБОУ «Усть-Абаканская средняя общеобразовательная школа»









Тема проекта: «Где учились известные поэты и писатели: секреты образования классиков»







Выполнили ученицы 6 класса

Акопян Делика и Акопян Каролина

Руководитель – учитель литературы

Балалаева И.Н.

















П.Усть-Абакан

2022 г.





Содержание



Введение……………………………………………………………………

Основная часть. В каких учебных заведениях учились поэты и писатели 18 – 19 веков?.....................................................................................................

  1. Пушкин Александр Сергеевич (1799 – 1837)

  2. Лермонтов Михаил Юрьевич (1814 - 1841)

  3. Толстой Лев Николаевич (1828 – 1910)

  4. Ломоносов Михаил Васильевич (1711 – 1765)

  5. Гоголь Николай Васильевич (1809 – 1852)

  6. Тургенев Иван Сергеевич ( 1818 – 1883)

Заключение…………………………………………………………………

Список литературы………………………………………………………...

Приложение































Введение

XIX столетие является одним из самых знаменательных в русской литературе. Именно эта эпоха подарила миру имена великих классиков, которые оказали влияние не только на русскую, но и на всемирную культуру. Основными идеями, свойственными литературе этого времени, является рост человеческой души, борьба добра со злом, торжество нравственности и чистоты.

Актуальность. Образование играет главную роль в жизни человека, формирует его духовный мир, помогает понять предназначение. На уроках литературы мы много говорим о замечательных мастерах русского слова. Читая произведения, невольно задаешь вопросы: где учились, у кого учились и как учились эти талантливые люди?

Гипотеза.Талантливые писатели не только одарены природной гениальностью, но и получили глубокие знания в учебных заведениях.

Таким образом, цель работы – понимание роли образования в жизни и творчестве писателей.

Задачи:

1.Собрать и изучить информацию по заданной теме проекта.

2. Сделать вывод о правильности или ошибочности моей гипотезы.

Объект исследования: информация о биографии любимых писателей и поэтов, в частности, о месте учебы.

Предмет исследования: учебные заведения, где получили образование выбранные писатели.

Методы исследования:

-изучение литературы и других источников информации

-анализ и выбор материала;

- обобщение информации.













Основная часть. В каких учебных заведениях учились

поэты и писатели 18 – 19 веков?

Мы очень любим уроки литературы. Интересно не только прочитать художественные произведения, но и узнать биографические подробности писателей. Нам нравятся многие писатели и их творчество. Особенно любимыми стали Михаил Ломоносов, Александр Пушкин, Михаил Лермонтов, Николай Гоголь, Иван Тургенев, Лев Толстой. В проект мы включили материал об учебе именно этих писателей.

  1. Пушкин Александр Сергеевич (1799 – 1837)

В жизни величайшего русского поэта Александра Сергеевича Пушкина образование сыграло огромную роль. Начальные знания будущий поэт получал дома под руководством учителей и гувернеров из Германии, Франции, Англии и России. Таким образом постигали азы наук большинство детей из дворянского сословия.

В учебе маленький Саша Пушкин прилежным не был, учителя нередко жаловались на него, однако, все изменилось, когда Александр увлекся чтением. Нередко ночи он проводил в отцовском кабинете, читая все подряд книги.

Родные Пушкина заранее позаботились о том, чтобы он поступил в один из престижнейших лицеев того времени - в Царскосельский. Больше всех хлопотал дядя поэта - Василий Львович, он и привез 12-летнего Сашу в Санкт-Петербург.

После успешной сдачи экзаменов в августе 1811 года Сашу зачислили в лицей.

Лицей имел императорский статус, поэтому на открытии учебного года, состоявшемся 19 октября 1811 года, был и сам император.

У каждого ученика в лицее имелась своя, очень просто обставленная комната, Пушкин получил комнату №14, этот номер присвоили ему при зачислении в лицей. Из-за чрезмерной скромности обстановки Пушкин называл свою комнату «кельей».

Все лицеисты должны были носить специальную форму. В темно-синих мундирах с красной отделкой и ботфортах мальчики-лицеисты выглядели одновременно и трогательно, и торжественно.

День лицеистов начинался с 6 утра, первые уроки были уже в 7 часов, а в 22 часа после вечерней молитвы полагался сон. Ежедневно на уроки отводилось 7 часов, кроме этого 2,5 часа - на домашние задания. В среду и субботу ученики дополнительно занимались танцами и фехтованием.

Пушкину из всех предметов нравились русский, французский и латинский языки, словесность и фехтование, по этим предметам он имел хорошие оценки.

А вот по «слишком грубому» для него немецкому, математике и логике оценки у поэта были плохие.

В лицее Пушкин на всю жизнь сдружился с Пущиным, Дельвигом и Кюхельбекером, именно они были его первой поддержкой на поприще сочинения стихов.

Во время публичного экзамена 8 января 1815 года состоялось первое публичном выступление поэта с «Воспоминаниями в Царском селе», имевшими огромный успех, в том числе у Державина.

В лицее он начал раскрывать свой талант, постоянно работал над стихами, усиливая свои способности в литературе.

9 июня 1817 года, успешно закончив лицей, Пушкин получил чин 10-го класса и назначение в Коллегию иностранных дел.

2 Лермонтов Михаил Юрьевич (1814 - 1841)

Детство и юность будущего классика проходило в Тарханах, богатом имении, находившемся в Пензенской губернии. Для своего любимого Мишеля бабушка нанимала педагогов-французов, обучавших мальчика языку. Это был бывший офицер наполеоновской армии Капэ, место которого позже занял эмигрант Шандро. Затем учителем Мишеля стал англичанин Виндзон, который не только обучал его языку, но и знакомил с английской классикой. Именно этот человек разбудил творческие способности подростка.

Кроме иностранных педагогов, на мальчика оказывало большое влияние наблюдение за бытом крестьян, устное народное творчество. Он вырос среди людей, которые во время работы и праздников часто пели раздольные песни, рассказывали друг другу предания о своих защитниках – Разине и Пугачеве. Его первая поездка на Кавказ состоялась в 1825 году. Бабушка отправилась туда вместе со своим внуком с оздоровительными целями. Прекрасные горные пейзажи потрясли душу десятилетнего мальчика. Он навсегда полюбил Кавказ, считал его лучшим местом для жизни. В Горячеводске мальчик в первый раз испытал чувство влюбленности. Через два года он посвятил своей Музе стихотворение к «К Гению».

Когда внуку исполнилось четырнадцать лет, бабушка записала его в 4-ый класс московского университетского пансиона. В декабре он перешел в 5-ый класс, по итогам учебы был награжден книгой и картиной. По мнению самого поэта, именно в этом году он стал заниматься творчеством.

В пансионе подросток занимался составлением рукописных журналов. Он был главным сотрудником одного из таких журналов, получившего название «Утренняя Заря». Здесь была размещена первая работа юного литератора, которую он назвал «Индианкой». В пансионе Мишель проучился два года. В 1830 году Мишель стал студентом Московского университета. Он учился на нравственно-политическом отделении, затем – на словесном. Одновременно с поэтом здесь получали образование Белинский, Герцен, Огарев, но он не общался с этими студентами. В стенах Московского университета Лермонтов так и не сумел найти себе товарищей. Он не принимал никакого участия в студенческой жизни, никогда не участвовал в жарких спорах. Для заносчивого юноши не существовало авторитетов и среди преподавателей.

В конце второго курса на репетиции экзаменов по нумизматике, риторике и геральдике преподаватели обнаружили, что этот студент является очень начитанным человеком. Однако в базовых знаниях, которые преподаватели давали студентам на лекциях, у него был существенный пробел. Когда преподаватели выяснили это, Лермонтов стал пререкаться с ними. В результате он получил вполне обоснованную рекомендацию – оставить университет, поскольку профессорам показалась, что этого студента они просто не смогут ничему научить. Оставаться на повторное обучение Мишель категорически отказался.

Вместе с бабушкой неудачливый студент переезжает в Петербург. Два года обучения в Московском университете здесь засчитывать не стали. Оскорбленный Лермонтов решил продолжать обучение в школе гвардейских прапорщиков и кавалерийских юнкеров. Он учился здесь два года и очень страдал из-за невозможности заниматься творчеством.

3.Толстой Лев Николаевич (1828 – 1910)

Лев Николаевич получил прекрасное домашнее образование и в 1843 году поступил в Императорский Казанский университет, где учился его старший брат Николай. Поначалу это был факультет восточных языков, но из-за низкой успеваемости юному графу пришлось бросить его и поступить на юридический факультет. Однако и здесь Толстой учился не более двух лет. Он бросил университет, так и не получив высшее образование.

Лев Николаевич вернулся в Ясную Поляну, предприняв попытку управлять имением и жить как помещик. Но жизнь в деревне разочаровала юношу, и он отправился в Москву, затем в Петербург. Он принялся вести дневник, куда записывал все важное, чего должен достичь в жизни. Толстой занялся самовоспитанием и самообразованием, много читал. Он ставил перед собой высокие цели, часть из которых воплотил в жизнь, а часть так и не смог осуществить. Он изучал историю, музыку, рисование, медицину и естественные науки, сельское хозяйство, иностранные языки. В итоге в зрелом возрасте он свободно говорил на английском, французском, немецком, читал на итальянском, некоторых славянских языках, знал латынь, греческий, татарский и другие языки.

Это был период духовного поиска и метаний. Желание быть «лучше и чище» сменялось кутежами с цыганами и картами. В итоге Лев Толстой, выдержав экзамен в Петербургский университет, не стал учиться, а в звании юнкера отправился на Кавказ, где в то время служил его брат Николай.

4. Ломоносов Михаил Васильевич (1711 – 1765)

Первым учителем Ломоносова был его односелец крестьянин Иван Шубной, или Шубин. Выучившись грамоте, Ломоносов начал читать в церкви и здесь познакомился с церковно-славянским языком и церковными книгами, которые развили в нем глубокое религиозное чувство, послужившее для него источником утешения в тяжелых обстоятельствах жизни.

15 января 1731 года, скрыв свое крестьянское происхождение, он поступил на учебу в московскую Славяно-греко-латинскую академию. Здесь Михаил проучился четыре года, после чего год слушал курсы в Киево-Могилянской академии.

В сентябре 1736 года Михаил Ломоносов и еще двое учеников, как самые способные, был отправлен на обучение в Германию. В Германии он обучался 5 лет. Три года в Марбургском университете (Гессен), год в Фрейбурге (Саксония) и еще год прошёл в переездах. Часто бывал в Голландии. Там он изучал основы горного дела, металлургии, химии и другие науки.

В июне 1741 года (по другим сведениям, в январе 1742 года) Ломоносов вернулся в Россию и был назначен в академию адъюнктом Академии наук по физическому классу, а в августе 1745 года стал первым русским, избранным на должность профессора (академика) химии. В 1749 году на торжественном собрании Академии наук Ломоносов выступил с речью под названием "Слово похвальное императрице Елизавете Петровне".

Стремясь развивать отечественную науку, Михайло Васильевич добивается открытия первого в стране университета.

Создание университета было предложено И. И. Шуваловым и М. В. Ломоносовым. Первоначально открытие университета планировалось на 1754 год, однако из-за подготовительных работ, связанных в первую очередь с ремонтом здания, открытие состоялось только в 1755 году. Указ о создании университета был подписан императрицей Елизаветой Петровной 24 января (4 февраля) 1755 года. И в настоящее время этот московский вуз носит имя Ломоносова М.В.

5. Гоголь Николай Васильевич (1809 – 1852)

В 1821-м Гоголь стал учеником Нежинской гимназии высших наук. Прилежность была не его характерной особенностью, он невнимательно слушал уроки, прилагал усилия исключительно накануне экзаменов. По воспоминаниям учителя латыни Ивана Кулжинского, Гоголь даже после трех лет обучения латыни ничему не научился. На лекциях он часто отвлекался на чтение книги, которую неизменно держал под скамьей. Больше всего Николай увлекался рисованием и русской словесностью, ему нравилось творчество Александра Пушкина. После того, как в 1825-м опубликовали первые главы поэмы «Евгений Онегин», Николай Гоголь перечитывал их так часто и с удовольствием, что вскоре мог рассказать наизусть. Он и сам занимался сочинительством.

В 1827-м Николай стал автором поэмы под названием «Ганц Кюхельгартен». Главный герой – юноша, который отказался от любви ради того, чтобы побывать в Греции. В следующем году Гоголь получил документ об окончании Нежинской гимназии и принял решение о переезде в Петербург.

6. Тургенев Иван Сергеевич ( 1818 – 1883)

В 1827 году Тургеневы переехали в Москву, стали жить в доме на Неглинной улице. Переезд был запланированным – детям нужно было учиться. Будущего писателя определили в пансион, владельцем которого был Вейденгаммер. Но там Тургенев пробыл недолго, через некоторое время мать отдала мальчика в пансион Ивана Краузе. Он прошел курс среднего образования в домашних условиях и в частных пансионах, а затем поступил учиться в Московский университет на факультет словесности.

В этот же период в университете обучался В. Белинский, А. Герцен. После окончания первого курса Тургенев уехал в северную столицу, где завершил образование на историко-филологическом факультете Петербургского университета. Переезд был вынужденным, Николай, старший брат будущего писателя, стал курсантом гвардейской артиллерии.

Во время своей студенческой юности Тургенев хотел стать поэтом. Иван занимался переводами поэзии Шекспира, Байрона. Он и сам пробовал писать.

Окончив в 1836 году обучение со степенью действительного студента, Иван Сергеевич серьезно готовится к научной деятельности. В 1837 году он получает степень кандидата, а через год отправляется в Берлин для продолжения обучения. Здесь будущий писатель слушает лекции по истории греческой и римской литературы, дома изучает грамматику древнегреческого, латинского языков. Знание этих языков позволило Тургеневу свободно читать произведения античных классиков.

В 1841 году молодой человек возвращается в Лутовиново. Через полгода он сделал попытку сдать экзамен на степень магистра философии, но она оказалась неудачной. На тот момент в столичном университете просто не было штатного профессора философии. Зато в Петербурге Тургенев выдержал экзамен на степень магистра греческой и латинской филологии. Он написал диссертацию для словесного факультета, но не стал защищать ее. К этому времени у Ивана Сергеевича были уже другие приоритеты, он решил вплотную заняться литературным творчеством.





























Заключение



Изучив материал по данной теме, гипотеза, выдвинутая в начале работы, подтвердилась. Оказывается, наши любимые писатели и поэты получили хорошее образование. Все они были любознательными, трудолюбивыми, старательными учениками. Понимали цель и смысл обучения. Полученное образование сформировало их личностные черты, развило природные способности и талант. Мы узнали много интересного из общей культуры и истории нашей страны.

В результате проделанной работы мы решили поставленные задачи и осуществили цель работы – сделали вывод о роли образования в жизни и творчестве писателей.

Перспективы дальнейшего исследования мы видим в изучении этого вопроса относительно писателей и поэтов 20 века.

Материал проекта можно использовать на уроках литературы учителю и учащимся.



































Список литературы

  1. https://school1208.ru/istoriya-rossii/russkaya-literatura-v-19-veke.html#

  2. Учебник литературы. 6 класс. - Меркин Г.М.

















































Приложение

  1. Портреты писателей

  2. Фотографии учебных заведений


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!