СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Проект по литературе "Деды Морозы народов России"

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Проект позволит узнать новую информацию о существовании Дедов Морозов в нашей стране, а также изучить фольклорную основу описания особенностей национальных Дедов Морозов

Просмотр содержимого документа
«Проект по литературе "Деды Морозы народов России"»

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Усть-Абаканская средняя общеобразовательная школа»













Тема проекта:

«Деды Морозы народов России»









Выполнил

ученик 7 класса

Леконцев Илья

Руководитель:

учитель русского языка и литературы

Балалаева И.Н.











Усть-Абакан, 2022 г.





Содержание

Введение……………………………………………………………………….стр. 2

Основная часть.

Глава1. Деды Морозы народов России…………………………………….стр. 3-13

1.1.Русский Дед Мороз

1.2.Бурятский Дед Мороз — Саган Убугун — Белый Старец

1.3.Карельский Дед Мороз — Паккайне — Морозец

1.4.Казачий Дед Мороз

1.5.Марий Эл Дед Мороз — Йушто Кугыза и Лумудыр

1.6.Мордовский Дед Мороз – Мороз — Атя

1.7.Татарский Дед Мороз – Кыш Бабай

1.8.Удмуртский Дед Мороз — Тол Бабай

1.9.Якутский Дед Мороз — Чисхан и Эхээ Дыыл

1.10.Ямало-Ненецкий Дед Мороз — Ямал Ири — дедушка Ямала

Глава 2. Образы Дедов Морозов народов России в фольклоре……………стр.15-20

2.1. Сказки о русском Деде Морозе

2.2. Сказки и легенды народов России о «братьях» Деда Мороза

Заключение…………………………………………………………………….стр. 21

Список литературы……………………………………………………………стр. 22























Введение

Один из самых уютных праздников в России – Новый год. Когда запах мандаринов ассоциируется с торжеством, а мерцающие огоньки на ёлке так и манят заглянуть под хвойную красавицу в поисках долгожданного подарка. Известно, что заведует подарками Дедушка Мороз, но не все знают, сколько их насчитывается в России. Как велико разнообразие народов, населяющих нашу страну, так и количество добрых бородачей не ограничено скромной цифрой. Образ Деда Мороза складывался веками, и каждый народ вносил в его историю что–то свое. 

Актуальность данной работы вижу в том, что особенно в настоящее время важно, как можно больше знать о культуре и истории всех народов нашей страны. Только в этом случае мы будем едины и сильны, будем лучше понимать и уважать друг друга.

Гипотеза. Сколько и какие Дедушки Морозы живут в многонациональной России? Какими представлены они в народном эпосе? Могу предположить, что Деды Морозы в разных регионах России отличаются друг от друга только внешними данными.

Таким образом, цель работы – узнать новую информацию о существовании Дедов Морозов в нашей стране, а также изучить фольклорную основу описания особенностей национальных Дедов Морозов.

Задачи:

1.Исследовать информацию о происхождении имен, традиционных особенностях Деда Мороза у разных народов России

2. Изучить народный эпос с образом Деда Мороза, выяснить самобытные особенности, описанные в сказках, легендах и преданиях.

3. Сделать вывод о правильности или ошибочности моей гипотезы: Деды Морозы в разных регионах России отличаются друг от друга только внешними данными.

Объект исследования: информация о Дедах Морозах у разных народов нашей страны, литературный эпос о новогоднем символе праздника

Предмет исследования: происхождение имени национального Деда Мороза, традиции, обычаи, описанные в народных легендах и преданиях.

Методы исследования:

-изучение литературы и других источников информации

-анализ и выбор материала;

- сопоставление и сравнение;

- обобщение информации.

Глава1. Деды Морозы народов России

1.Русский Дед Мороз



Наш родной Дед Мороз – великий русский языческий бог, персонал славянских сказок – олицетворение жутких зимних морозов, метелей и снегопадов, дух зимы, повелитель стужи и холода, снега и ветра. Он дважды спасал Русь от врагов. Дед Мороз в трудную годину, когда враг подступал к Москве, превращался в отважного Генерала Мороза и спасал страну. Генерал Мороз напустил невиданные холода и метели, и две мощные по тем временам армии (Наполеон и Гитлер) потерпели крах.

Узнать русского деда Мороза можно по одежде. Как правило, это высокий статный пожилой мужчина с белой бородой до пупа, одетый в длинную боярскую шубу до земли, на ногах обязательно валенки, штаны заправлены в валенки. На голове у настоящего Деда Мороза боярская шапка, а не какой-то красный колпак. Очков у Деда Мороза нет. Обязательно в руках русского Деда Мороза должен быть посох в виде прямой палки, на ней может быть набалдашник как звезда, но не закругленный посох, как у католического епископа.

Передвигается наш дед по земле, точнее по пушистому снегу на тройке коней, символизирующих три зимних месяца, а не летает по небу как Санта.

Подарки наш Дед Мороз оставляет под елкой. Об истории Рождественской елки рассказано здесь. Раздавать подарки помогает ему внучка Снегурочка.

У главного волшебника новогодней ночи много братьев, которые живут в разных уголках нашей огромной страны.

2. Бурятский Дед Мороз — Саган Убугун — Белый Старец

В Бурятии поздравляет детей с новым годом сказочный фольклорный персонаж Саган Убугун, (в переводе Белый Старец) – сказочный символ зимы. Есть легенда, согласно которой Саган Убугун – добуддийское божество сразу родился столетним стариком с белой бородой. Так высшие боги наказали его мать за то, что она пренебрегла ими, не напоив их водой. В Древних бурятских мифах его называют богом — супругом Земли. Его культ был распространен у монголоязычных народов более двух с половиной тысяч лет еще до буддизма. Саган Убугун покровительствовал семейному благополучию, долголетию, счастью, богатству, продолжению рода, плодородию. Он владыка гор, земли и воды, повелитель диких зверей, людей и домашних животных, духов земли и воды.

Отличительными чертами Саган Убугун являются белые одежды, четки на шеи и своеобразный волшебный посох, на вершине которого находится голова мифического водяного чудовища (макара), имеющего черты крокодила и дельфина. Прикосновение к посоху Белого Старца дарит долгую жизнь.

Поздравления и подарки Белый Старец дарит вместе с Матушкой Зимой, зовут её Тугэни Энёкэн.









3. Карельский Дед Мороз — Паккайне — Морозец



Карельский Дед Мороз – самый молодой из российских Дедов Морозов. Его даже трудно назвать дедом. Это молодой, весёлый, вечно холостой парень, у которого даже нет бороды, но есть подруга Луминайне.

Появился он в сказочном мире в 1999 году в Олонце. Согласно легенде Паккайне появился на свет морозной зимой, когда торговый обоз возвращался в его родной город Олонец (Карелия) с ярмарки. Стужа не навредила младенцу, он родился крепким, здоровым и весёлым, поэтому его назвали Паккайне, что в переводе с карельского означает Морозец. Рос мальчик не по дням, а по часам, обгоняя своих сверстников. Через неделю он достиг размеров трехлетнего ребенка, а всего через месяц — превратился в завидного жениха. Отец ссудил его деньгами и отправил торговать в разные страны.

Паккайне любил красоваться перед зеркалом, но все его отражения оживали и оставались в тех городах, где он бывал, но до определённой поры. К началу зимы все они собирались в родном городе Олонце и утраивали состязания, кто же из них настоящий Морозец. Паккайне тоже участвовал в играх, но 1 декабря превратился в младенца, который быстро рост и становился снова женихом.

У Паккайне есть как праздничная, так и будничная одежда. На праздник он облачается в красную шубу и красную накидку, а в обычный день надевает синий кафтан. На голове – красная шапка. На поясе небольшой мешочек с различными сувенирами.



4. Казачий Дед Мороз

Не так давно (всего пять лет назад) в России появился новый сказочный персонал – Всемирный Казачий Дед Мороз. Его задача не только дарить детям новогодние и рождественские подарки, но прививать им любовь к Родине, приобщать их к истокам национальных традиций и духовности, а также оказывать адресную помощь сиротам и детям — инвалидам.

В истории казачества появился новый символ. Символ добросердечия и милосердия, объединения, преданности и верности Православной вере и своему Отечеству – Матушке России.

Прародителем образа Всемирного Казачьего Деда Мороза является благотворитель — Святитель Николай Чудотворец, а прототипом — преподобный Илья Муромец — воин-патриот. По легенде казачий Дед Мороз жил и не тужил в своей Пещере Вечной мерзлоты под Железноводском. Но Главный Дед Мороз страны, проезжая из Великого Устюга заглянул на Ставрополье и попросил младшего брата помочь ему в важном деле – развести подарки детям.

Казачьего Деда Мороза ни с кем не спутаешь. В его облачении присутствуют детали национального казачьего костюма: терская папаха, эполеты, аксельбант, газыри, башлык, шашка и кинжал. Сопровождает его внучка Снегурочка, новогодник – мальчик Новый год, скоморохи, казак с казачкой, ручной медведь.







5. Марий Эл Дед Мороз — Йушто Кугыза и Лумудыр

 























В марийском фольклоре свой Дед Мороз — Йушто Кугыза «живет» примерно уже десять веков. Его ещё называют «Холодный Дедушка». У марийцев «кугыза» обозначает «старик» или «дедушка». Именно так они называют своих духов. Есть дух дома — Сурт Кугыза, дух заморозков — Покшым Кугыза, горный старик — Курык Кугыза.

Раздавать подарки ему помогает внучка Лумудыр. Узнать Йушто Кугыза легко по его одеянию: тёплый зипун, меховая шапка с белым верхом, рукавицы вышиты национальным орнаментом, на поясе красный кушак, в руках белый посох и красный мешок.

Марийский Дед Мороз живет в северной части республики, в селе Кукнур в Сернурском районе.













6. Мордовский Дед Мороз – Мороз — Атя

Высшим богом в мордовской мифологии считается. Нишке. Он сотворил землю и небо, выпустил в мировой океан трех рыб, на которых держится наша земля, насадил леса, создал человеческий род, повелел мужчинам заниматься земледелием, а женщинам – домашней работой. Мордве известно, что у Нишке на небе есть семь волшебных амбаров. В одном из них живет Дед Мороз – Мороз-Атя, в другом – Дед Мякина, в третьем – пятница, в четвертом – воскресенье, в пятом – зима, в шестом – лето, а седьмой открывать никак нельзя, и поэтому никому не известно, что там находится.

В праздничные дни Мороз-Атя живёт в своей усадьбе в Ульяновской области



















7. Татарский Дед Мороз – Кыш Бабай

Татарский Дед Мороз – мифический герой, живущий в чудесном лесу, в селе Новый Кырлай Арского района в музейном комплексе известного татарского поэта Габдуллы Тукая — «татарского Пушкина»всего в 80 километрах от Казани.

Согласно легенде в самую долгую ночь декабря тюрки отмечали начало обновления жизни. Они считали, что именно этой ночью появился Верховный Бог Тенгре. Он управляет всем миром и божествами. Зимой управляет Кыш Тенгресе или зимнее божество, которого в народе прозвали Кыш Бабай. Именно он отвечает за весёлую встречу Нового Года. Гулянья идут с 21 декабря по 1 января – праздник Нардуган.

Кыш Бабая можно узнать по особым приметам. На нём может быть синий или зелёный кафтан с национальными орнаментами, золотой пояс, вместо шапки — мохнатая тюбетейка, на ногах сапоги из овечьей шерсти. Кыш Бабай достаёт подарки детям из красивого расписного мешка.

У татарского Деда Мороза большая свита из 14 сказочных персонажей. Прежде всего, дочка – Кар Кызы, Баба Яга – Убырлы, Зухра и Тахир (герои восточной легенды о любви), Златовласка – Алтынчэн, Батыр и Шурале (герои сказки «Шурале» Габдуллы Тукая), шайтаны (черти), снеговики. Все они живут вместе с татарским Дедом Морозом. Ожившие герои поэта Габдуллы Тукая пропагандируют его наследие.



8. Удмуртский Дед Мороз — Тол Бабай

Тол Бабай – удмуртский Дед Мороз – фольклорный герой.

Согласно легенде Тол Бабай – самый младший из великанов, живших на Кар – Горе. Они жили ещё тогда, когда на земле не было людей. Но когда на горе появились люди, великаны не хотели иметь с ними ничего общего и постарались спрятаться в яме на вершине горы, а Тол Бабай не успел, переход в параллельный мир закрылся и маленький великан остался один. Долго скитался Тол Бабай в окрестностях Кар – Горы, изучил язык зверей и птиц, узнал целебные силы растений и однажды зимой он встретился с детьми. Они не испугались его, а наоборот подружились с ним, играли в разные игры, смеялись и веселились. В благодарность великан одарил детей подарками. Ребята обрадовались и прозвали великана Тол Бабаем, что означает Снежный дед. Теперь каждый год приходит Тол Бабай к детям и дарит им новогодние подарки.

Волшебной силой обладает и его посох, тот, кто к нему прикоснется, получит исполнение желаний в Новом Году. Как правильно загадать новогоднее желание узнайте здесь.

Шуба Удмуртского Деда Мороза – фиолетовая – это любимый цвет его родины — Шарканского района. В руках погнутый посох, Удмуртский Дед много ходил пол белому свету, и посох сильно погнулся. Подарки детям Тол Бабай носит за спиной в берестяном коробе.

К людям он приходит не только на Новый год. Все 365 дней в году он рядом, рассказывает людям о природе своего любимого края, о целебных растениях, зверях и птицах.


9. Якутский Дед Мороз — Чисхан и Эхээ Дыыл

В Якутии живут сразу два Деда Мороза – оба герои фольклора – Чисхан и Эхээ Дыыл. Чисхан – хранитель холода. Он живет в самой северной части России в Оймяконе – полюсе холода. Он хозяин вечной мерзлоты. Именно к нему накануне Нового Года приезжают все Деды Морозы для благословения и получения настоящего январского морозца. Это злой Дед Мороз. Он несет с собой холодный ветер и несчастья.

Своеобразен костюм зимнего волшебника из Якутии: необычная шапка с рогами быка, роскошно расписанная стразами, бисером, стеклярусом синяя шуба, белый посох.

Второй Дед Мороз — Эхээ Дьыл – повелитель времени и хозяин года, его ласково называют Дедушка Мороз. Живет он в Верхоянске. У него большое семейство: жена – Королева Зимы (КыхынХотун), три дочери Осень (Кухуунэй), Весна (Саасчаану), Лето (Сайыыну), а также внук Ветерок (Тыалчаан) и внучка Снегурочка (Хаарчаана). Все они отвечают на письма к Якутскому Деду Морозу, дарят детям подарки.

10.Ямало-Ненецкий Дед Мороз — Ямал Ири — дедушка Ямала

Ямало-Ненецкий Дед Мороз — Ямал Ири — сказочный персонаж, описанный в мифах коренных северных народов. Как правило, это седовласый пожилой старец, одетый в национальную одежду — кисы (меховые сапоги) и малицу (шубу из оленьих шкур), да пояс, украшенный костью мамонта. Кроме посоха у него есть заветный бубен, с помощью которых он проводит волшебные обряды и ритуалы, отгоняет злые силы, помогает осуществить мечту, исполнить желание, приобрести счастье.

Есть у него и постоянная прописка — посёлок Горнокнязевск Приуральского района в 15 километрах от Салехарда.

Вот какие разные Деды Морозы живут на просторах нашей страны. Я рассказал не обо всех Дедах Морозах России. Есть еще Алтайский Дед Мороз — Соок-Таадак, Кабардино-Балкарский Дед Мороз – Уэс — Дадэ, Калмыцкий Дед Мороз — аав Киитн (дед Холод), Чувашский Дед Мороз — Хĕл Мучи (дед Зима).



























Глава 2. Деды Морозы России в литературных источниках

Все Деды Морозы различаются по внешности и характеру, но всех их объединяет одно – самый сказочный праздник года без этих героев невозможен. Мы продолжаем рассказ о главных зимних героях народов России в фольклоре.

  В литературе можно встретить немало сказок и новогодних историй, где героем является дед Мороз.

Сказки о русском Деде Морозе:

1. «Морозко».

2. «Два Мороза».

3. «Мороз и Заяц».

3. «Милена и Деды Морозы».

4. «Дед Мороз из Дедморозовки».

5. «Как дед Мороз перепутал подарки».

6. «Настоящий дед Мороз».

7 «Трудно быть добрым» и другие.

Так, в сказке «Морозко», Мороз предстает весьма нелицеприятным типом. В тексте сказки, с одной стороны, Морозко, конечно, одаривает падчерицу золотом за «хорошее» поведение, но с другой… насмерть замораживает дочку мачехи, по сути, за обычную лень.

В сказке «Два Мороза» образы двух братьев-волшебников, которые пытались ради забавы заморозить людей. Младший – Красный Нос – молодой, торопливый, неопытный, глупый. Красный – старший – рассудительный, мудрый, довольный.

А в сказке «Мороз и Заяц» хвастливый и всемогущий Мороз пытался заморозить Заяца, но у него это не вышло. Справедливый Дед подарил Зайцу белю шубку за его смелость и смекалку.

Сказка «Милена и Деды Морозы» рассказывает о настоящем новогоднем волшебстве, о счастье, дружбе, доброте, хорошем настроении. Здесь образ Деда Мороза – классический: «немного суровый на вид дедушка. Он был в высокой красной шапке, расшитой серебром и жемчугом, и красной расшитой серебром и с лебединым пухом по краям в пол шубе, в трехпалых перчатках, а в руке держал хрустальный посох с витой ручкой». Дедушка трудолюбивый, целый год он следит за ребятами, готовит подарки. Главная героиня знакомится с Дедами из других стран мира – Японии, Финляндии, Монголии. И отмечает, что «всех Дедов Морозов объединяет белая борода и красный от мороза нос».

В русских сказках дед Мороз изображается как взбалмошный, строгий, всемогущий, но справедливый дух зимы. Он олицетворяется с холодом, стужей, ледяным ветром, вечным льдом. Может любого заморозить в сосульку. Деда Мороза представляют как седого старика с бородой до пола, длинной толстой шубе, валенках, шапке, рукавицах, и с посохом, которым он морозил людей.




Легенды и сказки народов России о «братьях» Деда Мороза.

  1. Из чувашского фольклора легенда о ХельМучи.

ХельМучи  –  зимний волшебник-даритель из Чувашии. На чувашском языке означает «Старик Мороз». Он проживает в деревне Кшауши, в этноэкологическом комплексе «Ясна», в 30 км от столицы республики города Чебоксары. Здесь находится его резиденция, в которой он принимает гостей и устраивает для них традиционный чувашский новогодний праздник «Сурхури». Сопровождают ХельМучи герои народных сказок и легенд: Юр Пике (Снегурочка), Арщюри (Леший), Камака (Тетушка Печка). Они помогают чувашскому волшебнику развлекать гостей и дарить новогодние подарки.

В чувашском фольклоре популярна сказка «Золотая сумка». Однажды ХельМучи, могущественный чувашский бог зимы и холода, подарил чувашу Ивану две сумки. Одна сумка была худой и рваной, а другая сумка – золотой. Из худой сумки всякие яства да разносолы сыпались. А из золотой выскакивали двенадцать здоровенных солдат и колотили дубинками всех подряд. Так с этими удивительными сумками чуваш и живет до сих пор. Тужить ему некогда, потому что в жизни кнут и пряник хорошо помогают. Низкий поклон Дедушке Морозу ХельМучи за его две сумки. Если бы не они, как чувашу уму-разуму набраться.

Внешне чувашский волшебник напоминает обычного Деда Мороза. Он носит кафтан и отороченную мехом шапку, украшенные национальным орнаментом. ХельМучи подпоясан белым кушаком. В руке у него, как и положено зимнему волшебнику, большой посох. От других национальных Дедов Морозов ХельМучи отличается большими музыкальными талантами. Он не только сам изготавливает древние музыкальные инструменты: шахлич, купас, кавал, най, но и прекрасно играет на них.

Главной помощницей кудесника является его внучка - прекрасная Юр Пике, что по-чувашски означает Снежная Красавица. В резиденции волшебника в Ясне она заведует новогодней мастерской, в которой для гостей ХельМучи приготовлено множество необычных сувениров. Юр Пике является большой мастерицей. А для маленьких гостей резиденции она проводит увлекательные мастер-классы.

Живет также в сказке ХельМучи чувашский леший по имени Арщюри. Ощущает он себя настоящим хозяином леса и оберегает лесные богатства. Почувствует Арщюри приближении человека, спрячется за густыми деревьями, хохочет и хлопает в ладоши, стараясь испугать людей. Но в сказочном лесу ХельМучи леший – существо доброе. Но все-таки людей различает. Тот, кто с добрыми намерениями к нему в лес заходит, того Арщюри привечает, показывает, где грибы-ягоды растут, а где - целебные травы. Того же, кто не с добрыми мыслями в лесу появляется, Арщюри из леса выпроваживает, предварительно изрядно покрутив и заставив кругами бродить. Знает лесной дух много секретов целебных трав и с удовольствием делится ими в сказке ХельМучи.

Хорошо помогает чувашскому волшебнику сказочная тетушка Камака. Камака по-русски означает «печка». Волшебная Тетушка Печка-Камака является отличной стряпухой. Особенно ей удаются сладкие булочки йевы (по-чувашски «гнездышки»). Эти знаменитые «гнездышки» так и тают во рту детворы, участвующей в зимних новогодних забавах и нагулявшей аппетит.

  1. Тувинская легенда о Соок Ирей

Формирование образа тувинского Деда Мороза тесно связано с древними легендами народа Тувы о сотворении мира. В сложной системе мифологических героев присутствуют драконы Улу. По внешнему виду драконы – это животные, которые не имеют постоянного внешнего облика. Они постоянно копируют внешность и повадки разных животных. Поэтому каждый раз получается «неизвестный науке» и невиданный прежде зверь. С одним из драконов Улу с наступлением зимних холодов происходят такие чудесные превращения. Он становится человеком. В народе его называют Соок Ирей. Все его тело состоит сплошь из льда. Он выглядит усталым и тоскливым. Растительные части тела покрыты густым серебряным инеем, как все в окружающей природе. Чтобы люди не увидели «холодного человека» из неземного мира, он одевается в одежду синего и белого цвета, такого же, как снег и лед. Только на шапке волшебника заметны лунный и солнечный цвета, символизирующие его потустороннее происхождение.

Передвигаясь по земле, могущественный Соок Ирей морозит все вокруг. Реки сковывают льды. Птицы налету падают, мгновенно превращаясь в лед. Рога у скотины отваливаются. Земля в белый саван одевается. А хитрый заяц поскорее меняет серую шубку на белую, чтобы Соок Ирей не заметил его. А не то дыхнет на него морозным дыханием – и пропал зайка. Но не все же по лесам, оврагам и горам путешествовать. Скучно и тоскливо. Морозный старец Тувы, превратившись в дракона, летит и к людям, посещает тувинские дома и юрты. А вот когда он начинает радоваться, на душе у людей становится легко и весело. При этом волшебник может принять облик и добра молодца, и красной девицы и вообще кого угодно.

Устав от холода, люди начинают просить о наступлении весны и теплых дней. Тогда Соок Ирей, состоящий изо льда, начинает медленно испарятся, а его дух отлетает туда, откуда явился, в таинственное и сакральное место в тайге.

В наше время Соок Ирей материализовался и стал добрым новогодним волшебником-дарителем. Он с успехом представляет Туву на фестивалях и праздниках зимних коллег по профессии. Костюм у него красивый и необычный. Видно, что костюмеры постарались придать что-то «драконье» образу Соок Ирей. На голове шапка необычной формы, несколько напоминающая шлем древнего воина с рогами. Костюм обязательно голубого и белого цвета, так как волшебник Соок Ирей ледяной.

  1. Ненецкая легенда о Ямал Ири

Дедушка появился на белом свете в незапамятные времена. Говорят, это произошло одновременно с Полярным Уралом и красивой величественной Ямальской Тундрой. Могучие духи севера наделили Ямал Ири необыкновенной чудесной силой.

Вот и живет с тех пор Ямал Ири в ямальской тундре, в своей волшебной резиденции, где он самолично установил себе чум. Непременно ранним утром обливается водой ледяной. Надевает малицу и обходит сказочным дозором, совсем как некрасовский Мороз-воевода, свои обширные владения. Следит за порядком. Все ли ладно да складно на далеком севере?

Ямал Ири трудно спутать с другими традиционными волшебниками-дарителями. Он одет в традиционную одежду северных народов – малицу и кисы.  Его охотничий пояс украшен орнаментом из кости самого мамонта. Волосы у Ямал Ири седые и длинные, сзади волшебник, как правило, сплетает косичку. Борода и усы также седые и очень пышные.

В отличие от других Дедов Морозов у Ямал Ири целых два волшебных атрибута, которые помогают ему творить чудеса: волшебные посох и бубен. Посох у него деревянный, украшенный красивым национальным орнаментом. Свидетели утверждают, что даже легкого прикосновения к волшебному посоху будет достаточно, что заветное желание сбылось.

Но особенно дорожит северный кудесник своим волшебным бубном. Ямал Ири утверждает, что благодаря бубну он слышит голос волшебного мира. Бубен очень помогает ему в добрых делах, является неиссякаемым источником светлой энергия и силы. Как только Ямал Ири прикасается к бубну, нехорошие мысли сами собой покидают людей. Добрые люди мгновенно становятся сильнее духом, а у злых людей в душе прорастают ростки доброты.

  1. Фольклорная основа образа мордовского Деда Мороза

В мордовском фольклоре живут лесные жители-отшельники. Сказочные персонажи имеют реальных прототипов. Некоторая часть мордовских жителей не приняла христианство и ушла в леса, ведя отшельнический образ жизни, сохраняя языческие традиции. В сказках они фигурируют под именем Гирь Атя, что означает «лесной дедушка». Зимой их называли ЯкшамоАтя – «холодный дед». Люди эти особенные, они обладают необычной, сверхъестественной силой. Однажды, как повествует старинная мордовская сказка, один из таких персонажей оказал помощь мужчине. Стояла морозная ветреная погода. Поднялась пурга, все лесные тропинки занесла метель. Мужчина заблудился и не мог найти дорогу домой. Добрый отшельник помог выбраться из лесу и спас ему жизнь. Легенду и заблудившемся путнике рассказывает жительница села Кивать Наталья Кузьмина.

По другой версии, в период принятия Христианства в конце XVII века часть мужчин, желая сохранить языческие верования отцов, ушла в леса. Никто их не искал в непроходимых лесах. А жены и дети продолжали жить в селах. На заимках, вдали от семей, отшельники вели нехитрое хозяйство. А когда наступала зима, истосковавшиеся по домашнему уюту мужики возвращались и устраивали для близких зимний праздник: пели, играли на гармошке, танцевали. Так возник праздник зимних отцов, по-эрзянски ЯкшамоАтя.

Описание внешности и отличие от других Дедов Мороз. Одежда мордовского кудесника украшена национальным орнаментом. Он носит белую рубаху, подпоясан красным кушаком. Вместо традиционной шапки на его голове красивое красное очелье. У седовласого старца ЯкшамоАтя необычный посох в виде рогатины.  А на посохе-рогатине висят бубенчики. Когда Холодный Дед передвигается по земле, бубенчики извещают своим звоном о приближении мордовского волшебника.

Важным отличием ЯкшамоАтя от его собратьев по ремеслу является его спутница. Почти все Деды Морозы имеют свою Снегурочку-помощницу. А  спутницей мордовского дедушки является  Масторава, которую уместно считать сестрой волшебника. Масторава – один из главных персонажей мордовской мифологии, Мать-Земля. Выглядит она совсем не так, как хрупкие внучки Снегурочки. Это солидная барыня среднего возраста. Она одета в мордовский национальный костюм и является главной помощницей Мордовского Дедушки в новогодние праздники. Гостей принимает, угощает и развлекает, подарки новогодние помогает дарить.

  1. Бурятская легенда о СагаанеУбгене

Хотя СагаанУбгэн давно вошел в дружную семью российских волшебников-дарителей, по своей сущности он Дедом Морозом не является. Белый Старец – это буддийское божество, занимающее центральное место в божественном пантеоне. Белый Старец охраняет землю и все живое. Он отвечает за добро, благоденствие, счастье, богатство, благополучие. Считается, что мифические представления о СагаанеУбгене уходят своими корнями в добуддийский период. Уже более 2 тыс. лет тому назад культ Белого Старца был широко распространен. Те, кто с глубоким почтением относятся к Старцу, знают, что он дарит покой и равновесие во всех людских начинаниях и делах. 

Бурятского Деда Мороза легко отличить от других волшебников-дарителей по посоху. Он у него с головой дракона. СагаанУбген носит белую шубу и меховую шапку, украшенные национальным бурятским орнаментом.

  1. Легенда о татарском Кыш Бабае

Легенда о татарском волшебники тесно связана с религиозными представлениями древних тюрков. Главным божеством у них был Тенгре. Он управлял всем миром и другими божествами. Считалось, что он родился зимой, в самую долгую ночь декабря.

А зима подчинялась божеству рангом пониже – Кыш Тонгрессе. Народ этого зимнего бога называл Кыш Бабаем. Именно он устраивал в честь Тенгре веселое празднество. Тюрки водили хороводы вокруг священного вечнозеленого дерева ели и совершали магический обряд «Каратен» («черная ночь»). Кыш Бабай всегда приглашал на праздник других богов и духов тюркского пантеона. Обязательно присутствовали Кар Кызы, любимая дочь зимнего волшебника, лесной дух Шурале, дух воды Су Анасы. В наше время они материализуются и станут помогать Кыш Бабаю принимать гостей.

Праздник назывался Нардуган и продолжался с 21 декабря по 1 января.

Таким образом, прочитав народные легенды и предания, связанные с образом главного символа новогоднего праздника, можно узнать много интересного из общей культуры и истории народов России.































Заключение

Изучив материал по данной теме, гипотеза, выдвинутая в начале работы, не подтвердилась. Оказывается, «побратимы» русского Деда Мороза различаются не только внешним видом, но имеют свой характер, своеобразие традиций и обычаев. Прочитав народные легенды и предания, связанные с образом главного символа новогоднего праздника, я узнал много интересного из общей культуры и истории народов России.

В результате проделанной работы мы пришли к следующим выводам:

1.Образ Деда Мороза в России представлен в каждом народе своеобразно.

2. Образ Деда Мороза рожден народным эпосом, является частью культуры народа.

3. Праздник Нового года – любимый праздник россиян.

В данной работе нами были решены поставленные задачи. Таким образом, мы достигли цели нашего исследования - узнать новую информацию о существовании Дедов Морозов в нашей стране, а также изучить фольклорную основу описания особенностей национальных Дедов Морозов.

Перспективы дальнейшего исследования мы видим в сопоставлении русского Деда Мороза с образами этого новогоднего символа в других странах мира.

























Список литературы

  1. Источник: https://sikretdomovogo.ru/tradisi/dedyi-morozyi-rossii

  2. Детская энциклопедия «Росмен» «Культура и традиции стран мира».

  3. Детский журнал «Непоседа».

  4. Картинки из сети Интернет «Яндекс – картинки».

  5. Статья «История Деда Мороза» из поисковой системы Википедиа.























14



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!