СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Проект по географии "Путешествие Тур Хейердала"

Категория: География

Нажмите, чтобы узнать подробности

Проект по географии "Путешествие Тур Хейердала"

Просмотр содержимого документа
«Проект по географии "Путешествие Тур Хейердала"»










Коллективный проект

на тему:

«Путешествие Тур Хейердала»

















2021 год

Содержание



Пояснительная записка…………………………………………………………………


1. Краткая биография Тура Хейердала……………………………………………..

2. Идея экспедиции на «Кон-Тики»…………………………………………………

3. Строительство и конструкция плота «Кон-Тики»…………………………….

4. Экипаж «Кон-Тики»………………………………………………………………..

5. Как проходила экспедиция?.....................................................................................


Выводы………………………………………………………………………………….

Используемые источники………………………………………………………………

Приложение …………………………………………………………………………….


















1. Краткая биография Тура Хейердала

Хейердал Тур (1914-2002), норвежский путешественник, этнограф, археолог, писатель. Родился 6 октября 1914 г. в Ларвике. Образование получил на естественно-географическом факультете Университета Осло (1933-1938 гг.).

В 1940 г., когда немецкие войска в ходе Второй мировой войны оккупировали Норвегию, Хейердал стал участником движения Сопротивления. Как уроженца страны викингов, его интересовала проблема возможности взаимовлияния культур вследствие трансокеанских миграций народов.

Для доказательства гипотезы, согласно которой существовала возможность заселения островов Полинезии американскими индейцами, Хейердал в 1947 г. с экипажем в пять человек на бальсовом плоту «Кон-Тики» совершил плавание от побережья Перу до архипелага Туамоту, преодолев около 6000 км.

В 50-х гг. XX в. учёный продолжил исследования. В ходе экспедиции на Галапагосские острова (1953 г.) ему удалось открыть следы поселений доинкско го периода. В результате археологических изысканий на Маркизских островах, островах Пасхи и Рапа-Ити (1955-1956 гг.) Хейердал смог определить, что их заселение относится к IV в.

Много времени посвятил этнограф изучению камышового судостроения у народов Южной Америки, Азии и Африки. В 1970 г. на папирусной лодке «Ра-2» он пересёк Атлантику от Марокко до Вест-Индии, проплыв свыше 6000 км (экспедиция на лодке «Ра» в 1969 г. не удалось из-за дефектов в конструкции судна).

В 1977 г. Хейердал пустился в новое плавание — на тростниковой лодке «Тигрис» от побережья Ирака через Персидский залив к устью реки Инд, а оттуда – к африканскому берегу (Джибути).

На этот раз ему пришлось преодолеть свыше 5000 км. В 1982-1984 гг. учёный вёл археологические раскопки на Мальдивских островах и в итоге сумел доказать, что их заселение произошло около 500 г. (отодвинув общепринятую дату по меньшей мере на пять веков). В дальнейшем, в ходе раскопок близ Азовского моря, Хейердалу удалось обнаружить следы пребывания там викингов.

Путешественник рассказал о своих экспедициях в книгах (в их числе «Путешествие на «Кон-Тики», 1949 г.; «Ра», 1970 г.; «Мальдивская загадка», 1986 г.). В Осло работает музей «Кон-Тики», где экспонируются суда Хейердала.

Умер исследователь 18 апреля 2002 г. в Осло.


2. Идея экспедиции на «Кон-Тики»

Предисловие. Кон-Тики – это плот, на котором ученый Тур Хейердал с командой из 5 человек проплыл из Перу в Полинейзию. 101-дневное путешествие состоялось в далеком 1947 году. Но до сих пор экспедиция считается необыкновенной и обрастает легендами.

Как возникла идея экспедиции? Целью путешествия на «Кон-Тики» было доказать, что индейцы Южной Америки могли пересечь Тихий океан и заселить Полинезийские острова. Тур Хейердал считал, что инки совершали длительные заплывы на плотах из дерева. По примерному «маршруту миграции» индейцев и поплыл «Кон-Тики».

Однако сама теория зародилась гораздо раньше. Тур Хейердал – норвежский археолог и этнограф, проводивший массу исследований по всему миру. Так, за 10 лет до экспедиции ученый вместе с женой оказался на Маркизском архипелаге.

Один из стацев поведал семье о Кон-Тики – Боги местных племен. В истории говорилось, что божество помогло предками полинезийцев покинуть большую страну, преодолеть океан и заселить здешние острова.

Легенда поразила Тура Хейердала. Ученый продолжил исследование и нашел подтверждение мифа. В джунглях Полинезии этнограф обнаружил гигантские статуи Кон-Тики. Изваяния были идентичны памятникам инков в Южной Америке.

Идея путешествия по стопам бога Кон-Тики зародилась в 1946 году, за год до отплытия. Хейердал начал изучать старинные манускрипты, рисунки и архивы. Работа увенчалась успехом: исследователь обнаружил подробное изображение плотов южноамериканских индейцев.

Поиск единомышленников. Тур Хейердал беседовал с сотней ученых, путешественников и моряков. Однако большинство из них считало идею о заплыве на плоту сумасшедшей. Исследователь не терял надежды, и вскоре у него появились единомышленники. Новые знакомые начали активно искать спонсоров проекта. В итоге о норвежском ученом и его плане написали газеты.

Тур Хейердал проводил одни переговоры за другими. В число спонсоров проекта вошло и военное министерство США. Чиновники обеспечили экспедиция сухими пайками и необходимым снаряжением, спальными мешками, спецобувью и др. Позже Тур Хейердал встретился с президентом Перу и получил разрешение на строительство в местном порту.


3. Строительство и конструкция плота «Кон-Тики»

Власти Перу выделили Хейердалу и его команде портовый док и несколько рабочих. При строительстве плота были использованы задокументированные технологи инков.


  1. «Кон-Тики» строили из бальсы, очищенной от коры. Бальзовое дерево считается самым легким и прочным в мире. Подходящие экземпляры доставили в порт из Эквадора.

  2. Материал использовался сырым. Влага внутри дерева выступала в качестве пропитки и не позволяла морской воде впитываться глубже. В результате плот долго продержался на плаву.

  3. «Кон-Тики» соорудили без использования гвоздей. Основу плота составили 9 бальсовых брёвен длинной 10-14 метров. Сверху на них уложили деревья меньшего диаметра, образовав палубу. Бальзовые бревна и другие составные части перевязывали канатами, уложенными в прорезанные пазы. Это препятствовало перетиранию веревок бревнами.

  4. Над основание установили мачту и рулевое весло с широкой лопастью. Оба элемента были изготовлены из Мангрового дерева, которое не тонет.

  5. «Кон-Тики» имел острый нос, благодаря использованию бревен различной длинны. Такой подход позволил увеличить скорость движения.

  6. Судно было оснащено парсом площадью 27 м2 и двумя рядами домок, торчащих из дна плота и выполнявших роль выдвижных килей. Механизм препятствовал боковому сносу «Кон-Тики» и облегчал управление им.

  7. Для удобства палубу устлали циновками из молодого бамбука. А посередине разместили небольшую бамбуковую хижину с крышей из банановых листьев.

Завершив строительство, команда увидела точную копию древних южноамериканских плотов. Судну решили дать имя Бога полинезийцев и инков, вдохновивших Тура Хейердала на плавание. В связи с этим на парус нанести изображение Бога Кон-Тики.

Оценка плота критиками. Посмотреть на готовый плот прибывала делегация за делегацией. Критики в один голос заявляли, что «Кон-Тики» не достигнет цели и развалится от первой же крупной волны. Зеваки даже заключали пари, как скоро плот пойдет ко дну. Экспедицию называли «авантюрной» и массовым убийством. Но Тур Хейердал не отменил плавание.


4. Экипаж «Кон-Тики»

Руководителем экспедиции стал сам Тур Хейердал.


В его команду вошло еще 5 человек:

  1. Эрик Хессельберг – штурман и художник, совершивший несколько кругосветных плаваний;

  2. Кнут Хаугланд – радист, участник Второй мировой войны;

  3. Турстейн Робно – второй радист, совершивший военный подвиг: несколько месяцев он передавал в Англию доносы с немецкого «Тирпиц»;

  4. Герман Ватцингер – инженер и техник, знавший основы метеорологии и гидрологии;

  5. Бенгт Даниэльссон – кок и единственный из членов команды, говоривший по-испански.

Тур Хейердал сознательно не брал в команду профессиональных моряков. Ученый не хотел, чтобы успех экспедиции объяснили опытностью экипажа. Это дало бы повод усомниться в способности перуанских индейцев повторить подобное плавание.

Седьмым неофициальным членом команды и одновременно ее талисманом стал южноафриканский зеленый попугай Лолита. Пернатый товарищ, не переставая болтал по-испански. К несчастью, на пол пути птицу смыло за борт во время шторма.


5. Как проходила экспедиция?

«Кон-Тики» отплыл 28 апреля 1947 года из порта Кальяо в Перу. Катер «Гуардиан Рио» отбуксировал плот на 50 миль, прямо до течения Гумбольта. Далее команда взяла управление в свои руки. Каждый день «Кон-Тики» преодолевал путь в 80 км. В один из погожих дней плот прошел рекордное расстояние в 130 км.

Для экспедиции было выбрано наиболее благоприятное время года с Южным экваториальным движением и пассатами. Поэтому за время путешествия «Кон-Тики» пережил лишь два шторма, один из которых длился 5 дней. В итоге на по пути разошлись бревна, потерялось кормовое бревно, а парус и палуба получили сильные повреждения. Когда буря закончилась, экипаж сумел устранить поломки.

31 июля, на 93-й день путешествия, команда заметила остров Пука-Пука. Однако пристать к нему не удалось, поскольку плот моментально унесло течением. На 97-й день плавания «Кон-Тики» подошел к острову Ангатау.

Весь день экипаж искал проход, а опасных рифах. К вечеру с другой стороны острова показалась деревня. Однако даже с помощью местных островитян команда не смогла направить «Кон-Тики» против ветра в безопасный проход.

На 100-й день плавания плот подошел к атоллу Рарои в Полинезии. Однако территория также была полностью окружена рифами. Экипаж решил пробиться на сушу во время прилива. Несколько часов плот било мощнейшими волнами. После этого наступил приив: «Кон-Тики» смог попасть на берег, и команда высадилась.

7 августа 1947 года, на 101-й день плавания, экспедиция «Кон-Тики» была завершена. Экипаж перетащил все необходимые вещи на остров и провел там неделю, пока к ним не приплыли местные островитяне. А еще некоторое время спустя команду забрал норвежский корабль, отправленный властями для спасения экспедиции.

Встречи с акулами. Единственная сложность во время заплыва состояла в регулярной проверке узлов. Для этого членам экипажа приходилось спускаться под воду, где проплывали стаи акул. Хищники окружали «Кон-Тики» из-за запаха крови от пойманной для питания рыбы.

Чтобы спуск под воду был менее опасным, команда соорудила специальную корзину. Заметив акулу, проверяющий прятался в конструкцию и подавал знак, чтобы его вытащили на поверхность.

Однажды плот стала преследовать гигантская китовая акула. В итоге один из участников экспедиции не выдержал и воткнул в нее копье, заставив скрыться. Акулы не редко окружали «Кон-Тики» и даже пытались укусить ученых. К счастью, все обошлось.

Особенной стала встреча с акулой-другом. Животное пристало к плоту почти на неделю. Тур Хейердал лично прикармливал хищника, бросая пищу прямо в пасть. Однако один из членов команды попытался поймать акулу за хвост, и «приятельница» уплыла.

Провизия и питьевая вода. Индейцы в пути обходились сушеным бататом и вяленым мысом. Но Хейрдал решил не рисковать. На плот был взят 3-месячный запас еды и питья: армейские сухие пайки, фрукты и 1100 литров воды в небольших бидонах.

Для защиты от морской воды провизия хранилась в картонных коробках, покрытых асфальтом (битумом). Тару размещали на основных бревнах под палубой: дерево блокировало доступ солнечных лучей и обеспечивало прохладу.

Продукты готовили на примусе, который хранился в ящике из мангрового дерева. Однажды прибор стал причиной пожара на борту. Однако экипаж вовремя среагировал: беды удалось избежать.

Большая часть экипажа питалась морепродуктами. На борт нередко попадала летучая рыба, а в специальной сетке скапливался планктон. Кроме того, рыбная ловля позволяла за 20 минут поймать целый обед. Чаще всего на удочку попадалась рыба-дельфин, бонито, тунец и скумбрия. Чуть позже исследователи научились хватать за хвост и затаскивать на плот небольших акул.

В качестве эксперимента, двое членов команды питались исключительно армейскими пайками. На тот момент такой рацион считался инновацией и не был опробован. Консервами питался и основной экипаж, особенно во время шторма, когда рыбалка была мало возможна.

На «Кон-Тики» было достаточно питьевой воды. Но уже через несколько недель пути, она стала неприятной на вкус. Поэтому участники экспедиции регулярно пополняли запасы, собирая дождевую воду. Также была предпринята попытка, подобно индейцам, пить лимфатическую жидкость из гланд рыб. Кроме того, команда выяснила, что зерна овса устраняют неприятный привкус воды и делают ее пригодной для питья.

Для нормализации водно-солевого обмена в организме экипаж периодически добавлял морскую воду в питьевую. Так, удавалось восполнить недостаток соли, потерянной с потом.

Быт. В первый же день команда распределила обязанности и расписала вахты. Важные вопросы участники экспедиции решали на собраниях. Подход обеспечил дружественную атмосферу в коллективе малознакомых людей. Кроме того, к плоту привязали резиновую лодку.

В ней можно было побыть, если хотелось уединения. С лодки также вели видеосъемку для будущего документального фильма.

Тур Хейердал ежедневно записывал в дневник свой наблюдения, брал пробы рыб и планктона, снимал фильм. Радисты следили за сохранностью портативной и стационарной радиостанции в условиях сырости, отправляли в эфир рапорты и метеосведения. Кок готовил и читал: в каюте хранилась его личная библиотека. Техник устранял поломки, занимался метео- и гидроизмерениями.

Художник латал парус, а также делал смешные зарисовки товарищей или морских обитателей.




















Выводы

Экспедиция «Кон-Тики» стало мировой сенсацией. Команда из 6 человек преодолела 6980 км на плоте из дерева, доказав, что человеку подвластна стихия. Сам же «Кон-Тики» до сих пор хранится в одном из музеев Осло – на родине Тура Хейердала. Ученые утверждают, что плот по-прежнему способен выдержать длительный заплыв.

Путешествие «Кон-Тики» позволило сделать научные открытия и подтвердить давно существовавшие гипотезы, самыми главными из них стали следующие:

  1. Доказать теорию миграции индейцев в Полинезию. Заплыв показал, что выходцы из Южной Америки вполне могли пересечь Тихий океан на плотах и заселить острова.

  2. Раскрыть тайну появления кокосовых пальм в Полинезии. Во время плавания Тур Хейердал установил, что из-за морской воды кокосы теряют способность к всходам. Значит, плоды не могли быть занесены на остров течением. Кокосовые орехи были привезены на плотах индейцами из Латинской Америки.

  3. Найти живую змеиную макрель. Ранее обнаруживали лишь трупы рыбы на берегу. В ходе путешествия выяснилось, что змеиная макрель поднимается к поверхности за добычей в ночное время. Кроме того, экипаж подметил, что рыба прекрасно привлекается светом.

Используемые источники


  1. Учебник географии 5 класс.

  2. Уроки географии.

  3. Интернет ресурсы: https://secretofworld.ru/puteshestviya/kon-tiki.html

  4. Интернет ресурсы: https://citaty.su/kratkaya-biografiya-tura-xejerdala

























Приложение


Маршрут путешествия Тур Хейердала на плоту «Кон-Тики»



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!