СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Проект по физической культуре на тему: "Правильная осанка-залог здоровья".

Категория: Физкультура

Нажмите, чтобы узнать подробности

проект по физической культуредля учащихся 9 класса

Просмотр содержимого документа
«Проект по физической культуре на тему: "Правильная осанка-залог здоровья".»





Итоговый индивидуальный проект



Правильная осанка - красота и здоровье.














































Содержание

Введение………………………………………………………………..…3-4

Актуальность, предмет исследования, цель проекта, задачи……………5

Причины искривления позвоночника……………………………..…….6-7

Наблюдение за учениками во время занятий………………………..……7

Опрос………………………………………………..………………….....8-9

Вывод………………………………………………………………………10

Список литературы……………………………………………………….11

Приложение……………………………………………………………….11


















ВВЕДЕНИЕ

Осанка - это стан, строй, склад тела, общность всех его движений.

Хорошую осанку, как и любую другую привычку, можно и нужно воспитывать. Значит, сам без посторонней помощи, без положительного примера, без постоянного контроля со стороны взрослых, ребёнок вряд ли сможет выработать правильную манеру держать своё тело.

Понятие об осанке складывается из учёта положения головы, состояния плечевого пояса, выраженности изгибов позвоночника, наклона таза и оси нижних конечностей. Формирование осанки процесс длительный, начинающийся с первого года жизни и завершающийся к 25 годам. В связи с этим особое значение приобретают методы профилактики и лечения, дающие стойкий результат и не имеющие негативных побочных эффектов.

Известны классические схемы Штаффеля (Staffel), иллюстрирующие различные типы осанки:

Первый, основной тип. Физиологические изгибы позвоночника хорошо выражены, имеют равномерно волнообразный вид. Вертикальная ось начинается от середины черепа, проходит у заднего края нижней челюсти, идёт по касательной к вершине шейного лордоза, опускается, слегка срезая поясничный лордоз, проходит через середину линии, соединяющей центры головок бёдер, проходит спереди от коленных суставов и заканчивается немного дольше от линии, соединяющей шопаровы суставы.

Второй тип осанки: плоская или плоско-вогнутая спина. Кривизны позвоночника едва намечены, он имеет инфантильный характер. Вертикальная ось пронизывает позвоночный столб по всей его длине и проходит через линию, соединяющую шопаровы суставы. Грудь уплощена, лопатки крыловидно отстоят от грудной клетки, живот втянут. Упругие

свойства позвоночника при этом снижены. Он легко повреждается при механических воздействиях и очень склонен к боковым искривлениям.

Третий тип осанки — круглая спина. Её основная характеристика — увеличение физиологического кифоза грудного отдела и усиление

компенсаторного лордоза шейного и поясничного отделов. Эластичность позвоночника повышена. Боковые искривления редки. Некоторыми авторами описаны другие типы круглой спины с включением в кифотическую деформацию поясничного отдела и исчезновение поясничного лордоза.

Нарушения осанки встречаются во всех возрастных группах, достигая 30 и более процентов.

Здоровье - это такое состояние организма, при котором функции всех его органов и систем уравновешены с внешней средой и отсутствуют какие –

либо болезненные изменения.

Основным признаком здоровья является высокая приспособляемость организма к изменяющимся условиям внешней среды. Здоровый организм способен переносить огромные психические и физические нагрузки, значительные колебания факторов внешней среды и вывести его из равновесия очень трудно. У физически тренированных людей компенсаторные (защитно-приспособительные) реакции развиты особенно хорошо. Однако компенсаторные возможности организма не беспредельны, рано или поздно они могут истощиться, и тогда возникает болезнь.

Здоровье, если оно дано нам изначально, нужно еще уметь сохранить. А уж если есть какие-то отклонения в здоровье, то их нужно постараться ликвидировать. А достичь этого можно только путем ведения здорового образа жизни. Но в жизни наблюдается другая картина, когда люди (а их немало), имеющие отличное здоровье, день ото дня губят его, не задумываясь о последствиях.

Сколиоз (греч– искривление) – это заболевание опорно-двигательного аппарата, характеризующееся искривлением позвоночника во фронтальной (боковой) плоскости с разворотом позвонков вокруг своей оси и ведущее к нарушению функции грудной клетки. Причём термин «сколиоз» употребляется как в отношении функциональных изгибов позвоночника во фронтальной плоскости, так и в отношении прогрессирующего заболевания, приводящего к сложной, порой тяжёлой деформации позвоночника.

Актуальность: в современном мире люди постоянно сидят: за компьютером, в общественном транспорте, в школе, на работе.

Предмет исследования: формирование правильной осанки.

Цель проекта: Узнать насколько школьники обращают внимание на свою осанку. Дать несколько советов на формирование правильной осанки.

Задачи:

  • Узнать происхождение и причины появления искривление позвоночника;

  • Наблюдать за положением осанки учащихся во время занятий;

  • Провести анкетирование учащихся;

  • Составить комплекс упражнений, направленных на формирование правильной осанки;


Причины искривления позвоночника

Нарушения осанки проявляются в виде увеличения или уменьшения естественных изгибов позвоночника, появления боковых искривлений.

Физиологические особенности семи- десятилетнего ребёнка таковы, что большую часть активного времени суток для него правильнее, полезнее, а значит и лучше для его здоровья, активно двигаться: лазать, бегать, играть. В школе он большую часть времени проводит сидя за партой, склонившись к книге или тетрадке, и занимается интенсивной умственной работой.

При письме или чтении у ребенка с недоразвитым мышечным корсетом вместо правильного наклона вперед, с сохранением осанки, спина ребёнка "сгорбливается", туловище замысловато изгибается вправо или влево, напряжённо вытягивается вперед шея.  А во время выполнения письменных заданий ребенок буквально ложится на поверхность стола, слишком низко наклоняет голову, почти касаясь щекой поверхности тетради или учебника. При этом он не только провоцирует развитие патологических изменений осанки, но и "травмирует" глаз, вызывая развитие близорукости.

Отсутствие должного контроля со стороны педагогов и родителей усугубляет состояние здоровья ребёнка, ведет к развитию серьёзных заболеваний позвоночника. При их лечении требуются не только значительные усилия медиков, но и систематическое, грамотное участие со стороны педагогов и родителей.

На самом деле формирование осанки выполняется в зависимости от тех нагрузок, функциональных особенностей, которым подвергается механизм в определенный временной период.

В процессе развития новорожденного, его способностей удержания головки, далее сидения, ходьбы происходит постепенное формирование плавных физиологических изгибов позвоночного столба в заднем, а также переднем направлениях, угол наклона таза также меняется. А тип формирования осанки, ее дефекты определяются благодаря соответствию объема, тонуса мышечного околопозвоночного корсета, а именно его сгибательно-разгибательных групп, нагрузок, которым они подвержены. Следует знать, что позвоночник должен иметь умеренные изгибы по той причине, чтобы существенно улучшить амортизационные свойства в процессе ходьбы при выполнении других нагрузок.

Большую роль в этом важном процессе играют нейрогенные, общесоматические факторы. Ведь, как известно, даже если все компоненты осанки будут идеальными с точки зрения функционального, анатомического отношения, то есть риск утратить свои способности и структуру из-за сбоя в обменно-трофических процессах в организме. Все это в комплексе непосредственно или косвенно оказывает влияние на характеристики позвоночника, а также других сегментов тела, которые определяют, насколько осанка правильная.

Наблюдение за учениками во время занятий.

В ходе своего исследования я провел ряд экспериментов, демонстрирующих то, что большинство учеников имеют нарушения осанки. Для этого  посещал некоторые уроки нашей школы с различными целями.

Для начала я решил просто посмотреть, как дети сидят за своими школьными партами на уроках. Учитель  позволил присутствовать на их занятиях, как только узнал, чем я занимаюсь и что нам необходимо выяснить. Таким образом, правильная осанка школьника должна была характеризоваться одинаковым уровнем надплечий, углов лопаток, равной длиной шейно-плечевых линий (расстояние от уха до плечевого сустава), глубиной треугольников талии (углубление, образуемое выемкой талии и свободно-опущенной рукой), прямой вертикальной линией остистых отростков позвоночника, равномерно выраженными физиологическими изгибами позвоночника в сагиттальной плоскости, одинаковым рельефом грудной клетки и поясничной области (в положении наклона вперед). Правильно сформированный позвоночник имеет физиологические изгибы в сагиттальной плоскости (при осмотре сбоку).

Занимаясь этой частью исследования, я сделал несколько фотографий, которые подтверждают актуальность  проекта.

Даже на первый взгляд можно сделать вывод, что у большинства детей есть видимые признаки нарушения осанки.


Опрос

Я провел исследование среди 9,11 –ков для того, чтобы выяснить делают ли что-то ребята для укрепления позвоночника, следят ли за осанкой.

Необходимо было ответить на следующие вопросы:

  1. Знаете ли вы, что такое осанка?

  2. Следите ли вы за осанкой?

  3. Занимаетесь ли вы зарядкой по утрам?

  4. Ходите ли вы на спортивные секции?

  5. Наблюдаешься ли у ортопеда?

Данные, полученные при помощи анкетирования, я представил в таблицах по классам.

Результаты анкетирования обучающихся 9 класса

Вопрос

Да

Нет

Частично

1

+



2


+


3


+


4



+

5


+




Результаты анкетирования обучающихся 11 класса

Вопрос

Да

Нет

Частично

1

+



2



+

3


+


4

+



5



+





Вывод

Из данного опроса можно понять, что старшеклассники не следят за своей осанкой. Причины могут быть вызваны таким факторам как нехватки времени. В современном мире старшеклассники не так сильно увлекаются своей спиной, что может привести к серьезным проблемам. В этой ситуации хочу дать советы, что бы осанка была на много лучше не тратив на это много времени.

Совет №1

Ношение корсета или специального поддерживающего корректора осанки.

Во время использования медицинского корсета нагрузка на мышцы спины значительно снижается. Благодаря корректору мышечные ткани пытаются самостоятельно регулировать положение спины. При ношении корсета человек испытывает дискомфорт, если начинает сутулиться, поэтому «автоматически» держит спину ровной. Такая привычка идёт только на пользу.

Совет№2

Массаж для исправления осанки – эффективный метод решения проблемы с искривлением позвоночника, восстановление функциональности мышечного корсета туловища и устранения сопутствующих проблем. Действие коррекционных процедур воздействует в трех направлениях – на мышцы, суставы и триггерные точки, что дает полноценные восстановительный эффект. Манипуляции специалиста расслабляют наряженные, «забитые» мышцы, возвращают их тонус, освобождают зажатые нервы и сосуды. В результате выравнивания осанки начинают полноценно функционировать сердечно-сосудистая система и желудочно-кишечный тракт, а их корректная работа способствует оздоровлению всего организма. Хоть массаж как думаете делается долго, но для спины хватит и 10 минут обычного массирования.




СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ


1. ЛФК И ЛЕЧЕБНОЕ ПЛАВАНИЕ В ОРТОПЕДИИ(Величко Т И, Лоскутов В А, Лоскутова И В)

2. Коршунов А.В. Правильная осанка - залог здоровья позвоночника.

3. Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях.

4. Белозерова Л.И., Клестов В.В. Нарушения осанки у детей.

5. Шоммер Н. "Как остановить сколиоз", 1996 г.[Пер. с англ.] / Нэнси Шоммер. - М. : Изд. дом "КРОН-пресс", 1996. - 170с.



























Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!