СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Проект по биологии Как предупредить развитие сколиоза у школьников МБОУ «СОШ №3»? Выполнила ученица 9 а класса, Лепёхина Дарья МБОУ "СОШ №3", г. Камень-на-Оби Алтайского края 2021г.

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

В проекте по биологии и учебно исследовательской работе отражена тема Повреждение скелета. Сколиоз - распространённое заболевание среди школьников. Ученица с руководителем проекта Широковой А.В. выявили, какие ученики имеют искривления позвоночника, стадии повреждения. Провели мониторинг среди учащихся школы и 9а класса, где учится Лепёхина Дарья. 

Она провела большую просветительскую работу с учениками школы, учителями. Раздала буклеты-мини плакаты в каждом классе. Показала презентацию на уроках.

Просмотр содержимого документа
«Проект по биологии Как предупредить развитие сколиоза у школьников МБОУ «СОШ №3»? Выполнила ученица 9 а класса, Лепёхина Дарья МБОУ "СОШ №3", г. Камень-на-Оби Алтайского края 2021г.»


Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №3»



Учебно-исследовательская работа

по биологии.
Как предупредить развитие

сколиоза у школьников

МБОУ «СОШ №3»?











Выполнила: Лепёхина Дарья 9а класс

Руководитель: Широкова Алла Васильевна,

учитель биологии










Г. Камень-на-Оби


2021


Оглавление





  1. Введение........................................................................................................... 3-4

  2. Теоретический обзор...………………………………………………………. 5-7

  3. Профилактика и методы лечения……………………….………….……...... 8

  4. Наблюдение, рекомендации……………………………………….…............. 9

  5. Выводы……………………………………………………………………...… 10

  6. Список литературы….………………………………………………….….….. 11

  7. Приложения: ................................................................................................... 12-17



































  1. Введение

Актуальность и новизна

Я решила:

1. Изучить, что такое сколиоз, причины и последствия заболевания для школьников.

2. Научиться измерять параметры сколиоза.

3. Составить таблицу «Статистика сколиоза в «СОШ №3», сравнить полученные результаты 1-11 классов за 2017-2021 уч. год.

4. Выявить заболевания сколиоз на примере моего 9а класса и провести профилактическую работу сколиоза у школьников.

5. Распространить информацию в виде буклетов о сколиозе, его причинах и последствиях.

6. Обработать полученный материал.

Цель проекта:

Изучить причины и последствия сколиоза. Провести мониторинг заболевания в МБОУ «СОШ №3». Проанализировать результаты исследования, обобщить методы профилактики и раннего выявления сколиоза у детей.

Задачи проекта:

1. Изучить информацию о сколиозе, как заболевании скелета.

2. Расширить представления о причинах и последствиях сколиоза.

3. Провести фото-мониторинг среди школьников, как они сидят в школе за партами во время урока.

4. Составить таблицу «Статистика сколиоза школьников МБОУ «СОШ №3» за 2017-2021уч. год».

5. Провести практикум «Определение сколиоза у школьников», на примере 9а класса.

6. Проанализировать результаты исследования, обобщить меры профилактики раннего выявления сколиоза у детей.

Методы:

1. Наблюдение.

2. Практический.

3. Проблемно-поисковый.

4. Анализ.

5. Изучение и анализ литературы.

Объект исследования: учащиеся МБОУ «СОШ №3», в том числе 9а класс. Заболевание позвоночника - сколиоз.

Оборудование: линейка.

Гипотеза:

Выяснить, действительно ли проблема сколиоза стоит остро?

Изучить и проверить, сколько школьников уже имеют диагноз сколиоз в «СОШ №3» и есть больные в 9а классе, у учащихся из моего класса?


Значение позвоночника

  • Позвоночник - это основа скелета, который выполняет в организме человека две важнейшие функции.

  • Первая функция - опорно-двигательная.

  • Вторая - защитная.

Позвоночник предохраняет спинной мозг от механических повреждений.

К нему подходит многочисленные нервные окончания, которые отвечают за работу всех органов в организме человека.

Каждый позвонок несёт ответственность за работу определённого органа.

1.Чем интересна данная тема для меня?

Постановка проблемы:

Что такое сколиоз и чем он опасен для школьников? Сколько школьников из нашей школы болеют этим заболеванием? Выявление больных в 9а классе. Причины, почему ученики неправильно сидят за партами и не следят за своей осанкой? Статистические исследования выявили, что девочки страдают сколиотическим заболеванием в пять, а то и в шесть раз больше, чем мальчики. Если диагноз выявлен, что надо делать учащимся?

2. Какое место занимают результаты данной работы в общем решении задачи?

Каждый ученик должен следить за своей осанкой, ведь если не следить за осанкой может развиться сколиоз, а это очень опасно. Ученики могут следить за своей осанкой в школе, когда сидят за партой, ходят, носят портфель или сумку на спине.

3. Зачем выполнена работа, какая цель и насколько была достигнута?

Я изучила информация о сколиозе. Расширила представление о причинах и последствиях сколиоза. Провела фото-мониторинг среди школьников, как они сидят в школе за партами во время урока. Провела практикум «Определение сколиоза у школьников», на примере 9а класса. Проанализировала результаты исследования, обобщила методы и меры профилактики раннего выявления сколиоза у детей.



















2. Основная часть.


2.1. Прочитала литературу.


1.Справочник.


Величко Т. И., Лоскутов В. А., Лоскутова И. В. Статьи Виталия Гитта «Физкультура и спорт» 2007 №8.

Книга В. Д. Гитта, «Здоровый позвоночник»

2.2. Интернет - сайты.

Энциклопедия: https://ru.wikipedia.org/wiki/

Медицинская энциклопедия:http://med.niv.ru/doc/encyclopedia/medicine/articles/853/osanka.htm



Классификация сколиоза.

В зависимости от того, в какую сторону искривлен позвоночник, сколиозы подразделяются на: правосторонние, левосторонние, С-образные, S- образные.

От вида отклонения дуги сколиозы могут быть: простыми и сложными.

По протяженности сколиозы делятся на тотальные и частичные.

По уровню поражения позвоночника: 
Верхнегрудной сколиоз – искривление на уровне 3 – 4 грудных позвонков; 
Грудной сколиоз – искривление на уровне 8 – 9 грудных позвонков; 
Грудопоясничный сколиоз – искривление на уровне 11 – 12 грудных и 1-го поясничного позвонков; 
Комбинированный сколиоз – искривление одновременно на уровне 8 – 9 грудных и 2 – 3 поясничных позвонков.

Степень заболеваемости устанавливается на основании анализа рентгенограммы с определением угла искривления:
1 степень – угол искривления до 10 градусов, позвоночный столб напоминает букву С; 
2 степень – угол искривления от 11 до 25 градусов, отличается появлением дуги искривления, позвоночный столб приобретает форму буквы S, выделяются рёберные выпячивания, мышечный валик; 
3 степень – угол искривления от 26 до 50 градусов, позвоночный столб имеет не менее двух искривлений, грудная клетка деформируется; со стороны внутренних органов наблюдаются различные нарушения и неврологические расстройства. 
4 степень – угол искривления свыше 50 градусов, особо тяжёлое заболевание, отчётливо выражены передний и задний рёберные горбы, деформация таза и грудной клетки, клинические проявления функциональных нарушений органов грудной клетки и нервной системы, общим ухудшением состояния организма. 






2.3. Какая осанка правильная, и как ее сформировать?

Осанка – это положение тела, принимаемое человеком, когда он пребывает в состоянии покоя и движется. У каждого она уникальна, поскольку зависит от ряда индивидуальных факторов, включая конституцию тела и генетику. С ходом развития человека, которое продолжается всю жизнь, осанка видоизменяется – это естественное физиологическое явление, в результате образуется грудной кифоз. К 9 месяцам дети стоят, удерживаясь за опору – формируется поясничный лордоз. А к году, когда малыш пойдёт, и начнётся формирование крестцового кифоза. Внимание! На этом процесс формирования осанки не заканчивается. Он будет продолжаться всю жизнь – при естественных изменениях в ходе перехода человека из одной возрастной группы в другую. При правильной осанке угол между шеей и плечом прямой, левая и правая ключицы симметричны, лопатки примыкают к грудной клетке. Пупок должен располагаться по центру. Складки ягодиц и коленей – находиться на едином уровне. Живот при хорошей осанке подтянут, позвоночник ровный, грудь вперед, плечи слегка отведены назад.

2.4. Сколиоз

Сколиоз – это стойкая деформация позвоночника, характеризующаяся его боковым искривлением относительно плоскости позвоночного столба.

Иногда в запущенных случаях сколиоз сопровождается еще кифозом и лордозом (прогибы вперёд и кзади).

Прогрессирование сколиоза приводит к стойким деформациям остального скелета  грудной клетки, таза и конечностей, что ведет к серьезным нарушениям в работе организма.

Причины

Заболевание, в основном, возникает в период интенсивного роста скелета, но в большинстве случаев имеет неустановленные причины.

Также сколиоз может иметь травматическую природу, врожденную (из-за нарушений эмбриогенеза), формироваться в результате обменных нарушений и проблем с соединительной тканью, быть следствием нарушений роста конечностей и их разной длины.

Девочки страдают до семи раз чаще мальчиков.

Сколиоз чаще возникает в периоды от 4 до 6 лет, и в возрасте от 10 до 14 лет. В эти периоды прогрессия наиболее вероятна.

Виды сколиоза

На сегодня существует много классификаций сколиоза, каждая из которых учитывает свой ведущий признак. Выделяют:

  1. структурный сколиоз - искривление позвонков с их боковым скручиванием,

  2. неструктурный сколиоз - искривление позвоночника без других его изменений.

По причине возникновения можно выделить:

  1. осаночный сколиоз, возникает из-за проблем с осанкой, исчезает при лежании и наклонах вперед.

  2. рефлекторный сколиоз – возникает при вынужденных позах из-за болей спины.

  3. компенсаторный сколиоз – развивается из-за разной длины ног.

  4. истерический сколиоз – возникает как психогенная травма.

По форме выделяется:

  1. с-образный сколиоз с одним изгибом,

  2. s-образный сколиоз с двумя противоположными изгибами,

  3. z-образный сколиоз с тремя боковыми изгибами.


Причины нарушения осанки в школьном возрасте.

  • Неправильное положение тела ученика во время работы за письменным столом.

  • Ношение сумок с ремнём через одно плечо или портфелей вместо ранцев.

  • Ношение слишком тяжёлых ранцев, сумок.

  • Дети ведут малоподвижный образ жизни, вместо занятия спортом, сидят у компьютеров. Поэтому мышцы их тела развиты слабо и не могут удерживать позвоночник в прямом положении.

  • Дети мало бывают на улице, не занимаются физическим трудом.

  • Многие ребята отказываются от пищи, содержащей витамин D (печень, рыбий жир, яичный желток и пр.)

Витамин D нужен для того, чтобы кости были прочные и правильно развивались.


Причин возникновения сколиоза несколько:

  • Неразвитые мышцы: вялые мышцы (не только спины, но и живота, ягодиц, бёдер).

  • Возрастные изменения. Межпозвоночные диски - самое слабое место спины.

Со временем они изнашиваются, легко подвергаются перегрузкам и потому очень уязвимы.

  • Перенапряжения отдельных групп позвонков. Это может произойти вследствие неправильной осанки при ходьбе, сидении за партой, слишком мягкой постели и подушки. Нарушения функций позвоночника могут возникать в разных отделах. Плоская, вогнутая, круглая спина - следствия неравномерной нагрузки на позвоночник, вызывающей преждевременный износ дисков.

  • Травмы.

  • Неправильное положение тела при работе.

  • Неправильное питание.

  • Заболевания опорно-двигательной системы.


2.5. Профилактика и методы лечения.

«А можно исправить нарушение осанки?», «А можно вылечить сколиоз?».

Если вовремя не начать исправлять неправильную осанку, это может привести к сильному искривлению позвоночника, которое очень тяжело поддаётся лечению. Чем раньше начать лечение (выполнение комплекса упражнений, массаж, ношение корсета), тем легче исправить нарушение осанки.

1. При выполнении письменных и устных уроков, опираться надо о спинку стула спиной. Стараться сидеть прямо, не наклоняя вперед голову или верхнюю часть туловища, чтобы не напрягать мышцы.

2. При длительной работе сидя, необходимо чаще менять позу, вставать и прохаживаться по комнате, устраивать физкультминутки.

3. Не садиться перед телевизором в слишком мягком кресле или диване. Сиденье должно быть на высоте полуметра от пола.

4. Перемещая тяжёлые вещи на значительное расстояние, лучше носить их на спине, например, в рюкзаке, а не в руках или в сумке через плечо.

5. Поднимая что-то тяжелое, необходимо сгибать ноги, а не спину.

6. Сон на жёсткой постели в положении лежа на спине или животе.

7. Правильная и точная коррекция обуви.

8. Организация и строгое соблюдение правильного режима дня (время сна, бодрствования, питания и другое).

9. Двигательная активность, включающая прогулки, занятия физическими упражнениями, спортом, туризмом, плаваньем.

10. Отказ от привычек: стоять на одной ноге, неправильное положение тела во время сидения.

11. Плаванье, лечебное плаванье.

12. Применение, при необходимости, различных ортопедических изделий (корректор осанки, спинодержатель, ортопедический корсет).

Лечение сколиоза проходит успешно, если заболевание обнаружено на ранних этапах развития.

Способы лечения:

* гимнастика;

* массаж;

* ношение корсета;

* занятия спортом (плаванием);

*солнечные ванны, прогулки;

* богатое витаминами питание.

Наблюдение.

Наблюдая за посадкой одноклассников и учеников младших классов на уроках, я сделала вывод, что некоторые ребята находятся в зоне риска. Ученики не следят за своей осанкой. Сидят так, как им удобнее. Кто-то сидит сгорбившись, ложится на парту, облокачивается на руку и многое другое, что вредит их осанке. Из-за того, что они не следят за осанкой, у них начинает болеть спина, появляется усталость. Сейчас многие замечают, что сидят не правильно, стараются следить за своей осанкой.

Методика определения сколиоза.

Как измеряют угол сколиоза.

Для измерения угла искривления на рентгеновском снимке позвоночника проводят две горизонтальные линии: одну под первым позвонком, с которого начинается искривление, другую - под последним, где искривление заканчивается. Потом проводят два перпендикуляра к этим линиям и измеряют угол между перпендикулярами. Это и есть искривление в градусах, чем угол больше, тем сильнее искривление.


Предложения и рекомендации.


1. Познакомить уч-ся с профилактикой и способами лечения сколиоза.

2. Проводить обследования.

3. Проверять самому свою осанку.

4. Укреплять мышцы спины.

5. Правильно подбирать одежду и обувь.

6. Использовать во всех классах мини - плакаты «Сиди правильно!»

7. Повесить мой буклет «Чтобы не было сколиоза»

в классах, в классных уголках.




Все отклонения в осанке, представляют большую опасность, если они не выявлены своевременно и не приняты меры для их устранения. Сколиоз - это серьезная болезнь, которой нужно уделить особое внимание. Лечение спины на любых стадиях развития сколиоза – процесс достаточно длительный и непростой. Узнав о самом заболевании, рассмотрев причины его возникновения и убедившись, что проблема в данное время весьма актуальна, верным шагом будет ознакомиться с методами лечения и предотвращения сколиоза. Не следует легкомысленно относиться к заболеванию сколиоз. Если его запустить и довести до последней стадии, единственным выходом станет хирургическое вмешательство. Чтобы до этого не дойти необходимо выполнять простые рекомендации не только самим учащимся, но и педагогам, а также родителям.


Нельзя делать упражнения при сколиозе:

1.Бег является относительным противопоказанием.

Бегать можно лишь при незначительном и умеренном искривлении позвоночника. Запрещен бег при сколиозе 3-4 степени, а также при быстро прогрессирующем процессе.

2. Все упражнения, выполняемые на одной ноге, будь то стояние, выпады вперед и в сторону с гантелями и без них. Эти упражнения негативно сказываются на конфигурации таза, который и так искривлен при сколиозе.

3. По этой же причине запрещено сидеть в позе лотоса. Эта поза с выворачиванием ног в коленных суставах.

4. Кувырки слишком опасны в плане травматизма даже для нормального позвоночника. Поэтому при сколиозе они категорически противопоказаны.

5. Танцы и гимнастика создают высокую неравномерную нагрузку на позвоночник. Поэтому при его искривлении противопоказаны.

6. Запрещены все упражнения, предусматривающие вертикальную осевую нагрузку на позвоночник и круговые движения с поворотами.

7. Подвижные спортивные игры (футбол, бадминтон, волейбол).

Одни из них связаны с быстрым бегом, а другие – с быстрыми поворотами туловища.

Нельзя:

1. Длительно стоять или сидеть в какой-нибудь одной фиксированной неудобной позе.

2. Быстро бегать.

3. Переносить тяжести в одной руке.

4. Совершать круговые резкие движения.

5. Носить тесную одежду.

Можно плавать в басейне «Аквамарин».

Тренировка по плаванию оказывает симметричную нагрузку на позвоночник и является, пожалуй, самым качественным и эффективным средством в борьбе со сколиозом. В бассейне следует стараться совмещать дыхательную технику и плавание.

Самую большую пользу приносит плавание на спине.

3. Заключение.

Выводы и результаты.

1. За 5 лет в нашей школе выявлено во время медосмотра больных сколиозом

в 2017-2021 уч. г. в 1-11 классах - 68 уч-ся.

Это большая цифра. Ещё в 9б классе я выявила 1 ученицу Суконцеву

Алину, а в нашем классе Карамнова Александра. Он имеет сутулость и

сколиоз.

2.Больных со сколиозом становится больше.

Провела практикум «Определение сколиоза у школьников», на примере

своего 9а класса.

3.В борьбе с деформациями позвоночника ведущую роль имеют

профилактические мероприятия, как можно раньше выявление болезни и

её своевременное лечение.

4. Надо больше уделять внимание обуви, размерам, каблукам, особенно

девочкам, походке, осанке, следить за весом, не носить тяжести, много

продуктов из магазина.

5. Свои буклеты «Чтобы не было сколиоза», раздала всем классным

руководителям, ученикам. Мини - плакаты «Сиди правильно», повесила в

классных уголках, в классах.

6. При сколиозе есть противопоказания, о которых надо знать

школьникам, родителям.

7. Проанализировала результаты исследования, обобщила

методы профилактики раннего выявления сколиоза у детей.


4. Список литературы



1. Медведев Б.А., «Сколиоз и остеохондроз: Профилактика и лечение», Издательство «Феникс» 2004 г. – 71 стр.

2. Справочник:
Величко Т.И., Лоскутов В.А., Лоскутова И.В. «Лечебное плавание в ортопедии». Изд. «Академия естествознания», Москва, 2014г.

3. Журнал «Физкультура и спорт», Статьи В.Д. Гитта, №8, изд. Новокузнецк, 2007г.

4. Энциклопедия: https://ru.wikipedia.org/wiki/

Интернет-ресурсы:

5. Информационные публикации https://www.informio.ru/publications/id1953/Issledovatelskaja-rabota-na-temu-Profilaktika-i-rannee-vyjavlenie-skolioza-u-detei

6. Медицинская энциклопедия.

http://med.niv.ru/doc/encyclopedia/medicine/articles/853/osanka.htm












Приложение 1



Приложение 2








Приложение 3







Приложение 4






Приложение 5



Приложение 6





Приложение 7















Учителя начальных классов

получают плакаты, буклеты с

информацией о сколиозе




Я провожу беседу с учителем начальных классов

Никитиной Т.Ю. о предупреждении сколиоза





Девочки 9а класса заинтересовались

моим проектом, буклетом и мини - плакатами




Мальчики 9 а класса тоже с интересом читают

информацию о сколиозе






















































































Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!