СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Проект "Плесень друг или враг"

Нажмите, чтобы узнать подробности

В разработке показаны эксперименты с разными продуктами питания и дается описание условий появления плесени.

Просмотр содержимого документа
«Проект "Плесень друг или враг"»

Средняя школа № 9

Исследовательская работа








Плесень-друг

или враг?



Выполнила: ученица 4 «Б» класса

Неринг Эвелина

Руководитель: Гирш Татьяна

Ивановна




с. Максимовка

2019г.

ОГЛАВЛЕНИЕ


  1. Аннотация 3-4 стр.

  2. Введение 5- 7 стр.

  3. Основная часть 8-17 стр.

  4. Заключение 18 стр.

  5. Список использованных источников литературы 19 стр.
























Аннотация

Автор: Неринг Эвелина Владимировна

Учебное заведение: Средняя школа № 9 села Максимовка

Тема исследовательской работы: «Плесень- друг или враг?»

Руководитель: Гирш Татьяна Ивановна

Объект исследования: плесень в жидкой среде, на продуктах питания.

Проблема: Я хочу выяснить, что такое плесень.

Актуальность:

Несмотря на множество научных исследований, плесень остается одной из загадок нашего мира, до конца не изучена и приносит человеку, как пользу, так и вред.

Гипотеза:

  • Я предполагаю, что плесень быстрее развивается в теплой и влажной среде;

  • Развитию плесени могут помешать некоторые растения.

Цель:

  • Выяснить, что заставляет портиться продукты.

  • Выявить условия развития плесневых грибов.

  • Определить сорт хлеба, наиболее устойчивый к плесневым грибам.

Задачи:

  • Познакомиться со строением и жизнедеятельностью плесневых грибов.

  • Выявить условия возникновения плесени.

  • Рассмотреть плесень под микроскопом.

  • Определить вещества, замедляющие процесс появления плесени.

  • Выяснить, как предотвратить порчу продуктов.

Методы исследования:

  • Наблюдение.

  • Проведение опытов.

  • Проведение социологического опроса среди учеников школы.

  • Изучение литературы.

Результаты работы и выводы:

Моя работа привела меня к очень важным выводам, открыла много нового для меня о мире живой природы, подчеркнула важность изучения такой скромной частички природы, как плесень.

Благодаря своей работе я узнала, что такое плесень, какую пользу и какой вред приносит плесень, как бороться с плесенью. Одни виды плесени могут спасти жизнь, другие — убить. Одни придают особый вкус сыру и винам, другие отравляют пищу.

Таким образом, выдвинутая мной гипотеза подтвердилась.

Опыты помогли мне сделать выводы:

  • плесневые грибы развиваются в помещении с повышенной влажностью и температурой в помещении 17 – 30 градусов тепла.

  • сухость воздуха и низкая температура являются главными препятствиями для развития плесени.

  • там, где находились фитонцидные части растений, плесень появлялась позже, лучшим фитонцидным растением оказалась герань, а также лук и чеснок.

  • от сорта хлеба зависит скорость развития плесени. Качество приготовления хлеба тоже влияет на развитие плесени.

Поэтому надо соблюдать меры правильного хранения продуктов.

  • По возможности хранить хлеб в полиэтиленовой пакете в холодильнике не более 2 дней.

  • Использовать фитонцидные растения (герань, лук, чеснок) для защиты от плесени на кухне, соблюдать чистоту на кухне.

Не использовать в пищу хлеб и другие продукты, зараженные плесневым грибком.


ВВЕДЕНИЕ


рис.1 рис.2


рис.3 рис.4








рис.5

Плесень – это что такое? Она убивает и спасает от смерти. Ее называют хлебом дьявола и плевком бога. Плесень { рис.1,5} красива, но вызывает отвращение. Что это?

Плесень – это явление, с которым мы сталкиваемся постоянно, но либо не замечаем, либо избавляемся от нее. Человек слишком самонадеянно считает себя хозяином на Земле, на самом деле мир принадлежит такому явлению как плесень. И если она захочет вытеснить человека из зоны обитания, то она это сделает. Плесень – это грибы, представители совершенно отдельного и огромного царства, которое в сравнении с животными и растениями еще очень плохо изучено. Грибы – организмы, которые всасывают жизненную энергию из внешнего мира всем телом (гриницей или мицелием). Грибница обычно скрывается под землей, а над землей находится орган размножения, содержащий миллионы спор (как раз то, что в обиходе принято называть грибами – плесень).

Г рибы... При этом слове мы сразу вспоминаем душистые крепкие подберезовики, яркие красноголовые подосиновики, желтые лисички, разноцветные сыроежки, оранжево-желтые рыжики. Но это лишь маленькая часть огромного грибного мира, который является большой группой растительных организмов. Грибы есть всюду: в воздухе, в воде, в почве. Их роль в природе и в жизни человека огромна. Грибы находят широкое применение в производстве хлеба, пива, сыра, кефира  и других продуктов питания. Но грибы это не только те, которые растут в лесу. {рис.2,4}

Слово «плесень» знакомо каждому из нас, и все

знают как выглядит эта штука. Но не все задумывались о том, что же это на самом деле такое и откуда появляется в наших домах. Тема плесени меня очень заинтересовала, я решила узнать интересно ли это моим сверстникам. Был проведен опрос, в котором участвовало 50 человек из 4, 5 , 6 классов, опрос был проведен по следующим вопросам:













Опросный лист



Ф.И. _____________________________

Класс ____________________________

  1. Знаете ли вы, что такое плесень?

А) да

Б) нет

  1. Видели ли вы плесень?

А) да

Б) нет

  1. Где вы видели плесень?

А) на одежде

Б) на продуктах питания

В) на почве

  1. Как вы думаете, плесень…

А) полезна

Б) опасна

В) полезна и опасна

Г) не знаю

  1. Хотели бы вы узнать что-нибудь о плесени?

А) да

Б) нет

В результате проведенного опроса получилось следующее:



98% (49 человек) опрошенных знают, что такое плесень и видели её. В основном видели её на продуктах питания 70% (35 человек), 20% (10 человек) на почве, 10% (5 человек) видели и на продуктах питания и на почве. 8% (4 человека) считают, что плесень полезна, 16% (8 человек) считают, что она опасна, 56% (28 человек) считают, что она полезна и опасна), 20% (10 человек) затрудняются ответить. 82% (49 человек) хотели бы узнать ещё что-нибудь о плесени и лишь 8% (9 человек ) не хотят больше ничего знать о плесени.

Меня ещё больше заинтересовал этот вопрос, и я решила провести небольшое исследование. Сейчас мы как раз об этом и поговорим.









ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ

Относительно недавно к плесени стали относиться как к серьезной проблеме. Мы привыкли к запаху плесени, входя в подъезд старого дома, к бахроме краски своей любимой столовой. Наша ванная комната с черными грибками не шокирует нас, и зелень подвала на приусадебном участке не мешает нам хранить там овощные запасы. Нам не лень бороться с плесенью. Мы просто не знаем, зачем и как это делать. Правда потом удивляемся, почему у нас аллергия, почему нам тяжело дышится, почему идеально построенный дом гниет, а ремонт надо делать каждый год. Мы списываем все на биомагнитные поля, на некачественные материалы, на что угодно, не обращая внимания на первопричину. А причина многих неприятностей в доме – эта вездесущая многоликая загадка – плесень.

Плесень появилась на Земле 200 миллионов лет назад. Она убивает и спасает от смерти. Ее называют "хлебом дьявола" и "плевком Бога". Она сказочно красива, но вызывает отвращение - это всё про плесень.

Плесневые грибы, или плесень - различные грибы, относящиеся к микромицетам (от греч. mikros - маленький и mykes - гриб) - грибы и грибообразные организмы микроскопических размеров.).

Микроскопические грибы составная часть практически любой экосистемы. Распространены микроскопические грибы повсеместно: в почве, в воздухе, морских и пресных водоемах, на поверхности и внутри тканей растений, на растительных и животных остатках, а так же в жилищах людей. Обильное развитие микроскопических грибов в зданиях наблюдается при высокой влажности воздуха. Кондиционеры, радио- и телеаппаратура, компьютеры служат источником накопления грибов.

Когда в 18-м веке биолог Карл Линней составлял свою знаменитую "Систему Природы", грибы он поместил в категорию "Хаос". В самых древних растениях были обнаружены следы мицелия. Считается, что именно грибной мицелий мог стать прообразом кровеносной и нервной системы живых организмов. То есть даже человек имеет много общего с грибами. Миллионы различных видов организмов появлялись и исчезали в ходе эволюции жизни на Земле. Самыми живучими оказались человек и плесень. За кем будет последнее слово? Для науки это большой вопрос.

Плесень относится к классу грибов, которых насчитывается свыше 100.000 видов, включая ложномучнистую росу, шляпочные грибы, ржавчинные грибы и дрожжи. Грибы занимают особое положение в системе органического мира, представляя особое царство, наряду с животными и растениями. Они лишены хлорофилла, и поэтому  требуют для питания готовое органическое вещество. По наличию в обмене мочевины, хитина в оболочке клеток, запасного продукта – гликогена, а не крахмала – они приближаются к животным. С другой стороны, по способу питания путем всасывания, а не заглатывания пищи, по неограниченному росту они напоминают растения. Грибы весьма разнообразны по внешнему виду, местам обитания и физиологическим функциям, однако у них есть и общие черты. Основой тела грибов является мицелий, или грибница, представляющая собой систему тонких ветвящихся нитей, или гиф, находящихся на поверхности субстрата, где живет гриб, или внутри него. Обычно грибница  бывает весьма обильна, с большой общей поверхностью.

Основной способ размножения плесневых грибов – при помощи спор.

 Плесень размножается невероятно быстро. В обыкновенной хлебной плесени можно различить маленькие чёрные точки - спорангии, в которых образуются споры. В одном спорангии содержится до 50.000 спор, каждая из которых способна воспроизвести сотни миллионов новых спор всего за несколько дней! А если условия благоприятные, плесень быстро появится на книге, обуви или на упавшем дереве в лесу. { рис.6}

Рис.6





Как плесень «питается»? В отличие от человека и животных, которые сначала проглатывают пищу, а затем переваривают её, у плесени часто всё происходит наоборот. Плесень выделяет пищеварительные ферменты, которые расщепляют молекулы на более простые, легко усвояемые организмом соединения. Поскольку плесень не может передвигаться в поисках пищи, она должна жить в самой пище. Другими словами плесень не способна производить пищу для себя самостоятельно - так, как это делают зелёные растения, а потому учёные относят её к простейшим грибковым паразитическим растениям. Плесени питаются готовыми органическими веществами, путем всасывания.

Плесень и ее споры вместе с другими микроорганизмами (вирусами, бактериями) обнаруживаются в воздухе любого помещения, как отдельно, в виде мелких частиц. И на улице, и в помещении существуют сезонные изменения в количествах спор или других частиц плесени. Некоторые грибы образуют споры круглогодично, другие, паразитирующие на растениях - весной, летом и осенью.

Посинение, позеленение поверхностей, шелушение стен, махры или растущая "борода", черные точки на потолке свидетельствуют о присутствии плесени. Порой плесень имеет вид пленок, корочек, рыхлого или порошкообразного налета на испорченных пищевых продуктах, прелых листьях, на гнилой древесине. Колонии плесневых грибков имеют различную окраску.

Плесневение начинается сразу после гибели организма (растительного и животного происхождения). Изначально образуется плесень, затем бактерии. Плесень обычно появляется там, где имеются благоприятные условия – споры плесневых грибов начинают прорастать, а размножаются они очень быстро! Количество спор просто исчисляется миллиардами!

Для развития плесени нет ничего лучше как:

  • повышенная влажность

  • температура в помещении 20 – 30 градусов тепла.

Плесень очень не любит чистоты и сухого воздуха, не стоит проветривать сильно помещение, когда на улице холодно и сыро. Также стоит отметить, что плесень может поразить и замороженное продукты, это бывает нечасто, но все же – проверяйте и их.

Плесень может появиться где – угодно, но большинство домохозяек сталкивается с ней в собственном же холодильнике. Сразу встает вопрос: как правильно поступать с заплесневелыми продуктами? Чаще всего от плесени страдает хлеб. Многие хозяйки, обнаружив такой неприятный сюрприз, просто-напросто срезают участок, пораженный плесенью, а оставшуюся часть хлеба дальше применяют в пищу. Благодаря научным исследованиям стало известно, что заплесневелые мучные изделия и молочные продукты необходимо однозначно выбрасывать целиком (так как они имеют пористую структуру, и плесень распространяется не только на поверхности, но и в самую глубь продукта или мучного изделия).

Из этого правила есть лишь одно исключение – твердый сыр. Если Вы обнаружили, что на таком сыре образовалась плесень, то можно отрезать пораженный участок продукта (2 – 4 см.), и даже после этой манипуляции не применять в пищу оставшийся сыр (в идеале его можно использовать для приготовления пиццы).

Наверное, каждой из нас, приходилось сталкиваться с плесенью на варенье. Некоторым становится жалко выкидывать столь любимый продукт, и вспоминают про пенициллин, или сыры с плесенью. Только эта плесень не имеет никакого родства с пенициллином, или же элитными сырами! Ведь используемая плесень в продуктах специально выращивается и проходит подготовку, а домашние плесневелые продукты содержат около ста соединений, которые токсичны для человека.

Плесень распространяется по воздуху в виде микроскопических спор. При попадании на сырую поверхность она прорастает тончайшими нитями (мицелий).

Считается, что идеальные условия для появления и распространения плесени - температура плюс 20 0С и относительная влажность воздуха выше 95%. Плохой воздухообмен поддерживает рост грибков. Кроме этого, плесень обожает грязь. Чем грязнее жилище, тем больше бактерий, а чем больше бактерий, тем больше грибков.

При попадании плесневых спор в желудочно-кишечный тракт развивается пищевая аллергия.

Самой ядовитой считается плесень желтого цвета. Желтая плесень поражает пищевые продукты (наиболее подвержены поражению рыба, молоко, рис).

Открывая банку с бабушкиным клубничным вареньем, мы часто видим сверху небольшой слой плесени. В голове сразу же всплывает что-то про пенициллин и что-то еще, не менее полезное. На самом же деле эта "безобидная" плесень - настоящий яд, который может накапливаться в организме и приводить к раку печени.

Плесень, которую используют при приготовлении элитных сортов сыра и вина специально подготавливают. Плесень, поражающая продукты не имеет с ней ничего общего. Более 100 токсических соединений, найденных учеными в плесени и в покрытых ею продуктах, могут очень долго никак не проявлять своего присутствия в организме. Но, спустя несколько десятилетий, именно они могут вызвать быстрый рост раковых опухолей.

Для того, чтобы выявить условия развития плесневых грибов в жидкой среде и самому вырастить эти грибки, провела опыт № 1.

Зная, что вода – это то, что необходимо грибкам, в рамках эксперимента в домашних условиях, провел исследование с целью выявления факторов влияния на образование плесени в жидкой среде в состав, которой входит вода. Для наблюдения были взяты наименования разных жидкостей, употребляемых в пищу. Это кипяченая вода, вода из-под крана, чай, морс, рассол, кофе.{ Приложение 1.}

Интересно где же быстрее появится плесень? Наблюдение продолжалось в течение 10 дней. Результаты представлены в таблице данных эксперимента. {Приложение 2}. Таблица отражает итог наблюдений. Благоприятным фактором для образования плесени можно назвать комнатную температуру {+ 20, +24 С }. Из таблицы видно, что разный состав жидкости (кислый, сладкий, солёный, горький ) по-разному влияет на активную жизнь плесени.

Другим благоприятным условием появления и развития плесени является наличие сахара. На второй день рассол помутнел. Первое появление плесени отмечено на 3-й день у напитка – компот, чай - помутнел. На кофе плесень появилась на 4-й день. Интересную картину наблюдения представляет кипяченая вода, вода из-под крана. За 10 дней в них не образовалась плесень, т.к. при кипячении погибли все микробы и бактерии. А также в воде отсутствовал сахар.

Итак, сделаем вывод: на активную жизнь плесени влияет комнатная температура воздуха, любое количество сахара в воде, результаты представлены в таблице, она отражают итог наблюдений. На фотоснимках видим процесс эксперимента « До » и « После ». {Приложение 1, 2, 3.}

Таблица №1

Таблица данных опыта №1.








наименование

напитка

Дни (6 по 15 октября 2018)


1 день (6.10.18)


3 день (8.10.18)


5 день (10.10.18)


7 день (12.10.18)


10 день (15.10.18)


1


Кипячён

ная

вода


_

_

_

_

_


2


вода из-под крана


_

_

_

_

_


3


чай



_

помутнел

количество точек из плесени увеличилось

точки увеличиваются в размерах

точки стали еще больше


4


компот



_

тонкая пленка из белой плесени

черная плесень становиться больше

плесень покрыла почти весь верхний слой

весь верхний слой покрыт плесенью


5


рассол



_

мутный

мутный

мутный

мутный


6


кофе


_

покрыт тонкой пленкой плесени

плесень увеличивается в размерах

плесень становиться больше

плесень становиться больше


Для того, чтобы выявить условия развития плесневых грибов на продуктах питания и самому вырастить эти грибки, провела опыт № 2.

Я взяла кусочек хлеба, дольку апельсина, кусочек картофеля и завернула в полиэтиленовый пакет.

Положила образцы 1, 2, 3 в верхнем ряду на подоконник в теплое влажное место при комнатной температуре +26С, а 4, 5, 6 в нижнем ряду в холодильник на нижнюю полку при температуре +6С.



Рисунок №1

Через 3 дня я заметила, что на пакетах, с опытными образцами, которые находились на подоконнике выступили капли воды.

Еще через день стали образовываться небольшие пятна плесени.


Результаты опыта № 2 (7 по 16 октября)


1 день

7.10.18

3 день

9.10.18

5 день

11.10.18

7 день

13.10.18

9 день

15.10.18

Хлеб (1)

-

Появились капельки жидкости на пакете

Появился белый налет

Точки бело зеленой плесени увеличиваются

Плесень становиться больше

Апельсин (2)

-

Появились капельки жидкости на пакете

Появилась маленькая точка плесени

Плесень увеличивается в размерах

Долька апельсина полностью покрыта плесенью

Картофель (3)

-

Появились капельки жидкости на пакете

Потемнел

Покрылся белесой пленкой

Полностью покрыто налетом

Хлеб (4)

-

-

-

-

-

Апельсин (5)

-


-

Появились капельки жидкости на пакете

-

-

Картофель (6)

-

-

-

Затянулась пленкой

Затянулась пленкой


Рисунок №2


Еще я заметила, что появившаяся плесень на корочке хлеба была серого цвета, а на дольке апельсина – зеленая. Приложение №4. Я рассмотрела появившуюся на корочке хлеба плесень под микроскопом – на хлебе образовался мукор.



Вывод к опыту № 2

  • Плесень может развиваться только в теплом и влажном месте, особенно богатом питательными веществами.

  • Сухость воздуха и низкая температура являются главными препятствиями для развития плесени.

  • Исходя из опыта мы видим, что на дольке апельсина плесень появилась позднее. Почему?

Необходимо провести опыт № 3.

Из литературы я узнала, что есть такие вещества – фитонциды, образуемые растениями биологически активные вещества, убивающие или подавляющие рост и развитие бактерий, микроскопических грибов. Они выделяются разными растениями – луком, чесноком, цитрусовыми, а также многими комнатными растениями.

Для следующего опыта я положила рядом с хлебом: лист герани, лук, чеснок, корку лимона, листа алоэ. Каждый объект исследования я положила в полиэтиленовый пакет. Приложение №5.

Результаты опыта № 3 (16 по 25 октября)



1 день

(16.10.18)

3 день (18.10.18)

4 день (19.10.18)

7 день (22.10.18)

10 день

(25.10.18)

Хлеб + лист герани

-

-

-

-

-

Хлеб + лук

-

-

Появилась точка плесени зеленого цвета

Плесень становиться больше, темнеет

Плесень потемнела

Хлеб + чеснок

-

-

-

Плесень становиться больше

Хлеб покрыт плесенью

Хлеб + корка лимона

-

-

-

Пятна позеленели

Плесень по всей поверхности корки лимона, на хлебе небольшие зеленые пятна

Хлеб + лист алоэ

-

-

Появились три белые пятнышка из плесени

Хлеб почти весь покрыт плесенью

Хлеб полностью покрыт плесенью

Хлеб + апельсин

-

-

Небольшие пятна

Плесень по всей поверхности апельсина и на хлебе

Плесень белым пушком с зелеными пятнами


Вывод к опыту № 3

  • Там, где находились фитонцидные части растений, плесень появлялась позже.

  • Долька апельсина также первое время выделяла фитонциды, поэтому плесень там появилась позже. Приложение №6.

  • Лучшим фитонцидным растением оказалась герань, а также лук и чеснок.

После проведения опытов № 2 и № 3 я задалась вопросом: «Какие сорта хлеба наиболее подвержены плесени? Зависит ли скорость развития плесени от состава хлеба?»

Опыт № 4

Я взяла три сорта хлебобулочных изделий: пшеничный хлеб 1 сорта, багет в/с, хлеб бородинский 2 сорта, багет 1 сорта. Все образцы завернула в полиэтиленовые пакеты и поставила в теплое место. Приложение №7.

Результаты опыта № 4 (30 октября по 8 ноября)



1 день

(30.10.18)

4 день (2.11.18)

7 день (5.11.18)

10 день (8.11.18)

Пшеничный хлеб 1 сорта

В холодильнике

-

-

-

-

Багет в/с

-

-

-

-

Хлеб бородинский 2 сорта

-

-

-

-

Багет 1 сорта

-

-

-

-

Пшеничный хлеб 1 сорта

На столе при комнатной t=+26С

-

Бело-зеленые пятна плесени

Сверху зеленой появляется желтая плесень

Почти полностью покрыт желтой плесенью

Багет в/с

-

Бело-зеленые пятна плесени -

Сверху зеленой появляется желтая плесень

Почти полностью покрыт желтой плесенью

Хлеб бородинский 2 сорта

-

Белые пушистые вкрапления

Пушок из белой плесени, зеленая, желтая плесень

Почти полностью покрыт желтой плесенью

Багет 1 сорта



Появилась зеленая плесень

Плесень увеличивается


Вывод к опыту № 4

Наиболее подвержены плесени пшеничный хлеб 1 сорта, багет в/с, бородинский хлеб 2 сорта. Багет 1 сорта плесневеет позже. От сорта хлеба зависит скорость развития плесени. Качество приготовления хлеба тоже влияет на развитие плесени Приложение №8.

На багете 1 сорта появилась плесень позже, потому что, возможно, для изготовления использована более качественная мука, батон был хорошо пропечен, при его изготовлении был соблюден весь технологический алгоритм и все санитарные нормы приготовления.




ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Благодаря своей работе я узнала и поняла, что плесневые грибы развиваются в помещении с повышенной влажностью и температурой в помещении 17 – 30 градусов тепла. Поэтому надо соблюдать меры правильного хранения продуктов.

  • По возможности хранить хлеб в полиэтиленовой пакете в холодильнике не более 2 дней.

  • Использовать фитонцидные растения (герань, лук, чеснок) для защиты от плесени на кухне.

  • Соблюдать чистоту на кухне.

  • Не использовать в пищу хлеб и другие продукты, зараженные плесневым грибком. Плесень – это параллельное человеческому миру явление, скромность которой подчеркивает ее незначительность в восприятии человека, вводя его в заблуждение о неповторимом могущественности человеческих возможностей.

















ИСПОЛЬЗУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА


    1. http://mcdowns.livejournal.com/259039.html

    2. http://shadow3d.org.ua/post115712336/

    3. http://www.documentary.perm.ru/films/F253_Plesen.html

    4. Биология для увлеченных. Автор Н.И. Околитенко. «Феникс» Ростов-на-Дону 2006г.

    5. Большая энциклопедия Кирилла и Мефодия. 10 издание 2005г. 

    6. Детская энциклопедия. Кирилл и Мефодий. CD-ROM, 2002.

    7. Ресурсы Интернет

    8. Экспериментальная деятельность – детские проекты.

    9. Энциклопедия «Я познаю мир. Ботаника». Автор Ю.Н. Касаткина. «Астрель» Москва 2006г.



14



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!