Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Российская академия народного хозяйства и государственной службы
при Президенте Российской Федерации»
Ивановский филиал РАНХиГС
Ивановский РМЦ
проект слушателей программы «Содержание и методика преподавания курса финансовой грамотности
различным категориям обучающихся»
«НАЛОГИ: ПЛАТИТЬ ИЛИ НЕ ПЛАТИТЬ?»
Проектная группа | | 1. Яковлева Мария Юрьевна-учитель географии и химии МБОУ СОШ № 1 г.Тейково. 2. Васильева Ирина Алексеевна- учитель математики Милюковского МКОУ Шуйского муниципального района. 3. Фокина Любовь Николаевна –учитель математики МБОУ СОШ № 4 г. Тейково. 4. Марченко Ирина Григорьевна-учитель истории и обществознания МОУ ООШ № 15 г.о.Шуя. 5. Муравьев Александр Николаевич – учитель истории и обществознания МОУ ООШ № 11 г.о.Шуя 6. Егоркина Ольга Евгеньевна – учитель физики МБОУ Подозерская СШ. 7. Хихалкина Ирина Викторовна – учитель МКОУ СОШ № 3г.Юрьевец 8. Тихонов Сергей Валентинович – учитель истории МБОУ «Гимназия имени А.Н.Островского» городского округа Кинешма |
Руководитель РМЦ И.А. Смирнова
Старший методист РМЦ Н.Б. Гафизова
Иваново, 2018
Оглавление
| |
Введение ……………………………………………………………………… | 3 |
Основная часть ………………………………………………………………. | 4 |
Общая характеристика занятия ………………………………………. | 4 |
Педагогическая характеристика занятия ……………………………. | 6 |
Методическая характеристика занятия ……………………………… | 12 |
Заключение …………………………………………………………………… | 14 |
Список использованных нормативных документов и источников информации ………………………………………………………………… | 14 |
Приложения ………………………………………………………………… | 16 |
Введение
Гражданин должен платить налоги с тем же чувством, с каким влюбленный дарит своей возлюбленной подарки.
Новалис
Налоги являются необходимым звеном экономических отношений в обществе с момента возникновения государства. Развитие и изменение форм государственного устройства всегда сопровождаются преобразованием налоговой системы. В современном цивилизованном обществе налоги — основная форма доходов государства. С помощью налогов определяются взаимоотношения предпринимателей, предприятий всех форм собственности с государственными и местными бюджетами, с банками, а также с вышестоящими организациями. При помощи налогов регулируется внешнеэкономическая деятельность, включая привлечение иностранных инвестиций, формируется хозрасчетный доход и прибыль предприятия. Налоговый механизм влияет на общественное производство, его динамику и структуру, на состояние научно-технического прогресса.
В центре любой налоговой системы стоит налогообложение личных доходов. Исходя из этого, финансовая грамотность в сфере налогообложения должна воспитываться в детях, начиная со школьного возраста.
Важно помнить, что сегодняшние учащиеся – это будущие участники финансового рынка, налогоплательщики, вкладчики и заемщики. Вот почему обучение финансовой грамотности целесообразно вводить в программу основного общего образования. Чем раньше молодежь узнает о роли налогов, тем быстрее сформируются полезные финансовые привычки, которые помогут избежать многих ошибок по мере взросления и приобретения финансовой самостоятельности, а также заложить основу финансовой безопасности и благополучия на протяжении всей жизни.
На данном занятии у учащихся должно сформироваться понимание необходимости грамотного подхода к взаимодействию с налоговыми органами с тем, чтобы исключить негативные финансовые последствия из-за неуплаты налогов.
Основная часть
Общая характеристика занятия
Название модуля «Налоги: платить или не платить?»
Содержание модуля финансовой̆ грамотности (знания, понимание, умения, компетенции):
закрепление знаний об основных видах налогов, взимаемых с физических лиц (базовые), представление об ответственности налогоплательщика;
понимание неотвратимости наказания (штрафов) за неуплату налогов и осознание негативного влияния штрафов на семейный бюджет;
приобрести умения: считать сумму заплаченных налогов и/или рассчитывать сумму, которую необходимо заплатить в качестве налога; просчитывать, как изменения в структуре и размерах семейных доходов и имущества могут повлиять на величину подлежащих уплате налогов;
освоить компетенции: осознавать гражданскую ответственность при уплате налогов; планировать расходы по уплате налогов.
Место: г.о. Шуя Ивановской области
Название образовательной организации: МОУ ООШ № 15
Участники проекта:
Педагог: Марченко Ирина Григорьевна, учитель
Учащиеся: 9 класс
Название элективного курса «Финансовая грамотность»
Место занятия в логике реализации курса: модуль 5, тема 12 «Что такое налоги и зачем их платить?» элективного курса «Финансовая грамотность» для 8-9 классов
Вид деятельности учащихся: внеурочная деятельность
Количество занятий по теме/ порядковый номер в теме: 2 / 1
Тип занятия: внеурочное занятие
Оборудование и/ или характеристика образовательной среды: демонстрационный ПК (мультимедиа проектор, экран), презентация, раздаточный материал, учебные столы скомпонованы для работы детей по группам, наличие выхода в интернет.
Учебно-методическое обеспечение
Учебник и/ или учебное пособие для учащихся:
Липсиц И.В., Рязанова О.И.Финансовая грамотность: материалы для учащихся. 8—9 классы общеобразоват. орг. — М.: ВАКО, 2018. — 352 с. — (Учимся разумному финансовому поведению).
Методические материалы для учителя:
Методические материалы для учителя: Рязанова О.И., Липсиц И.В., Лавренова Е.Б.Финансовая грамотность: Методические рекомендации для учителя. 8–9 классы общеобразоват. орг. — М.: ВАКО, 2018. — 152 с. — (Учимся разумному финансовому поведению).
Налоговый кодекс РФ (часть первая) от 31.07.1998 N 146-ФЗ (ред. от 02.08.2019)
Налоговый кодекс РФ(часть вторая) от 31.07.1998 N 146-ФЗ (ред. от 02.08.2019)
Необходимые организационные и технические условия:
− занятие проводится в учебном классе;
− в ходе занятия используется проектор и выход в интернет;
− столы должны быть размещены таким образом, чтобы создать рабочее пространство для работы команд;
− на столах бумага, ручки.
Краткая характеристика презентации, необходимой̆ для проведения занятия: презентация содержит последовательность этапов занятия.
Слайд 1: организационный момент, мотивация.
Слайд 2: тема занятия.
Слайд 3: практическая задача (постановка цели через погружение в практическую ситуацию).
Слайд 4: вопросы занятия (на какие вопросы должны ответить?).
Слайд 5-7: работая в группах, выявляют необходимую информацию из текста нормативного источника, формулируют понятие налога, определяют виды налогов, уплачиваемые физическим лицом.
Слайд 8-10: проверка решения практических задач.
Слайд 11-12: решение кейса.
Слайд 13: подведение итогов, схема мнемокарты.
Слайд 14: рефлексия.
Педагогическая характеристика занятия
Технологическая карта урока
Пожалуйста, внесите коррективы согласно презентации, там я все поправила!!!
Этап урока | Виды работы, формы, методы, приемы | Содержание педагогического взаимодействия | Формируемые УУД | Планируемые результаты |
Деятельность учителя | Деятельность обучающихся |
Организационный момент Мотивационный | Фронтальная работа | Приветствует учащихся. Создает положительный эмоциональный настрой. Работа с презентацией: противоположные высказыванию известных людей о необходимости уплаты налогов. | Приветствие. Установка на сотрудничество и успех в предстоящей работе. Анализируя высказывания, формулируют противоречие, содержащееся в высказываниях. | Личностные Познавательные | Проявление эмоционального отношения к учебно-познавательной деятельности. Выделение нужной информации из высказываний; актуализация своего жизненного опыта. |
Актуализация знаний. Постановка цели через погружение в практическую ситуацию | Фронтальная работа | Предлагает учащимся проблемную задачу через представление жизненной ситуации. (Приложение 1). Поверяет готовность учащихся при помощи вопросов по пройденному ранее материалу. | Решение проблемной задачи через представление жизненной ситуации. Задача учащихся проанализировать, определить проблему и тему занятия. | Познавательные Регулятивные | Умение решать учебные задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимся, и того, что еще неизвестно; выделение проблемы. умение осуществлять осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме |
Постановка учебной задачи | Фронтальная работа | Учитель предлагает сформулировать основные вопросы занятия, на которые надо будет найти ответ | Обучающиеся определяют направляющие вопросы занятия (Какие бывают налоги? Кто и зачем платит налоги? Что бывает за неуплату налогов?), определяют границы «знания – незнания». | Регулятивные Познавательные | Умение формулировать свои мысли. Умение осуществлять осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме. Выполнение задания, фиксация знаний и не знаний, затруднений. |
Решение учебной задачи | Групповая работа Объяснительно-иллюстративный метод. Выполнение практических заданий (практико-ориентировочная деятельность) | Учитель организует работу учащихся в группах. Дает ребятам ссылку на сайт Федеральной налоговой службы, предлагает поработать с Налоговым кодексом РФ, сформулировать понятие налога, определить виды налогов, уплачиваемые физическим лицом, осуществляет проверку работы с использованием презентации. Предлагает решить практические задачи в рабочих листах (Приложение 2); определить вид налога, о котором идет речь в задаче. Выслушивает ответы групп. Осуществляет проверку решения задач при помощи презентации. Предлагает решить кейс «Сказ о Налогов-Змее», после проверки работы подводит учащихся к выводу о необходимости уплаты налогов, формирует представление об ответственности налогоплательщика; понимание неотвратимости наказания (штрафов) за неуплату налогов. | Работают в группах, выявляют необходимую информацию из текста нормативного источника, формулируют понятие налога, определяют виды налогов, уплачиваемые физическим лицом; решают практические задачи, генерируют идеи, их обсуждают, обосновывают свой выбор наиболее эффективных средств для выполнения заданий (Приложение 2); анализируют, сравнивают, делают выводы, обогащают словарный запас терминологией в области налогообложения; решают кейс (Приложение 3) | Познавательные Регулятивные Коммуникативные Личностные | Умение находить и структурировать необходимую информацию. Умение выбирать наиболее эффективные способы решения задач в зависимости от конкретных условий. Умение слушать, правильно понимать поставленную задачу, умение с достаточной полнотой выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации. Умение выбирать способы взаимодействия и предоставления информации. Умение решать учебные задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимся, и того, что еще неизвестно. Осознают гражданскую ответственность при уплате налогов. |
Подведение итогов. | Фронтальная Коллективная Индивидуальная | Поясняет результаты работы. Подводит итоги занятия. | По итогам выполнения заданий учащиеся заполняют мнемокарту, где фиксируют образовательные результаты групповой работы (Приложение 4) | Познавательные Коммуникативные Регулятивные | Делают выводы, обогащают словарный запас. Умение осуществлять построение речевого высказывания в устной форме, умение формулировать свои мысли |
Рефлексия | Фронтальная | Предлагает ответить на вопросы. Просит определить, что сегодня удалось и не удалось сделать на уроке и почему? Что было интересно, а что нет? С какими трудностями пришлось столкнуться? | Получают позитивный настрой от занятия. Отвечают на вопросы учителя, завершают начатые предложения, ориентируясь на свои эмоции. | Личностные Коммуникативные Регулятивные | Умение критически оценивать свою деятельность, Умение осуществлять построение речевого высказывания в устной форме, Умение формулировать свои мысли |
Методическая характеристика занятия
Методы и формы обучения
Для достижения поставленной цели и задач с учетом вышесказанного в основе занятия лежат, прежде всего, педагогические технологии, основанные на сотрудничестве и сотворчестве участников образовательного процесса, критическом анализе полученной информации различного типа, деятельностные технологии, исследовательская деятельность, игровая технология.
Во время занятия учащиеся занимаются различными видами познавательной деятельности в области налогообложения, учатся творчески мыслить и решать практико-ориентированные экономические задачи, в том числе обоснование выбора, расчет налогов, подлежащих уплате в бюджет. Задания максимально приближены к тем задачам, которые могут возникнуть в практической деятельности учащихся.
Методы:
• применение метода кейсов — техники обучения, использующей описание реальных и/или смоделированных экономических, социальных и бизнес-ситуаций, их исследование учащимися и принятие решений;
• мозгового штурма;
• составление мнемокарты;
• иллюстративные.
Технологии:
1. Технология проблемно-диалогическая
2. Технология учебного сотрудничества
3. Интерактивная технология
4. Игровая технология
Формы работы:
1. Групповая
2. Фронтальная
Виды деятельности учащихся: обсуждение, решение практических задач, работа в группах, работа с раздаточным материалом.
Методика оценки педагогической эффективности занятия
Вопросы для педагогической рефлексии:
- Удалось ли нам достигнуть цели занятия?
- Все ли учащиеся проявили интерес к теме занятия?
- Все ли учащиеся усвоили базовые понятия по теме «Что такое налоги и зачем их платить»?
- Все ли учащиеся демонстрировали навыки коммуникативной работы?
Критерии оценки эффективности занятия:
- Уровень включенности обучающихся в образовательный процесс.
- Степень активности групп.
- Умение работать в группе.
- Умение отстаивать и обосновать свою точку зрения.
Заключение
Разработка данного занятия по теме «Налоги: платить или не платить?» входит в программу курса «Финансовая грамотность» для 8 – 9 классов.
В результате занятия учащиеся освоили базовые понятия: налоги; общественные блага; подоходный налог, налог на имущество, налог на транспорт, косвенные налоги. Результатом работы стало осознание обучающимися необходимости уплаты налогов, которые являются основой государственного бюджета и направляются на создание общественных благ. Обучающиеся получили опыт расчета налогов с физических лиц.
Для достижения цели урока были использованы разнообразные методы и приемы, способствующие вовлечению обучающихся в активную познавательную деятельность. Решение задач, работа с теоретическим материалом, составление мнемокарты помогло актуализировать знания и овладеть базовыми предметными понятиями. Решение практико-ориентированных задач показало практическую значимость темы. Рефлексивные задания были направлены на формирование чувства социальной сознательности и ответственности обучающихся.
Список использованных нормативных документов и источников информации
Законы и подзаконные акты.
1. Налоговый кодекс РФ (часть первая) с изменениями, вступившими в силу с 03.09.2018
2. Налоговый кодекс Российской Федерации (часть вторая) с изменениями, вступившими в силу с 03.09.2018
Основная литература
3. Лавренова Е.Б., Рязанова О.И., Липсиц И.В.Финансовая грамотность: учебная программа. 8—9 классы общеобразоват. орг. —М.: ВАКО, 2018. — 32 с. — (Учимся разумному финансовому поведению.)
4. Липсиц И.В., Рязанова О.И.Финансовая грамотность: материалы для учащихся. 8—9 классы общеобразоват. орг. — М.: ВАКО, 2018. — 352 с. — (Учимся разумному финансовому поведению).
5. Рязанова О.И., Липсиц И.В., Лавренова Е.Б.Финансовая грамотность: Методические рекомендации для учителя. 8–9 классы общеобразоват. орг. — М.: ВАКО, 2018. — 152 с. — (Учимся разумному финансовому поведению).
Источники информации в Интернете
1. http://www.minfin.ru/ru – Министерство финансов РФ.
2. www.cbr.ru - Центральный банк РФ.
3. http://nalog.garant.ru/fns/nk/ – Федеральная налоговая служба РФ, Налоговый кодекс
Приложение 1
Практическая задача
Семье Ивановых пришли налоговые уведомления. Как вы думаете, какими налогами облагается семья, если:
1. Семья проживает в частном доме с небольшим земельным участком.
2. Семья владеет автомобилем.
3. Семьей продан дом в деревне, доставшийся. от бабушки.
4. В семье работают мама и папа, а бабушка пенсионер, не работает.
Вопрос: Какими видами налогов облагается семья?
Приложение 2
Реши задачи и обоснуйте свой выбор
Задача 1.
При устройстве на работу в трудовом договоре Ивана Петрова была прописана сумма – 10 000 руб. Когда пришло время получать зарплату, на руки он получил всего 8700 рублей. Рассчитайте, какой процент составляет налог на доходы физических лиц? ((10000-8700)/100=13%)
Задача 2.
Алена Сергеевна, работник фирмы «Берегиня», в феврале месяце получила зарплату в размере 20 000 руб. Посчитайте, какова будет ее НДФЛ, если Алена Сергеевна воспитывает одна двух несовершеннолетних детей.
((20000-2*1400)/100*13=2236р.)
Задача 3.
Гражданин К. купил земельный участок стоимостью 300 000 руб. Рассчитайте процентную ставку налога, если владелец заплатил 900 руб.
(900/300000*100=0,3%)
Приложение 3
Прочитайте Сказ. Выясните, каковы последствия неуплаты налогов.
Сказ о Налогов - Змее.
В некотором царстве, в Налоговом государстве было все хорошо: вдоль ровных улиц горели фонари, мосты были перекинуты через молочные реки, жители были здоровы и образованны. Да жил в том государстве Налогов-змей. Он собирал налоги со всех людей царства, и раздавал их строителям, врачам и учителям, чтобы они строили, учили и лечили.
Как-то раз злой волшебник Разорих обманом заманил к себе в замок Налогов-Змея, да и посадил его на цепь.
Заплакали жители государства: вдоль разбитых дорог стало темно, мосты упали в молочные реки, люди заболели и школы закрылись. И позвали они Ивана Разумного, чтобы защитил он их от злого волшебника, да и спас Налогов-Змея.
Отправился Иванушка в путь далекий, да не забыл меч взять с собой. Долго ли, коротко ли, да пришел он к замку Разориха. Открыл он врата дубовые, зашел в палаты просторные. Схватил Разориха, связал и бросил в холодный подвал. Нашел он в клетке золоченой простуженного и грустного Налогов-Змея. Разрубил мечом клетку и выпустил на свободу невольника.
Снова в Налоговом царстве вдоль ровных улиц загорелись фонари, мосты вернулись на свои места, жители выздоровели, а дети стали бегать в школу.
С тех пор Ивана Разумного прозвали Иваном-богатырем. А Налогов-Змей всё также помогает государству и его жителям.
Вот и сказки конец, а кто платит налоги — молодец!
Вопросы:
Выясните, каковы последствия неуплаты налогов для
а) государства,
б) для жителей государства.
Как вы думаете надо ли платить налоги? Обоснуйте свою точку зрения.
Зачем надо платить налоги?
Приложение 4
Мнемокарта
Заполни пропуски
Приложение 5
Рабочий лист к занятию «Налоги: платить или не платить?»
1. Работа с нормативными источниками
Выйдите на сайт Федеральной налоговой службы, пройдя по ссылке http://nalog.garant.ru/fns/nk/
Работая в группах, найдите в Налоговом кодексе РФ и
а) сформулируйте понятие налога,
б) определите виды налогов, уплачиваемые физическим лицом.
2. Реши задачи и обоснуйте свой выбор
Задача 1.
При устройстве на работу в трудовом договоре Ивана Петрова была прописана сумма – 10 000 руб. Когда пришло время получать зарплату, на руки он получил всего 8700 рублей. Рассчитайте, какой процент составляет налог на доходы физических лиц?
__________________________________________________________
Задача 2.
Алена Сергеевна, работник фирмы «Берегиня», в феврале месяце получила зарплату в размере 20 000 руб. Посчитайте, какова будет ее НДФЛ, если Алена Сергеевна воспитывает одна двух несовершеннолетних детей.
__________________________________________________________
Задача 3.
Гражданин К. купил земельный участок стоимостью 300 000 руб. Рассчитайте процентную ставку налога, если владелец заплатил 900 руб.
___________________________________________________________
3. Сказ о Налогов - Змее.
Прочитайте Сказ. Выясните, каковы последствия неуплаты налогов.
В некотором царстве, в Налоговом государстве было все хорошо: вдоль ровных улиц горели фонари, мосты были перекинуты через молочные реки, жители были здоровы и образованны. Да жил в том государстве Налогов-змей. Он собирал налоги со всех людей царства, и раздавал их строителям, врачам и учителям, чтобы они строили, учили и лечили.
Как-то раз злой волшебник Разорих обманом заманил к себе в замок Налогов-Змея, да и посадил его на цепь.
Заплакали жители государства: вдоль разбитых дорог стало темно, мосты упали в молочные реки, люди заболели и школы закрылись. И позвали они Ивана Разумного, чтобы защитил он их от злого волшебника, да и спас Налогов-Змея.
Отправился Иванушка в путь далекий, да не забыл меч взять с собой. Долго ли, коротко ли, да пришел он к замку Разориха. Открыл он врата дубовые, зашел в палаты просторные. Схватил Разориха, связал и бросил в холодный подвал. Нашел он в клетке золоченой простуженного и грустного Налогов-Змея. Разрубил мечом клетку и выпустил на свободу невольника.
Снова в Налоговом царстве вдоль ровных улиц загорелись фонари, мосты вернулись на свои места, жители выздоровели, а дети стали бегать в школу.
С тех пор Ивана Разумного прозвали Иваном-богатырем. А Налогов-Змей всё также помогает государству и его жителям.
Вот и сказки конец, а кто платит налоги — молодец!
Вопросы:
Выясните, каковы последствия неуплаты налогов для
а) государства,
б) для жителей государства.
Как вы думаете надо ли платить налоги? Обоснуйте свою точку зрения.
Зачем надо платить налоги?
4 . Заполни пропуски (Мнемокарта)