СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Проект «Персонализация образовательной деятельности»

Категория: Прочее

Нажмите, чтобы узнать подробности

Проект «Персонализация образовательной деятельности»

Просмотр содержимого документа
«Проект «Персонализация образовательной деятельности»»


Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Покурская общеобразовательная средняя школа»













Проект

«Персонализация образовательной деятельности»

















Автор проекта

Бахарева Зоя Леонидовна,

учитель начальных классов

первой квалификационной категории











с.п. Покур, 2020 год

ИНФОРМАЦИОННАЯ КАРТА ПРОЕКТА

1. Полное название проекта

«Персонализация образовательной деятельности»

2. Автор проекта

З.Л.Бахарева, учитель начальных классов муниципального бюджетного образовательного учреждения «Покурская общеобразовательная средняя школа»

3.Юридический адрес организации

Ханты- Мансийский автономный округ -Югра, Тюменская область, Нижневартовский район, с.Покур, ул.Белорусская, д. 19

4. Цель проекта

Раскрыть наиболее эффективные формы и методы персонализации при формировании читательской компетенции учащихся начальных классов.

5. Задачи проекта

1.Проанализировать теоретико-методологическую основу проекта по теме «Персонализация образовательной деятельности».

2.Реализовывать принципы персонализированного подхода к обучению.

3. Разработать программно-методический комплекс для использования его в процессе формирования читательской компетенции обучающихся.

4. Экспериментальным путем доказать эффективность разнообразных форм и методов персонализации образовательной деятельности.

6. Участники проекта

Учащиеся 1- 4 классов

7. Срок

реализации

сентябрь 2020 - май 2023 года

8.Ожидаемые конечные результаты реализации проекта

Реализация проекта позволяет добиться положительной динамики в развитии и обучении детей, мотивации к предмету, исследовательских и творческих способностей, коммуникативной компетентности обучающегося. Развитие предметных компетенций проявляется через участие обучающихся в различных конкурсных мероприятиях и олимпиадах





































Оглавление

1. Пояснительная записка …………………………………………………….5

2. Цели и задачи проекта……………………………………………………...7

3. Содержание проекта………………………………………………………..8

4. Механизм реализации проекта…………………………………………...13

5. Ресурсы проекта…………………………………………………………...13

6. Ожидаемые результаты реализации проекта……………………………14

7. Литература………………………………………………………………….15





























  1. Пояснительная записка

Принцип персонализации впервые был применен в образовании примерно в 1905 году, когда Хелен Паркхерст предложила использовать метод, сегодня известный как «Дальтон-план». В ходе своей работы активистка народного образования столкнулась с необходимостью преподавать сразу несколько предметов. И, чтобы наладить работу, она разделила кабинет на несколько зон, посвященных различным дисциплинам. Таким образом, дети могли учиться самостоятельно, выбирая оптимальный темп и, что особенно важно, помогая и советуясь с одноклассниками. Хелен Паркхерст также сформулировала принципы личностно-ориентированного подхода к оценке успеваемости и первой задала важнейший вопрос, ставший основой современного представления о персонализированном обучении: «Что мы можем сделать, чтобы подтолкнуть детей брать инициативу в свои руки, когда речь идет об образовании?».

Идея персонализации обучения приобрела популярность в 1970 году благодаря работе испанского педагога Виктора Гарсиа Хоца. С тех пор было сформулировано множество трактовок термина. Некоторые из них построены на идее выбора информации, исходя из индивидуальных потребностей, а некоторые подчеркивают важность максимального использования личного потенциала каждого учащегося. Кен Робинсон, один из успешнейших мировых экспертов в области образования, описал данный феномен так: «На мой взгляд, персонализация в образовании — это построение процесса обучения конкретных учеников с учетом сильных и слабых сторон, различных интересов и различных способов освоения информации, характерных для каждого из них».

Иногда персонализацию ошибочно приравнивают к другим принципам, таким как индивидуализация и дифференциация.



Персонализация — это осознанное образование, умение учиться самостоятельно и возможность выбора предметов для изучения. Персонализированное образование не ограничивается школой и выходит за рамки системы образования в самом широком смысле, затрагивая стремление, выбор роли в жизни общества, личное развитие и опыт. Это единственный способ максимально использовать потенциал образования. Учителю в персонализированном обучении отведена очень важная роль. Именно он должен научить анализировать собственные потребности и возможности, рассказать о том, какие инструменты доступны для обучения, давать советы и при необходимости подсказывать нужное направление работы. Но основа персонализации — сами ученики. Никто, кроме самого человека, не сможет персонализировать его образование.

Причины появления

• Низкая эффективность унифицированного подхода ко всем учащимся.

• Неумение учащихся определять цели и достигать их.

• Желание соответствовать требованиям современного мира.

• Анализ причин провала системы образования.

Преимущества

• Повышение значимости и ответственности учащегося в ходе учебного процесса.

• Возможность показать учащимся, как они могут повлиять на результаты обучения и развитие системы образования.

• Возможность полностью раскрыть потенциал учащихся, формируя гармоничные и счастливые личности.

Трудности

• Отсутствие инструментов и знаний, необходимых для персонализированного

обучения.

• Высокие затраты, связанные с созданием многочисленных версий учебных

материалов.

• Ограниченные возможности прогнозирования и контроля образовательного процесса.

  1. Цели и задачи проекта

Цель проекта: раскрыть наиболее эффективные формы и методы персонализации при формировании читательской компетенции учащихся начальных классов.

Основные задачи:

1. Проанализировать теоретико-методологическую основу проекта по теме «Персонализация образовательной деятельности».

2. Реализовывать принципы персонализированного подхода к обучению.

3. Разработать программно-методический комплекс для использования его в процессе формирования интеллектуальной компетенции обучающихся.

4. Экспериментальным путем доказать эффективность разнообразных форм и методов персонализации образовательной деятельности.

Объект исследования: процесс организации персонализации образовательной деятельности.

Предмет исследования: формы и методы организации персонализации образовательной деятельности при формировании читательской компетенции учащихся начальных классов, значение персонализации в повышении успеваемости обучающихся и формировании ключевых компетенций, способствующих личностному развитию обучающихся.

Гипотеза: реализация персонализированного обучения создаст условия для становления гармоничной личности, способной к самообразованию, самоактуализации, творческой деятельности, направленной на созидание жизненно-важных ценностей.

Практическая значимость проекта: полученные результаты исследования могут быть полезны для учителей, родителей и обучающихся, а также для тех, кого интересуют проблемы персонализации образовательной деятельности.

  1. Содержание проекта

Федеральные государственные образовательные стандарты начального общего образования, в основе которого лежит системно-деятельностный подход, предполагает воспитание и развитие качеств личности, отвечающих требованиям информационного общества, личности, свободно ориентирующейся в потоках информации, способной конструктивно общаться, сотрудничать, эффективно решать учебные и познавательные задачи в процессе жизнедеятельности. Это станет возможным при условии овладения всеми школьниками читательской компетенции.

Персонализация образовательного процесса создает условие для формирования читательской компетенции, помогает более четко фиксировать деятельность двух сторон педагогического взаимодействия – обучающего и учителя в рамках образовательной организации, максимально ориентирована на внутреннюю активность самого обучающегося и его самостоятельность в образовательной деятельности.

Персонализация образовательной деятельности предполагает: организацию образовательного процесса по индивидуальным образовательным маршрутам в соответствии с индивидуальными особенностями, личностными возможностями и изменяющимися потребностями.

Содержательная сторона реализации проекта включает:

  • проведение диагностики уровня развития УУД;

  • выстраивание индивидуального образовательного маршрута по результатам диагностики;

  • разработка дидактического материала, заданий на образовательных платформах, с учетом индивидуальных образовательных потребностей обучающихся;

  • участие обучающихся в конкурсах различного уровня.


Показателями читательского интереса младших школьников являются:

  • положительное отношение к самой читательской деятельности ("люблю читать");

  • заинтересованность конкретными книгами ("хочу эти книги");

  • увлечение самим процессом чтения ("не могу оторваться от книги");

  • стремление поделиться с другими радостью от общения с книгой ("хочу, чтобы другие об этой книге узнали").

Работа по формированию читательской компетенции реализуется по следующим направлениям:

1.Формирование навыка чтения: умение читать вслух и про себя, владение основными видами чтения (ознакомительное, углубленное, поисковое, просмотровое). Используемые приёмы: чтение слоговых таблиц, речевые разминки, игровые упражнения на развитие артикуляции, зрительного восприятия, внимания, чтение фраз с разной смысловой интонацией, силой голоса, чтение в парах, работа со скороговорками и т.д.

2.Начитанность. Эта компетенция включает в себя следующие составляющие: знание изученных произведений, представление о литературоведческих понятиях их использование и понимание; знание книг и произведений из круга детского чтения, предлагаемых в учебных хрестоматиях для каждого класса. Используемые приёмы: ведение читательских дневников, тетрадей по чтению, изготовление собственных обложек к произведениям авторов, книжек - малышек, проведение конференций, литературных викторин и праздников, инсценировка произведений.

3.Умения работать с книгой (определение и выбор книг по жанрам, авторам, темам и т.д.); знание элементов книги. В работе по данному направлению использую опорные таблицы "Жанры", "Темы", учащиеся моего класса постоянно работают со справочной литературой, словарями, являются частыми посетителями школьной и городской библиотеки.

4.Навыки и умения собственно читательской деятельности, обеспечивающие восприятие, интерпретацию (истолкование) и оценку художественного произведения как искусства слова, то есть по законам этого искусства (на доступном школьникам каждого года обучения уровне). В основе этой компетенции лежит разносторонняя работа с текстом.

Этапы читательской подготовки:

Подготовительный. Начальный 2 класс

Основной 3 класс

Заключительный 4 класс

Подготовительный этап – это этап обучения детей читательской азбуке. На этом этапе дети учатся воспринимать содержание детских книг на слух, рассматривать книги, устанавливать простейшие связи между их содержанием и оформлением, применять полученные знания в самостоятельной деятельности с книгой: складывать из знакомых букв слоги, слова, читать надписи.

В течение подготовительного этапа учащиеся под руководством учителя осваивают следующее содержание обучения.

Приёмы читательской деятельности: детская художественная книга объёмом 8 – 30 страниц в типовом оформлении; равномерно представленная тематика чтения: о Родине, о её героях, о детях, о растениях, о приключениях; освоение закономерной связи: содержание книги – иллюстрации, заглавие, автор.

Для совершенствования навыка чтения первоклассников на уроках обучения грамоте и уроках литературного чтения используются следующие виды упражнений: упражнения в орфоэпическом произношении (чистоговорки, скороговорки); упражнения, развивающие оперативное поле зрения и память (приём жужжащего чтения); упражнения на развитие вербальной памяти детей (Упражнения, предложенные И. Д. Ладановым в книге «Техника быстрого чтения» и О. А. Кузнецовым в книге «Техника быстрого чтения»); упражнения на определение смысловой структуры текста.

Используемые приёмы: чтение слоговых таблиц, речевые разминки, вышеперечисленные упражнения на развитие артикуляции, зрительного восприятия, внимания.

Начальный этап – это этап накопления минимального литературного развития и пробы детьми сил в самостоятельном чтении разных книг под руководством и наблюдением учителя.

Приёмы самостоятельной читательской деятельности: детская художественная и научно – художественная книга объёмом 8 – 30 страниц с усложнённым оформлением; дифференциация книг по жанрам; произведения для самостоятельного чтения объёмом от 140 до 400 слов; ориентировка в книге и в группе книг (2-4) до чтения.

Основной этап – это непосредственно формирование действий, характеризующих настоящего читателя, умеющего самостоятельно и квалифицированно читать доступные книги и другой печатный материал для расширения и пополнения своих знаний. Задача учителя на данном этапе – увлекать детей чтением всё новых и новых книг, обучать их приёмам поиска и использования доступной литературы разных видов и жанров для самостоятельного приобретения знаний по заранее указанной теме.

Приёмы самостоятельной читательской деятельности: русская, зарубежная и детская книга, художественная и научно-познавательная; ориентировка в книгах одного автора или разных авторов в соответствии с заданной уроком целью; воспроизведение книги по эпизодам; освоение закономерных связей: автор – книги, тема – авторы, жанр – книги, жанр – авторы.

К концу основного этапа интерес к самостоятельному чтению книг по выбору в соответствии с поставленной учителем целью у большинства детей должен быть устойчивым.

Приёмы, применяемые на данном этапе обучения: «Знаю – Хочу узнать - Узнал»; чтение с остановками; приём Синквейн.

Заключительный этап – это этап формирования у детей читательских предпочтений и интересов на базе полученных за годы обучения знаний о книгах и умений с ними самостоятельно действовать.

Заключительный этап имеет своей целью углубление работы по формированию навыка анализа и оценки содержания книги.

Формами работы могут стать: беседы – дискуссии (приёмы инсценирования и устного словесного рисования); «дерево вопросов».

Для обогащения субъективного опыта учащегося применяются следующие приёмы анализа литературного произведения:

• Анализ образа конкретного героя (текст письменный и устный)

• Создание проблемных ситуаций, постановка проблемных вопросов к тексту (развитие мыслительных процессов). Для реализации этих приёмов следует применить технологию деятельностного метода, которая позволяет на уроках по разным учебным дисциплинам включать школьников в учебную деятельность, где протекают процессы мотивации, построения и коррекции способов действий.

• Составление детьми вопросов к тексту аналитического характера. Восстановление контекста, связывание воедино всех элементов информации. Критическое осмысление текстов.

• Рассказ от имени героев (речевое развитие).

• Работа с иллюстрациями к произведению.

• Театрализация.

Проект предполагает использование интерактивной системы SMART, платформ Учи.ру, ЯКласс, ЯндексУчебник.

Хороший результат отслеживания показателей обучения каждого ребенка дают листы индивидуальных результатов. Листы ведутся в течение года, регулярно доводятся до сведения обучающихся и их родителей.

Определив пробелы в знаниях обучающихся, разрабатывается индивидуальный образовательный маршрут.

  1. Механизм реализации проекта

Этапы работы

Мероприятия

Срок

реализации

Ответственный

1.

Организационный этап

1. Анализ ресурсов, методического материала.

сентябрь

2020 г.

педагог

2. Разработка плана по проекту.

сентябрь-октябрь 2020

педагог

3. Организация диагностической работы.

ежегодно

педагог


2.

Практический этап

1.Разработка дидактических материалов

ежегодно

педагог

2. Организация индивидуальной работы с обучающимися.

ежегодно

педагог

3. Участие обучающихся в конкурсных мероприятиях на различных уровнях.

ежегодно

педагог

4. Составление ИОМ

ежегодно

педагог

3.

Аналитический этап

1. Обобщение и внедрение результатов проекта в педагогическую практику, формулировка выводов, выявление перспектив последующего развития проекта.

май,

2023 год






педагог

2. Распространение опыта работы по проекту.

ежегодно

педагог

  1. Ресурсы проекта

Кадровое обеспечение: учитель, методическая служба школы.

Материально-технические ресурсы: персональный компьютер, мультимедиа-проектор, интерактивная доска, Интернет.

Работа по реализации педагогического опыта не требует дополнительных затрат, выходящих за рамки бюджетного финансирования образовательного учреждения.

Целевая аудитория проекта

В работу по реализации проекта включены субъекты образовательного процесса: учитель – осуществляет координационную работу, консультирует учащихся и родителей, проводит анализ результатов работы; составляет ИОМ; обучающиеся; методист – осуществляет методическое сопровождение.

  1. Ожидаемые результаты реализации проекта


Реализация проекта позволяет добиться положительной динамики в развитии и обучении детей, мотивации к предмету, исследовательских и творческих способностей, коммуникативной компетентности обучающегося. Развитие предметных компетенций проявляется через участие обучающихся в различных конкурсных мероприятиях и олимпиадах.

В процессе работы над проектом перед педагогом также открываются возможности профессионального и личностного роста.

































Литература:



  1. Киселева А. А., Стародубцев В. А. Персональные образовательные сферы в контексте дистанционных образовательных технологий // Открытое образование. – 2010. - № 6. - С. 68–78.

  2. Сергеев С. Ф. Проблемы и перспективы использования электронного обучения // Школьные технологии. – 2015. - № 3. - С. 28–38.

  3. Смирнова С. Индивидуальная образовательная траектория // Воспитательная работа в школе. - 2012. - №5. - С.7-83.

  4. Стародубцев В. А., Киселева А. А. Персональная образовательная сфера педагога как среда профессиональной деятельности // Школьные технологии. – 2011. - № 5. - C. 85–89.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!