СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Проект педагог-психолога «Песочная страна - страна полна чудес»

Категория: Психологу

Нажмите, чтобы узнать подробности

Актуальность темы.

Все большую силу в наше время набирает идея введения обязательного дошкольного образования. Это означает установление федеральных государственных образовательных стандартов дошкольного образования. Которые требуют “принципа интеграции образовательных областей в соответствии с возрастными возможностями и особенностями воспитанников, спецификой и возможностями образовательных областей”, о котором говорится в п. 2.4 федеральных требований. Интеграцию можно реализовать по-разному,

Просмотр содержимого документа
«Проект педагог-психолога «Песочная страна - страна полна чудес»»

Проект педагог – психолога

«Песочная страна- страна полна чудес»


Тип проекта:

– По доминирующей деятельности информационно-практико-ориентированный;

– По числу участников групповой, ориентированный на детей всех возрастных групп, родителей, педагогов;

– По времени проведения долгосрочный; – По характеру контактов осуществляется внутри дошкольного учреждения в контакте с семьей.

Актуальность темы.

Все большую силу в наше время набирает идея введения обязательного дошкольного образования. Это означает установление федеральных государственных образовательных стандартов дошкольного образования. Которые требуют “принципа интеграции образовательных областей в соответствии с возрастными возможностями и особенностями воспитанников, спецификой и возможностями образовательных областей”, о котором говорится в п. 2.4 федеральных требований. Интеграцию можно реализовать по-разному, но базироваться она должна на самом близком для дошкольника – на игре. А что может быть ближе, чем игра в песок. Песок – необыкновенно приятный материал. Когда мы погружаем руки в сухой песок, появляется нечто похожее на рябь на воде, рождается образ пустыни. Смешанный с водой, песок темнеет и приобретает качества земли. В это время ему можно придать форму. Создание песочных композиций, в отличие от рисунка, не требует каких-либо особых умений. Здесь невозможно ошибиться, сделать что-то не так – это важно для тех, кто привык строго оценивать себя.

Цель:

Обеспечение социальной успешности, сохранение и укрепление психического здоровья ребенка через внедрение элементов песочной терапии в практику работы ДОУ.

Задачи:

· Организовать работу с “педагогической песочницей”;

· Разработать и апробировать на практике содержание воспитательно-образовательной работы и комплекс мероприятий по психофизическому оздоровлению детей;

· Развитие умений элементарного самоконтроля и саморегуляции своих действий;

· Развитие детской самостоятельности и инициативы, воспитание у каждого ребенка чувства собственного достоинства, самоуважения, стремления к активной деятельности;

· Создание необходимых условий для взаимодействия с семьями воспитанников.

Адресная направленность.

Данный проект рассчитан на воспитанников всех возрастных групп детского сада, родителей, педагогов образовательных учреждений, учителей – логопедов и практических психологов. Проект разработан на основе теоретических положений и практико-ориентированных направлений ряда разработок и программ. В основе проекта лежит также опыт работы ДОУ и практические исследования в области дошкольного воспитания. Проект раскрывает формы работы и особенности ее организации, а также психолого-педагогические условия обучения и воспитания дошкольников, соблюдение которых способствует успешной реализации педагогического проекта в рамках ДОУ.

Принципы реализации проекта:

· Принцип креативности, позволяющий формировать новые знания, умения, навыки ребенка на базе уже имеющихся.

· Принцип гуманизации: во главу проекта поставлен ребенок и забота о его здоровье и безопасности.

· "Позитивный центризм" (отбор знаний, наиболее актуальных для ребенка данного возраста);

· дифференцированный подход к каждому ребенку, учет его психологических особенностей, возможностей и интересов;

· развивающий характер обучения, основанный на детской активности;

· сочетание научности и доступности материала;

· наглядность;

· характерный возрасту баланс интеллектуальных, эмоциональных и двигательных нагрузок;

· профессиональная компетентность педагога;

· принцип от близкого к далекому;

· принцип системно-организованного подхода, который предполагает скоординированную работу всех специалистов ДОУ;

· принцип учета региональных условий.

Эти принципы взаимосвязаны и реализуются в единстве.

Предполагаемый результат:

· Развитие высших психических функций (внимания, памяти, мышления, восприятия, воображения);

· Стабилизация эмоционального состояния детей и их психофизическое оздоровление;

· Способствует развитию познавательных способностей, тактильной чувствительности, мелкой моторики дошкольников;

· Личностное развитие ребенка и развитие его индивидуальных особенностей;

· Формирование коммуникативных навыков сотрудничества в общении со сверстниками, необходимых для успешного протекания процесса обучения;

· Формирование самосознания и адекватной самооценки;

· Совершенствование предметно – игровой деятельности, что способствует развитию сюжетно-ролевой игры;

· Легкая адаптация к ДОУ вновь поступающих малышей;

· Приобретение педагогами опыта самостоятельного выбора исследовательско-творческой деятельности, оценки и самооценки полученных результатов.

Условия реализации.

Условиями реализации предложенного нами педагогического проектирования по внедрению элементов песочной терапии в практику работы ДОУ являются следующие:

· организация предметно-развивающей среды в ДОУ, выступающей в роли стимулятора, движущей силы в целостном процессе становления личности дошкольника, обеспечивающая эмоциональное благополучие детей и отвечающая их интересам, потребностям, желаниям.

· осуществление коммуникативно-диалоговой основы взаимоотношений дошкольников с взрослыми и сверстниками как аспект личностного развития ребенка при регулярной включенности игры в образовательный процесс ДОУ и семьи;

· создание единого ценностно-смыслового сотрудничества педагогов и родителей на основе понимания сущности проблемы, форм и методов обеспечения социальной успешности, сохранение и укрепление здоровья детей;

· включение в целостный педагогический процесс разнообразных форм и методов работы с песком.

Основные средства:

· Информирование родителей о задачах и содержании проекта;

· Вовлечение родителей в совместную работу над проектом;

· Подготовка оборудования, материалов и инструментов;

· Обогащение предметно-развивающей среды.

Все вышеперечисленные формы и средства были включены в целостный педагогический процесс.

Содержание проекта.

Основные этапы проекта:

Первый этап – (организационный) поисково-теоретический – посвящен изучению и анализу психолого-педагогической литературы по исследуемой проблеме. Были определены методология и методика исследования, его понятийный аппарат, проблема, объект, предмет, задачи, методы и гипотеза, подобран необходимый диагностический инструментарий.

Второй этап – диагностическо-методический.

· Диагностическое обследование дошкольников; анкетирование родителей, анализ полученных диагностических данных;

· Составление и обсуждение поэтапного плана работы, анализ проблемы: что уже есть и что нужно сделать;

· Создание банка идей и предложений;

· Подбор необходимого оборудования и пособий для практического обогащения проекта, целенаправленности, систематизации образовательного процесса;

· Определение задач воспитательно-образовательного процесса;

· Планирование деятельности педагогов.

Третий этап – реализация проекта – в процессе чего был реализован педагогический проект.

Четвертый этап – (аналитический) подведение итогов и анализ результатов проекта – Осуществлялась обработка и обобщение полученных данных, которые подтвердили гипотезу исследования (уточнение теоретических положений, систематизация и обобщение данных опытно-поисковой работы, анализ результатов экспериментального исследования, уточнение выводов, оформление материалов).

Презентация проекта:

· Презентация проекта на родительском собрании (педагоги-родители), педагогическом совете;

· Презентация проекта на муниципальном уровне;

· Презентация на областном уровне;

· Создание слайд – шоу.

Работа с детьми представлена следующими формами:

· Индивидуальная диагностика. Ее результаты могут быть использованы в индивидуальном подходе к ребенку, в консультировании родителей и педагогов.

· Организованная образовательная деятельность с детьми;

· Подгрупповая и индивидуальная совместная деятельность с детьми;

· Самостоятельная игровая деятельность детей;

· Система коррекционно-развивающих занятий;

Условия работы с детьми:

1. Согласие и желание ребенка.

2. Специальная подготовка педагога, его творческий подход к проведению занятий.

3. У детей не должно быть аллергии на пыль от сухого песка, кожных заболеваний и порезов на руках.

Мы используем следующие виды работы в педагогической песочнице: – конструирование из песка; – рисование песком и на песке; – экспериментирование; – составление узоров на песке; – диагностика; – создание картин на песке и “песочного мира”; – игры в адаптационный период; – создание песочных композиций и “секретов”.

Взаимодействие с родителями представлено следующими формами:

· Анкетирование, тестирование родителей;

· Просветительская работа с родителями в форме лекций, семинаров-практикумов, круглых столов;

· Привлечение родителей к изготовлению методических пособий для работы с песком;

· Совместные конкурсы поделок из песка (“Песочный город”, “Песочное угощение”).

· Деловая игра “Ребенок, играющий в песок”

· Фотовыставка “Пусть не сердятся родители, что измажутся строители”;

· Индивидуальная консультативная работа;

· Родительские собрания с показом практической работы с детьми.

Основные средства:

1. Информирование родителей о задачах и содержании проекта;

2. Вовлечение родителей в совместную работу над проектом;

3. Подготовка оборудования, материалов и инструментов;

4. Обогащение предметно-развивающей среды.

Все вышеперечисленные формы и средства были включены в целостный педагогический процесс.

Психолого-педагогическое сопровождение представлено:

· Серия комплексных занятий, направленных на развитие эмоциональной и познавательной сферы детей;

· Система мониторинга для отслеживания результатов работы;

· Создание системы психолого-педагогической диагностики, которую может реализовать воспитатель;

· Система занятий по адаптации детей к ДОУ.

Методическая работа с педагогами:

Цель: повышение профессиональной компетенции педагогов, как организаторов разнообразных видов детской деятельности.

Задачи: – повышение уровня профессиональных знаний и навыков, создание условий их переноса в практическую деятельность – развитие информационных, организаторских, коммуникативных и аналитических умений – развитие творческого потенциала педагогов, их самостоятельности и инициативы – формирование у педагогов потребности в профессиональном росте.

Особенности песочной терапии.

“Песочная терапия” – один из методов психиатрии, возникший в рамках аналитической психологии.

Это игровой способ рассказать о своих проблемах.

Возможности самовыражения не ограничены словами и действиями.

Создание песочных композиций не требует особых умений (позволяет делать исправления бесконечно).

Позволяет ребенку создавать картины мира в 3-х мерном пространстве.

Позволяет построить свой личный мир, ощущая себя творцом.

Применим в случаях отказа ребенка от классических форм обучения.

Принципы работы с детьми:

· системность подачи материала,

· наглядность обучения,

· цикличность построения работы,

· доступность,

· проблемность,

· развивающий и воспитательный характер учебного материала.

Форма организации – групповая, подгрупповая; индивидуальная.

Форма проведения – игровая. Ведущей и наиболее привлекательной деятельностью в дошкольником возрасте является игра, поэтому проект строится на основе игровых упражнений, направленных, в первую очередь на обеспечение психологической комфортности ребенка в ДОУ.

Игра обеспечивает положительную мотивацию для участия в развивающей работе и создает наилучшие условия для воссоздания самых различных отношений и связей, в которые вступают дети в реальной жизни. Положительная мотивация открывает широкие возможности целенаправленного формирования различных сторон психической деятельности.

Подбирая материал, мы ориентировались на оптимальное сочетание игр и упражнений, направленных на развитие мелкой моторики и развитию речи, элементарных математических представлений, познавательных процессов, творческого мышления.

Форма проведения работы с песком разнообразна: использование развивающих игр и упражнений, творческих заданий, тестов, путешествий. Создаваемый благоприятный эмоциональный фон в немалой степени способствует обеспечению социальной успешности дошкольников, развитию их познавательных способностей и формированию предпосылок учебной деятельности.
















































Список литературы:

1. Грабенко Т.А., Зинкевич-Евстигнеева Т.Д. Коррекционные, развивающие и адаптационные игры. – СПб, 2002.

2. Зинкевич-Евстигнеева Т.Д., Грабенко Т.М. Чудеса на песке.

3. Киселева М.В. Арт-терапия в работе с детьми. – СПб., 2006.

4. Лебедева Л. Теоретические основы арттерапии.// Школьный психолог, 2006г. №3.

5. Осипова А.А. Общая психокоррекция. – М., 2002.

6. Психотерапия./ Под ред. Б.Д. Карвасарского. – М., 2000.

7. Сакович Н.А. Технология игры в песок. Игры на мосту. – СПб., 2006.

8. Штейнхард Л. Юнгианская песочная психотерапия. – СПб, 2001.

9. Эль Г.Н. Человек, играющий в песок. Динамичная песочная терапия. – СПб, 2007.

10. Юнг К.Г. Аналитическая психология: ее теория и практика. Тавистокские лекции. – СПб, 1998.

11. Юнг К.Г. Человек и его символы. – М., 1998.






Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!