СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Проект «Патриотическое воспитание в условиях современного дошкольного образовательного учреждения» Выполнила: воспитатель МБДОУ № 37 Кудашева М.Г.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Проект разработан для работы с детьми среднего и старшего дошкольного возраста, и представляет собой цикл мероприятий по совместной деятельности педагога с детьми по нравственно - патриотическому воспитанию   в целях развития и создания условий для формирования гражданских и патриотических чувств дошкольников через обращение к памяти об  историческом прошлом нашего государства, привлечение родителей и педагогов к воспитанию у детей чувства гордости за достижения родной страны, интереса и уважения к ее историческому прошлому, бережного отношения к традициям своего народа.

Все мероприятия апробированы и внедрены в практику ДОУ. Проект адресован широкому кругу читателей: педагогам дополнительного образования, воспитателям дошкольных групп, а также всем, кто интересуется вопросами нравственно – патриотического развития детей дошкольного возраста.

Просмотр содержимого документа
«Проект «Патриотическое воспитание в условиях современного дошкольного образовательного учреждения» Выполнила: воспитатель МБДОУ № 37 Кудашева М.Г.»

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

детский сад компенсирующего вида № 37

города Кузнецка

Пензенской области














Проект

«Патриотическое воспитание в условиях

современного дошкольного образовательного учреждения»






Выполнила: воспитатель МБДОУ № 37 Кудашева М.Г.











2019 год



Содержание проекта:

Глава 1. Значение патриотического воспитания в современных условиях ………….…..

1.1.Аннотация………………………………………………………………….....

1.2.Актуальность…………………………………………………………….....

1.3.Паспорт проекта………………………………………………………….…..

1.4.Цели и задачи проекта…………………………………………………….....

1.5.Основное содержание проекта………………………………………….…

1.6. Условия реализации проекта……………………………………….......

1.7.Мероприятия с педагогами и родителями по реализации проекта…...

1.8.Участники проекта

Глава 2. Практическая часть проекта……………………………….…..…

2.1.Этапы развития проекта………………………………………….……...

2.2. Уровень развития нравственно – патриотических чувств у дошкольников …………………………………………………………………

2.3. Ожидаемые результаты проекта…………………………………...…..

2.4. Перспектива дальнейшего развития проекта……………..........................

Литература………………………………………………………………….......

Приложение……………………………………………………………………






















«Только тот, кто любит, ценит и уважает накопленное и сохранённое предшествующим поколением, может любить Родину, узнать её, стать подлинным патриотом».

С. Михалков

Глава 1. Значение патриотического воспитания в современных условиях

1.1Аннотация.

Проект разработан для работы с детьми среднего и старшего дошкольного возраста, и представляет собой цикл мероприятий по совместной деятельности педагога с детьми по нравственно - патриотическому воспитанию в целях развития и создания условий для формирования гражданских и патриотических чувств дошкольников через обращение к памяти об историческом прошлом нашего государства, привлечение родителей и педагогов к воспитанию у детей чувства гордости за достижения родной страны, интереса и уважения к ее историческому прошлому, бережного отношения к традициям своего народа.

Все мероприятия апробированы и внедрены в практику ДОУ. Проект адресован широкому кругу читателей: педагогам дополнительного образования, воспитателям дошкольных групп, а также всем, кто интересуется вопросами нравственно – патриотического развития детей дошкольного возраста.





















1.2.Актуальность выбранной темы

Важность патриотического воспитания в современных условиях подчеркнута в специальной программе «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2001-2005 годы», утвержденной Правительством РФ в феврале 2001 года, «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2011–2015 годы», утвержденной Правительством Российской Федерации от 5 октября 2010 г. № 795

Президент Российской Федерации В.В. Путин обращает особое внимание на воспитание патриотов нашей страны. В подписанном им Указе о совершенствовании государственной политики в области патриотического воспитания говорится: «Мы должны строить своё будущее и будущие своих детей. И такой фундамент – это патриотизм. Это уважение к своей Родине и традициям, духовным ценностям наших народов. Это ответственность за свою страну и её будущее. Что дети видят, слышат, что они читают, во многом зависит морально-нравственный климат в обществе в целом.

Именно в дошкольном возрасте закладывается основа личности: развивается целостное восприятие окружающего мир, непосредственное эмоциональное отношение к окружающим людям, сочувствие к их нуждам и переживаниям.

Здесь начинают развиваться такие черты характера, которые закладывают в основу нравственного и патриотического воспитания: трудолюбие, милосердие, гуманность и т. д. Чувство Родины начинается с восхищения тем, что видит перед собой малыш, чему он удивляется, что вызывает отклик в его душе. И хотя многие впечатления не осознаны им глубоко, но пропущенные через детское восприятие, они играют огромную роль в становлении личности патриота.

Самое существенное в воспитании нравственных и патриотических чувств – это непосредственное их проявление в реальных практических поступках, повседневной жизни. Занимаясь воспитанием детей, решая задачи нравственно-патриотического воспитания, каждый педагог должен строить свою работу в соответствии с местными условиями и особенностями детей.

Гражданско-патриотическое воспитание — как одно из направлений социально-личностного развития детей — считаю важной частью своей проектной деятельности.

Проблема патриотического воспитания детей становится одной из актуальных.

Актуальность проблемы заключается в том, что современные дети мало знают о родном городе, стране, особенностях народных традиций, часто равнодушны к близким людям, в том числе к товарищам по группе, редко сострадают чужому горю. Явно недостаточной является работа с родителями по проблеме нравственно-патриотического воспитания в семье. В нормативных документах и программах дошкольных учреждений отражена необходимость активного взаимодействия с семьей, однако при этом недостаточно разработаны содержание и формы работы с семьями с целью воспитания чувств патриотизма. Противоречия, сложившиеся в настоящее время, в условиях ломки нравственных идеалов российского общества, приобретают особую актуальность в формировании основ патриотизма у дошкольников.

В общественном сознании получили широкое распространение равнодушие, пренебрежительное отношение к гражданскому долгу и служению Родине.

Патриотическое воспитание до­школьников — это не только воспи­тание любви к родному дому, семье, детскому саду городу, к родной природе, культурному достоянию своего народа, своей нации и толерантного отношения к представителям других национальностей, но и воспитание уважительного отношения к труженику и результатам его труда, родной земле, защитникам Отечества, государственной символике, традициям государства и общенародным праздникам. Все эти задачи важны и актуальны, от решения ни одной из них нельзя отказаться, но приоритетной в дошкольном возрасте является задача воспитания у малышей любви и привязанности к родному дому, семье, прежде всего к матери, и к детскому саду.

Педагогам необходимо задуматься, какими методами и способами начинать формирование патриотического воспитания детей дошкольного возраста. В этой связи особую значимость приобретает знакомство дошкольников с жизнью страны, её героями, историческими деятелями, известными людьми, полководцами.

Предлагаемый материал поможет сформировать у дошкольников первые чувства патриотизма: гордости за свою Родину, любовь к родному краю, уважение традиций. Полученные на тематических утренниках и других досуговых мероприятиях знания позволят подвести ребёнка к пониманию неповторимости культуры своего народа.

















1.3. Паспорт проекта


Сроки проекта: Сентябрь 2018г.- май 2020г. (долгосрочный)

Проект по содержанию – творческий, рассчитан на детей 4-6 лет, по продолжительности - долгосрочный (2 года)


Участники проекта: дети среднего – старшего возраста, воспитатели, родители, педагоги дополнительного образования.


Необходимые материалы: пособия, методические разработки, литература, фото и видео материалы, картины и иллюстрации о Родине, столице, города Кузнецка, Защитниках Отечества, о боевых действиях во время войны,



Гипотеза

Патриотическое воспитание должно носить комплексный характер, пронизы­вать все виды деятельности дошколь­ника, осуществляться в повседневной жизни, на непосредственно – образовательной деятельности по познанию окружающего мира. Наличие таких деятельностей является непременным условием полноценного патриотического воспитания, осуществляемого в системе. В противном случае знания детей останутся путаными, отрывчатыми, не­полными.


Цели и задачи проекта:

Цель проекта:

Воспитание гражданина и патриота своей страны, формирование нравствен­ных ценностей. Создание в детском учреждении предметно-развивающей среды, способствующей этому вос­питанию.

Ориентиром в патриотическом воспитании детей в период детства становятся: детская игра, проектно - поисковая деятельность взрослых с детьми, художественно – литературное творчество, общение, творчески – продуктивная деятельность, средства эстетического воспитания.

Чтобы реализовать цель, были поставлены следующие задачи:

Реализовать данную цель можно через решение следующих задач:

Воспитывать у детей:

  • стремление к познанию культурных традиций через творческую, познавательно – исследовательскую деятельность;

  • стремление чувствовать и осознавать себя частью большого этноса, выражать свою собственную субкультуру;

  • воспитывать уважительное отношение к наследиям других народов.

  • воспитывать патриотизм, уважение к культурному прошлому России.

  • Воспитывать гражданско-патриотические чувства через изучение государственной символики России.

Формировать у детей:

  • чувство любви к родному краю, своей малой родине на основе приобщения к родной природе, культуре и традициям;

  • представление о России как о родной стране;

  • умение анализировать различные социальные явления и события, сопоставлять их, обобщать;

  • стимулировать детскую активность через национальные подвижные игры.

Развивать у детей:

  • познавательные процессы (восприятие, память, внимание, воображение, мышление) и мыслительные операции (анализ, синтез, сравнение, обобщение) посредством специальных игр и упражнений;

  • представления о национальной культуре, об образе жизни людей, населяющих Пензенскую область

Данные задачи решаются во всех видах детской деятельности: в играх, в труду, в быту – так как воспитывают в ребенке не только патриотические чувства, но и формируют его взаимоотношения со взрослыми и сверстниками.

Ожидаемый результат:

1.Создание системы занятий по патриотическому воспитанию дошкольников в процессе развития проектной деятельности (картотека материалов для воспитателей).

2. Подготовка методических рекомендаций по взаимодействию с семьями в области патриотического воспитания дошкольников на основе нравственного образования.

3. Фото- и видеотека для повышения компетентности воспитателей и родителей в области нравственно – патриотического воспитания дошкольников.

4. Обогащение предметно – развивающая среда ДОУ по нравственно – патриотическому развитию детей.

5. Создание банка данных об оценке качества нравственно - патриотического развития детей в ДОУ.

Предполагаемый результат

Дети должны знать.

  • домашний адрес (испытывать лю­бовь и привязанность к родному дому, семье, матери, детскому саду; дорожить своей семьей, домом; с удовольствием идти в детский сад);

  • место работы родителей (иметь представление о значимости их труда; испытывать гордость и уважение к труду взрослых; иметь посильные трудовые обязанности дома, в детском саду, нести ответ­ственность за их выполнение);

  • место проживания: город, об­ласть; предприятия родного го­рода и их значимость; символику города, достопримечательности; климатические условия; флору и фауну города и области; крупные города области, а также находить их на карте; природоохранные мероприятия;

  • свою национальность, язык, традиции (должны гордиться своим народом, его достижениями); столиц нашей Родины — Москву (знать историю, достопримечательности несколько крупных городов, страну и показывать их на карте России флаг, герб, гимн России);

  • представителей других национальностей, населяющих нашу Родину (уважать их культуру и традиции);

  • природу родных мест, флору и фауну (необходимо научиться любоваться природой, бережно относиться к ней);

  • название планеты, на которое мы живем;

  • пять-шесть народов, живущих на Земле, их быт, традиции; климатические и природные условия не которых стран; животных, которые там живут, и растения, которые там растут.

































1.4. Основное содержание проекта.

Главные принципы работы по патриотическому воспитанию и условия работы по реализации проекта.

  • Принцип личностно-ориентированного общения предусматривает индивидуально-личностное формирование и развитие морального облика человека. Партнерство, соучастие и взаимодействие – приоритетные формы общения педагога с детьми.

  • Принцип культуросообразности. «Открытость» различных культур, создание условий для наиболее полного (с учётом возраста) ознакомления с достижениями и развитием культуры современного общества и формирование разнообразных познавательных интересов.

  • Принцип свободы и самостоятельности. Позволяет ребёнку самостоятельно определить его отношение к культурным истокам: воспринимать, подражать, комбинировать, создавать и т.п.; самостоятельно выбирать цель, определиться в мотивах и способах действия, в дальнейшем применении результата данного действия (деятельности) и самооценке.

  • Принцип гуманно-творческой направленности. Данный принцип обеспечивает, с одной стороны, обязательное получение ребёнком во взаимодействии с культурной средой продукта, характеризующегося творческими элементами: воображение, фантазия, «открытие», озарение и др., полезность, новизна; а с другой - создающий условия для проявления разнохарактерных отношений (дружеских, гуманных, деловых, партнёрских, сотрудничества, сотворчества и др.)

  • Принцип интеграции различных видов детской деятельности.

Реализация принципа интеграции невозможна без «вполне определенного обеспечения», включающего в себя содержание образования, методы его реализации, предметно-развивающие условия организации (среду).

В воспитательном процессе нашего ДОУ патриотического воспитание осуществляется по направлениям: духовно-нравственное, социальное, эстетическое, краеведческое, трудовое, интеллектуальное, работа с семьей, взаимосвязь с социумом города и др.

Для реализации этих направлений была проведена системная работа в рамках программы патриотического воспитания А.Я Ветохиной и З.С. Дмитриенко. Данная работа включает целый комплекс задач, чтобы решить все задачи работа велась поэтапно: организация система воспитательной работы, создания условий и обеспечения пособиями, методическими разработками, дидактическими играми, игрушками по патриотическому воспитанию в детском саду.






1.5. Условия реализации проекта по развитию патриотического воспитания дошкольников.


  • Создание благоприятного психологического климата в коллективе.

Каждый день ребенка в детском саду должен быть наполнен радостью, улыбками, добрыми друзьями, веселыми играми. Ведь с воспитания чувства привязанности к родному детскому саду, родной улице, родной семье начинается формирование того фундамента, на котором будет вырастать более сложное образование – чувство любви к своему Отечеству;

  • Интеграция содержания образования (проектирование такого содержания образования, которое бы способствовало усвоению ребенком культурных и других традиций своего народа, с традициями других народов)- тематический блок, тема;

  • Интеграция условий реализации содержания образования:

а) технологии по патриотическому воспитанию;

б) формы организации патриотического воспитания старших дошкольников;

в) интегративные средства, методы (вопросы, задания, ситуации) и приемы;

г) предметно-пространственное окружение, учебно-наглядные пособия и материалы;

  • Результат:

а) интеллектуальные, личностные, физические качества;

б) универсальные предпосылки учебной деятельности;

в) формирование у воспитанников общечеловеческих и гражданских ценностей; сознания, построенного на приоритете национально-государственных ценностей;

  • Единые требования к предметно-развивающей среде развития ребенка, учитывающие запросы субъектов образовательного пространства – педагогов, родителей, детей, учитывается принцип интеграции. Предметно-развивающая среда структурирована с учётом интересов и потребностей ребёнка, предоставляет возможность ребёнку продвигаться в своём развитии. Обогащение предметно-развивающей среды, обладающей разносторонним потенциалом активизации, способствует ненасильственному включению ребёнка в образовательный процесс и переводу игры в учебную деятельность с целью формирования познавательной, социальной мотивации ребёнка к развитию, самореализации;

  • Использование системы мониторинга (психолого- педагогической диагностики): сочетание разнообразных методов (наблюдений, бесед, экспертной оценки, тестов), обеспечивающих объективность и точность получаемых данных.

В холле ДОУ был организован выставочный стенд «Вернисаж», где регулярно проводятся выставки детских работ в соответствии с тематическим планированием образовательной деятельности, совместных работ детей и родителей. В музыкальном зале выставляются на отдельных столиках творческие работы детей и родителей к праздникам «День Матери», «День Защитников Отечества», «День Победы», где проводятся экскурсии для детей младшего, среднего возраста. Для создания и просмотра презентаций в музыкальном зале имеется мультимедийный проект, также имеется телевизор, видео и фотоаппаратура, музыкальный центр.

Для реализации данного проекта;

- использовали художественно-развивающую среду  в детском саду;

- разработали календарно- тематический план деятельности детей;

-изучили учебно - методические пособия;

-подобрали материалы и оборудования, необходимые для работы с детьми: детская художественная литература, энциклопедии, тематические картины, иллюстрации, дидактические пособия костюмы для детей, игрушки.

Следует продумать и средства патриотического воспитания. Весьма эффективным, на мой взгляд, могла бы оказаться игрушка. В советский период она уже доказала свою состоятельность в деле воспитания юных патриотов. Партизаны, красноармейцы, буденовцы, легендарные корабли «Аврора», «По­темкин», тематические игрушки «Север», «Космодром» и многие другие верой и правдой служили детям, формируя патриотические чувства. Современная игрушка, как мне кажется, любовь к стране не воспитывает. Значит, современная игрушка должна обрести новое содержание. Это могли бы быть, в частности, тематические наборы, знакомящие детей с культурой разных народов нашей страны, их жиз­нью, бытом, или тематический набор «Москва — столица нашей Родины». Подобные наборы были бы интересны детям, об­легчили бы труд педагога и ненавязчиво формировали у детей патриотические чувства. С пользой для патриотического воспитания могла бы использоваться и военная игрушка. Отношение к ней, как известно, неоднозначно во всем мире, но снять ее о производства и изъять у детей по многим причинам не дастся, вместе с тем контролировать и направлять военные игры детей в нужное русло вполне реально. Игры то содержанию: сказок и былин о сражении русских богатырей за родную землю со Змеем Горынычем, в службу безопасности, охрану государственной границы развивают патриотические чувства, желание защищать родную страну приносить ей пользу.

Мир стал агрессивен по отношению к ребенку, а индустрия детства, начиная с игрушек и заканчивая глобальными коммерческими издательскими, театральными, телевизионными музыкальными проектами, оказала разрушительное влияние, на психику малышей, их нравственность и духовный мир. В одночасье куда-то исчезли наши старые игрушки, книги, мультфильмы, милые, дорогие сердцу образы из мира детства. Им на смену пришли герои бесчисленных зарубежных сериалов: Супермен, Бэтмен, охотники за при­видениями, монстры и т. п. Массовая культура Запада и Востока наступает по всем направлениям, навязывая де­тям чужие ценности: культ силы, денег, предпринимательства. Нельзя оставаться сторонними наблюдателями, необходи­мо принимать меры укоренять детей в национальной культуре, прививать им наши нравственные ценности.

У России тысячелетняя история, богатые традиции, огромный духовный потенциал. Необходимо воспитывать детское самосознание через знаком­ство с русской культурой, приобщать к фольклору, знакомить с национальными игрушками, праздниками, творениями художников, архитекторов, композито­ров, значимыми событиями в истории страны, в том числе с государственными символами, которые являются частью культуры и истории страны.

Необходимо отметить, что герб и флаг несут в себе воспитательную функцию наряду со своим основным назначением — служить отличительным знаком государства. Принципиально важным для ознакомления дошкольников с гербом и флагом России является сочетание познавательной деятельности с игровой и продуктивной. На первом этапе знакомства мы формируем у детей положительное эстетическое отношение к государственным символам России, а старших дошкольников знакомим с историей происхождения, значением и функциями герба и флага.

























1.6. Мероприятия с педагогами, родителями и детьми для реализации проекта

Для успешной реализации задач предусматривается взаимодействие с детьми, родителями и педагогами.

При работе с детьми использовались такие формы и методы работы: Приглашение в путешествие.

  • Создание проблемной ситуации.

  • Мини – музей.

  • Гостиная.

  • Совместная проектная деятельность.

  • Совместная деятельность родителей и детей по изготовлению поделок.

  • Конкурсы рисунков и поделок.

  • Конкурсы стихов.

  • Анализ нравственных качеств.

  • Ручной труд.

  • Беседа

  • Театрализация.

  • Природоохранная деятельность.

  • Изготовление подарков.

  • «Уроки доброты».

  • Выставки и экспозиции.

  • Игры (дидактические, народные подвижные, настольно-печатные, игры-сотрудничества).

  • Сказки.

  • Развлечения, досуги, праздники, концерты.

  • Инсценировки, театрализации.

  • Выставка военной техники, детских рисунков «Миру – мир, войны не нужно!».

  • Коллажи, посвященные Великой Отечественной войне.


При работе с родителями использовались такие формы работы как:

  • Анкетирование родителей «Мой ребенок, какой он?»

  • Поддержание групповых традиций совместным участием в них «Сладкий вечер», «Приглашаем гостей»

  • Индивидуальные консультации, беседы.

  • Круглый стол для родителей «Воспитать патриота и гражданина».

  • Фотовыставки «Мой любимый город Кузнецк», «Самое красивое место в нашем городе», «День Победы», «Наши Защитники Отечества», «Мой папа служил в Армии», «Праздники и развлечения в детском саду» и др.

  • Совместное творчество родителей и детей как стимул единения семьи (конкурс творческих работ ко Дню Матери, ко Дню Защитника Отечества, ко Дню Победы, создание рисунков, аппликаций).

  • Совместное создание взросло-детских проектов «История родного города. Краеведение «Мой город вчера и сегодня»,

  • Оформление информационного стенда: рубрика «Художественная литература о наших Защитниках Отечества», «Художники о подвигах наших предков» (список детской художественной литературы о патриотическом воспитании).

  • Оформление информационных стендов «Мир нравственности в высказываниях и афоризмах».

  • «Встреча с интересными людьми».





































Глава 2. Практическая часть проекта.

2.1. Этапы развития проекта


Работа по патриотическому воспитанию строилась в несколько этапов:

Этапы

Сроки реализации проекта

План работы

I

2017-2018

уч. год

Информационно – аналитический (подготовительный)

  • повышение уровня профессиональной компетентности педагогов;

  • определение объема материала для детей;

  • планирование системы работы

II

2018-2019

уч. год

Творческий (основной)

  • Оформление стендов по теме проекта;

  • Консультации для воспитателей и родителей;

  • Проведение мероприятий по теме проекта

III

2019-2020

уч. год

Заключительный

  • Подведение итогов.


На информационно – аналитическом этапе осуществили анализ целей и задач основной общеобразовательной программы дошкольного образования, оценили и интерпретировали результат психолого-педагогической диагностики актуального состояния и развития (ценностные представления, умения, отношение) начал культурных истоков у детей старшего дошкольного возраста, на основе адекватно-подобранных диагностических методик. Выявлено актуальное состояние и развитие детей, которое соотносилось с планируемым (прогнозируемым) психолого-педагогическим результатом развития ребенка по окончанию данного возрастного периода. Определили направления образовательной деятельности, которые необходимо предусмотреть (предвидеть) в ходе реализации проекта. А также был определен ожидаемый социально-значимый результат.

В подготовительном этапе пересмотрев все темы недели, включили образовательные задачи по патриотическому воспитанию в планирование тематических недель.

«Реализация задач патриотического воспитания дошкольников через планирования тематических недель»

п/п

Образовательные задачи по патриотическому воспитанию

Темы недели

Воспитание у ребёнка любви и привязанности к своей семье, детскому саду, улице, городу, формирование бережного отношения к природе и всему живому

Темы недели: «Мой дом, мой город, моя страна, моя планета», «Маленькие исследователи», «Женский день», «Быть здоровыми хотим». «Космос. Приведём планету в порядок», «Мир природы»

Воспитание уважения к труду

Темы недели: «Город мастеров», «Праздник весны и труда»

Развитие интереса к русским традициям и промыслам

Темы недели: «Народная культура и традиции», «Наш быт»

Формирование толерантности, чувства уважения к другим народам, их традициям

Темы недели: «Дружба», «Наши защитники», «Миром правит доброта», «День Победы»

Формирование элементарных знаний о правах человека

Темы недели: «Я- человек», «Моя семья»

Расширение представлений о городах России

Темы недели: «Город мастеров», «Мой дом, мой город, моя страна, моя планета»

Знакомство детей с символами государства (герб, флаг, гимн)

Темы недели: «Дружба», «Наши защитники», «Миром правит доброта», «День Победы»

Развитие чувства ответственности и гордости за достижения страны;

Темы недели: «Наши защитники», «День Победы», «Город мастеров», «Мой дом, мой город, моя страна, моя планета», «Народная культура и традиции»

Изучение специализированной литературы.

Для реализации поставленных мною задач изучена методическая следующая литература:

  • Белая К.Ю. Художественно-эстетическое и социально-нравственное воспитание дошкольника, М.: Школьная пресса, 2007.

  • Зеленова Н.Г. Мы живем в России: старшая группа. Мы живем в России: подготовительная к школе группа. М.: Скрипторий. 2003, 2008.

  • Казаков А.П., Шорыгина Т.А. Детям о Великой Победе! Беседы о Второй мировой войне. М.: ГНОМ и Д, 2008.

  • Кондрыкинская Л.А. С чего начинается Родина? Опыт работы по патриотическому воспитанию в ДОУ. М.: Сфера, 2005.

  • Логинова Л.В. Что может герб нам рассказать… Нетрадиционные формы работы с дошкольниками по патриотическому воспитанию. М.: Скрипторий 2003, 2008.

  • Н.В. Алешина Патриотическое воспитание дошкольников. Система работы.

  • Особенности патриотического воспитания. И. Казакова. Обруч .№ 6 – 2003г

  • Народные праздники. В. Ищук. Ярославль 2000.

  • Мой мир. С. Козлова. Москва. 2000.

  • Российская символика. Е. Ривина. Москва. 2004г.

  • Дети планеты Земля. Е. Соловьева. Линка-Пресс.2001г.

  • Государственные символы России. Т. Шаляпина Москва 2002г.

  • Гербы и символы: Челябинск и Челябинская область. Г. Калашников Детсво-Пресс.2007г.

  • Родной дом. М. Новицкая. Москва. 2001г.

  • Официальные символы Челябинской области и муниципальных образований. Г. Вилинбахов. Челябинск. 2004г.

В методической литературе зачастую освещаются лишь отдельные стороны патриотического воспитания детей в конкретных видах деятельности, и нет стройной системы, отражающей всю полноту данного вопроса. Большая работа была проведена с педагогами.


План работы с воспитателями и родителями по патриотическому воспитанию дошкольников

п/п

Мероприятия для родителей

Мероприятия для педагогов

1

Круглый стол «Воспитываем патриотизм» с выставкой метод. И худ. Литературой по теме патриотического воспитания дошкольников (Сентябрь)

Круглый стол «Мероприятия по внедрению и реализации программы А.Я Ветохиной и З.С. Дмитриенко «Наш дом – Земля» (Сентябрь)

2

Анкетирование «Каков ваш ребенок?»

(Сентябрь)


Консультации «Интернациональное и патриотическое воспитание дошкольников», «Возрождение русских национальных традиций», «Воспитание толерантности у дошкольников»; «Формирование представлений детей о родном городе»; «История, традиции и культура народа Сурского края»; «Растительный мир»; «Символика России»; «Формы работы с родителями по воспитанию у детей чувства патриотизма», «Система работы по патриотическому воспитанию в современном детском саду».

(1 раз в квартал)

3

Консультация «Воспитание гражданской позиции старших дошкольников»

(ноябрь)

Рекомендации про проведению конкурсов чтецов к Дню Матери, к 23 февраля, к Дню Победы, конкурсов – выставок детских работ и совместных работ детей и родителей (по плану)

4

Консультация «Ознакомление с родным городом как средство патриотического воспитания»

(декабрь)

Работа рабочей группы педагогов по организации и проведению праздников (по плану)

5

Фотовыставка «Наши папы»

(февраль)

Проведение игры на педсовете «Сказка – как средство патриотического воспитания дошкольников» (январь)

6

Рекомендации для родителей и воспитателей

«Как воспитать защитника?» (февраль)

7

Семинар - практикум «Как воспитать патриота» (март)


Педсовет «Создание условий для самореализации дошкольников в образовательном процессе» Консультации «Гражданско – патриотическое воспитание детей дошкольного возраста» (март2019г.)

8

Презентация

«Нравственно – патриотическое воспитание детей дошкольного возраста» (май)

9

Выставка совместных работ с родителями «Нашим Защитникам Отечества посвящается» (февраль, май)

Проведение праздника с детьми «День Победы»

(май)

10

Для родителей выставка детских работ в приёмной комнате «Миру – мир, войны не нужно!»

(февраль, май)

Участие в педсовете ДОУ. Распространение опыта работы «Патриотическое воспитание детей дошкольного возраста в современном детском саду» (март 2019г.)


Творческий этап предполагал совместную деятельность участников образовательного процесса по патриотическому воспитанию детей старшего дошкольного возраста, развитию гражданско-патриотических чувств, способности к творческо-поисковой деятельности с учетом особенностей развития ребенка и социально-педагогических условий организации образовательной среды в условиях ДОУ и семьи.

На этом этапе работа велась сразу в нескольких направлениях:

- привлечение детей к активному участию в досуговой деятельности (праздники, развлечения, концерты, тематические вечера, конкурсы детского творчества, конкурсы чтецов); в проектно-поисковой деятельности (разработка детско-взрослых проектов);

- работа с родителями по привлечению их к совместной творческой, проектно-поисковой деятельности на основе использования разнообразных форм, средств патриотического воспитания детей;

- работа с социумом города по реализации задач патриотического воспитания: ЦРТД и Ю, МУ ГДК, СДЮТ и Э, МУ ИКМ;

- слежение за ходом выполнения проектно-поисковых работ по сбору, оформлению и представлению (презентации) результатов реализации тематических проектов.

План мероприятий по созданию системы патриотического воспитания дошкольников

Название темы

Ответственный

1-й этап - диагностический

Анализ затруднений воспитателей

Воспитатели

Анализ состояния воспитательного процесса по данной теме

Воспитатели

Диагностирование детей

Воспитатели

Анкетирование родителей

Воспитатели, педагог-психолог

2-й этап - организационный

Построение развивающей среды в группах, метод. кабинете, муз. зале, обогащение развива­ющей зоны

Воспитатели , муз. руководители

Разработка дидактических игр и пособий

Воспитатели

Анализ имеющегося текстового материала, отбор и составление конспектов занятий, тематических бесед

Воспитатели

Подбор материала в методическом кабинете по теме: "Патриотическое воспитание в современном мире"

Воспитатели

Создание и обогащение мини-музея в детском саду: "История детского сада", «Башкирская юрта», «Куклы в народных костюмах», «История Дня Победы»

Воспитатели

3-й этап - практический

Проведение консультаций и семинаров для воспитателей

Воспитатели

Педсоветы по итогам работы в данном направлении

Воспитатели

Обобщение передового опыта работы

Воспитатели

Составление тематических папок, отчетов, альбомов с фотогра­фиями, тематических папок – передвижек, картотек

Воспитатели

Составление сценариев праздников, развлечений, досугов, театрализованных представлений

Педагоги доп. Образова­ния, муз. Руководитель

Составление положений о проведении конкурсов творческих работ детей и родителей, конкурсов чтецов


Оформление выставок детских работ, участие в конкурсах патриотической направленности

Педагоги доп. образова­ния, муз. руководитель

Составление сценариев спортивных праздников, составление подборки народных игр

руководитель по физическому воспита­нию


План работы с детьми по подготовке и проведению

Дня защитника Отечества

Вид деятельности

Средняя группа

Старшая группа

Спортивное

развитие

Спартакиада "Мы сильные, смелые, ловкие"

Изобразительная деятельность

Выставка детских изобразительных работ

"Наши Защитники Отечества"

Выставка художественной детской литературы,

военной техники, фотовыставки

Игровая

деятельность

"Наша армия" — разрезные картинки, лото на военную тематику. Сюжетно-ролевые игры "Летчики",

"Пограничники"

"Рода войск" — пазлы, раскраски, лото на военную тематику.

Сюжетно-ролевые игры "Мы — моряки", "Будущие

космонавты"

Изготовление

подарков

Изготовление открыток

для пап и дедушек

"Корабль"

Изготовление открыток

для пап и дедушек "Самолет"

Познавательное

развитие

Тематические занятия.

Беседы и рассматривание иллюстраций о защитни­ках нашей Родины

Тематические занятия "Что такое героизм?"

Работа с семьей

Создание альбомов "Мой папа" с

иллюстрациями и фотографиями

Музыкальная

деятельность

Музыкальный праздник "Защитники Родины"

Конструкторская

деятельность

Конструирование самолета

из деревянных кубиков

Конструирование корабля

из напольного конструктора ЛЕГО


План работы с детьми по подготовке и проведения Дня Победы

Вид деятельности

Средняя группа

Старшая группа

Музыкальная деятельность

Праздник "День Победы" с парадом,

экскурсией в городской музей боевой славы,

возложения цветов к памятнику павших

героев и минутой молчания

Изобразительная

деятельность

Выставка детских изобразительных работ

"День Победы"

Выставка творческих работ детей и совместных

работ с родителями

«Этих дней не смолкнет слава!»

Изготовление атрибутов для оформления зала к

дням воинской славы

Спортивное развитие

Спортивный досуг "У наших ребят — замечательный парад"

Познавательное развитие

Тематические занятия. Беседы о войне.

Чтение рассказов о мужестве, отваге, героизме всего народа, вставшего на защиту своей Родины

Работа с семьей

Семейный творческий конкурс (рисунки,

поделки, коллажи и др.)

"Этих дней не смолкнет слава!"

Экскурсионная деятельность

Экскурсия в подготовительную группу на вы­ставку детских работ, посвященную Дню Победы

Экскурсия в городскую библиотеку; рассматривание иллю­страций, экспозиции, бе­седа с библиотекарем

Изготовление подар­ков для ветеранов

Аппликация "Цветы"

Скручивание "Гвоздика"

Познавательное развитие

Познавательный досуг по истории ВОВ

совместный с городской библиотекой

Конкурс

Конкурс чтецов для детей «О доблестях,

о подвиге, о славе»

Конкурс декоративно – прикладного и

технического творчества дошкольников

«Нашим Защитникам Великой Отечественной войны посвящается»


2.4. Перспектива дальнейшего развития проекта.

Способность к творчеству является специфической особенностью человека, которая даёт возможность не только использовать действительность, но и видоизменять её.

На этом моя работа не заканчивается, в дальнейшей работе планируется:

  • создавать с детьми более объёмные модульные изделия.

  • разработать методические рекомендации по организации работы, перспективное планирование, конспекты интегрированной непосредственно - образовательной деятельности;

  • подготовить консультации для родителей.

Художественная деятельность – это отражение окружающего в форме конкретных чувственно воспринимаемых образов. Созданный образ (в технике оригами из бумажного материала) может выполнять разные функции (познавательную, эстетическую). Материалов для художественного творчества можно использовать разной фактуры, разного размера и разного цвета, нужно только развитие фантазии, увлеченность, терпение и трудолюбие. Этот проект имеет все шансы на дальнейшее существование и расширение контингента участников образовательного процесса, как в дошкольном образовательном учреждении, так и в дополнительном образовательном учреждении.


Вывод: Постепенно, благодаря систематической, целенаправленной работе дошкольники приобщаются к тому, что поможет им стать людьми ответственными, с активной жизненной позицией, чувствующими причастность к родному краю, его истории, традициям, уважающими Отечество, достижения своего народа, любящими свою семью, готовыми к выполнению своих гражданских обязанностей. На этом работа по воспитанию патриотических чувств у детей дошкольного возраста не заканчивается, она будет продолжена.


Литература

  • Белая К.Ю. Художественно-эстетическое и социально-нравственное воспитание дошкольника, М.: Школьная пресса, 2007.

  • Зеленова Н.Г. Мы живем в России: старшая группа. Мы живем в России: подготовительная к школе группа. М.: Скрипторий. 2003, 2008.

  • Казаков А.П., Шорыгина Т.А. Детям о Великой Победе! Беседы о Второй мировой войне. М.: ГНОМ и Д, 2008.

  • Кондрыкинская Л.А. С чего начинается Родина? Опыт работы по патриотическому воспитанию в ДОУ. М.: Сфера, 2005.

  • Логинова Л.В. Что может герб нам рассказать… Нетрадиционные формы работы с дошкольниками по патриотическому воспитанию. М.: Скрипторий 2003, 2008.

  • Е.С. Бабунова Наш дом – Южный Урал. Г. Челябинск, 2005г.

  • Н.В. Алешина Патриотическое воспитание дошкольников. Система работы.

  • Особенности патриотического воспитания. И. Казакова. Обруч .№ 6 – 2003г

  • Уральские промыслы. Л. Коротковских. Челябинск. 2003г.

  • Народные праздники. В. Ищук. Ярославль 2000.

  • Мой мир. С. Козлова. Москва. 2000.

  • Российская символика. Е. Ривина. Москва. 2004г.

  • Дети планеты Земля. Е. Соловьева. Линка-Пресс.2001г.

  • Государственные символы России. Т. Шаляпина Москва 2002г.

  • Гербы и символы: Челябинск и Челябинская область. Г. Калашников Детсво-Пресс.2007г.

  • Родной дом. М. Новицкая. Москва. 2001г.

  • Официальные символы Челябинской области и муниципальных образований. Г. Вилинбахов. Челябинск. 2004г.






Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!