МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДЕТСКИЙ САД № 2 ГОРОДА СЫЧЁВКИ
Подготовил: воспитатель
Петракович Н.В.
2017 г.
Актуальность проекта
Сколько лет огонь угрожает людям, почти столько же они пытаются найти от него защиту. Можно назвать много факторов, влияющих на увеличение пожаров в современном мире, но самым важным является человеческий фактор. За последние годы значительно увеличилось количество пожаров, которые произошли по вине человека. Часто причиной пожара является детская шалость. Родители подходят к этой проблеме недостаточно серьёзно. Разрешают детям играть огнеопасными предметами, у многих зажигалка является привычной игрушкой. Чтобы изменить отношение человека к этой проблеме, нужно уже на дошкольном этапе развития ребёнка начинать заниматься этой проблемой. Необходимо изменить сознание и отношение людей к противопожарной безопасности, а детский возраст является самым благоприятным для формирования правил пожарной безопасности. Детскому саду и родителям надо объединить усилия, для того, чтобы уберечь детей от возможной трагедии, необходима целенаправленная работа над формирова –
нием у них культуры пожаробезопасного поведения.
Цель проекта: формирование у детей осознанного и ответственного отно –
шения к выполнению правил пожарной безопасности. Вооружить детей знаниями, умениями и навыками, необходимыми для действия в экстремальных ситуациях.
Задачи проекта:
формировать умение реально оценивать возможную опасность,
помочь детям запомнить правила пожарной безопасности, прививать практические навыки поведения детей при возникновении пожара;
воспитывать чувство осторожности и самосохранения, уверенность в
своих силах, чувство благодарности людям, которые помогают в трудных ситуациях;
показать родителям знания и умения детей, приобретённые в ходе
реализации проекта, вовлечь их в образовательный процесс ДОУ.
Принципы реализации проекта:
возникновения пожаров;
саду, дома, на улице, в лесу.
принцип креативности, позволяющий формировать новые знания,
умения, навыки в области противопожарной безопасности ребёнка на базе уже имеющихся знаний;
его здоровье и безопасности.
Ожидаемые результаты:
повышение у детей уровня знаний о пожарной безопасности;
становление готовности детей самостоятельно решать задачи
безопасного и разумного поведения в непредвиденных ситуациях, формирование устойчивых навыков самосохранения, навыков осознанного безопасного поведения;
пожарной охране и безопасности детей в ДОУ;
между родителями и сотрудниками ДОУ. Изменение отношения родителей к данной проблеме.
I этап - Подготовительный.
Цель: определение основных направлений реализации проекта, подборка программно – методического обеспечения.
Содержание | Формы работы | Сроки проведения |
Постановка проблемы | Самообразование | Август |
Обогащение предметно-развивающей среды | Оформление уголка ППБ; подборка дидактических игр; изготовление атрибутов для сюжетно – ролевых игр |
Подготовка программно- методического обеспечения | Подбор литературы, наглядного материала |
Изучение опыта работы педагогов ДОУ | Посещение педагогов, использование интернет – ресурсов |
I I этап - Диагностический.
Цель: выявление исходных показателей знаний воспитанников и их родителей по теме проекта.
Содержание | Формы работы | Сроки проведения |
Уточнение знаний и представлений детей о ППБ. | Беседы, наблюдения, наблюдения | Сентябрь |
Выявление уровня знаний родителей по данной теме | Анкетирование, индивидуальные и групповые консультации, |
Составление тематического перспективного планирования | Самообразование |
I I I этап - Практический.
Цель: реализация проблемы формирования целостного представления детей о пожарной безопасности.
Содержание | Формы работы | Сроки проведения |
«Огонь-друг, огонь-враг» «О пользе огня в жизни человека» «Как люди овладели огнём» Е.Пермяк «Как человек с огнём подружился», «Как Огонь Воду замуж взял» «Огнеопасные предметы» Экскурсия по детскому саду. Знакомство с пожарным уголком в ДОУ. «Пожарные на учении» | Занятие Беседа Беседа Ознакомление с художественной литературой Дидактическая игра Экскурсия Подвижная игра | Сентябрь |
«Электроприборы» Электрические предметы в доме» М. Ф. Янкина «Случай с телевизором» «Горит – не горит» «Юный пожарный». Организация выставки детских рисунков «Я и огонь» Заучивание стихотворений, пословиц на данную тему. | Занятие Беседа Ознакомление с художественной литературой Дидактическая игра Эстафета Выставка детских рисунков Развитие речи | Октябрь |
«Спичка – не игрушка, огонь – не забава» «Эта спичка – невеличка» С.Маршак «Пожар», «Кошкин дом» "Что делать?'' Экскурсия в пожарную часть Загадки по правилам пожарной безопасности. «Правила пожарной безопасности» | Занятие Беседа Ознакомление с художественной литературой Дидактическая игра Экскурсия Развитие речи Презентация | Ноябрь |
«Знакомство со службой 01» Беседа о труде пожарных Беседа с рассматриванием иллюстраций о правилах безопасного поведения возле ёлки» М. М. Шереметьева «Заячья елка» «Угадай профессию». «Кошкин дом» «Пожарный автомобиль» | Занятие Беседа Беседа Ознакомление с художественной литературой Дидактическая игра Игра – драматизация Конструирование из бумаги | Декабрь |
«Пожарный герой» «В жизни всегда есть подвигу место» С.Маршак «Рассказ о неизвестном герое» «Какие из перечисленных действий могут привести к пожару?» Встречи с пожарным инспектором. «К славному подвигу каждый готов» «Игры Смешариков с огнём» | Занятие Беседа Ознакомление с художественной литературой Дидактическая игра Встреча Развлечение Ролики по ППБ | Январь |
"Человеку друг огонь, только зря его не тронь!" «Отчего происходят пожары» с рассматриванием иллюстра - ций Л.Толстой «Пожарные собаки», «Солдат» «Закончи предложение» «Пожарные». «Пожарный расчёт» | Занятие Беседа Ознакомление с художественной литературой Дидактическая игра Сюжетно – ролевая игра Лепка | Февраль |
«Пожарная безопасность в лесу» Беседа о правилах безопасного поведения на природе с рассматриванием иллюстраций Р. М. Кабанова «Однажды в лесу»; Паустовский К.Г. «Заячьи лапы» «Кому что нужно для работы» «Лесное происшествие" | Занятие Беседа Ознакомление с художественной литературой Дидактическая игра Cюжетно – ролевая игра | Март |
«Огонь – судья беспечности людей». «Отчего происходят пожары» Н. А. Афанасьева «Как сгорел один дом» Д/и: «Позвони пожарным». «Правила пожарные без запинки знайте, правила пожарные строго выполняйте» «Пожарная часть» | Занятие Беседа Ознакомление с художественной литературой Дидактическая игра Развлечение Конструирование из строительного материала | Апрель |
«Что нужно делать, если возник пожар». «Действия при пожаре» Т. Фетисов «Куда спешат красные машины?» «Твои первые действия при пожаре». «Пожарная часть» «День знаний: правила обращения с огнем». | Занятие Беседа Ознакомление с художественной литературой Дидактическая игра Сюжетно – ролевая игра Викторина | Май |
Работа с родителями
Цель: расширение знаний и умений родителей по теме проекта.
Содержание | Формы работы | Сроки проведения |
"Огонь – опасная игра" | Газета для родителей | Сентябрь |
Основные правила поведения при пожаре | Папка – передвижка | Октябрь |
"Чтобы не было беды". | Консультация | Ноябрь |
«Ребёнок один дома» | Консультация | Декабрь |
«Практические рекомендации по действиям людей при пожаре» | Папка – передвижка | Январь |
«О необходимости обучения детей правильному поведению во время пожара» | Беседа | Февраль |
«Учим детей правильному поведению в лесу» | Консультация | Март |
«Безопасность детей дома от спичек до бытовой химии» | Папка – передвижка | Апрель |
«Что должны знать дошкольники о правилах пожарной безопасности» | Родительское собрание | Апрель |
Конкурс семейных работ на противопожарную тематику. | Конкурс | Май |
I V этап – Заключительный
Цель: осуществление педагогического мониторинга и определение дальнейших форм реализации проекта.
Содержание | Формы работы | Сроки проведения |
Анализ знаний, умений и навыков детей по теме проекта | Беседы, занятия, наблюдения, итоговый мониторинг | Май |
Анализ полученных знаний и умений родителей, их интерес к данной проблеме | Анкетирование родителей |
Определение дальнейшей деятельности по формирова-нию у детей навыков пожарной безопасности | Корректировка перспективного плана, форм работы по данной проблеме |
Литература
Авдеева Н. Н., Князева Н. Л, Стеркина Р. Б. Безопасность. Учебно –
методическое пособие по основам безопасности жизнедеятельности детей старшего дошкольного возраста. – СПб: «Детство – Пресс», 2009. – 144 с.
Аралина Н. А. Ознакомление дошкольников с правилами пожарной безопасности. – М.: «Скрипторий» 2003, 2007. – 69 с.
Давыдова М. А. Спортивные мероприятия для дошкольников 4 – 7 лет: – М.: «Вако», 2007. – 304 с.
Иванова Т. В. Пожарная безопасность. Подготовительная группа. Разработки занятий. – М.: «Корифей», 2011. – 96 с.
Каминская Н. В. Чудесные спички. //Ребёнок в детском саду, №2, 2006. – с. 42
Кононова И. В. Сценарии по пожарной безопасности для дошкольников. – М.: «Айрис – пресс», 2008. – 128 с.
Максимчук Л. В. Что должны знать дошкольники о пожарной безопасности. – М.: Центр педагогического образования, 2008. – 48 с.
Пидручная С. Огонь – наш друг, огонь - наш враг! //Дошкольное воспитание, №5, 2006. – с. 47
Пикулева Н. Пожарная безопасность. //Дошкольное воспитание, № 4, 2007. – с. 114
Прилепко Е. Формирование знаний о противопожарной безопасности. //Дошкольное воспитание, №5, 2006. – с. 39
Фалькович Т. А. Развитие речи, подготовка к освоению письма. – М.: «Вако», 2005. – 288 с.
Шорыгина Т. А. Беседы об основах безопасности с детьми 5 – 8 лет. – М.: «Сфера», 2008. – 80 с.
Шорыгина Т. А. Беседы о правилах пожарной безопасности. –
М.: «Сфера», 2008. – 64 с.