СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Проект «Оригами – развивающее искусство для будущих гениев»-

Категория: Искусство

Нажмите, чтобы узнать подробности

Оригами - развивающее, тренирующее и очень полезное искусство. Следовательно, систематические занятия оригами - гарантия всестороннего развития личности.

Просмотр содержимого документа
«Проект «Оригами – развивающее искусство для будущих гениев»-»





Направление: Культура и традиции, искусство






Тема проекта: «Оригами – развивающее искусство для будущих гениев»

























Оглавление

Введение 3

Глава 1

1.1.Из истории оригами 4

1.2. Печатные издания по искусству оригами………………………………..5

Глава 2

2.1. Развитие оригами в России. Опрос……………………………………….6

2.2. Оригами – средство интеллектуального и эстетического воспитания.

Анкетирование………………………………………………………………….7

Глава 3

3.1.Виды оригами.………………………………………………………………9

3.2.Изготовление настольной вазы. Практическая работа………………….10

3.3. Перспективы работы……………………………………………………...12

Заключение 12

Библиографический список 14

Приложение………………………………………………………………………15


















Введение

Ещё в младшем возрасте, когда посещала детский сад, я познакомилась с оригами. Как и многие в детстве, складывала лодочки и пускала их по воде, делала шапочки из бумаги, запускала самолётики. А когда с мамой приходила в магазин за подарком любимым людям, удивлялась: как же продавцы так умело упаковывают подарки? Заворачивая их в бумагу, они, казалось, не делают ничего особенного, но в результате получается великолепная упаковка, которую даже жалко распечатывать.

Меня увлекло это занятие. С помощью оригами легко и быстро создается целый мир, в который можно играть! Ведь это искусство позволяет складывать фигурки любой сложности – от простого самолётика до шедевров из тысяч маленьких разноцветных модулей. В чём же секрет такого мастерства? Какие способности развивает это искусство? В этом мне поможет разобраться данный проект об оригами.

Гипотеза: если заниматься оригами, то можно развить гениальные творческие способности.

Цель: выяснить, какую пользу приносит оригами для развития человека.

Задачи:

1) Узнать об истории появления оригами, о его видах и технике.

2) Узнать о влиянии искусства на мышление, развитие творческой активности и эстетического вкуса.

3) Установить связь искусства оригами с математикой.

4) Воспитать в себе трудолюбие, терпение и аккуратность.

Объект исследования: настольная ваза с цветами по принципу модульного оригами.

Методы исследования:

  • чтение литературы и интернет - ресурсов;

  • проведение анкетирования;

  • практическая работа.

    1. «Оригами» с японского языка дословно переводится как сложенная бумага — “ори” (складывать), “ками” (бумага). Слово появилось в 1880 году, хотя технику мудрёного сворачивания бумаги придумали задолго до этого в восточной Азии и в Европе. Но именно японцы одни из первых реализовали данный вид искусства. Японцев очень заинтересовала бумага, привезённая из Китая буддийскими монахами, что и дало толчок для развития данного искусства.
      Китайцы изготавливали бумагу из бамбуковых стеблей. Скоро секрет изготовления бумаги стал известен в Японии. Японцы улучшили технологию производства и стали получать бумагу прочнее и качественнее китайской. Лучшую бумагу в Японии делали из коры шелковичного дерева. Такая бумага уже обладала свойствами необходимыми для складывания из неё фигурок.
      Бумажные фигурки стали использовать в религиозных церемониях. На ритуальных шествиях или на свадебном столе расставляли бумажные бабочки, символизирующие жениха и невесту. К слову, эта традиция существует и поныне. Над местом для отдыха больного обычно вешали чудотворные бумажные шары, ведь считалось, что они способны изгонять злых духов. (Приложение 1) Так как в те давние времена бумага была дорогим материалом, оригами занимались люди высших сословий. Японская знать нанимала специальных учителей, которые обучали их детей оригами, а самураи проявляли знаки внимания дамам, изготавливая для них бумажных ласточек (Приложение 2). В те времена навыки и секреты оригами передавались по наследству, обычно в устной форме от матери к дочке. Итак, с древних времен оригами играло важную роль в жизни японцев. Оно от поколения к поколению совершенствовалось, отбирая самые изящные, самые выразительные фигуры.

    2. Первым японским изданием по оригами считается книга «Семба–цуру ориката», которая вышла в свет в 1797 г. Перевод её названия «как сложить тысячу журавлей» явно намекает на старинную легенду, утверждающую, что тысяча сложенных классических бумажных птиц помогает осуществить желания. Книга целиком посвящена складыванию одной-единственной модели — журавлика. Разнообразие же 49 вошедших в неё моделей строится на различном сочетании журавликов между собой. Например, они могут иметь вид гирлянды, в которой фигурки соединены кончиками крыльев или клювами (Приложение 3). Автором «Семба-цуру ориката» считается настоятель храма Рокан.

В 1845 г. в Японии издаётся книга «Кан-но Мадо», что в литературном переводе означает «зимнее окно», или точнее, «окно середины зимы». Она включает инструкции, большей частью словесные, как складывать несколько десятков классических фигурок из бумаги и графические иллюстрации готовых моделей. Знатоки истории оригами утверждают, что именно в «Кан -но Мадо» впервые печатается схема складывания базовой формы «лягушка» и самой фигурки на этой основе. Название книги указывает на оригами как на занятие, с помощью которого можно приятно скоротать длинный зимний вечер. В 1937 г. В Лондоне выходит в свет книга Маргарет Кэмпбелл «Изготовление бумажных игрушек», в которой впервые упоминаются три традиционные на востоке базовые формы – «водяная бомбочка», «птица», «лягушка » (Приложение 4) . В 1946 г. схема складывания классического японского журавлика публикуется в одном из английских детских журналов. Современный же этап формирования оригами связывают со знаменитым мастером Акирой Ёсидзавой , единственным учеником которого в России является Зоя Чащихина, президент Московского Детского Центра Оригами.
В середине 20 века Акира издал несколько пособий, в которых изобразил основные условные обозначения, позволяющие зарисовывать сложные схемы, совершенно новые по своей форме и фигуре. Это привело к изобретению новых фигур за пределами Японии (Приложение 5).

Итак, я узнала, что в начале XX века Япония широко раскрыла двери остальному миру, и европейцы начали знакомиться с классическими фигурками, выполненными в технике оригами: лягушкой, рыбой, журавликом, птицей и т.д.

2.1. В России развитие данного вида искусства уходит своим корнями в глубокую древность, однако дать точный ответ на вопрос, когда и как впервые появилось первое оригами из бумаги на территории нашей страны, пока что невозможно. Существуют достоверные данные о том, что Лев Толстой умел складывать различные фигурки из бумаги и посвящал этому немало времени. Найдена его рукопись к статье «Что такое искусство?», где он пишет интересные факты (Приложение 6). Если говорить о более позднем времени, то развитие оригами в России шло настолько стремительно, что уже в период Советского Союза не было ни одного школьника, который не умел бы складывать бумажный кораблик, самолётик, стаканчик и многие другие предметы (Приложение 7).

Я решила провести опрос среди своих одноклассников и узнать об их отношении к искусству оригами. В результате выяснилось следующее:

1.20человек (100% опрошенных) ответили, что занимаются оригами только в школе на внеурочных занятиях.

2 . 10 человек (50 % ) сказали, что любят заниматься оригами, как в школе, так и дома.

3. 8 человек (40 % опрошенных) занимаются дома вместе с родителями.

Итак, я выяснила: оригами любят заниматься не только дети, но и взрослые.

2.2. Любителями оригами были известные люди, такие как: Льюис Кэрролл — автор «Алисы в Стране Чудес» и «Алисы в Зазеркалье», преподававший математику в Оксфорде. Записи в дневнике Кэрролла свидетельствуют о том, какой восторг охватил его, когда он научился складывать из бумаги игрушку, издававшую при сильном взмахе ею громкий хлопок. Для созданияему понадобились элементарные знания математики. Ведь основные фигуры, получаемые при складывании листа бумаги – геометрические: треугольник, квадрат, прямоугольник. И если развернуть фигурку и посмотреть на складки, то можно увидеть множество многоугольников, соединённых друг с другом. В сложенном виде оригами представляет собой многогранник - фигуру с множеством плоских поверхностей.

Делая вывод, я могу утверждать, что оригами и математика неразрывно связаны между собой.

Российские мастера и пропагандисты оригами - Юрий и Екатерина Шумаковы, по профессии психологи, открыли, что оригами -не только интересное развлечение, но и полезное занятие, в процессе которого происходит естественный массаж кончиков пальцев рук, развивается подвижность и точность движений пальцев как правой, так и левой руки. Это уникальное средство для развития тонкой моторики и повышения чувствительности пальцев. Активная работа обеих рук влечёт за собой повышение активности полушарий головного мозга и развивается не только левое, отвечающее за логику и речь, полушарие, но и правое, ответственное за творчество, интуицию, воображение. И чем больше ребёнок складывает изделия из бумаги, тем лучше формируется его мышление. Ведь для того, чтобы сделать фигурку, необходимо представлять, как она будет выглядеть, видя сначала перед собой только лист бумаги.

Оригами имеет особое значение в занятиях с дошкольниками, поскольку до семи лет закладываются главные основы в развитии. Систематические занятия с детьми оригами влияют на всестороннее развитие ребёнка и способствуют успешной подготовке к школьному обучению.
Занятия оригами способствуют развитию памяти, так как ребенок, чтобы сделать поделку, должен запомнить последовательность её изготовления, приемы и способы складывания. Способствуют развитию пространственного воображения, глазомера, фантазии, творческого мышления, сообразительности, а также умения комбинировать цвета и формы, а кроме того, учат детей усидчивости и терпению – тем ценным качествам, которые так пригодятся детям в будущем. Ведь чтобы получилась красивая поделка, необходимо работать аккуратно, внимательно, сосредоточенно. Это занятие применяют в своей практике даже врачи-логопеды. Помогает оно и людям с нарушениями опорно-двигательного аппарата, с психическими расстройствами. А заниматься оригами можно почти везде: и дома, и в саду, и в поездке, да где угодно!

Таким образом, я могу сказать, что оригами способно сформировать уверенность в своих силах и в себе самом.

Мне захотелось узнать мнение своих одноклассников. Знают ли они о влиянии оригами на развитие способностей человека?

Я задавала следующие вопросы:

1. Развивает ли оригами внимание и память? – «да» ответили 20 человек (100% опрошенных) 2.Считаете ли вы, что оригами связано с наукой математикой? - «да» ответили 16 человек (80%опрошенных) 3. Учит ли оригами умению комбинировать цвета и формы? – утвердительно ответили 10 человек (50 % опрошенных) 4. Помогает ли оригами воспитывать в себе терпение, аккуратность и трудолюбие? - «да» ответили 20 человек (100% опрошенных)

Итак, делая вывод, можно сказать, что развивающая задача оригами заключается в развитии внимания, памяти, фантазии, обучению распознавания как формы, так и размера, и, конечно, усидчивости.

3.1. Для выполнения своей практической работы я ознакомилась с видами оригами. Традиционное оригами - где в качестве основы используется квадрат. То есть из одного листа бумаги путём всевозможных складываний можно получить фигуру, которая будет сохранять вертикальное положение, либо иметь только одну лицевую сторону и неспособна удерживать вертикальное положение на поверхности. Это стиль оригами, с которого чаще всего начинают неопытные оригамисты (Приложение 8). Складывание по развёртке представляет собой чертёж, на котором изображены все складки готовой модели. Этот способ сложнее традиционного. (Приложение 9) Необычным является метод мокрого складывания. Используется смоченная бумага, которая придает фигурам плавность линий, жёсткость и выразительность. Чаще всего этот метод используется для складывания фигур животных и цветов, после чего они больше напоминают оригинал. Для этого вида используют бумагу, в которую добавлен водорастворимый клей для скрепления волокон. (Приложение 10).

Одним из самых распространённых видов считается модульное оригами. Первое упоминание об этом виде искусства приходится на 1734 год. Фигура складывается из нескольких одинаковых модулей. Каждую деталь складывают по принципу традиционного оригами, используя один лист, а потом их соединяют друг с другом. Сила трения не позволяет рассыпаться этой конструкции. Чаще всего по такому методу делают объёмные фигуры. Размеры модулей могут быть 1/8, 1/16, 1/32,то есть лист формата А 4, поделённый на 8, 16 или 32 части. Материалом для поделок может служить и листочек из тетради, и рекламная листовка, и бумажная салфетка, и чек из магазина даже яркий фантик от конфеты. А для более серьёзных поделок применяют, как палитру, так и цветную бумагу, а также продается специальная бумага разных цветов, определённого формата, с приложением схем, показывающих, как сделать ту или иную фигурку (фото).Вывод: С помощью использования схем можно легко делать необычные и оригинальные подарки, украшать поделками помещения.

3.2. В своей практической работе я применила вид модульного оригами, исследовала технику складывания модулей и их соединения в объёмную фигуру на базе настольной вазы с цветами. Материалом для поделки мне послужила бумага палитра однотонных цветов и белая бумага «Снегурочка».
Для заготовок модулей берём:

1. Бумагу форматаА4, я взяла цветную бумагу палитру однотонных цветов в количестве двух пачек по 100 листов, а также белую бумагу «Снегурочка» в количестве 42 листов. Все листы разделила на равное количество прямоугольников ,лист - на 8 частей, то есть 1/8 (Приложение 12) 2. Далее нужно свернуть лист пополам в длину. 3.Согнуть и разогнуть, чтобы наметить линию середины. 4.Согнуть края к середине (как самолётик) 5.Перевернуть. 6.Загнуть уголки. 7.Поднять края вверх. 8.Сложить треугольник. Получившийся модуль имеет два уголка и два кармашка. Модули вставляют друг в друга, собирая ряд за рядом. Для удобства в работе я со своей семьёй сначала заготовила все модули из данных листов (Приложение 13)     

Для создания поделки мне понадобилось:

Для вазы: 392 розовых, 296 зелёных треугольных модулей. 1) Делаю 3 ряда по 32 розовых модуля каждый. 1-ый ряд короткой стороной модуля вверх ,2-ой и 3-ий ряд -длинной. 2) Далее зелёные модули надеваю наоборот, т.е. короткой стороной вверх - это 4-ый ряд , 2 розовых, 2 зелёных.

3) 5-ый ряд также: 2 розовых, 2 зелёных, немного сдвигая узор в сторону. Сделать нужно 18 рядов (3 ряда чисто розовых и 15 рядов с узором) 4) Затем делаю лепестки вазы: 1-ый ряд зелёный, 2 розовых, 2 зелёных, 2 розовых; 2-ой ряд зелёный, 2 розовых, 2 зелёных, розовый; 3-ий ряд зелёный, 2 розовых, 2 зелёных;4-ый ряд зеленый, 2 розовых, зелёный; 5-ый ряд зелёный, 2 розовых;6-ой ряд зелёный, розовый; 7-ой ряд зелёный.

5) Точно также делаю еще 3 лепестка, а в конце выгибаю лепестки. (Приложение14) Таким образом, моя ваза готова. Осталось дополнить её цветами. Моделью цветов я выбрала тюльпаны, работаю по той же технологии.

Для тюльпана понадобилось: 75-розовых модулей, 100-белых модулей (размер - 1/8)

1) Делаю 3 ряда по 15 модулей.1-ый ряд: 15 розовых, 2-й и 3-й ряд с узорами 2 белых, 1розовый и продолжая до 9 рядов, смещая узор по кругу-на последний ряд надеваем модули на 3 хвостика. 2) Переворачиваю тюльпан и делаю 5 зубчиков по 3 модуля. Ну вот, наконец то моё творение готово! Но я решила ещё пофантазировать и дополнить работу ещё двумя тюльпанами. Скомбинировала цвета другим способом на свой вкус. Мне понадобилось 93шт. розовых модулей и 248 шт. белых модулей. Далее делаю стебель из веточки и листочек. (Приложение 15) Итого: потрачено 1204 модуля или 151 лист бумаги.

Итак, в результате практической работы я поняла, что древнее искусство японцев - оригами может помочь и в изучении математики, так как очень тесно связано с этой наукой.Например: размер листа - А4, поделенный 1/8; количество модулей розовых 560шт. =70 листов, белых 348шт. =44 листа, зелёных 296шт. =37 листов.

В создании этого изделия мне помогала моя семья. (Приложение 16).

3.3. В перспективе моей дальнейшей работы - создание цветка лотоса, который я хотела представить в своей практической работе. Но у меня возникла трудность в выворачивании основы цветка, так как модули рассыпались, и я не могла продолжить дальнейшую работу.

Для лотоса мне нужно будет 271 белый модуль, 1064 розовых и 780 зелёных модулей. Общее количество составляет 2115 шт. Свои изделия я представила на фотографиях. (Приложение 17)

Заключение

Чтобы научиться складывать и самому придумывать фигурки, необходимо:

1. Выучить условные знаки, принятые в оригами.

2. Овладеть основными приемами складывания.

3. Знать базовые формы и уметь их складывать на память.

4 . Наличие цветной бумаги.

Искусство оригами похоже на фокус - из обычного листка бумаги за несколько минут рождается чудесная фигурка! Итак, занимаясь данным проектом, я убедилась, что оригами прививает трудолюбие, формирует культуру труда, творческое отношение к работе и навыки, необходимые в практической деятельности.

В результате своей исследовательской работы я сделала вывод: оригами– развивающее, тренирующее, очень полезное искусство. А, значит, систематические занятия оригами - гарантия всестороннего развития личности. Следовательно, оригами способно воспитать будущих гениев.































Библиографический список:


1. Афонькин С. Ю. Уроки оригами в школе и дома. М.: Аким, 1996. 207 с.

2. Бехтерев В.М. Умом и сердцем. М.: 1982. 284с.

3. Программа воспитания и обучения в детском саду. Васильева М.А. М.: Мозаика 2005. 205с.

4. Тарабарина Т.И.  Оригами и развитие ребенка. Я.: 1997. 222 с.

5.Электронный медиа-ресурс об оригами[Электронный ресурс] URL: http://yourorigami.info/2008/01/26/istoriya-proisxozhdeniya-origami.html . (дата обращения:14.01.2017 г.)

6.Электронный медиа-ресурс по оригами.[Электронный ресурс] URL: https://www.syl.ru/article/170897/new_istoriya-origami-istoriya-vozniknoveniya-origami(дата обращения:10.01.2017 г.)












Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!