СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Проект "Опричнина"

Категория: История

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Проект "Опричнина"»

Опричнина. Иван IV . (1565-1572гг.)

Опричнина. Иван IV . (1565-1572гг.)

Гипотеза:   Опричнина – «символ людской мясорубки»   А.Л. Юрганов

Гипотеза: Опричнина – «символ людской мясорубки» А.Л. Юрганов

Опричнина определение. № 1 название удела Ивана 4 (Грозного) в 1565-1572 годах, с особой территорией, войском и государственным аппаратом. № 2 Система внутриполитических мер Ивана 4 (в 1565-1572 годах) для борьбы с предполагаемым заговором.

Опричнина определение.

  • № 1 название удела Ивана 4 (Грозного) в 1565-1572 годах, с особой территорией, войском и государственным аппаратом.
  • № 2 Система внутриполитических мер Ивана 4 (в 1565-1572 годах) для борьбы с предполагаемым заговором.
Цели опричнины. Установление неограниченной власти царя; Борьба с феодальной аристократией (самостоятельным боярством); Ликвидация остатков феодальной раздробленности (удельных княжений, Новгородской вольницы).

Цели опричнины.

  • Установление неограниченной власти царя;
  • Борьба с феодальной аристократией (самостоятельным боярством);
  • Ликвидация остатков феодальной раздробленности (удельных княжений, Новгородской вольницы).
Последствия. Централизация страны; Тяжелый экономический кризис; Укрепление крепостного права; Становление деспотического самодержавия.

Последствия.

  • Централизация страны;
  • Тяжелый экономический кризис;
  • Укрепление крепостного права;
  • Становление деспотического самодержавия.
Оценки современников и потомков.  +: Иван 4 приняв страну в состоянии нестабильном, когда занятые борьбой за власть и сведением личных счетов, бояре особо не обременяли себя делами государства, царь оставил потомкам омытую окончательно. Независимую от Орды и значительно расширившую свою территорию. С.М. Соловьев -: Будучи деспотом по натуре, человеком безбожным и жестоким, обуреваемый жаждой единоличного правления Иван 4 прямо способствовал и отдавал приказы об убийствах своих подданных, служивших ему верою и правдою, поощрял взяточничество … , ограничивал и нарушал вековые традиции и оставил к концу правления страну в состоянии разорения и на краю пропасти. В.О. Ключевский - и +: Иван 4 как солнце: Если солнышко близко – обожешься, попадешь в опалу, слишком далеко – холодно.

Оценки современников и потомков.

  • +:

Иван 4 приняв страну в состоянии нестабильном, когда занятые борьбой за власть и сведением личных счетов, бояре особо не обременяли себя делами государства, царь оставил потомкам омытую окончательно. Независимую от Орды и значительно расширившую свою территорию.

С.М. Соловьев

  • -:

Будучи деспотом по натуре, человеком безбожным и жестоким, обуреваемый жаждой единоличного правления Иван 4 прямо способствовал и отдавал приказы об убийствах своих подданных, служивших ему верою и правдою, поощрял взяточничество … , ограничивал и нарушал вековые традиции и оставил к концу правления страну в состоянии разорения и на краю пропасти.

В.О. Ключевский

  • - и +:

Иван 4 как солнце:

Если солнышко близко – обожешься, попадешь в опалу, слишком далеко – холодно.

Вывод.  При всех успехах правления Ивана 4, можно сказать, что его эпоха оставила тяжелое наследство и привела к печально знаменитому в истории Отечества смутному времени. По словам дьяка И. Тимофеева, царь Иван 4 «опричниной, как секирой, рассек пополам русскую землю, противопоставил одну часть другой и тем самым способствовал наступлению Смуты»

Вывод.

При всех успехах правления Ивана 4, можно сказать, что его эпоха оставила тяжелое наследство и привела к печально знаменитому в истории Отечества смутному времени. По словам дьяка И. Тимофеева, царь Иван 4 «опричниной, как секирой, рассек пополам русскую землю, противопоставил одну часть другой и тем самым способствовал наступлению Смуты»

Цели исследования. Выявить причины опричнины; определить ближайшие и отдаленные последствия опричнины страны; Доказать, что опричнина из самых трагических страниц истории России.

Цели исследования.

  • Выявить причины опричнины;
  • определить ближайшие и отдаленные последствия опричнины страны;
  • Доказать, что опричнина из самых трагических страниц истории России.
Источники. История России (в таблицах), издательство «Лист», Москва 1997 год. История России С древнейших времен до конца 17 века, 10 класс, «Просвещение», Москва, 2008год. История России 16 – 17 века, «рост», Москва 1998 год.

Источники.

  • История России (в таблицах), издательство «Лист», Москва 1997 год.
  • История России С древнейших времен до конца 17 века, 10 класс, «Просвещение», Москва, 2008год.
  • История России 16 – 17 века, «рост», Москва 1998 год.
Проверь себя. № 3.Годы существования опричнины: а) 1547 – 1883года; б) 1565 – 1572года; в) 1581 – 1585года; г) 1572год. № 4.Города принявшие Опричнину: а) Можайск, Вязьма, Суздаль; б) Ростов, Тула, Новгород; в) Киев, Галич, Чернигов. № 5.Противники Опричнины: а) Митрополит Афанасий; б)Симеон Бакбулатович; в)Митрополит Филипп. № 1.Дата введения Опричнины: а) 3 января 1565г. б) 3 декабря 1564г. в) 5 января 1565г. г) 1553г. № 2.Иван 4 ввел Опричнину: а) для укрепления личной власти и расправы с оппозицией; б) что бы не завещать престол Владимиру Старицкому. в) для спасения от боярского заговора.

Проверь себя.

№ 3.Годы существования опричнины:

а) 1547 – 1883года;

б) 1565 – 1572года;

в) 1581 – 1585года;

г) 1572год.

№ 4.Города принявшие Опричнину:

а) Можайск, Вязьма, Суздаль;

б) Ростов, Тула, Новгород;

в) Киев, Галич, Чернигов.

№ 5.Противники Опричнины:

а) Митрополит Афанасий;

б)Симеон Бакбулатович;

в)Митрополит Филипп.

№ 1.Дата введения Опричнины:

а) 3 января 1565г.

б) 3 декабря 1564г.

в) 5 января 1565г.

г) 1553г.

№ 2.Иван 4 ввел Опричнину:

а) для укрепления личной власти и расправы с оппозицией;

б) что бы не завещать престол Владимиру Старицкому.

в) для спасения от боярского заговора.

№ 6.В каком году Иваном 4 был устроен страшный погром Новгорода : а) 1568г.; б) 1570г.; в) 1572г.; г) 1569г. № 7.Что означает слово «оприч»: а) крош; б) против; в) борьба; в) удел. № 8.Способ наказания неверных: а) арест; б)казнь; в)ссылка. № 9.Как называли опричников: а) дворы; б) «вольные люди»; в)кромешники. № 10.Сопоставьте: а) социальные; б) политические; в) экономические; г) моральные; 1.Утверждение крепостного права; 2.Становление деспотического правления; 3.Централизация страны; 4.Тяжелый экономический кризис. Ключи.

№ 6.В каком году Иваном 4 был устроен страшный погром Новгорода :

а) 1568г.;

б) 1570г.;

в) 1572г.;

г) 1569г.

№ 7.Что означает слово «оприч»:

а) крош;

б) против;

в) борьба;

в) удел.

№ 8.Способ наказания неверных:

а) арест;

б)казнь;

в)ссылка.

№ 9.Как называли опричников:

а) дворы;

б) «вольные люди»;

в)кромешники.

№ 10.Сопоставьте:

а) социальные;

б) политические;

в) экономические;

г) моральные;

1.Утверждение крепостного права;

2.Становление деспотического правления;

3.Централизация страны;

4.Тяжелый экономический кризис.

Ключи.

ключи 1 – в; 2 – а; 3 – б; 4 – а; 5 – а; 6 – б;  7 – а; 8 – б; 9 – в; 10 – а 1  б 3  в 4  г 2

ключи

  • 1 – в;
  • 2 – а;
  • 3 – б;
  • 4 – а;
  • 5 – а;
  • 6 – б;
  • 7 – а;
  • 8 – б;
  • 9 – в;
  • 10 – а 1
  • б 3
  • в 4
  • г 2


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!