Просмотр содержимого документа
«Проект "Необычные способы умножения"»
Ознакомление с различными способами умножения чисел, не используемых на уроках, и их применение при вычислениях числовых выражений.
- Найти и разобрать различные способы умножения.
- Научиться демонстрировать некоторые способы умножения.
- Рассказать о новых способах умножения и научить ими пользоваться учащихся.
- . Человеку в повседневной жизни невозможно обойтись без вычислений. На уроках математики мы складываем и вычитаем числа привычными для всех способами, Но оказалось, что можно умножать не только так, как предлагают нам в учебниках математики. А есть ли еще какие-нибудь способы вычислений. Ведь способность быстро производить вычисления вызывает откровенное удивление.
- .
- Те способы вычислений, которыми мы пользуемся сейчас, не всегда были так просты и удобны. В старину пользовались более громоздкими и медленными приемами. И если бы школьник 21 века мог перенестись на пять веков назад, он поразил бы наших предков быстротой своих вычислений. Молва о нем облетела бы окрестные школы и со всех сторон приезжали бы учиться у нового великого мастера.
- Особенно трудны в старину были действия умножения и деления. Тогда не существовало одного какого-то приема. Напротив, в ходу было много способов умножения и деления - приемы один другого запутаннее, запомнить которые могли далеко не все . Каждый учитель счетного дела восхвалял собственный способ выполнения этого действия.
- И все приемы умножения - «китайский», «загибанием», «крестиком», «решеткой», «задом наперед», «алмазом» и прочие соперничали друг с другом и запоминались с большим трудом. Давайте рассмотрим наиболее интересные и простые способы умножения.
- Чтобы умножить двузначное число на 101, надо мысленно приписать к данному числу (справа или слева) еще само число.
Пример.
58*101=5858, так как 58*101=58*100+58*1=5800+58=5858
- Этот способ носит романтическое название «ревность», или «решётчатое умножение».
- Сначала рисуется прямоугольник, разделённый на квадраты, в котором будет 3 столбца и 2 строки.- по количеству цифр в множителях. Затем квадратные клетки, делятся по диагонали, и «…получается картинка, похожая на решётчатые ставни-жалюзи, - пишет Лука Пачоли.( математик, жил в 15 веке) – Такие ставни вешались на окна венецианских домов, мешая уличным прохожим видеть, сидящих у окон дам и монахинь».
Итальянский способ умножения («Сеткой»)
В Италии, а также во многих странах Востока, этот способ приобрел большую известность.
Например,
умножим 682 на 34.
1. Вычерчиваем квадратную сетку и пишем одно из чисел над колонками, а второе по высоте.
2
6
8
3
4
Умножаем число каждого ряда последовательно на числа каждой колонки.
Т.е. 6*3 = 18 . Записываем 1 и 8
8*3 = 24 . Записываем 2 и 4
6
2
8
2*3 = 6. Записываем 0 и 6
Если при умножении
получается однозначное
число, записываем
вверху 0, а внизу это число.
2
0
1
6
3
4
8
4
Заполняем всю сетку и складываем числа, следуя диагональным полосам. Начинаем складывать справа налево. Если сумма одной диагонали содержит десятки, то прибавляем их к единицам следующей диагонали.
2
8
6
2
0
1
3
6
8
4
2
0+8=8
2
0
3
4
2
4
8
3
6+0+2=8
4+3+4+0=11
8
1
8
2+8+2=12 и 1 будет 13
1+0=1 и 1 будет 2
Ответ:23188
- Пример: умножим числа 21 и 13
2
3
7
21 х 13 = 273
1)Пересечения в верхнем левом крае (6) – первое число ответа
2)Сумма пересечений нижнего левого и верхнего правого краев (12+8) – второе число ответа
3)Пересечения в нижнем правом крае (16) – третье число ответа
Получается:
6; 20; 16.
Т.к. два последних числа – двузначные и мы не можем их записать, то записываем только единицы, а десятки прибавляем к предыдущему. (2+6) (0+1) 6 = 816
Ответ: 816
12%
88%
25%
28%
3%
32%
12%
15%
85%
- Работая над этой темой мы узнали, что существует много различных, забавных и интересных способов умножения. Некоторыми в различных странах пользуются до сих пор. Но не все способы удобны в использовании, особенно при умножении многозначных чисел. Все эти способы интересны , но мне больше нравится традиционное умножение столбиком. Хотя и этот способ не является совершенным, поэтому я буду продолжать работу над данной темой и, может быть, мне удастся найти новый способ умножения.
-
-
- И.Я. Депман, Н.Я. Виленкин “За страницами учебника математики”
- Б.А. Кордемский « Математическая смекалка»