СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

ПРОЕКТ На тему: Нравственный смысл в сказах П.П. Бажова

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

ПРОЕКТ

На тему: Нравственный смысл в сказах П.П. Бажова

Ознакомление  с автобиографией П.П. Бажова и с его сказами П.П.Бажова;  изучение особенностей языка его сказов; формирование умения отличать сказ от сказки, а также формирование понимания  уральских сказов П.П. Бажова; приобщение к культуре и быту нашего народа и создание творческих работ по сказам.

 

Просмотр содержимого документа
«ПРОЕКТ На тему: Нравственный смысл в сказах П.П. Бажова»

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа МБОУ СОШ № 10

г. Алапаевска







ПРОЕКТ

На тему: Нравственный смысл в сказах П.П. Бажова




Приготовили ученики 4Б класса :

МБОУ «СОШ № 10»:


Дементьев Ярослав

Мальшакова Мария

Корюкалова Кристина

Панаркина Наталья

Тимешкова Анна


Руководитель проекта:

Полуэктова О.А.













г. Алапаевск, 2022г.



Содержание


Ведение

  1. Актуальность темы, цели, задачи, гипотеза

  2. Автобиография П.П. Бажова

  3. Нравственный смысл сказов:

3.1 Серебряное копытце

3.2 Огневушка-поскакушка

3.3 Медной горы хозяйка

3.4 Таюткино зеркальце

3.5 Синюшкин колодец

3.6 Малахитовая шкатулка

3.7 Каменный цветок

  1. Вывод
































  1. Актуальность темы:

На уроках литературного чтения мы познакомились с творчеством уральского сказителя Павла Петровича Бажова с его произведением «Серебряное копытце».

Нас заинтересовал стиль изложения его сказов, использование старинного фольклора. Ведь этот человек жил и работал в нашем крае. Мы поколение 21 века считаем, что должны знать истоки и корни своего писателя. Задумались: чему учит его творчество? Решили окунуться в атмосферу прошлого.

Поэтому мы ученики 4В класса: Ворончихина Екатерина, ЗолотареваТаиса,

Зырянова Алена, Капалеев Артур, Панов Иван, Ряков Роман и Фомина Арина решили объединиться в группу под руководством классного руководителя Полуэктовой Ольгой Алексеевной. Мы сформулировали проблему.

Проблема: у нас нет достаточных знаний о культуре и традициях уральского народа, и творчестве уральского писателя  П. П. Бажова.

Мы поставили перед собой цель.

Цель нашего проекта:

Ознакомление с автобиографией П.П. Бажова и с его сказами П.П.Бажова; изучение особенностей языка его сказов; формирование умения отличать сказ от сказки, а также формирование понимания уральских сказов П.П. Бажова; приобщение к культуре и быту нашего народа и создание творческих работ по сказам.

Задачи проекта:

  1. Познакомиться с автобиографией уральского писателя П.П. Бажова.

  2. Взять в библиотеке книги по сказам П.П. Бажова.

  3. Прочитать каждому участнику проекта по одному из следующих сказов:

«Серебряное копытце», «Синюшкин колодец», «Таюткино зеркальце», «Малахитовая шкатулка», «Хозяйка медной горы», «Огневушка-поскакушка», «Каменный цветок».

  1. Подобрать каждому участнику по своему прочитанному сказу следующую

информацию: пословицы, поговорки, загадки, составить кроссворд.

  1. Найти стихи по прочитанному сказу.

  2. Нарисовать рисунок по прочитанному сказу.

  3. Изготовить поделку по прочитанному сказу.

  4. Посетить детскую библиотеку занятие, посвященное 140 - ю со дня рожения П.П. Бажова.

  5. Создать леп-бук по творчеству П.П. Бажова.

Гипотеза нашего проекта: если мы реализуем проект, то у нас будет сформировано представление о творчестве П.П. Бажова, мы научимся отличать сказ от сказки, родители нам помогут в нашем творчестве, у нас откроются творческие способности , мы будем более активными, любознательными.



2. Автобиография Павла Петровича Бажова

Недалеко от Исети – старый дом и сад густой.
Там шумит весенний ветер беспокойною листвой.
Облаков пушистых гребни проплывают стороной
В этом доме жил волшебник – мудрый сказочник седой.

Павел Петрович Бажов родился 27 января в 1879 году в уральской рабочей семье Петра Васильевича и Августины Степановны. Он с детства любил уральский фольклор, населенный причудливыми существами. Сказки, легенды, старинные предания были частью жизни рабочего люда и передавались от поколения к поколению. Маленький Павел рос, слушая и запоминая рассказы бабушки Авдотьи Петровны, которые стали основой его знаменитых сказов. Родители постарались дать сыну образование: сначала Бажов окончил училище в Екатеринбурге, потом – Пермскую духовную семинарию. Долгие годы он работал учителем. Во время летних каникул много странствовал по Уралу, собирал фольклор и записывал разные небылицы и чудесные истории.

Первая книга П.П.Бажова была книгой-воспоминанием о жизни в родных местах. Сказы Бажова вышли из недр народного творчества. Он определял их как «быль с элементами сказочного». Сказы отразили самую суть народного представления о жизни, об истинных ценностях. Поэзия наполняет эти удивительные истории, в которых всегда побеждают любовь и трудолюбие, честность и верность, терпение и отвага.

С самого детства все новые читатели Бажова путешествуют вместе с автором по таинственным уральским тропам. Для самых маленьких написаны «Серебряное копытце», «Золотой волос», «Огневушка-Поскакушка», «Синюшкин колодец» и другие мудрые сказы.

Из книги «Детям – о писателях»

Это дом Бажовых в поселке Сысертского завода. , где родился П.П. Бажов.

У мер П.П. Бажов в декабре 1950 года. Проститься с писателем приехали его читатели с разных городов.







3. Нравственный смысл сказов П. П. Бажова

Чем отличается сказ от сказки?

Сказ – это описание реальных событий с элементами сказки и вымысла; главная тема – жизнь и быт рабочих Урала; главные герои – рабочие, мастера, добытчики; есть сказочные герои события; есть волшебные предметы; рассказчик.

Сказ близок к произведению устного народного творчества.

Сказка - вымысел; сказочные герои и события; сказочные предметы;

традиционное построение.

3. 1. «Серебряное копытце»

Сказ «Серебряное копытце» о девочке- сиротке Даренке , кошке Муренке и о старике Коковане.

Сказка Бажова "серебрянное копытце" учит:

  1. Ценить природу родного края (Бажов любил Урал, и всячески прославлял его природу и богатства);

  2. Ценить то, чем ты располагаешь (Даренка и Коновани не жадны);

  3. Умению быть добрым и радушным (ухаживание за кошкой Муренкой);

  4. Уметь сопереживать (спасение кошки Муренки от собак);

  5. Уметь благодарить тем, кто тебе помог (Муренка привела козла Серебряное копытце к дому старика с внучкой);

  6. Ждать исполнения желаний (увидеть Даренке, как Серебряное копытце топает копытом, и вылетает хризолит).



Пословицы к сказу:

1. С добрым словом жить в радости.

2. Доброе дело два века живёт.

3. Доброе слово дарит доброе тепло.

4. Сказка – ложь, да в ней намек , добрым молодцам урок.

5. Добро творить – себя веселить.

Загадки:

1. Кто копытом бьёт так ловко,
А Дарёнка смотрит робко.
Козлик прыгает всё выше
И Мурёнка с ним на крыше.
Камни сыплются, сверкают
И избушку освещают.
Дарит камни им не птица,
А...  (Серкбряное копытце)

2. Кто так говорил:

"Пр-р-р-равильно пр-р-р-идумала,

Пр-р-р-аввильно!

Пр-р-равильно говоришь,

Пр-р-р-авильно!" (Кошка Муренка, "Серебряное копытце")


3. Кто Даренку приголубил

И всем сердцем полюбил

Этот дед простой и зовут его … (Кокованя)

4. Ножкой сильно он стучит,

Камни рассыпая,

Рядом Мурка с ним сидит,

Будто подпевая. («Серебряное копытце»)


5. Кто-то сидит у окошка

в избушке,

А маленький козлик

стоит на опушке.

Ударит копытцем –

каменья летят,

И россыпи их

под луною блестят.

С козликом рядом

кошка Муренка,

И смотрит на них

из окошка… (Даренка)


Кроссворд по сказу «Серебряное копытце»:



Рисунок к сказу П.П. Бажова «Серебряное копытце»


Стихотворение по сказу «Серебряное копытце»

Н.Г.Мошева

Девчонка у нас на Урале жила,

Деревня ее Подаренкой звала.

Сироткой девчушка на свете жила

И кошку Муренку ласкала она.

В той же деревне охотником слыл

Старик Кокованя. И он один жил.

К себе двух сироток

охотник позвал

И им про большущий

секрет рассказал:

Что где-то у нас

на уральских горах

Козленок с пятью рожками

бродит в лесах.

Ударит он ножкой, и в этот же миг

Летят самоцветы из-под копыт.

Даренка и Мурка козленка видали,

Его красоту они созерцали.

Он показал, как ножкой стучит.

И видел все это охотник-лесник.

Н.Г.Мошева



3. 2. «Огневушка-поскакушка»

Нравственный смысл сказа:

Сказка учит быть настойчивым, упрямым, упорным. Учит верить в чудеса, слушать рассказы старших. Учит тому, что в каждой сказке есть доля правды. Учит верить в свою удачу и тогда она обязательно придет. Учит молчать о своем счастье. Дед Ефим и Федюнька не смогли удержаться и рассказали о своей находке, и лишись добычи.

Пословицы к сказу "Огневушка-Поскакушка"

1. Удача - кляча, садись и скачи.

2. Лучше в малом да удача, чем в большом, да провал.

3. У одного сбылось, а другому не удалось.

4. Терпенье и труд все перетрут.

5. Счастье в воздухе не вьется, а руками достается.


Поговорки к сказу"Огневушка-Поскакушка"

1. Молчанье - золото.

2. Видна девка медяна, а не видна золотая.

Рисунки к сказу «Огневушка – поскакушка»



Загадки к сказу «Огневушка-поскакушка»

1. Махонька девчоночка –

Сама вроде кукленочка-

Резвехонько так пляшет,

В руке платочком машет. (Огневушка-поскакушка)

2. У меня тепло!

У меня светло!

Красно летичко!

А сама волчком .

Да волчком – сарафанчик пузырем. (Огневушка-поскакушка)


3. Как кукленка, девочка

Спляшет вам с

припевочкой.

Появляется в огне.

Как зовут? Скажи-ка мне. (Огневушка-поскакушка)

4. Тёмной ночью у костра появляется она –
Мастерица петь, плясать, самородок указать.
Звали эту веселушку… (Огневушка – поскакушка)


Кроссворд:


По горизонтали:

2 - На этом месте среди леса исчез клубочек.

3 - Этот предмет держала в руках Огневушка.

4 - На неё похожа мачеха Федюньки.

7 - В виде него Поскакушка явилась в третий раз, зимой.

8 - В его была одета Огневушка.

11 - Их оставлял Федюнька, чтобы найти дорогу обратно.

13 - Дымный костерок от комаров.

14 - Так Федюнька называет филина.

15 - Эта птица крикнула перед тем, как Огневушка пропала.

16 - Шубейка Федюньки.

17 - В нём жили Ефим и Федюнька на прииске.

По вертикали:

1 - У этого дерева остановилась Огневушка-Поскакушка.

2 - Полоска ткани, которой Федюнька подвязал шубейку.

5 - В неё объединяются старатели для совместной работы.

6 - Тонкая длинная палка, которая затлела после второго появления Огневушки.

8 - Профессия главных героев.

9 - В виде неё лежит золото там, где показалась Огневушка-Поскакушка.

10 - Так герои называют выдумку.

12 - Её Федюнька нашёл у берёзы.

14 - Так прозвали Федюньку после появления Огневушки.


Стихоторение про «Огневушку-поскакушку»

Как её звали – не знаю

Веришь? Забыл спросить

Только на теле осталась

Мелких ожогов сыпь

Вечером это было

Мы развели костёр

Страшно в лесу, знамо дело

Сели варить улов

Искры с костра попали

На вековую сосну

Сучья в момент запылали

Как керосин – не вру!

Долго её гасили

С другом, Семёном вдвоём

После по сто пригубили

Холодно ж, лета излом

Сёмка пополз в палатку

Я – посидел у огня

Небо всё в облачных латках

Но не темно – луна

Вдруг слышу голос звонкой

« Можно погреться с тобой?»

Девка со станом тонким

И полумесяцем бровь

Кудри пылают, вьются

Так хороша – слов нет!

Губы, глаза смеются

Краше не видел свет!

Я обомлел немного

Всё же сказал – Садись!

Сердце испуганной птахой

Вдруг полетело ввысь….. (Автор Ольга – Хельга)


3. 3. Медной горы Хозяйка


Нравственный смысл сказа:

Чему учит сказ "Медной горы Хозяйка"

Этот сказ учит ценить настоящую человеческую красоту, красоту любимой девушки, а не мертвую красоту драгоценных камней и их Хозяйки. Учит быть честным и верным, учит не быть жадным до легкого богатства.


Пословицы к сказу "Медной горы Хозяйка"

1. Богатство человека от смерти не избавит.

2. Чего не воротишь, про то лучше забыть.

3. Лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать.


Загадки к сказу «Медной горы Хозяйка»

Смотрит Степушка, глядит,

Девица на камушке сидит.

А сама-то красота,

У нее длинная да черная коса.

Оглянулся он, и в тот же миг

Ящерка на камне том сидит.

Угадайте-ка, друзья,

О ящерке какой

рассказываю я?

(Медной Горы Хозяйка


Рисунки к сказу «Медной горы Хозяйка»



Кроссворд к сказу «Медной горы хозяйка»




















По горизонтали


2. Как называют большие камни, которые люди нашли после Серебряного копытца?

4. Войско Малахитницы

5. Имя героя мастера, который встретил Медной горы хозяйку

7. Что Медной горы Хозяйка подарила невесте Степана

8. Как называли в природе Медной горы Хозяйку

10. Место где добывали руду

По вертикали

1. Имя невесты Степана

3. Река, где были покосы

5. Как называются произвединия п.п. Бажова

6. Что чаще добывали в горе

9. Сколько испытаний приготовила Хозяйка Медной горы для Степана



Стихи про Хозяйку Медной горы:

Богата хозяйка Медной горы:

В покоях её золотые ковры,

Хрустальные люстры, алмазные арки…

Какие, представьте, нужны ей подарки,

Если у этой хозяйки гора

Полна малахита и серебра?!

Всё было богатой хозяйке не мило.

Но в гости пришёл бедный мастер Данила:

С поклоном явившись в роскошный чертог,

Вручил малахитовый скромный цветок.

Был встречен по-царски юноша бедный,

Хотя он принёс не алмазный букет.

История эта стала легендой…

Такие творит чудеса этикет. (Е. Лапина)


3. 4. Сказ Таюткино Зеркальце

Чему учит сказ:

Не надо брать в руки то, что тебе не принадлежит по праву. Девочка Таютка (Наташа и барыня, которая провозгласила себя Хозяйко Медной горы»).

Пословицы про зеркало:

  1. Глаза даны, чтоб видеть других, но нужно зеркало, чтоб видеть себя.

  2. Даже лучшее зеркало не отражает обратной стороны вещей.

  3. Нечего на зеркало пенять, коли рожа крива.

  4. Если нет зеркала, и мир может служить зеркалом.

  5. Выменял слепой у глухого зеркало на гусли.

  6. Глаза – зеркало души.

  7. Глаза – зеркало сердца.


Поговорки:

За то у Таютки зеркальце сохранилось. Оно счасть , а , все-таки свою жизнь она не хуже других прожила.


3. 5. Сказ « Синюшкин колодец»

Чему учит сказка "Синюшкин колодец"

Сказ учит жить своим трудом, быть честным, никого не обманывать. Учит не гнаться за богатством, которое нажито не тобой. Учит быть добрым и отзывчивым. Учит проявлять предусмотрительность, не держать на других зла. Учит верить в лучшее.

Пословицы к сказке "Синюшкин колодец"

  1. Без труда не вытащишь и рыбку из пруда.

  2. Где труд, там и счастье.

  3. Воля и труд дивные всходы дают.

  4. Смелость города берет.

  5. Добрая слава дороже богатства.


Загадки на сказ «Синюшкин колодец»

О старушке одной

Рассказ поведем,

Что сидела в колодце

И ночью, и днем,

Напускала туман

Голубой и густой

И звала за богатством,

За славой с собой.

(Синюшка)

Кроссвор по сказу «Синюшкин колодец»



Рисунок к сказу «Синюшкин колодец»



Стихотворение на сказ «Синюшкин колодец»

…выходит из этого столба девица-красавица, как царица снаряжена,

а ростом до половины доброй сосны.

В руках у этой девицы золотой поднос, а на нем груда всякого богатства.

Песок золотой, каменья дорогие, самородки чуть не по ковриге...

– Прими-ко, молодец!" П.П. Бажов


Манит Cинюшки колодец давно -

Где сквозь туман на болоте окно...

Синяя дымка средь белого дня

Тянет, влечет, искушает меня.


Я прихожу среди белого дня,

Молча, смотрю я в окно на тебя

Жду, когда выйдешь на встречу ко мне

Может, подаришь лукошко камней?


Только насмешки я слышу в ответ

И мне дороже тех колкостей нет-

То захохочет старушкой она

То синеглазкой поманит меня.


Звонко смеется Синюшка в ответ

Знаю, желаннее девицы нет

Мне не нужны самоцветы твои

Жду я, от тебя я Синюшка, любви.


Что за глаза- самоцветы твои?

Был я и ночью, звала – приходи!

Молятся звезды в ночной тишине

Нет той девчонки в заветном окне. (Татьяна Морозова)


3. 6. Сказ «Малахитовая шкатулка»


Чему учит сказка "Малахитовая шкатулка"

Учит трудолюбию, настойчивости, упорству. Учит тому, что настоящий талант дается человеку от рождения и его следует развивать. Учит быть независимым и свободным. Учит наказывать глупость и несправедливость. Учит верить в лучшее и не опускать руки в трудных ситуациях.


Пословицы к сказу "Малахитовая шкатулка"

  1. Добрая слава лучше богатства.

  2. Счастье и труд рядом живут.

  3. Где талант, там и надежда.

  4. Глупому болвану ни в чем не быть талану.

  5. Кто хорошо трудится, тому есть чем хвалиться.


Загадка к сказу «Малахитовая шкатулка»

В глубине большой горы

Есть волшебные дары:

Самоцветы разные -

Яркие, прекрасные.

Мастер малахит берёт,

Инструменты достаёт.

Трудится, старается...

Что же получается?


(11 букв, потом 8 букв. Малахитовая шкатулка)


Кроссворд по сказу «Малахитовая шкатулка»




















По горизонтали

1. Чем Танюшка занималась, чем зарабатывала на жизнь

3. Что Паротя заказл Танюшке вышить

5. Фамилия хозяина завадов

6. Кому больше всего подошло содержимое шкатулки

8. Как звали вдову Степана


По вертикали

2. что подарила Хозяйка Медной горы степану

3. Что подарила странница Танюшке на прощание

4. Что Хозяйка Медной горы подарила Степану на свадьбу

7. Как народ прозвал нового приказчика






Рисунок к сказу «Малахитовая шкатулка»



Стихотворение к сказу «Малахитовая шкатулка»

а дворе пурга в окно стучится.

В комнате уютно и темно,

Мне сегодня что-то вдруг не спится

Ночь уж на дворе стоит давно.

Начинает мама тихо сказы

О Хозяйке, что живет в горе.

Вижу я Данилушку — и сразу

Ящерки мелькнули на заре.

Вижу я, как девочка Татьяна

На шкатулку новую глядит,

Как горы Хозяйка Северьяна

Заковала в древний малахит...

И от этих сказов стало снова

На душе так чисто и светло...

В дальний домик дедушки Бажова.

На Урал меня перенесло! (Стихотворение маленькой девочки Наташи)


3. 7. Сказ «Каменный цветок»


Чему учит сказ "Каменный цветок"

Сказ учит стремится к совершенству, но не забывать за работой о простых жизненных радостях. Учит прежде всего оставаться человеком. Учит трудолюбию и упорству. Учит самому выбирать свой путь в жизни. Учит любить близких людей, а не выдуманную красоту.


Пословицы к сказу "Каменный цветок".

  1. Век живи, век учись.

  2. Пока талант получат, век учат.

  3. Лучше синица в руках, чем журавль в небе.

  4. Своя рубашка ближе к телу.

  5. Дело мастера боится.


Загадки к сказу «Каменный цветок».

1. Лежит веревка, 3. На Урале парень жил,

Шипит плутовка. Сиротой в деревне слыл.

Брать ее опасно – Но Прокопыч, горный мастер,

Укусит. Ясно? (Змея) Парня делу обучил.

2. Маленькая, легонькая, Обучил, да вот беда –

А за хвост не подымешь. (Ящерка) Хозяйка в гору увела,

Чтобы смастерить он мог

На Урале парень жил, Чудо – каменный… (цветок).


Кроссворд к сказу «Каменный цветок»


По горизонтали

1. похожим на какой цветок Данило сделал чашу?

5. Из какого камня был сделан цветок?

8. После выздоровления Данила отправили к…

11. Данила вылечила бабушка…


По вертикали

2. Кто такая Катя?

3. Название горки где раньше добывали малахит…

4. Главный персонаж сказки…

6. чудесные помощницы хозяйки медной горы

7. кто Данилушке давал молока и яиц?

9. После выздоровления Данила отправили к…

10. А то ещё.. . цветок есть.


Иллюстрация к сказу П.П. Бажова «Каменный цветок»


Стихотворение к сказу «Каменный цветок»


КАМЕННЫЙ ЦВЕТОК

Богата хозяйка Медной горы:

В покоях её золотые ковры,

Хрустальные люстры, алмазные арки...

Какие, представьте, нужны ей подарки,

Если у этой хозяйки гора

Полна малахита и серебра?!


Всё было богатой хозяйке не мило.

Но в гости пришёл бедный мастер Данила:

С поклоном явившись в роскошный чертог,

Вручил малахитовый скромный цветок.


Был встречен по-царски юноша бедный,

Хотя он принёс не алмазный букет.

История эта стала легендой...

Такие творит чудеса этикет!


Надеюсь, читатель умный поймёт:

Подарок и другу, и маме

Дороже не тот, что дороже...

А тот,

Что сделан своими руками! (Андрей Усачев)


Выводы:

Таким образом, познакомившись с автобиографией Павла Петровича Бажова, прочитав его произведения «Серебряное копытце», «Синюшкин колодец», «Таюткино зеркальце», «Малахитовая шкатулка», «Хозяйка медной горы», «Огневушка-поскакушка», «Каменный цветок», мы пришли к выводу:

во-первых: что сказы П.П. Бажова учат доброте, мудрости, видеть вокруг прекрасное, не зариться на чужое, уметь держать язык за зубами, держать свое слово, не быть жадными;

во-вторых: мы познакомились со старинным фольклором;

в –третьих научились отличать жанр сказ от сказки;

в – четвертых, мы посетили детскую библиотеку по теме занятия, посвященного 140 – летию со дня рожения П.П. Бажова;

в - пятых: мы погрузились в атмосферу прошлого, с помощью рисунков и поделок.

в –шестых, мы создали леп-бук ( что в переводе обозначает: настольная книга), где систематизировали весь материал, чтобы другие ребята могли познакомиться с творчеством такого удивительного человека – уральского сказителя П.П.Бажова.

Большое спасибо нашим родителям и классному руководителю за помощь.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!