СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Проект на тему: "Экскурсия по храмам Шумячского района"

Категория: География

Нажмите, чтобы узнать подробности

Проект

Просмотр содержимого документа
«Проект на тему: "Экскурсия по храмам Шумячского района"»

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Шумячская средняя школа имени В.Ф. Алешина»






Проект на тему:

«Экскурсия по храмам Шумячского района»





Журкович Никиты,

Ковалевой Валерии,

Лазаревой Дарьи,

Макаренко Анастасии,

Малых Вероники,

учеников 5 класса

Руководитель проекта:

Агафонова Светлана Федоровна,

учитель географии





пгт Шумячи

2017 год



Содержание


Введение……………………………………………………………………….....3

1. Теоретическая часть…………………………………………………………..4

1.1.Что есть храм?..............................................………………………………….5

1.2. Внешний вид храма……………….………………………………………...6

1.3. Внутреннее убранство православного храма………………...................9

2. Практическая часть. Экскурсия по храмам Шумячского района………...10

2.1. Шумячи. Свято-Ильинский Храм………………………………………11

2.2. Село Студенец. Храм Михаила Архангела, 1-половина 19 в………13

2.3. Деревня Дубовица. Храм Михаила Архангела(1870 – 1900)……...15

2.4. Заселье. Храм Николая Чудотворца………………………………….17

2.5. Первомайский.Храм Мученика Меркурия Смоленского…………...19

2.6. Надейковичи. Храм Николая Чудотворца, конец 19 в………………..21

Заключение………………………………………………………………………22

Литература……………………………………………………………………….23

Приложения




















Введение



Проблема исследования:

С огромным интересом мы читаем книги о дальних странах, узнаем о высоких горах и жарких пустынях, бурных морях и пещерах, сказочных животных и растениях, о полярном сиянии и извержении вулканов. А наш родной край кажется таким малоприметным, серым и скучным, кажется, что о нём и говорить нечего.

Каждый день, спеша в школу, мы проходим мимо храма. И однажды у нас возник вопрос, а в каких населенных пунктах нашего района еще есть храмы. Пожалуй, с этого момента и родилась тема проекта.

Цель проекта: разработать экскурсию по храмам Шумячского района.

Задачи проекта:

  1. Выяснить, какие храмы сохранились, и какие функционируют в наши дни на территории района.

  2. Изучить историю храмов в различные периоды их существования.

  3. Проанализировать исторические источники.

  4. Систематизировать полученную информацию.

Тема является актуальной. Изучение истории храмов Шумячского района позволит многим расширить свой кругозор, узнать, какие храмы находились и находятся на территории района, узнать историю каждого храма, открыть для себя уникальный мир самых святых уголков своей малой родины.

Объект: храмы района.

Предмет: местоположение, история православных храмов Шумячского района.





1. Теоретическая часть

1. Теоретическая часть

Возрождение православия, открытие храмов и монастырей - характерная черта современной России. Минувшие события двадцатого века стали тяжким испытанием для русской Православной Церкви: религиозные убеждения преследовались, роль и значение церкви принижались, а ее ценности подвергались разграблению и разрушению. Было закрыто и разрушено большинство храмов Шумячского района.

Для каждой из мировых религий храм - это символ жизни и процветания. В православном христианстве под ним всегда понималось особое, отличное и отдельное от других построек, посвященное богу и предназначенное для общественного служения ему здание.

У каждого храма есть своя собственная история, свои особенности.

Уважение к памятникам старины, бережное отношение к вере своих предков – одна из сторон нравственной характеристики человека. 30-е годы прошлого века – переломный период в истории Русской Православной Церкви. Советская власть была против церкви и смогла убедить в этом большую часть общества. В стране повсеместно закрывались храмы и монастыри. Священнослужители подвергались гонениям. На территории нашего района до коллективизации было 13 храмов, 11 из них сожжены, взорваны или разобраны.











    1. Что есть храм?

Храм - культовое сооружение, предназначенное для совершения богослужений и религиозных обрядов. В 988 году произошло Крещение Руси. После чего по решению князя Владимира Русь приняла православие. Среди верующего населения России преобладают православные. В христианстве  храмом является только, то сооружение, в котором есть алтарь и совершается евхаристия, а то сооружение, где алтаря нет и не совершается евхаристия, называется часовней.

Храмы на Руси начали строить в 10 веке. Их строили из дерева. Дерево - особый материал - «живой». Русские люди с древних времен любили и умели обрабатывать древесину. В свой труд они вкладывали душевное тепло и любовь.

В 12 веке стали возводиться первые белокаменные храмы, которые имели своеобразную белокаменную архитектуру и оформление, несмотря на то, что они возводились под руководством греческих, итальянских и немецких строителей.  Архитектура русских каменных храмов, колоколен и звонниц бывает нескольких стилей: древнее зодчество, русское барокко, классицизм и другие.













    1. Внешний вид храма

Строили храмы на возвышенности. В храм не просто шли, к нему ВОСХОДИЛИ. Каждая деталь храма, от притвора до купола имеет свое значение:

Паперть - место, где находятся нищие и просящие.

Аркатурный пояс (молитва из камня) - переход из земного царства в царствие небесное.

Колоко́льня — башня, на которой установлен один или более колоколов.Закомары - символ ангелов или облаков.

Купол (голова) - выражает собой Вселенную, небесный свод, объединяющий понятие о Боге и о всем мире в гармоничное единство.

Крест - символ спасения, связи земного мира с миром небесным.

Форма православного храма

Храмы в форме корабля — самый древний тип храмов, образно выражающий ту мысль, что Церковь, подобно Ноеву ковчегу, спасает верующих от гибельных волн житейского плавания и ведет их к Царствию Божию.

Издревле храмы также имели круглую и восьмиугольную формы. Храмы в форме круга - Ротонда - как символа вечности, говорят о бесконечности существовании Церкви, ее нерушимости.

Храмы в форме восьмиконечной звезды символизируют Вифлеемскую звезду, приведшую волхвов к месту, где родился Христос. Таким образом, церковь свидетельствует о своей роли путеводительницы в жизни человека.

Храмы в форме креста строились в знак того, что Крест Христов — основа Церкви. Крестом человечество избавлено от власти тьмы. Крестом открыт вход в рай.

Существуют также смешанные типы храмов, соединяющие вышеназванные формы.

Символика куполов

Главное в храме – купола. К ним особое внимание и отношение. Купол может быть разной формы, цвета, и имеет разное количество глав. Все характеристики имеют свое символическое значение.

Шлемовидными покрытиями чаще всего называют специфическую форму купольных покрытий, близкую к форме древнерусского шлема. Шлемовидная форма – символ воинства, духовной брани, которую ведет Церковь с силами зла и тьмы.

Купол-луковица имеет выпуклую форму, плавно заостряющуюся на вершине, похожую на луковицу. Чаще всего такие купола применяются в России, Турции, Индии и на среднем Востоке. Форма луковицы – символ пламени свечи, победы светлых сил.  

Шатер. Шатром в архитектуре называется завершение башен, храмов в виде четырехгранной или восьмигранной пирамиды.



Количество куполов

По церковной символике, купол указывает христианам необходимость стремления от земного к небесному. Православные храмы строятся с нечетным числом куполов. Количество глав храма раскрывает в числовой символике иерархию устроения небесной церкви. Разное количество куполов, или глав, у храмового здания обусловливается тем, кому они посвящены.

Одноглавый храм - купол знаменует собой единство Бога, совершенство творения.

Двуглавый храм  - два купола символизируют два естества Богочеловека   Иисуса Христа.

Трехглавый храм - три купола символизируют Пресвятую Троицу.

Пятиглавый храм - пять куполов, один из которых возвышается над остальными, символизируют Христа, как Главу Церкви, и четырех евангелистов.

Семиглавый храм - семь куполов символизируют семь Таинств церкви, семь Вселенских Соборов, семь добродетелей.

Девятиглавый храм - девять куполов связаны с образом небесной Церкви, состоящей из девяти чинов ангелов и девяти чинов праведников.

Тринадцатиглавый храм  - тринадцать куполов символизируют Иисуса Христа и двенадцать апостолов.

Двадцать пять глав  - могут быть знамением апокалиптического видения престола Святой Троицы и двадцати четырех старцев  или обозначать похвалу Пресвятой Богородице, в зависимости от посвящения храма.

Тридцать три главы — число земных лет Спасителя.

Цвет купола

Цвет купола также важен в символике храма.

Золотые купола  - символ небесной славы. Золотые купола были у главных храмов и у храмов, посвященных Христу и двунадесятым праздникам.

Купола синие со звездами  венчают храмы, посвященные Богородице, потому что звезда напоминает о рождении Христа от Девы Марии.

Троицкие храмы имели зеленые купола, потому что зеленый — цвет Святого Духа.

Храмы, посвященные святым, увенчаны также зелеными или серебряными куполами

В монастырях встречаются черные купола – это цвет монашества.




    1. Внутреннее убранство православного храма

Устройство православного храма предполагает его деление на три части: алтарь, иконостас и притвор.

Алтарь — священное место принесения жертвы или вознесения молитвы Богу. Наиболее важная по смыслу часть храма. В православной традиции алтарем называют всю часть храма, окружающую место евхаристического жертвоприношения. Алтарь расположен в восточной части христианского храма.

Иконостас составляет одну из важнейших архитектурных принадлежностей православного храма. Он представляет собой сплошную преграду из икон, отделяющую алтарь, где совершается таинство Евхаристии, от средней части храма, нефа, где стоят молящиеся. Он состоит из нескольких рядов икон.

Царские врата — двустворчатые двери напротив Престола (в алтаре), главные врата иконостаса в православном храме. Царские врата ведут в алтарную часть храма и символизируют собой врата Рая.

Притвор (предхрамие) — самая отдаленная от алтаря (обычно западная) часть храма, В притвор могут входить и находиться оглашенные (т. е. готовящиеся принять крещение и прошедшие чин оглашения) и кающиеся (в качестве меры прощения не допущенные в храм), инославные и иноверцы для слушания богослужения и проповеди.












  1. Практическая часть. Экскурсия по храмам Шумячского района


Для того чтобы совершить виртуальную экскурсию, я попытался узнать историю сохранившихся и разрушенных храмов Шумячского района. Это было не так просто, как казалось в начале работы.

Первоначально была изучена литература, чтобы узнать в каких населенных пунктах Шумячского района были и где в настоящее время сохранились храмы. Далее необходимо было получить информацию о названиях церквей и храмов в этих поселениях, их историю.

Храмы издревле возводились в память о различных событиях из жизни Христа, Божией матери и святых. Храмы строили на самых красивых местах,на возвышенностях. Дорога к храму была проложена также с немалым смыслом: она то поднималась на возвышенности, то пряталась в низинах – храм то исчезал из поля зрения, то был как на ладони, становясь с каждым своим появлением все ближе. Храм всегда был на первом плане в зрительной композиции местности.

Итак, познакомимся с некоторыми из храмов нашего района. Экскурсия включает в себя посещение следующих объектов:

Шумячи. Свято-Ильинский Храм

Село Студенец. Храм Михаила Архангела

Деревня Дубовица. Храм Михаила Архангела

Заселье. Храм Николая Чудотворца

Первомайский. Храм Мученика Меркурия Смоленского

Надейковичи. Храм Николая Чудотворца







    1. Шумячи. Свято-Ильинский Храм

До революции в Шумячах было две церкви: каменная и деревянная. Каменная называлась Ильино-Никольской, а деревянная Богородицкой. Каменную Ильинскую церковь построил в 1784 году на свои средства И.А. Повало-Швейковский. Церковь внутри была очень красивая, украшена мозаикой, росписями, фресками. Красивый иконостас с ангелами. При церкви был богомаз Макар Алексеевич Луговской. Его иконы висели и в церкви, и их охотно брали прихожане. После революции служба в Ильинской и Богородицкой церквах продолжалась. В начале XX века старостой Ильино-Никольской церкви был Балашевич Егор Евменович, владелец Шумячкого кожевенного завода, который помогал многим бедным.

Во время оккупации Богородицкая церковь была сожжена. В 1936 (по некоторым данным - в 1937)сняли купол с Ильино-Никольской церкви и разрушили колокольню. Во время войны в Ильино-Никольской церкви у немцев был гараж. После освобождения там был райповский склад, а позже гараж. В последние годы войны многими жителями Смоленщины были предприняты тщетные попытки возрождения православной церкви на родной земле. Так в 1944г. верующими разных районов Смоленской области было подано 26 ходатайств об открытии церквей, в 1945г. таких ходатайств было подано 46, ни одно из них удовлетворено не было. Таким образом, православная церковь в Шумячах на долгие годы оставалась закрытой.

Знаменательным для поселка Шумячи стал 1993 год – год открытия православного храма Илии Пророка в деревянном здании бывшего жилого дома, затем в здании бывшего польского костёла(1618г. постройки).

Наш Свято-Ильинский Храм освящен в честь Илии Пророка, и 2 августа мы празднуем именины нашего храма. Илья Пророк считается покровителем верующих данного прихода. Установленный в честь него праздник считался храмовым или престольным.

В 2017 году для всех верующих шумячцев произошло знаковое событие. Храм Святого Илии в поселке Шумячи обрёл свой голос – зазвонили колокола. Первый колокольный звон в Храме прозвучал в день престольного празднования – 2 августа. В звоннице Храма было установлено пять малых колоколов. С этого момента богослужения в религиозном учреждении сопровождает традиционный мелодичный колокольный перезвон.

Да, действительно, Церковь без колокола , что человек без голоса, говорили в старину. Когда не было ни газет, ни радио, ни телевидения, единственным доступным средством массовой информации были церковные колокола, звон которых извещал о происходящих событиях: служба началась или праздник наступил, враги напали или пожар … Да и само звучание колоколов какое-то торжественное и необыкновенное наполняло душу радостью великой. Многие предания говорят, что колокола имеют душу, что они живут и дышат. Не знаю, насколько можно в это верить, все может быть, но то, что колокола и колокольный звон обладают особой силой, думаю, сомневаться не стоит.

:
















    1. Село Студенец. Храм Михаила Архангела, 1-половина 19 в.

Студенец – древнейшее село. Первое поселение деревни было выстроено полумесяцем вокруг большого родника, в полукилометре от современного Студенца. На берегу речки Проньки на возвышенном месте когда-то была усадьба богатого польского пана там стоял деревянный господский дом, другие деревянные постройки, костел, купальня, плотина и подземный тайный ход. У пана было много пахотной земли , выпасов и леса. У крестьян же земли было очень мало. Пан и дворовая шляхта на крестьян смотрели свысока. Взбунтовавшиеся крестьяне сожгли дом, все деревянные постройки и разграбили усадьбу. Пан бежал. Старанием полковника Сомова во второй половине XIX века католический костел, построенный поляками, был переоборудован под православную церковь: удален шпиль и поставлен деревянный купол с колоколами и с тех пор практически не закрывался.

Церковь была освящена в честь Михаила Архангела (год постройки: 1817). Суховатые формы классицизма сочетаются с элементами барокко. К вытянутому четверику храма примыкают такой же высоты полукруглая апсида с низкими боковыми объёмами и короткая прямоугольная трапезная с узким поперечным притвором. Над ядром храма возвышается деревянный четырехгранник со световым восьмериком и главой на гранёной шее. Над притвором поставлена колокольня – вытянутый вверх каменный четверик и на нем низкий деревянный. Перед входами массивные крыльца с двумя столбами, поддерживающими арки и двускатную кровлю по фронтону.

Лаконичный декор фасадов состоит из пилястр на углах объёмов и обходящего всё здание антаблемента с раскреповками. Барочный характер имеют окна с лучковыми перемычками, заключенные в рамочные наличники, а также расположенные над ними круглые проёмы и ниши в профилированном обрамлении. Плоское перекрытие внутри храма поддерживают два столба. Оно прорезано деревянным четвериком плоскими парусами при переходе к восьмерику с подобием лоткового свода. Боковые входные проёмы изнутри фланкированы пилястрами. Стены по сторонам иконостаса обработаны пилястрами с рельефным аттиком над ними.

Судя по пометкам в старых нотных сборниках, богослужения проводились достаточно часто. Да и многочисленные рассказы местных жителей свидетельствуют о том, что храм всегда был окружён заботой и вниманием. Престольным праздником считается Духов день. Каждый год в это день проводилась служба в церкви, из всех окружающих деревень: Котовки, Брозданов, Соколянки, Бабичёвки, Марковки, Большой Гриневщины – собирались люди. После окончания службы возле церкви играли на гармонях и танцевали. Церковь Архангела Михаила – одна из немногих церквей, действующих на территории Шумячского района в наши дни. В храме не прекращались службы в тяжелые дни войны.

В настоящее время церковь функционирует.























    1. Деревня Дубовица. Храм Михаила Архангела (1870 – 1900)

Деревня Дубовица расположена на левом берегу реки Остёр в 10 км от, п.Шумячи, Шумячского района, Смоленской области, в углу двух рек: Остер и речки Смородинки. Со всех сторон деревня окружена дубовым лесом. По-видимому, отсюда и пошло название деревни – Дубовица.

Здесь и расположен Храм Михаила Архангела (год постройки приблизительно 1870 – 1900). Расположен в центре села и хорошо виден издали. Изначально, на высоком берегу реки Остер (в начале XVII века), был построен польский костел. После изгнания поляков был перестроен в православную церковь и освящен в честь Архангела Михаила. Глину на строительство Дубовицкой церкви брали в Глинище. Там же месили, делали и обжигали кирпичи. Между горкой Глинища и церковью протекает по лугу речка Смородинка. Готовый кирпич от Глинища к месту строительства через речку и луг крестьяне передавали из рук в руки по выстроенной цепочке. Раствор для кладки кирпичей замешивали на яйцах. Яйца приносили крестьяне всего прихода. Церковь была очень красивая. Над входом колокольная с двенадцатью колоколами, один большой, остальные поменьше. Звонарем в церкви был Иван Игнатьевич Гуркин, дом его стоял через дорогу от церкви. Когда били в большой колокол, звон шел по всей округе. Над церковью возвышались пять крестов,

На престольный праздник Пречистое в Дубовицу сходились крестьяне из окружающих деревень. В этот день в Дубовице был большой торг и гулянья, драки с кольями. В начале XX века церковь еще продолжала работать. Её золоченый купол хорошо был виден издалека со всех сторон. Особенно в ясную погоду, а самый сильный звон был слышен в тихую погоду на заре более чем за 5 км. В большие религиозные праздники люди бросали работу и шли в церковь. Это отвлекало от работы в колхозах. Весной 1930 года на открытом собрании партийного и комсомольского актива с участием партийных групп от других колхозов было решено закрыть церковь. Замка явно было недостаточно. Решили сбросить колокола. Был разработан план действий. Самый большой колокол весил 30 пудов, и снять его было не так просто. Снимать колокол можно было через западный проем, с поддерживающим устройством и канатами тянуть в сторону главного входа. В один из ветреных дней утром комсомольцы, коммунисты и беспартийный актив приступили к снятию колоколов. Такая ситуация не могла не вызвать недовольство прихожан. Жители близлежащих деревень собирались на защиту церкви. Слышались истерические вопли, причитания и плач верующих. Некоторые громко читали молитвы. Но вот в западном проеме колокольни показалось благообразное бронзовое чрево колокола. Колокол приподняли рычагами и сбросили через верхнее обрамление главного входа. Он тяжело рухнул, значительная часть его откололась. По словам старожилов, икон нагрузили 2 машины. Куда их вывезли, неизвестно. Так остановилась история одной из красивейших церквей Шумячского района.

…Этот храм и сейчас прекрасен, хотя он давно без куполов, и колокольня не сохранилась до нашего времени. Зато почти полностью сохранился декор на фасаде – в стиле, который принято называть “псевдорусским”. Снаружи и изнутри храм был оштукатурен и побелен.

Бесстолпный пятиглавый храм – пример архитектуры псевдорусского стиля. В плане храм образует крест. Основной объём композиции составляет четверик, к нему примыкает полукруглая алтарная апсида. Пол, видимо, был плиточный, но от плит не осталось и следа. Стены храма мощные, выложены “в шесть кирпичей”. Свод сохранился довольно хорошо. Под него входишь с трепетом и невольно думаешь о том, сколько людей здесь молилось за всю его историю, скольких тут крестили, отпевали…

Территория вокруг храма была обсажена липами. Часть их дожила до наших дней, как и яблони вокруг домика звонаря. Старые деревья тоже внушают трепет: невольно думаешь, что они многое видели на своем веку – и плохое, и хорошее. Видели расцвет храма, слышали звон его колоколов.


    1. Заселье. Храм Николая Чудотворца

Заселье – древнейшее село Шумячской земли.

В архивном фонде “Управления государственных имуществ Могилевской губернии” имеются сведения о том, что в 1861 году начато строительство деревянного здания Засельской церкви, которое закончилось 17 октября 1866 года.Здание это, по-видимому, было построено взамен старой церкви, пришедшей в состояние ветхости. По рассказам старожилов известно, что здание церкви было двухэтажным, обшито темно-коричневым тесом. С течением времени второй этаж был разобран и передан одной из жительниц Заселья для строительства дома. Церковище было огорожено деревянной оградой. Вдоль ограды шумели высокие липы. В тяжелые годы Великой Отечественной войны и годы гонения на православную церковь Свято-Никольский храм села Заселье собирал прихожанкак прилегающих деревень, так и верующих из других городов и областей. Так, по данным старых церковных книг, хранящихся в музейном уголке местной школы, в церкви села Заселье крестили своих детей люди из Смоленска, Москвы, Куйбышева, Ташкента и других городов.

До 1951 года в Ново-Засельской церкви была колокольня, звон колоколов были подвешены колокола – большой и маленький. В праздники и в воскресенья звонил в колокола звонарь. Доход церкви зависел от прихожан. Надо было продавать свечи, собрать на зарплату батюшке, певчим, сторожу, звонарю, на церковную утварь, на ремонт, на налог за землю.

В 1973 году в Заселье была построена церковь. Освящена она была в честь Николая Чудотворца.

Церковь стоит посреди села. Бревенчатые стены на кирпичном основании обшиты горизонтальным тёсом. Завершающие части здания и колокольня разобраны. В традиционном по композиции храме чувствуется влияние модерна. Основной четверик с большими фронтонами на боковых фасадах равен по высоте обширной прямоугольной апсиде и такой же трапезной, к которой примыкает более широкий нижний ярус колокольни с трапециевидным фронтоном. Перед входами устроены крыльца с лестницами, двумя четырёхгранными столбами и двускатными кровлями по фронтонам. На углах объёмов помещены каннелированные пилястры с ромбами в капителях. Широкий фриз из пропильной резьбы, наложенной на стену, напоминает подзоры. Поле боковых фронтонов заполняют пропильные "ёлочки" и "солнца". Наличники больших прямоугольных окон усложнены ушами и треугольными фронтончиками.Во всех помещениях плоские перекрытия. В храме их поддерживают 8 колонн, образующие подобие нефов. Иконостас и утварь относятся к 20 в.




















    1. Первомайский. Храм Мученика Меркурия Смоленского

Первомайский – село Шумячского района, расположено в юго-западной части Смоленской области в 23 км к северу от Шумячей, в 24 км к северо-западу от Рославля.

Храм в честь Мученика Меркурия Смоленского в с.Первомайский входит в состав храмов Рославльского благочиния (округа) Смоленской епархии Русской Православной Церкви. Строительство храма было начато по благословению святейшего Патриарха Кирилла в бытность его митрополитом Смоленским и Калининградским в 2003 году.

Епископ Смоленский и Вяземский Исидор совершил 2 декабря 2013 года чин освящения храма святого мученика Меркурия Смоленского в поселке Первомайский. На Смоленщине это второй храм, воздвигнутый в честь святого воина. Православная церковь отмечает день святого мученика Меркурия Смоленского 7 декабря. Смоляне особо чтят память великого воина, положившего жизнь за смоленскую землю.

Св. Меркурий — воин, потомок княжеского рода. Воспитанный в православии святой воин тайно вел подвижническую жизнь: был строгим постником, девственником, каждую ночь он втайне от всех воспевал благодарственные хваления Господу. В это время, в 1239 г., татарские полчища Батыя подошли к Смоленску и встали в 25 верстах от него, на Долгомостье, угрожая разорением городу и его святыням. Услышав о приближении злых врагов, о разорении Божиих храмов, св. Меркурий скорбел и болел душой; с каждым днем он более и более возгорался божественной ревностью, желая пострадать и положить душу свою за веру Христову. И молитва его была услышана.

В соборном храме перед иконой Пресвятой Богородицы молился некий пономарь, со слезами прося об избавлении города от врагов. Вдруг он услышал глас от иконы: «Иди к рабу моему Меркурию на Подолье и тихо скажи ему: тебя зовет Владычица». Когда воин пришел в собор, то сам услышал голос Пречистой Девы, посылающий его на брань с врагом и обещающий небесную помощь, венец победы и вечное блаженство.

Св. Меркурий преисполнился великой радости, ибо Сама Царица Небесная обещала ему то, к чему он давно уже стремился всей душой: пострадать за своих братьев и за веру Христову. В ту же ночь воин Христов отправился в татарский стан в Долгомостье и вступил в единоборство с вражеским полчищем. Призывая имя Господа и Пречистой Богородицы, святой воин истребил множество врагов. Татарские воины с ужасом видели, что св. Меркурию помогают в битве молниеносные мужи и лучезарная Жена, и не в силах устоять против воина Христова, обратились в бегство. Сам же св. Меркурий погиб в бою.

Жители Смоленска, спасенные чудесным заступлением Господа и Пресвятой Богородицы, с честью погребли тело святого воина-мученика в соборе в честь Успения Пресвятой Богородицы. Празднование ему установлено в конце XVI в. Уже в 1509 г. жители Смоленска называли его своим главным заступником.



















    1. Надейковичи. Храм Николая Чудотворца, конец 19 в.

Построен приблизительно между1850 и 1875. Относится к памятникам деревянного зодчества. Разрушен, не действует.

Церковь стояла посреди деревни, в окружении деревьев. Бревенчатые стены на кирпичном основании были обшиты горизонтальным тесом. Здание венчалось колокольней.

Характерный для своего времени деревянный храм сохранял традиционные композиционные особенности культового зодчества прежних эпох. К основному четверику примыкали ровные ему по высоте пятигранный алтарь и короткая прямоугольная трапезная с широким нижним ярусом колокольни. Перед входами были сильно вытеснены портики крыльца с двумя гранеными колонками на постаментах. На углах были накладные пилястры, вокруг прямоугольных окон простые обрамления с сандриками. Во всех помещениях были подшивные потолки.

Сегодня перед нами руины. Руины храма, памятника деревянного зодчества. Тем не менее, я включил в свою экскурсию этот объект. Скорее в назидание будущему поколению.


















Заключение

Зачастую мы знаем о каких-то больших исторических событиях, имевших место в различных странах мира и на континентах за многие тысячи километров от нашей малой родины. И, увы, не интересуемся историей своей малой родины. А между тем, удивительное, значительное и даже великое находится совсем рядом. Надо только проявить любопытство, любознательность, захотеть прикоснуться к вечному.

И нам захотелось внести свой, пусть небольшой, но посильный вклад в это благое дело. Полной информации о православных строениях Шумячского района в одном источнике найти не удалось. Поэтому пришлось провести большую работу по сбору информации о православных культовых строениях нашей местности. Используя найденные данные, мы совершили виртуальную экскурсию.

На нашей малой родине в наследство от предков остались только три действующих церквей. Да еще руины церквей во многих деревнях и селах. Время уничтожает приходские церкви.
А православная религия – это наша история и культура.
Храм выполняет просветительскую роль, знакомит с православной культурой и ее традициями, направляет личность осуществлять свою деятельность в рамках нравственных ценностей, а это так необходимо в нашем современном мире.
Работа по данной теме помогла нам, прежде всего, посмотреть на мир другими глазами, заглянуть внутрь себя, многое понять и переосмыслить.
Мы еще раз убедились в простой мудрости: «Не надо забывать старое, ведь без прошлого нет будущего».

Именно православие учит нас жить в мире с природой, следуя заповедям совести и разума, заботясь о ближнем, творя добро и борясь со злом. Главным образом, подавляя зло в себе.
Практическая значимость проекта заключается в том, что эти материалы могут использоваться на практике при посещении православных святынь нашего Шумячсого края.

Мы считаем, что основная цель проекта выполнена. Надеемся, что многие ребята заинтересуются православной культурой нашего района.




































Литература

1. Бородина А.В. Основы православной культуры. Словарь – справочник. / А.В. Бородина. – М., Основы православной культуры, 2008г. – 280 с.
2. Бородина А.В. Основы православной культуры. Православие – культурообразующая религия России: учебное пособие для 4 класса / А.В. Бородина. – М., Издательство «Экзамен», 2011г. – 208 с.
3. Данилов А.А., Косулина Л.Г. История России. Учебник для 6 класса. – М.: Дрофа, 2010г.
4. Камкин А.В. Православная церковь на Севере России. Очерки истории до 1917 года. Любителю старины. Краеведу. Учителю. Студенту. – Вологда, 1972г. – 164 с.
5. Ожегов С.И. Словарь Русского Языка. 3-е изд., стреотип – М.: 1994г.
6. Ополовников А.Е., Ополовникова Е.А. Дерево и гармония. Образы деревянного зодчества России: Книга для юношества. – М.:Ополо, 1998г. – 208с.
Электронные источники

1. «Энциклопедия Кирилла и Мефодия» (CD)
http://www.patriarchia.ru/db/text/424088.htmlhttp://schekinohram.ru/http://krok.ucoz.ru/load/shhjokinskij_rajon/cerkvi/2-1-0-2.

2. http://sobory.ru/article/index.html?object=13775http://russian-church.ru/viewcat.php?cat=tulahttp://temples.ru/tree.php?ID













Приложения

Приложение 1.

Глоссарий
 Апсида – выступ здания, обычно полукруглый или многогранный в плане, перекрытый полукуполом или сомкнутым сводом; так же называется и внутреннее пространство церкви – ее алтарь.
Молебен — богослужение, в котором верующие благодарят или просят о чем-либо Иисуса Христа, Богородицу или какого либо святого. Совершается по просьбе верующих или в бедственных случаях (война, засуха и т.п.). Совершение молебна может происходить в храме, в доме, при освящении посевов – наполе, и так далее. В чин молебна входят Пс.50, канон (обычно поются одни припевы), чтение Апостола и Евангелия, молитва святому, к которому был обращен молебен. 
 Монастырь — (греч.жилище монахов) – община монахов, имеющих единый устав. В церковно-административном отношении монастырь подчиняется или архиерею, в чьей епархии он находится, или непосредственно патриарху. Управление монастырем осуществляет наместник. Наиболее крупные монастыри называются лаврами. Первые монастыри появились в IV в. в Египте и в Палестине и затем распространились по всему христианскому миру. На Руси первый монастырь, Киево-Печерский, появился в XIв.
 Паломник– это слово происходит от слова «пальмовник», что является переводом соответствующего латинского слова. Им первоначально называли богомольцев – участников крестного хода в Святой Земле в праздник Входа Господня в Иерусалим (иначе этот праздник называется еще Неделя ваий, или, в русской православной традиции, Вербное воскресенье). Впоследствии паломниками стали называть богомольцев, путешествующих не только в Иерусалим, но и к другим христианским святыням.
 Храм – здание, предназначенное для совершения в нем литургии и общественной молитвы, особо устроенное - имеющее престол и освященное архиереем. Храм делится на три части: алтарь, среднюю часть храма и притвор. В алтаре находятся жертвенник и престол. От средней части храма алтарь отделен иконостасом. Со стороны средней части перед иконостасом находится солея с амвоном и клиросами. В архиерейских соборах в середине средней части храма ставится архиерейский амвон с кафедрой. Многие храмы имеют колокольню или звонницы с колоколами для созыва верующих на богослужения. Крыша храма увенчивается куполом с крестом. Храм освящается во имя праздника или святого, день памяти которого является храмовым, или престольным, праздником.
 Церковь – 1. Здание для совершения богослужений, дом Господень, храм. 2. Сообщество единоверцев, верующих во Христа, который и является главой Церкви.
 Часовня – маленькое здание для молений, богослужений с иконами и, в отличие от церкви, без алтаря.
 Четверик – в русской и украинской архитектуре (преимущественно XVII–XVIII вв.). 4-гранное в плане сооружение или его часть. В композициях многих шатровых и ярусных храмов сочетается с 8-гранной частью («восьмерик на четверик»).
















Приложение 2.

Шумячи. Свято-Ильинский Храм

Приложение 3.

Село Студенец. Храм Михаила Архангела

Приложение 4.

Деревня Дубовица. Храм Михаила Архангела







Приложение 5.

Заселье. Храм Николая Чудотворца







Приложение 6.

Первомайский. Храм Мученика Меркурия Смоленского





Приложение 6.

Надейковичи. Храм Николая Чудотворца





Приложение 7.

Копия продукта проекта – карта экскурсии






Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!