ПРОЕКТ группы «Радуга»
«На пороге взрослости»
Актуальность проблемы.
Переход к самостоятельной жизни - важный момент в жизни любого молодого человека, и того, кто покидает учреждение интернатного типа, и, того, кто уходит из родительской семьи во взрослую жизнь. Этот переход к независимой жизни связан с серьёзными стрессами. Вчерашнему выпускнику детского дома необходимо привыкнуть к самостоятельному существованию, к ответственности за свою жизнь. И одним из главных моментов этой самостоятельной жизни становится создание собственной семьи. Актуальность данного проекта заключается в том, что выпускникам учреждений интернатного типа это сделать особенно сложно, так как у них опыт внутрисемейной жизни либо отсутствует полностью, либо имелся весьма негативный, особенно если ребёнка поместили в это учреждение по причине лишения его родителей родительских прав. У таких детей, как правило недостаточно развиты представления о поло-ролевых и семейно-бытовых установках, о принципах воспитания детей в условиях семьи, о том, как правильно выбрать спутника жизни.
Каждый человек, особенно в детстве, отрочестве и юности, является объектом социализации. Об этом свидетельствует то, что содержание процесса социализации определяется заинтересованностью общества в том, чтобы человек мог и хотел компетентно участвовать в социальной и экономической жизни(профессиональная социализация), успешно овладел ролями мужчины или женщины (полоролевая социализация), создал прочную семью (семейная социализация), был законопослушным гражданином (политическая социализация) и т.д. В настоящее время в нашей стране наступил переломный момент, когда существующие традиционные стереотипы мужественности и женственности уже устарели, а новые, более современные, ещё не совсем успели сложиться.
Подготовка детей- сирот к самостоятельной жизни – это комплекс мер, направленных на формирование у воспитанника адекватного представления о семье, ее членах и их взаимоотношениях, проблемах, трудностях, а также на формирование умений и навыков. Таких качеств как человечность, доброта, чуткость, сострадание, отзывчивость, готовность помочь другим, помогающих в преодолении этих трудностей.
Именно в юношестве складываются привязанности, которые довольно часто перерастают в более близкие отношения, возникает любовь. Эти взаимоотношения играют для юношей и девушек важную роль, ведь в них происходит своего рода естественная подготовка молодых к семейной жизни. У молодых людей нередко складывается неадекватные представления о ролевых взаимоотношениях между юношами и девушками, мужчинами и женщинами, о семейных ценностях.
А ведь 16-17 лет – это возраст, когда уже надо знать, какие обязанности берёт на себя человек, создающий семью, что такое готовность к браку. Искусственно ограниченное пространство государственного учреждения, заданность жизни извне, ограниченность личного опыта и понятийной сферы молодых людей в условиях детского дома не всегда удается компенсировать путем развития интересов и расширения представлений о мире. В результате у воспитанников не развивается потребность в познании и не развивается социальный интеллект.
Педагогическим средством формирования готовности к самостоятельной жизни являются занятия –лекции, в ходе которых дети получают необходимые им знания, занятия - практикумы, на которых идет закрепление полученных знаний, в ходе которых воспитанники знакомятся с особенностями своей личности, узнают свои сильные стороны, учатся развивать имеющиеся способности и корректировать негативные проявления. Таким образом, формирование у воспитанников готовности к семейной жизни (во всех аспектах: психологическом, социальном, правовом, физиологическом и др.) является одним из существенных направлений психолого- педагогической деятельности.
1.Постановка проблемы: Дети детских домов не достаточно хорошо представляют себе свою будущую жизнь, семью, не имея положительного опыта семейных взаимоотношений.
2. Причины существования проблемы:
нет навыка принятия решений и как следствие – взятия на себя ответственности за происходящее;
нет знания о том, что и как будет после выхода из учреждения и понимания как действовать в незнакомой обстановке/ситуации.
3. Замысел проекта:
Проблема будет решена, если, у воспитанников будут сформированы социально-психологические установки, определяющие эмоционально- положительное отношение к семейному образу жизни.
Так как мы работаем с воспитанниками подросткового возраста, для проекта была выбрана соответствующая тема «На пороге взрослости»
4. Цель проекта: развитие необходимых личностных качеств, значимых в семейных взаимоотношениях.
5. Задачи:
-Расширение позитивных взглядов, позиций и установок воспитанников на проблемы межличностного общения;
-Развитие ответственного отношения к семейной жизни;
-сформировать представления о личностных качествах людей, необходимых для создания крепкой семьи;
Поставленные задачи планирую решать через использование следующих форм работы:
6.Формы используемые при реализации проекта.
Беседы, диспуты, фильмы, информационные занятия , практикум, тренинги, коллективный труд, совместно-индивидуальный труд .
В процессе реализации проекта используются следующие методы:познавательный, продуктивный, эмоциональный и когнетивный.
Проект предусматривает использование групповой и индивидуальной форм работы с воспитанниками.Педагогическим средством формирования готовности к самостоятельной жизни являются занятия –лекции, в ходе которых дети получают необходимые им знания, занятия - практикумы, на которых идет закрепление полученных знаний, в ходе которых воспитанники знакомятся с особенностями своей личности, узнают свои сильные стороны, учатся развивать имеющиеся способности и корректировать негативные проявления. Таким образом, формирование у воспитанников готовности к семейной жизни (во всех аспектах: психологическом, социальном, правовом, физиологическом и др.)
7.Проект построен на следующих принципах:
учёта возрастных и индивидуальных особенностей воспитанников;
системности профилактических и развивающих задач;
переориентации иждивенческой психологии на стремление справляться с жизненными проблемами собственными силами;
Проектнаправлен на воспитанников 15-18 лет.
По одному занятию в неделю.
8.Сроки реализации проекта: Ноябрь 2020- май 2021 .
9.Организационно – содержательная модель проекта.
Проект включает в себя два теоретико-практических блоков:
1 блок – «Культура взаимоотношений полов».
2 блок- «Основы семьи и брака»
10.Этапы реализации проекта:
1.Подготовительный Ноябрь 2020г. | Изучение теоретических основ проблемы. |
2.Основной Ноябрь 2020-май 2021г. | Апробирование модели; -анализ промежуточных результатов; -корректировка дальнейшей работы |
3.Заключительный май2021г. | Оценка эффективности модели; -анализ результатов обобщение; -планирование дальнейшей деятельности. |
11.Условия успешной реализации проекта.
Для успешной реализации проекта созданы все условия: есть помещение для проведения игр и упражнений.
12. Ресурсы:
Оборудование:
- компьютер,
- фотоаппарат, наглядность.
Кадры: Социальный педагог, мед.работник,психолог.
13. Критерии эффективности:
Ожидаемые результаты: Развитие личностных качеств, формирование активной жизненной позиции, соответствующих компетенций, необходимых для успешных взаимоотношений с родными и сверстниками, будущей семейной жизни.
14. Перечень рабочей и отчетной документации:
Планы – конспекты: бесед, тренингов, фотоотчеты, аналитический отчет по проекту.
15. Риски проекта: Отказ детей от посещения, каких- либо мероприятий.
16.Календарный план/сроки реализации проекта.
Тематическое планирование. Группа «Радуга»
Ноябрь 2020- май-2021 год. Карпенко И.Ю.
Дата. | Мероприятие. | Форма. | Ответственный. |
07.11.20. | «Смысложизненные ориентации» (Д.А. Леоньев) | Тестирование | Карпенко И.Ю. |
15.11.20. | «Твой дом» | Информационный час. | Карпенко И.Ю. |
22.11.20. | «Юность – пора взросления» | Дискуссия. | Карпенко И.Ю. |
29.11.20. | «За порогом детства» | Круглый стол. | Карпенко И.Ю. |
Декабрь 2020 год.
05.12.20 | «Юноши и девушки – жители разных планет» | Тренинг. | Карпенко И.Ю. |
13.12.20. | «В гостях у этикета» | Практикум. | Карпенко И.Ю. |
20.12.20. | «Женщины с планеты Венера и мужчины с планеты Марс» | Тренинг. | Карпенко И.Ю. Психолог. |
26.12.20. | «Зайти приятно в дом коли порядок в нём» | Практикум: как создать уютную, праздничную атмосферу в доме. | Карпенко И.Ю. |
Январь 2020год.
04.01.21. | «Питание – основа жизни» | Практикум. | Карпенко И.Ю. |
10.01.21. | «Мы похожи, но мы отличаемся» | Круглый стол. | Карпенко И.Ю |
21.01.21. | «Гигиена – залог здоровья» | Информационный час. | Карпенко И.Ю. Мед. Работник. |
28.01.21. | «Жители разных планет – хорошо, что мы разные» | Дискуссия. | Карпенко И.Ю. |
Февраль 2020 год.
02.02.21. | «Как нам понять друг друга» | Тренинг. | Карпенко И.Ю. Психолог. |
11.02.21. | «Семейные трудности» | Круглый стол. | Карпенко И.Ю. |
20.02.21. | «Женские хитрости» | Практическое занятие по ведению домашнего хозяйства. | Карпенко И.Ю. |
27.02.21 | «Моя будущая семья» | Игра. | Карпенко И.Ю. |
Март 2021 год.
06.03.21 | «Проявить должны заботу, видно по труду работу» | Практикум: уход за рассадой (рыхление, полив, подкормка) | Карпенко И.Ю. |
14.03.21. | «Красота – страшная сила» | Круглый стол. | Карпенко И.Ю. |
21.03.21. | «Интерьер» | Практическое занятие . Создать уют в игровой комнате. | Карпенко И.Ю. |
28.03.21. | «Рады, рады мы гостям» | Практикум: Приготовление блюд из мяса. | Карпенко И.Ю. |
Апрель 2021 год.
03.04.21. | «Наша клумба» | Практикум: Посев семян цветов на рассаду. | Карпенко И.Ю. |
11.04.21. | Объекты общественного питания. | Экскурсия в кафе- столовую. | Карпенко И.Ю. |
18.04.21. | «Чистота в доме лицо семьи» | Практикум. | Карпенко И.Ю. |
25.04.21. | «Мы разные, но мы вместе» | Дискуссия. | Карпенко И.Ю. |
30.04.21. | «Семейная гостиная» | Чаепитие. | Карпенко И.Ю. |
Май 2020 год.
05.05.21. | «Огород круглый год» | Практикум. | Карпенко И.Ю. |
16.05.21. | «Первая встреча. Будет ли продолжение?» | Тренинг. | Карпенко И.Ю. Психолог Ионкин П.А. |
29.05.21. | «Витамины на грядке» | Посев семян ( морковь, укроп, и т.д.) | Карпенко И.Ю. |
31.05.21. | «Смысложизненные ориентации» (Д.А. Леоньев) | Тестирование. | Карпенко И.Ю. |