МАОУ СОШ №10 имени воина – интернационалиста Александра Харламова
Проект
« Моя семья –
моя радость»
Разработчик проекта
Воспитатель высшей категории
Степанова Е. А.
г
«Семья – это та самая среда, в которой человек учится, и сам творит добро» В. А. Сухомлинский .
Семья – это самое дорогое и родное, что есть у каждого человека.
Семья – это удивительный незаменимый и сложный организм. Это близкие люди, это традиции, которые мы перенимаем из поколения в поколения, это греет нас своей добротой и бескорыстностью и помогает идти дальше.
Человеку важно знать свои корни - отдельному человеку, семье, народу - тогда и воздух, которым мы дышим, будет целебен и вкусен, дороже будет взрастившая нас земля и легче будет почувствовать назначение и смысл человеческой жизни.
В.М. Песков
Гипотеза: Если начать формировать ценностные представления о семье с дошкольного возраста, то ценность семьи, как социальной единицы, будет расти в положительной прогрессии.
Актуальность .
Семья - это первый социальный институт, с которым ребенок встречается в жизни, частью которого является. Семья занимает центральное место в воспитании ребёнка, играет основную роль в формировании мировоззрения, нравственных норм поведения, чувств, социально-нравственного облика и позиции малыша. В семье воспитание детей должно строиться на любви, опыте, традициях, личном примере из детства родных и близких. И какую бы сторону развития ребёнка мы не рассматривали, всегда окажется, что главную роль в становлении его личности на разных возрастных этапах играет семья.
К сожалению, в настоящее время в нашей стране в силу многих причин ослабевают родственные связи, уходит в прошлое традиционное семейное воспитание.
Проблема: В результате работы и диагностики было выявлено, что дети имеют элементарные представления о своей семье, кем работают их родители и бабушки с дедушками, мало кто из детей знает своё родословное, уходят в прошлое семейные праздники и традиции. Как изменить такое положение? Считаю что мы, взрослые, должны помочь детям понять значимость семьи, воспитывать у детей любовь и уважение к членам семьи, прививать чувство привязанности к семье и дому. Любовь к близким людям, детскому саду, родному городу играет огромную роль в становлении личности ребенка. Осознание значимости проблемы побудило в проведению данного проекте .
Цель проекта: Формирование у детей понятие «семья» и повышение роли семейных ценностей в становлении личности ребенка.
Расширять представления детей о своей семье, родственных отношениях, профессиях членов своей семьи
Воспитывать у детей чувство привязанности, любви, уважения к членам своей семьи
Развитие любознательности и познавательной мотивации.
Задачи проекта
Способствовать сплочению и единению представителей разных поколений
Способствовать активному привлечению родителей к жизни ребенка в детском саду
Участники проекта
педагоги
родители
дети
Вид проекта: творческий, информационно-
исследовательский.
Реализация проекта : долгосрочный
Проблемы, на решение которых направлен проект :
- Утрата семейной функции передачи детям значимых культурных и жизненных ценностей;
- Недостаток знаний у дошкольников о своей семье;
- Разобщенность между семьей и детским садом.
Особенности проекта: -опора на личный опыт детей, полученный ими в семье; -доступность материала для детей дошкольного возраста; -максимальная включенность родителей и оказание им практической помощи в работе по ознакомлению детей с семейными ценностями; -интеграция совместной деятельности детей и родителей дома и деятельностью в дошкольном образовательном учреждении.
: Ожидаемые результаты:
- воспитание чувства гордости за свою семью и любви к её членам,
- знать историю своей семьи, семейные традиции и праздники,
- повысить уровень родительской активности в организации совместной деятельности по воспитанию детей.
- установить с родителями доверительные и партнёрские отношения.
Структура проекта:
1
- Аналитический блок.
- Аналитический блок.
2
- Информационно-накопительный блок
- Информационно-накопительный блок
3
- Организационно-практический блок .
- Организационно-практический блок .
4
- Презентационно – завершающий блок
- Презентационно – завершающий блок
5
- Контрольно-рефлексивный блок.
- Контрольно-рефлексивный блок.
Интеграция образовательных областей в ходе проекта.
- Познание
- Социализация
- Коммуникация
- Художественное творчество
- Физическая культура
- Здоровье
- Музыка
- Чтение художественной литературы
- Труд
- Безопасность
Схема реализации проекта в разных видах деятельности .
Социализация
1.Сюжетно-ролевые игры: «Дом», «Семья», « Детский сад», «Кто работает в детском саду?», «Профессия моих родителей», «День рождения». «В гости к бабушке», «Папин праздник», «День рождение мамы»
2.Дидактические игры: «Что такое хорошо, что такое плохо?», «Мои хорошие поступки», «Как мы живем в детском саду», «Моя семья, моя родословная», «Дарю подарки», «Мое имя», «Моя комната», «Найди предметы», «Чьи детки?», «Кем быть», «Кому что нужно для работы».
3. Создание альбомов: «Моя семья»,
4. Игры-драматизации по сказкам; В.Осеева «Обычная старушка»
Познание
1 .Познавательные занятия: «Состав семьи» «Семь Я», «Работа моих родителей», «Моя семья - моя радость», «С кем я живу», «Коли семья вместе, то и душа на месте».
2.Беседы: «Любимый отдых членов семьи», «Как я помогаю дома», «Я и мое тело», «Имена, отчества, фамилии и их значение», «Домашний адрес, квартира, моя комната», «Наш домашний праздник», «Выходной день с мамой и папой», «Мои бабушка и дедушка» «Традиции нашей семьи»
3.Экскурсия по детскому саду: «Что хорошо, что плохо?» , «Мой поселок».
4.Рассматривание сюжетных картин: «Моя семья» «У мамы день рождения», «С папой в магазин», «Поездка на дачу».
5.Заучивание пословиц семье.
6.Отгадывание загадок о семье.
Коммуникация
1.Тематические занятия:
«На кого я похож?», «Я и мое имя», «Я и моя семья», «Моя семья».
2. Беседы: «Кто такие - родные, друзья, соседи».
3.Составление рассказов на тему: «Мои папа, мама, бабушка, дедушка» на основе рисунков (домашнее задание)
4.Составление рассказов из личного опыта на тему «Семейные праздники».
5.Общение: «Чем можно порадовать близких», «Почему мама поздно ложится спать», «За что бы меня похвалили дома»
6.Сотворчество детей и родителей по теме проекта.
7.Коммуникативные игры: «Я расту…», «Назови ласково», «Пустим имя по ветру», «С днем рождения».
Чтение художественной литературы
1.Чтение произведений; С.Капутикян «Моя бабушка», В.Чёрная «Хорошая внучка», Э.Успенский «Если был бы я девчонкой», Е.Благинина «Посидим в тишине», В.Осеева «Сыновья», А.Кымытваль «Песенка бабушки про непоседу», С.Баруздин «Мамина работа» а так же произведения Н. Носова, А. Барто, С. Маршака, К. Ушинского, В. Осеевой. Обсуждение прочитанного материала.
2.Заучивание стихотворений Э.Успенского «Если был бы я девчонкой», Л. Квитко «Бабушкины руки», Г. Виеру «Не мешайте мне трудиться», Е. Благининой «Вот так мама», Я.Аким «Моя родня». и другие.
3.Загадки на тему: «Семья», «Родной дом», «Детский сад».
4.Заучивание пословиц и поговорок о семье.
Художественное творчество и Продуктивная деятельность
1.Рисование на тему: «Выходные в семье», «Семейные праздники», «С кем я живу», «Портреты членов семьи», «Как я с мамой или папой иду домой из детского сада», «Моя семья».
2.Аппликация; «Украсим фартук для мамы», «»Цветы в подарок».
3.Лепка; «Испечём торт для мамы», «Красивое блюдце для сестрёнки», «Розы для мамы».
2.Оформление выставок: «Моя семья», «Мой детский сад».
3.Рисование праздничных открыток, сувениров в подарок родным, сотрудникам детского сада.
4.Продуктивная деятельность: «Дом моей мечты», «Дачный домик», «Домашние работы».
Физ.оздоровительная деятельность
1.Пальчиковая гимнастика «Семья»
2.Беседы: «Правила безопасного поведения», «Из чего я сделан?», «Как устроено наше тело?», «Это вредная еда», «Микробы и мыло».
Беседа «В здоровом теле – здоровый дух»
3.Дидактические игры: «Опасно – неопасно», «Полезна и вредная еда».
4.Совместно с детьми разработать правила чистюли.
5.Беседа о правильном поведении при профилактике простудных заболеваний.
6.Ситуативный разговор с детьми о бережном отношение к своему здоровью и здоровью других.
7.Ситуативный разговор о правилах личной гигиены.
8.Физкультурные досуги и развлечения.
Безопасность
1.Беседа: «Если ты остался дома один». «Безопасность в доме», «Как мы отдыхаем на природе с семьей».
Труд
2.Ситуация: «Что делать, если ты потерялся».
1. Коллективный труд в группе «Мы помощники». «День добрых дел».
2. «Трудовой десант» с детьми и родителями «Помощь детскому саду».
3.Словесная игра «Радио»
4. Составление правил безопасного поведения на улице, в группе, дома.
3.Оформления участка с родителями.
4.Беседы «Моё любимое занятие»
5.Мастерская - «Добрых дел».
Работа с
родителями
1.Анкетирование: «Знаете ли вы своего ребенка?»; «Семейные традиции».
2.Тест «Какие вы родители».
3. Тематические консультации: «Игры нашего детства», «Приобщение детей к народным традициям», «Крепкая семья – сильная Россия», «Знакомство ребенка с историей семьи», «Воспитание любовью», "Как создать родословную своей семьи",»Семейные традиции»
4.Памятки и рекомендации для родителей: «Законы семьи», «Пять путей к сердцу ребенка», «Путешествие в прошлое семьи».
5.Оформление альбомов «Я и моя семья».
6. Оформление фотостенда: «Моя семья – моя радость»
7. Проведение совместно музыкальных – спортивных праздников: «Мамин день», «Мама, папа, я – спортивна семья», «Праздник Осени», «В гостях у Деда Мороза», «День семьи»
9. Сотворчество детей с родителями: выставка поделок «Дары осени» (из природного материала), «Мое семейное хобби»,
10.Участие в фотоконкурсах.
11. Сотворчество детей и родителей в оформлении выставок рисунков, в составлении с темой о семье.
17.К дню семьи спортивное развлечения «Как хорошо, что есть семья, которая от бед любых хранит меня».
18.Родительские собрания: «Семья и детский сад. Роль семьи в воспитании дошкольника».
В результате решения проблемы:
Дети:
- Дети получили необходимую информацию о своей семье.
- О том, что такое семья, что у семьи есть история и традиции.
- Имеют представление о родственных отношениях.
- Проявят уважительное отношение и любовь к родным и близким к окружающим людям.
Родители:
- Повышается компетентности родителей в вопросах семейного воспитания.
- Повысится уровень родительской активности в организации совместной деятельности по воспитанию детей.
- Происходит обмен опытом семейного воспитания и традиций.
- Поиск новых форм взаимодействия педагогов с родителями.
Совместная деятельность взрослых и детей.
Цветы для мамы и бабушки
Поделки для папы и дедушки
Поделка для всей семьи
Мой дом
Традиция нашей группы
Рассказ Миши о своем брате
Приучаем детей дежурить
Поделки для осени
Средняя группа «Пчёлки»
Педагогический инструментарий .
- Программа воспитания и обучения в детском саду «От рождения до школы» Н.Е.Вераксы М.А.Васильевой. – М.:Мозаика-Синтез, 2010 г.
- «Знакомим дошкольников с семьей и родословной» Е.К.Ривина. Пособие для педагогов и родителей. М.: Мозаика – синтез,2008г.
- «Твоя родословная» В.С.Мартышин. Учебное пособие. М.: Школьная пресса,2000г.
- Журнал Дошкольное воспитание – 2005Г.,№3 «Родовое дерево»
- «Социально – эмоциональное развитие детей 3-7 лет» Т.Д.Пашкевич. – Волгоград: Учитель, 2012.
- «Нравственно – патриотическое воспитание детей дошкольного возраста» А.Я.Ветохина. Методическое пособие для педагогов – СПб.: «ООО М.: «Детство-пресс», 2010г.
- «Проекты в работе с семьей» методическое пособие. О.И.Давыдова, А.А.Майер, Л.Г.Богословец. ООО «ТЦ Сфера», 2012г. (Библиотека журнала «Управление ДОУ»)
- Детско – родительский клуб «Веселая семейка» Л.Н.Попова, М.Н.Гонторевская. Практические материалы- М.:»ТЦ Сфера» 2012г.
(Библиотека журнала «Управление ДОУ»)
СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ