СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Проект "Моя малая Родина"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Проект "Моя малая Родина"»


Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Золотухинская средняя общеобразовательная школа»

Золотухинского района Курской области
















Выполнил:

учащийся 1 «Б» класса

Кожухов Андрей

Проверила:

Шепеленко

Татьяна Алексеевна




2014-2015г.




«История – это не только

дела давно минувших дней.

Она в нас и вокруг нас,

наполняет нашу жизнь,

связывает множеством

нитей прошлое и настоящее…»


В. Соловьёв


В VIII-IX веках земли Золотухинского района входили в пограничную зону Киевского государства. Жители нашего края вели торговлю. Через реку Снова и Самодурово болото, бывшее когда-то озером, можно было добраться до Оки. Ока приводила на Волгу, а из Волги – прямая дорога в богатую и торговую Среднюю Азию. Торговали мехами, мёдом, воском.

Самое раннее поселение первобытных людей было найдено археологами, 5 тысяч лет тому назад на берегу реки Снова у п. Золотухино. Здесь жили люди в эпоху нового каменного века, который длился с конца IV и до начала II тысячелетия до нашей эры. Они хорошо научились обрабатывать камень, у них появились каменные топоры и долото, усовершенствованные лук и стрелы, керамика – обожженная глиняная посуда. Человек получил возможность варить пищу, создавать запасы воды, молока, меда диких пчел.

В то время люди жили небольшими родовыми поселками в среднем по десятку хижин в каждом. Занимались они главным образом охотой, рыбной ловлей, собирательством. Уже была приручена собака, которая помогала в охоте, оберегала людей от внезапного нападения хищников. У них появились мотыжное земледелие и скотоводство.

Жилища Золотухинской стоянки представляли собой землянки до одного метра глубиной. Их площадь – 15 квадратных метров. Крыша землянки утеплялась слоем земли. Посередине крыши – отверстие для дыма. Население стоянки состояло из членов одного рода, родичи вели хозяйство сообща, все добытое делили поровну.

Во времена правления Екатерины через территорию нашего района пролегал «Екатерининский шлях», который охраняли донские казаки. По окончании службы казаков награждали наделами земли. Они на них селились и обрабатывали свои участки. По фамилии первых поселенцев и были названы п. Золотухино и с. Донское. Казаки не только жили на этих землях, но и охраняли рубежи страны. Так в 1887 году в Золотухино жил один род Золотухина. Но бытует несколько версий о названии нашего поселка:

Вторая версия: сюда ссылали осужденных, отбывавших наказание на



золотых приисках.

Третья версия: многие жители болели диатезом. Это заболевание называли «золотухой».

Четвертая версия: при строительстве железной дороги рабочие раз-

мышляли о том, как назвать это поселение. И в это время очень необычно за-

пел петух. Один из рабочих говорит: «Послушайте, как красиво поет петух, словно золото рассыпается. Давайте назовем «Золотухино».

Еще 60 лет тому назад крестьяне села Золотухино называли себя саянами. Саяны – часть русской этнографической группы. Они появились в Курском крае в результате заселения его разнородными массами колонистов, приходивших из многих мест страны, и отличались говором, одеждой, обычаями.

Саянские села имели сходные черты. Избы собирались из целых бревен, имели почти квадратную форму. Пол в них был земляным. Потолок крепился на балке, которую называли «матицей». Вместо фундамента была «завалинка» – земляная насыпь.

В избе особое, большое пространство занимала русская печь, которая находилась в углу против входной двери. На печи в холодное время года спали взрослые и дети.

От печи до противоположной стены тянулся «пол» – настил высотой от полуметра до метра. Под «полом» зимой или ранней весной жили телята, ягнята и другая живность. В избе, кроме «пола», был еще «коник» – неподвижный сундук у стены шириной в две доски с поднимающейся крышкой. Его использовали для хозяйственных нужд. Вдоль стен находились неподвижные лавки – скамьи в две доски шириной. В переднем от входа углу стоял стол. Над ним прикреплена божница с иконой. Над столом к матице подвешивалась лампа, в других случаях она укреплялась на стене.









Стены избы снаружи и внутри обмазывались глиной и белились. Крыша, как правило, была соломенная, изредка железная - у тех, кто имел достаток.

Подворье было огорожено плетнем, большей частью из орешника. Ворота на улицу часто делались с крышей. Во дворе находились хозяйственные постройки: амбар, пунька, клуня (сарай для хранения сена, соломы), закуты



(сараи для скота). Только амбар делался из бревен, все другие постройки были сплетены из хвороста и крыты соломой. Во дворе находился и погреб – яма с лазом сверху.

Оригинальной была одежда саянов, прежде всего женщин. Женская «обнарядина» имела 2 возрастных и 2 календарных варианта: одежда девушки и женщины, будничная и праздничная.

Главную роль костюма женщин и девушек составляла рубаха с длинными рукавами.

Самым несложным был костюм девушки для повседневной носки:

обычная, из домашнего холста женская рубашка, перехваченная в талии, и платок.

Другое дело – одежда замужней женщины. Будничным костюмом женщины являлась рубашка, простая «панева» (юбка), пояс и белый платок на голове. Праздничная «обнаряда» женщины состояла из рубашки, отделанной вышивкой.

Манжеты рукава украшались разноцветными полосами яркого сатина, а по краю - яркой бахромой.

Женщины носили юбки из домотканой шерсти черного цвета с полосами и в клетку. Сзади в юбку делались вшивки из бархатных полос, разноцветных шнуров. На «паневу» одевался неширокий домотканый шерстяной «подпоясок».

Поверх рубашки и «паневы» одевали «завеску» – белый передник, украшенный яркими лентами и позументом.

Костюм саянки дополняла «сорока» - дорогой и довольно красивый головной убор, состоящий из парчовой или матерчатой шапочки, украшенной позументами и перьями селезня или же кусочками разноцветной материи.

«Сорока» прикреплялась к голове при посредстве «кички» –



лубочного каркаса, обшитого кумачом. Поверх «сороки» и «кички» надевали головной платок. К «кичке» прикрепляли «подзатыльник» - широкую полосу, спускавшуюся на шею и плечи. К «подзатыльнику» прикрепляли «увязку» - 11-12 кистей из гаруса на витых шнурах - которая спускалась по спине.

«Кичка» как и «панева» были деталями только женской одежды, и девушки их не носили. Одевали «кичку» только после венца. Наиболее употребляемой одеждой был и сарафан – «саян». Сверху в холодную погоду

женщины надевали зипун из домотканого сукна длиной по щиколотку с разноцветными пуговицами. Белье носили только своего приготовления. Обувью служили кожаные ходаки с пистонами и кумачом под разрезом. В качестве украшений использовали бусы.

Значительно проще была одежда у мужчин. Они носили рубахи (льняные, ситцевые или кумачовые), подпоясывались поясами. Надевали штаны («портки») – большей частью замашные, белые.

Верхняя одежда – зипун из домашнего сукна темного цвета, кафтан из такого же сукна синего цвета, бешмет – полукафтан с перехватом в талии.

Обувь – лапти, чуни (лапти из веревок) или кожаная.

Зимой носили полушубок и тулуп из овчины, валенки, шапки из овчины или меховые.

Своеобразным был говор саянов. Они изменяли многие звуки. Например, изменяли «г» в «в» («каво», «чаво»), «я» на «и» («десить»), «е» на «а» («жана»). Звук «в» в начале слова заменяли на «у» («усе», «унук»). Были и другие изменения: «е» заменяли на «я» («Ягор», «бягу»), «ф» произносили

как «хв» («Хведор», «Хведосья»), «ц» на «с» («улиса», «куриса»).

Были и другие особенности в разговоре. Непривычному человеку не сразу можно было понять, о чем идет речь.

Самобытными были песни, напевки, частушки саянов.

В 30-50 годы XX века постепенно стирались обычаи, речь саянов. В настоящее время они еще сохранились лишь пожилыми людьми. Забыты старые песни, поговорки. Изменился быт.




Сейчас Золотухино – это поселок городского типа в Курской области, центр Золотухинского района, в сорока пяти километрах к северу от Курска, расположен на реке Снова.

Полевая Снова – приток реки Тускарь. Полевая Снова берет свое начало из ключей на плоской низине близ села Игишево Поныровского района. Река Полевая Снова плавно несет свои воды по территории п. Золотухино. Человек рядом с ней стал селиться и основывать населенные пункты в далеких XVI-XVII веках.

Первая часть названия реки говорит сама за себя – она течет по полевой открытой местности. А вторую часть гидронима – «Снова» - топонимисты трактуют по-разному.

Одни считают, что ее название происходит от иранского слова «сна-

ути» (сочиться, течь), следовательно, Снова – «текущая». Другие считают, что

такое название могли дать еще до нашествия монголо-татар славяне-переселенцы из Черниговской земли. Идя по территории Центрального Черноземья, они давали рекам, озерам, названия своей бывшей родины.

Под Черниговом до сих пор течет река Снов (Сновь) – приток Десны –

и на ней располагался древнерусский город Сновск. В Липецкой области протекает правый приток батюшки-Дона – река Снова. В Воронежской области течет один из ее истоков – Голая Снова.

Через поселок проходит железная дорога Орел – Курск, проложенная во второй половине XIX века, первый поезд по которой прошел 8 сентября 1868 года. Есть железнодорожная станция под таким же названием – Золотухино.

В поселке 56 улиц, но самая главная – это улица Ленина. В праздничные дни еще недавно по ней двигались красочные потоки демонстрантов, а в весенние майские дни с этой улицы далеко окрест разносилась трубная медь духового оркестра в честь праздника 1 мая и Дня Победы. На площади проходят все мероприятия, проводимые в поселке. На этой улице всегда многолюдно и оживленно. Здесь расположены: администрация района, районный Дом культуры, средняя школа, детская библиотека, столовая, магазины, пенсионный фонд. Красиво на улице Ленина в летнее время. На площади разбиты цветники, по обе стороны растут деревья.

1 октября 1925 года была открыта Золотухинская больница на 20 коек.


За следующий год в ней проведено 7200 койко-дней. Руководил открытием больницы заведующий отделом здравоохранения Воробьев, затем главным врачом был Меньшов, а с 1936 по 1952 год – Лысых Иван Михайлович. Он лечил хирургических пациентов, иногда иссекал старые раны, производил кесарево сечение. Плановых операций не было.

В настоящее время в поселке Золотухино действуют следующие предприятия: ООО «Родник — М», ЗАО «Золотухинское ДЭП», ОГУП «Золотухинолес», ООО «Коммунальный», ПО «Луч», ООО текстильный комбинат «Черноземье», ОАО «Злак» и другие. Развивается индивидуальное предпринимательство и малый бизнес. В поселке зарегистрировано более 40 индивидуальных предпринимателей.

Действуют универсам «Анастасия» (ПБОЮЛ «Спасский»), «МиниМаркет», «Магнит» магазины по продаже бытовой техники и мебели «Техномир», «Пингвин», стоматология, парикмахерские, автомастерские

и др.



На территории поселка есть места, связанные с военными действиями в период Великой Отечественной войны 1941 – 1945 годов: братская могила и памятник.

Братская могила воинов, погибших в боях с фашистскими захватчиками, находится в сквере. Дата захоронения – февраль 1943 года.

В 1954 году над братской могилой установили скульптуру – «Солдат с каской в левой руке у надгробия с венком». Автор скульптуры – А.Н.Иванов. 10 июля 1963 года из д. Щурово и с. Донское останки


воинов перезахоронили в эту братскую могилу. Всего захоронено 198 человек.

Второй памятник расположен на площади напротив железнодорожного вокзала. Авторы мемориала – Криволапов Н.П. и Минин И.А. Живут они в г. Курске. Сооружен памятник в 1995 году в память о воинах п. Золотухино и Донского сельсовета, погибших в годы Великой Отечественной войны. Это скульптура четырех бегущих автоматчиков.

Неумолимо идёт время. Изменилось отношение властей к религии и церкви: открываются закрытые церкви и строятся новые.

Женский монастырь во имя преподобного Алексия, человека Божия создан в поселке Золотухино Курской области, где никогда не существовало не только православной обители, но и приходского храма. Раньше на месте монастыря был откормсовхоз. В 1997 г. участок земли, пришедший в запустение, приобрел архиепископ Курский и Рыльский (ныне схимитрополит на покое) Иувеналий (Тарасов) с целью создать на ней православную монашескую обитель во имя преподобного Алексия, человека Божия - небесного покровителя своего отца, священника Алексия, пострадавшего за веру в годы гонений. Участок был передан Курской епархии 11 сентября 1997 г. - в день Усекновения главы святого Пророка Иоанна Предтечи. Этот день является днем церковного поминовения убиенных воионов.

9 апреля 1998 года Священный Синод Русской Православной Церкви принял решение открыть в п. Золотухино Курской области женский монастырь во имя преподобного Алексия, человека Божия.



В 2008 г. было завершено строительство храма, келейного сестринского корпуса, здания Трапезной и Воскресной школы, Крестильни,

паломнического корпуса, а также хозяйственных построек (коровника,


птичника, гаража, овощехранилища). 6 июля 2008 г. архиепископом Курским и

Рыльским Германом храм был освящен в честь Рождества св. Иоанна Предтечи.

В 2009 году близ монастыря благоустроен источник и часовня с купальней, освященые во имя новомученика Дамиана, архиепископа Курского.

Молитва, труд, милосердие и просвещение составляют основу жизни обители.

История посёлка, его живописная природа, судьбы наших земляков нашли отражение и в творчестве местных поэтов и писателей.







Имя Галины Скворцовой (Акбулатовой) известно не только золотухинцам, но и многим читателям в нашей стране. Родилась она в посёлке в 1947 году.

Писать прозу начала довольно поздно. За пять лет, с 1988 по 1993 годы вышло четыре книги писательницы.

Галина Скворцова является членом Союза писателей России, заслуженным работником культуры РФ, редактором - составителем несколь-

льких сборников женской поэзии и прозы Северо-Запада России на темы семьи, охраны окружающей среды, социальной проблематики, автором многих культурологических и литературных проектов, в том числе и международных.

Стихи А.М.Алфёровой читали многие наши земляки. Родилась Анна Алфёрова в деревне Дерлово Золотухинского района. Закончила факультет русского языка и литературы КГПИ. Работая учителем в Золотухинской средней школе, она в то же время руководит литературным объединением при редакции и методическим объединением при отделе образования.

Анна Михайловна увлечённо проводит семинары учителей, литературные гостиные, творческие отчёты, Всероссийские Фетовские чтения. Она автор обзорных статей о поэзии в газете «Золотухинская жизнь».

Много еще можно называть людей, которые родились в Золотухино и добились известности в какой – либо сфере деятельности, обьекты архитектурного значения, а можно рассказать и о иных предприятиях, где трудятся эти золотухинцы и несмотря на все светлые и темные полосы


жизненного пути, любовь к своей малой Родине нужно нести в сердце сквозь время, но хотелось бы еще добавить к выше сказанному, только лишь вот эти строки:


Жура-жура-журавель!
Облетал он сто земель.
Облетал, обходил,
Крылья, ноги натрудил.

Мы спросили журавля:
Где же лучшая земля? 
Отвечал он, пролетая:
Лучше нет родного края!

(П. Воронько)








Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!