СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Проект "Модель патриотического воспитания в условиях экологического образования"

Категория: Всем учителям

Нажмите, чтобы узнать подробности

Проект "Модель патриотического воспитания в условиях экологического образования"  может быть рекомендован  для учителей, педагогов, методистов, заместителей  директора по УВР образовательных учреждений  как план воспитательной работы   по духовно - нравственному и патриотическому воспитанию обучающихся.

Просмотр содержимого документа
«Проект "Модель патриотического воспитания в условиях экологического образования"»




Муниципальное образовательное учреждение

дополнительного образования

«Детский эколого – биологический центр

городского округа Стрежевой»


636782, Томская область,

г. Стрежевой, 3 мкр, д. 314






ПРОЕКТ


«Модель патриотического воспитания в условиях экологического образования»


Разработала: Литау Лариса Ивановна –

заместитель директора по УВР,

педагог дополнительного образования

МОУДО «ДЭБЦ»



2017 – 2020 год



Содержание:


  1. Введение

  2. Паспорт проекта

  • Цель проекта

  • Задачи проекта

  • Сроки реализации проекта, участники проекта, партнеры

  • Компоненты проекта модели патриотического воспитания в условиях экологического образования

  • Механизмы реализации проекта

  • Структура управления процессом реализации

  • Перечень мероприятий проекта

  • План реализации мероприятий проекта

  • Методическое обеспечение проекта

  • Материально – техническое обеспечение

  • Результаты работы реализации проекта

  1. Заключение

  • Приложение (таблицы результатов образовательной деятельности педагогов, обучающихся, центра; отзывы; копии документов, фото)













Введение

В основу формирования педагогического проекта «Модель патриотического воспитания в условиях экологического образования» в Муниципальном образовательном учреждении дополнительного образования «Детский эколого – биологический центр городского округа Стрежевой» положена организация государственной системы патриотического воспитания.

В концепции развития дополнительного образования прямо указано на то, что должны быть созданы все условия для развития и воспитания человека.

Как говорил Антон Семенович Макаренко: «Научить любить, научить узнавать любовь, научить быть счастливым — это значит научить уважать самого себя, научить человеческому достоинству».

Вопросы патриотического воспитания актуальны для нашего времени. Воспитание гражданина и патриота становится сегодня определяющим нравственным фактором в деле сохранения независимости, стабильности и безопасности государства. В Национальном проекте «Образование» одной из ключевых задач является – воспитание гармонично развитой и социально ответственной личности на основе духовно-нравственных ценностей народов Российской Федерации, исторических и национально-культурных традиций.

Важность патриотического воспитания в современных условиях особо подчеркнута в Национальном проекте «Образование». Проект ориентирован на все социальные слои и возрастные группы граждан России. Особое место в проекте «Образование» уделено воспитанию патриотизма у подрастающего поколения. Ведь формирование отношения к стране, государству, Родине начинается с детства.

Патриотизм – наиболее сложное и высокое человеческое чувство. Это чувство так многогранно по своему содержанию, что не может быть определенно несколькими словами. Это и любовь к родным местам, и к окружающему миру, и уважение к своему народу и традициям. Это уважение к защитникам отчизны, к Государственному Гимну, Флагу, Гербу.




Знания о Родине святы для любого народа. Это не просто сведения, которые получают молодые люди – это истины, которые должны затрагивать их чувства. Воспитание столь сложного чувства требует личной заинтересованности педагога дополнительного образования, постоянного пополнения своих знаний, творческих усилий и поисков. И какой бы путь ни выбрал педагог, важно, чтобы проводимое мероприятие не осталось единственным, а органично вписалось в систему воспитания у детей чувства гражданственности и патриотизма, в воспитательную систему образовательного учреждения, района, города, области.

С чего начинается Родина? С березки за окном, с трели соловья, с ласковых рук матери…

Наши дети – это будущее России, наследники культуры, традиций. Именно детям предстоит продолжать и преумножать богатства нашей страны.

Понимание необходимости бережного и заботливого отношения к природе, к Родине, основанное на ее нравственно – эстетическом и патриотическом значении для человека проявление бережного отношения к объектам природы, способность сопереживать, сочувствовать, сохранять.

Как говорил Пришвин: «Охранять природу – значит охранять Родину».

Мы хотим видеть наших детей здоровыми, активными, целеустремленными, настоящими патриотами, гражданами своей страны.

Экологическое образование – непрерывный процесс обучения, воспитания и развития личности, направленный на формирование системы научных и практических знаний, умений, ценностных ориентаций, поведения и деятельности, обеспечивающих ответственное отношение к окружающей социально - природной среде и здоровью.

Основная цель экологического образования - становление экологической культуры личности и общества как совокупности практического и духовного опыта взаимодействия человека с природой, обеспечивающего его выживание и развитие, рациональное природопользование.


Создание условий для оптимальной самореализации детей, адаптации к реальной социальной обстановке.

Одна из важнейших воспитательных задач, стоящих перед педагогическим коллективом Детского эколого – биологического центра - воспитание активной позиции, ценностно – ориентированного отношения к окружающему миру природы.

На современном этапе школа в полной мере не может решить проблемы воспитания детей, поскольку она ориентирована больше на обучение, подготовку детей к поступлению в ВУЗы. В семье, непосредственная обязанность которой – воспитание детей, доминирующей целью является финансовое обеспечение более или менее достойного существования.

Компенсирующую функцию воспитания в современных условиях выполняют учреждения дополнительного образования детей, поскольку социальная среда этих учреждений в большей степени способствует воспитанию личности, и как нигде воспитательный и образовательный процесс в учреждениях дополнительного образования двуедин.

Детский эколого – биологический центр строит учебно – воспитательный процесс по своему профилю и специфике. Каждый педагог дополнительного образования мотивирован на то, чтобы из стен Центра вышел воспитанник, получивший не только знания, но и прекрасные человеческие качества такие как: любовь к Родине, к окружающему миру, верность чести и долгу; товарищеская взаимопомощь и солидарность; миролюбие в семье, гражданственность и коллективизм. От эффективности системы воспитания зависит состояние общественного сознания и общественной жизни.

Становлению гражданской позиции воспитанников Центра способствует сложившаяся из определенных направлений, форм и методов система патриотического воспитания. Одним из направлений воспитательной системы является «Экологический образ жизни», которое включает в себя решение задач не только трудового, умственного, но и, главным образом, патриотического, эстетического, нравственного воспитания.

Формирование эколого - нравственных основ личности осуществляется в процессе знакомства детей с природой, с предметами живой природы. Освоение природных ценностей происходит в ходе реализации образовательных программ по 4 направленностям: естественнонаучной, туристско - краеведческой, художественной, социально – педагогической содержательной основой которых является богатство экологической культуры знаний в сочетании с достижениями современности.

Чувство любви к Родине начинается у ребенка с привязанности к дому, к природе, окружающей его. Развитие и углубление патриотических чувств тесно связано с формированием представлений о родном крае. Изучать, бережно сохранять и правильно использовать природные богатства – все это способствует формированию нравственных чувств, таких как патриотизм.

Таким образом, экологическое образование «шаг за шагом» способствует формированию высоконравственных чувств, мыслей, идеалов, убеждений, то есть формированию всего того, что со временем становится мировоззрением личности молодого поколения страны.

На наш взгляд, формирование таких качеств личности становится наиболее доступным и эффективным в условиях экологического образования.














Цель проекта

Скоординировать все структуры, составляющие образовательный процесс Центра для формирования духовно – нравственных, патриотических качеств, развития природоохранных возможностей и способностей учащихся.

Задачи проекта

Образовательные:

  • Дать основы знаний, умений и навыков, необходимые защитнику природы, Родины.

Развивающие:

  • Содействовать развитию патриотических качеств личности ребенка, его ува­жение к культурным и природным ценностям России, родного края;

  • Привлекать воспитанников к практической, исследовательской, поисковой, поэтической, эстетической деятельности для разви­тия их творческих способностей.

Воспитательные:

  • Воспитывать в учащихся высокую социальную активность, гражданскую позицию, ответ­ственность, духовно - нравственные ценности;

  • Формировать навыки по профилактике здорового образа жизни учащихся и профилактики негативного отношения к вредным и пагуб­ным для здоровья привычкам.

Сроки реализации проекта: 3 года

I Этап – нормативно – правовые документы, анкетирование обучающихся

II Этап – реализация мероприятий

III Этап – Рефлексия, подведение итогов проведенных мероприятий, (результаты), достижения.

Участники проекта: обучающиеся центра 6 – 18 лет, педагоги дополнительного образования, родители (законные представители).






Партнеры (сотрудничество): МОУ СОШ № 2, № 3, № 4, № 5, № 6, № 7, Гимназия № 1, ДОУ (дошкольные образовательные учреждения), МОУ СКоШ (коррекционная школа), ОГБУ ЦСП «Центр социальной помощи семье и детям», ППМС служба Управления образования Администрации городского округа Стрежевой.


Компоненты проекта модели патриотического воспитания

в условиях экологического образования

Патриотический компонент

Цель: Формировать у подрастающего поколения высокого патриотического сознания, способность к охране и защите окружающего мира, изучение природных богатств и традиций.

Духовно-нравственный компонент

Цель: Прививать учащимся в про­цессе патриотического воспитания высшие ценности, идеалы и ориентиры.

Социально-патриотический компонент

Цель: Поддерживать духовно-нравственную преемственность поколений, способствовать формированию активной жизненной позиции, проявле­ния чувств благородства и сострадания, заботы к людям, к животному и растительному миру.



МЕХАНИЗМЫ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА


Реализация проекта осуществляется через работу

с педагогическим коллективом:

  • Обобщение опыта, использование инновационных педагогических технологий, методик обучения (заседания предметных МО, методсоветы).

  • Использование современных информационных технологий в образовательном процессе для повышения качества образова­ния (педсовет).

  • Интерактивные методики в учебной и воспитательной работе (обучающие семинары, тренинги, мастер - классы).

  • Организация совместной работы участников образовательного процесса (психолого – педагогический семинар).

  • Здоровье сберегающие технологии обучения (обмен опытом).


с учащимися:

  • Совместная реализация запланированной деятельности;

  • экологические занятия:

  • использование интерактивных методик в работе с учащимися научно – исследовательской деятельности;

  • экологические утренники, акции, экспедиции, экскурсии.

  • работа учебных объединений по различным направлениям;

  • проектная деятельность учащихся (социальные проекты);

  • допрофессиональная подготовка учащихся в условиях совре­менного образования;

  • участие в конкурсах, конференциях, олимпиадах различного уровня;

  • диагностика учащихся по всем направлениям патриотического воспитания;

с родителями:

  • участие родителей в праздниках, акциях, конкурсах, экспедициях, субботниках;

• участие в социально значимой деятельности учебных объединений.



С труктура управления процессом реализации проекта


Перечень мероприятий проекта

  • Реализация образовательных программ дополнительного образования: «Природа – наш дом», «Природа глазами души», «Юный натуралист», «Юный эколог», «Ребятам о зверятах», «Царство Нептуна», «Юные растениеводы», «Человек и природа», «Природная мастерская», «Занимательный мир открытий», «Первые шаги в мир науки», «Юные исследователи».

  • Проведение международных и городских экологических акций: «День защиты животных», «Поможем зимующим птицам», «Экологи за здоровый образ жизни», «В защиту елочки», «Мы против вредных привычек», «День водно – болотных угодий», «День Земли», «Неделя добра».

  • Экологический праздник «Природу родную мы любим», посвященный акции «День защиты окружающей среды».

  • Семейная кругосветка, посвященная Дню семьи.

  • Конференция для родителей «Воспитание миролюбия в семье».

  • Круглый стол по теме: «О героях былых времен», посвященное 9 мая.

  • Выступления (сценки, пьесы) Экологического патруля, экологического театра «Радуга».

  • Формирование трудовых бригад с привлечением детей состоящих на учете по делам несовершеннолетних, находящихся в социально – опасном положении.

  • Ежегодные выездные экологические экспедиции.

  • Знакомство детей с природой, изучение родного края (беседы, рассказы).


Мероприятия Детского эколого – биологического центра приобщают детей к труду, знакомят с окружающим миром, формируют бережное отношение ко всему, что нас окружает. Способствуют формированию общечеловеческих нравственных ценностей.



План реализации мероприятий проекта


Мероприятия

Возраст

Дата

проведения

1.

День открытых дверей.

1 – 11 классы

Сентябрь

2.

Родительские собрания.

1 – 11 классы

Сентябрь

3.

Областной конкурс «Зеленый наряд образовательного учреждения».

1 – 11 классы

Сентябрь

4.

Экскурсии по выставочным залам Центра.

Воспитанники ДОУ,

об – ся МОУ СОШ

В течение всего учебного года

5.

Утренник «Праздник урожая».

2 – 4 классы

Сентябрь

6.

Акция: «День защиты животных».

Городской конкурс поделок и слайдовой презентации «В мире животных».

ДОУ, МОУ СОШ

1 – 11 классы

Октябрь

7.

Конкурс юных исследователей окружающей среды г. Томск, ДОО ТО, ДПР и ООС ТО, ОЦДОД, ОГБУ «Облкомприрода».

5 – 10 классы

Ноябрь

8.

Акция: «Поможем зимующим птицам».

Городской конкурс рисунков, поделок из папье – маше, лэпбуков «Зимующие птицы Томской области».

ДОУ, 1 – 11 классы

Ноябрь

9.

Городская игра:

«Там на экологических дорожках».

5 – 7 классы

Ноябрь

10.

Акция: «Экологи за здоровый образ жизни».

Конкурс плакатов «Я и мое здоровье»

1 – 11 классы

Ноябрь

11.

Городская олимпиада по экологии.

5 – 11 классы

Ноябрь

12.

Городская научно – исследовательская конференция старшего звена.

9 – 11 классы

Декабрь

13.

Акция: «В защиту елочки»

  • Городской конкурс «Волшебная сказка зимнего леса»

  • Утренник «В защиту елочки».


1 – 11 классы


1 – 4 классы

Декабрь

14.

День профилактической агитации молодежи: отказ от курения, наркомании, алкоголизма и т. д.

Акция «Мы против вредных привычек».

4 – 11 классы

Декабрь

15.

Городская игра в рамках проведения мероприятий, посвященных году периодической таблице химических элементов

8 – 9 классы

Декабрь

16.

Акция: «День биологического разнообразия»

  • Игра «В мире природы»

  • Игра «В подводном мире»

  • Игра «В мире животных»



1 – 4 классы

5 – 7 классы

8 – 11 классы

Январь

17.

Городской конкурс «Решение проектной экологической задачи»

3 - 4 классы

Январь

18.

Областная олимпиада по экологии (г. Томск).

8 – 11 классы

Январь- февраль

19.

Всероссийский конкурс научно – исследовательских работ им. Менделеева Д.И. г. Москва


9 – 11 классы

Февраль

20.

Акция: «День водно – болотных угодий».

  • Экологический праздник «Приключения на болоте с Кикиморой болотной»

  • Викторина «Что мы знаем о воде?»


ДОУ,1 – 4 классы



5 – 8 классы

Февраль

21.

Городской конкурс экологического агитационного плаката «Верните рекам чистоту», посвященный Дню воды.

6 – 11 классы

Март



22.

Акция: «День встречи перелетных птиц».

ДОУ, 1 – 5 классы

Март

23.

Городская экологическая конференция учащихся младшего звена

«Первые шаги в мир науки».

3 – 4 классы

Март

24.

Городская экологическая конференция учащихся среднего звена

«Первые шаги в мир науки».

5 – 8 классы

Март

25.

Научная конференция студентов и школьников г. Нижневартовск, НГГУ.

8 – 11 классы

Март


26.

Конференция – конкурс исследовательских работ школьников «Юные исследователи – российской науке и технике» г. Томск .

7 – 11 классы

Март

27.

Городская экологическая конференция воспитанников ДОУ

«Первые шаги в мир науки».

ДОУ

Март

28.

Научно – практическая конференция КФУ, г. Казань

9 – 11 классы

Март

29.

Трудовые бригады. Трудоустройство несовершеннолетних, находящихся в социально – опасном положении.

8 – 11 классы

Апрель – октябрь

30.

Научно – инновационная конференция школьников «Открой в себе ученого» г. Санкт – Петербург.

9 – 11 классы

Апрель

31.

Городские мероприятия, посвященные Международной экологической акции «День Земли»:

  • Игра «Интересное рядом с нами»

  • Конкурс поделок, рисунков, фото - конкурс

  • Литературный конкурс

  • «Зеленая планета – 2021»

  • Акция «Неделя добра».



  1. классы

1 - 11 классы



Апрель

32.

Аттестация обучающихся МОУДО «ДЭБЦ»

2 – 11 классы

Апрель - май

33.

Научно – практическая конференция «Сохраним нашу Землю голубой и зеленой» г. Нижневартовск МБОУ ДОД ЦДТ.

5 – 11 классы

Май

34.

Круглый стол по теме: «О героях былых времен», мероприятие посвященное ВОВ

4 – 8 классы

Май

35.

День семьи. Игра «Семейная карусель».

об – ся МОУ СОШ

Май

36.

Акция «День защиты окружающей среды»

Экологический праздник «Природу родную мы любим».


ДОУ

Июнь

37.

Профильная экологическая смена «Хранители природы» г. Томск, ДОО ТО, ДПР и ООС ТО, ОЦДОД, ОГБУ «Облкомприрода».

12 – 16 лет

Июнь

38.

Летний эколого – биологический практикум.

6 – 10 классы

Июль


Методическое обеспечение проекта


  1. Кроссворды, загадки, ребусы, шарады, сказки, стихи, рассказы.

  2. Настольные игры: «Лото», «Панно».

  3. Трафареты, карточки, тесты.

  4. Демонстрационный материал (диски – энциклопедии, плакаты, таблицы, картинки, видеофильмы).

  5. Разработки занятий, конкурсов, выставок, акций, игр.

  6. Рекомендации по проведению исследовательских и практических работ.

  7. Инструкции по технике безопасности.

  8. Правила общения с животными и растениями, правила поведения в общественных местах и помещениях.

  9. Памятки по уходу и кормлению животных.

  10. Демонстрационный материал «Уроки экологии» 16 картинок + 8 схем (беседы по картинкам, на обороте каждой картинки: проблемные вопросы, творческие задания, игровые упражнения, загадки, приметы, пословицы, поговорки, стихи, рассказы, обсуждение ситуаций, добрые поступки).

  • Литература для педагога дополнительного образования – (книги, энциклопедии, пособия); газета: «Первое сентября»; журналы: «Начальная школа», «Внешкольник».

  • Литература для обучающихся – (книги, энциклопедии, пособия).

  • Литература для педагога дополнительного образования, обучающихся и родителей - журнал: «Юный натуралист».








Материально - техническое обеспечение проекта

Материальное обеспечение

Для работы с обучающимися и родителями в Детском эколого – биологическом центре на 1 этаже расположены три выставочных зала: «Птичник», «Террариум», «Аквариум» достаточно оснащенных разными видами животных:

  • Выставочный зал «Птичник» - 24 вида птиц (попугаи, горлицы, канарейки, петух, утка.)

  • Выставочный зал «Террариум» - 30 видов млекопитающих, рептилий (еж обыкновенный, мыши, кролики, крысы, морская свинка, хомяки, черепахи).

  • Выставочный зал «Аквариум» - 78 наименований аквариумных рыб.


Технические обеспечение

Телевизор, видеомагнитофон, DVD – плеер, ноутбук, проектор, компьютер, интерактивная доска, магнитофон, музыкальный центр, фотоаппарат.
















Результаты работы реализации проекта:


  1. Нормативно - правовая деятельность.

2. Инновационная деятельность.

3. Информационно-просветительская деятельность.

4. Издательская деятельность.


I. Нормативно-правовая деятельность

№ п/п

Результат деятельности 2017 – 2020 учебный год

1. Нормативно-правовая база МОУДО «ДЭБЦ»

1

Проект инновационной деятельности

2

Банк нормативно-правовой документации по патриотическому воспитанию учащихся

3

Договора о сотрудничестве с общеобразовательными учреждениями

4

Организационная структура управляющей системы МОУДО «ДЭБЦ»

5

Структура управления процессом реализации инновационного проекта

6

Модель патриотического воспитания учащихся в условиях экологического образования

7

Библиография по проблеме патриотического воспитания учащихся


II. Программные продукты инновационной деятельности

№ п/п


Результат деятельности 2017 – 2020 учебный год

1

Мониторинг социально-психологического сопровождения учащихся

2

  • Методические рекомендации по составлению планов воспитательной работы педагогов дополнительного образования

  • Планы воспитательной работы педагогов учебных объединений

3

Программа развития МОУДО «ДЭБЦ»

4

Учебно-методический комплекс для организации образовательного процесса экологической направленности (предметов теоретической и практической частей учебного плана учреждения)

5

План работы с педагогами: «Индивидуальный образовательный путь педагога», «Школа педагогического мастерства»

6

Технологии выделения патриотического компонента в содержании занятий учебного плана Центра

7

Разработка и реализация образовательных программ дополнительного образования и воспитания учащихся (туристско - краеведческое, художественное, естественнонаучное, социально - педагогическое)

8

План проведения мероприятий патриотической направленности на уровне Центра

9

Разработка сценариев экологических мероприятий: акций, творческих отчетов.

10

Методические материалы семинара «Организация образовательного процесса в учебных объединениях экологической направленности»

11

Методические рекомендации по организации деятельности сотрудничества с учреждениями по патриотическому воспитанию учащихся

12

Алгоритм контрольно-аналитической и прогностической деятельности по организации образовательного и воспитательного процессов в учебных объединениях


III. Информационно-просветительская деятельность

Результат деятельности

1. Муниципальный уровень

1

Городской утренник «Животные и растения - помощники воинам в годы Великой Отечественной войны».(Май 2017 – 2020 год)

2

Городские конкурсы, посвященные Международной акции «День Земли»: литературный конкурс, конкурс поделок, рисунков, фотографий (апрель 2017 – 2020 год)

3

Всероссийские акции «Я – гражданин России», Познавательная игра для старшеклассников «Экологи за здоровый образ жизни», «Неделя добра» (апрель 2017 - 2020 год).

4

Городские акции «Поможем зимующим птицам», «День окружающей среды», «День водно – болотных угодий», « В защиту елочки», « День защиты животных» (2017 -2020 год).

5

Участие педагогов и учащихся в городском конкурсе «Овеянные славой герб наш и флаг» (декабрь 2017, 2018, 2019, 2020 г.)

6

Городской слет «Юные друзья природы» (2017 - 2020 год)

7

Городской проект «Сирень любимому городу» (2017 - 2020 год)

8

Участие педагогов, обучающихся в Макариевских образовательных чтениях в секции «Экология, биология» 2017 год

9

Обмен опытом работы Педагогический сайт «Мультиурок» https://multiurok.ru/larisalitau/files

2. Региональный уровень

1

Участие педагогов в областных конкурсах методических разработок, направленных на сохранение окружающего мира родного края (апрель, май 2018 2019, 2020 г.)

2

Участие учреждения в конкурсе «Зеленый наряд образовательного учреждения» (2017 г. – 2020 г.)


IV. Издательская деятельность

Результат деятельности

1. Муниципальный уровень

1

Педагогический сайт «Мультиурок» https://multiurok.ru/larisalitau/files


Заключение

Проект «Модель патриотического воспитания в условиях экологического образования» может быть использован дошкольными образовательными учреждениями (ДОУ), муниципальными образовательными учреждениями (МОУ СОШ), учреждениями дополнительного образования (УДО) всех видов и типов, взяв за основу или как план воспитательной работы по духовно – нравственному и патриотическому воспитанию личности подрастающей молодежи.


















Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!