СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Проект "Ментальная арифметика"

Категория: Математика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Проект для учащихся и родителей , поможет понять преимущества ментальной арифметики

Просмотр содержимого документа
«Проект "Ментальная арифметика"»








Тема проекта: «Ментальная арифметика»


Тип проекта: информационно-познавательный





















Содержание


1. Введение 2

2. Цели и задачи 3

3. Ментальная арифметика — лучший тренажер для мозга 3-4

4. Краткая история менара 5-6

5.Зачем ментальная арифметика детям? 6

6. Суть ментальной арифметики 7-11

7.Цели и результаты ментальной арифметики 11 8.Как же эти навыки можно применять в реальной жизни? 11-12

9. Как овладеть ментальной арифметикой? 12-13

10.Ментальная арифметика в домашних условиях 13-14 11. Заключение 15 12. Список литературы 16














1

Аннотация наставника


Проект «Ментальная арифметика» ориентирован на то, чтобы познакомить окружающих с тем, что представляет собой ментальная арифметика.

Данный проект является информационно-познавательным. Автор проекта изучает теорию по ментальной арифметике. Проект может пригодиться в дальнейшем учителям, школьным психологам при индивидуальной работе с учащимися и самим учащимся для формирования индивидуального стиля учения.

Выполнение проекта способствует развитию, прежде всего, личностных и регулятивных универсальных действий, развивает твор­ческие и коммуникативные способности детей, учит получать информацию из разных источников (в том числе из сети Интернет), осмысливать её и приме­нять в своей деятельности.

1.Введение

Актуальность выбранной темы заключается в том, что умение быстрого счёта рассчитаны на ум «обычного» человека и не требуют уникальных способностей. Главное – более или менее продолжительная тренировка. Кроме того освоение этой методики развивает логику и память.

Ментальная арифметика или ментальная математика — это старинная методика обучения ребенка счету на абакусе. Сегодня эта дисциплина приобрела большую популярность, в том числе и в нашей стране.
В России издавна пользовались аналогом древнейшего вычислительного инструмента абакуса (соробана) — счетами. Русские счеты широко использовались при обучении арифметике в начальной школе в качестве наглядного пособия.
В основном обучение ментальной математике занимает от 2 до 3 лет, в некоторых школах Японии, Китая — до 7 лет. В среднем через год многие дети начинают считать довольно быстро. Урок обычно длится с перерывом

2

1-2 часа. Иногда дети занимаются 2-3 раза в неделю. Для развития навыков быстрого счета важно, чтобы ребенок хотя бы 15 минут занимался на абакусе и считал ментально ежедневно.
Дети, занимающиеся ментальной арифметикой, производят в уме сложные математические вычисления за несколько долей секунды. Каким образом это происходит и зачем это нужно?


2.Цели и задачи Цель: Познакомиться с методикой ментальной арифметики и изучить значимость овладения ментальной арифметикой Задачи:

1. Узнать, что такое ментальная арифметика и зачем она нужна детям

2. Изучить историю возникновения методики быстрого счета

3. Овладеть данной методикой в домашних условиях

3.Ментальная арифметика — лучший тренажер для мозга Арифме́тика (др.-греч. «число») — раздел математики, изучающий числа, их отношения и свойства. Предметом арифметики является понятие числа и его свойства.

Метальная арифметика – это древний способ обучения быстрому счету.

На занятиях по ментальной арифметике с помощью абакуса ребенок осваивает действия с числами сначала на физическом абакусе, а затем на воображаемом.




3

Главный принцип обучения счету рассчитан на зрительную память: благодаря логическому мышлению и навыку восприятия числа как картинки в виде косточек абакуса ребенок ментально (в уме) решает сложные математические задачи.

То есть работают оба полушария головного мозга. Всем хорошо известны данные исследований нейрофизиологии о том, что у человека доминирующим является одно полушарие. У левшей — это правое, а у правшей — левое.

Человек начинает развиваться с первых дней своей жизни, но если изначально ему хватает тех знаний и навыков, которые предлагают родители, то с возрастом появляется потребность в профессиональном педагогическом участии, когда потенциал ребенка может быть не просто правильно оценен, но и направлен в нужное русло. Именно поэтому сегодня мы поговорим о ментальной арифметике.

Ментальная арифметика – одна из наиболее молодых, стремительно развивающихся и перспективных методик детского образования. Благодаря ей можно развить умственные, в первую очередь математические способности ребенка, так, что любая арифметическая задача превратится для него в быстрый и простой процесс вычисления (также можно быстро научиться считать в уме). Причем сделать это можно даже в домашних условиях. Однако сегодня ведутся ожесточенные споры на тему того, что такое ментальная арифметика – просто инновационная идея, способная принести хороший доход, или очень полезная методика для обучения?



4

4.Краткая история менара

Данные международных исследований свидетельствуют

о пользе ментальной арифметики:

Так, университеты Великобритании в 2007 году провели исследование среди детей в возрасте от 7 до 11 лет. Дети значительно улучшили показатели не только по математике, но и по другим дисциплинам.

Исследование влияния ментальной арифметики на память детей, проведенное в Китае, зафиксировало значительное улучшение визуальной памяти участников.

В исследовании «Оценка памяти учащихся после курсов ментальной арифметики», проходившем в Индии с 2002 по 2004 гг., приняло участие 50 детей в возрасте от 5 до 12 лет. Благодаря курсу ментальной арифметики у всех детей улучшились зрительная и слуховая память, повысилась концентрация и внимательность.

Методика под интересным названием «ментальная арифметика» была разработана турецким исследователем Халитом Шеном. Его основой послужил древний абакус – созданные еще 5 тыс. лет назад в Китае счеты, позже модифицированные японцами и ныне известные, как обычный калькулятор. Но, несмотря на востребованность последнего в наши дни, ученые сочли, что устройство абакуса гораздо полезнее для развития детей.

На начальных этапах обучения используются специальные счеты – абак или соробан. Счеты состоят из рамки, разделительной полосы, вертикальных спиц, верхних («небесных») и нижних («земных») косточек. Одна «небесная» косточка равна пяти «земным». Количество спиц варьируется от 13 до 31. При работе ребенок использует только большой и указательный пальцы. Все движения доводятся до автоматизма.

5

Через некоторое время ребенок совершает вычисления на воображаемом абаке, а задачи решаются с помощью образов.

Так счеты стали применяться в процессе обучения и послужили причиной появления особой методики, которая сейчас известна, как ментальная арифметика или менар.


5 .Зачем ментальная арифметика детям?

Согласно общеизвестному мнению, правое полушарие человеческого мозга ответственно за образное мышление, восприятие и творчество, а левое – за логическое мышление. Кода человек работает левой рукой, он активизирует работу правого полушария, а когда правой – левого. Таким образом, гармоничная и одновременная работа двух полушарий создает идеальные условия для развития ребенка. Задача менара – сделать так, чтобы мозг принимал участие в образовательном процессе полностью.

6

А достигается это посредством выполнения математических операций с использованием абакуса обеими руками. В результате ментальная арифметика способствует освоению способности к быстрому счету и развитию аналитических навыков. Сравнивая абакус с калькулятором, можно сделать вывод, что второй расслабляет мозговую активность, а абакус, напротив, тренирует и оттачивает деятельность мозга.

6. Суть ментальной арифметики

Вся программа по освоению ментальной арифметики построена на двух этапах. Первый этап включает в себя овладение техникой счета на косточках с одновременным применением обеих рук, благодаря чему в процесс включаются правое и левое полушария. Так достигается максимально быстрое выполнение и усвоение действий. Используя в работе абакус, ребенок учится совершенно свободно выполнять арифметические операции (сложение, вычитание, деление и умножение, вычисление квадратного и кубического корня).

Второй этап предполагает переход учеников у счету в уме, т.е. к ментальному счету. Постепенно проходя занятия, ребенок отходит от привязки к абакусу, тем самым стимулируя также и свое воображение. Левым полушарием воспринимаются цифры, а правым – образ косточек абакуса. На этом и построено обучение проведению умственных расчетов – в воображении ребенка появляются счеты, на которых он мысленно проделывает требуемые вычисления. В процессе работы с воображаемым абакусом мозг воспринимает числа в виде картинок, а выполнение математических операций ассоциируется с тем, как на счетах двигаются косточки.

7

То есть работают оба полушария головного мозга. Всем хорошо известны данные исследований нейрофизиологии о том, что у человека доминирующим является одно полушарие. У левшей — это правое, а у правшей — левое.






Вся программа по освоению устного счета построена на последовательном прохождении двух этапов. На первом из них происходит ознакомление и овладение техникой выполнения арифметических действий с использованием косточек, во время которых задействованы одновременно две руки. Благодаря этому в процессе участвует как левое, так и правое полушарие. Это позволяет достигнуть максимально быстрого усвоения и выполнения арифметических действий. В своей работе ребенок использует абакус. Этот предмет позволяет ему совершенно свободно вычитать и умножать, складывать и делить, вычислять квадратный и кубический корень. Во время прохождения второго этапа ученики обучаются ментальному счету, который производится в уме. Ребенок перестает постоянно привязываться к абакусу, что также стимулирует и его воображение. Левые полушария детей воспринимают цифры, а правые – образ костяшек. На этом и основана методика ментального счета. Мозг начинает работать с воображаемым абакусом, воспринимая при этом числа в форме картинок. Выполнение же математического счета ассоциируется с движением косточек. 8

Обучение ментальной арифметике быстрого счета является очень интересным и увлекательным процессом. Он по достоинству оценен сотнями тысяч людей и получил огромное количество положительных отзывов.

Что же представляет собой эта загадочная и древняя счетная машинка-абакус? Абакус, или счеты для ментального счета, очень напоминают старые советские «костяшки». Весьма схожим является и принцип работы на этих двух приспособлениях. В чем же отличие этих счетов? Оно заключено в количестве костяшек, находящихся на спицах и в удобстве эксплуатации.
Стоит сказать о том, что для получения результата абакус потребует сделать большее количество движений руками. Как же устроен этот древний предмет, пришедший к нам из Китая? Он представляет собой рамку, в которую вставлены спицы. Причем их количество может быть разным. На спицах находится по пять штук нанизанных костяшек.По длине каждую спицу пересекает разделительная планка. Над ней находится одна костяшка, а под ней, соответственно, четыре. Методика ментального счета предусматривает определенное движение человека пальцами. Из них задействуются только указательный и большой. Все движения должны быть доведены до автоматизма, чему содействует их многократное повторение. Интересно, что данный навык легко может быть утерян. Именно поэтому при освоении методики не стоит пропускать занятия.

Для того чтобы освоить данную методику, необходимо знать, как располагаются на абакусе числовые линейки. В его правой стороне находятся единицы. После этого идут десятки, затем сотни, после тысячи, десятки тысяч и так далее. Каждый из этих разрядов располагается на отдельной спице.

9

Костяшки, расположенные под разделительной планкой, это «1», а над ней – «5». Например, для того, чтобы на абакусе набрать число 3, понадобится отделить три костяшки, расположенные под разделительной планкой на спице, находящейся правее остальных. Рассмотрим пример с двойными числами, например, с 15. Для его набора на абакусе следует поднять вверх одну костяшку на спице десятков и опустить одну, находящуюся над верхней планкой на спице единиц. Операции сложения Как научиться ментальному счету? Для этого потребуется изучить, как проводятся на абакусе арифметические действия. Рассмотрим, например, сложение. Посмотрим, чему будет равна сумма чисел 22 и 13. Для начала понадобится отложить по две костяшки на спицах десятков и единиц, расположенные внизу разделительной планки. Далее к двум десяткам добавим еще один. Получится 30. Теперь приступим к сложению единичек. К двум прибавим еще три. Получится число «пять», которое обозначается костяшкой вверху разделительной планки. В итоге получается 35. Для освоения более сложных операций понадобится тщательным образом изучить специальную литературу. После освоения самых простых примеров рекомендуется потренироваться на абакусе. Таким образом, обучение становится максимально интересным. Освоение второго этапа После того как операции на абакусе не будут вызывать затруднений, можно приступить к устному счету ментальной арифметики. Это следующий уровень обучения. Он предполагает ментальный счет, то есть произведенный в уме. Для этого понадобится сделать для ребенка картинку абакуса. Самым простым вариантом является распечатка изображения этого предмета, которое затем должно быть наклеено на картон (можно взять его от коробки из-под обуви). По возможности картинка должна быть цветной. Это позволит ребенку легче представить ее в своем воображении. Во избежание ошибок стоит помнить о том, что ментальный счет должен производиться слева направо.

10

Что необходимо предпринять, чтобы отложить на абакусе двухзначное число?

Для этого ребенку следует вначале левой рукой набрать костяшки, соответствующие десяткам, а после правой отделить на спице нужные единицы. Так, для набора 6, 7, 8 и 9 следует использовать «Щепоточку». Этот процесс представляет собой сведение вместе указательного и большого пальца к разделительной планке и сбор костяшек, обозначающих цифру 5, и необходимого их числа на спице, которая расположена в нижней части абакуса. Вычитание чисел производится аналогичным образом. Той же «Щепоточкой» одновременно отбрасываются «пятерочки» и нужное количество косточек внизу.

7.Цели и результаты ментальной арифметики

Основными целями этой уникальной методики можно назвать концентрацию внимания, развитие воображения и логического мышления, наблюдательности, слуха, творческого мышления и фотографической памяти. Если для овладения менаром был применен профессиональный подход и поставленные задачи были достигнуты, ребенок учится выполнять и простые и сложные математические задачи в уме. Он становится способен, к примеру, за несколько секунд складывать десятизначные числа, умножать сотни и тысячи и осуществлять другие арифметические действия быстрее, чем это делает калькулятор.


8.Как же эти навыки можно применять в реальной жизни? -Направлять внимание на главное Посмотрите интервью с любым успешным бизнесменом, ученым или спортсменом. 11 Он расскажет, что прийти к цели ему помогли настойчивость, вера в себя и умение сосредоточиться на одной задаче. Ментальная математика учит деток направлять внимание на одну задачу и за счет этого справляться с ней в считанные секунды.

-Быстро принимать решения

Благодаря ежедневным тренировкам навык быстрого решения задач переносится на все сферы: от уроков до выбора профессии. Поэтому в любой кризисной ситуации ваш ребенок уверенно выберет, что для него важно.

-Быть уверенным в себе

Ребенок быстро справляется с домашними заданиями, легко сдает все контрольные, решает задачки «со звездочкой». Череда успехов закрепляет установку «я победитель» и помогает справляться со сложными задачами в жизни.

-Творчески решать задачи

Во время занятий ментальной арифметикой активно работает воображение. Благодаря этому ребенок учится мыслить нешаблонно.

-Легко общаться

Поскольку ментальная математика развивает оба полушария мозга, в правом активируются центры, которые отвечают за эмоции и общение. Ваш ребенок легко находит новых друзей, учится сопереживать и делиться.


9. Как овладеть ментальной арифметикой?

Обучение состоит из 10 уровней, каждый из которых занимает до четырех месяцев. Полный курс длится 2-3 года. Занятия идут по два академических часа один раз в неделю, кроме этого дети должны потратить 15 минут на выполнение домашних заданий.

12

Как правило, у каждого развивающего центра есть онлайн-платформы, которые позволяют более эффективно работать самостоятельно.

Результат обучения будет зависеть от трех участников процесса – ребенка, учителя и родителей. Но самое главное – правильно выбрать образовательный центр, где будут преподавать менар.

Вот несколько простых правил:

  • Запишитесь на пробное занятие. Оцените, насколько комфортно ребенку в новых условиях. Не упустите возможность пообщаться с другими родителями.

  • Познакомьтесь с педагогом.  Спросите, как готовят преподавателей ментальной арифметики? Контролирует ли головной офис методику преподавания, уровень знаний педагогов, проходят ли преподаватели аттестацию на профпригодность?

  • Обратите внимание на количество учеников в группе. Только в небольших группах преподаватель может уделить необходимое время каждому ученику. Поэтому в младших группах занимаются 5-7 человек, в старших – 8-10.

10. Ментальная арифметика в домашних условиях

При отсутствии возможности записаться на курсы отчаиваться не стоит. На данный момент выпущено значительное количество учебных пособий для педагогов и учеников, которые готовы изучить ментальную арифметику. Для лучшего освоения навыков в домашних условиях учебники дополнены дисками с видео уроками и брошюрами.

Также в мире, где практически у каждого человека есть доступ к интернету, доступны онлайн курсы по ментальной арифметике, скачать которые не составит труда. Зато вы получите знания, не выходя из дома, просто и доступно.

13

Многие родители интересуются возможностью обучения ребенка в домашних условиях. Такие предложения есть в интернете, но польза от них может быть сомнительной. В разных центрах ментальной арифметики разные подходы к формированию навыков счета. Когда приходит на занятия ребенок, обученный дома по другой методике счета, то его очень трудно переучивать. Желательно пользоваться, как и в питании, одежде, известными своим качеством брендами и обучать ребенка у специалиста, владеющего эффективными методиками ментального счета.
Лучшие школы ментальной математики для детей находятся в Японии, Китае и Малайзии. Известна своими успехами развития двух полушарий мозга методика МЕНАР.
По японским методикам обучение счету с помощью абакуса является обязательным предметом в начальной школе.
В малазийской системе большое внимания уделяется обучению дошкольников, в том числе применяются оригинальные методики по развитию памяти, внимания, мышления.
Многие российские центры ментальной арифметики обучают своих педагогов по методикам этих стран.
Регулярно проводятся международные соревнования, олимпиады по ментальной арифметике, на которых часто лидируют учащиеся школ вышеназванных стран.
Многие учреждения дополнительного образования, частные школы России сегодня вводят в программы обучения занятия с элементами ментальной арифметики. Создаются центры, развивающие арифметические навыки и способности ребенка. Занятия с подготовленными специалистами будут эффективнее, чем ментальная математика в домашних условиях.




14



11..Заключение

Обучение ментальному счету позволяет ребенку добиться небывалых успехов в области математики. Детки, прошедшие специальный курс, с легкостью могут вычислить в уме десятизначные числа, умножить их и вычесть. Но стоит сказать о том, что и это не является главной целью подобного обучения. Счет представляет собой лишь способ, с помощью которого развиваются умственные способности человека.
Освоение ментальной арифметики способствует следующему: активизации зрительной и слуховой памяти; умению концентрации внимания; совершенствованию смекалки и интуиции; креативному мышлению; проявлению уверенности в себе и самостоятельности; быстрому освоению иностранных языков; реализации способностей в будущем. В тех случаях, когда для освоения менара был использован профессиональный подход и специалисты достигли поставленных перед ними целей, ребенок без труда начинает решать в уме как простые, так и сложные задачи по математике. А арифметические действия на умножение и сложение он производит даже быстрее калькулятора.

Нужно очень много работать над собой, тренироваться, учиться тому, что тебя интересует. Только тогда можно добиться результатов. Я смогу добиться хороших результатов, и буду считать быстрее калькулятора.









15



12. Список литературы:

1.Сайт 4brain.ru;

2.http://gif-otkrytki.ru/mentalnaya-arifmetika-v-domashnix-usloviyax/

3.http://mentalar.ru/onlajn-trenazher-po-mentalnoj-arifmetike/

































16


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!