ПРОЕКТ “Лишь эта жизнь имеет цену” (по дневникам Л.Н.Толстого и роману Дж. Д. Сэлинджера “Над пропастью во ржи”) Выполнила: Корнеева Диана, ученица 9а класса.
Цели : 1. Формирование интереса к исследовательской деятельности в процессе работы над Проектом. 2. Иллюстрирование выражения “Лишь эта жизнь имеет цену” на примерах дневниковых записей Толстого и романе Дж. Сэлинджера “Над пропастью во ржи”. 3. Представление своего понимания смысла словосочетания “цена жизни” на примере этих произведений. Задачи : 1.Проанализировать дневниковые записи Толстого и роман Дж. Сэлинджера “Над пропастью во ржи”. 2. Раскрыть смысл выражения “Лишь эта жизнь имеет цену”. 3. Обобщить полученную информацию и на основе этого сделать вывод по теме исследования.
Актуальность :
В 21 веке произошла переоценка многих ценностей. События, которые происходят в наше время, заставляют подрастающее поколение, представителем которого я являюсь, задуматься о цене и смысле человеческой жизни. Хочу обратить внимание своих сверстников на эту животрепещущую проблему, в том числе и с помощью анализа произведений великих писателей – классиков.
Трудно не согласиться с этими мыслями. Особенно ценны они для нас, подростков, живущих в 21 столетии, так как мир на наших глазах превращается в жестокий, а ценность человеческой жизни нивелируется. Вникая в смысл высказываний великих людей, начинаешь задумываться о собственной жизни. Ответы на волнующие нас вопросы находим, в том числе, и в произведениях писателей – классиков, о которых пойдёт речь в моей работе.
Роман Дж..Сэлинджера “Над пропастью во ржи ”
Рассказывает читателю о путешествии 16-летнего мальчика, которого в очередной раз выгоняют из школы. Он накопил денег и решил пожить несколько дней в гостинице до тех пор, пока родители сами узнают, что его “вытурили”. Холден Колфилд - главный герой романа, чувствует разобщенность с миром и окружением . У него нет близких друзей, он сам изолирует себя показной грубостью. Суть романа “Над пропастью во ржи” заключается в том, что побег подростка оборачивается полным переломом в его душе, которого он так ждал.
Так для чего же автор написал это произведение?
В произведении раскрывается тема ценности жизни, читатель понимает что свобода, сила и любовь начинаются с ответственности за свои поступки. Понимание того, что эта жизнь единственная и нужно ценить те моменты, которые даются каждому из нас, те моменты, которые наполнены добротой и любовью. Человеку необходимо избавиться от равнодушия и лжи, защитить и «ловить над пропастью во ржи» тех мальчишек и девчонок, которые не погрузились еще в эту ненастоящую и полную лицемерия жизнь.
Дневники Льва Николаевича Толстого
В дневниках видна работа мысли, глубокие раздумья о жизни, нравственные искания, по дневнику весьма удобно судить о самом себе, он служит также местом записей «дельных мыслей» и средством, способствующим самодисциплине
Толстой разрабатывает для себя «Правила внутренние или в отношении к самому себе», которые разделяет на «правила образования нравственного и правила образования телесного». Эти правила очень схожи с библейскими заповедями.
Что объединяет роман Дж.Сэлинджера “Над пропастью во ржи”
и дневниковые записи Л.Н. Толстого?
Дневниковые записи и роман являются отражением своего времени, мыслей человека о жизни.
Дж. Селинджер и Л.Н.Толстой прошли через многое и считали своей целью оставить после себя напутствие для людей, которые будут жить после них.
Смысл человеческой жизни для них– в достойном служении обществу, людям, а также в том, что и современный человек должен обладать такими высокими нравственными качествами, как милосердие, совестливость, жизнелюбие, порядочность, воспитывать в себе умение ценить свою и чужую жизнь, заниматься самосовершенствованием. Только такая жизнь возвышает человека в собственных глазах и имеет высокую цену.
Мой продукт - это опрос, проведенный среди одноклассников
Итог опороса
На основании полученных данных можно сделать вывод,что современным подросткам знакомы оба произведения,но с романом Дж. Селинджера "Над пропастью во ржи" большая часть респондентов не знакома. Роман Л.Н. Толстого "Война и мир" известен практически всем ученикам,а о его личных дневниках слышали немногие,однако свои личные дневники ведет половина опрошенных одноклассников. О смысле жизни задумывается большинство сверстников,для многих главное в жизни - это увлечения,интерес к любимому делу,саморазвитие и достижения. Однако есть респонденты,которые не видят смысла в жизни,видимо,это происходит потому,что подростки еще не задумывались над таким сложным вопросом,или находятся в поиске,а,может быть,им сложно определиться,какие жизненные ценности для них важны.
Спасибо за внимание!