Капиллярные явлений
Исследовательская работа
ученицы 1Н класса
ГБОУ Школа №1420
Кранкиной Анны
Руководитель: Соснина Марина Викторовна
Я много раз слышала слово « капилляры », но не знала что это такое. Однажды я увидела в магазине хризантемы зеленого цвета. Мама сказала, что их специально так красят, используя свойства капилляров. И это такой же процесс, как и тот, когда берут кровь из пальца и она сама поднимается по трубочке. Мне стало интересно, а что такое капиллярные явления? Я решила заняться их исследованием и попробовать провести эксперименты дома.
Цель моей работы – узнать, что такое капилляры и капиллярные явления, выяснить их значение в живой и неживой природе.
Задачи моего исследования:
- выяснить, что такое капилляры.
- собрать информацию о капиллярных явлениях.
- узнать, какую роль играют капиллярные явления в живой и неживой природе;
- провести исследование капиллярных свойств на примере хлопчатобумажного бинта;
- провести эксперименты и выяснить, от чего зависят капиллярные явления и как их применяют.
В своей жизни мы часто пользуемся салфетками, бумажными платочками и полотенцами, но никогда не задумаемся - почему они впитывают влагу и делают это по-разному? От чего это зависит?
Оказывается, это все связано с капиллярными явлениями. Ежедневно эти явления помогают нам в быту при стирке, сушке, при вытирании рук полотенцем.
- Мы с мамой изучили различную информацию и я узнала, что капиллярность или капиллярный эффект - явление подъема или опускания жидкости в капиллярах - узких трубках, каналах произвольной формы, которые практически есть во всех предметах и даже в живых организмах.
В ходе моего исследования я выдвинула предположение:
(мама сказала, что это называется гипотеза) - Может ли вода двигаться по капиллярам в любом направлении?
Проведение эксперимента «Гуляющая вода» Для эксперимента нам понадобится: - 6 стаканов - вода - краски (желтый, красный и синий цвет) - жгутики из бинта.
Ход эксперимента Берем 3 пластиковых стакана и наполняем их полностью водой. В стаканы добавляем красители, в каждый - свой цвет. Получился стакан с желтой водой, стакан с красной и стакан с синей водой. Теперь ставим стаканы в круг, чередуя с пустыми стаканами.
Далее делаем жгутики из бинта (отрезаем небольшой кусочек бинта и скручиваем в жгут), складываем их пополам и помещаем один конец жгута в пустой стакан, а другой в стакан с водой. Через несколько секунд мы видим, что бинт становится цветным и в пустые стаканы начинает капать вода. Почему это происходит?
- Бинт сделан из хлопчатобумажной ткани, основой которой является растение-хлопок. Как и в каждом растении, в нем содержатся капиллярные канальцы, проводящие воду. По ним вода и перетекает из одного стакана в другой, что получило название капиллярного эффекта.
Спустя некоторое время, вода в
стаканах ощутимо прибавляется.
Через час мы наблюдаем, что
во всех стаканах уровень воды
примерно одинаковый,
а за счет того, что вода была
окрашена в три цвета, мы можем
наблюдать смешение цветов.
В результате, в стаканах мы видим 6 цветов. Три из них базовых (желтый, красный и синий), а три образовались в результате смешивания цветов (зеленый, оранжевый, фиолетовый)
В процессе исследования я узнала, что впервые капиллярные явления были исследованы ученым Леонардо да Винчи. Позже их изучали Ж. Борелли, Т. Юнг, П. Лаплас и другие.
Капиллярами называют также самые тонкие сосуды в организме человека и других животных. В 1661 году, итальянский врач Марчелло Мальпиги под микроскопом открыл мельчайшие сосудики - капилляры, соединяющие артерии и вены у животных и человека. Общая длина сосудов в нашем организме примерно 100 тыс. км ! Это примерно две длины земного экватора!
Без капилляров невозможна была бы жизнь человека и животных.
Через капилляры клеткам доставляется кислород, полезные питательные вещества и выводятся из организма углекислый газ и ненужный «мусор».
Благодаря этому клетки питаются, растут, восстанавливаются, очищаются и лечатся. Без капилляров жизнь клеток, органов, систем нашего организма была бы невозможной.
Наш организм насквозь пронизан капиллярами.
Растения так же пронизаны капиллярами.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ:
1) Составив план работы, последовательно отвечая на все поставленные вопросы, мы узнали, что такое «капиллярность» и много интересного, связанного с этим явлением.
2) Изучив природу капиллярных явлений, мы пришли к выводу, что встречаемся с данным явлением в природе, науке и в быту.
В ходе исследовательской работы я узнала, что такое капилляры и капиллярные явления, как они проявляются и где применяются.
Я узнала много нового и интересного о них из книг, журналов и Интернета, поделилась полученными знаниями с одноклассниками.
ВЫВОД:
Моя гипотеза подтвердилась.
Капиллярные явления окружают нас повсюду: в природе, технике и повседневной жизни.
Я смогла провести эксперимент в домашних условиях.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
Физика, 10 класс, Шахмаев Н.М., Шахмаев С.Н., Шодиев Д.Ш.
Ожегов С. И. Словарь русского языка: — М.: Оникс, Мир и Образование, 2007.
Сайт интернета "Класс!ная физика»