СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Проект - как способ формирования актуальных компетентностей у подростков

Категория: Всем учителям

Нажмите, чтобы узнать подробности

Подростковый возраст — один из самых сложных периодов в жизни человека. Идёт коренная перестройка организма и личности. Меняются отношения с родителями, учителями и сверстниками. Появляются вопросы о смысле жизни, выборе цели и направлении пути. Результат развития в подростковом возрасте может быть разным, и, жизненная траектория человека тоже может выстроиться по-разному.

Просмотр содержимого документа
«Проект - как способ формирования актуальных компетентностей у подростков»

«Проект - как способ формирования актуальных компетентностей у подростков»

Семинар-практикум для старшеклассников.


Актуальность: подростковый возраст — один из самых сложных периодов в жизни человека. Идёт коренная перестройка организма и личности. Меняются отношения с родителями, учителями и сверстниками. Появляются вопросы о смысле жизни, выборе цели и направлении пути. Результат развития в подростковом возрасте может быть разным, и, жизненная траектория человека тоже может выстроиться по-разному

Мы можем столкнуться с двумя подростковыми личностями: 1 - испуганный, озлобленный, вялый, пассивный, медленный: «Отстаньте от меня, я устал и ничего не хочу, все равно у меня ничего не получится. Я плохой».

2 - активный и уверенный в себе: «У меня уже многое получилось. Я знаю, что все можно решить и понимаю, с чего начать. Мне все интересно, и я легко вникаю в новую тему».

Чтобы помочь подростку в этом его диалоге с самим собой и сформировать позитивный взгляд на мир, нужно просто передать ему инициативу и не думать за него. Проектирование, это отличный способ помочь подросткам примерить на себя взрослую жизнь, когда не кто то, а они сами преобразовывают мир вокруг и становятся активными участниками процесса.


Ключевые слова: проект, подросток, будущее


Возраст участников: 13-15 лет


Цели:

  • формирование инициативности и самостоятельности у подростков.

  • знакомство подростков с проблемами окружающей среды и общества;

  • развитие навыков целеполагания и планирования.


Задачи:

  • научить подростков актуализации проблемной ситуации и выявлению причин ее возникновения;

  • сформировать умение собирать и анализировать информацию о проблеме;

  • формировать умения ставить цель и определения путей для решения проблемы;

  • научить составлять план действий необходимых для реализации проекта;

  • сформировать умение удерживать логику проекта и выбирать адекватные способы достижения цели.

Ожидаемые результаты:


  1. Способность поставить достойную цель.

Достоинство цели определяется по двум критериям:

Новизна. Цель ещё никто не достиг.

Польза. Несёт ценность для людей: в классе, школе, городе, стране или мире.


2. Способность разработать комплекс реальных рабочих планов по достижению цели

и регулярно контролировать их выполнение.

Навык сбора информации, проблем и переработка в список задач.


3. Высокая работоспособность и выполнении намеченных планов.

Предполагает ежедневную «выработку» — в часах или единицах продукции. Например, сколько книг проработает подросток за неделю.


4. Умение решать задачи в условиях реального мира, гибкость


5. Умение выдерживать негативную реакцию.

В процессе работы над проектом приходится отстаивать свое мнение и часто сам проект («это никому не надо и это не будет работать» или «это уже придумали до вас»).


6. Способность достигать реальных измеримых результатов, умение собирать

обратную связь от пользователей и экспертов.


Сформированы следующие soft skills:


Навык наблюдения, анализа данных.

Навык коммуникаций: проведение опросов, интервью, воспитание «неэгоизма» — взгляд на мир через другого человека, решение не своей задачи.

Навыки работы в команде, умение объяснить свою точку зрения и выслушать коллегу по проекту.


1 этап: Игра – ледокол «Я никогда не…»


Участвуют 7-15 человек.


Для игры необходимы фишки по числу участников. Фишками могут послужить крупные фасолины, спички, или другие небольшие одинаковые предметы. Первый игрок говорит: «Я никогда не …». Дальше он называет то, что никогда не делал в своей жизни (игра на честность).

Например:

— не держал кошек в доме,

— не был за границей,

— не носил сапоги,

— не брился и т.д.


Допустим, игрок сказал «Я никогда не ел ананасы». Все игроки, которые ели ананасы, должны дать ему по одной фишке. Затем ход переходит к другому игроку, и он называет то, что никогда не делал. Задача каждого игрока назвать что-то такое, что он никогда не делал, а все или большинство присутствующих делали. Игра заканчивается через определённое количество кругов. Выигрывает тот, кто набрал наибольшее количество фишек.


2 этап: Основной блок «Основы проектирования»


Ведущий: Что такое проект? Зачем нужны проекты?


Проект - это ограниченное во времени предприятие (мероприятие), направленное на создание уникальных продуктов и услуг или получение принципиально новых результатов.

Проекты необходимы для реализации потенциала и создания условий его раскрытия через реальные проекты, вплоть до создания продуктов, товаров и услуг и вывода их на рынок.

Для того, чтобы получить обратную связь от реального мира и мотивацию на достижение результата.


Любой проект проходит 3 этапа:

Идея

Прототип

Готовый продукт

Основные типы проектов:

Типы проектов

Направленность

Пример аудитории и

направлений

Социальный

Решение социальных проблем Реализуются безвозмездно

Пенсионеры Больные дети Сироты Саморазвитие

Экологические

Решение экологических проблем

Окружающая среда, животный и растительный мир

Медиа

Создание самостоятельных медиапродуктов

Интернет аудитория

Творческие

Создание самостоятельных творческих продуктов (например, музыкальный

альбом)

Искусство (музыка, живопись, театр, др.) Лингвистика (журналы, газеты, онлайн

издания)


Основные этапы проекта и примеры образовательных результатов:

Этап

Примеры образовательных результатов

Обозначение проблемы

Понимание проблем выбранной профессии

Способы анализа предметной области, поиска информации,

взаимодействия с аудиторией или экспертом и т.п.

Формулирование целей, задач

Формулирование гипотезы для исследования Постановка задач и их разбивка на подзадачи

Способы планирования работ, владение

IT-инструментами планирования

Реализация проекта

Способы организации коммуникации в команде Применение знаний на практике

Оформление результатов

Написание научных статей

Навыки выступления перед профессиональной аудиторией

Рефлексия

Определение собственного незнания и формулирование

запроса на знания


Любой проект должен в конечном итоге показать результат:

Какой результат проекта ты можешь продемонстрировать?

Печатные: Сценарии мероприятий, печатные статьи, альбомы, буклеты;

Творческие: видеофильм, документальные фильмы, мультфильмы, видеоклип, буктрейлер, дизайн-макет, мероприятие (концерт, праздник, состязание, викторина, экскурсия, театральная постановка, пресс-конференция, литературное кафе, тематический вечер, КВН), поделки, рукоделие, организация акции.

Аналитические: реконструкции событий, обработка архивов и мемуаров, научный доклад, анализ данных социологического опроса, результаты исследовательских экспедиций, другое.

Систематизирующие: схемы, чертежи, план карты, тематический атлас, законопроект;

Электронные: Web-сайт, электронная газета, электронный номер журнала;

Мультимедийный продукт – аудиокнига, фильм, мультфильм, виртуальная дискуссия, компьютерная графика, презентации, программное обеспечение, новое приложение для телефона, компакт-диски с мультимедийным продуктом, тематический паблик в социальной сети

Обычно результаты показываются на обычных привычных платформах, таких как Power Point или в виде видеоматериала.

Менее распространенные платформы.

Slides — это веб-сервис для презентаций и совместного их использования. Редактор можно использовать прямо в браузере, а отличие от традиционного софта. Презентации создаются в HTML, а, значит, не только их можно смотреть с любых устройств, но и настраивать каким угодно способом 

Genially – онлайн-сервис для создания красивого интерактивного контента для блогов и сайтов. Genially является отличным выбором для всех видов презентаций, интерактивных игр, викторин и инфографики полностью настраиваемым способом. Данный сервис позволяет работать не только в предложенных шаблонах, но и создавать свои собственные с пустой страницы.

А как работать онлайн с руководителем или детьми? Альтернативным вариантом в данном случае может стать использование виртуальных досок.


Виртуальная доска (онлайн-доска) – это сервис, который дает возможность каждому ученику разместить свою работу на доске, а преподавателю– прокомментировать и оценить каждого. Возможно также использование доски преподавателем для размещения учебно-методических, контрольно-измерительных и других материалов. Таким образом, на доске можно разместить любой материал в электронной форме.


Сетевой сервис Padlet (-let – это английский уменьшительный суффикс, pad – в одном из значений – «блокнот, планшет») является сегодня одним из самых популярных онлайн-средств создания виртуальных досок.


Prezi

Онлайн-сервис, заточенный именно под создание презентаций. Из России сейчас можно пользоваться бесплатной версией. Её главный недостаток — ваша работа будет опубликована на сайте в общем доступе. Если конфиденциальность для вас некритична, Prezi может оказаться вполне полезным.

Среди преимуществ программы:

  • Бесконечный холст. В Prezi можно не ограничивать себя слайдами, а работать на большом холсте — и в процессе презентации масштабировать его и перемещаться на отдельные области. Посмотреть на такие презентации в деле можно в библиотеке презентаций на сайте — допустим, в этом примере. На бесконечном холсте можно двигаться любым выбранным маршрутом. Чтобы презентация хорошо смотрелась в любом масштабе, часть элементов может быть скрыта: например, при уменьшении виден только заголовок, а при увеличении открывается полное содержание.

  • Готовые шаблоны. Любую презентацию на сайте можно открыть для редактирования и сделать на её основе свою.

  • Редактор диаграмм. В программе легко выбрать подходящий график, внести данные и отредактировать стилистику/цвета под свои задачи.


Tilda и Readymag

No-code-конструкторы для сайтов тоже подходят для создания презентаций. В Tilda, например, легко превратить страницы макета в слайды, выбрав специальный блок. Посмотреть, как работает режим презентации, можно по ссылке.

Все ключевые возможности редактора доступны бесплатно:

  • Много готовых шаблонов. Если не хочется ничего выдумывать, можно взять готовый дизайн, а затем вставить нужный текст и иллюстрации.

  • Удобная вёрстка. Если вам всё-таки захочется создать свой дизайн, вы легко сможете настроить сетку и выравнивать по ней все элементы.

  • Широкие возможности для дизайна и анимации. В Tilda легко редактировать иллюстрации, добавлять маски, создавать интерактивные элементы. Если освоить редактор, можно делать впечатляющие слайды.

Tilda — это всё-таки редактор для создания сайтов, и минусы у него соответствующие. Здесь нет, например, опции редактирования диаграмм и возможностей для командной работы в бесплатной версии. Но если вы уже работаете в Tilda и вам нужно создать презентацию, возможно, тут будет вполне удобно

3 этап: Практическая работа


Алгоритм описание проекта:

Название

Актуальность

Цель

Задачи

План действий

Ресурсы

Проектная команда

Целевая группа

Благополучатели

Партнеры

Спонсоры

Итоги

Результаты


Варианты тем для проектирования.


Экологические проекты

  1. Ваш город – шумный мегаполис, постоянно находящийся в движении. Горожане принимают пищу или напитки в картонных упаковках и совершенно не беспокоятся о том, попадает мусор в специализированные корзины или нет. В городе установлены контейнеры для раздельного сбора мусора, но либо контейнеров не хватает, либо у людей есть более важные проблемы, а пока вы читаете это послание, «зеленые волонтеры» убирают мусор на улицах и парках.

  2. На территории школы N спортивная площадка отсутствует. Уроки физкультуры проводятся в спортивном зале или на тротуаре рядом со зданием школы. В этом году строительство спортивной площадки было начато, однако ввиду недостаточного финансирования, работы прекратились через три месяца. Теперь место стройки выглядит как заброшенный склад стройматериалов, где время от времени появляются люди асоциального поведения.


  1. Ваша идея ________________________________________________


Социальные проекты

  1. Ваша команда узнала о сносе детской площадки в соседнем микрорайоне. Подробностей вы пока не знаете, кроме того, что данную площадку признали аварийной, и находиться на ней означает подвергнуть риску собственное здоровье.

  2. Жители вашего города активно занимаются спортом, посещают спортивные выставки и фестивали, участвуют в соревнованиях. На улицах постоянно можно встретить людей на утренней пробежке или вечернем веломарафоне. Спортсмены и любители задевают и толкают при этом прохожих, которые также идут рядом по тротуару.

  3. Ваша идея_______________________________________________


Бизнес проекты

  1. Весь ваш город – один большой «спальный район». Преступлений практически не совершается, а если и совершаются, то доблестные стражи правопорядка подобные ситуации мгновенно регулируют. Однако все чаще поступают жалобы о брошенных на произвол судьбы собаках, роющих мусор в контейнерах и пугающих детей, которые играют на площадках.

  2. Вы учитесь в 8 классе и нуждаетесь в дополнительных карманных деньгах. В вашем подъезде проживает пожилые люди, которые нуждаются в некоторых услугах (например, сходить за хлебом) и готовы заплатить за это небольшую сумму денег.

  3. Ваша идея________________________________________________


Исследовательские проекты

  1. Город, в котором вы живете, внешне ничем не отличается от многих других. Зимой – серый и безликий, летом – вид более приятный, однако, озеленен только центральный район. Вся эта ситуация отрицательно влияет на ваше настроение, и, как показали исследования социологов, на настроение горожан.

  2. В вашем городе протекает очень большая и полноводная река. Раньше вы купались в заводях, ловили рыбу, наблюдали, как дикие утки строят себе гнезда, а потом выходят поплавать с выводком пушистых утят. Теперь в реке очень мало воды, заводей мало, почти нет рыбы, и совсем исчезли утки.

  3. Ваша идея________________________________________________-


Культурные проекты

  1. Ребята вашей школы инициативные и деятельные, участвуют и побеждают в конкурсах, проводят собственные мероприятия по различным тематикам, но ваша команда уверена, что эта информация внутри школы практически не освещается. Школьный пресс-центр еженедельно выпускает газету, но она не пользуется успехом.

  2. Ваша команда особенно ценит искусство и духовную глубину окружающих людей, однако вам негде собраться и поговорить о творчестве. Директор школы предложил собираться в библиотеке, но вы считаете это пространство скучным и тесным для проведения мероприятий.

  3. Ваша идея _______________________________________________


4 этап: Рефлексия. Защита проектов. Тип карусель. Каждая команда подходит к маркерной доске и записывает на ней порядок выступления и название проекта.

Время на защиту проекта 3 мин + 2 мин на вопросы


Список использованной литературы

  1. Овчинников А., Мисливченко Д., Инструментальное пособие «Сновы проектирования для жаждущих изменений» + схема разработки проектных описаний, Красноярск, 2012

  2. Алиева М.А., Гришанович Т.В., Лобанова Л.В., Травникова Н.Г., Трошихина Е.Г. Я сам строю свою жизнь.– СПб.: 2001.

  3. Берн Э. Игры, в которые играют люди. – М, 1988.

  4. Битянова М. Р. Развитие проектного мышления //Школьный психолог. 2002. №30

  5. Бочкарев В.И. Социально-педагогические основы школьного самоуправления. М.: 1997.

  6. Вазина К.Я. Коллективная мыследеятельность – модель саморазвития человека. М.:1990.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!