СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Проект "История строительства храма Петра и Павла"

Категория: Внеурочка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Работа посвящена истории создания и судьбе шуйского «ковчега» - Храма Святых Первоверховных Апостолов Петра и Павла.

Просмотр содержимого документа
«Проект "История строительства храма Петра и Павла"»

Муниципальное общеобразовательное учреждение

основная общеобразовательная школа №15








YII научно-практическая конференция учащихся





«История строительства

храма святых Петра и Павла»






Работу выполнила ученица 9 класса Талалова Юлия.

Руководитель: учитель истории Марченко И.Г.










г.о.Шуя.



“И сказал Господь Бог Ною: конец всякой плоти пришел пред лице Мое, ибо земля наполнилась от них злодеяниями; и вот, Я истреблю их с земли. Сделай себе ковчег из дерева гофер: отделения сделай в ковчеге и осмоли его смолою внутри и снаружи.”

“И сказал Господь Бог Ною: войди ты и все семейство твое в ковчег, ибо я тебя увидел Я праведным предо мноя в роде сем.”

“Истребилось всякое существо, которое было на поверхности земли; от человека до скота, и гадов, и птиц небесных, - все истребилось с земли, остался только Ной и что с ним в ковчеге.”

Приходя в церковь, мы вряд ли задумываемся о том, что здесь, в Храме Божье, принимая участие в молитвенном обращении к Господу Богу, исповедуясь, причащаясь Святых Христовых Тайн, мы тем самым по милости Божьей спасаем свои души от зла и развращения. И ковчегом, на “борту” которого мы находимся, является этот самый Храм Божий.

Сколько церквей, - этих дошедших по воле Божьей до наших дней ковчегов, - украшают землю нашу православную …

Сколько из них все еще стоят с пробоинами в “борту” – в прямом и переносном смысле слов …

Но сколько ковчегов уже “осмолили смолою внутри и снаружи” свои красивейшие “борта”! Уникальные по красоте архитектурные сокровища радуют нас своим великолепием и призывным звоном колоколов притягивают к себе снова и снова

В нашем микрорайоне, где мы живем – Яскино и Петропавловское – есть два очага культуры: наша школа и церковь Петра и Павла. И если с историей школы мы немного знакомы, то история возникновения храма известна далеко не всем.

Мой доклад посвящен истории создания и судьбе шуйского «ковчега» - Храма Святых Первоверховных Апостолов Петра и Павла.

Храм Святых Первоверховных Апостолов Петра и Павла – это небольшой приходской храм в русском стиле. К кубообразному основному зданию (четверику), накрытому восьмиграной куполообразной кровлей с главкой на заострении в центре примыкают прямоугольная алтарная часть с выступающим трехгранным эркером (апсидой) и вытянутая часть западного притвора.

Об истории возникновения существующего ныне храма Святых Первоверховных Апостолов Петра и Павла есть два документальных свидетельства: краткое и подробное. Подробный рассказ о возникновении Петропавловского Храма, а вместе с ним села Петропавловского мы находим в “Памятной книжке Владимирской губернии за 1895 год“ в рассказе Ф.Г.Журова.

Возникновение села Петропавловского совпадает со временем появления в городе Шуя холерной эпидемии 1831 года. Эпидемия продолжалась 50 дней и в этот период времени она похитила в городе Шуе более 400 человек. Так как холера 1831 года была в Шуе впервые после бывшей здесь в 1654 году моровой язвы, от которой умерло из 1170 жителей 560 человек, то паника от вновь появившийся эпидемии была страшная.

Скоротечная и мучительная болезнь, большая смертность, недостаток медицинских средств и приспособлений, апатия и к тому же суеверие способствовали распространению болезни и усиливали панику жителей. Имея небольшое кладбище, город принужден был, при значительной смертности, приискивать другое для умерших холерою. Такое место найдено было на расстоянии от города менее одной версты к востоку, в урочище, называемый Рыково, на самом рубеже городской земли, граничащем с землями частных владельцев.

Таким образом – умерших от холеры хоронили на двух кладбищах: Наиболее состоятельных домохозяев на прежнем кладбище при Троицкой церкви, а менее состоятельных и бездомных на кладбище новом, в урочище Рыково.

Неизвестно сколько похоронено на старом кладбище, на новом же, как значится в церковной записи села Петропавловского, устроенного при этих могилах, погребенно 418 человек. По окончании эпидемии, Шуйские граждане установили производить каждогодно 28 июля кругом города крестный ход, от которого часть икон с иконою Смоленской Божий Матери отделялась и приносилась к новому кладбищу, где над общими могилами скончавшихся от холеры совершалась торжественная панихида при большом стечении богомольцев, имевших в числе погребенных своих родных или близких людей. Впоследствии эти могилы были обнесены земляной насыпью, а потом, в 1847 году, городским головою И. Д. Киселевым поставлен был над ними из белого камня памятник со следующей на медной доске надписью: ”Святый Боже, Святый Крепкий, Святый Бессмертный, помилуй нас”: “На сем месте погребены жители города Шуи, от губительной болезни холеры в 1831 году скончавшиеся. Да упокоит их Господь с миром“.

Отсюда начинается история возникновения села Петропавловского.

Выше было сказано, что кладбище для умерших от холеры отведено было на самой меже земли, принадлежащей городу; по другую сторону межи земля принадлежала помещику генералу Отто. Эту землю приобрел Шуйский купец Гавриил Васильевич Болотов. Так как он запашки не производил и земля была для него не нужна, то он пригласил некоторых крестьян из близлежащих деревень поселиться на его земле безвозмездно. Так как к этому времени на могилах умерших от холеры, с благословения преосвященного Антония устроена была Болотовым каменная часовня, то некоторые из крестьян охотно согласились переселиться, имея в виду хороший заработок близ фабрик города Шуи. Первые 5 домов выстроили крестьяне из деревни Чижовой. За ними, видя выгодное местоположение, продолжали строиться и другие из разных деревень.

Когда поселок увеличился, бывшую каменную часовню преобразовали в церковь. С этого времени Болотов наложил на своих новоселов небольшую арендную плату, от 1 до 3 рублей с дома.

Со временем поселок, именовавшийся прежде по месту урочища “Рыковым”, стал именоваться селом Петропавловским. В это время село имело уже более 100 домов. При таком значительном количестве поселенцев и при затруднительности получать с них исправно арендную плату, землевладелица Болотова предложила им купить у нее эту занимаемую землю. Торг состоялся и общество, уплатив деньги, сделалось собственником занимаемой земли. Устроившись так прочно, общество стало подумывать о расширении или об устройстве новой церкви, так как прежняя церковь, перестроенная из часовни, оказалась при увеличении населения весьма тесной.

Но само общество было бессильным приступить к такому делу. Оно обратилось с просьбой к одному из жителей г. Шуи – Егору Андреевичу Гусеву, считая, что он сможет устроить это благое дело. Е. А. Гусев не отказался.

Не ошиблось общество в своем выборе: через три месяца, а именно в июле того же года, постройка церкви уже началась. Старание церковного старосты увенчалось успехом: через два года церковь устроена.

Нельзя сказать, что устроенная церковь обширна и хорошо устроена, но для жителей села очень удолетворительна. В ней 11 окон, дающих хорошее освещение, духовная печь, красивый чугунный пол – все эти удобства дают право назвать ее церковью далеко не скудной. Довольно хорош в ней иконостас с резьбой по дереву. В нем 20 икон, написанных по золотому чеканному фону.

По устройству новой церкви, общество сочло за нужное не нарушать и старую, как родоночальницу новой: оставить ее потомству как памятник, стоящий на общей могиле погибших от холеры, и указывающий их место упокоения.

12 июля в день Святых Апостолов Петра и Павла, при большом стечении народа, в село крестным ходом из Шуи (ежегодно) приносили три иконы: Шуйская Смоленская икона Божей Матери, Святой Животворящий Крест и икона Святого Николая Чудотворца из села Мельничного, в сопровождении Шуйских священников; прибывшим духовенством совершалась в Петропавловской церкви торжественная литургия. По совершении литургии крестный ход возвращался в город, а в селе открывалась ярмарка с обычными развлечениями: после обеда составлялись хороводы, продолжавшиеся иногда далеко за полночь.

На сегодняшний день службы в Храме проводятся также безо всяких “новых веяний”, по старым, проверенным временем канонам, которые знают многие из пожилых прихожан. И ценят прихожане за это священников, которые сохраняют исконные традиционные Православные каноны, которые несмотря на все исторические перипетии удалось сохранить в их прежнем, неизменном, красивейшем и богатом виде. К этому располагает и само убранство икон и интерьера Храма, выполненное может быть и подручными средствами, что все по-домашнему: и уютно, и тепло.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!