СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Проект "Франция-Россия. Диалог двух культур."

Нажмите, чтобы узнать подробности

Знакомство учащихся с развитием французско-русского диалога в мире моды в конце 19 начале 20 веков.

Просмотр содержимого документа
«Проект "Франция-Россия. Диалог двух культур."»



Проект «Франция-Россия. Диалог двух культур»





Оглавление

Введение……………………………………………………………………...стр. 3

Основная часть

Глава 1. Французско - русские контакты в мире моды

1.1.История развития моды во Франции в 19 – 20 веках

1.1.1.Рождение «Высокой моды»……………………………………….стр. 5

1.1.2 Новаторство Поля Пуаре…………………………………………..стр. 7

1.1.3. Коко Шанель - легенда французской моды………………………стр. 11

1.2. Влияние русских традиций на развитие модных тенденций

Франции

1.2.1 Русские дома мод в Париже………………………………….........стр. 15

1.2.2 Дом вышивки «Китмир»…………………………………………..стр. 21

Глава 2. Теоретическое исследование по теме: «Франция – Россия:

диалог культур в мире моды»

2.1 Организация, методы исследования и их описание………………...стр. 25

2.2 Описание, анализ результатов исследования и выводы о взаимовлиянии французских и российских традиций в

мире моды……………………………………………………………. стр. 29

2.3 Мультимедийное пособие, как продукт проектной работы…….…стр. 33

Заключение…………………………………………………………………...стр. 36

Список источников информации……………………………………………стр. 38

Приложения

Приложение 1……………………………………………………………….. стр. 39

Приложение 2………………………………………………………………...стр. 43


Введение

Франция в силу сложившихся социально-экономических причин имела богатую историю развития одежды, традиционно считалась законодательницей моды во всём мире. Однако известно, что в определённые периоды французская мода испытывала влияние российских культурных традиций, что нашло отражение в творениях французских модельеров.

Научная значимость данной работы заключается в том, что взаимовлияние французских и российских традиций проявляется в мире моды, поскольку одежда является продуктом и отражением особенностей культуры народа, его национального характера, мировосприятия.

Социальная значимость данной работы определяется знакомством с культурными особенностями Франции на примере французско-русских контактов в мире моды.

Личностная значимость состоит в том, чтобы расширить знания о стране изучаемого языка, её истории, традициях.

Проект реализуется в предметных рамках страноведения и французского языка. Близкие учебные дисциплины - история Франции и история России.

Исследование может быть квалифицировано как информационное, внутришкольное, годичное.

Объектом исследования является история моды.

Предметом исследования является взаимовлияние двух культур на модные тенденции Франции и России ХХ века.

Гипотеза исследования: модные тенденции Франции и России оказывали влияние друг на друга.

На основании вышесказанного мы ставим перед собой следующую цель: исследовать французско-русские контакты в мире моды и рассмотреть особенности их взаимовлияния.

Для реализации поставленной цели, нами были выдвинуты следующие задачи:

1.  Проанализировать историю моды во Франции;

2.  Описать влияние французской моды на русскую и русской на французскую.

3.  Создать мультимедийное пособие по теме исследования.

4.  Разработать на материале проекта сценарии внеклассных мероприятий для недели французского языка.

В исследовании были использованы следующие методы и методики:

Эмпирические методы: ·  Экскурсии в музеи и посещение выставок с целью получения информации по теме исследования, интервьюирование специалистов.

Теоретические методы:

·  Анализ источников информации по теме: «Франция - Россия: диалог культур в мире моды»

·  Сравнение тенденций развития российской и французской моды ХХ века.

·  Обобщение полученной информации, выявление общих тенденций взаимовлияния культур.

·  Моделирование мультимедийного пособия по теме исследования.

·  Моделирование сценариев внеклассных мероприятий для недели французского языка.

Практическая значимость работы определяется созданием мультимедийного пособия по теме исследования, разработкой и проведением на материале проекта внеклассных мероприятий по страноведению в рамках недели французского языка в школе, использованием материалов результатов исследования для самообразования школьников.

Глава 1. Французско - русские контакты в мире моды

1.1. История развития моды во Франции в 19 – 20 веках

Известно, что мода является отражением эстетических предпочтений времени. Костюм неотделим от общего исторического развития страны, он – продукт и отражение особенностей каждой ее эпохи. Франция имеет богатую историю развития одежды.




О тцом «Высокой моды» («Haute Couture») по праву считается англичанин Чарльз Фредерик Ворт. Прибыв в Париж в возрасте двадцати лет, Ворт поступил в престижную фирму Гажелена, самого знаменитого торговца шелком в Париже. За одиннадцать лет работы в компании он превратил ее в «горячую точку» моды.

Наиболее успешное платье Ворта было сложным произведением, которое надела жена австрийского посла на государственный бал в Тюильри, где оно было замечено императрицей Евгенией Монтихо, супругой Наполена III. Это был день восхождения звезды Ворта.

Рис. 1. Чарльз Ворт

Императрицу заинтересовал кринолин. Ворт изобрел

кринолин из легких металлических обручей, соединенных между собой прочными лентами, конструкция имела форму абажура, что придавало фигуре величественность. Кринолины увеличивались в размерах, обрастали воланами, оборками, рюшами. Каркасная юбка, бывшая прежде привилегией знати, стала доступна всем.

Ворт становится поставщиком двора и личным портным императрицы. Весь модный Париж пожелал заказывать у него туалеты. Вскоре он открыл небывалую по стилю мастерскую — смесь роскошной модной лавки со светским салоном.

Чарльз Ворт заложил традиции высокого шитья: модель создается как произведение искусства и практически вручную. Он был первым кутюрье, кто помимо индивидуальных заказов стал разрабатывать небольшие творческие коллекции, копии которых могли заказывать его клиентки. Ворт ввел впервые лицензионное создание копий для более широких слоев населения, нежели к оролевский двор. Он продавал образцы своих моделей в ателье или крупные магазины по всему миру.

Ворт организовал первый показ моделей, где

Рис. 2. Эскизы Ворта манекенщицы демонстрировали платья.

Именно Ворт придумал манекен знакомой нам формы (стилизованный торс человека). На нем мастер демонстрировал модели и на подобных же манекенах накалывал схему задуманного. Такая работа — без выкроек, прямо на ткани, которая затем кроится по линиям наколок, — и сегодня является отличительной особенностью «от кутюр». Чарльз Ворт стал первым подписывать созданные им творения, как произведения искусства, то есть пришивать ленточку с вытканным на ней именем. Каждый год он представлял новую коллекцию, что способствовало быстрой смене мод и увеличивало доход мастера. Модельер основал первый настоящий Дом высокой моды. Он шил для девяти королевских дворов, одевая в том числе русскую императрицу Александру Федоровну и некоторых ее придворных дам.



Закат кринолина наступил в 1867 г. Взамен Ворт предложил женщинам турнюр, который имел оглушительный успех и продержался в моде около десяти лет.

После смерти Чарлза Ворта его дело продолжили сыновья Жан Филипп и Гастон. Фирма «Ворт» получила мировое признание на Всемирной выставке в Париже в 1900 г.

1.1.2. Новаторство Поля Пуаре

 Рис. 3. Поль Пуаре

Поль Пуаре был одним из самых влиятельных создателей моды вообще. Стремительно войдя в славную когорту великих портных своего времени, он стал не просто одним из них - энергия, талант, честолюбие вознесли его высоко. Он стал Пуаре Великолепным. Такой поистине королевский титул мог заслужить лишь признанный лидер, имеющий полное право сказать о себе: «Я одевал эпоху».

В 1903 году Пуаре открывает собственное дело. Первой его большой работой и первым успехом была коллекция туалетов для ведущей парижской актрисы Режан. Дух экспериментаторства был присущ Пуаре с детства. Живя недалеко от Лувра он был его постоянным посетителем. В музее он обратил внимание на то, что античный костюм " держится" на плечах - поток легких, воздушных и пластичных тканей, струясь,как бы стекая с плеч, на мгновение задерживается на местах легкого крепления, чтобы вновь растечься по телу многочисленными струйками мелких складок. Только Режан, с ее естественной грацией и своенравием примадонны, могла позволить себе экстравагантную новизну, впервые показавшись в обществе в манто кроя кимоно, ставшим известным под девизом «Конфуций».

Заведя семью в 1905 году, Пуаре начинает моделировать на жену Денезу, которая носит творения его воображения с такой простотой и изяществом, что вскоре туалеты мадам Пуаре привлекают к себе внимание светской хроники. Рис. 4. Демонстрация моделей Пуаре

Именно ему, первому, пришла в голову идея следовать за своей клиентурой. Для этого на известных курортах Франции Пуаре организовал демонстрацию своих моделей на манекенщицах. Теперь же он решил предпринять колоссальное т урне по столицам и крупным городам Европы.

Рис. 5. Платье Пуаре





Поль Пуаре с начала десятых годов с необыкновенной энергией расширяет поле своей деятельности. Специалисты считают, что до Пуаре все духи имели приблизительно одинаковый запах. Опыты в фармацевтической лаборатории подтвердили его предположения – увеличение количества и разнообразие самих эссенций, а главное, использование самых необычных их сочетаний может принести поразительные результаты. Свое небольшое парфюмерное предприятие Пуаре назвал «Розиной», в честь старшей дочери. Для необычных запахов нужны были и оригинальные флаконы, которые он сам же создавал. Названия духов от Пуаре были в духе времени:

«Борджиа», «Рубашка Розины». За духами последовал фирменный набор, туалетная вода, одеколон, мыло, пудра, сценический грим. Магия его престижного имени начала приносить ощутимые плоды. Забота о создании фирменного стиля естественным образом привела Пуаре к мысли о собственных «эксклюзивных» тканях.

Работа над новыми тканями была только началом той кипучей деятельности по преобразованию предметной среды человека нового столетия, которую Поль Пуаре развил в краткий период между годами. И, как всегда, Пуаре подошел к решению этой грандиозной задачи нетрадиционным путем.

В апреле 1911 года Пуаре открыл детскую школу декоративных искусств, которая получила название «Мартина» по имени второй дочери Пуаре. Для того, чтобы стимулировать фантазию детей, наполнить ее новыми зрительными образами, учениц водят в парки, музеи, и, прежде всего, в Лувр, в Версаль. Они посещают рынки, заполненные пестрой живописной толпой, красками садов и огородов парижских предместий. Вернувшись в студию, девочки с удовольствием выплескивают на бумагу накопившееся за день богатство живых, свежих ощущений и образов прошедшего дня. Вскоре на базе школы модельер открывает профессиональную декоративно-прикладную студию, где детским рисункам придается стилистическая завершенность. Пуаре рассылает рисунки «мартинок» на текстильные предприятия, на фабрики декоративных тканей, обоев и ковровые производства; он отсылает их и в Севр, где по ним выполняются росписи по фарфору.

Начавшаяся 1 августа 1914 года мировая война меняет всё. Движимый чувством долга, Поль Пуаре уходит в армию. На военной службе Пуаре проводит без малого пять лет. За годы его отсутствия коллеги – те, что не закрывали двери своих Домов в годы войны, и те, что вновь открыли их, – заметно упростили и укоротили женскую одежду. Пуаре не оставалось ничего, как следовать общей тенденции. Теперь к эпитету «практичная» одежда часто присоединяется новый, рожденный в годы жестких ограничений – «рациональная».

И все-таки, несмотря ни на что, Пуаре полон сил. Он продолжает творить сам и поддерживает других. Но в период между годами многие из его коммерческих начинаний убыточны. Его модели нередко выглядят старомодными, хотя имя Пуаре Великолепного по-прежнему действует завораживающе.

В 1925 году Пуаре в последний раз предпринимает все возможное, чтобы вновь заставить сиять свою звезду. Блестящий повод для энергичных действий дает открывающаяся в Париже всемирная выставка декоративных искусств «Ар Деко». Пуаре готовит новую коллекцию моделей, организует выставку обширной коллекции полотен своих друзей пост-импрессионистов (110 картин).

Вскоре Пуаре вынужден продать свое имя. Оставаясь самим собой, то есть человеком кипучей деятельности, он по-прежнему все время что-то предпринимает, кого-то поддерживает морально и материально. В 1929 году выходит из печати автобиография Поля Пуаре. Она поражает своим пониманием глубинной сути того обширного социально-психологического явления, которое мы по традиции называем «модой». Но это понимание, кажется, исходит не от опыта или разума, а от самого сердца творца, влюбленного в жизнь.

Поль Пуаре скончался в Париже в 1944 году в нищете и забвении. Может быть, кто-то поразится – как мог столь богатый, влиятельный человек дойти до последней черты бедности. Ответ не может быть однозначным, но думается, что натуры типа Поля Пуаре всю жизнь стремятся вкладывать всю свою энергию и состояние в творчество, в таланты. Вклад, всегда беспроигрышный для благородной души, подчас оборачивается трагизмом повседневного человеческого существования.



«Одевая эпоху» – так назвал он книгу о своей жизни. Время показало – такое под силу далеко не каждому.

Рис. 6. Коко Шанель

1 Коко Шанель - легенда французской моды

Коко Шанель родилась 19 августа 1883 года в Сомюре, во Франции. Когда Габриель было 12 лет, мать умерла, и отец отдал девочку в католический монастырь, а затем в интернат. Будучи вынужденной много лет носить форму, она мечтала одеть всех женщин по-своему.

После приюта и интерната для девочек из знатных семей в Мулене, Шанель работала продавщицей в модном магазине. Именно тогда, исполнив в кафе «Ротонда» несколько песенок, она получила свое прозвище Коко (Цыпленок), которое заменило ее настоящее имя.

В 1910 году в доме 21 по улице Камбон в Париже Шанель открывает мастерскую шляп иаксессуаров под вывеской «Мода Шанель». Одной из её клиенток была актриса Габриэль Дорзиа, что весьма высоко подняло репутацию Шанель.   В годах Шанель придумала совершенно новые фасоны платьев и шляпок. Примерно с этого времени начинает зарождаться то, что впоследствии станут называть "знаменитым стилем Шанель". В 1913 году Коко смогла открыть собственный магазин в Довиле. Она вводит в моду спортивную одежду. В её новом бутике продаётся линия одежды из джерси для занятий спорта и отдыха на свежем воздухе.

В 1915 году Шанель открывает первый Дом моды (Maison de Couture) в Биарице. Шанель шлифует свой стиль - её одежда даёт женщине свободу движения, подчеркивая красоту естественности. Одна из её моделей появилась в американском журнале Haper’s Bazar с подписью. К 1917 году на Шанель работало 300 портных и модисток. Это дало ей право быть принятой в высшем свете.

В начале 1920-х гг. в жизни Шанель начинается «русский период». Испанский художник и его жена Мися познакомили Шанель с художниками и артистами Русских сезонов. Ее друзьями стали И. Стравинский и С. Дягилев. Шанель финансировала постановку балета «Спящая красавица», а в 1924 г. сделала костюмы для балета «Голубой экспресс», с ценарий которого написал Ж. Кокто, а занавес нарисовал П. Пикассо.

Благодаря встрече с Великим князем Дмитрием Романовым в 1920—1921 гг. Шанель познакомилась с Великой княгиней и подала ей мысль создать вышивальную мастерскую «Китмир». В моделях Дома «Шанель» появились «русские» мотивы — пальто с меховой отделкой, вышитые блузы и платья из крепдешина с русскими мотивами, «византийские» украшения.

Р ис. 7. Шанель и Д. Романов познакомил ее с парфюмером из Петербурга Эрнестом Бо, который создал для Шанель новый аромат духов. В 1921 г. К. Шанель выпустила знаменитые

духи «Шанель № 5» — первые французские духи с абстрактным запахом. Эти духи можно назвать самыми популярными духами XX в. (не случайно их флакон нарисовал художник поп-арта Э. Уорхол как один из символов массовой культуры). В них все было новым: и «составной» запах, и вызывающе простой и элегантный флакон, который Р. Лалик создал, как говорили, по эскизу самой Шанель, и необычное название, в котором была заложена «абстрактная» идея. Именно такие названия давали своим картинам художники-абстракционисты (В. Кандинский, К. Малевич, П. Мондриан). Всю жизнь Шанель

Рис. 8. Шанель №5

с читала пятерку своим счастливым числом, неизменно приносящим ей удачу. Не случайно свои новые коллекции она всегда показывала именно пятого числа. В 1924 г. 70 % компании по производству духов купил Пьер Вертаймер, его наследники являются сейчас владельцами компании «Шанель».

Г оды с 1920 по 1939 были «золотой

Рис. 9. Эмблема Шанель эпохой» Коко Шанель. В 1924 году она организует Общество парфюмерии Шанель, которое выпускает духи и косметические средства. Вдохновившись поездками по Шотландии с герцогом Вестмистерским, Шанель создаёт свои первые твидовые костюмы. В этом же году появляется придуманная ею фантазийная бижутерия. В 1926 году было создано «маленькое чёрное платье», которое американский “Vogue” сразу провозглашает «униформой современной женщины. Для выставки высокого ювелирного искусства (1932 год) Габриэль создаёт коллекцию «Украшения из бриллиантов», которая была с восторгом принята прессой. В Доме Chanel в это время работает 4000сотруднков, а Дом занимает 5 зданий на улице Камбон ». Для демонстрации моделей были приглашены манекенщицы только русского происхождения. "Они необычайно Рис. 10. Эскиз Шанель

хороши собой и обладают изысканными манерами, - писала пресса. - На подиуме они никогда не пританцовывают и не улыбаются".

Режиссер и драматург Жак Кокто не раз заказывал у Шанель костюмы для своих постановок. Король Голливуда Сэм Голдвин пригласил Шанель в США одевать "звезд" для своих фильмов. Впоследствии она написала: «Я восхищалась Америкой... А для многих американцев я была олицетворением Франции». По возвращении на родину Шанель пережила жестокий удар - ее служащие объявили забастовку, и она не могла войти в собственные владения.

В 1939 году Шанель закрыла Дом моделей, оставив работать только бутик парфюмерии и аксессуаров, и в скоре покинула Францию. Она отправилась в Швейцарию, где провела четырнадцать лет в бездеятельности, в праздности, которую сама же, в силу своей деятельной натуры, недолюбливала.

В 1954 году в возрасте 70 лет она с триумфом вернулась в мир моды, второй раз открыв свой Дом высокой моды (Maison de Haute-Couture). В 1955 году выходит первая туалетная вода для мужчин, а спустя два года Шанель получает награду Оскар мира моды в Далласе, которой отмечен её талант «наиболее влиятельного творца XX века». Новое поколение модниц стало считать за Рис. 11. Шанель в 50-ые годы

честь одеваться от Шанель, а сама Коко превратилась в магната, управляющего самым крупным домом в мировой индустрии моды.

Габриель Шанель умерла тихой смертью 10 января 1971 года в возрасте 88 лет в номере люкс отеля "Ритц" в Париже, через дорогу от роскошно отделанного, известного на весь мир Дома Шанель. Доходы ее империи составляли 160 млн долларов в год, а в ее гардеробе было найдено всего три наряда, но "очень стильных наряда", как сказала бы Великая

Королева Моды.

Таким образом, изучение истории развития моды во Франции в конце XIX – начале XX веков позволяет сделать вывод о том, что знаменитые французские модельеры внесли огромный вклад в развитие мировой модной индустрии. Наиболее яркие личности рассматриваемой эпохи – Чарльз Ворт, Поль Пуаре, Коко Шанель. Их огромное влияние просматривалось и в связях с Россией, так как экономические и культурные связи двух стран в этот период развивались и упрочнялись.

1.2. Влияние русских традиций на развитие

модных тенденций Франции.

1.2.1 Русские дома моды в Париже.

В начале XX века вследствие революционных исторических событий, потрясших Россию, большое количество эмигрантов разнородных имущественных и сословных различий приехали во Францию. О достижениях наших соотечественников в самом крупном центре русской эмиграции Париже говорит хотя бы то, что к 30-м годам там открылось более тридцати православных храмов. В городе было семь русских высших учебных заведений, С наступлением 20-х и до второй мировой войны в Париже выходили две большие ежедневные газеты - "Последние новости" и "Возрождение". Их тиражи доходили до 40 тыс. экземпляров.

Те выходцы из России, которым удалось вывезти крупные капиталы, открывали роскошные рестораны, банки, оптовые фирмы, выступали в роли посредников в торговле с Советской Россией. Однако самых серьезных успехов эмигранты достигли в сфере моды и модельного бизнеса. Вначале они занимались рукоделием, затем вышиванием, росписью шляп, шалей, зонтиков. Но в дальнейшем развили свой профессионализм и создали настоящие крупнодействующие дома моды, из которых около 20 находилось в самом центре мировой моды - в Париже. Эти дома просуществовали некоторое время. У некоторых жизнь была быстротечной, как у дома Феликса Юсупова ИРФЕ, который просуществовал около семи лет, другие прожили свыше 30 лет, что необычайно для дома моды.

Мир западноевропейской моды не мог оставить без внимания такое историческое событие, как русская социалистическая революция. Но реакция была своеобразной. Модницы почему-то не пожелали рядиться в матросские бушлаты, буденовки и рабочие спецовки. Этим символам нового времени ретроградки предпочли русские кокошники, кички, косоворотки и меховые отделки накидок к вечерним платьям, делавшие туалеты похожими на боярскую одежду. Впрочем, интерес к нашей традиционной одежде возник еще до революции, после того как коллекция старинного русского костюма из собрания была показана в Париже, Брюсселе и Чикаго.

Тяга к российской экзотике была столь велика, что в начале 20-х годов ведущие парижские дома "Шанель", "Люсиль", "Поль Пуаре" и "Агнес" создавали целые коллекции "а - ля рюс". Модели имели трудно произносимые для европейцев названия, например "бабушка" (Дом "Мартиаль и Арманд"), "мужик" (Дом "Алис Бернард). Кокошник и всевозможные его модификации стали непременными атрибутами парадных платьев и вечерних туалетов.



Многих эмигрантов эпидемия "стиля рюс", поразившая Европу, спасла от голодной смерти. "Славянские" кустарные изделия пользовались массовым спросом. Искусство рукоделия, обучение которому составляло непременную часть воспитания русских девушек, в том числе и из аристократических семей, оказалось востребовано рынком. Эмигрантки начали заниматься модным производством на дому или в гостиницах, где они жили в первое время. Поле деятельности здесь было велико: вручную изготавливались детали убранства интерьеров - абажуры, подушки, салфетки, драпировки. Княгини и графини становились портнихами-надомницами и модистками, делали зонты, бижутерию, расписывали шали, шарфы, расшивали бисером сумочки и кошельки. Причем в кустарном промысле работали не только женщины. Офицеры открыли в Париже мастерскую по производству дамской "художественной" обуви. Продукция быстро стала модной и даже демонстрировалась на международной выставке декоративных искусств в Гран-Пале в 1925 году.

С ростом кустарного производства и расширением ассортимента изделий возникла сеть сбыта готовой продукции. Кустари объединялись в артели, поставлявшие товар в магазины, которые специализировались на предметах, созданных вручную. О моде на русские кустарные изделия в Париже начала 20-х годов восторженно писал обозреватель журнала "Искусство и мода" Пьер де Тревьер: "В Париже есть не только русские рестораны. Кроме шоферов такси и учителей танцев, которые уверяют, что были царскими адъютантами, у нас есть нечто другое… У нас есть теперь все эти русские материи и украшения, созданные с редким искусством, с их притягательным многоцветьем, кустарями, которые по странному стечению обстоятельств расположились по всей рю Фобур Сент-Оноре, от площади Бово до рю Руаяль… Я горячо верю, что наша мода попадет под непосредственное влияние этих наивных, но опытных художников. Не сомневайтесь, туники парижанок скоро озарятся славянским духом или русским настроением. Казацкое пальто, которое появилось в прошлом сезоне, померкнет перед этими стилизованными созданиями, неясными воспоминаниями о беспрерывных мучениях Святой Руси".

Однако до 1922 года наши соотечественники в Европе не имели определенного статуса, что ограничивало их экономическую деятельность. Лишь после введения нансеновского паспорта - признанного в 38 государствах документа политического беженца - русские эмигранты наконец получили возможность открывать собственные предприятия. Стали возникать многочисленные ателье и швейные мастерские, которые быстро превращались в дома моды. Большинство модных предприятий той эпохи было основано русскими аристократками. Мария Ивановна Путятина, свекровь Великой княгини Марии Павловны, завела шляпное дело под экзотическим названием "Шапка". Успеху предприятия способствовало то, что манекенщицей номер один в "Шапке" выступала княгиня Трубецкая, чей титул привлекал клиентов.

Графиня Орлова-Давыдова открыла на бульваре Мальзерб русский Дом "Мод", специализировавшийся на ручной вязке и набойке шерстяных и шелковых тканей. Продукция этого Дома пользовалась большим спросом. Очень популярна, например, была ткань, имитировавшая старинную парчу. Об этом можно судить хотя бы по тому, что за 1годы общая сумма жалованья мастериц - а на предприятии трудились исключительно эмигрантки из России - выросла со 100 тыс. франков до 320 тыс. В 1925 году парижский модный журнал писал: "Оригинальность их рисунков, вдохновленных старинными орнаментами русских, коптов, египтян, персов, китайцев, а также стойкость и яркость красителей позволили им достичь блистательного успеха у французских и иностранных клиентов". Ведущие парижские дома заказывали у графини ткани для своих изысканных коллекций.

Основательницей Дома моды "Имеди", где одевались дамы из высшего света Франции, Великобритании, Голландии, а также новоиспеченные американские миллионерши, была Анна Ильинична Воронцова-Дашкова, урожденная княжна Чавчавадзе. Начала она свою карьеру в мире моды в качестве светской манекенщицы у Коко Шанель: удивительно красивая и элегантная, она зарабатывала на жизнь тем, что появлялась в великосветских салонах, в театрах и на приемах в платьях от легендарной французской модельерши. Другой знаменитой моделью была праправнучка поэта Жуковского графиня Мария Белевская, олицетворявшая в глазах французов тип русской дворянки. Ведущей манекенщицей известного русского Дома моды "Миеб", основанного бывшей фрейлиной Бети Буззард, была Софья Носович, прославившаяся тем, что с оружием в руках сражалась с большевиками в рядах Белой армии, была приговорена к расстрелу, но чудом спаслась и попала в Париж. В период г итлеровской оккупации она участвовала в Сопротивлении.

Одним из наиболее известных Домов моды был Дом моды IRFE. IRFE - латинское сокращение двух имен - Ирина и Феликс: хозяин Дома - князь Феликс Юсупов, Ирина - его жена. Феликс был не только благородным, но и очень деятельным человеком. Проведя маркетинговые, как сказали бы сейчас,


Рис. 12.

Юсуповы исследования и решив, что модный бизнес - это тот бизнес, на котором можно неплохо зарабатать, Юсупов открыл свой Дом. Стены Дома были затянуты серым, и на этом фоне очень выигрышно смотрелась вывезенная из Левадии красная мебель. Лицом своего Дома Юсупов сделал собственную жену. Ирину Александровну Романову, женщину тончайших крастоты и воспитания, одевали в восточном стиле (тюрбаны, длиннющие нити крупнейшего жемчуга), обыгрывая золотоордынскую фамилию ее супруга.

Владелицей и основательницей следующего европейского русского Дома - Дома моды "Арданс" - была русская баронесса греческих корней. Не имея, видимо, ничего особенно завлекательного и в своей жизненной истории, основательница "Арданса" изюминкой этого Дома, его торговой маркой сделала цвет. Выбор пал на сиреневый, и все, что выпускал "Арданс", было выдержано в сиреневой гамме. Сиреневыми были платья, пальто, обувь, сумки, зонты, кружево... На показах посетительницам вручали букетики фиалок. Стратегия оказалась настолько успешной, что Дом моды баронессы установил рекорд долгожительства, просуществовав аж тридцать лет.

Дом моды "ITEB". Если прочесть название наоборот, то получишь имя - Beti. Это имя еще одной русской баронессы, дочери заведующего царскими конюшнями, которая, учредив свой модный Дом, также работала в псевдорусском стиле. Причем в том самом особняке, в котором нынче работают сотрудники известной косметической фирмы «Лореаль»: фирма выкупила особняк у наследников баронессы.

Стиль ITEB - это черно-белые сочетания, спортивный дух и склонность к заимствованию. Эта самая склонность была столь сильной, что привела хозяйку Дома к мысли выпустить духи в точно таком же флаконе, в какой разливали Шанель №5. Выпустила, но запах ITEB-14 не имел того успеха, который имел запах Шанель №5, хотя сегодня на этой истории можно отлично заработать - за пустой ITEBовский флакончик коллекционеры дают тысячу евро.

Кустарные артели, в которые объединялись русские аристократки, специализировались преимущественно на вышивке. Работы были выполнены на столь высоком уровне, что их авторы получали заказы от больших парижских домов моды. Самым известным и значительным стал Дом вышивок "Китмир", основанный уже упоминавшейся Великой княгиней Марией Павловной. "Китмир" функционировал в Париже с 1921-го по 1928 год и имел эксклюзивный контракт с Домом "Шанель". Его история очень показательна для всего русского модного бизнеса на Западе.

1.2.2 Дом вышивки «Китмир»

О сенью 1921 года Мария Павловна в поисках средств к существованию решила попытать счастья у Коко Шанель, которая тогда уже имела весьма солидную репутацию и клиентуру. К тому же было известно, что она испытывала слабость к русской культуре. Как раз в эти годы Коко Шанель находилась под обаянием Дягилева и так сильно поверила в мировое художественное значение его антрепризы, что выделила большие средства не только на поддержание, но и на возрождение и расширение "Русского балета".

Рис. 13. Мария Павловна Романова

Великая княгиня пришла в студию Коко Шанель в тот момент, когда та торговалась с вышивальщицей о цене на блузку, которая требовала за работу 600 франков. Мария Павловна предложила на 150 франков меньше. Коко Шанель согласилась. Мария Павловна освоила навыки машинной вышивки на курсах вышивальщиц-мотористок и на производстве, и после нескольких удачно выполненных заказов у нее появилась идея создания собственного Дома. Предприятие было названо "Китмир" в честь любимого пекинеса бывшего посла России в США Бахметьева. Мария Павловна продала очередную порцию фамильных драгоценностей и арендовала помещение на заднем дворе богатого особняка на авеню Франциска I, неподалеку от Елисейских Полей. Наняла двух русских девушек, отправила их за свой счет на курсы, которые сама окончила, и купила три вышивальные машины.

В это время Коко Шанель начала готовить к традиционному февральскому показу очередную весеннюю коллекцию. Она предоставила Марии Павловне право самой придумать рисунки вышивок, выбрать ткани и нитки. Идеи и эскизы обсуждались совместно. Великая княгиня погрузилась в ранее совершенно не ведомую ей сферу жизни: училась работать с поставщиками, решала организационные и коммерческие вопросы. Бухгалтерскую работу взял на себя ее муж князь Путятин, служивший в частном банке. Первый заказ Дом "Китмир" получил от "Шанель" - на партию блузок, туник и пальто. Мария Павловна собственноручно расшила большую часть изделий, выполнив вышивки в серых тонах с красными вкраплениями. Эти модели стали гвоздем коллекции Шанель. После трехчасового дефиле клиенты бросились наперебой заказывать вышитые вещи. "Китмир" приобрел статус эксклюзивного поставщика Дома моды " Шанель".

На великокняжеское предприятие посыпались заказы, с которыми Мария Павловна и ее работницы едва справлялись.

Рис. 14. Платье с вышивкой Китмир

Она вспоминала, что иногда спала прямо на

полу в мастерской, подстелив вместо матраса шубу. Вероятно, многих организационных и производственных проблем можно было бы избежать, если бы Мария Павловна наняла опытных французских вышивальщиц. Но она, стремясь поддержать соотечественниц, набирала исключительно русских девушек-эмигранток, чем вызывала недовольство Цыпленка: Коко жестко требовала от Великой княгини "искоренить дух благотворительности, который нельзя путать с коммерцией". Впрочем, в целом отношения между ними до поры до времени были вполне дружескими. Шанель даже сама стригла княгиню и была ее советчицей в выборе туалетов.

"Китмир" ежегодно увеличивал и менял ассортимент. Мария Павловна внимательно следила за веяниями в мире моды и, почувствовав ослабление интереса к псевдорусскому историческому стилю, стала вводить в свои вышивки орнаменты персидской керамики, коптских тканей, китайского фарфора. Ее модели 1922 года были расшиты уже не только золотом и шелком - в дело пошли бисер, бусы и блестки. Успех был огромным. Шанель требовала все больше вышитых изделий. "Китмир" не справлялся с объемом работы. Некоторые клиентки, недовольные затягивающимися сроками, снимали свои заказы. А приказчицы "Шанель" устраивали по этому поводу скандалы...

М ария Павловна решила расширить дело. В 1923 году "Китмир" переехал в трехэтажный особняк на рю Монтень. На первом этаже разместились контора и выставочный зал, на верхних трудились вышивальщицы, закройщики и технологи. Мария Павловна впервые поступилась принципами и наняла

Рис. 15. Афиша «Китмир»

нескольких француженок, поскольку несколько русских вышивальщиц, окрыленных успехом ремесла, ушли от княгини и открыли собственное дело. Теперь штат Дома вышивки насчитывал более пятидесяти человек. Расширение дома "Китмир" не было подкреплено финансовыми успехами. Неприятности у Марии Павловны возникли после того, как Дом моды Жана Пату, один из главных конкурентов "Шанель", предложил заключить с "Китмиром" контракт.

Впрочем, поначалу дела пошли в гору. "Китмир" приобрел новых крупных заказчиков, и все они выдвигали свои требования. В следующем сезоне было создано более двухсот моделей на любой вкус. Заказов поступило так много, что они передавались русским ателье, находившимся в провинции. Теперь на Марию Павловну работали более ста вышивальщиц по всей Франции. Однако расширение производства на деле означало потерю единого стиля Дома. К тому же в годах рынок изменился. Открытие Картером гробницы Тутанхамона породило моду на Египет. "Стиль рюс" ушел в прошлое.

"Китмиру" пришлось осваивать геометрические рисунки на египетские темы. Свой звездный час "Китмир" пережил в 1925 году, когда в Париже была организована всемирная выставка современного декоративного и прикладного искусства "Арт деко". не проявила особого интереса к этому мероприятию, но, узнав, что там будет павильон СССР, решила дать отпор советской экспансии. К ее сожалению, советская делегация привезла не только набивные ситцы с серпами, молотами и звездами, но и платья Ламановой с пуговицами, сделанными из хлебного мякиша, которые получили Гран-при. Однако и творчество Великой княгини не осталось незамеченным. "Китмир" получил золотую медаль и почетный диплом участника выставки, выписанный на имя … мсье Китмира.

Несмотря на успех, отмеченный ведущими парижскими модными журналами, финансовое положение великокняжеского Дома вышивки по-прежнему было зыбким. В 1928 году "Китмир" был поглощен французской фирмой вышивки "Фитель и Ирель".

Таким образом, всё вышесказанное свидетельствует о том, что в Париже в начале XX века возникает большое количество Домов мод, основанных русскими эмигрантами. Успех этих домов был огромным и оказал влияние на развитие французских модных тенденций. В этот период ведущие парижские дома мод «Шанель», «Люсиль», «Поль Пуаре» и «Агнес» создавали коллекции «à la russe» : кокошник и его модификации стали атрибутом парадных платьев и вечерних туалетов.

Глава 2. Теоретическое исследование по теме: «Франция – Россия: диалог культур в мире моды»

2.1 Организация, методы исследования и их описание

Исследование по теме: «Франция – Россия: диалог культур в мире моды» имеет целью изучить модные тенденции Франции и России и их взаимовлияние. Для решения цели поставлены следующие задачи:

1.  проанализировать историю моды во Франции

2.  описать влияние французской моды на российскую и российской на французскую

3.  создать мультимедийное пособие по теме исследования

4.  разработать на материале проекта сценарии внеклассных мероприятий для недели французского языка

В ходе решения задач используются следующие методы исследования:

1.  Анализ источников информации по теме: «Франция – Россия: диалог культур в мире моды»

2.  Сравнение тенденций развития российской и французской моды конца XIX - начала XX века

3.  Обобщение полученной информации, выявление общих тенденций взаимовлияния культур

4.  Наблюдение в ходе экскурсии в музеи и посещения выставок с целью получения информации.

5.  Интервьюирование специалистов музеев с целью получения информации по теме исследования.

6.  Моделирование мультимедийного пособия по теме исследования.

7.  Моделирование сценариев внеклассных мероприятий для недели французского языка.

Аналитический обзор по проблеме, рассматриваемой в проекте, включает изучение различных информационных источников. В российской историографии существует немало работ, посвященных истории французской культуры, и моды, в частности. Так, в книге «Франция, французы, французский язык» содержится информация об истории французской женской и мужской одежды от истоков до наших дней.

В французском издании, посвящённом выставке «Московские сувениры», проходившей в парижском музее истории моды Дворец Гальера, представлено описание предметов модной коллекции и событий, связанных с их появлением, в период с 1850 до 1930 года. Вещи, созданные трудом великой княгини Марии Павловны в ее ателье вышивки Китмир, вещи, сделанные княгиней Урусовой, Соней Делоне, домом графини Воронцовой-Дашковой и другие.

Серия статей Ольги Штаневой «Русские женщины во французской эмиграции 20-30 гг. XX века» в газете «Французский язык» описывает достаточно подробно деятельность русских женщин во французских домах мод.

Большой интерес представляют материалы сайта всемирно известного театрального художника, искусствоведа и историка моды Александра Васильева. Они знакомят с особенностями присутствия русских в контексте культурного западноевропейского пространства и о том большом вкладе, который внесли наши талантливые соотечественники в развитие европейской моды. Материалы исторических и аналитических статей «Агония Высокой моды», « Куда идет русская мода?», посвящены моде и костюму, русскому стилю.

В ходе сравнения истории моды России и Франции и обобщения полученной информации были сделаны выводы о том, что в истории моды двух стран происходили как общие процессы, характерные для других культур, так и специфические. Франция, имевшая богатую историю развития одежды, оказывала огромное влияние на модные тенденции различных стран мира, в том числе и России. С середины XIX века в России появляются французские журналы мод, позже издаются русские. Императорская семья заказывает наряды у выдающихся французских модельеров. Однако и русские традиции проникают во французский мир моды. В начале XX века русские эмигранты, приехавшие в Париж, создавали различные предприятия в индустрии моды. Предметы одежды, обувь, бижутерия, изготовленные по эскизам русских художников, имели большой успех у французов. Русские предприятия (к примеру, ателье вышивки «Китмир») сотрудничали с парижскими Домами мод и способствовали популяризации славянского стиля в мире французской моды.

С целью получения дополнительной информации по теме исследования и проведения интервьюирования специалистов были посещены выставка "Шанель. По законам искусства", проходившая в Государственном музее изобразительных искусств имени с 27 сентября по 21 ноября 2007, и музей моды в Париже Гальера.

Выставка в Москве представила подлинные модели Шанель на фоне очень широкого спектра произведений искусства от древнерусской иконописи до произведений авторов XX века, авторов русского авангарда и самых современных произведений. Автор концепции этой экспозиции, известный историк моды Жан Луи Фроман, построил выставку не по географическому или хронологическому принципу, а по принципу художественных ассоциаций. Он выделил в творчестве Шанель наиболее значительные новации и внимательно посмотрел, какие же художественные источники использовала Шанель для того, чтобы произвести своеобразную революцию в мире моды. Все экспонаты выставки представлены в пяти залах, с которыми ассоциируются периоды творчества и которые названы по материалам и цветовым решениям: «Красный», «Золото», «Джерси», «Твид» и «Черный».

Парижский Музей моды и костюма, Дворец Гальера является основным хранилищем объектов модной индустрии в городе. Экспозиция музея представляет историческую ретроспективу французской моды.

В ходе посещения выставки и музея были взяты интервью у сотрудников экспозиций. Метод опроса осуществлялся в форме целенаправленной беседы по заранее подготовленному плану – формализованного интервью. Ответы на поставленные вопросы служат исходным источником информации. На выставке и в музее были заданы следующие вопросы:

1.  В какой период у французов возникает интерес к русскому стилю в одежде?

2.  Какие экспонаты рассказывают о русском этапе в творчестве французских модельеров?

3.  В чём отличие русского стиля их творений?

4.  Какие наиболее известные русские дома мод существовали в начале XX века в Париже?

5.  Почему создателем самых известных духов в мире был русский парфюмер?


2.2 Описание, анализ результатов исследования и выводы о взаимовлиянии французских и российских традиций в мире моды

В ходе проведения исследования были получены результаты, на основании которых сделаны выводы о взаимовлиянии французских и российских традиций в мире моды. Так, итоги интервьюирования в русском и французском музеях представлены в следующей таблице.

Вопрос

Выставка "Шанель. По законам искусства"

Музей Гальера в Париже

В какой период у французов возникает интерес к русскому стилю в одежде?

Какие экспонаты рассказывают о русском этапе в творчестве французских модельеров?

В чём отличие русского стиля их творений?

Какие наиболее известные русские дома мод существовали в начале XX века в Париже?

Почему создателем самых известных духов в мире был русский парфюмер?

Начало XX века ознаменовано историческими событиями в России, которые способствовали эмиграции во Францию. Русская эмиграция в Париже была совершенно особым явлением и их вклад в развитие модной индустрии был значительным. В это время и возникает интерес к русскому стилю в мире моды.

Среди экспонатов выставки таких имеется множество: образец вышивки ателье «Китмир»,в качестве источника вдохновения — богато украшенные иконные оклады и элементы церковных одеяний, имеется также икона, подаренная Стравинским Коко Шанель в благодарность за поддержку, документы, отражающие отношения Шанель с Великим князем Дмитрием Павловичем, с Дягилевскими постановками.

Славянские мотивы в творчестве Шанель были самыми яркими: из ателье Шанель выходят рубашки и блузки, роскошно расшитые золотом, шёлком, бусами, бисером, модели с мехами.

Дом моды Коко Шанель очень серьёзно сотрудничал с русским ателье вышивки «Китмир», возглавляевым Великой княгиней Марией Павловной Романовой, которая волею судьбы оказалась в эмиграции в Париже и привлекла к золотошвейному ремеслу эмигрантов.

Известно, что познакомил Шанель с парфюмером из Петербурга Эрнестом Бо, который создал новый аромат духов. В 1921 г. К. Шанель выпустила знаменитые духи «Шанель № 5» — первые французские духи с абстрактным запахом.

В начале XX века во Франции наступает период особого интереса к России, ее искусству, экономике, быту. Это вызвано увеличившимся числом эмигрантов из России, а также культурными связями двух стран. Известно, что Дягилевские постановки балетов в Париже потрясли французов и вызвали огромный интерес ко всему русскому.

Десятки экспонатов музея Жанны Ланвэн, Жанны Пакэн, Поля Пуарэ и других великих мастеров представляют изысканные модели, созданные в стиле “à la russe”.

Модели, созданные в русском стиле отличаются использованием богатых ручных вышивок, бижутерии, часто коллекции и модели носят русские названия: коллекция «Петрушка», платье «Наташа». Кокошник и всевозможные его модификации стали непременными атрибутами парадных платьев и вечерних туалетов.

В начале XX века в Париже было открыто более 20 домов мод. У некоторых жизнь была быстротечной, другие прожили свыше 30 лет. Самые известные:

русский Дом Мод, Дом моды "Имеди", Дом моды IRFE, Дом моды "Арданс" и другие.

Речь идёт о знаменитых духах «Шанель №5», которые создал русский парфюмер Эрнест Бо.

В ходе исследования были сделаны следующие выводы. Одежда, являясь продуктом культуры народа, служит отражением социально-культурных изменений в стране. Франция в силу сложившихся экономических причин имела богатую историю развития одежды, в течение длительного периода считалась законодательницей моды во всём мире. В исследуемый в проекте временной период (конец XIX - начало XX века) именно во Франции появилась Высокая мода, а затем промышленное производство одежды. Здесь творили такие выдающиеся модельеры, как Чарльз Ворт, создатель Haute couture, Поль Пуаре и Коко Шанель. Их модели пользовались огромной популярностью во всём мире, в том числе и в России. Так, Чарльз Ворт шил наряды для русской императрицы Александры Федоровны и некоторых ее придворных дам. Поль Пуаре с лекциями и показами приезжал в Москву и Петербург, где имел огромный успех. Вскоре после показов в модный Дом Пуаре в качестве ассистента был принят талантливый русский художник моды Роман Тыртов, который стал известен под псевдонимом Эрте, бессменный оформитель обложки «Харпер'з Базар», автор бесчисленного множества моделей одежды. В жизни и творчестве Коко Шанель был «русский период», когда она поддерживала дружеские связи с И. Стравинским и С. Дягилевым, Великим . Русский парфюмер Эрнест Бо создал для её Дома моды новый аромат духов «Шанель №5», в моделях Шанель появились русские мотивы.

Известно, что эмигрировавшие во Францию русские художники и модельеры достигли серьёзных успехов в сфере моды и модельного бизнеса, а также оказали влияние на развитие французской моды. Так, в начале XX века русскими эмигрантами во Франции были созданы как небольшие дворянские артели, изготавливающие детали убранства интерьеров, бижутерию, так и настоящие крупные дома моды, из которых около 20 находилось в самом центре мировой моды - в Париже. Известный дом вышивки «Китмир», который возглавила русская княгиня Мария Павловна имел огромный успех. Другие наиболее популярные дома : русский Дом "Мод" графини Орловой –Давыдовой, Дом моды «Имеди», «IRFE», «ITEB».


2.3 Мультимедийное пособие, как продукт проектной работы

Цели:

развивающие: развитие способности и готовности к дальнейшему самообразованию с помощью французского языка, использованию иностранного языка в других областях знаний; развитие воображения и фантазии, творческой активности учащихся;

воспитательные: воспитание качеств гражданина, патриота; развитие национального самосознания, стремления к взаимопониманию между людьми разных сообществ, толерантного отношения к проявлениям иной культуры, формирование эстетического вкуса учащихся;

познавательные: ознакомление с доступными учащимся способами и приемами самостоятельного изучения языков и культур, в том числе с использованием новых информационных технологий;

обучающие: расширение и углубление страноведческих знаний, в частности, знаний о взаимовлиянии французских и русских традиций в мире моды, формирование умений и навыков в овладении коммуникативной деятельностью.

Задачи:

·  Развитие социокультурной компетенции – приобщения учащихся к культуре, традициям и реалиям страны изучаемого языка;

·  развитие коммуникативной культуры школьников;

·  совершенствование навыков создания презентаций Power Point;

·  совершенствование психологических качеств школьников: любознательности, инициативности, трудолюбия, самостоятельности в приобретении знаний.

Мультимедийное пособие «Франция – Россия: диалог культур в мире моды» предназначено для учащихся 12-17 лет.

Мультимедийное пособие, представляющее краткое изложение проектной работы и богатый иллюстративный материал, содержит следующие страницы:

1.  Цель и задачи исследования

2.  Чарльз Фредерик Ворт - отец «Высокой моды», заложивший традиции высокого шитья, основал первый настоящий Дом моды, организовал первый показ моделей, шил для 9 королевских дворов, одевая в том числе русскую императрицу Александру Фёдоровну

3.  Поль Пуаре, один из самых влиятельных создателей моды, имеющий полное право сказать «Я одевал эпоху». Новаторство Пуаре состояло в создании революционно нового направления в мире моды и подходов к созданию одежды.

4.  Коко Шанель, легенда французской моды, обладала самым известным в мире Домом моды, заложила традицию бессменной элегантности, была награждена Оскаром мира моды.

5.  «Русский период» в творчестве Шанель : в начале 20-х годов поддерживала дружеские и творческие связи со многими мастерами искусства и выдающимися личностями русского происхождения, в частности с И. Стравинским и С. Дягелевым, Великим князем Д. Романовым и Великой княгиней . Русские мотивы в одежде Дома Шанель : вышитые блузы и платья, пальто с меховой отделкой и «византийские украшения».

6.  Шанель №5 - самые популярные духи XX века, созданные в 1921 году русским парфюмером Эрнестом Бо. Это были первые французские духи с абстрактным запахом и необычным названием (всю жизнь Шанель считала пятерку своим счастливым числом, неизменно приносящим ей удачу).

7.  Русский стиль в парижской моде. Ведущие парижские дома мод «Шанель», «Люсиль», «Поль Пуаре» и «Агнес» создавали коллекции «a la russe». Кокошник и его модификации стали атрибутом парадных платьев и вечерних туалетов.

8.  Знаменитые русские дома мод в Париже: «Шапка», «Дом мод» графини Орловой-Давыдовой, Дом моды «Имеди» – Дашковой, Дом моды «IRFE» князя Ф. Юсупова, Дом вышивки «Китмир». Успех этих домов был очень большой. Главной темой была переработка русского народного и дворянского боярского костюма в современные формы. Кокошники, двуглавые орлы, петухи, всевозможные вышивки, кружево и лен – все это увидела столица Франции.

9.  Дом вышивки «Китмир», основанный Великой княгиней , существовал с 1921 по 1928 год, имел эксклюзивный контракт с домом Шанель, на выставке «Арт деко» за представленные работы получил золотую медаль и почётный диплом.

10.  Использование метода интервьюирования при посещении французского музея моды Гальера и выставки в Москве «Шанель. По законам искусства».

Сотрудникам музеев были заданы следующие вопросы:

1)  В какой период у французов возникает интерес к русскому стилю в одежде?

2)  Какие экспонаты рассказывают о русском этапе в творчестве французских модельеров?

3)  В чём отличие русского стиля их творений?

4)  Какие наиболее известные русские дома мод существовали в начале XX века в Париже?

5)  Почему создателем самых известных духов в мире был русский парфюмер

(Итоги интервьюирования представлены в соответствии с итогами 2 главы).

Заключение

Важной страницей в истории французско-русских отношений является взаимное сотрудничество в мире моды. Известно, что Франция в силу сложившихся социально-экономических причин имела богатую историю развития одежды, в течение многих веков покоряющая сила моды представляла собой также аспект политического могущества. Эксцентричные идеи французской моды подхватывались по всему миру, смягчаясь и перерабатываясь в частностях.

В первой главе исследования рассмотрены особенности творчества самых известных французских модельеров, совершивших переворот в мировой моде (Чарльза Ворта, Поля Пуаре, Коко Шанель), а также их связь с российскими традициями. Следует отметить, что в определённый период истории, например, в конце XIX – начале XX веков, вследствие эмиграции русских во Францию, в Париже и других городах страны открываются русские ателье и мастерские, которые оказывают определённое влияние на деятельность различных французских Домов моды. Русские художники и модельеры внесли свой вклад посредством новаций в орнаменталистике, в цветовых сочетаниях, в отделке, в использовании вышивки, меха, жемчуга. Главной темой их творчества была переработка русского народного и дворянского боярского костюма в современные формы.

Вторая глава исследования содержит описание методов и результатов исследования, выводы о взаимовлиянии французских и российских традиций в мире моды. В развитии французской моды, как и в творчестве отдельных модельеров, был русский период (начало XX века), период популярности знаменитого стиля “à la russe”, без него история французской моды была бы неполной. В данной главе также представлена информация об одном из продуктов проектной работы – мультимедийном пособии «Франция – Россия: диалог культур в мире моды», которое в яркой и доходчивой форме знакомит с основными положениями исследуемой темы и выводами, сделанными в ходе её изучения. Разработанные на материале проекта сценарии внеклассных мероприятий представлены в приложении.

Материалы проекта могут быть использованы в урочной и внеурочной работе учебного заведения и представляют интерес для учащихся, преподавателей и всех, интересующихся модой, Францией и различными аспектами французско - русских отношений.


Список источников информации

1.  Баландин история. 500 биографий. - М., «Современник», 19с.

2.  Веденина , французы, французский язык. - М., «Просвещение», 20с.

3.  И. L’émigration russe en France. - «Французский язык », № 5-6, февраль 20с.

4.  Справочное издание «Франция». - М., изд-во МИД Франции, 19стр.

5.  Штанева женщины во французской эмиграции 20-30-х годов XX века. - « Французский язык », №1 2007 гс.

6.   Paris-Moscou. Un siècle d’échanges. . Documents inédits des Archives de Paris et de Moscou . - Париж, издательство «Paris-Musées», 19с.

7.  Souvenirs moscovites 18Париж, издательство «Paris-Musées», 19с.

8.  http://. ru/

Приложения

Приложение 1

Сценарий радиопередачи

«По законам искусства Коко Шанель»

Цели:

развивающие: развитие воображения и фантазии, творческой активности учащихся;

воспитательные: воспитание чувства уважения к культурным традициям и обычаям других стран, формирование эстетического вкуса учащихся;

познавательные: приобщение к истории французской моды, фактам, повествующих о французско-русских отношениях в мире моды;

обучающие: расширение и углубление страноведческих знаний, в частности, знаний о жизни и творчестве выдающегося творца моды Коко Шанель, формирование умений и навыков в овладении коммуникативной деятельностью.

Задачи:

·  Развитие социокультурной компетенции – приобщения учащихся к культуре, традициям и реалиям страны изучаемого языка;

·  развитие коммуникативной культуры школьников;

·  формирование навыков выразительного чтения;

·  совершенствование психологических качеств учаихся : любознательности, инициативности, трудолюбия, самостоятельности в приобретении знаний.

Оборудование: буклеты с выставки «По законам искусства Коко Шанель», результаты интервью сотрудников выставки, аудиозаписи песен Э. Пиаф, М. Матье.

Мероприятие рассчитано на школьников 12-17 лет.

Всё, что сделано Шанель в области haute couture, в работах для театра и кинематографа по праву входит в мир искусства

Осенью этого года в Москве, в Государственном Музее Изобразительных Искусств имени прошла выставка «Шанель. По законам искусства», посвященная творчеству прославленной Габриэль Шанель. Ее имя знакомо даже тем людям, которые совсем не интересуются модой. Простота и естественность открытого ею стиля одежды удивительно точно совпали с настроениями эпохи и с новыми веяниями в искусстве. Мы взяли интервью у посетительницы выставки.

- Какие экспонаты представлены на выставке?

На выставке представлены не только подлинные модели из коллекции Дома Шанель и произведения искусства XVIII-XX веков, но и большое количество документальных материалов и редких фотографий, в том числе Ман Рэя и Марио Тестино.

- Кто организатор выставки?

Организатор выставки - французский историк моды Жан-Луи Фроман.

- Чем удивительна выставка?

Фроман выделил в творчестве Шанель наиболее значительные новации и внимательно посмотрел, какие же художественные источники использовала Шанель для того, чтобы произвести своеобразную революцию в мире моды. Он придумал построить экспозицию не по хронологическому и биографическому принципу, а по сценарию новелл, которые символизируют основные достижения Габриэль Шанель в искусстве.

- На какие залы ( разделы) делилась выставка?

Разделы выставки соотносятся с определёнными этапами творчества, названными по материалам и цветовым решениям. Всего в экспозиции пять разделов: твид, черный - маленькое платье, красный - цвет любимой помады, джерси и золото - цвет Венеции, любимого города Шанель и Византии, с которой ассоциируется русское золотое шитье: его Шанель использовала для украшения своих моделей.

- Информирует-ли выставка о связях Шанель с Россией?

Да, на выставке нашли место разнообразные свидетельства дружеских и творческих связей Шанель с такими мастерами искусства XX века (в том числе и русского происхождения) как Дягилев, Стравинский, Кокто, Лифарь. Известно, что в 1920-м году в Биарицце Шанель была очень дружна с Великим князем Дмитрием Павловичем. Шанель сотрудничала с Великой княгиней Марией Павловной, золотошвейное ателье которой - "Китмир", делало вышивки для моделей Шанель. Очень интересно было узнать об отношениях Коко с Игорем Стравинским. Когда тот оказался во Франции, ему негде было жить, и Шанель по просьбе Дягилева на два года предоставила кров великому композитору. Мы увидели икону, подаренную ей Стравинским в благодарность за финансовую поддержку постановки «Весны священной» в 1920 году.

—А на выставке представлены вещи с вышивками «Китмир»?
— Представлены многочисленные модели Шанель, в том числе и образец вышивки ателье «Китмир», которым руководила Мария Павловна. А в качестве источника вдохновения — богато украшенные иконные оклады и элементы церковных одеяний.

- Отражён ли на выставке тот факт, что самые знаменитые духи мира «Шанель №5» созданы русским парфюмером?

Великий князь Дмитрий Павлович познакомил Шанель с бывшим придворным парфюмером дома Романовых Эрнестом, который работал химиком и парфюмером в центре парфюмерии тех времен - городе Грасс во Франции. Именно это знакомство навело Шанель на мысль создать духи под своим именем. В отличие от бытовавших тогда цветочных композиций, которые основывались на натуральных цветочных эссенциях и быстро испарялись после открытия флакона, "№5" базировались на 80 различных ингредиентах, что делало аромат более стабильным и абстрактным. Конечно, сами духи были составлены Эрнестом Бо, который работал над ними несколько месяцев и сделал множество разных образцов. Мадемуазель Шанель сама отбирала понравившиеся композиции, пока не нашла то, что хотела - отражение образа женщины "от Шанель". Шанель выбрала композицию № 5. Несмотря на все трудности, связанные с транспортировкой, в Москву привезены легендарные духи "Шанель №5" в оригинальном флаконе: и духи, упаковка выпущены в 1920-е годы.



Выводы

Данное мероприятие предназначено для учащихся 5-11 классов, и имеет целью познакомить учащихся с творчеством одной из самых известных в мире модельеров Коко Шанель, а также её сотрудничеством как с выдающимися русскими деятелями искусства, так и с русскими домами мод в Париже, существовавшими в начале 20 века. Выставка «Шанель. По законам искусства» проходила в Москве, в Государственном Музее Изобразительных Искусств имени , осенью этого года, но не все учащиеся школы имели возможность её посетить. Сценарий мероприятия составлен в виде радиопередачи, в которой берётся интервью у посетителя выставки. В основе ответов – личные впечатления посетителя выставки и результаты интервью, которые были взяты у сотрудников выставки. В качестве музыкального фона передачи используются песни французских исполнителей (Э. Пиаф, М. Матье). Данное мероприятие увлекло учащихся прежде всего из-за выбора самой формы – радиопередачи, которая транслируется на перемене и даёт возможность всем в доступной и интересной форме получить новую информацию о стране изучаемого языка. Новые малоизвестные факты биографии Коко Шанель, её неординарная личность, вызвали живой интерес учащихся, желание подробнее познакомиться с её вкладом в историю развития мировой моды в целом, и русским периодом в творчестве модельера, в частности.

Приложение 2

Устный журнал

Франция – Россия: диалог культур в мире моды.

Цели:

развивающие: развитие интеллектуальных способностей, эмоционально-мотивационной и духовно-нравственной сфер личности учащихся;

воспитательные: развитие национального самосознания, стремления к взаимопониманию между людьми разных сообществ, толерантного отношения к проявлениям иной культуры;

познавательные: приобщение к истории французско-русских отношений в мире моды;

обучающие: расширение и углубление страноведческих знаний, в частности, знаний об особенностях взаимодействия французских и русских модельеров в конце 19 - начале 20 веков, вооружение учащихся методами добывания знаний, формирование интереса к интеллектуальному труду.

Задачи:

·  формирование умений осуществлять информационную переработку иноязычных текстов;

·  развитие социокультурной компетенции – приобщения учащихся к культуре, традициям и реалиям страны изучаемого языка;

·  развитие коммуникативной культуры школьников;

·  формирование навыков выразительного чтения;

·  совершенствование навыков пользования различными источниками информации;

·  совершенствование психологических качеств школьников: любознательности, инициативности, трудолюбия, самостоятельности в приобретении знаний.

Оборудование: мультимедийное пособие «Франция-Россия: диалог культур в мире моды».

Мероприятие рассчитано на школьников 12-17 лет.

Ведущий 1: Отцом «Высокой моды» («Haute Couture») по праву считается англичанин Чарльз Фредерик Ворт. Он заложил традиции высокого шитья: модель создается как произведение искусства и практически вручную. Он был первым кутюрье, кто помимо индивидуальных заказов стал разрабатывать небольшие творческие коллекции, копии которых могли заказывать его клиентки.

Ведущий 2: Ворт организовал первый показ моделей, где манекенщицы демонстрировали платья. Именно Ворт придумал манекен знакомой нам формы (стилизованный торс человека).

Ведущий 3: Поль Пуаре был одним из самых влиятельных создателей моды вообще. Его называли Пуаре Великолепным. Такой поистине королевский титул мог заслужить лишь признанный лидер, имеющий полное право сказать о себе: «Я одевал эпоху».

Ведущий 4: Поль Пуаре скончался в Париже в 1944 году в нищете и забвении. Известно, что натуры типа Пуаре всю жизнь стремятся вкладывать всю свою энергию и состояние в творчество, в таланты.

Ведущий 1: Коко Шанель- основательница самого известного и шикарного модного дома много десятилетий назад заложила традицию бессменной элегантности, не поддающейся влиянию времени. Идеи, которые она воплотила в начале XX века, оказались поистине революционными: она освободила женщин от удушающих корсетов, длинных пышных юбок, экстравагантных шляп и замысловатых украшений. Все ее вещи - простые и удобные, но вместе с тем стильные и элегантные - остаются актуальными из года в год, независимо от происходящих в мире моды перемен.

Ведущий 2: В 1910 году в Париже Шанель открывает свою первую мастерскую шляп и аксессуаров, позже собственные магазины по продаже своих моделей одежды, а в 1915 году Шанель открывает первый Дом моды (Maison de Couture) в Биарице.

Ведущий 3: В начале 1920-х гг. в жизни Шанель начинается «русский период». Она знакомится с художниками и артистами Русских сезонов. Ее друзьями стали И. Стравинский и С. Дягилев. Шанель финансировала постановку балета «Спящая красавица», а в 1924 г. сделала костюмы для балета «Голубой экспресс», сценарий которого написал Ж. Кокто, а занавес нарисовал П. Пикассо. Благодаря встрече с Великим князем Дмитрием Романовым в 1920—1921 гг. Шанель познакомилась с Великой княгиней и подала ей мысль создать вышивальную мастерскую «Китмир».

Ведущий 4: В моделях Дома «Шанель» появились «русские» мотивы — пальто с меховой отделкой, вышитые блузы и платья из крепдешина с русскими мотивами, «византийские» украшения. познакомил ее с парфюмером из Петербурга Эрнестом Бо, который создал для Шанель новый аромат духов. В 1921 г. К. Шанель выпустила знаменитые духи «Шанель № 5» — первые французские духи с абстрактным запахом. Ведущий 1: Именно такие названия давали своим картинам художники-абстракционисты (В. Кандинский, К. Малевич, П. Мондриан). Всю жизнь Шанель считала пятерку своим счастливым числом, неизменно приносящим ей удачу. Не случайно свои новые коллекции она всегда показывала именно пятого числа.

Ведущий 2: В это время тяга к российской экзотике была столь велика, что в начале 20-х годов ведущие парижские дома "Шанель", "Люсиль", "Поль Пуаре" и "Агнес" создавали целые коллекции "а-ля рюс". Модели имели трудно произносимые для европейцев названия, например "бабушка" (Дом "Мартиаль и Арманд"), "мужик" (Дом "Алис Бернард). Кокошник и всевозможные его модификации стали непременными атрибутами парадных платьев и вечерних туалетов.

Ведущий 3: Предприятие «Шапка»., основанное Марией Ивановнаой Путятиной, свекровью Великой княгини Марии Павловны. Успеху предприятия способствовало то, что манекенщицей номер один в "Шапке" выступала княгиня Трубецкая, чей титул привлекал клиентов.

Ведущий 4: «Дом Мод» графини Орловой-Давыдовой, специализировавшийся на ручной вязке и набойке шерстяных и шелковых тканей.

Ведущий 1: Дом моды «Имеди», Анны Ильиничны Воронцовой-Дашковой, где одевались дамы из высшего света Франции, Великобритании, Голландии, а также новоиспеченные американские миллионерши.

Ведущий 2: Дом моды «IRFE. IRFE» - латинское сокращение двух имен - Ирина и Феликс: хозяин Дома - князь Феликс Юсупов, Ирина - его жена.

Ведущий 3: Дом моды «ITEB». Если прочесть название наоборот, то получишь имя - Beti. Это имя еще одной русской баронессы, дочери заведующего царскими конюшнями, которая, учредив свой модный Дом, также работала в псевдорусском стиле. Причем в том самом особняке, в котором нынче работают сотрудники известной косметической фирмы «Лореаль»: фирма выкупила особняк у наследников баронессы.

Ведущий 4: Дом моды «Миеб», основанный бывшей фрейлиной Бети Буззард, где ведущей маникенщицей была Софья Носович, прославившаяся тем, что с оружием в руках сражалась с большевиками в рядах Белой армии, была приговорена к расстрелу, но чудом спаслась и попала в Париж. В период гитлеровской оккупации она участвовала в Сопротивлении.

Ведущий 1: Дом вышивок «Китмир», самый известный и значительный, основанный уже упоминавшейся Великой княгиней Марией Павловной. «Китмир» функционировал в Париже с 1921-го по 1928 год и имел эксклюзивный контракт с Домом «Шанель».

Выводы

Данное мероприятие предназначено для учащихся 5-11 классов, и имеет целью познакомить учащихся с развитием французско-русского диалога в мире моды в конце 19 – начале 20 веков. Сценарий мероприятия составлен в традиционной форме - форме устного журнала, в ходе которого 4 ведущих представляют различные этапы развития французской моды, особенности её влияния на русскую, а также русской – на французскую. Выступление ведущих сопровождается показом мультимедийного пособия «Франция – Россия: диалог культур в мире моды», составленного по итогам исследовательской работы.

Устный журнал и презентация вызывают неподдельный интерес учащихся. Благодаря красочной и эстетичной форме презентации с использованием большого количества иллюстративного и текстового материала, зрители узнают много нового о страницах французской и российской истории и культуры. Новые малоизвестные факты о французско-русском сотрудничестве в мире моды стимулируют желание учащихся подробнее познакомиться с данной темой.




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!