Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
детский сад общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением
познавательно – речевого развития детей №28 «Колосок»
г. Ессентуки
ПРОЕКТ
«ЭТА УДИВИТЕЛЬНАЯ СОЛЬ»
(ПОДГОТОВИТЕЛЬНАЯ К ШКОЛЕ ГРУППА)
Подготовили: Клименко Т.М.
Шахматова А.А.
Проект «Эта удивительная соль»
в подготовительной группе
Влияние окружающего мира на развитие ребёнка огромно. Явления и объекты
природы привлекают детей красотой, яркостью красок, разнообразием. Наблюдая за ними, ребёнок обогащает свой чувственный опыт, на котором и основывается его дальнейшее творчество. Чем глубже ребёнок познаёт таинства окружающего мира, тем больше у него возникает вопросов. Основная задача взрослого состоит в том, чтобы найти ответы на данные вопросы, удовлетворить детскую любознательность, привить первые навыки активности и самостоятельности мышления. Для этого создаются условия к поисково-исследовательской деятельности детей, что способствует формированию у детей познавательной активности, творчества и воображения. Широко используем в работе с детьми метод проектов, в данном случае провели проект «Волшебные свойства соли».
Тема была выбрана не случайно: в детский сад один из детей принес фотографии соляной пещеры.
С этого все и началось. Ребята продолжали задавать вопросы и воспитателям, и родителям.
- Что такое соль? Откуда она берется? Как ее добывают? Или готовят? Почему море соленое? Интересно…
- Почему соль? Чем смогла заинтересовать детей обычная соль?
- Что в ней необычного? - Почему не сахар или другой продукт?
Тема показалась мне необычной и очень оригинальной. В работу включились и дети, и родители.
Тогда мы решили, что все желающие тоже могут начать исследования, чтобы самостоятельно найти ответы на все интересующие их вопросы.
Цель: формирование у детей представлений о соли как необычном для человека продукте.
Задачи:
Образовательные:
-вызвать интерес к исследованию полезного ископаемого – соли, ее свойств и качеств,
способам использования человеком;
-стимулировать познавательную активность детей, создавая условия для
исследовательской деятельности.
Развивающие:
- развивать мыслительные операции, умение устанавливать причинно-следственные
связи, делать выводы;
- развивать творческие способности и коммуникативные навыки детей.
Воспитательные:
-воспитывать аккуратность в работе, испытывать радость от экспериментирования,
открывая новое в знакомом;
-воспитывать интерес к устному народному творчеству посредством сказок, пословиц,
поговорок.
Тип проекта: познавательно-исследовательский, практико-ориентированный,
творческий, краткосрочный.
Участники проекта: дети подготовительной группы, воспитатели, родители.
Ожидаемый результат:
1. Дети узнают разные виды соли, где можно использовать соль (кроме пищи) и будут
делиться своими знаниями с другими.
2. У ребят будет совершенствоваться умение проводить опыты, отбирать необходимые
материалы, определять последовательность действий, радоваться процессу и результату.
3. Появится интерес к использованию соли в продуктивной деятельности.
1 этап. Подготовительный.
1. Постановка проблемы. Детей заинтересовали вопросы: Что такое соляная пещера? Для чего люди ходят в пещеры? Такие вопросы встали перед нами с детьми. И мы решили узнать что-то новое и интересное про соль.
Вопросы:
1. Что такое соль?
2. Какая бывает соль?
3. Как добывают соль?
4. Где используют?
2.Определение цели и задач проекта.
3Создание условий для организации работы.
4. Подбор художественной литературы: сказка, загадки, пословицы и поговорки.
5. Подбор познавательной, научной литературы.
6. Создание фотоальбомов: « Эта разная соль», « Добыча соли».
2 этап. Организация исследований в рамках проекта.
1.Сбор, анализ и систематизация информации: *Беседы: «Что такое соль?», «Полезные
советы», «Откуда пришла к нам соль?».
Экспериментальная деятельность (опыты):
1. «Соль растворяется в воде».
Вывод: соль растворяется в воде, оставляя ее прозрачной и бесцветной.
2. «Эффект моря». Опускали одно яйцо в обычную воду, оно оказывалось на дне, другое - в соленую воду – яйцо оставалось на поверхности воды. Вывод: соленая вода удерживает предметы на поверхности.
3. «Соль растапливает лед». Посыпали солью кусочки льда. Лед постепенно превращался в воду. Вывод: при соприкосновении льда с солью, лед превращается в воду, поэтому солью посыпают дорожки во время гололеда.
4. «Выращивание кристаллов». Для выращивания кристалла мы поместили в
концентрированный раствор соли на проволоке шишку так, чтобы она не касалась стенок емкости. Через 4 дня обратили внимание, что результата нет. Добавили в раствор еще соли. На 5 день наблюдаем появление небольшого белого налета. Дети очень рады хоть и маленькому, но результату. Через неделю шишка хорошо покрылась соляными кристаллами.
Вывод: в домашних условиях возможно вырастить кристаллы разных
цветов, окрашивая воду в различные цвета.
5. «Выпаривание соли». Держали соляной раствор в ложке над горящей
свечой.
Вывод: соль не испаряется вместе с водой, оставаясь на стенках ложки.
6. «Влияние соли на рост растений». Посадили два одинаковых отростка антуриума: один в обычную землю, другой- с добавлением соли.
Вывод: в земле, содержащей соль, растение практически не растет.
7. «Соль – чистящее средство». Почистили солью бокалы из-под чая.
Вывод: можно использовать соль в качестве чистящего средства.
Разучивание пословиц и поговорок о соли, отгадывание загадок.
2. Творческая деятельность:
Рисование «Морозные узоры».
Лепка из соленого теста «Символ года».
3 этап. Заключительный.
Выставка детских рисунков, поделок из соленого теста.
Результат проекта:
В результате проделанной работы дети узнали, что без соли ни человек, ни животное
обходиться не могут; узнали о применении соли на кухне, в быту и домашнем хозяйстве, в личной гигиене.
Дети знают разные виды соли: пищевая, каменная, морская соль.
Ребята освоили технику рисования и аппликации с помощью соли.
Литература:
- Энциклопедия « Я узнаю мир», М.: АСТ « Астрем», 2009.
- Энциклопедия « Все обо всем», М.: «Пресса», 1995.
- Энциклопедия « Что такое? Кто такой?» Издательство «Педагогика», М. 2009.
Интернет – источники:
- https://formulazdorovya.com/1122318652124694838/sol---polza-vred-i-sovety-po-lecheniyu/Соль: вред или польза для организма?
- http://www.infoniac.ru/news/Interesnye-sposoby-primeneniya-soli.html Интересные способы применения соли.
- http://www.o-soli.ru/ Соль: истории и факты.