СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Проект "Эмоциональное выгорание педагогов"

Категория: Всем учителям

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Проект "Эмоциональное выгорание педагогов"»

МИНОБРНАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего образования

«ЮЖНЫЙ ФЕДЕРАЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»

Академия психологии и педагогики

структурное подразделение


УТВЕРЖДАЮ

Руководитель проекта_________ /Климова Т.В../

(подпись) (Ф.И.О.)

«_____»_______________20____ г.




Проект 1 курса


«Влияние педагогической деятельности на эмоциональное состояние и психологическое здоровье педагогов. Эмоциональное выгорание».


(наименование дисциплины)

Направление подготовки/специальность:

44.03.03 Специальное (дефектологическое) образование

Направленность (профиль) проекта

Логопедия

Уровень образования:

Бакалавриат

Форма обучения:

Заочная




Выполнил:

студентка 1 курса

заочной формы обучения

Ананьева Екатерина Романовна






Ростов-на-Дону

2019


СодержаниеY

Техническое задание 3

Введение 10

Глава 1. Цели и задачи проекта 13

1.1. Содержание проекта 15

Глава 2. Этапы реализации проекта 19

2.1. Подготовительный этап 19

2.2. Основной этап 19

2.3. Заключительный этап и результаты проекта 20

Заключение 22

Библиография 23

Приложение 1 25

Приложение 2 30

Приложение 3 31

Приложение 4 38



Техническое задание

проектной работы студентки Ананьевой Екатерины Романовны 2 курса отделения специального (дефектологического) образования

профиль «44.03.03»

заочной формы обучения

на 2018-2019 уч. г.

Преподаватель-руководитель проекта: Климова Татьяна Владимировна.

  1. Техническое задание

Тема: «Влияние педагогической деятельности на эмоциональное состояние и психологическое здоровье педагогов. Синдром «Эмоциональное выгорание ».

Какую проблему проект решает: Предотвращение негативного влияния педагогической деятельности на психологическое здоровье преподавателей.

Идея: Выявить факторы, влияющие на эмоциональное и психологическое здоровье молодых преподавателей и найти пути их предотвращения.

Цель проекта по схеме SMART

S (Конкретность) – создание комплекса упражнений, методик и рекомендаций, направленных на предотвращение негативного влияния педагогической деятельности на психологическое здоровье молодых преподавателей.

M (Измерительность) – наблюдение, опросники, диагностирование, апробирование упражнений и методик.

A (Достижимость) –повторное проведение опросов и диагностирование преподавателей с педагогическим стажем до 3 лет, консультации с медицинским работником и психологом, наблюдение за собственным эмоциональным и психологическим состоянием во время педагогической деятельности.

R (Ролевантность) – совершенствование навыков стрессоустойчивости и приспособления организма молодых преподавателей к стрессовым ситуациям во время педагогической деятельности.

T (Ограниченность во времени) – проект рассчитан на два месяца.


Задачи работы:

  1. Провести диагностическое исследование по выявлению уровней выраженности фаз эмоционального выгорания педагогов образовательных учреждений, обработать и проанализировать результаты.

  2. Формирование у педагогов позитивного отношения к работе; повышение мотивации к профессиональной деятельности.

  3. Гармонизация взаимоотношений с учениками , родителями и между коллегами.

  4. Разработать комплекс мероприятий и рекомендаций по профилактике эмоционального выгорания. Предоставлять необходимую информацию для выбора собственных стратегий поведения, позволяющих сохранять профессиональное здоровье.

  5. Корректировать у педагогов неадекватные отношения, установки, эмоциональные и поведенческие стереотипы.

Вид проекта: Практико-ориентировочный.

Ожидаемый результат:

  1. Позитивное отношение к работе у молодых преподавателей; повышение мотивации к профессиональной деятельности.

  2. Укрепление эмоционального и психологического здоровья при использовании комплекса мероприятий и рекомендаций по профилактике для предотвращения эмоционального выгорания у молодых преподавателей.

  3. Адекватные отношение, установки, эмоциональные и поведенческие стереотипы у учителей на собственную педагогическую деятельность.

  4. Гармоничные взаимоотношения с детьми, родителями и между коллегами.





  1. Дерево проблем



Стрессы, неудачи и ошибки на работе

Недостаточно знаний, чтобы избежать этого







Личностные особенности



Информационная перегрузка





Эмоциональное выгорание у преподавателей





Завышенные требования к профессии











Неправильно выбранная профессия





















  1. Диаграмма Ганта



Наименование

Февраль

Март

12.2.-19.02

20.02.- 28.02

01.03.-18.03

19.03.30.03.

1

Сбор и анализ информации.





2

Диагностирование преподавателей, обработка и анализ результатов.





3

Разработка комплекса мероприятий и рекомендаций по профилактике эмоционального выгорания у педагогов.





4

Внедрение и отслеживание динамики.





  1. Риски (SWOT-анализ и таблица работы с рисками)


Внешние

Внутренние

Сильные

  • Повышение мотивации и заинтересованности у молодых педагогов работать в образовательных организациях.

  • Заинтересованность учителей.

  • Актуальность работы.

  • Не требует инвестиций.

  • Создание универсальных упражнений и рекомендаций для профилактики эмоционального выгорания.


Слабые

  • Организационные проблемы

  • Индивидуальные и типологические особенности каждого преподавателя.

  • Отсутствие точных параметров для фиксирования и обработки результатов исследования.


Возможности

  • Способствует предотвращению нервных срывов и стрессов у преподавателей.

  • Способствует повышению иммунитета и укреплению психологического здоровья преподавателей.

  • Способствует привлечению молодых преподавателей к педагогической деятельности.



Угрозы

  • Непредвиденные обстоятельства.

  • Нежелание преподавателей что-то менять в своей педагогической деятельности.

  • Неправильно составленные и подобранные упражнения и рекомендации.












Риск

Ожидаемые последствия наступления риска

Мероприятия по предупреждению наступления риска

Действия в случае наступления риска

1.

Организационные риски

Нарушение плана реализации

Составление графика работы

Перенос срока

2.

Временные риски

Сокращение сроков реализации

Тематическое планирование

Продление сроков

3.

Отсутствие заинтересованности у преподавателей.

Не точность результатов исследования

Консультирование с медицинским работником.

Индивидуальный подход.



  1. Команда проекта (функциональные обязанности каждого участника проекта + матрица ответственности)



Роль в проекте

ФИО

Функциональные обязанности

1.

Руководитель проекта

Климова Т.В


2.

Воспитатель

Ананьева Е.Р.

Разработать комплекс мероприятий и рекомендации по профилактике эмоционального выгорания у педагогов.









Матрица ответственности

Этапы работы


Учитель

Руководитель



Сбор и анализ информации по теме, риски актуальность и т.д.


О, В.


У.





Диагностирование преподавателей, обработка и анализ результатов.


О, В.


У.



Разработка комплекса мероприятий и рекомендаций по профилактике эмоционального выгорания у педагогов.


О, В.


У.



Подведение итогов, проведение повторного диагностирования преподавателей


О, В.


У.



Обозначения: О - ответственный, В – выполняет; И – информирует; С – согласует; У – утверждает; К – контролирует.





Техническое согласование проекта Климова Т.В.



Дата







Введение

 В последние годы особенно актуальной стала проблема сохранения психического здоровья педагогов. Переход на личностно-ориентированные модели образования обуславливает повышение требований со стороны общества к личности педагога, его роли в учебном процессе: умение рефлектировать и оптимально регулировать свою деятельность при столкновении с трудностями в установлении контакта с учениками. Не каждый педагог в состоянии выдерживать психоэмоциональное напряжение, так как к проблемам профессиональной деятельности могут добавляться трудности в семейной, личной жизни, проблемы в общении с коллегами и так далее.

Непосильная эмоциональная и физическая нагрузка, необходимость постоянно поддерживать свой профессиональный уровень, быть в курсе инновационных технологий, ежедневное общение с ограниченным кругом людей - все это осложняет жизнь педагога. В результате, не находя сил противостоять внутренним и внешним воздействиям, педагог начинает срываться от накопленного стресса, испытывать глубокое физическое утомление, отдаляться от детей, от общения с ними, - возникает синдром выгорания у педагогов. Последствия синдрома, проявленного даже у отдельных учителей, негативно сказываются на деятельности всего коллектива.

Стрессогенность заложена в самой природе труда педагога. По роду своей деятельности вовлеченным в длительное эмоционально сложное общение с людьми различных возрастов, социального положения и статуса, детьми, их родителями и администрацией учебных заведений, педагогам свойствен синдром «эмоционального выгорания». Причем по последним данным, данному синдрому подвержен почти каждый педагог (около 90% учителей средней школы). Это связано с тем, что профессиональный труд педагога отличает очень высокая эмоциональная загруженность. По степени напряженности нагрузка учителя сегодня в среднем больше, чем у менеджеров и банкиров, генеральных директоров и президентов ассоциаций.

Актуальность исследования обусловлена возрастающими требованиями со стороны общества к личности педагога, т.к. профессия учителя обладает огромной социальной важностью; способность к сопереживанию (эмпатии) признается одним из самых важных качеств учителя.

Представленная тема социального проекта может заинтересовать педагогов, позволить им избежать эмоционального выгорания, улучшить своё эмоциональное и психологическое здоровье и избежать заболеваний связанных с этим.

Как привлечь внимание педагогов к своему психологическому и эмоциональному здоровью? Как не дать им потерять интерес и мотивацию к педагогической деятельности?

Разработанный мною социальный проект для педагогов прост, доступен, он позволяет осуществлять педагогический процесс в образовательных организациях при минимальных рисках для своего здоровья.

Очень важно знать и понимать, что от эмоционального и психологического состояния педагога напрямую зависит настроение учащихся, атмосфера в классе, взаимоотношения в семье и на работе.

Автор исследовательской работы: Ананьева Екатерина Романовна

Тема проекта: «Влияние педагогической деятельности на эмоциональное состояние психологическое здоровье педагогов. Эмоциональное выгорание». Руководитель проекта: Климова Татьяна Николаевна

ГКОУ РО «Специальная школа-интернат № 41»

Проект: «Влияние педагогической деятельности на эмоциональное состояние психологическое здоровье педагогов. Эмоциональное выгорание».

С результатами своего проекта учитель ГКОУ РО знакомит в данной работе.

Вид проекта: практико-ориентировочный.

Сроки реализации проекта: два месяца (среднесрочный).

Участники проекта: учитель начальных классов, педагоги, работающие в школе, педагоги-специалисты.


























































Глава 1. Цели и задачи проекта

Цели:

  1. Предотвращение негативного влияния педагогической деятельности на психологическое здоровье преподавателей

  2. Разработка комплекса упражнений и рекомендаций для предотвращения эмоционального выгорания.

Задачи:

  1. Провести диагностическое исследование по выявлению уровней выраженности фаз эмоционального выгорания  педагогов, обработать и проанализировать результаты.

  2. Формирование у педагогов позитивного отношения к работе; повышение мотивации к профессиональной деятельности.

  3. Гармонизация взаимоотношений с учениками , родителями и между коллегами.

  4. Разработать комплекс упражнений и рекомендаций по профилактике и коррекции эмоционального выгорания. Предоставлять необходимую информацию для выбора собственных стратегий поведения, позволяющих сохранять профессиональное здоровье.

  5. Корректировать у педагогов неадекватные отношения, установки, эмоциональные и поведенческие стереотипы

Ожидаемые результаты проекта:

  1. Позитивное отношение к работе у молодых преподавателей; повышение мотивации к профессиональной деятельности.

  2. Укрепление эмоционального и психологического здоровья при использовании комплекса мероприятий и рекомендаций по профилактике для предотвращения эмоционального выгорания у молодых преподавателей.

  3. Адекватные отношение, установки, эмоциональные и поведенческие стереотипы у учителей на собственную педагогическую деятельность.

  4. Гармоничные взаимоотношения с детьми, родителями и между коллегами.











































1.1. Содержание проекта

Одной из основных задач психологического обеспечения профессионального здоровья специалистов является ранняя профилактика синдрома эмоционального выгорания и психокоррекционная работа с теми, кто уже находится на разных стадиях выгорания. Психическое выгорание является следствием продолжительных стрессов в профессиональной деятельности.

Результаты проведенных современными учеными исследований показывают, что: 62% педагогов - постоянно испытывают психологический дискомфорт при исполнении профессиональных обязанностей; 85% - подвержены устойчивым стрессам; 33% - страдают заболеваниями нервной системы; 85 % женщин-учителей считают, что их профессиональная деятельность неудовлетворительно влияет на семейные отношения. Я решила на практике проверить насколько же достоверны эти данные.

В начале исследования нами было проведено диагностирование педагогов.

Цель: определить уровень эмоционального выгорания учителей общеобразовательного учреждения в процессе профессиональной деятельности.

Задача: выявить признаки профессионального выгорания у учителей разного возраста и стажа.

Исследование проводилось на базе ГКОУ «Специальная школа-интернат № 41» г. Ростова-на-Дону.

В ходе проведения исследования использовались следующие методы:

  • Беседа и анкетирование - с их помощью была получена социально-демографическая информация о педагогах образовательного учреждения.

  • Методика «Диагностика эмоционального выгорания» В.В. Бойко (методологической основой методики является теория развития и протекания стресса Г. Селье) - предназначена для измерения уровня проявления эмоционального выгорания.

Методика состоит из 84 суждений, позволяющих диагностировать три симптома «эмоционального выгорания»: напряжение, резистенция и истощение. Каждая фаза стресса, диагностируется на основе четырех, характерных для нее симптомов. На каждый вопрос испытуемый должен дать положительный или отрицательный ответ.

Обработка результатов в соответствии с «ключом» производится подсчет:

1)подсчитывается сумма баллов для каждого симптома «выгорания»,

2)подсчитывается сумма баллов по каждому симптому для каждой фазы формирования «выгорания»,

3)определяется итоговый балл синдрома «эмоционального выгорания» - сумма показателей всех симптомов.

Описание методики представлено в Приложении 1.

Исследование проводилось в групповой и индивидуальной формах. Испытуемые получали инструкции и бланки ответов. После этого все данные были обработаны и сведены в таблицы показателей.

Перед диагностикой педагоги были осведомлены о феномене «выгорания», его фазах и симптомах. Выяснилось, что половина из них плохо осведомлены о признаках и причинах выгорания.

На вопрос «Как вы думаете, что такое эмоциональное выгорание?»: 50% педагогов дали достаточно полные и правильные ответы, однако остальные 50% не смогли дать определение эмоционального выгорания.

На вопрос «В чем проявляется эмоциональное выгорание?» - 43,75% опрашиваемых не смогли ответить, а на вопрос «Касается ли эта проблема Вас?» ответили утвердительно 37,5% респондентов, 18,75% ответили «нет», 25% считают, что эта проблема касается их не всегда, а 18,75% не ответили на данный вопрос.

На втором этапе исследования мы изучили и проанализировали результаты диагностирования по методике В.В. Бойко, на основе полученных результатов беседы и анкетного опроса, мы проанализировали социально-демографические параметры респондентов:

- в исследовании приняли участие 22 педагога;

- все исследуемые педагоги - женщины от 22 до 63лет;

- средний возраст 41,1 лет;

-в браке состоит 58,5%;

-образование высшее - 45%, незаконченное высшее - 9%, среднее профессиональное - 37%, другое - 9%.

Педагоги, принявшие участие в исследовании, имеют различный профессиональный стаж и возрастом, которые мы условно разделили:

  • по критерию стажа работы на 3 подгруппы: до 10 лет, 11-20 лет и 21-30 лет трудового стажа;

  • в соответствии с возрастным критерием на 4 подгруппы: 22-29 лет, 30-39 лет, 40-49 лет и 50 лет и старше.

Итак, в соответствии с методикой В.В. Бойко, в ходе проведенного исследования определения уровня эмоционального выгорания педагогов, были получены следующие результаты.

Наиболее сформировавшейся фазой является «резистенция»: у 40 % учителей проходивших диагностирование эта сформировавшаяся фаза. Фазы «напряжение» и «истощение» преимущественно являются несформированными либо находятся в стадии формирования. Однако их процент достаточно существенен, так в фазе «напряжение» 32% находятся в стадии формирования, в фазе «истощение» 28% всех испытуемых.

Процентные доли стадий формирования каждой из трех фаз эмоционального выгорания учителей, представлены в диаграммах, которые представлены в Приложении 2.
Таким образом, в результате исследования по методике В.В.Бойко было выделено три группы педагогов по уровню сформированности синдрома эмоционального выгорания.Мы выявили, что в целом для учителей, обследованных нами, свойственно преобладание фазы «резистенция» в общем адаптационном синдроме - функционирование в стрессовых условиях, ставших нормой. В фазе напряжения основными симптомами являются: переживание психотравмирующих обстоятельств, тревога и депрессия. В фазе резистенции ведущими являются: неадекватное избирательное эмоциональное реагирование, редукция профессиональных обязанностей и расширение сферы экономии эмоций. В фазе истощения: психосоматические и психовегетативные нарушения и личностная отстраненность.

В ходе диагностирования нами было выявлено, что взаимоотношения и эмоциональная атмосфера в коллективе напряжённые. Для того, чтобы гармонизировать взаимоотношения в коллективе и эмоционально разгрузить педагогов, мы провели мини-тренинг с педагогами. Тренинг состоял из ряда упражнений, таких как «Выбор имени», «Приветствие», «Письмо друга», «Моечная машина» и «Письмо друга». По окончании тренинга каждый из преподавателей поделился своими эмоциями, которые они испытывали во время выполнений упражнений. Мини-тренинг, который проводился с педагогами представлен в Приложении 3.

Следующим этапом в исследовании стала разработка комплекса упражнений и рекомендаций «Антистресс» для профилактики и коррекции эмоционального выгорания у педагогов. В ходе разработки учитывались типологические особенности профессии и индивидуальные качества педагогов. Разработанные комплексы созданы для снятия стресса и эмоционального истощения педагогов, профилактики и коррекции эмоционального выгорания. Все упражнения описаны в Приложении 4.

В реализации проекта мною были использованы: метод диагностирования, метод беседы, метод упражнения, методы игры.

Результатом исследования стали созданный комплекс упражнений «Анти стресс» и брошюра с универсальными рекомендациями для педагогов.


Глава 2. Этапы реализации проекта

Работа над проектом проходила в три этапа.

1.Организационный этап (сбор информации, планирование работы).

2.Основной этап - деятельность, направленная на решение поставленных задач и реализацию проекта.

3.Заключительный этап – оценка результатов, рефлексия.

2.1. Подготовительный этап

1.Сбор и анализ информации по теме, постановка цели, формулировка задач.

2.Проведение диагностирования педагогов по методике В.В. Бойко «Диагностика эмоционального выгорания» . (Приложение 1).

3.Подведение итогов диагностирования педагогов, интерпретация полученных данных в диаграмму. (Приложение 2).

4.Подбор необходимого оборудования и пособий для практического наполнения проекта.

2.2. Основной этап

1.Содержание методов и технологий работы с педагогов.

2.Создание положительной и доброжелательной атмосферы.

3.Подбор упражнений, направленных на гармонизацию взаимоотношений в педагогическом коллективе.

4.Проведение тренинга на тему «Роль гармонизации эмоциональной сферы педагогов образовательных учреждений». (Приложение 3)


2.3. Заключительный этап и результаты проекта


1.Разработка комплекса упражнений «Антистресс» по профилактике и коррекции эмоционального выгорания у педагогов. (Приложение 4).

2.Оформление универсальной брошюры «Стоп-стресс» для педагогов КГОУ.

3.Внедрение разработанного комплекса в педагогическую деятельность коллег и отслеживание динамики эмоционального состояния педагогов.

Результаты проекта


Опыт работы показал, что проблема профессионального истощения актуальна на сегодняшний день, все педагоги образовательного учреждения ГКОУ РО «Специальная школа-интернат № 41» подвержены эмоциональному выгоранию в большей или в меньшей степени. Участие педагогов в исследовании способствовало:

-получению новых знаний в исследуемой области;

-гармонизации взаимоотношений в педагогическом коллективе;

-повышению мотивации к собственной педагогической деятельности;

- профилактике и коррекции эмоционального выгорания и сохранению собственного психологического здоровья.

Полностью отследить, как повлиял разработанный комплекс упражнений «Анти-стресс» на педагогическую деятельность коллег не удалось из-за временных ограничений исследования. Однако при внедрении разработанного комплекса и рекомендаций в собственную педагогическую деятельность, я заметила, что у меня улучшается настроение, повысилась мотивация к педагогической деятельности, меньше стала чувствовать усталость и эмоциональное истощение.

К результатам проекта можно отнести то, что:

  1. Расширились представления педагогов о «Синдроме эмоционального выгорания» и внимательнее стали относиться к собственному психологическому здоровью.

  2. В педагогическом коллективе гармонизировались взаимоотношения, люди стали к другу добрее и терпимее.

  3. У учителей повысилась мотивация и интерес к собственной педагогической деятельности и деятельности своих коллег.

  4. Улучшилось самочувствие педагогов, повышение настроения и отсутствие раздражительности по отношению к коллегам, ученикам и их родителям.

  5. У педагогов наладились взаимоотношения в семье.

  6. Сформировались адекватные отношение, установки, эмоциональные и поведенческие стереотипы на собственную педагогическую деятельность.




























Заключение

Итог работы по проекту «Влияние педагогической деятельности на эмоциональное состояние психологическое здоровье педагогов. Эмоциональное выгорание» дает возможность педагогам образовательных организаций избежать истощения профессиональных ресурсов, помогает производить профилактику и коррекцию эмоционального выгорания, укрепляет психологическое и эмоциональное здоровье.

Итак, в последние годы в образовательной системе особенно острой встала проблема сохранения психического здоровья педагогов. Переход на личностно-ориентированные модели образования обуславливает повышение требований со стороны общества к личности педагога, его роли в образовательном процессе. Такая ситуация потенциально содержит в себе увеличение нервно-психического напряжения человека, что приводит к возникновению невротических расстройств, психосоматических заболеваний. По ходе исследования нами было доказано, что практически все педагоги, работающие в образовательной организации подвержены «Синдрому эмоциональному выгорания».

Предлагаемые упражнения помогут педагогам, работающим в образовательных учреждениях избежать эмоционального истощения организма и отсутствия педагогической деятельности.

Разработанный нами комплекс упражнений «Антистресс» по профилактике и коррекции эмоционального выгорания у педагогов» может быть использован в дальнейшем педагогами в своей педагогической деятельности.

Проект рекомендован для дальнейшего развития и совершенствования комплекса упражнений для профилактики «Синдрома эмоционального выгорания» у педагогов, работающих в образовательных организация, как

массовых, так и специальных коррекционных.


Библиография
  1. Акиндинова И.А. Эмоциональное выгорание в профессиональной деятельности педагога: проявления и профилактика / И.А.Акиндинова, А.А.Баканова // Педагогические вести. - 2003. - №25.

  2. Анциферова Л.И. Психологические закономерности развития личности взрослого человека и проблема непрерывного образования /

  3. Л.И.Анциферова // Психологический журнал. -1980. - №2.- С.52-60.

  4. Безносов С.П. Профессиональная деформация личности / С.П.Безносов. - СПб.: Речь, 2004. - 272 с.

  5. Бикеева А. Уроки психологии для школьного учителя: советы усталому педагогу / А.Бикеева. - Ростов н/Д: Феникс, 2005. - 348 с.

  6. Бойко В.В. Синдром «эмоционального выгорания» в профессиональном общении / В.В.Бойко. - СПб.: Питер, 2003. - 474 с.

  7. Борисова М.В. Психологические детерминанты феномена эмоционального выгорания у педагогов / М.В.Борисова // ВП. - 2005. - №2. - С.96-104.

  8. Водопьянова Н.Е. Синдром психического выгорания и его профилактика. Психология профессионального здоровья / Н.Е.Водопьянова; Под ред. проф. Г.С. Никифорова. - СПб.: Речь, 2006. - С.323-428.

  9. Глуханюк Н.С. Психология профессионализации педагога / Н.С.Глуханюк. - Екатеринбург: Изд-во Рос. гос. проф.- пед. ун-та, 2005. - 261 с.

  10. Гроза И.В. Влияние возраста и стажа педагога на эмоциональное выгорание / И.В.Гроза // Успехи современного естествознания.-2009.-№10.-С.53-64.

  11. Демьянчук Р.В. Эмоциональное выгорание учителя / Р.В.Демьянчук - М.: Просвещение, 2006. - 138 с.

  12. Лазарева Н.В. Диагностика синдрома эмоционального выгорания / Н.В.Лазарева // Школьные технологии. - 2009. - №1. –

  13. .171.Мерзлякова Д.Р. Влияние педагога с синдромом профессионального «выгорания» на учеников / Д.Р.Мерзлякова // Начальная школа + До и После. - 2007. - №8. - С.90-91.

  14. Митина Л.М. Эмоциональная гибкость учителя: психологическое содержание, диагностика, коррекция / Л.М.Митина, Е.С.Асмаковец. - М.: Флинта, 2001. - 192 с.

  15. Молочкова И.В.Психологическое сопровождение профессионального развития педагога: Учеб. пос. / И.В.Молочкова.-Челябинск: ЮУрГУ, 2005.-130 с.

  16. Орел В.Е. Синдром психического выгорания личности / В.Е.Орел. - М.: Изд-во «Институт психологии РАН», 2005. - 330 с.




























Приложение 1

Планирование проектной деятельности по теме: «Влияние педагогической деятельности на эмоциональное состояние психологическое здоровье педагогов. Эмоциональное выгорание».

1 этап – подготовительный

Методика «Диагностика эмоционального выгорания личности» (В.В. Бойко) позволяет диагностировать ведущие симптомы «эмоционального выгорания» и определить, к какой фазе развития стресса они относятся: «напряжения», «резистенции», «истощения». Оперируя смысловым содержанием и количественными показателями, подсчитанными для разных фаз формирования синдрома «выгорания», можно дать достаточно объемную характеристику личности, оценить адекватность эмоционального реагирования в конфликтной ситуации, наметить индивидуальные меры.

Инструкция:
Прочитайте суждения и ответьте «да» или «нет». Примите во внимание, что, если в формулировках опросника идет речь о партнерах, то имеются в виду субъекты вашей профессиональной деятельности, с которыми вы ежедневно работаете, общаетесь.

1. Организационные недостатки на работе постоянно заставляют нервничать, переживать, напрягаться.

2. Сегодня я доволен своей профессией не меньше, чем в начале карьеры.

3. Я ошибся в выборе профессии или профиля деятельности (занимаю не свое место).

4. Меня беспокоит то, что я стал хуже работать (менее продуктивно, качественно, медленнее).

5. Теплота взаимодействия с партнерами зависит от моего настроения — хорошего или плохого.

6. От меня как профессионала мало зависит благополучие партнеров.

7. Когда я прихожу с работы домой, то некоторое время (часа 2-3) мне хочется побыть наедине, чтобы со мной никто не общался.

8. Когда я чувствую усталость или напряжение, то стараюсь поскорее решить проблемы партнера (свернуть взаимодействие).

9. Мне кажется, что эмоционально я не могу дать партнерам того, что требует профессиональный долг.

10. Моя работа притупляет эмоции.

11. Я откровенно устал от человеческих проблем, с которыми приходится иметь дело на работе.

12. Бывает, я плохо засыпаю (сплю) из-за переживаний, связанных с работой.

13. Взаимодействие с партнерами требует от меня большого напряжения.

14. Работа с людьми приносит все меньше удовлетворения.

15. Я бы сменил место работы, если бы представилась возможность.

16. Меня часто расстраивает то, что я не могу должным образом оказать партнеру профессиональную поддержку, услугу, помощь.

17. Мне всегда удается предотвратить влияние плохого настроения на деловые контакты.

18. Меня очень огорчает, если что-то не ладится в отношениях с деловым партнером.

19. Я настолько устаю на работе, что дома стараюсь общаться как можно меньше.

20. Из-за нехватки времени, усталости или напряжения часто уделяю внимание партнеру меньше, чем положено.

21. Иногда самые обычные ситуации общения на работе вызывают раздражение.

22. Я спокойно воспринимаю обоснованные претензии партнеров.

23. Общение с партнерами побудило меня сторониться людей.

24. При воспоминании о некоторых коллегах по работе или партнерах у меня портится настроение.

25. Конфликты или разногласия с коллегами отнимают много сил и эмоций.

26. Мне все труднее устанавливать или поддерживать контакты с деловыми партнерами.

27. Обстановка на работе мне кажется очень трудной, сложной.

28. У меня часто возникают тревожные ожидания, связанные с работой: что- то должно случиться, как бы не допустить ошибки, смогу ли сделать все, как надо, не сократят ли и т. п.

29. Если партнер мне не приятен, я стараюсь ограничить время общения с ним или меньше уделять ему внимания.

30. В общении на работе я придерживаюсь принципа: «не делай людям добра, не получишь зла».

31. Я охотно рассказываю домашним о своей работе.

32. Бывают дни, когда мое эмоциональное состояние плохо сказывается на результатах работы (меньше делаю, снижается качество, случаются конфликты).

33. Порой я чувствую, что надо проявить к партнеру эмоциональную отзывчивость, но не могу.

34. Я очень переживаю за свою работу.

35. Партнерам по работе отдаешь внимания и заботы больше, чем получаешь от них признательности.

36. При мысли о работе мне обычно становится не по себе, начинает колоть в области сердца, повышается давление, появляется головная боль.

37. У меня хорошие (вполне удовлетворительные) отношения с непосредственным руководителем.

38. Я часто радуюсь, видя, что моя работа приносит пользу людям.

39. Последнее время меня преследуют неудачи в работе.

40. Некоторые стороны моей работы вызывают глубокое разочарование, повергают в уныние.

41. Бывают дни, когда контакты с партнерами складываются хуже, чем обычно.

42. Я разделяю деловых партнеров (субъектов деятельности) на «хороших» и «плохих».

43. Усталость от работы приводит к тому, что я стараюсь сократить общение с друзьями и знакомыми.

44. Я обычно проявляю интерес к личности партнера помимо того, что касается дела.

45. Обычно я прихожу на работу отдохнувшим, со свежими силами, в хорошем настроении.

46. Я иногда ловлю себя на том, что работаю с партнерами автоматически, без души.

47. По работе встречаются настолько неприятные люди, что невольно желаешь им чего-нибудь плохого.

48. После общения с неприятными партнерами у меня бывает ухудшение физического или психического самочувствия.

49. На работе я испытываю постоянные физические или психологические перегрузки.

50. Успехи в работе вдохновляют меня.

51. Ситуация на работе, в которой я оказался, кажется безысходной (или почти безысходной).

52. Я потерял покой из-за работы.

53. На протяжении последнего года были жалобы в мой адрес со стороны партнеров.

54. Мне удается беречь нервы благодаря тому, что многое из происходящего с партнерами я не принимаю близко к сердцу.

55. Я часто с работы приношу домой отрицательные эмоции.

56. Я часто работаю через силу.

57. Прежде я был более отзывчивым и внимательным к партнерам, чем теперь.

58. В работе с людьми руководствуюсь принципом, не трать нервы, береги здоровье.

59. Иногда иду на работу с тяжелым чувством — как все надоело, никого бы не видеть и не слышать.

60. После напряженного рабочего дня я чувствую недомогание.

61. Контингент партнеров, с которым я работаю, очень трудный.

62. Иногда мне кажется, что результаты моей работы не стоят тех усилий, которые я затрачиваю.

63. Если бы мне повезло с работой, я был бы более счастлив.

64. Я в отчаянии из-за того, что на работе у меня серьезные проблемы.

65. Иногда я поступаю со своими партнерами так, как не хотел бы, чтобы поступали со мной.

66. Я осуждаю партнеров, которые рассчитывают на особое снисхождение, внимание.

67. Чаще всего после рабочего дня у меня нет сил заниматься домашними делами.

68. Обычно я тороплю время: скорей бы рабочий день кончился.

69. Состояния, просьбы, потребности партнеров обычно меня искренне волнуют.

70. Работая с людьми, я обычно как бы «ставлю экран», защищающий от чужих страданий и отрицательных эмоций.

71. Работа с людьми (партнерами) очень разочаровала меня.

72. Чтобы восстановить силы, я часто принимаю лекарства.

73. Как правило, мой рабочий день проходит спокойно и легко.

74. Мои требования к выполняемой работе выше, чем то, чего я достигаю в силу обстоятельств.

75. Моя карьера сложилась удачно.

76. Я очень нервничаю из-за всего, что связано с работой.

77. Некоторых из своих постоянных партнеров я не хотел бы видеть и слышать.

78. Я одобряю коллег, которые полностью посвящают себя людям (партнерам), забывая о собственных интересах.

79. Моя усталость на работе обычно мало сказывается в общении с домашними и друзьями.

80. Если предоставляется случай, я уделяю партнеру меньше внимания, но так, чтобы он этого не заметил.

81. Меня часто подводят нервы в общении с людьми на работе.

82. Почти ко всему, что происходит на работе,  я утратил интерес, живое чувство.

83. Работа с людьми плохо повлияла на меня как профессионала — обозлила, сделала нервным, притупила эмоции.

84. Работа с людьми явно подрывает мое здоровье.

Обработка и интерпретация результатов теста:

Дальнейший шаг в интерпретации результатов опроса — осмысление показателей фаз развития стресса — напряжение, резистенция и истощение. В каждой из них оценка возможна в пределах от 0 до 120 баллов. Однако сопоставление баллов, полученных для фаз, неправомерно, ибо не свидетельствует об их относительной роли или вкладе в синдром. Дело в том, что измеряемые в них явления существенно разные — реакция на внешние и внутренние факторы, приемы психологической защиты, состояние нервной системы. По количественным показателям правомерно судить только о том, насколько каждая фаза сформировалась, какая фаза сформировалась в большей или меньшей степени:

  • 36 и менее баллов — фаза не сформировалась;

  • 37-60 баллов — фаза в стадии формирования;

  • 61 и более баллов — сформировавшаяся фаза


Приложение 2











Приложение 3

2 этап - основной.

Проведение тренинга для педагогов на тему «Роль гармонизации эмоциональной сферы педагогов образовательных учреждений».


АннотацияСиндром выгорания представляет собой процесс постепенной утраты эмоциональной, когнитивной и физической энергии, проявляющийся в симптомах эмоционального, умственного истощения, физического утомления, личностной отстраненности и снижения удовлетворения исполнением работы. Он рассматривается как результат неудачно разрешенного стресса на рабочем месте.

Реальная педагогическая практика показывает, что сегодня довольно четко прослеживается факт потери интереса к ученику как к личности, неприятие его таким, какой он есть, упрощение эмоциональной стороны профессионального общения. Многие педагоги отмечают у себя наличие психических состояний, дестабилизирующих профессиональную деятельность (тревожность, уныние, подавленность, апатия, разочарование, хроническая усталость). Все это обусловило выбор направления работы с педагогами по профилактике эмоционального выгорания [2].

 Цель: создание условий для сохранения и укрепления психологического здоровья педагогов, формирования навыков регуляции психоэмоциональных состояний, профилактики эмоционального выгорания в педагогической деятельности.

Задачи:

  1. Снижение уровня эмоционального выгорания педагогов.

  2. Повышение уровня сплоченности педагогического коллектива.

  3. Развивать эмоциональную устойчивость, уверенность в себе.

  4. Повышать самооценку педагогов.

  5. Формирование позитивного отношения к себе, к жизни.

  6. Повышение мотивации к профессиональной деятельности.

  7. Формировать навыки эффективного взаимодействия с участниками образовательного процесса.

  8. Обучение способам саморегуляции.

Форма проведения:  круг, возможно свободное перемещение по залу при выполнении упражнение в подгруппах .


Структура занятия

Вводная часть

Цель: положительный настрой участников на тренинг, знакомство с темой тренинга, озвучивание его целей.

«Психологическая профессия педагога предъявляет серьезные требования к эмоциональной стороне личности. Это «работа сердца и нервов», где требуется буквально ежедневное расходование огромных душевных сил» (В.А.Сухомлинский).

Наша жизнь набрала такой бешеный темп, что это начинает угрожать не только нервно-психическому, но и физическому здоровью людей. Известно, что по степени напряженности нагрузка педагога в среднем больше, чем у менеджеров и банкиров, генеральных директоров, и других специалистов, работающих с людьми. По данным НИИ медицины, к неврозам, связанным с профессиональной деятельностью, склонны около 60% педагогов. Деятельность педагога связана с целым рядом напряженных ситуаций. Такие заболевания, как гипертония, язва желудка становятся профессиональными заболеваниями педагогов. Не случайно в последние годы все чаще говорят о синдроме профессионального выгорания .

В связи с этим организация работы по сохранению психического здоровья педагогов является одной из наиболее актуальных задач современной системы образования, а проблема эмоциональной саморегуляции – одной из важнейших психолого-педагогических проблем, актуальных для личностного и профессионального развития современного педагога [6].

Для реализации цели профилактики синдрома «сгорания» разработан специальный тренинг, который направлен на решение двух основных задач - непосредственно профилактические и коррекционные меры по предупреждению психического выгорания посредством работы с личностными качествами и налаживания социально-психологического климата в коллективе [11].

1.Теоретическая часть

 Профессия педагога относится к сфере профессий типа «человек-человек», то есть профессий, которые отличаются интенсивностью и напряженностью психоэмоционального состояния и которые наиболее подвержены влиянию эмоционального «сгорания». В настоящее время синдром эмоционального «сгорания» удостоен диагностического статуса [12].

Для начала, дадим определение, что такое «Синдром эмоционального выгорания».

Эмоциональное выгорание – это выработанный личностью механизм психологической защиты в форме полного или частичного исключения эмоций (понижения их энергетики) в ответ на избранные психотравмирующие воздействия [3].

Причины возникновения СЭВ у педагогов

  • отсутствие четкой связи между процессом обучения и получаемым результатом;

  • несоответствие результатов затраченным силам;

  • ограниченность времени для реализации поставленных целей;

  • неумение регулировать собственные эмоциональные состояния;

  • большие нагрузки;

  • ответственность перед начальством, родителями;

  • отсутствие навыков коммуникации и умения выходить из трудных ситуаций общения с детьми, их родителями и т.д. [9].

В современных условиях невозможно полностью исключить в работе эмоциональное выгорание. Однако возможно существенно уменьшить его разрушительное влияние [10].

2.Практическая часть

Упражнение  «Паутина»

Цель: осознание особенностей самовосприятия и восприятия себя другими; формирование позитивного самовосприятия.

Участники садятся в круг, каждый называет свое имя и рассказывает  что-нибудь о себе. Участник берет клубок нити в руки и, рассказав о себе, зажимает свободный конец нити в руке и кидает клубок участнику, сидящему напротив. Если вы ничего не хотите желать себе, то можете просто взять нить в руку, а клубок перебросить следующему».

Таким образом, все сотрудники оказываются в «паутине». Ведущий заключает, что получилась паутина, которая связывает всех ее участников в единое целое. Далее следует распутать паутину в обратном порядке [12].

Упражнение «Имена-качества».

Цель: обмен положительными эмоциями и  чувствами.

Сидя в кругу, участники по очереди называют свое имя и 2 - 3 положительных качества на 1-ю букву имени. Например: «Марина -  мечтательная, миролюбивая».

Примечание: При затруднении участника связать свое имя с качеством ему помогают другие, но при этом педагог-психолог должен помочь завершить словесный ряд положительным качеством участника.

Упражнение «Я учусь у тебя»

Цель: поддержание положительного эмоционального настроя друг к другу.

Педагоги встают в круг, ведущий бросает каждому мяч со словами: «Я учусь у тебя …». Участники называют профессиональное или личностное качество человека, которое действительно обладает ценностью, привлекательностью для говорящего. Задача принявшего мяч, прежде всего, подтвердить высказанную мысль: «Да, у меня можно научиться …» или «Да, я могу научить …». Затем он бросает мяч другому участнику.

Например, Юлия Сергеевна, я учусь у Вас доброжелательности.

Юлия Сергеевна: «Да, у меня можно этому научиться».

Упражнение «Неожиданные картинки, или рисунок по кругу»

Каждый участник берет лист бумаги, подписывает его с обратной стороны и по сигналу ведущего начинает рисовать любую картинку (30 сек.) По новому сигналу начатые рисунки передаются следующему участнику по кругу, все продолжают рисовать на чужих листах. Через 30 секунд происходит новый обмен листками по кругу, таким образом, рисунки проходят полный круг и возвращаются к владельцам.

Вопросы для обсуждения:

  • Нравится ли вам рисунок, который получился в итоге?

  • Понравилось ли дорисовывать чужие рисунки?

  • На что вы ориентировались, дорисовывая чужие рисунки? (пытались определить и сохранить замысел предыдущего художника, воплощали собственные желания, не задумывались)

  • Где может пригодиться такой способ организации работы ?

Упражнение «Лестница»

Цель: осознание себя как личности, находящейся на определенном промежутке жизненного пути и профессиональной деятельности.

Всем участникам тренинга раздаются листочки со схематичным изображением лестницы, и предлагается внимательно ее рассмотреть и отметить свое местонахождение на лестнице на сегодняшний день. По мере прохождения упражнения ведущий задает участникам вопросы:

-Подумайте и ответьте, Вы поднимаетесь вверх или опускаетесь вниз?

-Устраивает ли Вас Ваше местоположение на лестнице?

-Что мешает Вам находиться наверху?

- Вы в силах устранить причины, которые мешают вам двигаться вверх? .

Упражнение  «Распредели по порядку»

Цель: донести до участников тренинга важность умения переключения социальных ролей для сохранения психического здоровья и творческой активности; осознание своего » Я».

Педагогам предлагается распределить по порядку (по степени значимости, на их взгляд) следующий перечень:

  • Дети

  • Работа

  • муж (жена)

  • Я

  • друзья, родственники.

 Через некоторое время предложить вариант оптимального распределения перечня:

  • Я

  • Муж (жена)

  • Дети

  • Работа

  • Друзья, родственники.

 Затем участникам предлагается поразмыслить над полученными результатами.

3.Рефлексия

Цель: установление обратной связи, анализ опыта, полученного в группе.

Участники встают в общий круг. Ведущий предлагает поучаствовать в небольшой церемонии, которая поможет выразить дружеские чувства и благодарность друг другу.

Игра проходит следующим образом: один из вас становится в центр, другой подходит к нему, пожимает руку и произносит: «Спасибо за приятное занятие!». Оба остаются в центре, по-прежнему держась за руки. Затем подходит третий участник, берет за свободную руку либо первого, либо второго, пожимает ее и говорит: «Спасибо за приятное занятие!»

Таким образом, группа в центре круга постоянно увеличивается. Все держат друг друга за руки. Когда к вашей группе присоединится последний участник, замкните круг и завершите церемонию безмолвным крепким троекратным пожатием рук .

Ведущий предлагает участникам ответить на вопрос: «Что было для вас сегодня особенно приятным?»

Участники продолжают фразу: «Приятным для меня сегодня было…»

Подведение итогов: Проходя через сегодняшний тренинг, мы научились навыкам саморегуляции, мобилизовали свою внутреннюю энергию, активизировали свои ресурсы и тем самым укрепили свое здоровье. Спасибо за совместную работу. Желаю удачи и хорошего настроения!
































Приложение 4.


Комплекс упражнений «Антистресс» по профилактике и коррекции эмоционального и физического напряжения у педагогов.

Цель: осознание, нахождение и снятие мышечных зажимов; определение и снятие излишнего напряжения.

Данный комплекс включает в себя серию упражнений по произвольному напряжению и расслаблению основных мышечных групп. Характерной чертой каждого упражнения является чередование сильного мышечного напряжения и следующего за ним расслабления.

С целью снятия психоэмоционального напряжения и самостоятельного освоения приемов саморегуляции можно выполнить ряд упражнений, таких как «Муха», «Лимон», «Сосулька».

1.Упражнение «Муха»

Цель: снятие напряжения с лицевой мускулатуры.

Нужно сесть удобно: руки свободно положить на колени, плечи и голова опущены, глаза закрыты. Мысленно представьте, что на ваше лицо пытается сесть муха. Она садится то на нос, то на рот, то на лоб, то на глаза. Ваша задача: не открывая глаз, согнать назойливое насекомое.

2.Упражнение «Лимон»

Цель: управление состоянием мышечного напряжения и расслабления.

Нужно сесть удобно: руки свободно положить на колени (ладонями вверх), плечи и голова опущены, глаза закрыты. Мысленно представьте себе, что у вас в правой руке лежит лимон. Начинайте медленно его сжимать до тех пор, пока не почувствуете, что «выжали» весь сок. Расслабьтесь. Запомните свои ощущения. Теперь представьте себе, что лимон находится в левой руке. Повторите упражнение. Вновь расслабьтесь и запомните свои ощущения. Затем выполните упражнение одновременно двумя руками. Расслабьтесь. Насладитесь состоянием покоя.


3.Упражнение «Сосулька»

Цель: управление состоянием мышечного напряжения и расслабления.

Необходимо встать, руки поднять вверх и закрыть глаза. Представьте, что вы – сосулька или мороженое. Напрягите все мышцы вашего тела: ладони, плечи, шею, корпус, живот, ноги. Запомните эти ощущения. Замрите в этой позе. Заморозьте себя. Затем представьте, что под действием солнечного тепла вы начинаете медленно таять. Расслабляйте постепенно кисти рук, затем мышцы плеч, шеи, корпуса, ног и т. д. Запомните ощущения в состоянии расслабления. Выполняйте упражнение до достижения оптимального психоэмоционального состояния.

4.Упражнение «Передышка»

Обычно, когда мы бываем чем-то расстроены, мы начинаем сдерживать дыхание. Высвобождение дыхания – один из способов расслабления. В течение трех минут дышите медленно, спокойно и глубоко. Можете даже закрыть глаза. Наслаждайтесь этим глубоким неторопливым дыханием, представьте, что все ваши неприятности улетучиваются .

5.Упражнение «Звуковая гимнастика»

Цель: знакомство со звуковой гимнастикой, укрепление духа и тела.

Прежде чем приступить к звуковой гимнастике, ведущий рассказывает о правилах применения: спокойное, расслабленное состояние, сидя, с выпрямленной спиной. Сначала делаем глубокий вдох носом, а на выдохе громко и энергично произносим звук.

Припеваем следующие звуки в течение 30 сек.:

А – воздействует благотворно на весь организм;

Е – воздействует на щитовидную железу;

И – воздействует на мозг, глаза, нос, уши;

О – воздействует на сердце, легкие;

У – воздействует на органы, расположенные в области живота;

Я – воздействует на работу всего организма;

М – воздействует на работу всего организма;

X – помогает очищению организма;

ХА – помогает повысить настроение.

Снятию стресса помогают как смех, так и слёзы. Большинство людей признаются, что после слез, они чувствуют себя лучше. Учёные считают, что слёзы очищают организм от вредных продуктов стресса. Не бойтесь плакать!

6.Упражнение «Мария Ивановна»

Цель: Упражнение развивает внутренние средства ролевой децентрации. Выполняется индивидуально, в течение 10-15 минут.

Представьте себе ваш неприятный разговор, например, с завучем. Условно назовем ее Марией Ивановной, позволившей себе неучтивый тон в разговоре с вами и несправедливые замечания. Закончился рабочий день и по дороге домой вы еще раз вспоминаете неприятную беседу, и чувство обиды захлестывает вас. Это вредно для вашей психики: на фоне психологической усталости после рабочего дня развивается психическое напряжение. Вы пытаетесь забыть обиду, но вам это не удается.

Попробуйте пойти от противного. Вместо того чтобы насильственным образом вычеркнуть Марию Ивановну из своей памяти, попытайтесь, наоборот, максимально приблизить ее. Попробуйте по дороге домой сыграть роль Марии Ивановны. Подражайте ее походке, манере себя вести, проигрывайте ее размышления, ее семейную ситуацию, наконец, ее отношение к разговору с вами. Через несколько минут такой игры вы почувствуете облегчение, спадет напряжение. Изменится ваше отношение к конфликту, к Марии Ивановне, вы увидите в ней много позитивного, того, что не замечали раньше. По сути дела, вы включитесь в ситуацию Марии Ивановны и сможете ее понять. Последствия такой игры обнаружат себя на другой день, когда вы придете на работу. Мария Ивановна с удивлением почувствует, что вы доброжелательны и спокойны, и сама, вероятно, станет стремиться уладить конфликт.

7.Упражнение «Настроение»

Несколько минут назад у вас закончился неприятный разговор с матерью ученика, постоянно нарушающего дисциплину, прогуливающего уроки, нагрубившего вам. В беседе с ней вы говорили о воспитании сына в семье, необходимости регулярного контроля за выполнением домашних заданий, о том, что вседозволенность, которая культивируется на ваш взгляд, в семье ученика, ни к чему хорошему не приведет. После всех этих разговоров мать подростка вдруг заявила, что “воспитывать должны в школе”, что у нее на это нет времени. В ответ вы не смогли сдержаться. Ваши установки на спокойное и конструктивное построение беседы были разрушены.

Как снять неприятный осадок после такого разговора? Возьмите цветные карандаши или мелки и чистый лист бумаги. Расслабленно, левой рукой нарисуйте абстрактный сюжет - линии, цветовые пятна, фигуры. Важно при этом полностью погрузиться в свои переживания, выбрать цвет и провести линии так, как вам больше хочется, в полном соответствии с вашим настроением. Попробуйте представить, что вы переносите свое грустное настроение на бумагу, как бы материализуете его. Закончили рисунок? А теперь переверните бумагу и на другой стороне листа напишите 5-7 слов, отражающих ваше настроение. Долго не думайте; необходимо, чтобы слова возникали спонтанно, без специального контроля с вашей стороны.

После этого еще раз посмотрите на свой рисунок, как бы заново переживая свое состояние, пересчитайте слова и с удовольствием, эмоционально разорвите листок, выбросите в урну.

Вы заметили? Всего 5 минут, а ваше эмоционально-неприятное состояние уже исчезло, оно перешло в рисунок, и было уничтожено.

8.Упражнение «Пословицы»

Упражнение хорошо “снимает” внутреннюю депрессию и плохое настроение, помогает решить сложную проблему. Эта проблема может быть связана с профессией, семейной жизнью, взаимоотношениями с друзьями.

Возьмите любую из книг: “Русские пословицы”, “Мысли великих людей” или “Афоризмы” (в каждой школьной библиотеке книги есть). Полистайте книгу, читайте фразы пословиц или афоризмов в течение 25-30 минут, пока не почувствуете внутреннее облегчение.

Возможно, кроме психической релаксации та или иная пословица натолкнет вас на правильное решение. Возможно также, вас успокоит тот факт, что не только у вас возникла проблема, над способами ее решения размышляли многие люди, в том числе и исторические личности .

9.Упражнение «Удовольствие» 

Одним из распространенных стереотипов житейской психогигиены является представление о том, что лучшим способом отдыха и восстановления являются наши увлечения, любимые занятия, хобби. Число их обычно ограничено, т. к. у большинства людей есть не более 1-2 хобби. Многие из таких занятий требуют особых условий, времени или состояния самого человека. Однако существует много других возможностей отдохнуть и восстановить свои силы. Участникам тренинга раздаются листы бумаги, и предлагается написать 5 видов повседневной деятельности, которые приносят им удовольствие. Затем предлагается проранжировать их по степени удовольствия. Затем объяснить педагогам, что это и есть ресурс, который можно использовать как » скорую помощь» для восстановления сил.

10.Медитация "Встреча с ребенком внутри себя"

Необходимо принять удобную позу. Ваше тело расслаблено. Глаза закрыты. Сделайте несколько глубоких вдохов и медленных выдохов.

Представьте себя в каком-нибудь тихом и уютном месте. Может быть, это будет светлая роща ранним солнечным утром: слышите, как звонко поют птицы? Может быть, это будет маленький песчаный пляж на берегу ласкового синего моря, мягко освещенного закатным солнцем. Волны плавно накатываются одна за другой, тихо шуршат по песку: Попытайтесь вспомнить самое приятное место из своего детства, место, где вы чувствовали себя комфортно.

Теперь вспомните себя таким, каким вы были в детстве, - в три, четыре, пять лет.

Представьте, что этот малыш стоит перед вами. Попытайтесь понять, что он чувствует. Выглядит ли он радостным или печальным? Может быть, он рассержен или обижен на кого-то? Может быть, он чего-то боится?

Погладьте малыша по голове, улыбнитесь ему, обнимите его. Скажите, что любите его, что теперь всегда будете рядом с ним, будете поддерживать его и помогать ему. Скажите: "Я люблю тебя. Я принимаю тебя таким, какой ты есть. Ты прекрасен! Я хочу, чтобы ты был счастлив".

После этих слов представьте, что малыш улыбается вам в ответ и обнимает вас крепко - крепко. Поцелуйте его, скажите, что ваша любовь неизменна и всегда остается с ним: "Я всегда с тобой. Я люблю тебя!". Теперь отпустите малыша, помашите ему на прощание рукой.

Постепенно выйдите из релаксации, сделайте глубокий вдох - выдох, откройте глаза. Скажите себе: "Я совершенна. Я принимаю и люблю себя полностью. Я создаю свой прекрасный мир, наполненный радостью и любовью".

Упражнения «Снятие напряжения в 12 точках»

Упражнения нужно повторять каждый день по несколько раз.

1.Плавное вращение глазами: дважды в одном направлении, дважды в другом.

2.Зафиксируйте своё внимание на отдалённом предмете, а затем переключитесь на предмет, который перед вами.

3.Нахмурьтесь, напрягая окологлазные мышцы, а потом расслабьтесь,

4.Широко зевните несколько раз.

5.Расслабьте шею, покачав головой, затем покрутив ею из стороны в сторону.

6.Поднимите плечи до уровня ушей и медленно опустите.

7.Расслабьте запястья и поводите ими.

8.Сожмите кулаки, разожмите, расслабляя кисти рук.

9.Сделайте три глубоких вдоха, затем мягко прогнитесь в позвоночнике вперёд-назад и из стороны в сторону.

10.Напрягите и расслабьте ягодицы, а затем икры ног.

11.Покрутите ступнями, чтобы расслабить лодыжки.

12.Сожмите пальцы ног таким образом, чтобы ступни изогнулись вверх, повторите три раза.





Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!