06.02.2023 Экспериментальная парная работа по физике 7 класса:
«Исследование давления газа»
Цель работы: Исследовать зависимость давления газа от объема и температуры»
Оборудование: (Кабинет физика-теория). ГИА-лаборатория по физике «Тепловые явления».
Средства измерения:
Манометр с пределами измерения 20-300 мм.рт.ст. Цена деления 2 мм.рт.ст. Погрешность прямого измерения давления 4 мм.рт.ст.
Термометр
Оборудование и материалы
Баллон №4 от шприца объемом 10 мл.
Баллон №5 от шприца объемом 20 мл
Канцелярский зажим.
Стакан с горячей водой.
План проведения:
Организационная часть.
Лаборанты развозят на легкоподвижных тележках оборудование, для каждой пары один комплект.
Ребятам предлагается достать из упаковочных коробок:
Двойной баллон (4 и 5),
Манометр,
Один термометр
Канцелярский зажим
Все остальное оставляют в коробках, коробки убирают в сторону.
Основная часть
I часть.
Экспериментальное задание: Исследование зависимости давления газа от объема.
Учащимся предлагается ознакомиться с манометром. Обратить внимание на тройник со шлангами, сказать, что приборы подсоединяют к тройнику, вторую трубку пережимают канцелярским зажимом если она не используется.
Определяем цену деления манометра: 20/10 = 2 мм.рт.ст.
Определяем предел измерения – он составляет 300мм.рт.ст.
Напоминаем, что миллиметр ртутного столба (мм рт. ст., mm Hg) - это внесистемная единица измерения давления, 1 миллиметр ртутного столба = 133.322368 Паскаля. Можно считать 133,3 Па.
Сообщаем что погрешность прямого измерения давления составляет 4 мм.рт.ст.
Для сильных: Снятие показания с прибора и запись должны сопровождаться учетом погрешности. Так как инструментальная погрешность составляет 4 мм.рт.ст. То Результат прямого измерения записывается примерно так:
Р = (20±4) мм
ε = 4/20 = 20%
Выдвигаем поршень баллона на объем, который составляет 10 мл. (Напоминаем, что 1 мл равен 1 см3 = 1·10-9 м3). Подсоединяем баллон №4 к трубке тройника, вторую зажимаем канцелярским зажимом.
Проводим исследование.
Предупредить:
о недопустимости превышать давления выше 300 мм.рт.ст.
Снимать показания давления сразу, как только изменили объем (долго не ждем)
№ опыта | Объем в мл ±0,5 мл | Давление в мм.рт.ст. ±4 мм.рт.ст |
1 | 10 | 0 |
2 | 9 | 50 |
3 | 8 | 104 |
4 | 7 | 144 |
5 | 6 | 182 |
6 | 5 | 210 |
7 | 4 | 252 |
8 | 3 | 300 |
| | |
Строим график зависимости давления от объема:
Совет: По оси абсцисс откладываем значение давления, по ординатам – объем.
Анализируем график, делаем вывод - при уменьшении объема газа, давление растет. Это значит, что скорость движения молекул остается прежней, а вот расстояние, которое они преодолевают становится все меньше и меньше, поэтому они чаще ударяются о стенки сосуда, тем самым увеличивая давление.
II часть.
Экспериментальное задание: Исследование зависимости давления газа от температуры.
Отсоединить от тройника баллон емкостью 10 мл, подсоединить баллон емкостью 20 мл.
Измерить температуру воздуха в кабинете физики.
Измерить температуру воды в стакане.
Найти разницу температур
Погрузить в горячую воду баллон, не отсоединяя от манометра и измерить на сколько изменится давление в баллоне.
Сделать вывод.
Вывод: При увеличении температуры газа, давление газа тоже увеличивается. Молекулы начинают двигаться быстрее, и, хотя расстояния, которые они пролетают от стенки к стенке остается неизменным, при более высоких скоростях удары молекул происходят чаще.
Закрепление
Учащимся предлагается зачитать свои выводы
Рефлексия
Ребятам предлагается высказать свое мнение о проведенном уроке.