СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Проект экспериментального занятия по теме "Исследование давления газа" Физика 7 класс.

Категория: Физика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Изучение нового материала в рамках новых ФГОС.  Методика получения новых знаний самостоятельно под управлением учителя. Методика применения ГИА-лаборатории по физике

Просмотр содержимого документа
«Проект экспериментального занятия по теме "Исследование давления газа" Физика 7 класс.»

06.02.2023 Экспериментальная парная работа по физике 7 класса:

«Исследование давления газа»

Цель работы: Исследовать зависимость давления газа от объема и температуры»

Оборудование: (Кабинет физика-теория). ГИА-лаборатория по физике «Тепловые явления».

Средства измерения:

  1. Манометр с пределами измерения 20-300 мм.рт.ст. Цена деления 2 мм.рт.ст. Погрешность прямого измерения давления 4 мм.рт.ст.

  2. Термометр

Оборудование и материалы

  1. Баллон №4 от шприца объемом 10 мл.

  2. Баллон №5 от шприца объемом 20 мл

  3. Канцелярский зажим.

  4. Стакан с горячей водой.





План проведения:

  1. Организационная часть.

Лаборанты развозят на легкоподвижных тележках оборудование, для каждой пары один комплект.

Ребятам предлагается достать из упаковочных коробок:

  • Двойной баллон (4 и 5),

  • Манометр,

  • Один термометр

  • Канцелярский зажим

Все остальное оставляют в коробках, коробки убирают в сторону.

  1. Основная часть

I часть.

Экспериментальное задание: Исследование зависимости давления газа от объема.

  • Учащимся предлагается ознакомиться с манометром. Обратить внимание на тройник со шлангами, сказать, что приборы подсоединяют к тройнику, вторую трубку пережимают канцелярским зажимом если она не используется.

  • Определяем цену деления манометра: 20/10 = 2 мм.рт.ст.

  • Определяем предел измерения – он составляет 300мм.рт.ст.

Напоминаем, что миллиметр ртутного столба (мм рт. ст., mm Hg) - это внесистемная единица измерения давления, 1 миллиметр ртутного столба = 133.322368 Паскаля. Можно считать 133,3 Па.

Сообщаем что погрешность прямого измерения давления составляет 4 мм.рт.ст.



Для сильных: Снятие показания с прибора и запись должны сопровождаться учетом погрешности. Так как инструментальная погрешность составляет 4 мм.рт.ст. То Результат прямого измерения записывается примерно так:

Р = (20±4) мм

ε = 4/20 = 20%

  • Выдвигаем поршень баллона на объем, который составляет 10 мл. (Напоминаем, что 1 мл равен 1 см3 = 1·10-9 м3). Подсоединяем баллон №4 к трубке тройника, вторую зажимаем канцелярским зажимом.

  • Проводим исследование.

Предупредить:

  • о недопустимости превышать давления выше 300 мм.рт.ст.

  • Снимать показания давления сразу, как только изменили объем (долго не ждем)



опыта

Объем в мл ±0,5 мл

Давление в мм.рт.ст.

±4 мм.рт.ст

1

10

0

2

9

50

3

8

104

4

7

144

5

6

182

6

5

210

7

4

252

8

3

300




Строим график зависимости давления от объема:

Совет: По оси абсцисс откладываем значение давления, по ординатам – объем.

Анализируем график, делаем вывод - при уменьшении объема газа, давление растет. Это значит, что скорость движения молекул остается прежней, а вот расстояние, которое они преодолевают становится все меньше и меньше, поэтому они чаще ударяются о стенки сосуда, тем самым увеличивая давление.

II часть.

Экспериментальное задание: Исследование зависимости давления газа от температуры.

  • Отсоединить от тройника баллон емкостью 10 мл, подсоединить баллон емкостью 20 мл.

  • Измерить температуру воздуха в кабинете физики.

  • Измерить температуру воды в стакане.

  • Найти разницу температур

  • Погрузить в горячую воду баллон, не отсоединяя от манометра и измерить на сколько изменится давление в баллоне.

  • Сделать вывод.

Вывод: При увеличении температуры газа, давление газа тоже увеличивается. Молекулы начинают двигаться быстрее, и, хотя расстояния, которые они пролетают от стенки к стенке остается неизменным, при более высоких скоростях удары молекул происходят чаще.

  1. Закрепление

Учащимся предлагается зачитать свои выводы

  1. Рефлексия

Ребятам предлагается высказать свое мнение о проведенном уроке.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!