МБУК «Централизованная библиотечная система»
Сергачского муниципального района
Пожарская библиотека-филиал №17
Проект по экологическому направлению:
«Экология и подрастающее поколение»
Автор: Библиотекарь Пожарской
библиотеки-филиала №17
Сапунова О.А.
г. 2021
«Мир, окружающий ребенка-
это прежде всего мир природы,
с безграничным богатством,
неисчерпаемой красотой.
Здесь, в природе,
источник детского разума»
В. А. Сухомлинский
Актуальность проекта:
В последние годы интерес к экологии и экологической информации возрос со
стороны общества и, следовательно, со стороны библиотек, которые всё увереннее
занимают нишу экологического просвещения. Наша библиотека тоже не остается в
стороне от решения глобальных проблем экологии.
Для более эффективной и целенаправленной деятельности в библиотеке
разработан проект по экологии «Экология и подрастающее поколение».
Проект направлен на осмысление ребенком себя как частицы окружающего мира, осознание гражданской ответственности за свои действия, понимание ценности человеческой жизни как величайшего дара природы.
Мероприятия, которые пройдут в рамках проекта, не просто развлекательные
игры, беседы, а возможность пополнить знания наших читателей о живой природе,
познакомить их с познавательной и занимательной литературой по этой теме.
Мы убеждены: через книгу, через чтение можно привить драгоценные чувства любви к
родному краю, его природе.
В наших силах – формирование экологической культуры наших читателей. Если
каждый ребёнок осознает, что будущее планеты зависит от него лично, на Земле никогда
не исчезнут животные, растения и чистый воздух.
Учить детей понимать и любить природу, значит, воспитывать их людьми нравственными, для которых трудовая и производственная деятельность будет связана с ответственностью за ее экологические последствия. Формирование экологического сознания, бережного отношения ко всему живому – одна из самых насущных задач современного воспитания, и наш проект предлагает решать ее путем вовлечения детей и подростков в практическую природоохранную деятельность.
Проект сориентирован на то, чтобы человек захотел сделать свой дом, участок, двор, улицу, город чистыми, ухоженными и по возможности экологически безопасными, чтобы человек был убежден в том, что он и его семья заслуживают чистой, красивой и здоровой жизни.
Таким образом, проект «Экология и подрастающее поколение» актуален для нашего времени и нашего села.
Цель проекта: Экологическое образование и формирование экологической культуры поведения обучающихся на основе трудового, духовно-нравственного развития личности через совместную деятельность обучающихся, педагогов и жителей села.
Задачи проекта:
Сформировать у подрастающего поколения активную гражданскую позицию.
Содействовать нравственно – экологическому, эстетическому и трудовому воспитанию.
Исследование экологической обстановки в мире в стране и нашем селе.
Координация практической деятельности детей по изучению и оценке состояния окружающей среды на примере нашего города и вблизи расположенных окрестностях.
Воспитание чувства личной ответственности за состояние окружающей среды.
Развитие инициативы и творчества, обучающихся через организацию социально значимой деятельности.
Срок реализации проекта: 2021 г
Участники проекта: дошкольники, учащиеся школы, молодежь.
Партнёры по реализации проекта:
- Пожарская СОШ
- МБОУ «Пожарский детский сад»
- Администрация
Стратегия реализации проектной идеи.
1 этап. Организационно-подготовительный.
2 этап. Основной. Реализация проекта.
3 этап. Обобщающий
Организационно - подготовительный этап.
Опрос детей, с целью выявление экологических знаний, проблемы.
Анкетирование.
Выявление возможностей, средств, необходимых для реализации проекта. Подбор материала, форм и методов работы.
Составление плана реализации проекта.
Определение содержания деятельности всех участников проекта.
Поиск различных средств достижения целей;
Подбор и изучение методического материала, методической литературы.
Основной этап
План мероприятий
№ п/п | Наименование мероприятия | Формы работы | Срок реализации | Целевая аудитория | Ответственный |
1 | «День заповедников» | Час информации | январь | Все возр. | библиотека |
2 | «Лесные тайнички» | Экологический час по рассказам Н. Сладкова | январь | 7-10 | библиотека |
3 | «Экология – путь к пониманию природы» | Час информации | февраль | Все возр. | библиотека |
4 | «Красная книга России» | Час знакомств | февраль | Все возр. | библиотека |
5 | «В царстве живой природы» | Игра-путешествие | март | Нач.кл | библиотека |
6 | «Прочти книгу о природе» | акция | март | Все возр. | библиотека |
7 | «Экология предмет. Интересно или нет?» | Познавательный час | апрель | Все возр. | библиотека |
8 | «Пускай цветёт планета наша» | Информационный час | апрель | | |
9 | «Посади дерево» | Экологическая акция | май | Все возр | библиотека |
10 | «Сделаем село чище» | Экологическая акция | май | Все возр. | библиотека |
11 | «За милостью к природе» | Экологическое путешествие | июнь | Все возр. | библиотека |
12 | «Фантастическая страна Насекомия» | Час путешествий | июнь | Все возр. | библиотека |
13 | «Полна загадок чудесница природа» | Экологическая викторина | июль | Все возр. | библиотека |
14 | «Нет милей и краше речки Пьяны нашей» | Экскурсия обзор | июль | Все.возр. | библиотека |
15 | «Аптека под ногами» | Познавательный час | август | Все.возр. | библиотека |
16 | «Природы мудрые советы» | Выставка – совет | август | Все.возр. | библиотека |
17 | «Лес-Зеленый каркас Планеты» | Информационный час | сентябрь | Все.возр. | библиотека |
18 | «Подводный мир морей» | Час путешествий | сентябрь | Все.возр. | библиотека |
19 | «Соседи по планете» | Час информации к всемирному дню защиты животных | октябрь | Все.возр. | библиотека |
20 | «Экологические катастрофы мира» | Час информации | октябрь | Все.возр. | библиотека |
21 | «Природные фантазии» | Поделки из природного материала | ноябрь | Все.возр. | библиотека |
22 | «О братьях наших меньших» | Экологический час к 120 летию со дня рождения Евгения Ивановича Чарушина | ноябрь | Все.возр. | библиотека |
23 | «Удивительный мир камней» | Час информации | декабрь | Все.возр. | библиотека |
24 | «Люби свою землю» | Конкурсно – игровая программа | декабрь | Все.возр. | библиотека |
Третий этап – заключительный.
- Подведение итогов
- Презентация проекта.
- Создание выставки методического и творческого материала.
- Оформление информационно – справочных материалов (буклетов, папок, ширм - передвижек) по экологическому продвижению.
Результаты реализации проекта:
В результате реализации проекта «Экология и подрастающее поколение» была создана комплексная целевая программа по экологическому воспитанию подрастающего поколения, которая позволит:
Сохранить экологическое направление, как одно из направлений, в воспитательной работе библиотеки и повысить уровень экологической культуры обучающихся, дошкольников и жителей нашего села.
Решать задачи государственной политики в области экологического воспитания молодежи.
Повысить уровень экологической культуры.
Развивать творческие и организаторские способности.
Повысить интерес учащихся к изучению экологии, района, города, страны, через систему творческого, практического участия в запланированных экологических мероприятиях, акциях:
Благоустройство села
Выращивание рассады
Озеленение села и т. д.
Сформировать сознание личной ответственности и активную гражданскую позицию в защите, и сохранение природной среды.
Обеспечить повышение мотивации к изучению не только экологии, но и предметов естественнонаучного цикла.
Формировать социальный опыт подрастающего поколения, который позволит применять полученные знания в нестандартных и новых ситуациях.
Заключение.
Во время реализации проекта, получены разнообразные знания по экологии, повысилась значимость экологического и природоохранного воспитания детей, произошло повышение уровня личностного сознания, как у детей, так и у взрослых. Проект способствовал формированию эмоционально-положительного отношения к окружающему миру, умение видеть его красоту и неповторимость, развитию эстетических чувств у дошкольников, их родителей, педагогов. Дети имеют первоначальные знания и понимание того, что в природе все взаимосвязано, нарушение одной из связей ведёт за собой другие изменения, происходит «цепная реакция», у них сформировано понятие экологической безопасности и первоначальных сведений о рациональном использовании природных ресурсов. У ребят появились навыки экологически грамотного и безопасного поведения в повседневной жизни.
Проект заинтересовал детей и взрослых, сплотил педагогов, родителей и детей в деле воспитания будущих граждан страны в целом.
Литература.
Бианки В.В. Лесная газета. Л.: Детская литература, 1983г .
Криксунов Е.А., Пасечник В.В.Экология. 10(11) класс: Учеб. для общеобразоват. Учеб.заведений. М.: Дрофа,2001
Литвинова Л.С., Жиренко О.Е . Нравственно-экологическое воспитание школьников 5-11 класс. Москва: «5 за знания», 2007. - 204с.
Научно-методический журнал «Классный руководитель». №3.-Москва 2008г
Руководство по определителю показателей качества воды полевым методом. Муравьев А.Г. Санкт-Петербург 2004 г.
Фото определитель. Редкие виды растений Южного Прибайкалья. Улан-Удэ, 2011 -72с.
Экологический практикум. Муравьев А.Г. Санкт-Петербург 2003 г.
Экологический словарь. Литвинов Н.И. Иркутская ГСХА 2003 г.
Интернет ресурсы содержащие:
Указы: Президента Российской Федерации «О государственной стратегии Российской Федерации по охране окружающей среды и обеспечению устойчивого развития» (1996), «О концепции перехода Российской Федерации к устойчивому развитию» (1996);
Экологическая доктрина Российской Федерации (2002);
Федеральный законом «Об охране окружающей среды» (10.01.2002);
Стратегии национальной безопасности Российской Федерации (2009);
Концепции общего экологического образования для устойчивого развития (2010);
Образовательный портал (edu.wladimir.ru) в открытом доступе для широкого обсуждения.
Есть просто храм, есть храм науки,
А есть еще природы храм,
С лесами, тянущими руки
Навстречу солнцу и ветрам.
Он свят в любое время года,
Открыт для нас в жару и стынь.
Входи сюда, будь сердцем чуток,
Не оскверняй его святынь.
(А. Смирнов)