СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Проект "Его величество - балет"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Проект "Его величество - балет"»

Верхнесалдинский городской округ

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

Средняя общеобразовательная школа №3

Городской конкурс презентаций

«Волшебный мир детства»





Проект


ЕГО ВЕЛИЧЕСТВО-БАЛЕТ!





Автор работы: Литвиненко Дарья,

ученица 4б класса

МБОУ СОШ № 3


Руководители проекта:

Литвиненко Алина Александровна

Никулина Лариса Авенировна,

учитель 4б класса









г.Верхняя Салда

2023г.




Содержание


Введение

I. Теоретическая часть

1.1 Что такое балет?

1.2.История балета

1.3.Основные виды танца и основные составляющие балетного

костюма

1.4.Балеты известных композиторов и известные артисты

балета

1.5.Интересные факты о балете

II. Исследовательская часть

2.1Анкетироание

2.2.Беседа с Тамарой Савельевной

2.3.Беседа с директором ДШИ г.Верхняя Салда Ольгой

Александровной Бабкиной

2.4.Интервью с педагогом –балетмейстером ДШИ г.Верхняя Салда,

руководителем ансамбля « Карусель» Татьяной

Александровной Гребенкиной

2.5.Беседа с выпускницей ДШИ г.Верхняя Салда, которая продолжила

обучение в Московской академии хореографии

Казанцевой Анастасией

2.6.Экскурсия в магазин « Олимп».

2.7.Балет и я

Вывод

Список литературы

Приложения


Введение


Балет-это невероятно сложное ,

прекрасное искусство, которое

требует серьезной тренировки,

большого количества времени

и упорной работы.

Саттон Фостер

( французский балетмейстер)


Каждое искусство своими средствами рассказывает людям о человеческих переживаниях, мыслях, чувствах, о всевозможных событиях- реальных, сегодняшних и исторических , или фантастических. Но балет лишен слова. Его рассказ – танец. Танец состоит из отдельных движений, которые составляют балетный спектакль.

Балет красивый и сложный вид искусства, который требует от артистов огромного титанического и упорного труда. Заниматься балетом начинают с детства. Ежедневные репетиции , упражнения на растяжку отнимают много времени. Те, кто обрекает себя на такой труд, посвящают этому делу всю свою жизнь.

В настоящее время мало людей ходит в театр и не все понимают язык балета. Поэтому у меня возник вопрос: « Интересен ли данный вид искусства для моих сверстников?»

И я выдвинула гипотезу:

Я предполагаю, что знакомство с загадочным миром русского балета вызовет интерес у моих одноклассников.

Цель моей работы: рассказать моим одноклассникам об искусстве балета и вызвать интерес к занятиям танцами, продемонстрировать фрагмент из балета.

Объект исследования: балет

Предмет исследования: развитие балетного искусства

Методы исследования:

1.Изучение литературы по данной теме

2.Анкетирование

3.Беседа с Тамарой Савельевной

4. Интервью с директором ДШИ Ольгой Александровной Бабкиной

5.Интервью с педагогом-балетмейстером, руководителем ансамбля «Карусель» Татьяной Александровной Гребенкиной

6.Беседа с выпускницей хореографического отделения, которая

продолжила обучение в Московском институте хореографии

Казанцевой Анастасией

7.Обработка информации

8.Оформление работы в форме проекта

9.Фрагмент из балета

Для достижения поставленной цели и подтверждения приведенной

гипотезы возникла необходимость в решении следующих задач:

1. Изучить литературу об искусстве балета

2. Проанализировать, как развивался балет в нашей стране

3 .Провести опрос одноклассников и выяснить знают ли они что

такое балет и посещают ли они театры

4. Оформить приложения

5. Выступить перед одноклассниками с презентацией

6. Продемонстрировать фрагмент из балета

Балет-это прекрасный, необыкновенный мир. Я считаю, что моя работа

актуальна, как для меня, так и для тех ребят, которые любят балет и

хотят больше узнать о его истории и развитии.






I.Теоретическая часть


1.1.Что такое балет?

Я решила начать свою работу с того, чтобы узнать, что такое балет?

Балет-это музыкальный спектакль, в котором главные герои выражают мысли и чувства через музыку и танец, жест и мимику.

Балет- слово французского происхождения, а на латинском языке

ballo означает танцую.

1.2.История балета

Балет возник в XVI веке в Италии. Дальнейшее развитие балета происходило во Франции. В России первый балет был поставлен во второй половине XVII века, но превращаться в национальное искусство он начал гораздо позже- в начале XIX века.

Первое балетное представление в России балет «Об Орфее и Эвридике» состоялось 15.02.1673г. при дворе царя Алексея Михайловича, в подмосковном селе Преображенском.

04.05.1738 году французский танцмейстер Жан Батист Ланде открыл первую в России школу балетного танца «Танцовальная Ея Императорского Величества школа». Ныне это Академия русского балета имени А.Я.Вагановой.

Большой вклад в формировании жанра внесли:

- французский балетмейстер Шардь-Луи Дидло. Он связал танец и пантомиму, придал большое значение кордебалету и сделал большой акцент на сольных женских партиях.

- балетмейстер Мариус Петипа укрепил русскую школу балета. Его имя до сих пор известно поклонникам хореографического искусства.

- затем в России прогремело имя Михаила Фокина, оказавшее огромное влияние на мир балета. Он внес значительные изменения в спектакли. Его музой была несравненная балерина Анна Павлова. Ее «Умирающий лебедь»- символ русского балета начала XX века.

Однако настоящим реформатором принято считать знаменитого композитора Петра Ильича Чайковского, который уделил особое внимание

музыке. (Приложение №1)


1.3. Основные виды танца и основные составляющие балетного костюма

Основными видами танца являются: классический танец, характерный танец ,пантомима.

Классический танец-система выразительных средств хореографического искусства, основанная на тщательной разработке различных групп

движений и позиций ног, рук, корпуса и головы.

Характерный танец-это танец, где народные танцы сочетаются с элементами классического танца, но при этом сохраняют свой национальный характер.

Немаловажную роль играет пантомима, с помощью которой актеры передают чувства героев, их «разговор» между собой, суть происходящего.

(Приложение №2)

Костюмы для выступлений могу быть разнообразными ,это зависит от сюжета спектакля. Основными составляющими балетного костюма являются: пачка или юбка –шопенка ( тюника), трико, пуанты.( Приложение №3)

Пачка- женский балетный костюм в виде пышной многослойной юбки.

Юбка-шопенка (тюник)- длинная юбка из тюля или шифона

Пуанты- один из основных элементов женского танца в классическом балете- танец на кончиках вытянутых пальцев

Костюмы дополняют различными украшениями и аксессуарами в зависимости от сюжета спектакля.

1.4. Балеты известных композиторов и известные артисты балета

Балеты известных композиторов:

П.И.Чайковский - «Спящая красавица», «Лебединое озеро»,«Щелкунчик».

С.С. Прокофьев - «Золушка», «Ромео и Джульетта».

И. Стравинский – «Жар Птица», «Петрушка». (Приложение №4)

Русская школа классического балета считается одной из самых лучших в мире! Наиболее яркими представителями русского балета являются:

Матильда Ксешинская, Агриппина Ваганова, Анна Павлова,Тамара

Карсавина, Галина Уланова, Майя Плисецкая, Екатерина Максимова, Светлана Захарова, Николай Цискаридзе ,Анастасия Волочкова ,Ульяна Лопаткина и другие. Все эти имена являются историей балетного искусства!

Своим талантом и упорством они получили любовь миллиона поклонников. (Приложение №5).

1.5. Интересные факты о балете

1.До конца XVII века в балете танцевали только мужчины

2.Среднестатистическая балерина за год меняет около 300 пар балетных туфель

3.Средний вес балерины не должен превышать 50 кг

4.Балетные пачки изготавливают вручную. Для изготовления одной балетной пачки требуется около 15 метров тюля, а на работу уходит

несколько дней. Первая пачка была сделана в 1838г. для балерины Марии Тальони.

5.Пуанты, как и балетные пачки изготавливают вручную.

6.За одно выступление, мужчина, танцующий в балете, поднимают партнершу около 200 раз, таким образом, поднимая около 10 тонн суммарного веса

7.С 2001 года балет находится под запретом в Туркменистане

8. Самое известное в мире балетное представление- « Лебединое озеро»

9. Обязательный стаж у артистов балета -20лет, то есть на пенсию

они выходят примерно в возрасте 38-40 лет. Но есть исключения.

Например, Галина Уланова покорила впервые лондонскую публику в возрасте 46 лет. Таким же исключением из правил служит Майя Плисецкая, которая ушла со сцены Большого театра в 63 года.




II. Исследовательская часть

2.1.Анкетирование

Одним из этапов исследования было выяснить, какое отношение у моих одноклассников к балету. В социологическом опросе участвовали 26 учащихся 4б класса.



Итоги анкетирования:

Только 4 человека знают, что такое балет, что составляет 16%. 21 учащийся считает, что это танец и один- песня. Не всем нравится балет, но те ребята, которые интересуются балетом, посещали театр, смотрят передачи, где транслируют балет. Знают, как называется балетная обувь и знают известных артистов балета.

2.2.Беседа с первой ученицей хореографической студии г.Верхняя Салда Тамарой Савельевной

Мне всегда было интересно узнать, как зарождался балет в нашем городе. Была организована встреча с Тамарой Савельевной. Из беседы я узнала, что первым хореографом в Верхней Салде была Лидина Лидия Титовна, которая в 1962 году набрала первых учеников и проводила занятия в ДК им. Г.Агаркова. Тамара Савельевна была одной из учениц первой хореографической студии города Верхняя Салда. Уже в 1964 году студию пригласили выступать на свердловское телевидение с танцевальной композицией из балета «Щелкунчик». В 1966году была премьера балета

« Каменный цветок» по сказам Бажова, на которой звучала живая музыка –

эстрадно- симфонический оркестр Ю.В.Снежинского. На премьеру были приглашены представители культуры города Свердловск. Балет имел огромный успех. Это событие было увековечено фонтаном «Данила Мастер» на площади у ДК имени Г.Д.Агаркова в 1967 году. Во время беседы Тамара Савельевна показала фотографии девочек, которые учились вместе с ней. Некоторые ученицы продолжили обучение в этом направлении и работали хореографами. Сама Тамара Савельевна никогда не расставалась с балетом

и в качестве хореографа, помогала молодому поколению создавать удивительные танцевальные шедевры , в лицее, техникуме, на заводе.

( Приложение №7)

Вывод:

- Первым хореографом в Верхней Салде была Лидина Лидия Титовна;

- Первое представление состоялось в 1964 году

- Огромный успех имело представление «Каменный цвет» в 1966году, после которого был воздвигнут фонтан « Данила Мастер» на площади у дворца культуры

- Занятия хореографией дают основу для дальнейшего развития в этом направлении

2.3.Интервью с директором ДШИ г.Верхняя Салда Ольгой Александровной Бабкиной

В нашем городе есть замечательная детская школа искусств (ДШИ), в которой есть и хореографическое отделение. С вопросами, когда была открыта ДШИ и какие были отделения на тот момент, я обратилась к директору ДШИ г.Верхняя Салда Ольге Александровне Бабкиной. Она ответила, что ДШИ была открыта в 1952 году. Первоначально это была музыкальная школа, под которую был выделен деревянный дом с двумя комнатами. В 1975 году директором школы был назначен Владимир Викторович Черкасов, который руководил ею 35 лет и стал основателем трех новых отделений: художественного (1980г.), хореографического ( 1994г.) и театрального ( 2002г.).( Приложение №8)

На вопрос нравится ли вам балет и как вы к нему относитесь, Ольга Александровна ответила, что балет ей нравился всегда. Балет-это не только величайшее искусство, но и способ формирования красивой осанки, походки,


пластики, гибкости. Приятно смотреть на занятия девочек этого отделения –

это ухоженные балеринки в красивых тренировочных купальниках с юбками и красиво убранными в пучок прическами, которые грациозно выполняют упражнения экзерсиса.

Вывод:

- ДШИ была открыта в в 1952 году. Это была музыкальная школа.

- в 1975году директором назначен Владимир Викторович Черкасов, основатель трех отделений ( художественное, хореографическое, театральное)

- Балет – это красивая осанка, походка, пластика, гибкость. Ассоциируется балет с чем-то воздушным и сказочным.

2.4. Интервью с педагогом-балетмейстером хореографического отделения ДШИ , руководителем ансамбля «Карусель» Татьяной Александровной Гребенкиной

« Какое значение имеет балет в жизни ребенка?» С этим вопросом я обратилась к Татьяне Александровне. Она рассказала , что занятия балетом имеют большое значение для физического развития детей. Они начинают легко и свободно двигаться, приобретают правильную осанку, разрабатывают позвоночник и его гибкость. Растет культура: дети становятся более вежливыми, начинают относиться более внимательней к окружающим, находят общие интересы с товарищами, чувствуют себя частью коллектива. Через танец воспитываются нравственные качества. Во время исполнения у детей вызываются яркие эмоции, учатся сопереживать, отличать хорошее от плохого. Занятия танцами положительно влияют на развитие памяти и здоровье ребенка. У танцующих людей присутствует чувство уверенности в себе. Танцы продлевают жизнь, способствуют поддержанию общего тонуса и позволяют сохранить человеку работоспособность. (Приложение №9)

Не могла не задать вопрос : « Все-таки ,что такое балет и какое его будущее?»

Мы живем в стране, начала она, которая на протяжении нескольких столетий славится балетом. Любой иностранец знает, что Российская школа

балета является одной из самых лучших. Наши балерины выступают на

мировых сценах, их профессионализм и талант ценится по всему миру. Балет-образец прекрасного искусства, который объединяет в себе пластику тела и музыку. Формула танца – это стремление к красоте и всему прекрасному. Балет 21 века интенсивно развивается. Наряду с классическими постановками, появляются новые, открываются театры и балетные школы. Балет, как вид искусства не теряет своей популярности у зрителей. Это вселяет надежду на дальнейшее блестящее будущее балета.

Вывод:

- занятие балетом имеет большое значение для физического развития

-растет культура, воспитываются нравственные качества, балет положительно влияет на развитие памяти и здоровье ребенка;

- дети чувствуют себя увереннее;

- балет- это образец прекрасного искусства, который объединяет в себе пластику тела и музыку;

- формула танца - это стремление к красоте и всему прекрасному.

- балет интенсивно развивается и вселяет надежду на дальнейшее блестящее будущее.

2.5.Беседа с выпускницей ДШИ г.Верхняя Салда, которая продолжила обучение в Московской государственной академии хореографии Анастасией Казанцевой

Мне стало интересно насколько сложно учиться в высших учебных заведениях по этому направлению. Из беседы со студенткой Московской государственной академии хореографии Казанцевой Анастасией я поняла, что занятия хореографией что в стенах ДШИ , что в стенах академии – это тяжелый труд, который впоследствии приводит к положительным результатам. Она добавила, что академия дает нам все теоретические и

практические навыки, которые могут пригодиться для того, чтобы работать по выбранной специальности. Проводятся семинары, студенты участвуют в концертах и сочиняют танцы, посещают различные театральные постановки

и стремятся к прекрасному. Я очень люблю балет и все , что с ним связано. За ним скрывается дисциплина, ответственность и аккуратность, развивает музыкальность, грациозность и трудолюбие. Все знания , которые я получаю в академии, практические занятия , от которых я получаю огромное


удовольствие, подтверждают, что я иду в правильном направлении.

( Приложение №10)

Вывод:

- учеба в академии - не легкая , но очень интересная;

- теоретические и практические знания дают возможность развиваться дальше;

- напряженная работа и многочасовые тренировки дают положительный результат;

- балет - это правильное направление.

2.6. Экскурсия в магазин « Олимп»

В нашем городе есть несколько магазинов, в которых продают все необходимое для занятий спортом. Мне было интересно узнать, продают ли товары, необходимые для занятий хореографией. В магазине « Олимп»

продавец показала мне купальники , балетную обувь разных видов: балетки, пуанты, джазовки, чуни., туфли для народного танца, туфли для исторического танца. А на витринах я обнаружила : сетки, шпильки и зажимы для волос; ленты , резинки , пятачки и вкладыши для пуантов;

принадлежности для занятий гимнастикой.

Я сделала вывод, что товары, необходимые для занятий хореографией в нашем городе продают. ( Приложение №11)

2.7. Балет и я

Я – ученица 5 класса хореографического отделения Верхнесалдинской детской школы искусств. Мой педагог- Татьяна Александровна Гребенкина. Мне нравится заниматься балетом, я с удовольствием хожу на занятия хореографией, люблю осваивать новые элементы и движения, из которых потом получаются красивые постановки.

Балет - это сложный и напряженный труд с продолжительными ежедневными тренировками и репетициями. Но результат всегда радует – это выступления на сцене ДШИ, выступления на сцене ДК имени Агаркова, поездки на конкурсы по Свердловской области и за ее пределы. (Приложение №12 )

Мы ездили на концерт государственного академического хореографического ансамбля « Березка», ездили в театр оперы и балета в

г.Екатеринбург на балет «Щелкунчик». Своими силами ставили этот балет и выступали в балетной студии Татьяны Гребенкиной на Новый год, выступали на одной сцене с Московскими артистами балета в балетах «Лебединое озеро», « Щелкунчик» и « Золушка». Участвовали в конкурсах в г.Лесной ,в г.Североуальск., п.Свободный, неоднократно в конкурсах г.Екатеринбург. и г.Пермь. Сейчас готовимся к отчетному концерту, который будет проходить в стенах ДК им.Г.Д. Агаркова. Готовимся к конкурсу в г.Санкт-Петербург, который состоится в июне месяце.

На конкурсах проходили мастер-класс по классическому танцу, по народному танцу. Все это имеет познавательное значение.

Наши победы радуют педагога и нас!!

Мой вывод:

- балет – это возвышенный мир искусства.

- занятие балетом учат нас к строгой дисциплине, ответственности

и аккуратности.

- занятия у станка, репетиции различных номеров, выступления на

различных сценах ,участие в конкурсах , фестивалях и концертах ведут нас к красоте искусства балета.





























ВЫВОД:


Балет всегда был и остается загадочным видом искусства. О его красоте можно рассказывать часами.

В ходе данного исследования я пришла к выводу , что моя цель достигнута и гипотеза подтвердилась:

- балет –это музыкальный спектакль, в котором главные герои выражают мысли и чувства через музыку и танец, жест и мимику.

- основными видами танца являются: классический танец, характерный танец и пантомима.

- обучение движениям балета ведется на французском языке

- занятия танцами имеет большое значение для развития детей

- балет 21 века интенсивно развивается.


Балет – это прекрасный, необыкновенный мир !













ЗАКЛЮЧЕНИЕ:


Этим выступлением я попыталась расширить кругозор своих одноклассников, привить любознательность через рассказ об истории происхождения балета в России и, конкретно, в нашем городе Верхняя Салда, повысить интерес к искусству балета и музыке. Фрагментом из балета я постаралась показать красоту движений, эмоции.

В наше время балет остается все тем же волшебным искусством, в котором при помощи танца могут рассказать обо всех человеческих эмоциях. Он продолжает развиваться и расти, меняясь вместе с миром и не теряя своей актуальности.










Список литературы


  1. Плещеев А. «История русского балета» - М.; Просвещение, 2001.

  2. Александрова А. « Рассказы о театре, балетной школе, знамениты спектаклях» - СПб .: БХВ-петербург.2020.

  3. Астафьев Б. О балете. Статьи. Рецензии. Воспоминания/ Б. Астафьев. - М.:Музыка,2014.

  4. Ваганова А. Основы классического танца/ А.Ваганова.-М.: Искусство, 2013.































Приложение №1

История балета


с.Преображенское Балет « Об Орфее и Эвридике»


Ж.Б.Ланде Ш.Л.Дидло



М.Петипа М.Фокин П.И.СЧайковский


Приложение №2

Основные виды танца:



Классический танец Характерный танец




Пантомима







Приложение №3


Основными составляющими балетного костюма являются:



ЮБКА-ШОПЕНКА (ТЮНИК)

ПАЧКА






ПУАНТЫ

ТРИКО


























Приложение №4














Приложение №5


М.Ксешинская

А.Ваганова

А.Павлова

М.Плисецкая





Т.Карсавина



Г.Уланова

Е.Максимова




С.Захарова






У.Лопаткина








А.Волочкова







Н.Цискаридзе




Приложение №6


Анкета

1.Что такое балет?

а) спектакль

б) танец

в) песня

2. Нравится ли Вам балет?

а) да

б) нет

3.Посещали ли вы театр, где шла постановка балета?

а) да

б) нет

4. Смотрите ли Вы передачи, где транслируют балет?

а) да

б) нет

5. Как называются специальные балетные туфельки?

а) пуанты

б) кроссовки

в) джазовки

6. Кто является известным артистом балета?

а) Николай Цискаридзе

б) Филипп Киркоров

в) Виталий Бианки









Приложение №7


Беседа с первой ученицей хореографической студии г.Верхняя Салда Тамарой Савельевной Раитиной























Приложение №8


Интервью с директором ДШИ г.Верхняя Салда Ольгой Александровной Бабкиной


Приложение №9


Интервью с педагогом-балетмейстером хореографического отделения ДШИ , руководителем ансамбля «Карусель» Татьяной Александровной Гребенкиной











Приложение №10


Беседа с выпускницей ДШИ г.Верхняя Салда, которая продолжила обучение в Московской государственной академии хореографии Анастасией Казанцевой












Приложение №11

Экскурсия в магазин «Олимп»





























Приложение №12

Балет и я































































































Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!