СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Проект "Дымковская игрушка"

Нажмите, чтобы узнать подробности

В проекте раскрывается история возникновения дымковской игрушки и издание своей игрушки

Просмотр содержимого документа
«Проект "Дымковская игрушка"»

Проектная работа

на тему: «Дымковская игрушка»



Выполнила ученица 1Б класса

МБОУ Гимназия №40 г. Казани

Гончарова Екатерина

Введение

Цель работы: изучить и исследовать историю и традицию возникновения дымковской игрушки.

Для достижения цели, я должна решить следующие задачи:

1. Изучить литературу по данной теме;

2.Найти и изучить основные особенности и отличительные черты дымковской игрушки;

3. Изготовить дымковскую игрушку.

Гипотеза: изготовление дымковской игрушки влияет на развитие творческих способностей человека, развивает моторику, воображение и влияет на развитие эстетического вкуса человека.

Объектом исследования является – дымковская игрушка, а предметом исследованияпроцесс ее изготовления, материалы и инструменты, роспись игрушки.

Мне было интересно узнать:

-Где родилась дымковская игрушка?

-А для чего нужны дымковские игрушки?

-Возрождение и особенности производства дымковской игрушки.

-Порядок лепки игрушки и ознакомление с характером росписи игрушек.


Основная часть

Где родилась дымковская игрушка

-Меня очень заинтересовал этот вопрос. И я узнала, что действительно, в Дымковской слободе издавна люди занимались лепкой игрушек из глины.

-В бывшей слободе Дымково, что недалеко от Вятки, и родилась дымковская игрушка. Расположенная на берегу реки, слобода по утрам была покрыта легким туманом, как бы дымом. Возможно, что и название свое слобода получила из-за этого, а может, из-за того, что вился над каждым домом дым из русских печек, когда мастера обжигали игрушку.

Как возник этот вид промысла

-Этот промысел возник в слободе Дымково, что возле города Вятки.

Там отличные глины и речной песок, пригодные для керамического промысла. Оказывается, игрушечный промысел в Вятке, возник в глубокой древности. Многие исследователи связывают изготовление глиняных свистулек с вятским весенним праздником, имеющим языческие корни. На гулянье, люди приносили с собой небольшие свистульки и целый день свистели в них. Так и повелось, что в Вятке делают игрушки для свиста.

Для чего нужны дымковские игрушки

Есть игрушки, которыми играют, а есть игрушки, которыми украшают свои жилища, их берегут. Давным-давно, тысячи лет назад, люди не могли объяснить происхождение многих явлений. И народ верил, что фигурки животных и людей помогают им защитить себя и свой дом от злых духов. Эти игрушки называются оберегами. Птицы прогоняли силы тьмы, несли свет и радость. Женская фигурка с детьми оберегала мать с детьми от несчастья и болезней.

О собенности изготовления дымковской игрушки

Этот промысел был исключительно женским делом. Осенью в лугах готовили на всю зиму красную глину, на отмелях реки - чистый песок. Смешав глину с песком и водой, тщательно месили до получения однородной массы. Из густого глиняного теста лепили сначала большие основные части игрушки и отдельно - мелкие, которые затем прилеплялись и примазывались с помощью мокрой тряпки. Вылепленная игрушка сушилась 2-4 дня при комнатной температуре и обжигалась в русской печи на горящих поленьях и железных противнях. По остывании поверхность изделия белилась мелом, разведенным на снятом молоке. К работе готовили 6-10 красок, для чего красочный порошок растирали на чугунной плите, добавляли немного воды, а перед росписью и цельное сырое яйцо, в результате чего получалась яичная темперная краска, которой и наносили яркую разноцветную роспись на белый фон игрушки.

В озрождение дымковской игрушки

Перечитывая собранный материал, мне становилось страшно. Я и представить себе не могла, что дымковская игрушка могла исчезнуть с лица земли. И тогда ни я, ни мои друзья не могли бы наслаждаться красотой этого удивительного творения. И снова передо мной встал вопрос: кому же быть благодарными за сохранение дымковской игрушки. Исследуя этот вопрос, я узнала, что возрождение промысла связано с именами — потомственной мастерицы, сохранившей приемы лепки и росписи игрушек, и художника, автора первых монографий о дымковском промысле. В одной из книг он подробно описал сложную технологию создания игрушек.

М ЕЗРИНА Анна Афанасьевна , российская мастерица дымковской игрушки. Родилась в слободе Дымково под Вяткой, ныне район города, в семье кузнеца. С детства помогала матери Дарье Константиновне в игрушечном ремесле. Когда промысел угас, она, единственная в слободе, продолжала изготавливать глиняные игрушки.

В работах Мезриной видна приверженность традициям старых дымковских игрушечниц. Ее фигурки монолитны, четки по форме, без мелкой деталировки. Как правило, крупный, лаконичный орнамент написан в приглушенных тонах. Помимо традиционных барынь, солдат да нянек, она придумывала свои собственные персонажи, подсмотренные на лубочных картинках.Своими работами Мезрина заинтересовала двух своих дочерей и некоторых соседок.

2. Основная часть- практическая работа

Порядок изготовления игрушки.

Д ля изготовления своей дымковской барышни мне понадобилось следующее: 1.Верхняя часть обычной пластиковой бутылки вместе с крышкой 2.Пластилин 3.Мука обычная любая 4.Гуашь. 5.Зубочистка. 6.Ватные палочки. 7.Кисти

Изготовление игрушки

Для начала я взяла обычную пластиковую бутылку и срезала горловину. Затем взяла пластилин и начала срезанную часть бутылки облеплять снаружи. Слой должен быть одинаковым со всех сторон. Затем мы начинаем лепить отдельные части для нашей будущей барышни. Лепим голову, волосы с косой, руки, шляпку, воротничок, фартук, и подол. После этого мы все прикрепляем. И у нас получается вот такая барышня:

После проделанной работы я взяла муку для того, что бы удалить жирность пластилина. Мука подойдет совершенно любая. Начинаем нашу барышню полностью посыпать мукой. Затем берем кисточку и удаляем излишки муки. У нас получается вот так:

П осле того, как убрали излишки муки переходим к следующему этапу. Берем обычную белую гуашь, и покрываем все изделие в два слоя. Я сначала первый слой нанесла ,а затем поставила ее сохнуть на 2 часа. После этого я повторно нанесла второй слой, и снова оставила сохнуть.

Приступаем к следующему этапу. Берем гуашь и начинаем красить нашу барышню. Я покрасила сначала шляпку, затем волосы. Затем приступила к покраске воротничка и фартука, затем покраской платья и подола.

После окончания покраски у меня получилось вот такая барышня:

Д алее я приступила к покраске лица. Для этого я взяла обычную зубочистку и нарисовала глаза, брови, носик. Затем обмотала зубочистку ваткой и нарисовала губы и румяные щечки. Ватной палочкой я сделала точки на платье и фартуке. И у меня получилась вот такая красивая барышня:

Она получилась довольно таки яркой барышней. Я очень рада, что узнала об этом виде игрушек. Благодаря этому я очень много узнала, и смогла сама выполнить свою работу.



Заключение:

Мне очень понравилось работать над дымковской игрушкой, особенно осознать, что она у меня получилась, настроение во время работы у меня было прекрасное, моя кукла вышла весёлой и забавной. И самое интересное я узнала, что дымковские игрушки- это те игрушки, которыми играют, а есть игрушки, которыми украшают свои жилища, их берегут. Давным-давно, тысячи лет назад, люди не могли объяснить происхождение многих явлений. И народ верил, что фигурки животных и людей помогают им защитить себя и свой дом от злых духов. Эти игрушки называются оберегами. Птицы прогоняли силы тьмы, несли свет и радость. Женская фигурка с детьми оберегала мать с детьми от несчастья и болезней. Но, я, своей игрушкой - буду играть!

Ознакомление с характером росписи игрушек: Передо мной встал новый вопрос: а как ее раскрасить. Ведь, наверное, у дымковской игрушки есть свои правила? И я стала изучать этот вопрос. Дымковскую игрушку нельзя спутать с другими лепными народными игрушками благодаря ее колориту (цвету).

Роспись начинают с изображения чёрной краской двух прядей волос; тонкой лучинкой - наносят две точки глаз и тонкие дуги бровей, другой палочкой из луба - печатают рот и два красных кружочка румянца щек. Игрушка оживает. На втором этапе ровно закрашивают желтой или красной краской головной убор и другим насыщенным цветом - кофту. На заключительном этапе свободной кистью импровизационно наносят узорочье на юбку, платье, передник, кокошник. Характер узоров глиняной дымковской игрушки определился обобщенной формой фигур, потребовавшей условных декоративных элементов: кружочков, полосок, прямых и волнистых линий, точек и штрихов, из которых складывается геометрический орнамент. Вместе с этим в дымковском узоре своеобразно запечатлелись особенности естественной окраски животных; яблоки в виде цветных кружочков, колец, точек на крупах лошадей, оленей, коров и коз. Применяют также в росписи сетчатый орнамент из полос и клеток, заполненных кружочками, точками и штрихами. Завершают украшение игрушки ромбики из потали или сусального золота, наклеенные поверх узора. Игрушечный народец отличается веселым нравом. Расфуфыренные барыни и кавалеры демонстрируют свои наряды, петухи и индюки пышными хвостами напоминают целую клумбу, кормилицы хвастаются младенцами. Работа была увлекательной. Я не только много узнала, но и в результате своих исследований научилась делать игрушки.

Литература:

  1. Сказку сделаем из глины, теста, снега, пластилина. - «Академия развития», 1998 г.

  2. Наглядное - дидактическое пособие из серии «Мир в картинках. Дымковская игрушка».

  3. Использование Интернет ресурсов.

  4. Чудо-Кони, чудо - птицы. Г. Блинов. Рассказы о русской народной игрушке. Москва «Детская литература» 1977 г.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!