СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Проект «Деловая блиц-игра как способ повышения уровня восприятия и закрепления информации на уроке русского языка в 6 классе"

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Проект разработан совместно с учащимся 8б МАОУ КШ Зубенко Тимофеем Максимовичем.

Просмотр содержимого документа
«Проект «Деловая блиц-игра как способ повышения уровня восприятия и закрепления информации на уроке русского языка в 6 классе"»


МАОУ Кадетская школа имени Старшинова Н.В.



ПРОЕКТНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ РАБОТА

на тему Деловая блиц- игра как способ повышения уровня восприятия и закрепления информации на уроке русского языка в 6 классе





Ф. И. О. Зубенко Тимофей Максимович (подпись)

Ф. И. О. научного руководителя Казарцева А.В.

Направление исследования гуманитарное (русский язык)

Образовательная организация МАОУ «Кадетская школа им. Старшинова Николая Васильевича»

























Анапа 2018 г.

Оглавление

Введение……………………………………………………………………………...3

Глава 1. Теоретическая основа исследования……………………………………...5

1.1 .Классификация игр . ………………………………………………………….5

1.2. Деловые игры. ………………………………………………………………..6

1.3. Деловая блиц-игра. Ее особенности………………………………………....8

Глава 2. Использование игр на практике. ……………………………………….9

2.1. Урок русского языка в 6 б классе МАОУ «Кадетская школа им. Старшинова Н.В.» с включением блиц-игры на тему «Диалектизмы». ………..9

5. Анализ результатов . ……………………………………………………………16

Заключение ………………………………………………………………………..18

Список литературы: ……………………………………………...……………….19

















Введение.

Как привить учащимся интерес к обучению? Как активизировать их познавательную деятельность на занятиях? Как сделать учебный процесс наиболее результативным? Наверняка, подобные вопросы встают перед каждым практикующим педагогом. То есть, принимая во внимание цели обучения, педагог всегда озабочен тем, как сделать учебный процесс не только познавательным, но и интересным для обучающихся. 

В этом случае на помощь педагогу могут прийти нетрадиционные методы обучения: ролевые и деловые игры, дебаты, круглые столы, «мозговые штурмы» и многое другое. Однако применение таких методов требует больших временных затрат как во время подготовки к занятию, так и на самом занятии.

Для эффективного разрешения представленной проблемы мы предлагаем проводить блиц-игры.

Цель работы:

- использование блиц-игр в урок русского языка, не требующих длительной подготовки со стороны учителя;

Задачи:

- изучить материалы по истории происхождения деловых игр;

- рассмотреть классификацию игр;

- дать определение блиц-игре;

- включить блиц-игры в урок русского языка;

- провести анализ урока.

Методы исследования:

- наблюдение;

- опрос;

- анкетирование;

Объект исследования:

- урок русского языка в 6 классе.

Предмет исследования:

- влияние блиц-игры на уровень восприятия информации.

Блиц-игры в педагогике – это кратковременные игровые взаимодействия в процессе обучения, направленные на проверку или закрепление знаний.

Наряду с деловыми и ролевыми играми, блиц-игры способствуют развитию коммуникабельности, целеустремленности, познавательной и интеллектуальной активности обучающихся и т.д.


























Глава 1. Теоретическая основа исследования

1.1. Классификация игр.

Существуют различные классификации деловых игр. В зависимости от области исследования, каждый исследователь кладет в основу классификации те свойства деловой игры, которые он исследует, а также немаловажно и понимание исследователем самого понятия игра. В своей работе мы придерживаемся классического определения игры. Игра - «форма деятельности в условных ситуациях, направленная на воссоздание и усвоение общественного опыта, фиксированного в социально закрепленных способах осуществления предметных действий, в предметах науки и культуры» .

Определено, что эффективность использования деловых игр зависит от определенных условий, одним из которых является наличие классификации последних.

В настоящее время наиболее характерны следующие подходы к классификации деловых игр:

– по наличию имитационной модели осваиваемой деятельности и степени выраженности элементов ;

– по назначению в учебном процессе ;

– по характеру деятельности, имитируемой в игре ;

– по целевому предназначению .

В современной литературе классификация игр представляется центральной проблемой теории игровой деятельности. Предложена общая классификация игр, где определено место деловых игр. Сама структура предложенной схемы свидетельствует о том, что данная классификация является базовой и может служить основой для разработки новых классификаций, представляющих существенный интерес для теории игрового обучения.




1.2. Деловые игры.

Пeрвая дeловая игрa была рaзработана и прoведена в СССР в 1932 году

М. М. Бирштейн в Лeнинградском Инжeнерно-Экономическом Институте (ныне известном как ИНЖЭКОН). В 1938 году деловые игры в СССР постигла участь рядa нaучных направлений, они были запрещены. Их второе рождение произошло только в 60-х гг., после того как появились первые деловые игры в США в 1956 году.

Деловaя игра зaродилась кaк инструмент поиска управленческих решений в условиях неопределённости и многофaкторности. В нaстоящее время они используются в учебном процессе вузов, как педaгогическая технология, или один из методов aктивного обучения, при проведении социально-психологических тренингов и нa производстве для решения производственных, социальных и психологических задач. Во всех случаях присутствует «двуплановость деловой игры» и решаются не только игровые или профессиональные задачи, но одновременно происходит обучение и воспитание участников. Развитие компьютерных технологий привело к созданию целого ряда компьютерных аналогов типичных деловых игр.

В соответствии с представлением об общей структуре методов активного обучения, ключевым, центральным элементом является имитационная модель объекта, т.к. только она позволяет реализовать цепочку решений. В качестве модели может выступать организация, профессиональная деятельность, совокупность законов или физических явлений и тому подобное. В сочетании со средой (внешним окружением имитационной модели), имитационная модель формирует проблемное содержание игры.

Действующими лицами в деловой игре являются участники, организуемые в команды и выполняющие индивидуальные или командные роли. При этом и модель, и действующие лица находятся в игровой среде, представляющей профессиональный, социальный или общественный контекст имитируемой в игре деятельности специалистов. Сама игровая деятельность предстает в виде вариативного воздействия на имитационную модель, зависящего от её состояния и осуществляемого в процессе взаимодействия участников, регламентируемого правилами.

Систему воздействия участников на имитационную модель в процессе их взаимодействия можно рассматривать как модель управления. Вся игровая деятельность происходит на фоне и в соответствии с дидактической моделью игры, включающей такие элементы, как игровую модель деятельности, систему оценивания, действия игротехника и все то, что служит обеспечением достижения учебных целей игры.























1.3. Блиц-игра. Ее особенности.

Может ли быть деловая игра блиц-игрой? Думаем, что может. А что же такое блиц-игра?

Слово «блиц» (от нем. blitz – «молния») имеет два основных значения:

1) устройство, производящее кратковременную яркую вспышку для фотографирования;

2) в шахматах и некоторых играх: партия с очень быстрым контролем времени .

Другими словами, «блиц» означает что-то очень короткое (по времени), молниеносное.

В педагогической сфере данный термин, к сожалению, не является распространенным и общепринятым, однако блиц-игры активно применяют многие практикующие педагоги.

Наряду с ролевыми играми, блиц-игры способствуют развитию коммуникабельности, целеустремленности, познавательной и интеллектуальной активности обучающихся и т.д.

Достоинство блиц-игр еще и в том, что их одинаково результативно можно использовать в начальной и средней школе, причем на разных этапах учебного занятия: в начале, в ходе изложения нового материала, при закреплении знаний.

Н.В.Борисова, рассматривая в своих исследованиях вопросы классификации деловых игр, останавливается на блиц-играх как «разновидности игровой деятельности, аккумулирующей в себе некоторые признаки форм активного обучения: конкретные ситуации, разыгрывание ролей, мозговой штурм и деловую игру».






Глава 2. Использование игр на практике

2.1. Урок русского языка в 6 б классе МАОУ «Кадетская школа им. Старшинова Н.В.» с включением блиц-игры на тему «Диалектизмы».

Занятие знакомит учащихся с термином «Диалектизмы», учит работать с ним на примере конкретных текстов.

Урок состоит из двух разделов:

1). Теоретический блок (содержит необходимые теоретические сведения о диалектизмах, дает примеры их функционирования в текстах художественной литературы);

2). Практический блок, в котором учащиеся закрепляют и отрабатывают теоретические положения раздела. Урок содержит задания различного характера: «спишите, заменяя слова - диалектизмы общеупотребительными словами», «найдите в тексте украинизмы», «поясните значение интерферентов».

Данная методическая рaзработка содержит дидaктический мaтериал, который позволяет учителю подготовить нaсыщенный урок, а различные типы упрaжнений позволят учащимся получить прочные знания по изучаемой теме.

Каждое упражнение может быть использовано также для создания карточки с индивидуальным заданием, осуществляя, таким образом, дифференцированный подход к обучению.

Урок русского языка в 6 классе. Тема: «Диалектизмы». Составлен учителем русского языка и литературы Казарцевой А.В. МАОУ КШ на основе рабочей программы по русскому языку, составленной на основании программы общеобразовательных учреждений.

Цель:

- восприятие, осмысление и закрепление знаний о диалектных словах

Задачи:

- дать понятие диалектных слов;

- познакомить с кубанскими диалектными словами;

- развивать умение определять лексическое значение диалектных слов;

- учить видеть диалектизмы в художественных текстах;

- воспитывать интерес к родному языку и любовь к своему краю.

Ход урока

1.Орг. момент

2. Повторение изученного.

Беседа с учащимися:

- Что изучает лексика?

- Какие слова называются однозначными? Приведите примеры.

-  Приведите примеры многозначных слов.

- Как называются слова, известные всему народу?

- Как называются слова, известные не всему народу, говорящему на русском языке?

3. Изучение нового материала.

- А сейчас послушаем стихотворение, которое ребята подготовили по ролям.

Бабушка и внук.

- Бабушка, где Люба?

- По батожъя ушла.

- По что?

- Ну, по столбцы.

- По что?

- Ну, по пэтушки!

- По что, по что?

- По стэбни!

- Не понимаю, бабушка.

-  Ах, батюшки, какой ты бестолковый! По щавель. Сходи-ка, внучок, в огород, принеси бурякив для борща.

-  Чего принести, бабушка?

- Бурякив.

- А что это такое?

- Ну, у нас так свёклу называют.

- Как вы думаете, почему внук не понял бабушку? (возможный ответ учащихся: «Использовала непонятные слова»).

- А как вы думаете, как они называются? (могут ответить: «Незнакомые, необщеупотребительные, старые»).

- Русские люди живут в разных  географических условиях: одни в горах, другие в пустыне, третьи в лесной местности. Это наложило отпечаток на их жизнь, язык.  Многие люди всю жизнь ни на один день не покидали своего места жительства. Пользовались словами, которые были понятны только им. Есть слова общеупотребительные - понятные всякому человеку, а есть местные -их знают и понимают только жители одного края. Эти слова называются  местными, или диалектными.

- В русском языке различают три основные группы диалектов: севернорусские диалекты (или севернорусское наречие), южнорусские диалекты (или южнорусское наречие), среднерусские диалекты (или среднерусские говоры).

 Русские народные говоры делятся на два наречия: северное и южное. Между этими наречиями располагаются среднерусские говоры.

-Прочитаем правило в учебнике.

- Многие диалектные слова, наиболее  употребительные в разных произведениях, включаются в толковые словари. При них даётся помета: обл. (т.е. областное).

Блиц-игра: Учитель заранее готовит набор диалектных слов, размещая их на интерактивной доске, и аналог из русского литературного языка. Учащимся необходимо соотнести диалектизм и общеупотребительное слово. (Время проведения блиц-игры 3 минуты).

Выступление учащегося:

Представление «Толкового словаря живого великорусского языка» В. И. Даля.

- Существуют и кубанские диалектизмы. Приведите примеры слов, которые понятны только нам, жителям Кубани.

 Работа по таблице «Образование кубанских говоров»

Языки и диалекты территорий, откуда шло переселение на Кубань

Влияние украинского языка

Кубань – многонацио-нальный регион России.

Соседство языков и разных семей и групп

Обобщение учителя.

- Сложившиеся на Кубани говоры настолько своеобразны по сравнению с другими русскими диалектами, что скорее напоминают уникальный язык, способный обслуживать и русское, и украинское население и одинаково понятный обоим народам.

Физминутка с употреблением местных диалектных слов:

Пыднялыся, потяглыся, глянулы в гору, пидбоченылысь и нахылылысь впэрэд. Сталы ривно, потэхэнько силы.

Работа по таблице «Особенности диалектной речи»

Диалекты существуют  только в устной форме, поэтому более подвижны, имеют много вариантов.

Нет специально разработанных норм. Развиваются не по правилам, а по обычаям.

Нет стилей. Используются для обиходно-бытового общения. Говоры распространены в местном фольклоре, в художественных произведениях. Используется преимущественно сельским населением старшего поколения.

 

4. Закрепление нового материала. Блиц-игра. Учащимся раздают карточки двух цветов (красный и зеленый). Учитель читает слова. Если слово диалектное, о нужно поднять красную карточку, если из литературного языка – то зеленую. К диалектизмам привести русское соответствие.

1) Огурец, тыква, цыбуля, картошка, кавун, буряк, улица, викно, шанюшки, листва, мати, птица, глэд, боярышник.

2) Работа с текстом.

Задание: Найти диалектные слова.

Текст 1.

- А сказать тебе, почему лошадь слушается человека?

- Ну, кажи, кажи. Послухаемо.

- Заметь, какой у лошади глаз. Выпуклый. Как лупа. Значит, все перед ней в увеличенном виде. Представляешь, какими она видит нас! Агромадными великанами! Ну и боится. Потому и слушается.

- Чи ты дурень, чи шо? Хто тоби це казав?

- Ведьмак жил у нас в деревне…

- Брешет твой ведьмак! Лошадь не потому подчиняется, что боится, а потому, что доверяет, любит… Дывлюсь я, Ершов, зачем ты тут? Возле коня тоби нема шо робить. Ты не казак! (Н.Краснов)

Текст 2.

«Где хозяин?» — «Нема».— «Как? совсем нету?» — «Совсим». — «А хозяйка?» — «Побигла в слободку». —-«Кто ж мне отопрет дверь?» — сказал я, ударив в неё ногою. (М. Лермонтов)
- В языке художественной литературы диалектизмы используются для изображения местных особенностей, специфики быта, культуры. Они помогают ярче охарактеризовать героя. Так, очень много диалектных слов мы встречаем в произведениях Л.Толстого, И.Тургенева, М.Шолохова, В.Астафьева, В.Распутина и др.

3)Самостоятельно:

К диалектным словам подберите синонимы и запишите только общеупотребительные слова:

Горище, горихи, викно, буряк, кaвун, цыбуля, лядa, грубa, хaй, мыснык, тын, бaчить, видселя, гaрно,  кaчка, дымaрь.

Проверка записанного: чердак, орехи, окно, свёкла, арбуз, лук, дверь, печка, пускай, полка для мисок, плетень, видеть, отсюда, красиво, утка, печная труба.

5)Подберите к кубанским диалектным пословицам и поговоркам общеупотребительные. Запишите общеупотребительные пословицы и поговорки в тетради.

 Берись дружно, не будэ грузно. (Один палец - не кулак)

Раздайся, жаба лизе.(Пустая бочка сильнее гремит)

Не в усах казачья слава.( Не суди по красоте, суди по сердцу)

Дурне, як само без хлиба. (Личико миленько, да ума маленько)

5.Домашнее задание.

Параграф 16; упражнение 73.  Инструктаж выполнения задания.

6. Рефлексия.

- Многие диалектные слова уходят из обихода, встречаются преимущественно в речи очень старых или неграмотных людей. Наша задача – сохранить их для потомков. Я хочу вам зачитать слова Г.Мельниченко: «Потерять диалектные слова – это значит потерять для науки, для истории нашего народа значительную часть языка. Вот почему наш долг, наша святая обязанность -  сохранить эти неоценимые сокровища живой народной речи».

Что нового узнали на уроке? Почему Г. Мельниченко считает, что необходимо сохранить диалекты?

7. Анкетирование «Что мне запомнилось больше всего на уроке?»

8. Выставление оценок, запись домашнего задания.

В процессе изучения учащимися на уроке данного русского языка были решены следующие задачи:

  1. Знакомство учащихся с украиноязычнымпо происхождению кубанским диалектом;

  2. Учащиеся в ходе работы усвоили основные отличия в фонетике, морфологии, синтаксисе и лексике говора Анапского района и русского литературного языка;

  3. Выполнили ряд практических заданий для закрепления новых знаний об интерферирующих явлениях в речи, как устной, так и письменной.

  4. Развитили умение орфоэпически правильного произношения, т.к. данному критерию удлялось немало времени на уроке, что не может не оказать положительного влияния и на письменную речь;

  5. В процессе работы на уроке ученики познакомились с национальной культурой Анапского района.

Основная цель урока была достигнута через решение этих задач. Учащиеся приобщились к диалектному языку, что позволит им в дальнейшем четко разграничить русскую литературную речь и местный говор.

6. Использование блиц-игры на уроке, в проведении которых участвовали все ребята.

7. Привлечение к организации урока учеников посредством анкетирования.


















2.3. Анализ результатов .

Так как целью нашей работы являлось использование блиц-игр для вовлечения учащихся в процесс обучения, мы можем провести анализ урока по теме «Диалектизмы».

Мы можем сказать, что учитель использовал различные приемы активизации внимания, формирования познавательного интереса на уроке. Изложение учебного материала(образность, эмоциональность, смена интонации, новизна речевой формы) способствовало поддержанию интереса на уроке.

Мы убедились, что блиц-игра – эффективное средство обучения на уроке, т.к. вовлеченность в образовательный процесс учащихся – 100%, скучающих на уроке не было.

Использование блиц - игр значительно укрепляет связь (учитель – ученик)и раскрывает творческий потенциал каждого обучаемого.

И задача учителя главным образом состоит в том, чтобы помочь ученику стать свободной, творческой и ответственной личностью, способной к самоопределению, самоутверждению и самореализации.

В процессе проведения блиц-игры происходит более интенсивный обмен идеями, информацией, она побуждает участников к творческому процессу.

В ходе наблюдения за поведением учащихся на протяжении всего урока можем отметить повышенный интерес при закреплении материала в ходе игры.

Одним из показателей успешности проведенного занятия являются результаты анкетирования учащихся 6б.

Приведем полученные данные.

В анкете «Что мне запомнилось больше всего на уроке?» 3 вопроса:

1. Какие события вызвали наиболее яркие ощущения?

2. Была ли польза от такого рода работы?

3. Назовите одно действие, которое можно добавить, чтобы завтра сделать нашу работу на уроке более успешной.

На уроке присутствовали 18 человек.

Вопрос №1. 16 учащихся ответили - блиц-игры;

2 учащихся – изучение диалектизмов.

Вопрос №2. 18 учащихся ответили – да.

Вопрос №3. 18 учащихся ответили – игры.

Как мы можем убедиться, что несмотря на то, что ведущей деятельность в возрасте 12-13 лет является учебная, но интерес к играм во время учебного процесса до сих пор привлекает детей.
























Заключение

Игра, являясь простым и близким человеку способом познания окружающей действительности, должна быть наиболее естественным и доступным путем к овладению теми или иными знаниями, умениями, навыками. Существующая же необходимость в рациональном построении, организации и применения ее в процессе обучения и воспитания требует более тщательного и детального ее изучения.

Хорошо, если на занятии или уроке педагог использует не одну, а несколько игр. И как бы ни казалось легким использование игры в обучении, этому следует учиться. Нельзя просто прочесть правила игры и слепо применять ее в нужном педагогу месте. Важно уловить суть той или иной игры, понять ее педагогические возможности (чему можно в ходе игры учить, что развивать, что воспитывать). Кроме того, мы считаем, что важно уметь придумывать самому варианты игры, видоизменять правила, ход для того, чтобы игра более органично вливалась в процесс обучения, а не была стоящим особняком этапом занятия.

Результаты, которые дает использование блиц- игр удивляют положительными результатами. Даже самые стеснительные дети включаются в игру. В будущем приведет к стимулированию детей к получению новых знаний, пусть и не в больших объемах.

В игровых ситуациях закрепление проходит интересней и эффективней, на занятиях царит атмосфера доброжелательности и успеха. Ведь простота правил позволяет участвовать в игре и быть успешным каждому члену игровой группы.

Таким образом, деловая игра активизирует творческие способности личности и способна выступить средством подготовки не отдельных учеников, а класса или групп, которые, получив необходимые знания, в дальнейшем могут успешно освоить общеобразовательную программу.



Список литературы:

1.Бершадская О.В. Осуществление политики украинизации на Кубани в период 1925 – 1932 гг. // Вторые кубанские литературно-исторические чтения. Краснодар, 2000. С. 124.

2. Бондарь Н.И. Некоторые формы взаимодействия русской и украинской традиции в условиях Кубани // Кубань – Украина: историко-культурные связи. Краснодар, 2008. С. 141.

3. Борисова А.Г.«Виды и формы работ по преодолению диалектного влияния на речь учащихся».[Электронный ресурс] URL:http://www.uchportal.ru /publ/23-1-0-2519

4. Борисова, О. Г. Кубанские говоры: Материалы к словарю / О. Г.Борисова. - Краснодар: Изд-во Кубанского университета, 2005. С. 6

5. Кубанские говоры в курсе кубановедения: пособие для учителя/ Р.М. Гриценко.- Краснодар: Традиция, 2012. – 174с.

6. Русский язык: учебн. для 6 кл. общеобразоват. учреждений / М.Т. Баранов,Т.А.Ладыженская, Л.А.Тростенцова и др.; научн. ред. Н.М.Шанский. - 30-е изд. – М.: Просвещение, 2010

7. Тихонова С.В. Методика  преподавания русского языка с учётом регионального компонента. [Электронный ресурс]. URL: http://nsportal.ru/shkola/russkii-yazyk/library/prepodavanie-russkogo-yazyka-s-uchetom-regionalnogo-komponenta

8. Ткаченко П., Кубанский говор. Опыт авторского словаря. М., «Граница, 1998 г. [Электронный ресурс] URL: http://www.chernyshevsite.ru

9. Тупикова, Н. А. Специфические черты лексикона русских и украинцев, проживающих на территориях позднего заселения / Н. А. Тупикова, А. С. Лукащук // Анклавна дiалектологiя. – Горлiвка : ГДПIIМ, 2009. – С. 6–10







Скачать

© 2018 1107 3

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!