СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Проект "Что означают фамилии учащихся 9б класса Заларинской СОШ №2"

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Проект "Что означают фамилии учащихся 9б класса Заларинской СОШ №2"»

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

Заларинская средняя общеобразовательная школа № 2








Проект

«Что означают фамилии учащихся 9б класса Заларинской СОШ №2»




Научный руководитель:

Бисенек Татьяна Николаевна,

учитель русского языка и литературы

I квалификационной категории

Работу выполнила:

Габидулина Надежда Петровна,

учащаяся 9б класса






п. Залари

2020г



Введение

С момента рождения и на протяжении всей жизни любому человеку присуща характеристика – его фамилии. С фамилией маленький человек приходит в этот мир, с фамилией он проходит по жизни, встречает взлёты и падения.

Исследование происхождения и значения фамилии , на наш взгляд, является актуальным по той причине, что каждый человек должен знать историю происхождения и значения своей фамилии, потому что с этого начинается понимание и знание истории своей страны. Как возникла фамилия? Знают ли мои одноклассники что означает их фамилия?



Цель работы:

Выяснить, происхождение и значение фамилий учащихся 9б класса.

Задачи:

  1. проследить историю возникновения фамилии с древности до наших дней;

  2. проанализировать фамилии по происхождению и по значению на примере фамилий учащихся 9б класса ЗСОШ №2;

Предмет исследования : фамилии учащихся 9б класса

Объект исследования: учащиеся 9б класса

Методы работы:

- метод анкетирования,

- поисковый,

-описательный,

- анализа и обобщения.



Проблема:

Существуют тысячи фамилии: старых и новых, живых и мёртвых, популярных и редких. К сожалению, наши познания своей фамилии очень скудные. Опрос учащихся показал, что не все дети знают происхождение своих фамилии . Надо ликвидировать этот пробел.

Гипотеза:

Происхождение фамилий связано с историей развития общества и страны.

Практическая значимость проекта :

  • Со знанием истории происхождения и значения своего фамилии начинается понимание и знание истории своей страны.

  • Каждый человек должен знать историю происхождения и значение своего имени.

  • Полученные результаты можно использовать на уроках русского языка, литературы, истории.

Новизная проекта заключается в том, что, как было уже отмечено, большинство детей не знают происхождения и значения своих фамилии. Через весь проект красной нитью проходит мысль о неразрывной связи истории развития общества и истории фамильного наречения. Мы попытались внести ясность в историю происхождения и значения небольшой группы фамилии, носителями которых являются ученики 9 «Б» класса МБОУ ЗСОШ №2.













































1.Что такое фамилия

Фамилия-это наследственное родовое имя , указывающее на принадлежность человека к одному роду, ведущему начало от общего предка, или в более узком понимании – к одной семье . Аптроним – фамилия человека , характеризующая его образ жизни , профессию. Слово “фамилия” –латинское происхождения .В Римской империи оно первоначально обозначало совокупность рабов, принадлежащих одному хозяину. Затем-общность состоявшую из семьи хозяев и их рабов. И далее общность, состоящую из…..



2.Происхождение фамилии Первые фамилии возникли в Древнем Риме.Изначально,фамлия означала принадлежность к какому-либо роду,потомками которого люди являются. Собственно слово familia так и переводится – “семья “, “род “. В России фамилии появились в 14веке,когда родовитые люди стали указывать имя своего благородного предка вместо личных прозвищ. Происхождение фамилии разное, но есть несколько вариантов от чего они происходят Прозвища .В первом случае, в корне упоминались имена родителей, места проживания или род деятельности . Были очень популярны фамилии образованные от имени отца

Поэтому и фамилии у людей встречаются одинаковые, например ,род деятельности-кузнец .Ну не один же человек был кузнецом на всех. Или имя ,столько имен не придумаешь , чтобы у каждого человека было уникальное имя, свое. Во-втором случае ,давались прямо такие прозвища , в которых подмечались отрицательные черты внешности или характера.



3.Когда на Руси появились фамилии?

Первые фамилии у русских появились в 12 веке, но большинство оставались “беспрозвищными “ еще 600 лет .Хватало имени, отечества и профессии. Мода на фамилии пришла на Русь из Великого княжества Литовского. Ещё в XII веке у Великого Новгорода были налажены тесные контакты с этим государством. Знатных новгородцев можно считать первыми официальными обладателями фамилий на Руси.

Самый ранний из известных списков погибших с фамилиями: «Новгородець же ту паде: Костянтинъ Луготиниць, Гюрята Пинещиничь, НамЂстъ, Дрочило Нездыловъ сынъ кожевника...» (Первая новгородская летопись старшего извода, 1240 год). Фамилии помогали в дипломатии и при учете войска. Так проще было отличить одного Ивана В XIV-XV веках фамилии  стали брать русские князья и бояре. Фамилии часто образовавались от  названий земель.Так, владельцы вотчины на реке Шуя стали Шуйскими, на Вязьме — Вяземскими, на Мещере — Мещерскими, та же история с Тверскими, Оболенскими, Воротынскими и прочими -скими.

Нужно сказать, что -ск- — это общеславянский суффикс, его можно встретить и в чешских фамилиях (Коменский), и в польских (Запотоцкий), и в украинских (Артемовский).

Бояре также часто получали свои фамилии по крестильному имени родоначальника или его прозвищу: такие фамилии буквально отвечали на вопрос «чей?» (подразумевалось «чей сын?», «какого рода?») и имели в своём составе притяжательные суффиксы.

Суффикс -ов- присоединялся к мирским именам, оканчивающимся на твёрдые согласные: Смирной — Смирнов, Игнат — Игнатов, Петр— Петров.

Суффикс -Ев- присоединялся к именам и прозвищам, имеющим на конце мягкий знак, -ий, -ей или ч: Медведь — Медведев, Юрий — Юрьев, Бегич — Бегичев.

Суффикс -ин- получили фамилии, образованные от имён на гласные «а» и «я»: Апухта —Апухтин, Гаврила — Гаврилин, Илья —Ильин. Самая известная фамилия в истории России — Романовы. У их предка Андрея Кобылы (боярин времен Ивана Калиты) было три сына: Семён Жеребец, Александр Елка Кобылин и Фёдор Кошка. От них произошли соответственно Жеребцовы, Кобылины и Кошкины.

Через несколько поколений потомки решили, что фамилия от прозвища - это не знатно. Тогда они сначала стали Яковлевыми (по имени правнука Фёдора Кошки) и Захарьиными-Юрьевыми (по именам его же внука и другого правнука), а в истории остались как Романовы (по имени праправнука Фёдора Кошки).









4.Аристократические фамилии

Русская аристократия изначально имела дворянские корни, а среди дворян было много людей, приехавших на русскую службу из-за границы.  Началось всё с фамилий греческого и польско-литовского происхождения в конце XV века, а в XVII веке к ним присоединились Фонвизины (нем. фон Визен), Лермонтовы (шотл. Лермонт) и другие фамилии, имеющие западные корни.

Также иноязычные основы у фамилий, которые давались незаконнорожденным детям знатных людей: Шеров (франц. cher «дорогой»), Амантов (франц. amant «любимый»), Оксов (нем. Ochs «бык»), Герцен (нем. Herz «сердце»).

Побочные дети вообще много «страдали» от фантазии родителей. Некоторые из них не утруждали себя придумыванием новой фамилии, а попросту сокращали старую: так из Репнина родился Пнин, из Трубецкого — Бецкой, из Елагина — Агин, а из Голицына и Тенишева и вовсе вышли «корейцы» Го и Те. Оставили значительный след в русских фамилиях и татары. Именно так появились Юсуповы (потомки мурзы Юсупа), Ахматовы (хан Ахмат), Карамзины (татар. кара «чёрный», мурза «господин, князь»), Кудиновы (искаж. каз.-татар. Кудай «Бог, Аллах») и другие.



5.Фамилии служивых

Вслед за дворянством фамилии стали получать и просто служилые люди. Их, как и князей, тоже часто называли по месту проживания, только с суффиксами «попроще»: семьи, проживающие в Тамбове, стали Тамбовцевыми, в Вологде — Вологжаниновыми, в Москве — Москвичёвыми и Москвитиновыми. Некоторых устроил «нефамильный» суффикс, обозначающий жителя данной территории в общем: Беломорец, Костромич, Черноморец, а кто-то получил прозвание безо всяких изменений — отсюда Татьяна Дунай, Александр Галич, Ольга.

Почему и когда меняли фамилии?

Когда крестьяне стали обзаводитья фамилиями, то по суеверным соображениям, от сглаза, давали детям фамилии не самые приятные: Нелюб, Ненаш, Нехороший, Болван, Кручина. После революции в паспортные столы стали образовываться очереди из тех, кто захотел поменять фамилию на более благозвучную.

















































Приложение1

Знают ли мои одноклассники что означают их фамилии?







Итог: из 20 человек 13 знают, 7 нет



Хотели бы одноклассники узнать откуда произошла их фамилия ? 70%хотят/30%нет











Приложение 2.













Справочник

«Обозначение фамилий учащихся

9б класса Заларинской СОШ №2»



























  1. Никитенко :

малораспространённая фамилия с этой фамилией были очень важными персонами из русского муромского духовенства в 18-19 веках



  1. Салназарян :

происходит из рода Салназаря



  1. Банников :

произошла от прозвища Бронник . В Древней Руси «бронником « называли войнов , облачённых в броню ,латы .Но так же называли и мастера ,который изготавливал доспехи :кольчугу и т.д



  1. Цыганкова:

в 50% случаев имеет русское происхождение ,в 5% -украинское ,в 10 %-белорусское ,в 30 % происходит из языков народов России в 5 %случаев происходит из болгарского или сербского языков.



  1. Якупов:

в 50 % имеет русское происхождение в 5 % украинское в 10% -белорусское в 30 % происходит из языков России .



  1. Копытова :

открывает событие страницы жизни и культуры наших предков , эта фамилия образована от личного прозвища , одна из старейших русских фамилии







  1. Дунаев:

относится к интереснейшей группе фамилий ,образованных от внутрисемейных « мирных» имен. Эта фамилия связана с рекой Дунай



  1. Гаврилова:

основой фамилии Гаврилов послужило церковное имя Гавриил Фамилия Гаврилов восходит к крестильному мужскому имени Гавриил Имя Гавриил было весьма популярное в России .От него произошло множество уменьшительных форм- Гавря Гаврик Гаврюша, Гаврилка, Гавша, Ганя и т.д.

  1. Салимгиреева:

происходит от мусульманского мужского имени Salimgareev, которая восходит к двум основам :арабских : «Салим» -здоровый ,чистая душа и персидских или тюркских «гара»-страсть, желание ,стремление ,достоинство» и «сильный», «могучии»



  1. Бронников :

русская фамилия. Бронник либо древнерусский воин в броне, т.е. хорошо защищённый ,либо мастер оружейник .Отчество от именования отца по занятию: бронник изготовитель кольчуг и других металлических обороняющих изделий .



  1. Габидулина:

Фамилия Габидуллин : ведёт своё начало от мусульманского мужского имени Габидулла, которая восходит к двум арабским основам : мужского имени «Габид» что переводится как «слуга», раб» и компоненту Улла-«Аллах» таким образом ,имя Габидулла означает «слуга Аллаха» «поклоняющийся Аллаху»





Рецензия

на проектную работу учащейся 9 б класса

Заларинской средней общеобразовательной школы № 2

Габидулиной Надежды

по теме:

«Что означают фамилии моих одноклассников»

Исследование, на наш взгляд, является актуальным по той причине, что каждый человек должен знать историю происхождения и значения своей фамилии, потому что с этого начинается понимание и знание истории своей страны. Как возникла фамилия?

Новизная проекта заключается в том, что, как было уже отмечено, большинство детей не знают происхождения и значения своих фамилий. Через весь проект красной нитью проходит мысль о неразрывной связи истории развития общества и фамилий . А также присутствует попытка внести ясность в историю происхождения и значения небольшой группы фамилии, носителями которых являются ученики 9 «Б» класса МБОУ ЗСОШ №2.

Проблема: существуют тысячи фамилии, старых и новых, живых и мёртвых, популярных и редких. К сожалению, познания о своей фамилии очень скудные. Опрос учащихся показал, что не все дети знают происхождение своих фамилии . Надо ликвидировать этот пробел.

Предмет исследования : фамилии

Объект исследования: учащиеся 9б класса

Методы работы:

- метод анкетирования,

- поисковый,

-описательный,

- анализа и обобщения.

Гипотеза: происхождение фамилий связано с историей развития общества и страны.

Практическая значимость проекта :

  • Со знанием истории происхождения и значения своего фамилии начинается понимание и знание истории своей страны.

  • Каждый человек должен знать историю происхождения и значение своего имени.

  • Полученные результаты можно использовать на уроках русского языка, литературы, истории.

Для решения данной проблемы Надежда ставит перед собой цель:

Выяснить, происхождение и значение фамилий учащихся 9б класса.

Поставленная цель реализуется решением следующих задач:

  1. проследить историю возникновения фамилии с древности до наших дней;

  2. проанализировать фамилии по происхождению и по значению на примере фамилий учащихся 9б класса ЗСОШ №2;

Предмет исследования : фамилии

Объект исследования: учащиеся 9б класса

Основные результаты: проведено обширное анкетирование с диаграммами, дан исторически обоснованный разбор происхождения фамилий. Результатом исследования стал справочник «Обозначение фамилий учащихся 9б класса Заларинской СОШ №2»

Выводы данного проекта достаточно убедительны, основаны на результатах проведенного статистического анализа, подтверждают выдвинутую гипотезу. Проектант умеет анализировать, синтезировать, выделять главное, проявляет самостоятельность в суждениях и заинтересованность в проводимом исследовании.

Практически значимым результатом проекта является памятка орфографических ошибок с объяснением, которую можно применить на уроках русского языка при изучении различных тем по орфографии.

Проектная работа Габидулиной Надежды Петровны по теме: «Обозначение фамилий учащихся 9б класса Заларинской СОШ №2» отвечает требованиям, предъявляемым к индивидуальному итоговому проекту и рекомендуется к защите.


Рецензент Бисенек Татьяна Николаевна, учитель русского языка и литературы I квалификационной категории


«21» декабря 2020 г.


















Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!