Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
детский сад № 2 города Сычёвки
Проект
«Азбука безопасности»
(Старшая группа)
Подготовил: воспитатель
Петракович Н. В.
2017 г.
Актуальность проблемы:
Современные дети растут в мире высоких технологий развивающиеся стремительно и бесповоротно. Социальное образование начинается со знакомства с объектами ближайшего окружения, с которыми ребенок сталкивается каждый день. Каким стал опасным окружающий мир. Ведь если опираться на статические данные, то мы увидим, насколько современный мир опасен для маленького человека. В связи с этим, в целях предупреждения детского травматизма проводится профилактическая акция – реализация проекта «Азбука безопасности», которая направлена на обучении ребенка правильно вести себя в опасных ситуациях.
Огромную роль в социальном образовании детей дошкольного возраста играет практическая, деятельность в условиях окружающей жизни. Изучать их можно в процессе проектно – исследовательской деятельности. Ведь в процессе детского исследования ребенок получает конкретные познавательные навыки: учится наблюдать, рассуждать, прогнозировать результат, экспериментировать, сравнивать, анализировать, делать выводы и обобщения, словом развивает познавательные способности.
В перспективный план по проекту «Азбука безопасности» включен обучающий комплекс мультфильмов «Смешарики: Азбука безопасности»
Из сюжетов увлекательного мультипликационного сериала «Смешарики: Азбука безопасности» дети узнают о том, как надо вести себя на дороге и к чему приводит несоблюдение основных правил дорожного движения. А расскажут им об этом старые знакомые – друзья «Смешарики».
От них ребята узнают, как работает светофор, почему пешеходный переход напоминает зебру, какими бывают обычные и служебные автомобили, кому из участников движения надо уступить место на дороге, как водители и пешеходы, не задумываясь над своими поступками, нарушают правила и к чему это приводит. Мультфильм научит маленьких зрителей осторожности и внимательности, которые пригодятся им при преодолении проезжей части.
Поскольку дети доверяют Смешарикам значительно больше, нежели взрослым, то все исходящее от них они воспринимают более позитивно. В «Азбуке безопасности» любимые герои наглядно объяснят детям то, на что родителям и воспитателям понадобится много времени. Всего в мультсериале рассмотрено 32 опасных ситуации, которые могут возникнуть на дороге, и ровно столько же простых и доходчивых объяснений, как в такие ситуации не угодить. При этом вся важная информация представлена в легкой и не принудительной манере.
Участники проекта:
Дети старшей группы, педагоги, родители.
Срок реализации проекта: с 01.09.2017 г. по 30.08.2018 г.
Цель проекта: систематизация знаний детей о правилах безопасного поведения в доме, на улице, в природе.
Задачи:
Обучающие:
формирование у детей основ безопасного поведения в быту, на природе, при пожаре и на дорогах;
формировать осторожное и осмотрительное отношение к потенциально опасным для человека ситуациям;
обогащать представления о доступном ребенке предметном мире и назначении предметов, о правилах безопасного использования их;
познакомить с ситуациями, угрожающих здоровью;
обобщить, закрепить и расширить знания детей о правилах пожарной безопасности, безопасности в быту, на природе и дорогах;
прививать у дошкольников чувство ответственного и бережного отношения к
природе.
Развивающие:
- развивать у детей способности к предвиденью возможной опасности в конкретно меняющейся ситуации и построению адекватного безопасного поведения;
развивать умение чётко и грамотно действовать при возникновении пожара;
развивать взаимоотношения детей, умение действовать согласованно, переживать радость от результатов общих усилий и совместной деятельности;
развивать умение передавать своё отношение к безопасности в рисунках и аппликации;
развивать умение сравнивать и анализировать посредством наблюдений;
развивать познавательную активности детей, обогащая представления о людях, предметах и явлениях окружающего мира;
развивать у детей самостоятельность, овладению разнообразными способами действий, приобретение навыков игровой деятельности и общения;
развивать сотрудничество, сотворчество и совместную деятельность сотрудниками ГИБДД, пожарной службы, воспитателями, родителями и общественными организациями.
Воспитательные:
воспитывать доброжелательное отношение детей к окружающему миру
воспитывать интерес к правилам дорожного движения и правилам поведения в быту и на природе, а также к правилам пожарной безопасности.
Задачи по работе с родителями:
Повысить компетентность родителей в вопросах безопасности детей.
Привлечь семьи к участию в воспитательном процессе на основе педагогического сотрудничества.
Предполагаемые итоги проекта:
Обогащение воспитанников яркими впечатлениями, способами взаимодействия со взрослыми и сверстниками, новыми знаниями;
Повышение компетентности родителей в области безопасности детей.
Развитие физических качеств, укрепление здоровья детей.
Создание условий для познавательной и двигательной деятельности детей на прогулке, эмоциональной сферы, решение интеллектуальных и личностных задач, адекватных возрасту.
Предупреждение детского травматизма и других опасных ситуаций через
ФОРМЫ ОРГАНИЗАЦИИ РАБОТЫ
этап.
составление проекта «Азбука безопасность»;
подбор методической и художественной литературы;
изготовление пособий, нестандартного оборудования для проведения занятий и развития двигательной активности;
подбор дидактических, подвижных, малоподвижных, сюжетно – ролевых игр;
составление плана совместных мероприятий педагогов и детей;
работа с родителями по взаимодействию в рамках проекта;
планирование проведения занятий с участием сотрудников ГИБДД и пожарной службы.
этап – Практический. Поиск ответов на поставленные вопросы разными способами, через практическую деятельность детей, воспитателей, родителей, и взаимодействия социальными учреждениями согласно перспективного плана по проекту.
Работа с детьми:
Разработка и презентация бесед, составление рассказов, чтение
художественной литературы, игры, ситуативные разговоры, развлечения, художественно – творческая деятельность, моделирование, целевые прогулки согласно перспективного плана по проекту.
Рассматривание плаката: «Азбука безопасности на дороге».
Настольная игра: «Город, в котором мы живем», «Знаки дорожного
движения»,
Дидактические игры: «Разрешается – запрещается», «Дорожные
знаки», "Слушай внимательно", «Внимание! Дорога!», «Как избежать неприятностей».
Подвижные и малоподвижные игры: «Цветные автомобили»,
«Светофор», «Веселый пешеход», «Цыплята и наседка», «Мышеловка»
Сюжетно ролевая игра «Мы – шоферы».
Заучивание стихотворений о правилах дорожного движения, загадки о пожаре
Беседы: «Правила поведения на дороге».
Наблюдения: «За работой водителя». Экскурсии по детскому саду.
Творческая деятельность: Аппликация «Моя улица», рисование «Дорожные
знаки».
Выставка в книжном уголке.
Совместная деятельность: оформление стенгазеты «Веселый светофор».
Встреча с сотрудниками ГИБДД.
Встреча с сотрудниками пожарной службы.
Работа с родителями (оформление папок – передвижек, памяток, привлечение родителей к организации досугов, привлечение к изготовлению игрового оборудования на игровом участке, организация выставки рисунков «Безопасность глазами детей»).
Памятка для родителей: «Причины детского травматизма».
Консультация для родителей по правилам дорожного движении и правилам пожарной безопасности, правилам безопасности поведения детей дома и на улице.
Памятка для родителей водителей «Правила перевозки детей в автомобиле».
- Анкетирование родителей
этап – обобщающий (заключительный).
оформление альбома «Азбука безопасности»;
оформление наглядной информации для родителей.
Предполагаемые результаты:
дети узнают много интересного об опасностях, подстерегающих их в окружающем мире;
в игровой форме знакомятся с правилами безопасного поведения на дорогах, в быту, на природе, при возникновении пожара.
у детей сформируется стремление к исследованию, научатся делать простые выводы, устанавливать причинно – следственные связи;
к проекту будут привлечены родители, это даст большой плюс в воспитании детей группы и позволит продолжать работать в этом направлении в течение следующего года.
Методы проекта:
словесные: беседы, консультации для родителей, чтение художественной и
познавательной литературы, объяснения, похвала, проблемные вопросы, диалог;
наглядные: рассматривание объекта для наблюдения, использование иллюстраций, картин, фотографий, рисунки, поделки, схемы эвакуации;
игровые: дидактические игры, сюрпризные момент, ситуации, общения;
практические: опытно – исследовательская деятельность, наблюдения, решение проблемных ситуаций, моделирование.
План мероприятий
Месяц | Мероприятия для детей | Мероприятия для родителей |
сентябрь | Беседы: «В гостях у дорожных знаков» «Как у наших у ворот, очень важный знак живёт» «Путешествие по улицам города» «Безопасность на дорогах» | Консультация «По дороге в детский сад» Папка – ширма «Знаем и научим детей» Рекомендации по ПДД |
| | |
октябрь | Беседы: «Заучивание правил по безопасности в быту» «Если ты остался один дома» «Опасные предметы» | Памятка «Безопасность детей в быту» Рекомендации по чтению литературы дома «Сказки по ОБЖ» Анкетирование родителей «Безопасность в быту» |
| | |
| | |
ноябрь | Беседы: «Мы юные друзья природы» «Не дразните собак» «Зачем люди ходят в лес?» Ситуативный разговор «Как мы можем спасти природу?»- знакомство с Красной книгой | Консультация «Общение с природой – опасно или прекрасно?» Памятки: «Правила безопасного поведения в природе», «Как вести себя при встрече с животными» Рекомендации по чтению |
| | худ. Литературы Привлечение родителей к выставке рисунков «Безопасность глазами ребёнка» |
декабрь | Спортивный досуг «Пожарное научение» Викторина по пожарной безопасности Чтение худ. лит. «Где работает огонь» Беседа «Спички детям не игрушка» | Анкетирование родителей «Знаете ли вы правила пожарной безопасности?» Консультация «Основы пожарной безопасности для детей» Конкурс рисунков «Этот опасный огонь» Папка-передвижка «Безопасность детей зимой» |
| | |
январь | Беседы: «Я и моё здоровье» «Полезные продукты» Чтение и обсуждение «Как был наказан любопытный язычок» Беседы: «Как стань «неболейкой» - заучивание правил по ЗОЖ «Витамины и всё о них» | Консультации: «Здоровье ребёнка в ваших руках» «Советуют специалисты» Проращивание лука в группах, нарезка чеснока Памятка «Осторожно - лёд» |
февраль | Беседа «01», «02», «03»- всегда на страже «Осторожно, дорога» Составление творческих рассказов «Что случилось бы, если бы все дорожные знаки исчезли» | Памятки: «Безопасность на водоёме» «Обучение наблюдательности ребёнка на улице» Консультация «Как обучить ребёнка правилам поведения на улице» Выставка рисунков |
| Просмотр мультфильмов по данной теме из «Смешарики» | «Безопасность глазами детей» |
март | Викторина «Что можно, что нельзя?» | Анкетирование «Безопасность моего ребёнка» Консультация «Безопасность детей в быту» Вовлечение родителей в создание альбома «Азбука безопасности» |
| Беседа «Внимание-опасные предметы» |
| Чтение сказки «О принцесс Иголочке» | |
| Беседа «Замёрзшая речка- совсем не каток» | |
| Беседы: «Осторожно - электроприборы» |
| «Осторожно-это чужой» |
апрель | Игровая сюжетная программа «Уважая правила движения, к Гене мы идём на День рождения» Спортивное развлечение «Красный, жёлтый и зелёный» Цикл мультфильмов «Азбука безопасности на дороге» | Консультация «Культура и этика пешеходов» Вопросник «Дорожная азбука» Игровая программа «Легко ли научить ребёнка правильно вести себя на дороге» Памятка по электробезопасности |
| | |
май | Чтение произведений и рассматривание иллюстраций «Берегите природу» Целевые прогулки по территории детского сада Спектакль «Теремок и уголёк» «Путешествие по сказкам» (моделирование острожного и осмотрительного поведения в опасных ситуациях») | Папка-передвижка «Безопасность детей летом» Брошюра «Сказки по ОБЖ» Консультация «Какие опасности могут поджидать вас при походе с ребёнком на речку» |
| сказкам»(моделирование острожного и осмотрительного поведения в опасных ситуациях» (подг.и ст. гр) | | |