СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Проект на тему:" Сюрреализм в живописи. Мост в подсознание."

Категория: МХК

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Проект на тему:" Сюрреализм в живописи. Мост в подсознание."»

Министерство образования и науки Российской Федерации

МБОУ

«Лицей №6»

«Искусство»












ПРОЕКТ

на тему:

«Сюрреализм в живописи. Мост в подсознание»



Выполнила: Горбачёва Е.В.

ученица 11 класса «В»

Проверила: Попова Е.Г.

учитель искусства и МХК








Рубцовск

2022

Оглавление

Введение 3

I. История сюрреализма 5

1.1. Зарождение сюрреализма 5

1.2. Распространение сюрреализма 6

1.3. Влияние сюрреализма на мировое искусство 6

II. Знаменитые художники-сюрреалисты. 8

Психология живописи. 8

2.1. Творчество Сальвадора Дали 8

2.2. Творчество Рене Магритта 10

2.3. Творчество Жоана Миро 11

2.4. Творчество Макса Эрнста 12

III. Творческая работа 14

3.1. Выбор идеи и материалов 14

3.2. Этапы выполнения работ и их описание 14

3.3. Экономическое обоснование 15

Заключение 16

Список литературы и использованных источников 17

Приложение 18

















Введение

Мировая культура к концу двадцатого века прошла через большое количество художественных стилей и направлений. Искусство служило человеку, власти и религии, создавая бесценный источник исторических знаний для будущих поколений. Из всех течений современного искусства сюрреализм наиболее известен среди обывателей. Каждый, кто хотя бы косвенно сталкивался с ним, вспомнит, например, стекающие часы Сальвадора Дали из «Постоянства памяти». Этот стиль – граница между сном и реальностью. Сюрреализм – это нелепые сочетания, удивительные метафоры, таинственные видения и ужасающая атмосфера. Мы не назовём современного писателя импрессионистом, режиссёра – конструктивистом, не обсуждаем, что за художник перед нами – кубист или фовист, но сюрреалиста опознаем и определим сразу.

Сюрреализм – это направление, долгое время существовавшее в искусстве и сильно повлиявшее на его развитие. По истечении многих лет это направление не изжило себя и сохранило свою уникальность. Его поддержали поколения режиссёров, писателей и художников. Все мы знаем таких режиссёров-сюрреалистов, как Тим Бертон, Дэвид Линч, Дэвид Кроненберг с их цветными снами, поющими марионетками и превращениями человека в муху, даже в юморе Монти Пайтона и песнях The Beatles можно без труда уловить налёт сюрреализма. К нему по сей день обращаются современные художники, такие как Луиза Буржуа, Джефф Кунс, Эллен Коой, а исследованием темы занимаются современные авторы книг, например, Уилл Гомперц, А.С. Аксёнова, М.В. Адамчик и другие.

Актуальность проекта – Сюрреализм - революция в искусстве, новое слово и возможность парадоксального мышления.

Цель работы – исследование сюрреализма в лице знаменитых живописцев прошлого и, рассказать об особенностях стиля, создать проект.

Задачи:

  1. Изучить историю становления сюрреализма.

  2. Рассмотреть влияние сюрреализма на искусство через творчество художников.

  3. Научиться анализировать произведения искусства, выполненные в жанре сюрреализм.

  4. Понять и выделить основные идеи, смысл и посыл, которые хотели донести авторы через свои произведения.

  5. Раскрыть психологическую сторону направления.

  6. Научиться анализировать произведения искусства, выполненные в жанре сюрреализм.

  7. Создать свои работы в этом стиле.

Гипотеза – я предполагаю, что сюрреализм помогает расширить сознание и нестандартно смотреть на мир

Проблема – зачем художники-сюрреалисты двадцатого века создавали свои произведения и какой смысл в них вкладывали?

Объект исследования: сюрреализм как направление в изобразительном искусстве XX века.

Предмет исследования: идеи и психология сюрреализма на основе творчества художников.

Методы исследования:

  1. Поисково-аналитический – поиск и анализ информации.

  2. Исследовательский.

  3. Метод сравнения и синтеза информации.

  4. Творческая часть.

  5. Метод публичного представления.

Этапы исследования:

1. Выбор темы.

2. Поиск информации в сети Интернет, справочной литературе.

3. Выполнение своих работ.

4. Создание презентаций и методических материалов.


I. История сюрреализма

1.1. Зарождение сюрреализма

Слово «сюрреализм» слышал хотя бы раз практически каждый. Его ввёл в употребление любивший всё новомодное поэт Гийом Аполлинер, живший во Франции, а впервые использовал термин в своей пьесе «Сосцы Тиресия». Её сюжет действительно очень сюрреалистичен. У героини произведения нет материнского инстинкта, она предпочитает стать солдатом, а не матерью, заявляя, что у нее уже растут усы и борода, а грудь стала съемной. Муж лишь пожимает плечами, соглашаясь самостоятельно рожать детей, и не обманывает, подарив свету 40 049 младенцев. Эту драму нельзя не назвать сюрреалистичной. Вскоре слово стало оценочным «сюр», означая встречу чего-то несовместимого, им начали пользоваться даже люди, не связанные с искусством. В культуре же «сюром» называют работу, которая кажется странной, выбивающейся или эксцентричной. Такой является размером около десяти метров и выкованная из металла паучиха Луизы Буржуа – послание скульпторши своей матери, по профессии относящейся к ткачихе, или щенок Джеффа Кунса, который облачён в живые цветы.

От разговора об идеальном человеке во времена Возрождения и Классицизма искусство перешло к разговору о том, как богат и глубок его внутренний мир - романтизм, затем о том, каков он есть на самом деле, со всеми сложностями и противоречиями - психологический портрет XVII века и реализм XIX века. Затем искусство и литература стали говорить о том, как противоречия мира и общества влияют на человека - критический реализм, а после начинают изучать его ещё пристальнее, ещё глубже постигать его сознание и подсознание. Увлечение теориями Фрейда привело к активному обращению к теме сновидений и бреда. Богатым материалом для художников стал характер его исследований – во-первых, Фрейд делал акцент на том, что находится в самой глубине человеческого разума, во-вторых, творцам понравилась его идея об искусстве как способе «выплеснуть свои чувства», то есть своеобразном защитном механизме, позволяющем направить свою энергию на достижение поставленных целей. Через живопись и скульптуру люди воплощают свои фантазии и эмоции. Именно они стали направляющей для сюрреалистов.

Сюрреализм как направление начал свой путь во Франции после Первой мировой войны. В первые годы его существования основным источником идей для представителей стало такое течение, как дадаизм. Оно проявило себя в Германии, Франции, Швейцарии в первую половину двадцатого века. Дадаисты – это художники, потерявшие многое после войны и организовавшие своеобразный протест через искусство. Эти люди считали, что не они приводят мир к абсурду - он сам уже подошел к нему, и это видно на примере Первой мировой войны, поэтому лозунг дадаизма - полное отрицание. В отличие от дадаистов, отрицавших логику как таковую, сюрреалисты интересовались логикой сна и любого другого состояния, в котором человеческое сознание изменено, свободно от предрассудков, полностью раскрепощено. Сюрреализм сосредоточился на подсознательном, на том, что находится за гранью реальности.

В 1924 г. французский поэт Андре Бретон издал "Манифест сюрреализма", в котором он рассуждал о «чудесном» и всём, что относится к «сверхреальности» – кажущемся нам необычным, даже невозможным. Эта дата рассматривается как начало развития нового движения. В "Манифесте" сообщалось, что "действительность терроризирует воображение своим практицизмом". Человек может скрыться от нее, сохранив свое "Я" только в области подсознательного - в воспоминаниях о детстве, снах, фантазиях.

1.2. Распространение сюрреализма

Многие деятели культуры, настроенные на революцию в тридцатые годы, всё же с опаской относились к сюрреализму, однако именно в это время он был широко распространён в мировом искусстве, а его представители участвовали в многочисленных выставках.

В Париже тринадцатого ноября 1925 года прошла первая выставка группы художников, работы которых находились в галерее Пьера. На ней были представлены произведения Де Кирико, Жана Арпа, Макса Эрнста, Поля Клее, Ман Рэя, Андре Массона, Жоана Миро, Пикассо и Пьера Руа. В это время бельгийский живописец Рене Магритт начал создавать картины в сюрреалистичном жанре. В 1928 году под руководством Сальвадора Дали и Луиса Бунюэля вышел фильм «Андалузский пес». Декабрь 1929 года был ознаменован выходом «Второго Манифеста», написанного Бретоном. Сальвадор в тот же год проводит свою первую значимую выставку. Кинотеатр Монмартр начинает показ нового фильма Дали и Бунюэля спустя 4 года, и члены «Лиги Патриотов» и «Антиеврейской» лиги разрушают кинотеатр. Часто парижские художники, почувствовав новое веяние, в начале двадцатого века становились сюрреалистами. Таким образом, этот период – своеобразный взрыв сюрреализма для мирового искусства, а, как известно, появление непривычного вызывает как бурю восторгов и новых течений, так и волну негодования.

Центр движения в начале сороковых годов переместился в Соединённые Штаты, а уже в пятидесятые и шестидесятые годы двадцатого века перешёл в европейские страны.

Точная дата и причина завершения эпохи сюрреалистического движения так и не определена. Центр Помпиду, культурный центр в Париже, деятельность которого посвящена изучению и поддержке современного искусства и живописи двадцатого века, заканчивает официальную летопись сюрреалистического движения 1939 годом. Во время Второй мировой войны жанр стал терять свою силу, если верить утверждениям современных историков, но Саране Александриан, посвятивший жизнь изучению искусства, считает, что концом сюрреализма как веяния того времени можно считать дату смерти такого художника, как Андре Бретон – 1966 год. Помимо того, были попытки связать конец «странной культуры» со смертью Сальвадора Дали в 1989 году. Но искусство бессмертно, и в связи с таким количеством разрозненных предположений можно сделать вывод о том, что пока это движение вызывает интерес публики, оно будет жить и развиваться.

1.3. Влияние сюрреализма на мировое искусство

На искусство Америки сильно повлиял переезд сюда многих европейских художников из-за начинающейся войны. Примером этого служит автоматизм – принцип, без которого не создавал свои работы Джексон Поллок. Фрейд разработал метод письма, назвав его автоматическим. Он помогал добраться до самых глубин подсознания. Ключом к нереальному всегда считались слова, не вызванные работой разума, а опережающие её. Не оставляя места критическому или аналитическому воздействию, автоматическое письмо позволяло получать произведение без рационального контроля автора. Созданный таким образом текст не должен был исправляться или переписываться и становился эскизом для будущего произведения. Он строился на чувствах и эмоциях, внезапном порыве, который тут же переносился на бумагу. «Магнитные поля», книга, написанная Андре Бретоном и Филиппом Супо, признаётся первой опубликованной книгой, в создании которой фигурировал этот способ.

Жанр поп-арт появился благодаря неугасающему интересу сюрреалистов к материальному. Помимо него, это течение лежало в основе появления второй волны авангарда в Европе в шестидесятые годы и ещё множества новых жанров: неодадаизм, абстрактный экспрессионизм, неосюрреализм, сформировавшийся в семидесятые годы, фантастический реализм и даже массюрреализм (1992 год). Сейчас же, после ухода из жизни оригинальных представителей движения, продолжают дело их последователи. Заимствованной стала только внешность произведений жанра, заключающаяся в фантасмагоричности сюжета, то есть его внешней бредовости и несуразности. Те глубинно-психологические черты сюрреализма, состоявшие в выражении неосознаваемых страхов, комплексов, фантазий, передачи с помощью языка иносказаний детских и личных воспоминаний и считавшиеся в тридцатые годы определяющими качество работы, в настоящее время порой игнорируются. Подобный современный сюр существует в фотоискусстве. Им считают продукты творчества таких фотохудожниц, как Трейси Моффат из Австралии и Эллен Коой из Голландии, пользующиеся популярностью работы Отем де Форест.











II. Знаменитые художники-сюрреалисты.

Психология живописи.

2.1. Творчество Сальвадора Дали

Сальвадор Дали – известнейший художник, испанский живописец, творивший в середине двадцатого века и запомнившийся не только своими талантливыми работами, но и невероятным эпатажем, карикатурными усами, подчеркнутым меркантилизмом и всем прочим, чем творец делал себе имя и разрушал репутацию. Но если абстрагироваться от этого странноватого и вызывающего образа и обратить внимание на его работы, можно открыть для себя новый вектор сюрреализма.

Из биографии этой экстравагантной личности можно подчеркнуть некоторые интересные факты. В школе ему мешала одержимость фобиями и страхами, например, боязнью кузнечиков и мелких насекомых, из-за чего мальчик становился объектом насмешек, и что в дальнейшем повлияло на его творчество.

Уже в юности Сальвадор решает поступить в Академию Сан-Фернандо. Работа, подготовленная им для экзамена, показалась смотрителю слишком малой, о чём он сообщил отцу абитуриента. На исправление ошибки художнику было дано три дня, но юноша вводил отца в беспокойство тем, что не торопился с завершением работы над рисунком. Когда срок вышел, преподаватели были поражены результатом, ведь рисунок стал ещё меньше, чем предыдущий. Несмотря на это, Дали был принят в качестве исключения, поскольку все восхитились его высоким мастерством.

Популярность широкой публики мастер завоевал в тридцатые годы, и именно в это время проходили его наиболее крупные выставки. В 1929 году он решает примкнуть к сюрреалистам, организовавшим свою группу во главе с Андре Бретоном – основоположником сюрреализма. В этот же период в работах художника можно видеть основные принципы, которые он для себя сформировал. Сон стал дискредитирующим фактором для мира реальности, и именно в нахождении системы в хаосе Дали видел основной посыл того периода искусства. Видеть «пейзажи сна» ему помогало не использование различных техник, например, таких, как рассмотренные ранее спонтанные ассоциации Поллока, а введение себя в бессознательное состояние транса. Это позволяло испытать «критическую паранойю» и увидеть сон наиболее реалистичным. Его целью было выбить смотрящих из колеи, показав эту «иную реальность», будто проведя их в другой мир. Всю жизнь и все творчество Дали можно считать яркой иллюстрацией идей Зигмунда Фрейда, «классическим пособием по психоанализу». Своим стремлением материализовать иррациональное он словно испытывает европейские каноны на прочность, сталкивая и совмещая несоединимое. Еще Шопенгауэр, а позже и Фрейд считали, что грань между безумием и нормой расплывчата. Человек только в крайних состояниях способен познать сущность мира. Гениальность и сумасшествие и являются такими крайними состояниями. Грань между ними трудноуловима. Дали признавался: "Как вы хотите понять мои картины, когда я сам, который их создаю, их тоже не понимаю? Их смысл настолько глубок, что ускользает от логического анализа".Сам Андре Бретон восхищался гением художника. Оба следовали заповеди Фрейда о «высшей реальности снов», утверждая, что только сюжеты сновидений могут открыть высшую правду о человеческой жизни. При всей их сегодняшней затасканности картины Дали – мощные, запоминающиеся и технически безупречные.

Одной из самых популярных картин считается «Постоянство памяти», написанная в 1931 году. На её написание Сальвадор Дали потратил два года. Оригинал её довольно небольших размеров – всего лишь 2433 сантиметра, но поражает своей яркостью и необычностью образов. Близко подойдя к полотну и внимательно рассмотрев его, мы увидим сложную, мастерски выписанную композицию, профессиональную технику соединения цветов и оттенков. Даже мимолётный взгляд на это живописное произведение вызывает непонятную тревогу у зрителя. Сначала он воспринимает его как обыкновенный морской пейзаж, на котором изображён скалистый северо-восточный испанский берег, находящийся недалеко от места жительства автора. После взгляд улавливает неизвестно откуда взявшуюся тёмную тень, наползающую на побережье и распространяющую похожее на вирус своё мрачное присутствие. Вянет и погибает всё, чего она касается. С тумбы стекают, словно расплавленный сыр, карманные часы, символизирующие быстротечность времени, говорящие о том, что всё когда-нибудь закончится, уйдёт, погибнет. Здесь же изображены главные страхи художника – чёрные муравьи кишат на сломанных часах. Количество часов означает три периода времени – прошлое, настоящее и будущее. Сам Дали говорил, что нарисовал мягкие часы, поскольку не видел в связи времени и пространства чего-то выдающегося. Третий хронометр накрыл гротескное медузообразное существо – самого Дали, который спит. Оно чем-то напоминает человеческий профиль и окутано удушливой тенью смерти, обмякшее, безжизненное и отвратительное, с внутренностями, сочащимися из ноздрей. Картина "Постоянство памяти" о бессилии, великом страхе художника, показывает беспощадность времени и унизительность смерти. Дали написал её в декорациях узнаваемого рая на земле, но навечно впечатал омерзительный образ в память зрителя. Она не красива, но умна, как и ее создатель.

Сальвадор Дали считается наиболее ярким представителем сюрреализма. Он – неординарная личность, подвергаемая критике и спорам. Кто-то считает его гением, кто-то – актёром, достигшим популярности только благодаря маркетингу, но невозможно не признать его сильнейшее влияние на мировую культуру.

2.2. Творчество Рене Магритта

Сюрреалистам, воспринимавшим мир как комплекс алогизмов, свойственно менять местами понятия, разрушать привычные представления о явлениях жизни и свойствах предметов. Например, созданная Сальвадором Дали композиция «Дождливое такси» показывает автомобиль во время дождя, но дождь идёт не на улице, а внутри машины. Но чаще этот приём встречается в картинах такого известного бельгийского сюрреалиста, как Рене Магритт. В работе Рене Магритта «Вероломство образов» изображённая им курительная трубка снабжена надписью «Это не трубка». Надпись перечёркивает смысл, который несёт вполне реалистично нарисованная вещь. Часто предметы меняют свои свойства на противоположные ─ твёрдое растекается, жидкое затвердевает, мёртвое оживает. Последнее весьма неожиданно воплощено в работе Магритта «Перспектива мадам Рекамье», где в копии картины Жака-Луи Давида вместо мадам Рекамье на кушетке изображён гроб. Ощущение издёвки усиливается за счёт того, что художник придал гробу «положение сидя», как бы копируя позу героини в оригинале. В такой интерпретации чувствуется насмешка и над зрителем, и над искусством прошлого. Это новое отношение и к прошлому, и к настоящему в искусстве – один из главных знаков очередного переосмысливания его целей. Эта особенность его живописи выделяет художника из массы. Самой известной его картиной является «Сын человеческий». На ней будто вытянулся статный человек во фраке, и можно было бы назвать её обыкновенным портретом, если бы не внезапно возникшее яблоко, закрывающее от нас черты лица героя. Первоначально им должен был быть сам Магритт, ведь в 1963 году картину заказал Гарри Торкзинер, меценат и друг художника. У ставшей своеобразным ребусом картины появилось большое количество разгадок и трактовок. В ней видят как христианский сюжет, где фрукт рассматривается как запретный плод – известное Адамово яблоко, так и вполне обывательский. В последнем мужчина рассматривается как образ алчного человека, желающего обладать чем-то материальным, и этот порок затмевает его взор, не давая увидеть открывающиеся перед ним возможности, рассмотреть мир вокруг. На самом же деле существует трактовка, которую сформулировал сам художник. Он говорил, что целью было продемонстрировать любопытство – назойливую черту характера, присущую многим людям: «Все, что мы видим, скрывает что-то другое, и мы всегда хотим видеть то, что скрыто тем, что мы видим». Интересна небольшая деталь, совершенно не бросающаяся в глаза: левая рука изображённого героя вывернута в противоположную сторону, и, если сфокусировать взгляд на ней, кажется, будто он повёрнут лицом к морю. Это можно интерпретировать так: люди постоянно фокусируются на быте и прозаике, но иногда все равно обращаются к высоким материям, задумываются о чём-то нематериальном, скрытом за гранью реальности.

Картины Рене Магритта хоть и не настолько эксцентричны, как работы Дали, но его кажущийся обыденным мир пугает своей таинственностью. В нём всё не так просто, как кажется на первый взгляд, а от жуткой атмосферы картин перехватывает дух. Не зря его называют «князем паранойи» или «королём ужаса». Магритт говорит нам: «жизнь – иллюзия, все – обман, включая кажущуюся нормальность вашего соседа».

2.3. Творчество Жоана Миро

Жоан Миро (1893-1983) – испанский живописец, представитель европейского искусства, чья творческая деятельность пришлась на самое начало 20 века – свою первую персональную выставку он представил в 1917 году. Он создал уникальный художественный мир и во многом повлиял на дальнейшее развитие сюрреализма. Полное имя художника – Жоан Миро-и-Ферра, а под влиянием испанского языка может произноситься как Хуан или Хоан. Уже в 1920 он посетил Париж, побывав на фестивале Дада и нанеся визит Пикассо, состоявшийся прямо в его мастерской. В 1925 году парижская галерея Пьер провела первую сюрреалистическую выставку, на которой работы Жоана располагались рядом с картинами земляка. После неё Миро получил признание.

Более всего на мероприятии обсуждалось полотно «Карнавал Арлекина», благодаря которому молодой художник завоевал репутацию. Его живопись имеет неповторимый характер, многие элементы которого читаются в этом произведении. Биоморфная форма, волнистая линия, чёрный, красный, зелёный и синий цвета – все это присутствует в работе и часто интерпретируется как детская наивность. В случайном порядке на холсте расположились ползающие существа, музыкальные ноты, рыбы, животные, непонятные формы, на которых внимательный зритель заметит что-то вроде немигающего глаза. Эти существа и предметы будто зависают в пространстве. Всё это напоминает праздник, проходящий, например, накануне Великого поста, когда вокруг царствует атмосфера веселья и беззаботности. И действительно – здесь, изображён Марди Гра, знаменующий собой окончание семи «жирных дней». Сам же Арлекинне сразу бросается в глаза – он предстаёт в образе красно-синего усатого круга с вытянутой белой шеей и гитарообразным туловищем. Произведение явно написано человеком, мыслящим неординарно, умеющим видеть образы и переносить свои спонтанные чувства и ассоциации на холст. Здесь также используется метод автоматического письма, смысл которого в записывании или зарисовывании первого, что приходит в голову. Некоторые мастера для эффективности этого метода вводили себя в транс, что позволяло отключить сознание и заглянуть в подсознание, туда, где скрыты человеческие переживания, тайные страхи, настоящее, истинное отношение к действительным вещам. Это во многом объяснимо отсутствием всякой структуры или упорядоченности в композиции: Миро, наверное, и не задумывался о ней.

«Карнавал» визуализирует подсознательное состояние автора. Детали отсылают нас к биографии художника. Например, чёрный треугольник в окне напоминает Эйфелеву башню – символ Парижа, который всегда был городом-мечтой Жоана Миро. Расположенный справа зелёный шар, пронзённый стрелой, может означать обеспокоенность изображающего его напряжённой ситуацией в мире, ведь полотно было написано незадолго до начала Второй мировой войны. Летающие вокруг ноты отсылают нас к сюжету самой картины, ведь музыка – незаменимый атрибут праздничного настроения. Все эти загадочные образы можно воспринимать по-разному, и именно в этом состоит особенность сюрреализма – он позволяет мыслить, додумывать, искать связи и открывать для себя новые границы.

2.4. Творчество Макса Эрнста

Макс Эрнст – немецкий художник, оказавший влияние на французский сюрреализм во время его расцвета. Уже с детства он был приобщён к искусству – отец мальчика был художником-любителем и передал сыну любовь к живописи. Он с малых лет восхищался природой, что в дальнейшем отразилось в творчестве художника – он часто обращался к ней в своих работах, таких как «Лес и голубь», «Европа после дождя», «Глаз тишины». Также на живопись Эрнста повлияла детская травма, смерть любимого попугая. Это событие совпало с рождением его младшей сестры, и в хрупком сознании подростка всё смешалось – он был уверен, что родившаяся девочка забрала жизнь птицы. Именно поэтому во многих его работах можно увидеть птиц в человеческом обличье.

Поступив в Боннский университет, Макс Эрнст отдавал предпочтение философии, психологии и истории искусств. Интерес к культуре и живописи у молодого человека не угасал, и карьера художника стала его мечтой. Опыт он получал, посещая музеи и копируя известные произведения, посещая выставки настоящих художников. Эрнста привлекал экспрессионизм и импрессионизм в лице его главного представителя Ван Гога. Это чувствуется в его «Пейзаже с солнцем» и картины без названия с изображёнными на ней красными быками. Отличительной чертой Макса Эрнста как сюрреалиста является то, что он работал со сном – изучал его, будто ища природу этого непонятного явления. Сон у Эрнста – это сон того, кто впитал и прочувствовал суровые реалии массовой культуры. Он принес в сюрреализм то самое сочетание не сочетаемого, которое всегда было его отличительной чертой.

Вклад Макса Эрнста в историю сюрреализма состоит как в использовании уже существующих техник письма, так и в создании собственных. Идея такой новой техники, как фроттаж возникла во время рассматривания художником старого деревянного пола. Этот приём заключается в переносе на холст фактуры какого-либо материала, например, дерева или металла, что позволяет зафиксировать некое увиденное в ней изображение. Все мы когда-то занимались этим, подкладывая монетку под лист бумаги и перенося рельеф на него с помощью карандаша. Созданные с помощью фроттажа рисунки художник включил в отдельный сборник «Естественная история». В картине «Лес и голубь» фроттаж помог изобразить лесную чащу сказочной и зловещей. В центральной части полотна находится клетка с голубем, окружённая тёмными хищными деревьями. Это воспоминание из детства, кошмар, связанный с сильным потрясением.

Ещё одной разработанной талантливым творцом техникой была декалькомания. Он не открыл её, но усовершенствовал, поскольку придумана техника сюрреалистом Домингесом. Суть её в наложении краски на поверхность, прикладывании к ней другой поверхности и отрывании их друг от друга. В результате получается богатая текстура, в которой несложно увидеть яркие образы или просто создать с её помощью интересную фактуру. Этот приём художник использовал в своей работе «Наряд невесты», где все рыжие и фиолетовые фрагменты – декалькомания.

Художник, несомненно, внёс значительный вклад в развитие сюрреализма, но не стоит отрицать, что и сюрреализм во многом повлиял на его жизнь. Не зря в своей книге «За пределами живописи» он писал: «Будучи человеком заурядной конституции, я приложил все свое старание, чтобы сделать свою душу монстрообразной. Из слепого пловца, каким я был, я превратил себя в провидца».
























III. Творческая работа

3.1. Выбор идеи и материалов

Я решила выполнить живописные работы в стиле сюрреализм, самостоятельно проработав идею композиции, разработав эскизы и выбрав необходимые материалы.

Формат листа – А3;

Необходимые материалы – акварель, гуашь (для первой работы), цветные карандаши (для второй работы).

3.2. Этапы выполнения работ и их описание

«Время»

С помощью этой работы я хотела передать идею значения времени в нашей жизни. В центре композиции находятся вещи, связанные с человеческим комфортом и бытом. Часто именно такое времяпрепровождение, как бессмысленный просмотр телепередач в уютном кресле, перечитывание массовой, пустой или устаревшей литературы, апатичный, неактивный длительный отдых не только убивает в нас жизненную энергию, блокирует множество путей развития, но и забирает драгоценное время, которое можно потратить на более важные вещи. Это саморазвитие, занятие любимой работой, общение с близкими людьми и семьёй. Время в созданном мной на листе бумаги мире, словно незримый стражник, бдит и всегда находится рядом, не давая забыть о себе. Это и громадные часовые башни, и стрелки, вырвавшиеся из-под земли, будто предупреждающие о быстротечности времени, и старые, забытые кем-то и уже поросшие многолетней травой часы. Всё здесь овеяно холодом, и только гора напоминающих о доме предметов контрастирует с этой туманной местностью, маня к себе, предлагая впустую потратить ещё немного бесценного времени.

Этапы выполнения:

1. Разработка эскизов.

2. Я выполнила несколько вариантов работы, поисков наиболее подходящего материала для её выполнения. Окончательным решением стало совмещение двух техник. Небо я выполнила акварельными красками с использованием морской соли для создания эффекта чего-то неземного, космического (см. приложение, п. 14).

3. Создала предварительный рисунок (см. приложение, п. 15, п. 16, п.17).

4. Завершила работу в живописи (см. приложение, п.18).

«Вперёд в будущее»

Темой этой работы является жизненная дорога, путь, ведущий каждого из нас в определённом направлении, но то, каков будет этот путь, решаем только мы. Не указано, куда ведёт эта лестница, парящая в небесах, но именно эта неконкретность позволит каждому смотрящему увидеть в белой вспышке на горизонте свою мечту, цель, реальность, к которой он идёт и стремится.

Этапы выполнения:

1. Разработка эскизов (см. приложение, п. 19).

2. Исполнение предварительного рисунка и начальный этап работы в материале (см. приложение, п. 20).

3. Осуществление работы в материале (см. приложение, п. 21).

3.3. Экономическое обоснование

Расчёт себестоимости

«Время»

п./п.

Материал

Цена,

руб.

1

Гуашь «Мастер Класс», 12 цветов

850

2

Набор художественных кистей

300

3

Бумага для акварели формата А3

73

4

Палитра художественная

50

5

Карандаши чернографитные KOH-I-NOOR, 12 штук

56

6

Ластик

13

7

Рамка

250

Итого:

1612 рублей


Так как у меня в наличии были набор художественных кистей, бумага для акварели форматом А3, палитра художественная, карандаш и ластик, мне необходимо было приобрести только гуашь и рамку для оформления. Таким образом, на создание этой работы я потратила 1100 рублей.

«Вперёд в будущее»

п./п.

Материал

Цена,

руб.

1

Акварельные карандаши цветные

1600

2

Карандаши чернографитные KOH-I-NOOR, 12 штук

56

3

Ластик

13

4

Рамка

250

Итого:

1919 рублей



Все материалы, кроме рамки, были у меня в наличии, поэтому на выполнение работы была потрачена только её стоимость в размере 250 рублей.

Вывод

В процессе создания творческих работ мне было интересно разрабатывать эскизы, работать над композицией и цветом. Я получила удовольствие как от процесса, так и от результата. Цель, состоявшая в создании своих работ в стиле выбранного направления, была успешно достигнута.

Поскольку данная тема мне интересна и близок стиль этого направления, я хотела бы видеть работы в стиле сюрреализма в интерьере своей комнаты.

Заключение

Сюрреализм – это не просто художественное направление, а целый пласт культуры, значимая эпоха в истории искусства. В своё время он был своеобразным протестом против строгих канонов. На первый план выходили чувства, а не тесные рамки реализма и классицизма. Для этого периода характерно господство эмоций, переживаний, человек воспринимался как личность со своими страхами и сокровенными грёзами. Сюрреализм призывал открыть для себя тайны внутреннего мира, разобраться с тревожащими мыслями и выплеснуть все переживания на холст. Для зрителя это погружение в иной мир, мир снов и сверхреальности, который передаётся через образы, возникающие в подсознании творца. Он говорит на языке символов и метафор, который можно понять только на чувственном, подсознательном уровне. Исследование мира через иррациональное мышление даёт наиболее полное представление о нём, ведь иногда обычной логики недостаточно.

Сюрреализм развивался на фоне двух мировых войн. Это позволило ему стать направлением, представители которого поднимали важные в то тяжёлое время социальные проблемы. Одной из таких стало обесценивание человеческой жизни. Художники выражали это, например, через отсутствие лица. Оно могло быть закрыто каким-нибудь предметом, как у Рене Магритта, или его заменял гладкий овал.

Даже после Второй мировой войны сюрреализм оставался ведущим направлением в искусстве, а его принципы дошли до сегодняшнего дня.

Список литературы и использованных источников
  1. Адамчик М.В. СЮРРЕАЛИЗМ – Минск: Харвест, 2009 – 512 с.

  2. Аксёнова А.С. История искусств. Просто о важном. Стили, направления, течения. – М.: Бомбора, 2019 – 208 с.

  3. Балашова Т.В., Гальцова Е.Д. Энциклопедический словарь сюрреализма. – М.: ИМЛИ РАН, 2007 – 584 с.

  4. Завадская Е.В. Сальвадор Дали: Альбом. – М.: Изобразительное искусство, 1992 – 64 с.

  5. Уилл Гомперц. Непонятное искусство. От Моне до Бэнкси. – М.: Синдбад, 2018 – 464 с.

  6. Макс Эрнст. Серый кардинал сюрреализма//adindex.ru.URL: https://adindex.ru/publication/gallery/2012/09/21/93419.phtml(дата обращения 05.11.2021)

  7. Сюрреализм – история искусств//studme.org. URL: https://studme.org/1154071813589/kulturologiya/syurrealizm (дата обращения 02.11.2021)

  8. Сюрреализм, авангардистское направление в культуре//art-drawing.ru. URL: http://www.art-drawing.ru/destinations-and-styles/1874-surrealism(дата обращения 03.11.2021)

  9. Дали, Сальвадор//wikipedia.org: Свободная энциклопедия. URL: https://ru.wikipedia.org/wiki/Дали,_Сальвадор (дата обращения 04.11.2021)

  10. Картина «Постоянство памяти» С. Дали. Описание картины//5sec.info. URL: https://5sec.info/kartiny/kartina-dali-prostranstvo-pamyati/(дата обращения 04.11.2021)

  11. Постоянство памяти//wikipedia.org: Свободная энциклопедия. URL: https://ru.wikipedia.org/wiki/Постоянство_памяти (дата обращения 04.11.2021)

  12. Магритт, Рене//wikipedia.org: Свободная энциклопедия. URL: https://ru.wikipedia.org/wiki/Магритт,_Рене (дата обращения 04.11.2021)

  13. Миро, Жоан//wikipedia.org: Свободная энциклопедия. URL: https://ru.wikipedia.org/wiki/Миро,_Жоан(дата обращения 05.11.2021)

  14. Эрнст, Макс//wikipedia.org: Свободная энциклопедия. URL: https://ru.wikipedia.org/wiki/Эрнст,_Макс (дата обращения 05.11.2021)



Приложение

№1

Луиза Буржуа «Мама», 1999 г.

№2

Джефф Кунс «Щенок», 1992 г.

№3

Трейси Моффат «Фотография №5 из цикла «Заклинания», 2000 г.



№4

Эллен Коой «Спаарндам – облака», 2011 г.

№5

Отем де Форест «Капающее лето», 2011 г.

№6

Сальвадор Дали «Постоянство памяти», 1931 г.







№7

Сальвадор Дали «Дождливое такси», 1938 г.



№8

Рене Магритт «Вероломство образов», 1928-1929 гг.

№9

Рене Магритт «Перспектива мадам Рекамье», 1951 г.

№10

Рене Магритт «Сын человеческий», 1964 г.



№11

Жоан Миро «Карнавал Арлекина», 1924-1925 гг.









№12

Макс Эрнст «Лес и голубь», 1927 г.



№13

Макс Эрнст «Одеяние невесты», 1940 г.





№14 №15

Композиция работы Предварительный рисунок работы «Время»

№16 №17

Эскизы к работе «Время»



№18

\

Завершение работы в живописи на тему «Время»

№19

Эскиз к работе «Вперёд в будущее»

№20

Предварительный рисунок и первый этап работы «Вперёд в будущее»

№21

Завершение работы в живописи на тему «Вперёд в будущее»




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!