СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Пробный вариант ЕГЭ по обществознанию (В-1)

Нажмите, чтобы узнать подробности

Вариант составлен на основе учебной книги для подготовки к ЕГЭ по обществознанию "ЕГЭ. Обществознание. Отличный результат" (2023 год) под редакцией О.А. Котовой, Т.Е. Лисковой; сборников подготовки к ЕГЭ пообществознанию:

- обществознание 14 вариантов (А.Ю. Лазебникова, Т.В. Коваль), 2023 год;

- обществознание 10 вариантов (О.А. Котова, Т.Е. Лискова), 2023 год.

А также задания ЕГЭ 2023 года досрочного и основного периодов. 

При составлении вариантов учтены изменения в структуре 24 задания, внесённые летом 2023 года.

Просмотр содержимого документа
«Пробный вариант ЕГЭ по обществознанию (В-1)»

Часть 1

Задание 1. Ниже приведён перечень терминов, все ни за исключением двух, относятся к формам государства.

1) либерализм; 2) авторитаризм; 3) монархия; 4) консерватизм; 5) тоталитаризм; 6) федерация.

Ответ: ___________________

Задание 2. Выберите верные суждения о видах деятельности и запишите цифры, под которыми они указаны.

  1. Ведущим видом деятельности на протяжении всей жизни большинства людей является учение;

  2. Духовная деятельность, в отличие от игры и труда, направлена на преобразование реальных объектов;

  3. Игровая деятельность ориентирована не столько на конкретный результат, сколько на процесс игры;

  4. Решение задачи по образцу может служить примером репродуктивной деятельности;

  5. Обобщение свойств и признаков предметов в понятиях характерно для познавательной деятельности.

Ответ: ____________________________

Задание 3. Установите соответствие между утверждениями и способами познания, помощью которых были сделаны эти выводы: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.

УТВЕРЖДЕНИЯ

СПОСОБЫ ПОЗНАНИЯ

А) всё живое имеет клеточное строение

1) научное познание

Б) повышение температуры тела говорит о начале заболевания

2) осмысление повседневного опыта

В) носитель наследственности – ген


Г) судьба человека мало зависит от его собственных усилий


Д) если лето было жарким, зима будет холодной




Ответ:

А

Б

В

Г

Д








Задание 4. В рамках национального проекта «Образование» в нашей стране было сделано многое для развития системы общего и профессионального образования. Чем характеризуется система образования в РФ? Запишите цифры, под которыми эти характеристики указаны.

  1. Среднее образование даёт только общеобразовательная школа;

  2. Отбор в высшие учебные заведения осуществляется на конкурсной основе;

  3. Федеральные государственные образовательные стандарты предусматривают использование проектной деятельности;

  4. Первым уровнем образования является основная школа;

  5. Цифровые технологии всё шире используются в школьном образовании;

  6. Государственная итоговая аттестация проводится по всем предметам.

Ответ: __________________________________

Задание 5. Выберите верные суждения о финансовых институтах и запишите цифры, под которыми они указаны.

  1. Система финансовых институтов является составной частью банковской системы страны;

  2. Компонентом системы финансовых институтов является фондовая биржа;

  3. Хозяйственные товарищества входят в систему финансовых институтов;

  4. В системе финансовых институтов важная роль принадлежит банкам;

  5. Страховые общества относятся к небанковским финансовым институтам.

Ответ: ___________________________________

Задание 6. Установите соответствие между конкретными налоговыми платежами и их видами: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.

НАЛОГОВЫЕ ПЛАТЕЖИ

ВИДЫ НАЛОГОВ

А) налог на добавленную стоимость

1) прямые налоги

Б) акциз

2) косвенные налоги

В) налог на доходы физических лиц


Г) налог на прибыль организации


Д) транспортный налог




Ответ:

А

Б

В

Г

Д










Задание 7. Правительство РФ не позднее чем за десять месяцев до начала финансового года приступает к составлению государственного бюджета. Выберите из приведённого ниже списка возможные доходные статьи государственного бюджета и запишите цифры, под которыми они указаны.

  1. Поступления по штрафам и санкциям;

  2. Обеспечение безопасности государства;

  3. Прибыль государственных предприятий;

  4. Выплата пенсий и пособий;

  5. Акцизы и пошлины;

  6. Содержание аппарата управления государством.

Ответ: _________________________

Задание 8. Выберите верные суждения о социальной стратификации и запишите цифры, под которыми они указаны.

  1. Социальная стратификация отражает сложившееся в обществе социальное неравенство;

  2. Социальная стратификация сложилась с переходом к индустриальному обществу;

  3. Одним из критериев социальной стратификации является уровень доходов;

  4. Социальная стратификация является одним из способов социального контроля;

  5. При сословном типе стратификации принадлежность к сословию преимущественно передаётся по наследству.

Ответ: ______________________________________

Задание 9. Российская социологическая служба проводила опросы населения. Был задан вопрос: «Насколько Вы лично доверяете рекламе?» Результаты опроса приведены в представленной ниже таблице (в % к числу опрошенных).

Варианты ответов

1997 г.

2014 г.

2017 г.

Полностью доверяю

1

3

1

В основном доверяю

8

10

7

Отчасти доверяю

52

32

33

В основном не доверяю

25

27

25

Совсем не доверяю

14

28

34

Найдите в приведённом списке выводы, которые можно сделать на основе приведённых данных, и запишите цифры, под которыми они указаны.

  1. Недоверие к рекламе с годами постоянно растёт;

  2. Производители товаров стали тратить меньше средств на их продвижение с помощью рекламы;

  3. Среди опрошенных в 2017 г. большинство в той или иной мере не доверяет рекламе;

  4. Соотношение в той или иной мере доверяющих рекламе и совсем не доверяющих рекламе практически не меняется;

  5. Реклама в Интернете более эффективна, чем телевизионная реклама.

Ответ: __________________________

Задание 10. Выберите верные суждения о формах политического режима и запишите цифры, под которыми они указаны.

  1. Форма государственного устройства представляет собой совокупность методов и способов осуществления власти государством;

  2. Различают парламентские и демократические политические режимы;

  3. Одним из принципов деятельности демократического государства является плюрализм;

  4. При антидемократических режимах действует приоритет государства над правом;

  5. Принцип разделения властей действует при всех политических режимах.

Ответ: _____________________________

Задание 11. Государство G является парламентской республикой. Найдите в приведённом ниже списке отличительные черты этого вида республики и запишите цифры, под которыми они указаны.

  1. Президент избирается членами парламента страны;

  2. Правительство несёт ответственность перед президентом страны;

  3. Главой правительства становится лидер партии, победившей на выборах в парламент;

  4. Парламент избирается на основе всеобщего и равного избирательного права;

  5. Главной функцией правительства является разработка и принятие законов;

  6. Судебная власть отделена от законодательной.

Ответ: _________________________________

Задание 12. В Конституции РФ указано, что наше государство является социальным. В приведённом ниже списке выберите положения, которые характеризуют Россию как социальное государство. Запишите цифры, под которыми они указаны.

  1. Устанавливается гарантированный МРОТ;

  2. Обеспечивается полная занятость;

  3. Государство устанавливает единые цены на основные продукты;

  4. Обеспечивается государственная поддержка семьи;

  5. Устанавливаются государственные пенсии.

Ответ: ________________________________

Задание 13. Установите соответствие между вопросами и субъектами власти Российской Федерации, к ведению которых они относятся:

ВОПРОСЫ

СУБЪЕКТЫ ВЛАСТИ РФ

А) координация вопросов здравоохранения

1) только федеральный центр

Б) гражданское законодательство

2) федеральный центр и субъекты РФ

В) федеральные фонды регионального развития


Г) природопользование


Д) установление общих принципов налогообложения




Ответ:

А

Б

В

Г

Д








Задание 14. Выберите верные суждения об условиях заключения брака и запишите цифры, под которыми они указаны.

  1. Для вступления в брак необходимо взаимное согласие женщины и мужчины;

  2. Брак заключается в органах записи актов гражданского состояния;

  3. Условием заключения брака является наличие хотя бы у одного из будущих супругов постоянного источника доходов;

  4. По общему правилу брак заключается через месяц после подачи заявления;

  5. Для заключения брака требуется согласие родителей невесты и жениха.

Ответ: ___________________________

Задание 15. Установите соответствие между примерами договоров и видами договоров: к каждой позиции из первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.

ПРИМЕРЫ

ВИДЫ ДОГОВОРОВ

А) договор страхования

1) передача имущества в собственность

Б) договор дарения

2) оказание услуг

В) договор хранения


Г) договор купли-продажи


Д) договор займа




Ответ:

А

Б

В

Г

Д








Задание 16. Сергей после окончания машиностроительного техникума первый раз пришёл устраиваться на работу по специальности. Найдите в приведённом ниже списке документы, которые он должен предъявить в обязательном порядке для заключения трудового договора. Запишите цифры, под которыми они указаны.

  1. Трудовая книжка;

  2. Документы об образовании;

  3. Характеристика с места учёбы;

  4. Свидетельство о рождении;

  5. Паспорт;

  6. Справка о наличии (отсутствии) судимости.

Ответ: __________________________

Часть 2

Прочитайте текст и выполните задания 17-20

Безграничная свобода субъекта при осуществлении им своих прав невозможна, ибо она неизбежно приводила бы к ущемлению публичных интересов и прав третьих лиц. Поэтому естественно, что в законе указываются некие пределы (границы) осуществления гражданских прав. Это общие стеснения субъектных прав. Пределы осуществления гражданских прав объективны – их существование не зависит от воли участников правоотношений, они устанавливаются законом.
   Понятие «пределы осуществления гражданских прав» можно рассматривать в узком смысле. В таком случае речь идет о том, что существует субъективное право (например, право собственности) и оно должно осуществляться с соблюдением определенных законом пределов (границ). Нередко словосочетание «пределы осуществления гражданских прав» используется в широком смысле, т. е. подразумеваются некие общие правила, определяющие правомерное поведение, вне связи с субъективными правами. Так, никто не вправе извлекать преимущества из своего незаконного или недобросовестного поведения (п. 4 ст. 1 ГК). Это общее правило должно «работать» как при осуществлении субъективных прав, так и при совершении действий, не связанных с реализацией субъективных прав, например, при осуществлении возможностей, заключенных в правосубъектности. Так, в п. 3 ст. 1 ГК предусмотрено, что субъекты должны действовать добросовестно, в том числе и при установлении гражданских прав. Действия в обход закона с противоправной целью недопустимы в силу ст. 10 ГК как в тех случаях, когда они связаны с осуществлением субъективного права, так и при отсутствии права.

В законодательстве пределы осуществления гражданских прав закрепляются различными способами. В одних случаях предписывается определенный порядок осуществления права, не допускающий каких-либо отступлений. В других – установленный законом правовой режим имущества (например, недвижимого) содержит пределы осуществления гражданских прав. Очень часто пределы формулируются путем введения запретов на совершение определенных действий. Словосочетание «пределы осуществления гражданских прав» встречается в законе нечасто.
   Но анализ той или иной нормы может свидетельствовать о том, что речь идет именно о таких пределах. Нередко пределы осуществления гражданских прав именуются в законе ограничениями. Так, в п. 2 ст. 1 ГК указано, что гражданские права могут быть ограничены на основании федерального закона (см. также ст. 55 Конституции). Например, в содержание правоспособности гражданина входит возможность избирать место жительства (ст. 18 ГК. Это норма конституционная – ст. 27 Конституции). Однако право граждан на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства может быть ограничено в пограничной зоне, в закрытых военных городках, в зоне экологического бедствия и т. п. (ст. 8 Закона о свободе передвижения). Могут вводиться ограничения оборотоспособности объектов гражданских прав (ст. 129 ГК) и т. д.
   Таких пределов довольно много. Вводятся они исходя из различных соображений. В частности, введение тех или иных пределов осуществления гражданских прав может быть обусловлено спецификой субъектного состава гражданского правоотношения. Так, малолетние в возрасте от шести до 14 лет самостоятельно совершают лишь некоторые сделки (например, мелкие бытовые), а по общему правилу сделки от их имени совершают родители, усыновители или опекуны (ст. 28 ГК). Опекун или попечитель чаще всего может распоряжаться имуществом подопечного с предварительного согласия органов опеки и попечительства (ст. 37 ГК).

Задание 17. Как автор раскрывает объективный характер пределов осуществления гражданских прав? Как автор раскрывает понятие «пределы осуществления гражданских прав» в широком смысле? Пример каких сделок, осуществляемых малолетними в возрасте от шести до 14 лет самостоятельно, приводит автор?

Задание 18. В тексте упомянуты ключевые понятия социально-гуманитарных наук.

Используя обществоведческие знания, – укажите не менее двух основных признаков понятия «субъект гражданского права» в соответствии с Гражданским кодексом РФ;

– объясните связь обязывающих норм права с механизмом юридической ответственности. (Объяснение может быть дано в одном или нескольких распространённых предложениях).

Задание 19. Используя обществоведческие знания и факты общественной жизни, проиллюстрируйте тремя примерами действия граждан России, регулируемые нормами права. (В каждом случае сначала укажите институт и отрасль права, затем приведите пример. Каждый пример должен быть сформулирован развернуто, в совокупности примеры должны иллюстрировать три разные институты и отрасли права).

Задание 20. Автор пишет, что введение тех или иных пределов осуществления гражданских прав может быть обусловлено спецификой субъектного состава гражданского правоотношения. Используя обществоведческие знания, сформулируйте три суждения о необходимости ограничения дееспособности в зависимости от возраста.

(Каждое суждение должно быть сформулировано как распространённое предложение).

Задание 21. На графике изображено изменение ситуации на потребительском рынке рыбы и морепродуктов в стране Z. Кривая предложения переместилась из положения S в положение S1 при неизменном спросе D. (На графике Р- цена товара, Q – количество товара).

Как изменилась равновесная цена? Что могло вызвать изменение предложения? Укажите любое одно обстоятельство (фактор) и объясните его влияние на предложение. (Объяснение должно быть дано применительно к рынку, указанному в тексте задания.) Как изменятся спрос и равновесная цена на данном рынке, если качество рыбы ухудшится, при прочих равных условиях?



















Задание 22. Семья Лебедевых состоит из пяти человек: Ирины, Александра, их дочери и двоих сыновей. Супруги работают, дети учатся в школе. Средства расходуются в первую очередь на приобретение еды, одежды, лекарств, оплату транспортных и коммунальных расходов. Оставшиеся средства вкладываются на депозит в банке.

1. К какому типу (в зависимости от численности) можно отнести эту семью?

2. Каковы два типа источников дохода семейного бюджета семьи Лебедевых?

3. Какая дополнительная информация Вам необходима для того, чтобы сделать вывод о том, что семья Лебедевых является партнёрской? (Сформулируйте любые два вопроса, необходимые для получения такой информации.)

4. Какую функцию семьи иллюстрирует приведённый в задании пример деятельности семьи Лебедевых?

Задание 23. Конституция Российской Федерации закрепляет основы конституционного строя государства, права и свободы человека и гражданина. Какие положения Конституции закрепляют следующие характеристики нашего государства:

1) гарантия презумпции невиновности;

2) федеративное;

3) суверенное государство?

На основе положений Конституции сформулируйте по одному подтверждению каждой характеристики. (Каждое подтверждение должно быть сформулировано как распространённое предложение с опорой на конкретное положение Конституции Российской Федерации. Обратите внимание на то, что правильное выполнение задания не требует указания в ответе номеров соответствующих статей Конституции и дословного воспроизведения их содержания.)

Задание 24. Используя обществоведческие знания, составьте сложный план, по существу раскрывающий тему «Цикличность экономического развития». Сложный план должен содержать не менее трёх непосредственно раскрывающих тему по существу пунктов, детализированных в подпунктах. (Количество подпунктов каждого детализированного пункта должно быть не менее трёх, за исключением случаев, когда с точки зрения общественных наук возможны только два подпункта.)

Задание 25. 1) Объясните необходимость ценовой стабильности для устойчивого экономического развития. (Обоснование должно быть дано с опорой на обществоведческие знания в нескольких связанных между собой распространённых предложениях, раскрывать причинно-следственные и(или) функциональные связи) 2) Каковы негативные последствия инфляции? (Назовите любые три негативных последствия.) 3) Проиллюстрируйте примером каждое из этих последствий. (Каждый пример должен быть сформулирован развёрнуто.)




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!