СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Пробные варианты по русскому языку для 9 класса в формате ОГЭ 2023

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

2 тренировочных варианта ОГЭ 2023 для 9 класса по русскому языку

Просмотр содержимого документа
«Пробные варианты по русскому языку для 9 класса в формате ОГЭ 2023»


ВАРИАНТ 1. ЗАДАНИЕ 2. СИНТАКСИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ПРЕДЛОЖЕНИЯ. Прочитайте текст.
(1)Самое большое скопление воды на поверхности Земли – это Мировой океан. (2)Материки и острова разделяют его на отдельные океаны, проливы, заливы. (3)Постоянные морские течения связывают его в единое целое, но у каждой его части есть свои особенности. (4)В Мировом океане обычно выделяют четыре океана: Тихий, Атлантический, Индийский и Северный Ледовитый. (5)На некоторых картах отмечен ещё один океан – Южный, который омывает Антарктиду, однако многие учёные отказываются признавать его отдельное существование и обосновывают это целой системой научных доказательств.
Укажите варианты ответов, в которых верно определена грамматическая основа в одном из предложений или в одной из частей сложного предложения текста. Запишите номера ответов.
1) это Мировой океан (предложение 1)
2) разделяют (предложение 2)
3) части есть (предложение 3)
4) выделяют (предложение 4)
5) учёные отказываются признавать (и) обосновывают (предложение 5)

3.Пунктуационный анализ. Расставьте знаки препинания в предложении: укажите цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые.

Считается (1) что хохлома возникла на левом берегу Волги в XVII веке (2) и что своё название промысел получил в честь одноимённой деревни (3) которая в те времена была центром сбыта различной утвари (4) посуды (5) и мебели (6) шкатулок (7) и кубышек (8) а украшались хохломские изделия золотыми и красными узорами на чёрном фоне (9) на котором часто были изображены сочные гроздья рябины с весенними молодыми листьями и пышные цветы.

ЗАДАНИЕ 4. СИНТАКСИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ СЛОВОСОЧЕТАНИЯ

Замените словосочетание «учиться рисовать», построенное на основе примыкания, синонимичным словосочетанием со связью управление.

5. Орфографический анализ. Укажите варианты ответов, в которых дано верное объяснение написания выделенного слова. Запишите номера этих ответов.

1) ПРИШИТЬ (значок)–с приставкой ПРИ-пишутся слова, которые имеют значение действия,выполненного не до конца.

2) КАСАТЕЛЬНАЯ (к окружности) – в безударной позиции в корне с чередованием пишется буква А.

3)ЦИКЛОН – в корне слова после Ц пишется буква И.

4) ОБЪЯВЛЯТЬ – после приставок, оканчивающихся на согласный, перед буквами Е, Ё, Ю, Я пишется буква Ъ.

5) ПУТАНИЦА – в существительных, образованных от прилагательных или причастий, пишется столько же букв Н, сколько в словах, от которых они образованы.


Прочтите текст и выполните задания 6-9.

(1)У дверей стояло трое ребятишек: две девочки и мальчик. (2)Дед догадался, что они одноклассники внука.

– (3)Андрей Лысов тут живёт? – спросила полноватая девочка.и– (4)Тут, – признался дед.

– (5)Мы пришли высказать ему осуждение, – продолжила девочка.(6)Дед и внук стояли рядом и на сто процентов были роднёй: круглолицые, голубоглазые. (7)Наверное, поэтому часть Андрейкиной вины само собой переходила на деда.

– (8)У нас в дневнике всё записано, – сказала толстушка и передала тетрадку Александру Клавдиевичу.

– (9)«Дёргал Аллу Иванову за волосы», – грустно прочитал дед. – (10)А ещё, когда Иванова заплакала, он обозвал её мокрой цаплей, а извиняться не стал, – сказал мальчик.

(11)Когда ребята ушли, дед обратился к внуку: – Та-ак… (12)Зачем же ты эту Аллу за косу дёргал?

– (13)Так просто, – буркнул мальчик.

– (14)А я вот знаю и зачем, и почему! (15)Она тебе нравится, а на тебя, противного троечника, внимания не обращает. (16)Так, что ли?

(17)Сломленный дедовой проницательностью, внук заговорил:

– (18)Мы же раньше с ней дружили! (19)А теперь она всё: Толик да Толик. (20)Я раньше её дёрну – она меня книжкой – хлоп! (21)И обоим смешно! (22)А сейчас чуть-чуть тронешь – как плакса плачет...

(23)Дед слушал его внимательно, прищурив глаза.

– (24)Извиняться тебе перед ней придётся, и так, чтобы это отложилось в садовой твоей голове надолго. (25)Мы сейчас идём к ней, ты извиняешься и даришь ей цветы, а иначе миру между нами не бывать.

(26)Миром с дедом внук дорожил, и поэтому он понял, что не миновать ему ни извинения, ни цветов.

(27)В его голове плохо запечатлелось, как в магазине они купили пахнущие горелой листвой и снегом астры, как брели по осеннему парку прямо к Алкиному дому.

(28)Перед выходом из парка дед остановился, они сели на скамейку.

– (29)Небось, никогда девчонкам цветы не дарил? (30)Ты хоть посмотри, что даришь.

– (31)Чего смотреть, на болонок похожи, –  убитым тоном сказал внук.

– (32)Нет, болонка – собака глупая и трусливая, а эти чистые, гордые, как изо льда, и ведь смелые, до самого снега на клумбах стоят.

(33)Мальчик взглянул на цветы и подумал: «И правда, какие чистые... ледянистые...»

(34)Вся встреча с Алкой Ивановой пронеслась в смятённой душе Андрейки, словно вихрь. (35)Уже перед самой дверью он рванулся было, чтобы котёнком прыснуть вниз. (36)Но дед кратко сказал: «Не трусь!» – и поставил его рядом с собой.

(37)Дверь открыла Алла. (38)Андрейка кое-как промямлил извинения и сунул в руки потрясённой Алки астры:

– Это тебе... эти ледянистые...

(39)Алка ничего ему не ответила, осторожно взяла цветы, словно они впрямь были изо льда и могли разбиться, и вдруг астры отразились в её милых от удивления девчоночьих глазах. (По В.И. Одноралову*) * Одноралов Владимир Иванович (род. в 1946 г.) – современный российский поэт.

6. АНАЛИЗ СОДЕРЖАНИЯ ТЕКСТА.Какие из высказываний соответствуют содержанию текста? Укажите номера ответов.
1) Дед и внук были очень похожи.
2) Дед хотел наказать внука за плохое поведение в школе.
3) Дед заставил внука извиниться перед девочкой, потому что хотел, чтобы внук стал благородным и смелым человеком.
4) Рассказчик пришёл к дому Алки вместе со своим дедом.
5) Алка отказалась брать цветы.


7. АНАЛИЗ СРЕДСТВ ВЫРАЗИТЕЛЬНОСТИ. Укажите варианты ответов, в которых есть сравнение.
1) – А ещё, когда Иванова заплакала, он обозвал её мокрой цаплей, а извиняться не стал, – сказал мальчик.
2) Вся встреча с Алкой Ивановой пронеслась в смятённой душе Андрейки, словно вихрь.
3) Уже перед самой дверью он рванулся было, чтобы котёнком прыснуть вниз.
4) Алка ничего ему не ответила, осторожно взяла цветы, словно они впрямь были изо льда и могли разбиться, и вдруг астры отразились в её милых от удивления девчоночьих глазах.
5) Но дед кратко сказал: «Не трусь!» – и поставил его рядом с собой.


8. ЛЕКСИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ
В предложениях 34–39 найдите разговорный синоним к слову «сказал». Выпишите этот синоним.


9. СОЧИНЕНИЕ ОГЭ. Сочинение 9.3
Как Вы понимаете значение слова ПРОЩЕНИЕ? Сформулируйте и прокомментируйте данное Вами определение. Напишите сочинение-рассуждение на тему «Нужно ли уметь просить прощения?», взяв в качестве тезиса данное Вами определение. Аргументируя свой тезис, приведите два примера-аргумента, подтверждающих Ваши рассуждения: один пример-аргумент приведите из прочитанного текста, а второй – из Вашего жизненного опыта.




ВАРИАНТ 2. Синтаксический анализ. Прочитайте текст.

(1)Звезда Андрея Первозванного, как и его знак, могла быть украшена по желанию награждённого до 1797 г. драгоценными камнями. (2)Эта звезда, выполненная по специальному заказу императорского кабинета, значительно отличается от других орденских звёзд. (3)Она напоминает роскошное ювелирное украшение, в котором мастер с большим искусством использовал сочетания мерцающего блеска матового жемчуга с сиянием многочисленных бриллиантов. (4)Лучи звезды составлены из чередующихся рядов жемчужин и бриллиантов, в центре медальона, под бриллиантовой короной, - андреевский крест из девяти жемчужин равной величины. (5)Вокруг девиза - кольцо из крупных жемчужин с двумя рядами мелких бриллиантов.

2. Укажите варианты ответов, в которых дано верное утверждение. Запишите номера ответов.

1) В предложении 1 составное именное сказуемое.

2) Предложение 2 простое двусоставное.

3) В первой части предложения 3 грамматическая основа украшение напоминает.

4) Предложение 4 сложное бессоюзное.

5) В предложении 5 сказуемое кольцо.


3. Пунктуационный анализ. Расставьте знаки препинания в предложении: укажите цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые.

К счастью (1) окраины ледяных полей (2) были сильно поломаны (3) айсберги отсутствовали (4) и только иногда (5) гряды мелкого льда (6) нагромождённые (7) местами на полях (8) представляли серьёзную опасность.


4.Замените словосочетание «забор из досок», построенное на основе управления, синонимичным словосочетанием со связью согласование. Напишите получившееся словосочетание. 

5.ОРФОГРАФИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ.
Укажите варианты ответов, в которых дано верное объяснение написания выделенного слова. Запишите номера этих ответов.
1) РАЗРЕЖЬТЕ (торт) – в форме повелительного наклонения глагола после шипящих пишется буква Ь.
2) БЕСЦЕЛЬНЫЙ – на конце приставки перед буквой, обозначающей звонкий согласный звук, пишется буква С.
3) ПРИЛАГАТЕЛЬНОЕ – написание безударной чередующейся гласной в корне проверяется подбором однокоренного слова, в котором этот гласный звук находится в ударном слоге.
4) НЕ ВЫУЧЕНЫ (уроки) – частица НЕ с деепричастием пишется раздельно.
5) ИСПУГАННАЯ (птица) – в полном страдательном причастии прошедшего времени совершенного вида пишется НН.

Прочтите текст и выполните задания 6–9.

(1)В детстве меня называли Мамин Хвостик. (2)Это обидное прозвище возникло неслучайно. (3)Я действительно мог ходить с мамой куда угодно, стоять в любой очереди, скучать в парикмахерской и химчистке, лишь бы быть рядом с ней.

(4)Очень мне нравилась моя мама.

(5)Нравилось главным образом то, что рядом с ней я переставал бояться. (6)Ничего мне было не страшно. (7)А вот как только мама куда-нибудь отходила — пробить чек в кассе, или в парикмахерское кресло, я начинал ужасно беспокоиться — вдруг она куда-нибудь пропадёт? (8)Но она не пропадала — возвращалась всегда вовремя.

(9) Это чудесное мамино свойство очень сильно меня поражало. (10)Иногда, если мы просто шли по улице, я забегал немножко вперёд и смотрел на маму издали: как она идёт. (11)Шла она тоже очень красиво, постукивая каблучками. (12)И несла легко самую тяжёлую сумку. (13)И всегда улыбалась мне издали.

(14)Если мама уставала и ложилась отдохнуть, я тоже забирался рядом с ней. (15)Но долго лежать просто так не мог. (16)Скоро начинал ворочаться, вздыхать. (17)И тогда мама спрашивала меня сонным голосом:

(18) — Ну, чего елозишь? (19) А я отвечал: (20) — Ничего. (21)Расскажи чего-нибудь. (22) Мама вздыхала, думала.

(23) — Ну, что тебе рассказать? — говорила она. (24)— Жил-был волшебник… (25)Построил он однажды дворец. (26)И думает: кого бы в нём поселить?

(27)Я начинал ещё больше елозить, только от удовольствия.

(28) — Ну-ка, тихо! — говорила мама.

(29)— Ну вот, построил он дворец и думает: дай-ка я в нём поселю самого послушного мальчика, который кашу хорошо ест, маме помогает и долго играет один.

(30) …Постепенно становилось темно. (31)Мне очень хотелось, чтобы мама подольше не зажигала свет. (32)Так было лучше — лежать в темноте и слушать сказку.

(33)— Да, — говорила мама. (34)— Искал-искал он такого мальчика, но никак найти не мог. (35)И тогда…

(36)Мама задумывалась.

(37) Я тихонько подталкивал её в бок.

(38) — Чего толкаешься? — недовольно говорила она. (39)— Я сказку вспоминаю… (40)Знаешь что, давай я тебе лучше стихи почитаю.

(41) — Давай, — тихо соглашался я. (42)Мама редко рассказывала сказки до конца. (43)Обычно они у неё кончались в самом начале. (44)А я привык к этому и не обижался.

(45) Лучше всего у мамы получались песни. (46)Я слушал их затаив дыхание. (47)Она пела их спокойно, не то чтобы уж очень громко, но звучно.

(48)— Господи, ночь уже, а отца всё нет! — говорила мама, вставала и включала люстру.

(49)Далёкий мир исчезал. (50)Я зажмуривал глаза от яркого света. (51)Но и в близком мире мне жилось рядом с мамой совсем неплохо. (52) Я бежал следом за ней на кухню. (53) Тут было очень интересно. (54)Текла из крана шумная вода, мама резала капусту, крошила хлеб и размачивала его в воде, делала сразу котлеты и щи, крутила мясорубку и слушала радио.

(55)— Мам, а что вкуснее, щи или борщ? — спрашивал я.

(56)— Отстань, — говорила она.

(57) А я был счастлив. (58)Я мог вечно сидеть вот здесь, слушать последние известия, смотреть в окошко и глядеть, как мама работает. (59)— Мама, а спой ещё, — просил я.

(60)Мне очень хотелось, чтобы далёкий и близкий мир как-нибудь совместился. (61)И мама не ругала меня, она опять начинала петь!

(По Минаеву Б.) Минаев Борис – известный российский журналист и писатель.

6. Анализ содержания текста. Какие из высказываний соответствуют содержанию текста? Укажите номера ответов.

1) В детстве героя называли Папин Хвостик.

2) Герою нравилась его мама.

3) Мама нечасто рассказывала сыну сказки до конца.

4) Мама очень хорошо пела.

5) Мама на кухне очень сердилась, когда герой просил спеть.


7.Анализ средств выразительности. Укажите варианты ответов, в которых средством выразительности речи является эпитет.

1) И несла легко самую тяжёлую сумку.

2) Это обидное прозвище возникло неслучайно.

3) Я слушал их затаив дыхание.

4) Это чудесное мамино свойство очень сильно меня поражало.

5) Я зажмуривал глаза от яркого света.


8. Лексический анализ. Найдите в предложениях 13-23 синоним к слову «елозить» (предложение 27). Напишите этот синоним.


9.3Напишите сочинение по прочитанному тексту.

Как Вы понимаете значение выражения ЛЮБОВЬ К РОДИТЕЛЯМ? Сформулируйте и прокомментируйте данное Вами определение. Напишите сочинение-рассуждение на тему «Как нужно относиться к родителям?», взяв в качестве тезиса данное Вами определение.
Аргументируя свой тезис, приведите два примера-аргумента, подтверждающих Ваши рассуждения: один пример-аргумент приведите из прочитанного текста, а второй – из Вашего жизненного опыта.
Объём сочинения должен составлять не менее 70 слов.



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!