СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Проблемные вопросы по истории России

Категория: История

Нажмите, чтобы узнать подробности

Представленный материал можно использовать для подготовки  уроков по истории России , содержит перечень проблемных вопросов по истории для реализации технологии проблемного обучения

Просмотр содержимого документа
«Проблемные вопросы по истории России»

Перечень проблемных вопросов по истории России 10 класс.

Темы уроков

Историческая проблема

1

Предыстория народов России

Чем обусловлены особенности исторического пути России?

2

Образование Древнерусского государства

«Откуда есть пошла русская земля?»

Возможно ли возникновение государства извне?

3

Киевская русь

1.Деятельность какого правителя Древней Руси наиболее полно соответствовала задачам государства?

2.Какие изменения произошли в Древнем государстве к 11в ? Что сохранилось как пережитки племенного строя?.

4

Расцвет Древнерусского государства

Что даёт основание историкам говорить о расцвете Древнерусского государства?.

5

Русь в начале удельного периода

1.Какие альтернативы политического развития проявились в период раздробленности?

6

Русь и Орда

1.Как повлияло ордынское владычество на развитие Руси

7

Возвышение Москвы

Какие факторы обусловили превращение Московского княжества в центр объединения и централизации русских земель?

8

Создание Державы

В чём заключалась особенность процесса формирования территории единого государства при Иване III и Василии III?

Происходило «забирание» или «собирание» земель?

9

Иван III-«государь всея Руси»

Докажите, что в 15 веке образовалось единое централизованное государство?.

10

Политическая борьба в царствовании Ивана 1Х

Какое влияние на процесс централизации оказало «боярское правление», правление Е.Глинской, реформы «Избранной рады»?

11

Ливонская война и опричнина

1.Согласны ли вы с мнением историка В.Б.Кобрина: «Путь централизации через опричнину, по которому повёл страну Иван Грозный, был гибельным, разорительным для страны….»

2.Какие альтернативы развития страны существовали? Какая модель развития и почему взяла верх?

12

Россия в конце 16 в

Особенности и последствия развития России в конце16в.

13

Смутное время в московском государстве

Кто спас Россию в Смутное время?

Какова роль Смутного времени в истории России?

14

Внутренняя политика первых Романовых

Что дало основание историкам относить становление абсолютизма к 17 веку?

15

Внешняя политика России в 17 в

1.Сравние международное положение России в начале и в конце 17 в.Какие можно сделать выводы?

2.Что позволило России перейти от этапа улаживания отношений с соседними государствами к этапу активной внешней политики?

3.Была ли эффективной внешняя политика России в этот период?

16

Социальные конфликты

1.Почему современники назвали 17 в «бунташным»?

2.Какую роль играли народные выступления в истории России; как они влияли на законодательство и политику государства?

17

Культура и быт в 17 в

1.Почему 17 в – последний век древнерусской культуры?

2.Какие изменения произошли в культуре 17 в. по сравнению с предшествующим периодом?

18

Повторительно-обобщающий урок

1.Историк В.О.Ключевский полагал, что 17 в занимает особое место в истории России. Почему он так считал?

2.Какие новые явления можно отметить в политической, экономической, социальной, духовной сферах жизни России в 17 в?.

19

Предпосылки преобразований

Историк С.М.Соловьёв сказал: «Народ собрался в дорогу; ждали вождя; вождь появился». В чём же выражалась готовность страны «отправиться в дорогу»?

20

Начало правления Петра 1

1.Почему результаты борьбы за власть имели исключительно важное значение в истории России?

2.Почему А.С.Пушкин сказал: «Начало славных дел Петра мрачили мятежи и казни»?

21

Внешняя политика Петра 1

Что преобладает во внешней политике Петра1- преемственность или новаторство?

Какое значение для будущего России имел внешнеполитический курс Петра1?

22

Реформы Петра1?

До какой степени вы согласны с высказыванием В.О.Ключевского: «реформа, как она была исполнена Петром, была его личным делом, делом беспримерно насильственным, и, однако, непроизвольным и необходимым»?

23

Россия после Петра1

Как влияла на развитие России борьба за власть в эпоху дворцовых переворотов?

24

«Просвещённый абсолютизм» Екатерины 11

1.В чём сходство и различие внутриполитического курса двух Великих Петра1 и Екатерины II?

2.Воцарение Екатерины II большинством современников расценивалось как благо для России, спасение страны от бед и зол. Согласны ли вы с такой точкой зрения?

25

Внешняя политика России в 17 в

1.В чём проявилась преемственность внешнеполитического курса при преемниках Петра1?

2.Имперская политика – это зло или благо для России?

26

Правление Павла1

Почему Павел1 остался в исторической памяти как деспотичный и взбалмошный правитель? Соответствуют ли реальности эти представления о личности императора?

27

Основные черты социально-экономического развития России 1725-1800г

Как соотносились модернизация и традиционализм в экономике России в этот период.?

28

Массовое движение и зарождение общественного движения в России 17 в

1.Современники говорили о пугачёвщине как о «трагедии, с которой одна часть населения связывала несбыточные надежды, другим же были уготованы безмерные страдания». Согласны ли вы с такой оценкой?

2.Как вы считаете, Е.Пугачёв – народный герой или государственный преступник?

29

Русская культура 18в

Существуют различные мнения о соотношении самобытности и заимствования в послепетровской русской культуре 18 в. До какой степени была самобытной русская культура этого периода?

30

Внутренняя политика Александра1 и Николая1

1.Что дало основание А.С. Пушкину сказать: «Дней Александровых прекрасное начало»?

2.Почему М.М.Сперанский сказал:

«Император слишком слаб, чтобы управлять, и слишком силён. Чтобы быть управляемым»

3.Что помешало Николаю1,который осознавал главные проблемы развития России, разрешить их?

31

Внешняя политика России в 1801 – 1855г

1.Отечественная война 1812г: мифы и факты.

2.Уместно ли сравнивать Крымскую войну и Русско-турецкую?

3.Почему успехи во внешней политике сменились поражениями?

32

Общественное движение в России в перв.пол.19 в

1.Почему Александр1 не смог использовать реформаторский потенциал прогрессивных настроений офицерства?

2.Какие направления общественной мысли развивались в Николаевской России?

33

Социально-экономическое развитие империи в перв.пол. 19 в

Когда и почему крепостничество превращается в тормоз развития российской экономики?

34

Русская культура перв.пол.19 в

Какие изменения происходит в развитии культуры в первой половине 19 в?

35

Внутренняя политика Александра11 и Александра111..

Согласны ли вы с высказыванием: «Александр III повёл русский государственный корабль иным курсом, чем его отец» С.Ольденбург.

36-37

Великие реформы. Их значение и судьба

1.Насколько соответствовали реформы принципам модернизованного государства?

2.Урок – суд над реформами.

3.В чём двойственность реформ? Как эта двойственность сказывалась на дальнейшем развитии страны?

38

Внешняя политика России в 1860 – 1880г

Как и почему меняется место и роль России в международных отношениях? К чему стремилось государство и каких результатов достигло?

39

Общественное движение в России в 1860 – 1880-е г.

Какие слои населения и организации проявляли в сер.50-х г.-80-х г. наибольшую социально-политическую активность и почему?

40

Социально-экономическое развитие пореформенной России

1.Как соотносятся модернизация и традиционализм в экономике России?

2.Как повлияли реформы на экономику России?

41

Русская культура во 2 пол.19 в

Выделите общее и особенное в развитии культуры первой и второй половины 19 в.

42

Повтор – обобщ.урок

Какие критерии характеризуют модернизацию в России?






















Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!