СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Проблема воспитания и образования в комедии Д.И.Фонвизина «Недоросль»

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цель и задачи: - создание условий для осмысления проблемы воспитания и образования героев произведения, расширения их кругозора, их жизненного опыта; - помочь учащимся увидеть позицию автора в художественном тексте, раскрыть содержание логических и литературоведческих понятий; - содействовать развитию ряда важных психологических характеристик личности учащихся: склонностей к сравнению, сопоставлению событий литературного произведения и своего собственного жизненного опыта; способностей к абстрагированию, выдвижению гипотез, выделению противоречий и формулированию проблем; - воспитывать у учащихся стремление к образованию и самовоспитанию. Тип урока: комбинированный урок с использованием мультимедийной презентации Технология: развитие критического мышления (диалоговое обучение) Формы работы на уроке: работа в группах, в парах, индивидуальная Оборудование: мультимедийная презентация, записи на доске, раздаточный материал, словари, текст комедии, эпиграф:

Просмотр содержимого документа
«Проблема воспитания и образования в комедии Д.И.Фонвизина «Недоросль»»

Государственное учреждение образования

“Гурновщинский учебно-педагогический комплекс

детский сад - базовая школа Клецкого района”













Урок русской литературы

в 9 классе


Тема: Проблема воспитания и образования в комедии Д.И.Фонвизина “Недоросль”

(с использованием мультимедийной презентации)








Подготовила:

учитель русского

языка и литературы

Хавнская Н.В.










2016

План-конспект урока русской литературы в 9 классе

_______________________

Тема: Проблема воспитания и образования в комедии Д.И.Фонвизина «Недоросль»

Цель и задачи:

- создание условий для осмысления проблемы воспитания и образования героев произведения, расширения их кругозора, их жизненного опыта;

- помочь учащимся увидеть позицию автора в художественном тексте, раскрыть содержание логических и литературоведческих понятий;

- содействовать развитию ряда важных психологических характеристик личности учащихся: склонностей к сравнению, сопоставлению событий литературного произведения и своего собственного жизненного опыта; способностей к абстрагированию, выдвижению гипотез, выделению противоречий и формулированию проблем;

- воспитывать у учащихся стремление к образованию и самовоспитанию.

Тип урока: комбинированный урок с использованием мультимедийной презентации

Технология: развитие критического мышления (диалоговое обучение)

Формы работы на уроке: работа в группах, в парах, индивидуальная

Оборудование: мультимедийная презентация, записи на доске, раздаточный материал, словари, текст комедии, эпиграф:

Вот злонравия достойные плоды!

Д.И.Фонвизин


Воспитание начинается с колыбели.

В.А.Жуковский


Оно (воспитание) и должно быть

залогом благосостояния государства.

Д.И.Фонвизин

Ход урока

1. Организационный момент. Введение

- Рада приветствовать сегодня на уроке тех, кто готов рассуждать и анализировать; тех, кто немножко волнуется; тех, кто подготовил дома задание пятого уровня; тех, кто небезразличен к проблемам других. Я надеюсь, что на уроке вы будете, как и прежде, работоспособны и креативны.

2. Мотивация учебной деятельности

Презентация «Недоросль» Фонвизина в театре».

- Узнали, что это за произведение? (ответы учащихся)

- Правильно. Это комедия Д.И.Фонвизина «Недоросль».

- Сценическая жизнь комедии началась с 1782 года, когда впервые была поставлена актерами придворного театра. И до сих пор пьеса не сходит со сцены и пользуется большой популярностью.

- Вы видите на слайдах сцены из спектакля Малого театра Г.Москвы. Каждый актер считает большой честью для себя сыграть в этом бессмертном творении Фонвизина.

- Как вы думаете, почему же пьеса, которая не сходит со сцены вот уже более 200 лет, до сих пор привлекает внимание современного зрителя и читателя?

- Задумались? Обратите внимание на эпиграфы, там вы найдёте подсказку! (ответы учащихся)

(В ней освещаются проблемы, актуальные и сегодня: воспитание, образование, проблемы отцов и детей).

3. Этап целеполагания

- Правильно, ребята. А как вы думаете, почему я сейчас у вас это спрашиваю? Да, именно проблема воспитания станет сегодня темой нашего урока, а точнее: «Проблема воспитания и образования в комедии Д.И.Фонвизина «Недоросль».

- Передовой человек своего времени, Фонвизин был убеждён в безграничных возможностях просвещения, веря, что с его помощью удастся переустроить общество на началах разума и справедливости. Одним из главных средств осуществления этой программы он считал развитие знаний в дворянской среде в сочетании с воспитанием юношества в духе патриотического служения своей стране.

- Ребята, нам уже известна тема нашего разговора. Давайте сейчас сформулируем цели нашего урока. (Ответы учащихся).

- Давайте опять обратимся к одному из наших эпиграфов «Вот злонравия достойные плоды!».

- Как вы понимаете эти слова, и вспомните, кто их сказал?

(Злой нрав госпожи Простаковой привел ее к краху, а сына она превратила в морального колеку. Стародум)

- Итак, рассмотрим сегодня на уроке, какие же плоды воспитания и образования получила Простакова. И что к этому привело.

4. Актуализация опорных знаний. Проверка домашнего задания

- Проблема воспитания и образования – одна из центральных в пьесе. Но прежде чем мы выясним авторскую позицию, хотелось бы услышать ваше мнение, выяснить ваше отношение к этому вопросу.

- Как вы понимаете термины воспитание и образование? Дома вы работали с толковым словарем. Дайте толкование этим словам. (воспитание – целенаправленная подготовка молодого поколения к жизни в обществе; образование – обучение, просвещение. Совокупность знаний, полученных специальным обучением.)

1) В ходе беседы все ответы фиксируются в таблице (раздаточный материал).

Работа в парах


Определение понятия «образование»

Понятие «образованный человек»

Преимущества образования, образованного человека

Недостатки

образования, образованного человека

Взаимосвязь образования и воспитания








- Какого человека можно назвать образованным?

- Что даёт человеку образование?

- В чём недостатки образования?

- Взаимосвязаны ли образование и воспитание? Какое качество важнее для человека и почему? (Ответы учащихся)

2) На пятый уровень вам было предложено выписать из реплик героев комедии цитаты о воспитании и просвещении. Давайте зачитаем, что у вас получилось.

5. Системная актуализация знаний. Работа с текстом комедии

- По сюжету и названию – пьеса о том, как обучали молодого дворянина, «недоросля».

- Давайте вспомним, кого в 18 веке называли недорослем?

- Как вы думаете, ребята, каковы составные воспитания и образования? Что нужно, чтобы получить образование?

(записать на доске:

Семья

окружение (среда, общество)

школа (образование, учителя)

- Недаром В.Жуковский говорил, что «воспитание начинается с колыбели». Это наш второй эпиграф. Как вы понимаете эти слова?

- Мне хочется ещё добавить, что для того, чтобы получить образование, нужно желание учиться и хорошие учителя.

- Давайте сейчас и рассмотрим с вами, как учится Митрофан.

- Вспомните, как отвечает Митрофан на заботливые уговоры Еремеевны поучиться «хоть немножко». (Отвечает грубостью, бранью: «Не хочу учиться, а хочу жениться».)

- А каких успехов в учёбе добился Митрофан? Зачитайте из текста. (Цифиркин третий год бьётся с Митрофаном, но тот и «трёх перечесть не умеет». Успехи в грамоте таковы, что «по сесть час, кроме задов, новой строчки не разберёт».)

- Каково отношение к образованию, учению у Простаковой, Скотининых? (Рассказ Простаковой о своих родителях: «прокляну робёнка, который что-нибудь переймёт у басурманов…».

Стремясь произвести выгодное впечатление на Стародума, она так и говорит сыну: «Ты хоть для виду поучись, чтоб дошло до ушей его, как ты трудишься, Митрофанушка». Комментарии Простаковой преподают сынк начала собственной житейской мудрости. Она поддерживает грубость сына, находя её вполне естественной.

«Без наук люди живут и жили», «учёные – вздор». Она нанимает учителей, хотя особого смысла в занятиях науками не видит.)

- Сейчас давайте посмотрим, какие учителя учат Митрофана.

- Дома вы готовили сообщения об образах учителей. Послушаем.

1) Цифиркин, помимо «значащей» фамилии и солдатской манеры разговаривать, наделён и достаточно реальной биографией, и её живыми человеческими чертами. Этот отставной служивый держится с достоинством, бескорыстен, трудолюбив. «Праздно жить не люблю», - говорит он Милону, а в конце комедии отказывается взять деньги за учение Митрофана: «Не за что. Я государю служил 20 лет. За службу деньги брал, по-пустому не брал и не возьму».

2) Смешон со своим церковнославянским жаргоном Кутейкин, причисляющий себя к «учёным» на том основании, что учился в семинарии, откуда испросил увольнения, «убоялся бездны премудрости».

3) Вральман не просто плут и невежда, разыгрывающий роль учёного мужа. В глазах Простаковых главное достоинство Вральмана в том, что он немец. Вральман советует Митрофану не связываться с умными людьми, а придерживаться своей «компании».

Вывод: Образы учителей в пьесе выглядят карикатурно. Их фамилии говорят сами за себя.

- Каково отношение Митрофана к учителям? (Грубое, даже хамское, обучение не может быть успешным, так как нет уважения к учителям.)

- Что получилось в результате такого обучения, мы видим в сцене экзамена Митрофана. Давайте зачитаем по ролям.

Выразительное чтение сцены в лицах (действие 4, явл. 8).

- Только ли смех вызывает эта сцена? Какие ещё чувства? Почему?

- Мы не случайно выбрали эту сцену, хотя она не имеет прямого отношения к развитию сюжета. Она даёт представление о жизни помещичьей, об уровне её запросов, отношении к образованию.

- Но учителя такого типа были явлением не исключительным, а весьма распространённым в дворянских семьях той эпохи.

- Я просила вас вспомнить произведение, в котором также рассказывается об образовании дворянства. Это произведение изучается в 7 классе. Кто справился? Давайте вспомним эпизод из повести А.С.Пушкина «Капитанская дочка», где герой произведения Пётр Гринёв рассказывает о своём гувернёре французе Бопре, о том, как проходило «обучение» дворянского недоросля. (ответы учащихся).

- Почему же при одинаковом образовании вырастают разные люди – Митрофан и Пётр Гринёв? (Различие в воспитании, воздействие родителей на формирование нравственных качеств молодого человека, личный пример отца).

Вывод: различное воспитание.

- А какое воспитание получил Митрофан?

- Как он относится к матери, отцу, другим людям? (ученики пересказывают наиболее яркие сцены воспитания Митрофана матерью, эпизоды, в которых раскрывается отношение недоросля к родителям, слугам, родственникам и другим людям).

Приём «Хорошо – плохо».

- Материнская любовь – чувство естественное, природой заложено любить и заботиться о ребёнке. Подберите определения, эпитеты к этому понятию. Какие ассоциации вызывает у вас это выражение – «материнская любовь»? (ответы уащихся).

- Простакова тоже любит сына, любит неистово, слепо. Такая слепая материнская любовь – это хорошо или плохо?

Учащиеся в группах заполняют таблицу.



Хорошо


Плохо


заботится, чтобы сынок был сыт, обут,

одет;

беспокоится, не загружен ли он умственно;

заботится о будущем (выгодная женитьба), ни в чём не отказывает, исполняет все желания.


воспитала эгоизм, он вырос неблагодарным, не обременён ни умом, ни совестью;

ограничен в развитии, нет духовного воспитания;

невежество, необразованность;

не умеет и не хочет трудиться, приносить пользу обществу;

научился хитрить, приспосабливаться, использует людей, никого не уважает, даже свою мать, которая его так любит.


- Да, Простакова любит своего сына, заботится о его счастье, он сыт, обеспечен. Но чего нет в такой любви, в таком воспитании?

- Правильно ответить на этот вопрос вам поможет третий наш эпиграф, обратитесь к нему! (В любви и воспитании Простаковой нет заботы о том, каким человеком вырастет сын, мать не научила его трудиться, приносить пользу. Заботясь о его биологических потребностях, не понимает, что будущего у её сына нет. Не понимает, что воспитала ненужного для общества человека. В нём нет ничего от настоящего гражданина.)

6. Обобщение

- Давайте с вами сделаем вывод, где и в чём причина того, что Митрофанушка стал нравственным калекой?

Первая причина- в воспитании. Митрофана воспитывали в семье себе подобным, не воспитывали в нём потребности приносить пользу, трудиться, так как сами родители были воспитаны людьми невежественными, без принципов, без совести. Жили за счёт других. И Митрофанушка вырос таким же, дажё ещё хуже. Он никого не любит, даже свою мать, предаёт её. И вторая причина – он сам не хотел изменить себя, его всё устраивало. В нём нет ни одного качества гражданина.)

7. Подведение итогов. Рефлексия

- Давайте ещё раз обратимся к нашему третьему эпиграфу. Скажите, а можно ли что-нибудь изменить, чтобы Митрофанушка всё-таки исправился и стал настоящим гражданином своей страны?

Задание «Воспитайте» его. Сейчас напишите небольшой эпилог к произведению, где попробуйте дать свои советы Митрофану. (Учащиеся несколько минут работают самостоятельно, затем зачитывают свои рекомендации.)

8. Домашнее задание

- Дома я предлагаю вам продолжить работу по теме урока:

ІІІ – ІV уровень – найти и выписать из текста рекомендации Стародума по воспитании и образовании;

V уровень – Написать эссе на тему «Кто они – современные Митрофанушки».

9. Комментированное выставление оценок

10 Заключительное слово

- Вы сейчас являетесь девятиклассниками, и скоро вам предстоит выбрать свой дальнейший жизненный путь. Я надеюсь, что произведение Д.И.Фонвизина заставило вас задуматься, что каждый из нас должен быть достойным человеком и приносить пользу другим людям и своему государству.














































Самоанализ урока русской литературы

Тема: Проблема воспитания и образования в комедии Д.И.Фонвизина «Недоросль».

Задачи:

- помочь учащимся увидеть позицию автора в художественном тексте, раскрыть содержание логических и литературоведческих понятий;

- содействовать развитию ряда важных психологических характеристик личности учащихся: склонностей к сравнению, сопоставлению событий литературного произведения и своего собственного жизненного опыта; способностей к абстрагированию, выдвижению гипотез, выделению противоречий и формулированию проблем;

- воспитывать у учащихся стремление к образованию и самовоспитанию.

Тип урока: комбинированный урок с использованием презентации


Урок проводился в 9 классе. Средний балл класса по предмету – 8,3. На высоком уровне (9 баллов) – 3 учащихся, на достаточном 4, 3 из них имеют 8 баллов, 1 - 7 баллов.

Данный урок является вторым уроком по изучению творчества Д.И.Фонвизина, его комедии «Недоросль». Поэтому целью урока было создание условий для осмысления проблемы воспитания и образования героев произведения, расширения их кругозора, их жизненного опыта.

Для реализации данной цели я использовала:

- видеоматериалы театральной постановки произведения для мотивации учебной деятельности;

- мультимедийную презентацию с целью активизации внимания учащихся;

- работу в парах на этапе актуализации знаний для определения понятий «образование», «воспитание»;

- работу в группах на этапе системной актуализации знаний (для ответа на вопрос «Слепая материнская любовь – это хорошо или плохо?»);

- таблица 1 – для определения понятий «воспитание», «образование»;

- таблица 2 – для ответа на вопрос «Слепая материнская любовь – это хорошо или плохо?».

Учащимся были предложены опережающие задания:

- подготовить сообщения об образах учителей;

- вспомнить ранее изученные произведения, в которых раскрываются проблемы воспитания и образования;

- подготовить выразительное чтение отрывка по лицам.

На уроке соблюдены требования здоровьесбережения: проведена зрительная гимнастика, выполнены нормы использования мультимедийной презентации (до 25 минут), урок носил динамичный характер: все учащиеся активно работали. Считаю, что задачи урока реализованы. Оценки выставлены. Домашнее задание носит дифференцированный характер.




Образ и характеристика Вральмана в комедии "Недоросль" Фонвизина Адам Адамыч Вральман - немец, один из учителей Митрофанушки: "...Да где наш Адам Адамыч?.." Немец Вральман якобы обучает Митрофана французскому языку и другим наукам, но, скорее всего, он не владеет ни французским языком, ни другими предметами: "...По-французски и всем наукам обучает его немец Адам Адамыч..." Простаковы уважают Вральмана и хорошо ему платят. У Простаковых Вральман живет так же роскошно, как сами хозяева: "...Этому по триста рубликов на год. Сажаем за стол с собою. Белье его наши бабы моют. Куда надобно – лошадь. За столом стакан вина. На ночь сальная свеча, и парик направляет наш же Фомка даром..." Простаковы платят Вральману наперед в то время, как другим учителям они платят с опозданием: "...немца приняли и деньги по третям наперед ему платим..." Простаковы довольны Вральманом, потому что он балует Митрофанушку и не заставляет его учиться: "...Правду сказать, и мы им довольны, батюшка братец. Он ребенка не неволит..." Вральман ничему не учит Митрофанушку. Кроме того, он мешает другим учителям заниматься: "...Сам праздно хлеб ешь и другим ничего делать не даешь...." "...Лишь указку в персты, басурман в глаза. Ученичка по головке, а меня по шее..." (Кутейкин о Вральмане) "...Лишь он грифель в руки, а немец в двери..." (Цыфиркин о Вральмане) Кутейкин и Цыфиркин не любят Вральмана за его хитрость и вранье: "...чухонска сова..." (Цыфиркин о Вральмане) "...Филин треклятий! Что ты буркалами-то похлопываешь?.." (Кутейкин Вральману) Вральман - гордый, "нечестивый" (грешный) человек, по мнению Кутейкина: "...Уста твоя всегда глаголаша гордыню, нечестивый..." Вральман - отвратительный, безобразный человек, по мнению Цыфиркина: "...Эка образина!.." (Цыфиркин о Вральмане) Вральман - малообразованный, невежественный человек: "...невежды-родители платят еще и деньги невеждам-учителям?.." Вральман - лживый, недобрый человек. Он делает не свое дело и обманывает людей: "...А ты здесь в учителях? Вральман! Я думал, право, что ты человек добрый и не за свое не возьмешься..." (Стародум о Вральмане) Вральман признается, что работает учителем, чтобы не умереть с голоду: "...Не я первый, не я последний. Три месяца в Москве шатался без места, кучер нигде не надо. Пришлось мне либо с голоду умереть, либо учителем..." Когда-то Вральман был кучером Стародума, но он скрывает это от Простаковых. В конце пьесы Стародум снова берет Вральмана к себе на службу: "...Он три года у меня был кучером..." Даже такой нехороший человек, как Вральман, считает Простаковых животными ("лошадками"): "...Живучи с здешними господами, казалось мне, что я все с лошадками..." Критика об образе Вральмана в комедии "Недоросль" "... [Простакова] приглашает трех учителей, из которых одному, именно Вральману, платит 300 рублей и в знак особой милости сажает его за один с собой стол. Сей почтенный муж должен был учить Митрофанушку французскому языку и всяким наукам, в которых он был столь же силен, как и сама Простакова, но она судить об этом не могла, а открыла в нем одну лишь великую добродетель, - что он не нудил ее ненаглядного сына... Состав учителей ... таков, что не мог внушить ему уважения ни к науке, ни к ее представителям. Глубоко невежественный и недобросовестный Вральман, добросовестный, но малосведущий Цыфиркин, малодобросовестный и невежественный Кутейкин: вот печальные жрецы науки, призванные победить традиционное невежество и природную лень Митрофанушки. было бы необычайным чудом, если бы, при подобных условиях, он хотя чему-нибудь научился." (В. Н. Малинин, книга "Д. И. Фонвизин", под ред. В. И. Покровского, 1905 г.) "Кутейкин, Цыфиркин и Вральман забавные карикатуры; последний и слишком карикатурен, хотя, к сожалению, и не совсем несбыточное дело, что в старину немец кучер попал в учителя в дом Простаковых." (П. А. Вяземский "Фон-Визин", 1830 г.) Это был цитатный образ и характеристика Вральмана в комедии "Недоросль" Фонвизина: описание героя в цитатах.







Семинарист Кутейкин является одним из второстепенных персонажей в комедии "Недоросль". Фамилия и отчество героя - Сидорыч Кутейкин: "...Это, батюшка, Митрофанушкины учители, Сидорыч Кутейкин..." Кутейкин - один из учителей Митрофана. Он обучает его грамоте: "...Для грамоты ходит к нему дьячок от Покрова, Кутейкин..." "...Здесь появляются Кутейкин с Часословом*..." (*по Часослову тогда учились грамоте) Кутейкин - дьячок (церковнослужитель): "...дьячок от Покрова..." (*дьячок - церковнослужитель низшего разряда) "...Кутейкин, семинарист..." Кутейкин - малообразованный человек. Он бросил учебу в семинарии на первом же курсе: "...Из ученых, ваше высокородие! Семинарии здешния епархии. Ходил до риторики*, да, Богу изволившу, назад воротился..." (*риторика - первый курс в семинарии) "...убоялся бездны премудрости, просит от нея об увольнении..." Кутейкин уже три года обучает Митрофана грамоте, но уроки не дают никаких результатов: "...Так у нас одна кручина. Четвертый год мучу свой живот. По сесть час, кроме задов, новой строки не разберет; да и зады мямлит, прости Господи, без складу по складам, без толку по толкам..." Кутейкин - плохой, невежественный учитель. Он не способен ничему научить своего ученика: "...Ну, что для отечества может выйти из Митрофанушки, за которого невежды-родители платят еще и деньги невеждам-учителям?.." (Стародум) "...Я слышал об его учителях и вижу наперед, какому грамотею ему быть надобно, учася у Кутейкина..." Кутейкин не любит своего глупого и ленивого ученика Митрофана: "...Меня хоть теперь шелепами, лишь бы выю грешничу путем накостылять..." "...Зубы грешника сокрушу..." Кутейкин - расчетливый человек. Он помнит, сколько Простаковы должны ему за уроки с Митрофаном: "...Нет, милостивый господин, мой счетец зело не мал. За полгода за ученье, за обувь, что истаскал в три года, за простой, что сюда прибредешь, бывало, по-пустому, за…" Кутейкин - трусливый человек. Он боится выяснять отношения с госпожой Простаковой и предпочитает отступиться: "...Ото всего отступаюсь..." (Кутейкин отступается от своих денежных претензий к Простаковым) Критика об образе Кутейкина в комедии "Недоросль" "...комизм Кутейкина, весь построенный на пародировании библейских терминов и текстов, - неприятный и ненадежный комический прием, едва ли кого забавить способный. ...здесь Фонвизин не шутил ни над предками, ни над текстами, а только по-своему обличал людей, злоупотребляющих теми и другими." (В. О. Ключевский, книга "Д. И. Фонвизин", под ред. В. И. Покровского, 1905 г.) "Состав учителей ... таков, что не мог внушить ему уважения ни к науке, ни к ее представителям. ... малодобросовестный и невежественный Кутейкин: вот печальные жрецы науки, призванные победить традиционное невежество и природную лень Митрофанушки. было бы необычайным чудом, если бы, при подобных условиях, он хотя чему-нибудь научился."


















Образ и характеристика Цыфиркина в комедии "Недоросль" Фонвизина Отчество и фамилия героя - Пафнутьич Цифиркин: "...И Пафнутьич Цыфиркин..." Цыфиркин - учитель математики Митрофана. Они занимаются уже 2 года, но учеба не дает результатов: "...Вот и у их благородия с парнем третий год над ломаными бьемся, да что-то плохо клеятся; ну, и то правда, человек на человека не приходит..." "...Дал мне Бог ученичка, боярского сынка. Бьюсь с ним третий год: трех перечесть не умеет..." Цыфиркин - отставной сержант, прослуживший в армии более 20 лет: "...Я государю служил с лишком двадцать лет..." "...Арихметике учит его, батюшка, один отставной сержант, Цыфиркин..." (Простакова о нем) Цыфиркин служил когда-то в подчинении у офицера Милона: "...Ба! Это наш брат служивый! Откуда взялся, друг мой?.." Как настоящий солдат, Цыфиркин - сильный, крепкий мужчина с "железными лапами": "...Один десятерых уберу!.." (Цыфиркин о своей силе) "...Ой! ой! шелесны лапы!.." (у него "железные лапы") Цыфиркин - бедный человек: Милон: Чем же ты питаешься? Цыфиркин: Да кое-как, ваше благородие!.." Цыфиркин - добрый человек: "...Вот прямо добрый человек!.." "...Вот тебе, друг мой, за добрую душу..." Цыфиркин - неглупый человек. Он понимает, что Митрофан должен учить новый материал, а не только повторять старый: "...Всё зады, ваше благородие. Вить с задами-то век назади останесся..." Цыфиркин - честный, скромный, человек. Он никогда не берет того, чего не заслужил: "...Сам, не заслужа, век не потребую..." "...За службу деньги брал, по-пустому не бирал и не возьму..." Цыфиркин - невежественный, плохой учитель, который мало чему может научить Митрофана: "...Я слышал об его учителях и вижу наперед, какому грамотею ему быть надобно, учася у Кутейкина, и какому математику, учася у Цыфиркина..." "...невежды-родители платят еще и деньги невеждам-учителям?.." Цыфиркин немного разбирается в арифметике, но его никак нельзя назвать настоящим учителем: "...Малу толику арихметике маракую*..." (*мараковать - разбираться, соображать) Цыфиркин также работает в городе, где помогает неграмотным чиновникам поверять счета: "... так питаюсь в городе около приказных служителей у счетных дел. Не всякому открыл Господь науку: так кто сам не смыслит, меня нанимает то счетец поверить, то итоги подвести. Тем и питаюсь..." Цыфиркин - трудолюбивый человек. Он не любит праздно жить: "...праздно жить не люблю..." Цыфиркин - нерасчетливый, некорыстный человек. В этом он не похож на Кутейкина, другого учителя Митрофана: "...ты не походишь на Кутейкина..." Цыфиркин не любит своего ученика Митрофана за его лень и глупость: "...Я дал бы себе ухо отнести, лишь бы этого тунеядца прошколить по-солдатски..." Цыфиркин терпит унижения от Митрофана: "...Ну! Давай доску, гарнизонна крыса! Задавай, что писать..." В конце концов Цыфиркин отказывается брать деньги за уроки с Митрофаном, потому что занятия не дали результата: "...Не возьму ничего. Он ничего не перенял..." "...кабы ты, барин, что-нибудь у меня перенял..." Критика о об образе Цыфиркина в комедии "Недоросль" "Состав учителей ... таков, что не мог внушить ему уважения ни к науке, ни к ее представителям. Глубоко невежественный и недобросовестный Вральман, добросовестный, но малосведущий Цыфиркин, малодобросовестный и невежественный Кутейкин: вот печальные жрецы науки, призванные победить традиционное невежество и природную лень Митрофанушки. было бы необычайным чудом, если бы, при подобных условиях, он хотя чему-нибудь научился."













Цитаты из комедии "Недоросль" Фонвизина (афоризмы, крылатые выражения)

"...Не хочу учиться, хочу жениться..." (Митрофанушка)

"...Суженого конем не объедешь, душенька!.." (Скотинин, русская пословица)

"...Ты знаешь, как легко страстный человек огорчается и малейшим подозрением..." (Милон)

"...По пяти рублей на год да по пяти пощечин на день..." (Еремеевна о своей трудной жизни у Простаковых)

"...Прямое достоинство в человеке есть душа…" (Правдин)

"...Вить с задами-то век назади останесся..." (Цыфиркин о том, что нельзя вечно повторять пройденное, а нужно также учить и новый материал)

"...Как не быть довольну сердцу, когда спокойна совесть!.." (Софья)

"...Нельзя не любить правил добродетели. Они – способы к счастью..." (Софья)

"...Как наружность нас ослепляет!..." (Софья) "...повинную голову меч не сечет..." (госпожа Простакова, русская пословица)

"...Начинаются чины – перестает искренность..." (Стародум)

"...Тогда не знали еще заражать людей столько, чтоб всякий считал себя за многих. Зато нонче многие не стоят одного..." (Стародум)

"...имей сердце, имей душу, и будешь человек во всякое время. На все прочее мода: на умы мода, на знания мода, как на пряжки, на пуговицы..." (Стародум)

"... [без души] просвещеннейшая умница – жалкая тварь. Невежда без души – зверь. (Стародум)

"...чины нередко выпрашиваются, а истинное почтение необходимо заслуживается..."(Стародум)

"...гораздо честнее быть без вины обойдену, нежели без заслуг пожаловану..." (Стародум)

"...лучше вести жизнь у себя дома, нежели в чужой передней..." (Стародум)

"...для прихотей одного человека всей Сибири мало! Друг мой! Все состоит в воображении..." (Стародум)

"...Последуй природе, никогда не будешь беден. Последуй людским мнениям, никогда богат не будешь..." (Стародум)

"...Оставлять богатство детям? В голове нет. Умны будут – без него обойдутся; а глупому сыну не в помощь богатство..." (Стародум)

"...Видал я молодцов в золотых кафтанах, да с свинцовой головою..." (Стародум)

"...Наличные деньги – не наличные достоинства..." (Стародум)

"...Золотой болван – все болван..." (Стародум)

"...душевного почтения достоин только тот, кто в чинах не по деньгам, а в знати не по чинам..." (Стародум)

"...Дурное расположение людей, не достойных почтения, не должно быть огорчительно. Знай, что зла никогда не желают тем, кого презирают; а обыкновенно желают зла тем, кто имеет право презирать..." (Стародум)

"...Люди не одному богатству, не одной знатности завидуют: и добродетель также своих завистников имеет..." (Стародум)

"...совесть всегда, как друг, остерегает прежде, нежели как судья наказывает..." (Стародум)

"...не тот богат, который отсчитывает деньги, чтоб прятать их в сундук, а тот, который отсчитывает у себя лишнее, чтоб помочь тому, у кого нет нужного..." (Стародум)

"...без знатных дел знатное состояние ничто..." (Стародум)

"...Ум, коль он только что ум, самая безделица. С пребеглыми умами видим мы худых мужей, худых отцов, худых граждан. Прямую цену уму дает благонравие. Без него умный человек – чудовище. Оно неизмеримо выше всей беглости ума. Это легко понять всякому, кто хорошенько подумает..." (Стародум)

"...Умного человека легко извинить можно, если он какого-нибудь качества ума и не имеет. Честному человеку никак простить нельзя, ежели недостает в нем какого-нибудь качества сердца. Ему необходимо все иметь надобно. Достоинство сердца неразделимо. Честный человек должен быть совершенно честный человек..." (Стародум)

"...наглость в женщине есть вывеска порочного поведения..." (Стародум) "...добродетель все заменяет, а добродетели ничто заменить не может..." (Стародум) "...не имей ты к мужу своему любви, которая на дружбу походила б. Имей к нему дружбу, которая на любовь бы походила. Это будет гораздо прочнее. Тогда после двадцати лет женитьбы найдете в сердцах ваших прежнюю друг к другу привязанность..." (Стародум) "...Надобно,мой друг, чтоб муж твой повиновался рассудку, а ты мужу, и будете оба совершенно благополучны..." (Стародум) "...Таков человек, мой друг! Час на час не приходит..." (Стародум) "...В человеческом невежестве весьма утешительно считать все то за вздор, чего не знаешь..." (Стародум) "...Великий государь есть государь премудрый. Его дело показать людям прямое их благо. Слава премудрости его та, чтоб править людьми, потому что управляться с истуканами нет премудрости..." (Стародум) "...Льстец есть тварь, которая не только о других, ниже о себе хорошего мнения не имеет. Все его стремление к тому, чтоб сперва ослепить ум у человека, а потом делать из него, что ему надобно. Он ночной вор, который сперва свечу погасит, а потом красть станет..." (Стародум) "...я ждал бы, чтобы при всех науках не забывалась главная цель всех знаний человеческих, благонравие..." (Стародум) "...наука в развращенном человеке есть лютое оружие делать зло. Просвещение возвышает одну добродетельную душу..." (Стародум) "...Знаю, знаю, что человеку нельзя быть ангелом. Да и не надобно быть и чертом..." (Стародум)






Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!