СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Проблема, над которой я работаю « Теория поэтапного формирования умственных действий»

Категория: Математика

Нажмите, чтобы узнать подробности

В проблеме над которой я работаю говорится о том что начальная школа закладывает фундамент всего дальнейшего образования. Выпускник начальной школы должен уметь: читать, писать, считать, работать с учебником, знать таблицу умножения. Быть готовым решать задания от элементарного к сложному в зависимости от контингента.

Просмотр содержимого документа
«Проблема, над которой я работаю « Теория поэтапного формирования умственных действий»»

Проблема, над которой я работаю « Теория поэтапного формирования умственных действий»

« Ученье радость, а не долг. Учением можно заниматься с увлечением, а не по обязанности». Однако отсюда вовсе не следует, что учебную деятельность надо превращать в развлекательный процесс. Учение должно идти на достаточно высоком уровне сложности; это напряженный интеллектуальный труд, но, тем не менее, он должен быть психологически комфортным, т.е. соответствовать познавательным возможностям, склонностям, темпу обучения каждого конкретного ученика.
Начальная школа закладывает фундамент всего дальнейшего образования. Детям, не научившимся в начальной школе важным приемам учебной деятельности, трудно достичь высоких результатов в среднем звене.


Первый этап – создание мотивации обучаемого. Если мотивации нет, то формирование действий и входящих в них знаний едва ли осуществимо. В практике обучения хорошо известно, что если ученик не хочет учиться, то научить его нельзя! С целью создания положительной мотивации обычно используется проблемная ситуация, разрешение которой возможно с помощью того действия, к формированию которого намечено приступить.


Второй этап – составление предварительного представления о задании: – указание на образец, которому нужно следовать при выполнении задания (соответствующим образом разметить самый образец, т.е. разделить его на такие части, из которых он составляется в процессе воспроизведения); – формирование «ориентировочной основы действия» (деление действия на такие мелкие, элементарные операции, которые посильны учащемуся и опираются на усвоенные им ранее знания, умения и навыки). Таким образом достигается разумность действия.


Третий этап – выполнение реальных действий. При поэтапном усвоении сначала обязательно должно быть действие с материальными предметами. Этот исторический путь обучения отчасти воспроизводится и в школьном обучении: ребенок учится считать, оперируя предметами – палочками, яблоками, куклами. В более старшем возрасте вместо предметов человек начинает пользоваться их изображениями: это всякого рода схемы, диаграммы, чертежи, макеты и модели, просто записи. Они точно воспроизводят некоторые существенные для действия свойства и отношения вещей и допускают внешнее же действие с ними – их сопоставление, измерение, перемещение, изменение. Подлинное содержание действия становится ясно учащемуся лишь в результате развертывания действия и его обобщения. Развернуть действие – значит показать все его операции в их взаимной связи. Для этого я делю действие на операции такой величины, чтобы после моих разъяснений ученик мог самостоятельно проследить и повторить каждую из них. Так, например, изучая сложение, мы сначала формируем из предметов отдельные слагаемые, затем складываем (соединяем) их в одну общую группу и, наконец, пересчитываем ее по одному с начала и до конца. Обобщить действие – значит выделить из многообразных свойств его объекта именно те, которые нужны для выполнения этого действия. Обобщенность действия обеспечивает гибкость, приспособляемость к изменяющимся условиям деятельности. Обобщение идет успешнее всего, если оно проводится с самого начала обучения и на разнородном материале, пока ребенок еще не привык связывать действие с какими ни будь несущественными свойствами предметов, позднее это уже будет переучивание. Когда действие достаточно освоено, наступает очередь обратного процесса – некоторые операции действия начинают сокращаться.


Четвертый этап – проговаривание вслух описаний того реального действия, которое совершается. В результате отпадает необходимость использования ориентировочной основы действий. Освобождение от непосредственной опоры на предметы требует
в первую очередь опоры на речь, речевой отработки нового действия. Таким образом достигается сознательность действия. Громкоречевое действие – не только психологическая реальность, но и обязательный этап процесса обучения. Иначе говоря, ребенка следует этому специально учить, обращая особое внимание на недопустимость двух известных педагогам ошибок: преждевременного фиксирования речевой формулы, т.е. заучивания правил без умения пользоваться ими, и противоположной – неумения объяснить действие, практическое выполнение
которого, на первый взгляд, освоено учащимися.


Пятый этап – действие сопровождается проговариванием «про себя», т.е.
выполняется беззвучно и без прописывания. Приняв умственную форму, действие начинает сокращаться и автоматизироваться. С этого момента оно переходит на заключительный, шестой этап.


Шестой этап – полный отказ от речевого сопровождения, формирование умственного действия в свернутом виде во внутренней речи. На этом этапе действие быстро приобретает автоматическое течение, становится не доступным самонаблюдению. Теперь это уже акт мысли, где процесс скрыт, а сознанию открывается лишь его результат. Таким образом, на основе предметного действия в итоге процесса интериоризации происходит акт мышления, т.е. наступает освоенность действия.
Для учителя начальных классов важно знать, что поэтапное формирование новых действий, представлений и понятий происходит без предварительного заучивания нового материала (он усваивается путем непроизвольного запоминания в действии), без использования так называемых приемов проб и ошибок; новые знания и умения
усваиваются учениками гораздо легче. Поэтому считаю целесообразным применять технологию реализации теории поэтапного формирования умственных действий, начиная с 1го класса.


Вывод: на уроках математики учащиеся учатся работать с учебником: читать, выбирать важное, решать задания от элементарного к сложному в зависимости от контингента. Оформлять свои решения разными способами. В связи со сдачей ГИА обращаю особое внимание на запись ответа, повторение пройденного материала.



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!