СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Проблемы правовой социализации молодежи в современных условиях

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Проблемы правовой социализации молодежи в современных условиях»

Жерноклеева Дарья Васильевна

Ученица 10 класса

МБОУ СОШ №4 пос.Нижний Куранах


Руководитель – учитель истории

Мухина Лена Викторовна


ПРОБЛЕМЫ ПРАВОВОЙ СОЦИАЛИЗАЦИИ МОЛОДЕЖИ В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ

АННТОТАЦИЯ:

Правовое воспитание является основным средством формирования и повышения уровня правосознания и правовой культуры граждан, инструментом духовного воспитания личности в условиях построения правового государства в России. В данной статье анализируются компоненты, негативно влияющие на правовую социализацию молодежи в современных условиях. Выделяется 5 субъектов, которые являются причиной возникновения проблемы правового воспитания и варианты преодоления этой проблемы.

КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА:

Молодежь, социализация, правовая социализация, правовое воспитание, проблемы правового воспитания

Главную роль в формировании правового сознания и поведения личности, осуществляет процесс выработки у человека осознания своей социальной роли в обществе. Социализация – это освоение индивидом культуры общества (норм, идей, правил поведения, принципов и ценностей). Под правовой социализацией в науке понимается усвоение человеком правовых норм и принципов, регулирование собственного поведения на основе правовых установлений, она входит в общую систему социализации, но при этом имеет свои особенности. То, насколько молодые люди знают и понимают правовые нормы, зависит их отношение к правам другого человека и соблюдение юридических обязанностей. Правовое воспитание формирует правовой идеал жизни, социально-правовую адаптацию личности к законопослушному образу жизни[1]. В настоящее время возникает много дискуссионных вопросов по поводу причин, которые негативно влияют на правовую социализацию общества. В данной статье рассматриваются этапы формирования, процессы воспитания и выработки правового сознания.

Смирнов А. С. пишет о проблемах организационно-правового характера следующим образом:

- недостаточная информация о федеральных и региональных проектах и ​​программах социальной поддержки молодежи;

- отсутствие информации о федеральных и областных проектах и программах общественной работы с молодыми людьми;

- отсутствие эффективного механизма привлечения молодого поколения к созданию, обучению и реализации государственной молодежной политики;

- недостаточность полномочий органов по делам молодого поколения в системе исполнительной власти;

- отсутствие концепции диагностики и единого общественного наблюдения за состоянием молодежной области на федеральном уровне и в большинстве субъектов Российской Федерации[2].

Также, обобщая понятия других ученых, можно выделить следующее: установление у индивида мнения о базовых правовых нормах и определение им формы собственного правового поведения в обществе, происходит в семье, это первое «социальное окружение» ребенка. Дети в семье приобретают знания, нормы, ценности и модели поведения. Невыполнение семьей ряда функций, таких как коммуникативная, воспитательная, экономическая, духовно-психотерапевтическая, функция социального контроля и так далее, приводят к созданию неблагоприятной психической атмосферы, что в свою очередь, способствует формированию девиантного поведения подростков. На развитие личности с девиантным поведением значительную роль оказывает недостаток воспитания в семье: низкий уровень педагогической культуры, игнорирование интересов и потребностей подростка, грубое обращение, насилие – могут стать причиной появления отклоняющего поведения несовершеннолетнего и формированию у него проблем с психикой и здоровьем[3].

Стоит отметить, что на процесс правовой социализации также важную роль оказывают происходящие в обществе процессы: социально-экономические, мировоззренческие и идеологические кризисы. Данные процессы обладающие негативным характером оказывают наиболее сильное влияние на формирование взглядов молодежи, что впоследствии приводит к появлению криминальных наклонностей, асоциального и антигосударственного поведения.

Проблемой современной российской молодежи в настоящее время, является отсутствие благоприятных условий для реализации ее правовой социализации, а также и другие причины, однако основной причиной выделяют нестабильное экономическое положение государства. Нестабильное состояние государства, огласки множества случаев некорректного поведения сотрудников государственных органов, превышения ими своих полномочий, которые регулярно освещаются в СМИ, в целом приводят к отклонениям правового сознания общества, вследствие которого появляется недоверие к власти, закону и другим правовым постановлениям, что приводит к появлению таких опасных проблем, как правовой нигилизм. Правовой нигилизм - наиболее распространенное искажение правового сознания, сложное и неоднозначное явление правовой культуры. По мере развития общества правовой нигилизм часто принимает самые изощренные формы и представляет большую опасность для общественного правового сознания. Кризисное состояние экономики представляется одной из самых ярких причин изменения правого сознания общества, но для того, чтобы лучше разобраться в проблеме правового сознания молодежи, нужно условно разделить правовую социализацию на этапы:

  1. Первичный – промежуток жизни детей с 7 до 12 лет, в течение которого происходит развитие норм и ценностей правовой культуры. Проблема этого периода зависит от воспитания на уровне семьи.

  2. Переходный период – с 12 до 16 лет, который характеризуется острым действием физиологических изменений у подростка формирование его отношения к правовым ценностям, а также возникновение у него своего окружения.

  3. Этап стабилизации – с 16 до 30 лет. Заключается в завершении формирования правового сознания, от которого зависит дальнейшее правовое поведение личности[4].

Особое внимание стоит обратить на последние два этапа правовой адаптации, так как в этот период одним из главных факторов правового воспитания является образование, как основное общее, так и более высшие стадии. Правовая социализация учащихся обеспечивается путем правовой пропаганды в СМИ, преподавание правовых норм. Содержание правового воспитания состоит в том, чтобы познакомить студентов со структурой государства и права, законности, правах и свободах человека, развитие устойчивой ориентации на законопослушное поведение. Воспитание уважения к праву и законности, осознание социальной и юридической ответственности за свои действия – основа правового просвещения. Также сюда можно отнести всевозможные молодежные партии, которые вовлекают молодежь в сферу политики, тем самым повышая уровень правового самосознания и знаний в сфере деятельности государства. Категория людей, у которых наблюдается отсутствие формального образования, как показывают наблюдения, больше подвергается влиянию сложившегося девиантного поведения молодежи.

Следовательно, на основе увеличения проблем и недоверия государству со стороны общества, среди молодых людей развивается еще одно понятие - экстремизм. Подростково-молодежный экстремизм - тип поведения молодых людей, которое основано на принципе применения силы и враждебности по отношению к другим; подразумевает непримиримость к лицам, которые не согласны с данными идеями и точками зрения экстремистов (особенно к представителям конкретных молодежных движений). В законодательстве Российской федерации, а именно в Федеральном законе от 25.07.2002 № 114-ФЗ (ред. от 31.07.2020) «О противодействии экстремистской деятельности», основное понятие «экстремистская деятельность», раскрывается как:

  1. публичное оправдание терроризма и иная террористическая деятельность

  2. возбуждение социальной, расовой, национальной или религиозной розни

  3. пропаганда исключительности, превосходства либо неполноценности человека по признаку его социальной, расовой, национальной, религиозной или языковой принадлежности.

  4. пропаганда и публичное использование нацистской атрибутики или символики. Публичные призывы к осуществлению указанных деяний, организация и подготовка указанных деяний, а также финансирование указанных деяний либо иное содействие в их организации и др. [5].

Таким образом, правое сознание молодежи отражает ценности, свойственные правосознанию общества: в случае, если в обществе широко распространено массовое нежелание придерживаться правовым предписаниям, а также отрицание закона, в таком случае молодое поколение будет демонстрировать схожие ценностно-правовые установки.

Еще одно важное составляющее это СМИ – один из компонентов правовой социализации, важнейший проводник передачи правовых идей, благодаря которому формируются новые ожидания и интересы граждан, но он несет как положительный, так и негативный характер влияния на общество, в большей степени под влиянием находятся молодые люди. Влияние средств массовой информации приняло массовый и неоднозначный характер. Так, с одной стороны, благодаря СМИ люди могут просвещаться, компетентно участвовать в общественной жизни, заниматься саморазвитием. С другой стороны, СМИ вводит общество в «ложную» виртуальную реальность, замедляя психосоциальную эволюцию людей и поощряя несдержанность в их общественной активности. Также одним из компонентов правовой социализации является система институтов гражданского общества, в которую входят общественные организации, объединения и фонды. Воздействие на человека контркультурных общественных организаций (криминальных, экстремистских, авторитарно-религиозных, ультранационалистических и т. п.) носит стихийный характер и формирует у своих членов искаженное правосознание и асоциальные установки поведения[6].

Резюмируя все выше написанное, можно сделать вывод, что проблемы правовой социализации молодежи представлены в виде 5 субъектов:

  1. Слабо развитый институт семьи (как фактор, оказывающий главное влияние на формирование правовых взглядов молодежи на первоначальном этапе правовой социализации).

  2. Отсутствие поддержки государства с целью создания благоприятных условий существования человека в обществе.

  3. Подростково-молодежный экстремизм и правовой нигилизм, в частности, возникающий из-за затруднения в осуществлении правового воспитания и обучения молодого поколения в образовательных учреждениях.

  4. Обильное использование СМИ и его противоречивое влияние.

  5. Слабые институты гражданского общества (общественные организации, объединения и фонды)

Подводя итоги рассматриваемому вопросу, следует сделать несколько выводов. Для того чтобы предотвратить проблемы правовой социализации, следует установить взаимодействие государственной власти и общества. Во-первых, это: повышение уровня правового образования в образовательных учреждениях, повышение уровня благоприятных условий жизни человека, развитие систем материальных поддержек малоимущих семей, цензура СМИ, развитие социальных программ (телефон доверия, помощь родителям-одиночкам, и т.д.). Во-вторых, государство должно активно поддерживать развитие юридической культуры, а общество, в свою очередь, должно занимать активную гражданскую позицию по отношению к соблюдению законности и правопорядка.

Библиографический список

  1. Правовое воспитание молодежи как фактор социально-правовой социализации / Пенионжек Е.В. В cборнике статей по материалам Всероссийского круглого стола. Верховный суд РФ; Северо-Западный филиал ФГБОУВО «Российский государственный университет правосудия». 2016 //Издательство: Общество с ограниченной ответственностью Издательский дом «Петрополис» (Санкт-Петербург).

  2. Смирнов А. С. Государственная молодежная политика в современных условиях.// ЭКО.- 2014. — № 5. — С.23

  3. Актуальные проблемы правового образования несовершеннолетних и молодежи. Выпуск 3: сборник научных статей кафедры права / В. В. Виноградов, А. А. Ветрова, Т. Е. Кукина [и др.]. — Волгоград : Волгоградский государственный социально-педагогический университет, Волгоградский государственный аграрный университет, 2015. — 332 c.

  4. M. Никулина. Правовая культура несовершеннолетних лиц в Российской Федерации. Право. Адвокатура. Нотариат - Мирзоев Г.Б.2014

  5. Федеральный закон от 25.07.2002 № 114-ФЗ (ред. от 31.07.2020) «О противодействии экстремистской деятельности» [Электронный ресурс] // http://www.consultant.ru

  6. Хасанова, А. А. Правовая социализация как составляющая правовой жизни населения [Электронный ресурс] / А. А. Хасанова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2020. — № 20 (310). — С. 342-345. — URL: https://moluch.ru/archive/310/70025/ (дата обращения:10.11.2020).


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!