Работа посвящена одной из самых распространенных и обсуждаемых проблем – проблеме образования России на примере КГБ ПОУ «Комсомольский-на-Амуре колледж технологий и сервиса». Автор раскрывает цель и задачи исследования в работе, изучает подробно системы образования: находит сходства и различия между российской и английской системами образования, проводит анкетирование среди обучающихся и преподавателей колледжа, дает свое личное мнение: почему она выбрала именно КГБ ПОУ «Комсомольский-на-Амуре колледж технологий и сервиса». На основе результатов анкетирования даются выводы о проведенной работе и рекомендации.
Цель работы – привлечь изучение проблемы с определением своей специальности (профессии), значимой для дальнейшей жизни, ко вниманию обучающихся школ (9-11 классы) и студентов средних специальных образовательных учреждений.
Методы и приемы, использованные в работе: статистический и исследовательский при сравнении двух систем образования: российской и английской и создании диаграмм по анкетированию среди обучающихся и преподавателей КГБ ПОУ «Комсомольский-на-Амуре колледж технологий и сервиса».
Просмотр содержимого документа
«Проблемы образования России на примере Колледжа технологий и сервиса»
Министерство образования и науки Хабаровского края
КГБ ПОУ «Комсомольский-на-Амуре Колледж
Технологий и сервиса»
Научно-исследовательская работа на тему: «Проблемы образования в России на примере Колледжа технологий и сервиса»
Выполнила студентка
Группы 1231 КГБ ПОУ ККТиС
Чумакова Лада Михайловна.
Научный руководитель:
Безгин Сергей Владимирович
СОДЕРЖАНИЕ
1. Введение
- Актуальность темы
- Цель исследования
- Задачи исследования
2. Основная часть
- Характеристика системы образования в России
- Характеристика системы образования в Великобритании
- Сходства систем России и Великобритании
- Различия систем России и Великобритании
3. Анкетирование
4. Личное мнение о Колледже технологий и сервиса
5. Выводы о проделанной научно-исследовательской работе и рекомендации
Актуальность темы
- В настоящее время, в веке информационных технологий проблемы современного образования в Российской Федерации неизменно занимают в России одно из первых мест в общественном дискурсе и в целях повышения эффективности образования.
- С эволюцией человеческого общества происходит изменение всех форм жизнедеятельности. Особенно это касается и студентов нашего Колледжа технологий и сервиса. После 9 или 11 класса будущие абитуриенты задумываются и не всегда осознают, а правильную ли специальность (профессию) они выбрали, чтобы в дальнейшем работать или учиться в высших учебных заведениях.
- Наиболее заметные из проблем – переход к вариативной системе образования, диверсификация образовательных учреждений, появление рынка учебной литературы, легитимизация рынка образовательных услуг, информатизация системы образования, рост числа учебных заведений, сокращение объемов бюджетного финансирования учебных заведений.
Цель исследования
- Исследовать системы образования Российской Федерации и Великобритании, выявить сходства и различия, проанкетировать обучающихся и преподавателей КГБ ПОУ «Комсомольский-на-Амуре колледж технологий и сервиса».
- Создать буклет с рекомендации по образованию и выбором своей будущей специальности/профессии.
- Познакомить обучающихся с Федеральным законом Российской Федерации «Об образовании».
Задачи исследования
- Выявить, в чем схожесть и различие систем образования России и Великобритании?
- Проанкетировать обучающихся и преподавателей колледжа.
- Систематизировать и проанализировать результаты анкетирования.
- На основе литературы выявить количество тех, кто доволен программой преподаваемых дисциплин, а кто не очень?
- Дать рекомендации студентам в виде листовок.
Основная часть. Характеристика системы образования в России
- Система образования в Российской Федерации это комплекс обучающих программ, регламентированных государственными стандартами образования, и реализующих их образовательных сетей, состоящих из независимых друг от друга учреждений, подчиненных контролирующим и управляющим органам.
- Российская система образования - это мощная совокупность четырех сотрудничающих структур. Федеральные стандарты и образовательные требования, которые определяют информационную составляющую учебных программ. В стране реализуются два вида программ – общеобразовательные и специализированные, то есть профессиональные. Оба вида подразделяются на основные и дополнительные. К основным общеобразовательным программам относят:
- дошкольные;
- начальные;
- основные;
- средние (полные)
- Основные профессиональные программы подразделяются следующим образом:
- средние профессиональные;
- высшие профессиональные (бакалавриат, специалитет, магистратура);
- послевузовское профессиональное обучение.
- Современная система образования в России предполагает несколько форм обучения:
- в стенах аудиторий (очная, очно-заочная (вечерняя), заочная);
- внутрисемейное;
- самообразование;
- экстернат.
- Также допускается сочетание перечисленных учебных форм.
Характеристика системы образования в Великобритании
- Система образования в Великобритании опирается на собственные тысячелетние традиции воспитания подрастающего поколения и считается мировым эталоном обучения. Многие университеты и частные школы Соединенного Королевства известны своей богатой историей и качеством знаний выпускников.
- Современная английская система образования включает четыре этапа:
- Начальное образование от 5 до 11 лет.
- Среднее с 11 до 16 лет.
- Послешкольное с 16 до 18 лет.
- Высшее с 18 лет.
- В системе школьного образования в Великобритании существуют следующие виды учебных заведений:
- Единые школы, где обучение ведется по стандартной программе;
- Грамматические школы - их основная цель - подготовка к поступлению в вуз;
- Современные школы - ориентированы на получение практических знаний по разным профессиям.
- Перед тем как пойти в школу, ребенок обязан пройти курс дошкольной подготовки, во время которой особо не нагружают знаниями, а больше времени уделяют воспитанию и развивающим играм.
- В 5 лет детей зачисляют в начальную школу, где они учатся до 11-ти и проходят только три предмета - родной язык, основы математики и один по выбору. Уровень освоенных знаний проверяется на промежуточных экзаменах. С переходом в среднюю школу в программу добавляется курс точных наук и дополнительные предметы:
- история;
- география;
- основы религии и искусства;
- музыка;
- иностранный язык.
- По окончании школы среднего уровня в шестнадцатилетнем возрасте учащиеся сдают обязательный выпускной экзамен и получают диплом о среднем образовании, однако он не дает права поступать в высшие учебные заведения. Чтобы претендовать на зачисление в вузы Великобритании, необходимо иметь сертификат A-Level, который получают по окончании школ по подготовке к университетам - так называемых Six Form. Обучение в них длится два года, на протяжении этого периода глубоко изучаются 4-6 выбранных предметов. В конце сдается экзамен, который и дает право на получение высшего образования.
Сходства систем России и Великобритании
- В России, как и в Великобритании, сформирована система высшего образования.
- С введением ЕГЭ схема поступления в вузы в России стала ближе к британской.
Различия систем России и Великобритании
Система высшего образования в Англии полностью соответствует Европейской, а в России переход еще полностью не закончен.
Если в России получить высшее образование можно не только на платной основе, но и бесплатно, то в Англии – только на платной основе. Вместе с тем, если российские студенты должны вносить деньги в ходе учебного процесса, то в Англии лишь после получения диплома и трудоустройства на работу с минимальной заработной платой в размере 21 тысячи фунтов в год.
Большее распространение, чем в Англии, в России получили такие формы обучения, как заочная и вечерняя.
В России высшее образование предполагает прежде всего получение специальности, а в Англии получение ученой или докторской степени.
Анкетирование
- Был проведен опрос среди обучающихся групп: 721, 1221 и 1231, и преподавателей КГБ ПОУ «Комсомольский-на-Амуре колледж технологий и сервиса». В опросе участвовало 34 человека (30 студентов и 4 преподавателя).
- На 1-й вопрос «Довольны ли Вы выбранной Вами специальностью/профессией?» 40% обучающихся (12 человек) ответило «Да», 7% (2 человека) ответило «Нет», 53% (16 человек) ответило «50/50».
Анкетирование
- На 2-й вопрос «Устраивает ли Вас качество образования и преподаваемых дисциплин в КГБ ПОУ ККТиС?» 50% обучающихся (15 человек) ответило «Да», 13% (4 человека) ответило «Нет», 37% (11 человек) ответило «50/50».
Анкетирование
- На 3-й вопрос «Планируете ли Вы получать высшее образование после колледжа?» 54% обучающихся (15 человек) ответило «Да», 11% (3 человека) ответило «Нет», 21% (6 человек) ответило «50/50» и 14% (4 человека) затруднились ответить.
Анкетирование
- На 4-й вопрос «Планируете ли Вы работать по получаемой Вами специальности/профессии?» 43% обучающихся (13 человек) ответило «Да», 10% (3 человека) ответило «Нет», 37% (11 человек) ответило «50/50» и 10% (3 человека) затруднились ответить.
Анкетирование
- На 5-й вопрос «Планируете ли Вы получать второе образование в КГБ ПОУ ККТиС?» 87% обучающихся (26 человек) ответило «Нет», 10% (3 человека) ответило «50 на 50», 3% (1 человек) затруднилось ответить, и никто не планирует получать второе образование в колледже.
Анкетирование
- Был также проведен опрос среди 4-х преподавателей.
- На вопрос «Довольны ли Вы работой преподавателя в КГБ ПОУ ККТиС?» 75% преподавателей (3 человека) ответили «Да» и 25% (1 человек) ответило «50 на 50».
Анкетирование
- На вопрос «Устраивает ли Вас качество управления в КГБ ПОУ ККТиС» 75% преподавателей (3 человека) ответило «Да» и 25% (1 человек) ответило «Нет».
Анкетирование
- На вопрос «Планируете ли Вы в дальнейшем работать в КГБ ПОУ ККТиС?» 100% преподавателей (4 человека) ответило «Да».
Личное мнение о Колледже технологий и сервиса
- Я обучаюсь в КГБ ПОУ «Комсомольский-на-Амуре колледж технологий и сервиса» по специальности 38.02.05 «Товароведение и экспертиза качества потребительских товаров» с 2017 года.
- Почему я выбрала этот колледж? Потому что на базе знаний, которые дает колледж, легче поступить в университет.
- Никогда не забуду своих преподавателей, они мне дают все возможные знания, даже помогают в написании работ и предлагают поучаствовать в олимпиадах, конкурсах, фестивалях и мероприятиях, в большей степени я участвую в конкурсах самостоятельно или под руководством преподавателей.
- После получения образования товароведа-эксперта, я планирую пойти работать по специальности и учиться заочно в ФГБОУ ВПО «АмГПГУ» на преподавателя истории и обществознания, и потом вернуться в свой первый и любимый колледж, но только уже не учиться, а обучать студентов.
Выводы о проделанной научно-исследовательской работе и рекомендации
- В данной работе была рассмотрена проблема современного образования в России. Хочется сделать вывод, что нужен активный поиск современных социальных и педагогических технологий развития образования. Прежняя традиционная позиция — ожидание указаний сверху — вряд ли сегодня принесёт успех. Проблема состоит в изучении потребностей субъектов образовательного процесса и создании благоприятных условий для их удовлетворения.
- Проведено анкетирование, по результатам которого было установлено, что большинство обучающихся Комсомольского-на-Амуре колледжа технологий и сервиса не определились со своей будущей специальностью (профессией) и при поступлении не совсем понимали, какие испытания им предстоят во время обучения в колледже.
- Рекомендовано при поступлении помимо написания заявления выбирать индивидуальную программу обучения: т.е. выбрать определенные предметы, которые пригодятся для специальности (профессии).