СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Проблемы и перспективы развития спорта во внеурочной деятельности в современной сельской школе.

Категория: Физкультура

Нажмите, чтобы узнать подробности

Федеральная целевая программа «Развитие физической культуры и спорта в Российской Федерации на 2006–2015 годы» так определяет роль спорта в современном обществе: «…Роль спорта становится не только все более заметным социальным, но и политическим фактором в современном мире. Привлечение широких масс населения к занятиям физической культурой, состояние здоровья населения и успехи на международных состязаниях являются бесспорным оказательством жизнеспособности и духовной силы любой нации, а также ее военной и политической  мощи. Однако в последнее десятилетие из-за недостатка финансовых ресурсов и внимания со стороны государства этот некогда колоссальный потенциал во многом был утерян».

Просмотр содержимого документа
«Проблемы и перспективы развития спорта во внеурочной деятельности в современной сельской школе.»

Торопова Ольга Анатольевна, учитель физической культуры высшей категории МКОУ Заречной СОШ

Проблемы и перспективы развития спорта во внеурочной деятельности в современной сельской школе.





Федеральная целевая программа «Развитие физической культуры и спорта в Российской Федерации на 2006–2015 годы» так определяет роль спорта в современном обществе: «…Роль спорта становится не только все более заметным социальным, но и политическим фактором в современном мире. Привлечение широких масс населения к занятиям физической культурой, состояние здоровья населения и успехи на международных состязаниях являются бесспорным оказательством жизнеспособности и духовной силы любой нации, а также ее военной и политической мощи. Однако в последнее десятилетие из-за недостатка финансовых ресурсов и внимания со стороны государства этот некогда колоссальный потенциал во многом был утерян». Одним из основных программных мероприятий, связанных с развитием массового спорта является развитие физической культуры и спорта в образовательных учреждениях [2]. Из основных направлений модернизации системы физического воспитания, определенных в Стратегии развития физической культуры и спорта в Российской Федерации на период до 2020 года, являются [3]:

 модернизация физического воспитания и развитие спорта в образовательных учреждениях;

 совершенствование системы физкультурных и спортивных мероприятий для всех категорий обучающихся.

Целью моего исследования стала оценка состояния спортивной работы в сельских общеобразовательных организациях Заволжского муниципального района. В исследовании были поставлены следующие задачи:

1. Оценить состояние развития спорта в современной сельской школе.

2. Определить перспективные направления развития спортивной работы в сельской школе.

3.Провести анализ состояния материально-технической базы сельской школы



В последние годы в Заволжском муниципальном районе сформирована система спортивных мероприятий для обучающихся общеобразовательных организаций, основу которой составляют мероприятия, проводимые Департаментом спорта и туризма Ивановской области, Департаментом образования Ивановской области, отделом образования Заволжского муниципального района, отделом по вопросам культуры и спорта Заволжского муниципального района, МАУ ДЮСШ города Заволжска (см. табл.).

Период учебного года

Раздел программы по физической культуре

Школьный уровень

Муниципальный уровень

Региональный

уровень

сентябрь

Легкая атлетика

Кросс, легкая атлетика, прием нормативов ВФСК ГТО,


Кросс, легкая атлетика, прием нормативов ВФСК ГТО

Легкая атлетика

октябрь

Спортивные игры. стрельба

Проект «Мини-футбол в школу»

Олимпиада по ФК, прием

Проект «Мини-футбол в школу», стрельба

Стрельба

ноябрь

Гимнастика,

спортивные игры, настольный теннис.

Олимпиада по ФК, прием нормативов ВФСК ГТО

Олимпиада по ФК,

прием нормативов ВФСК ГТО

Настольный теннис

декабрь

Баскетбол, футбол

Проект «КЭС-баскет»

Проект «КЭС-баскет»

Проект «Мини-футбол в школу»

Проект «КЭС-баскет»

январь во

Лыжная подготовка

Лыжные гонки

Лыжные гонки

Проект «КЭС-баскет», олимпиада по ФК.

февраль

Лыжная подготовка,

волейбол

Волейбол. Зимний фестиваль ВФСКГТО

Волейбол, лыжные гонки

Лыжные гонки, зимний фестиваль ВФСКГТО

март

Волейбол, шахматы

Волейбол, шахматы.

Шахматы.

Волейбол

апрель

Баскетбол, прием нормативов ВФСК ГТО

Легкоатлетическое многоборье, президентские состязания

Легкоатлетическое многоборье, президентские состязания

Легкоатлетическое многоборье, президентские состязания

май

Легкая атлетика, русская лапта

Фестиваль ВФСК ГТО, русская лапта

Фестиваль ВФСК ГТО, легкоатлетическая эстафета

Летний фестиваль ВФСК ГТО



Все перечисленные спортивные мероприятия позволяют участвовать в них командам как городских, так и сельских школ, а в отдельных спортивных мероприятиях (эстафетные пробеги, «Шиповка юных», «Президентские состязания», «Президентские спортивные игры») сельские школьные команды выступают в отдельной группе, что существенно повышает возможности сельских команд успешно выступить и повысить мотивацию у школьников к участию в данных соревнованиях [1].

Еще одним позитивным моментом сформированной системы соревновательной деятельности является возможность сочетания ее с учебной и внеучебной работой по физическому воспитанию, проводимой в общеобразовательной школе [4]. То есть возможность планирования школьных соревнований по окончании соответствующего раздела программы по физическому воспитанию с дальнейшим участием школьных команд в районных и областных соревнованиях (см. табл.).

Параллельно с проведением спортивных соревнований в районе активно развивается творческое направление в спорте. Так, на сегодня стали популярными всероссийские конкурсы, проведение которых начинается со школьного и муниципального этапов и дает возможность

привлечь к спорту учащихся с невысокими спортивными достижениями:

 Всероссийская акция «Спорт – альтернатива пагубным привычкам»

 Всероссийский конкурс на лучшее общеобразовательное учреждение, развивающее физическую культуру и спорт,

Фестивали ВФСК ГТО(волонтерская деятельность)

Для анализа состояния спортивной деятельности в сельских школах мною было проведено исследование в 2015–2017 учебных годах в Заволжском муниципальном районе. На 1 сентября 2015 года в нашем районе насчитывалось 6 сельских общеобразовательных школ с общим количеством более 350 учащихся.

Показателями оценки состояния спортивной работы в сельской школе стали:

1. Количество школьных соревнований и число участников в них.

2. Количество спортивных секций и занимающихся в них.

3. Число соревнований районного уровня и участников в них.

4. Участие школьных команд в областных соревнованиях.

5. Уровень мотивации учащихся к занятиям физкультурой и спортом.

По первому показателю можно отметить, что количество школьных соревнований в сельских школах Заволжского района достаточно велико (1–3 соревнования в четверть). В течение учебного года соревнования проводятся для всех возрастных групп учащихся по3-5 видам спорта с охватом до 50–60% учащихся школы.

Количество спортивных секций также достаточно для сельских школ и составляет 3–5 секций по наиболее популярным видам спорта, которые традиционны для сельской местности (баскетбол, легкая атлетика, волейбол и др.), с охватом 20–50% учащихся школы. По третьему показателю можно отметить, что состояние удовлетворительное. Проводится значительное количество соревнований для сельских школьников – 7–8 в год. Участвуют в них от 10 до 35% учащихся школ. Существуют и проблемы:

 в соревнованиях для сельских школьников предполагается участие в основном только учащихся старших классов;

 нет четкого календаря соревнований на учебный год;

 организация соревнований оставляет желать лучшего (низкое качество судейства, отсутствие торжественности, отчетности и др.);

 соревнования всегда проводятся в районном центре, и учащихся некоторых школ не могут добраться к месту соревнований ввиду отсутствия транспорта, а также понятия командирования команд (все расходы за счет детей).

Четвертый показатель – участие в областных соревнованиях также немаловажен с точки зрения мотивации к занятиям спорта и показателя развития спорта в школе, но доступ к таким соревнованиям имеют преимущественно городские школы, т.е. система отбора учащихся сельских школ просто отсутствует.

Пятый показатель – мотивация к занятиям физкультурой и спортом показывает, что большинство (75–90%) учащихся имеет желание заниматься спортом. И основным мотивом здесь являются:

 В младших классах – желание участвовать в соревнованиях и побеждать.

 В средних классах – желание участвовать в соревнованиях, как школьных, так и за сборную школы, а также быть физически развитым, сдать нормативы ВФСК ГТО

 В старших классах – желание укрепить здоровье, быть физически развитым и быть лидером в классе, школе, сдать нормативы ВФСК ГТО для поступления в высшие учебные заведения

Наблюдается четкая тенденция к снижению мотивации к систематическим занятиям физической культурой и спортом к старшим классам (с 95% в младших до 58% в старших). Опрос учителей физкультуры, анализ нормативно-правовой документации показали, что развитие спорта в современной школе должно иметь системный характер и предполагать не только развитие спортивной базы школы и увеличение количества школьных секций, создание условий для реализации спортивных возможностей для детей различного возрастных групп по отдельным видам спорта. Примером тому могут служить общероссийские проекты «Мини-футбол в школу», «Школьная баскетбольная лига “КЭС-баскет”», создающие условия и возможности участия для команд, в том числе и сельских образовательных учреждений. Необходимо в дальнейшем развивать такие проекты и по другим видам спорта.

Следует учитывать также возможность финансирования спортивных команд для участия в соревнованиях районного и областного уровня, необходимо отдельно развивать систему соревнований для сельских школьников, так как они не всегда могут конкурировать с городскими школьниками и у них нет возможности реализации своих спортивных достижений на более высоком уровне.

Таким образом, состояние развития спорта в современной сельской школе можно назвать удовлетворительным. Учащиеся городских школ имеют лучшие условия в сравнении с сельскими школьниками для реализации своих спортивных возможностей.

Уровень мотивации учащихся сельских школ к занятиям спортом достаточно высокий, но имеет стойкую тенденцию к снижению от младших к старшим классам.









Литература

1. Оринчук А.Н. Проблемы и перспективы развития спорта в современной сельской школе // Сборник

материалов международной научно-практ. конф. «Молодые ученые – науке о физической культуре и спорте».

Череповец: Череповецкий государственный университет, 2012. С. 154–155.

2. Стратегия развития физической культуры и спорта в Российской Федерации на период до 2020 года

(текст).

3. Федеральная целевая программа «Развитие физической культуры и спорта в Российской Федерации

на 2006 – 2015 годы» (текст).

4. Чичикин В.Т. Организационно-методическое обеспечение физического воспитания учащихся в об-

щеобразовательном учреждении: методическое пособие. Н.Новгород: НИРО. 2010. 311 с.




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!