СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Проблемы ДОД города Мончегорска и пути их решения

Категория: Прочее

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данный материал расскажет о проблемах в системе допалнительного образования детей в городе Мончегорске и о возможных путях их решения.

Просмотр содержимого документа
«Проблемы ДОД города Мончегорска и пути их решения»


ПРОБЛЕМЫ СОВРЕМЕННОГО ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ И ПУТИ ИХ РЕШЕНИЯ


Дополнительное образование детей в нашем обществе сегодня – важная составляющая всей системы образования Российской Федерации. И не удивительно, ведь именно оно выступает важнейшим средством в воспитании многогранной личности, способствует развитию творческих способностей и ранней профессиональной ориентации.

Современное дополнительное образование востребовано как образование личностно значимое, абсолютно добровольное и общедоступное, не связанное с возрастным цензом обучающихся, с образовательными стандартами, с жестким режимом занятий. Это мотивированное образование за рамками основного образования, позволяющее человеку приобрести устойчивую потребность в познании и творчестве, максимально реализовать себя, самоопределиться предметно, социально, профессионально, личностно. Это «зона ближайшего развития» личности учащегося, свободный выбор направленностей которого всегда сопряжен с его желаниями и потребностями.

Среди особенностей дополнительного образования детей можно выделить:

  • личностно-деятельностный характер образовательного процесса, создание «ситуации успеха» для каждого ребёнка;

  • признание за ребенком права на пробу и ошибку в выборе, право на пересмотр возможностей в самоопределении;

  • применение таких средств определения результативности продвижения ребенка в границах избранной им дополнительной образовательной программы (вида деятельности, области знаний), которые помогли бы ему увидеть ступени собственного развития и стимулировали бы это развитие, не ущемляя достоинство личности ребенка.

Обладая мобильностью и гибкостью, дополнительное образование способно оперативно откликаться на постоянно изменяющиеся запросы общества, родителей и учащихся; создавать единое образовательное пространство с различными сферами образования, культуры и спорта.

Развитие системы дополнительного образования детей в РФ является одним из приоритетных направлений государственной политики в области образования. (Приняты соответствующие документы, реализуются правительственные программы и проекты)

С каждым годом роль дополнительного образования значительно возрастает, все большее количество родителей хотят, чтобы их дети занимались в различных объединениях по интересам. У молодого поколения (цифрового поколения) тоже существенно изменились требования к дополнительному образованию.

И в этой связи возникает целый ряд проблем. (Все они перечислены в Концепции развития дополнительного образования до 2030 года (распоряжение правительства РФ от 31.03.22г. № 678-р). В своем выступлении я рассмотрю следующие наиболее ощутимые по своей значимости проблемы дополнительного образования:

1. Кадровые.

В педагогических коллективах учреждений дополнительного образования, не секрет, высокий процент людей предпенсионного и пенсионного возраста, что в определенной мере, затрудняет переход на новый уровень обучения и воспитания. Система подготовки педагогов дополнительного образования нуждается в модернизации: требуется обновление учебных программ с учетом направления деятельности и специализации, индивидуальной работы с одаренными детьми, включением практической направленности и научно-методических изысканий, необходим пересмотр уже имеющихся подходов и стандартов.

Нехватка высокопрофессиональных кадров в системе дополнительного образования по некоторым направлениям. Например, во многих муниципалитетах западает, а порой и выпадает реализация программ технической направленности из-за отсутствия или нехватки педагогов данной направленности, в том числе педагогов-мужчин. Это в свою очередь вызывает проблему привлечение мальчиков в учреждения дополнительного образования.

2. Образовательные.

Отсутствие специализированной учебной литературы затрудняет работу педагогу дополнительного образования. Нередко ему самому приходится ориентироваться среди новых изданий, во многих из них отсутствуют грамотные методические разъяснения. Недостает программ дополнительного образования детей нового поколения, направленных на развитие инновационной деятельности, работу с детьми с ограниченными возможностями здоровья.

В последнее время на уровне многих образовательных учреждений так же наметилась тенденция к смешению (и более того к подмене) таких понятий как «дополнительное образование» и «внеурочная деятельность». Методисты и педагоги, в том числе учителя, должны понимать, что внеурочная деятельность входит составной частью в основные образовательные программы уровней школьного образования, а дополнительное образование имеет свою образовательную программу, которая не зависит ни от каких ФГОС, поэтому педагогические цели и задачи этих двух видов программ должны быть разные, а, следовательно, и пути их достижения не могут быть одни и те же.

3. Финансовые и правовые.

Потенциал системы дополнительного образования в настоящий момент используется не в полной мере, что связано и с устаревшей учебной и материально-технической базой учреждений, и с недостаточностью законодательной базы в части дополнительного образования детей, а также с остаточным принципом финансирования учреждений дополнительного образования детей из бюджетов всех уровней.

В нашем муниципалитете проблемы эти частично решаются, не так правда быстро и не в том объеме, как нам хотелось бы. Например, с 2020 года в Мончегорске на базе ЦРТДиЮ «Полярис» начал функционировать муниципальный опорный центр дополнительного образования детей, активно внедряется персонифицированное дополнительное образование.

Благодаря работе методистов центра «Полярис» любой педагог, желающий реализовывать образовательную программу дополнительного образования детей, может быстро и своевременно получить грамотную консультацию и помощь.

Центр развития творчества детей и юношества «Полярис» в настоящий момент реализует проект по созданию муниципального ресурсного центра развития туристско-краеведческой направленности в дополнительном образовании, целями и задачами которого являются:

  • создание условий для открытого и доступного, качественного дополнительного образования в области туристско-краеведческой деятельности;

  • совершенствование методической базы детско-юношеского туризма нашего муниципалитета;

  • повышение профессионального мастерства педагогических работников, осуществляющих туристско-краеведческую деятельность с детьми, в том числе и в условиях природной среды;

  • развитие информационного обеспечения деятельности детско-юношеского туризма и краеведения.

Но вот обновление или улучшение материальной базы у нас происходит в основном за счет проектной деятельности или реализации платных досуговых программ, что с одной стороны выглядит очень странно. Если значимость дополнительного образования так велика и важна для государства, и реализация программ ДОД предусматривает наличие определенной материальной базы, а финансирования со стороны государства, в том числе муниципалитета нет, то как можно решить проблему привлечения новых высококвалифицированных специалистов? Сейчас никто не будет учить «по пальцам». Первоначальный альтруизм у многих молодых педагогов очень быстро пропадает. Как шагать в ногу со временем, если на рабочем месте нет доступа к сети Интернет?

Я считаю, что учреждения системы дополнительного образования по оснащению и подготовке должны быть лучше, чем любая другая неспециализированная образовательная организация. Только тогда дополнительное образование сможет выйти на должный уровень.

В своем выступлении я затрону ещё одну проблему касающуюся нашего муниципалитета, да и не только. Это отсутствие полноценного сотрудничества и взаимопонимания между общим и дополнительным образованием, то есть попросту говоря между школами и центром «Полярис», так как он является единственным учреждением дополнительного образования детей в нашем городе. Многие учителя относятся пренебрежительно к дополнительному образованию, от слова «дополнительное». В свою очередь педагоги дополнительного образования сетуют на учителей за то, что детям очень много задают домашнего задания, детям приходится обращаться к репетиторам. И здесь бесспорно играет свою роль та же проблема, о которой я говорила выше – кадровая. Плюсом добавляется непомерная загруженность многих педагогов – «некогда вникать». Но сейчас каждый педагог, не зависимо от вида образования, от возраста и опыта работы, должен понимать, что в век стремительно развивающихся информационных технологий, научных открытий и достижений у нас уже на получится учить, преподавать, «размахивая каменным топором».

Современная школа должна научить подрастающее поколение изобретать, понимать и осваивать новое, быть способными выражать свои собственные мысли, уметь принимать решения и помогать друг другу, формулировать интересы и осознавать возможности. Вариативная часть основной образовательной программы школы в условиях реализации ФГОС на каждой ступени образования может быть значительно расширена и обеспечена за счет развития направлений взаимодействия и построения единых образовательных пространств совместной деятельности в рамках сетевого взаимодействия общего и дополнительного образования.

С другой стороны, опыт взаимодействия образовательных учреждений и учреждений дополнительного образования детей показал: для того чтобы дополнительное образование могло в полной мере реализовать заложенный в нем потенциал, необходима четкая и слаженная работа всей педагогической системы. Педагоги основного и дополнительного образования должны знать особенности работы друг друга, понимать специфику работы, сложности и преимущества. Только их взаимопомощь и совместные продуманные действия могут стать основой для создания целостного образовательного пространства.

Из всего вышесказанного мы можем сделать вывод: создание непрерывной образовательной среды, обеспечивающей вариативность образования и возможность выбора обучающимися индивидуальных образовательных маршрутов, возможно только в процессе интеграции общего, дополнительного и профессионального образования, соединения обязательного (стандарта) и желательного (социального заказа).

В заключении обращаюсь ко всему педагогическому сообществу: в стремительно меняющемся VUCA мире мы не можем предсказать, какие профессии будут нужны в будущем, какие профессиональные и прикладные навыки потребуются сегодняшним школьникам для построения успешной траектории своего развития. И поэтому перед нами на данный момент стоит одна, самая главная, самая важная задача – вырастить поколение, которое сохранит нашу планету во всем её многообразии, которое будет чтить историю и память о своем прошлом, о своих предках и которое, помахав нам рукой, смело шагнет в прекрасное будущее.


2



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!