СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Проблемы детской одарённости

Нажмите, чтобы узнать подробности

Сообщение- рассуждение о проблемах деткой одарённости

Просмотр содержимого документа
«Проблемы детской одарённости»

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение средняя общеобразовательная школа с. Верхний Ломов






Выступление

на межрегиональной

научно – практической конференции

«Истинное воспитание ребёнка –

в воспитании самих себя»


Тема выступления

«Проблемы

детской одарённости»






Подготовила: Дёмина И.А., учитель

математики

МБОУ СОШ с. Верхний Ломов









2012 г.



ПРОБЛЕМЫ ДЕТСКОЙ ОДАРЁННОСТИ

В школьном образовании, понимаемом как становление личности растущего человека, функция учителя быть только источником и транслятором готовых знаний, что имеет место в традиционной парадигме образования, перестаёт быть актуальной и преобладающей. Это связано с тем, что система школьного образования стала всё более терять свою монопольную ценность для учащихся в удовлетворении стремления к самореализации и информационных, жизненно – ориентированных потребностей. На более полное удовлетворение, преобразование или адекватною замену данных потребностей другими направлена гуманизация образования.

Учитель, принявший идеи гуманистически–ориентированной педагогики, должен быть готовым к преобразованию человека через организацию педагогического взаимодействия, к гуманистически–ориентированной работе.

Наверное, ничто не кажется более захватывающим, чем ответ на вопрос: почему одни люди более творческие, чем другие. Видимо, такой ответ – дело будущего, причём не ближайшего. Но кое–что нам известно уже сейчас.

Очевидно, что демократическая, свободная атмосфера в семье и обществе способствует проявлению творческих возможностей. Полезно предоставление ребёнку выбора, возможности самому применять решения в разнообразных ситуациях.

Очень может быть, что сама дифференциация одарённости на творческую и интеллектуальную в большей мере определяется природными особенностями, чем воспитанием. Последнее даёт (или не даёт) возможность лишь не угаснуть этим возможностям, в достаточной мере проявиться. Ведь даже в самых демократических странах с весьма демократической системой обучения и воспитания тем не менее, по данным американского психолога П. Торранса, подлинно творческих людей не более 2-5 % .

Как бы там ни было, наблюдения показывают, что и творческие, и интеллектуальные типы одарённости проявляются очень рано.

Вопрос о природе и развитии творческой и интеллектуальной одарённости ещё не только не изучен сколько–нибудь достаточно , но с нашей точки зрения, всерьёз даже и не поставлен. Понимание одарённости как только интеллектуальной характеристики не соответствует подлинному представлению о высоком развитии возможностей человека. Одарён, необычно развит не сам по себе ум человека, одарена его личность. Человек, наделённый развитыми способностями- другой и по характеру, и по восприятию мира. Он по- другому строит отношения с окружающими, по-другому трудится.

Целостный подход к одарённому человеку, прежде всего к ребёнку, как к личности необходим, чтобы суметь развить его способности, реализовать его дар. Более того, лишь понимание личностной непохожести одарённого ребёнка даёт реальную возможность понять его творческие и интеллектуальные возможности.

Чаще всего мы говорим об одарённости детей, если они опережают в своём развитии сверстников, необыкновенно легко усваивают человеческий опыт. Это действительно способные дети. Но есть и другая одарённость, гораздо более трудная и для учителей, и для родителей. Это одарённость нестандартным видением, нешаблонным мышлением. При этом способности к усвоению могут быть не такие уж выдающиеся, что мешает окружающим вовремя угадать этот дар.

Особенно трудно с такими детьми учителям. Видимо, сама профессия педагога противоречива по своей сути: ведь он учит своих учеников наиболее устоявшемуся в человеческом опыте и потому по необходимости консервативен. Добавим при этом, что при всех вариациях он всё же имеет дело каждый год с одним и тем же основным содержанием своего предмета. В такой ситуации тем более трудно не только заметить нестандартного ребёнка- трудно его оценить, примириться с не шаблонностью его восприятия, его деятельности. Ещё прибавим, что у творчески одарённого ребёнка, как правило, менее уживчивый характер, чем у «нормальных» детей, из-за чего у него нередки трудности в общении.

Есть разная одаренность – творческая и интеллектуальная. За этой разной одаренностью стоит разная личность. У творческого ребёнка она чаще всего менее удобная для общества, менее приятная для учителя, более хлопотная для родителей.

Но если общество действительно ценит творчество и творческую личность, то мы должны быть внимательны к творческому ребёнку, с большим пониманием относясь и к силе, и к слабости одаренного человека.

Да, человек – это прежде всего внутренний субъективный мир, бесконечно разнообразный и в то же время настолько свой, неповторимый, что он определяет особенности данного человека, его индивидуальность даже больше, чем его физические свойства, конституция, внешность, черты лица.

Одарённость – одна из основных составляющих внутреннего мира человека, его индивидуальность. Мир Пушкина, мир Шекспира, мир Достоевского – не просто своеобразный индивидуальный мир, это мир, освещённый особым светом, светом гениальности. С другой стороны, одарённость выступает в широте индивидуальности, в многообразии её проявлений. Индивидуальность выдающихся людей, как правило, характеризуется разнообразием проявлений одарённости.

Если личность- социальная характеристика человека, то индивидуальность – прежде всего – выражение его неповторимости, непохожести на других.

Индивидуальность, в частности, проявляется в особом, своеобразном для каждого человека стиле жизни и деятельности, который во многом определяет развитие его способностей.

Где найти силы для того, чтобы преодолеть инерцию устоявшегося костного стиля, на что опереться? Прежде всего источник сил надо искать в неиспользованных резервах собственной индивидуальности. Одарённость как бы вызревает в недрах индивидуальности. Последняя является той почвой, на которой и благодаря которой происходит становление таланта.

Своеобразны не только проявления одарённости, но и пути её становления. Всем известны такие факты: выдающийся учёный, слывший в школе лентяем и закоренелым «троечником»; талантливый, получивший все народное призвание артист, который в своё время не был принят в театральное училище как «малоспособный»; учительница, которая, по свидетельству многих сотен своих питомцев и их родителей, является Учителем с большой буквы, рассказывает, что после её первых пробных уроков в студенческую пору методист, руководивший педагогической практикой, сказал ей: «Девушка, у вас красивые косы, но учителем вы никогда не будете».

Известный психолог Г. Олпорт в книге по психологии личности, опубликованной более полувека назад, высказал очень важную мысль: одна и та же задача может быть решена различными способами. Разумеется, речь шла не о математической задаче, а о том, что разные люди могут решать свои жизненные задачи по-разному, в зависимости от особенностей своей индивидуальности и при этом добиваться успеха. Развитие одаренности существенно зависит от личностной направленности, от главной жизненной позиции. Конечно, направленность во многом обусловливает и индивидуальность человека. И тем не менее индивидуальность имеет своё особое качество. Многое в развитии одаренности зависит от того, насколько мы опираемся на своеобразие человека, его специфику, непохожесть на других людей, насколько мы сумеем найти в индивидуальности то «самое–самое», что в конечном счёте и будет определять успех.

Одно из насущных задач учителя в работе с одарёнными детьми–увидеть в каждом из них индивидуальность. При этом надо иметь в виду, что сама одарённость индивидуальна. В одних случаях она как яркий, рано распустившийся цветок: у всех на виду, вызывает удивление и восхищение. В других она скрыта, спрятана в «закоулках» внутреннего мира человека, придавлена, заслонена различными комплексами, переживаниями, особенности темперамента и характера.

Не затоптать едва проклюнувшийся росток одаренности, заметить его, отогреть, помочь ему раскрыться, не дать потускнеть ярко проявляющейся одаренности, помочь ребёнку освоить её, сделать её достоянием своей индивидуальности – вот двуединая задача педагога, такая сложная и такая благородная.

Одарённые дети должны стать предметом специального интереса науки – не только психологии и педагогики, это очевидно, но и генетики и эндокринологии (показано, что у одарённых детей другое соотношение мужских и женских гормонов, чем у «обыкновенных»)

Внимание к одаренному ребёнку не должно исчерпывать лишь периодом его обучения. Жизнь показывает, что значительные трудности одарённые люди испытывают и в периоде профессионального самоопределения, и в дальнейшем, в самом процессе творчества. В общем говоря, таланту нужна постоянная забота всего общества. Самое страшное для его развития и проявления – именно равнодушие.

И начинать, видимо, нужно с общей психологической грамотности.

Мы согласны, что нужны специальные школы для одарённых детей, специально подготовленные учителя, специальные учебники–нужно многое. Но прежде всего нужно признание самого факта, что они есть, что они другие–не только по своим интеллектуальным и творческим возможностям, но и по личностным особенностям.

И последнее. Одарённость–не только подарок судьбы для отмеченных ею, но ещё и испытание духа. Это, как сказал поэт, поручение от господа бога. И поэтому давайте будем терпеливы и бережны.








Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!