СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Проблемный урок на тему: "Смутное время" (2 урок)

Категория: История

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Проблемный урок на тему: "Смутное время" (2 урок)»

Проблемный Урок.

Учебная задача: Почему не смотря на развал всей политической системы, разрухе в экономике и начавшуюся интервенцию русский народ все таки нашел в себе силы на организацию ополчения?

Планирование урока.

1.Почему часть народа поддержала Лжедмитрия II и каковы причины его поражения?

  • личность Лжедмитрия II

  • состав поддержавших Лжедмитрия II

  • тушинский лагерь и военные действия

2. По каким причинам иностранные войска вмешались в события в России?

  • причины вмешательства

  • ход боевых действий

3.Семибоярщина

  • понятие «Семибоярщина»

4.Почему первое ополчение распалось, а второе смогло освободить Москву?

  • причины создания ополчения

  • ход боевых действий

  • причины распада первого ополчения

  • второе ополчение

  • личности руководителей ополчения К.Минина и Д.Пожарского

  • поход на Москву

5.Земский собор

  • претенденты на престол

  • почему Земский собор выбрал Михаила Романова?



Актуализация.

В ноябре 2004г. Госдума установила новый праздник 4 ноября – День народного единства. Что это за праздник?

Многие слои общества были недовольны правлением Василия Шуйского ,тому примером восстание Болотникова. Это означало что эпоха Смуты не прошла. Новая волна противостояния началась с появлением на Русской Земле Лжедмитрия II.



  1. Почему часть народа поддержала Лжедмитрия II

Ученики читают параграф из учебника.



Отвечают на вопросы:

1)каково происхождение Лжедмитрия II?

2)кто поддержал его и по каким причинам?

Тушинский лагерь и военные действия



2.По каким причинам иностранные войска вмешались в события в России?

Ученики читают текст параграфа

Отвечают на вопрос:

1) По каким причинам иностранные войска вмешались в события в России?

Работа с картой.

Ответь на вопрос.

1)через какие города прошла армия Сигизмунда III?

2)какие города заняла шведская армия?

Ход боевых действий

Записать.1608-1610-Осада Троицкого монастыря

Архимандрит монастыря Иосаф в послании к Сапеге поставил во главу угла не исполнение присяги царю Василию Шуйскому, а защиту православия и обязанность «верно служить государю, который на Москве будет». Копии этого послания в виде грамот широко распространялись по Руси , сыграв значительную роль в росте национального самосознания русского народа. Это было одним из первых воззаний к спасению Родины.



Семибоярщина

Записывают.Семибоярщина — принятое историками название переходного правительства из семи бояр летом 1610 года.

Ученики читают параграф

-почему так называлось?

-кто возглавил это правительство?

-что является наиболее важным в деятельность семибоярщины?



Почему первое ополчение распалось, а второе смогло освободить Москву?

Учитель: Ситуация приближалась к национальной катастрофе.
Понятие.Записывают. Национальная катастрофа-слом механизмов исторической преемственности и прерывание самой национальной культурной традиции.

Вопрос: В чем оно выражалось?Записывают ответ.

  • слабость царской власти (или фактическое бесцарствие)

  • гражданская война

  • польская и шведская интервенция



Карамзин так описывал этот момент истории: «Но кто мог узнать…Россию… Казалось, что россияне уже не имели отечества, ни души, ни Веры!».

Одним из первых кто «бил в набат» для спасения Отечества был патриарх Гермаген

В январе 1611 года патриарх Гермоген пишет нижегородцам: « Вы видите , как ваше отечество расхищается , как ругаются над святыми иконами и храмами , как проливают кровь невинную … Бедствий , подобных нашим бедствиям , нигде не было , ни в каких книгах не найдёте вы подобного ». Жители Москвы также писали нижегородцам: «Гибнет Москва, а Москва есть основание России; не забудьте, что пока крепок корень, то и дерево крепко.Пощадите нас, бедных душами и телами, к концу погибели пришедших, станьте с нами заодно против врагов креста Христова».

Выделите основные положения грамот:

-грабительство интервентов

-оскверняют храмы и иконы

-призыв идти на Москву

Ученики читают параграф.

Отвечают на вопросы:

1)каковы причины и цели толкнувшие народ организовывать ополчение?
2)где начало организовываться ополчение? Кто руководитель?

3)в каких городах также образовывались ополчения? Найдем их на карте.

Ученики читают параграф.

Отвечают на вопросы:

1)по какими причинам распалось первое ополчение? В чем состояли разногласия внутри ополчения?

Положение после поражения Первого ополчения усугубилось.


Новое ополчение стало собираться в Нижнем Новгороде. Под руководством Кузьмы Минина и князя Дмитрия Пожарского.

Воззвания Минина не сохранилось, но в истории осталась народная песня посвященная этому событию.

Как во старом-то было городе,

Во славном и богатом Нижнием,

Как уж жил тут поживал богатый мещанин,

Богатый мещанин, Кузьма Сухорукий сын.

Он собрал-то себе войско из удалых молодцов,

Из удалых молодцов, нижегородскиих купцов.

Собравши их, он речь им взговорил:

"Ох вы гой еси, товарищи, нижегородские купцы!

Оставляйте вы свои домы,

Покидайте ваших жен, детей,

Вы продайте все ваше злато-серебро,

Накупите себе вострых копьев,

Вострых копьев, булатных ножей,

Выбирайте себе из князей и бояр удалого молодца,

Удалого молодца - воеводушку,

Пойдем-ко мы сражатися

За матушку, за родную землю,

а родную землю, за славный город Москву.

К чему призывал Минин в своем воззвании?

-продавать или закладывать свое имущество

-закупаться оружием

-выбирать военачальника

-идти освобождать Москву

Работа с картой

Через какие города прошло второе ополчение, собирая добровольцев в ополчение?

Поход на Москву.

Записать.Ноябрь 1612-Освобождение Москвы от интервентов



Земский собор.

Записывают. Земский собор-1613

Претенденты:

1)Польский королевич Владислав, сын Сигизмунда III

2)Шведский королевич Карл Филипп, сын Карла IX

Среди представителей местной знати выделялись следующие фамилии. Как видно из приведённого списка, все они имели серьёзные недостатки в глазах избирателей.

3)Голицыны. Этот род происходил от Гедимина Литовского, однако отсутствие В. В. Голицына (он был в плену в Варшаве) лишало этот род сильных кандидатов.

4)Мстиславские и Куракины. Представители этих знатных русских родов подорвали свою репутацию сотрудничеством с властями Речи Посполитой (см. Семибоярщина)

5)Воротынские. По официальной версии наиболее влиятельный представитель этого рода, И. М. Воротынский подал самоотвод.

6)Годуновы и Шуйские. И те, и другие являлись родственниками ранее правивших монархов. Род Шуйских, кроме того, происходил от Рюрика. Однако родство со свергнутыми правителями таило в себе определённую опасность: взойдя на престол, избранники могли увлечься сведением политических счётов с оппонентами.

7)Дмитрий Пожарский и Дмитрий Трубецкой. Они, бесспорно, прославили свои имена во время штурма Москвы, но не отличались знатностью.

8)Кроме того, рассматривалась кандидатура Марины Мнишек и её сына от брака с Лжедмитрием II, прозванного «Ворёнком».

9)Михаил Романов.



Почему земский собор выбрал Михаила Романова?

1 версия.

«Не было тогда никого милее народу русскому, как род Романовых. Уж издавна он был в любви народной. Была добрая память о первой супруге Ивана Васильевича, Анастасии, которую народ за её добродетели почитал чуть ли не святою. Помнили и не забыли её доброго брата Никиту Романовича и соболезновали о его детях, которых Борис Годунов перемучил и перетомил. Уважали митрополита Филарета, бывшего боярина Фёдора Никитича, который находился в плену в Польше и казался русским истинным мучеником за правое дело»( Н. И. Костомаров)

-род Романовых любил народ

-Анастасия Романова любимая жена Ивана Грозного

-жертвы репрессий «незаконного царя» Бориса Годунова

-уважение к отцу Милаила, митрополиту Филарету

2 версия
«Выберем Мишу Романова! — не скрывая своих замыслов агитировал боярин Федор Шереметьев. — Он молод и будет нам поваден!» …Стремление иметь «повадного» неопытного монарха — вот цель, которую преследовали многоопытные и хитроумные московские политики, сторонники Михаила (А. Я. Дегтярёв)

-малолетний царь-удобный правитель, несамостоятелен.

3 версия

«Бояре тянули время на соборе, стремясь решить вопрос о царе „втаи“ от казаков и дожидаясь их выезда из Москвы. Но те не только не уезжали, но вели себя активней. Однажды, посоветовавшись „всем казацким воинством“, они послали до пятисот человек к крутицкому митрополиту. Насильно, выломав ворота, ворвались к нему во двор и „грубными словесами“ потребовали: „Дай нам, митрополит, царя государя на Россию, кому нам поклонитися и служити и у ково жалования просити, до чево на гладною смертию измирати!“» (Романовы, Исторические портерты, под ред. Е. В. Леоновой)

-вмешательство казаков, силой заставившие выбрать Михаила Романова


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!