СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Проблемные ситуации на уроках физики ,7-8 классы

Категория: Физика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Создание проблемных ситуаций на уроках физики ,7-8 кл.

Просмотр содержимого документа
«Проблемные ситуации на уроках физики ,7-8 классы»

Создание проблемных ситуаций по темам

7-9 классы

7 класс

Тема урока

Создание проблемной ситуации

Этап урока, на котором можно использовать проблемную ситуацию


«Первоначальные сведения о строении вещества»


Строение вещества. Молекулы.

Если к 50 см3 прибавить 50 см3 сколько получится? Опыт: Смешивание спирта и воды равного объема. Как такое возможно?

Первичное ознакомление с новым учебным материалом

Лабораторная работа «Определение размеров малых тел».

Предложите различные способы определения радиуса мяча и измерьте одним из них мяч дома.

Контроль и оценка результатов учебной работы

Диффузия в газах, жидкостях, твердых телах.

Предложите способ измерения скорости распространения диффузии в газах и жидкостях. Измерьте эту скорость.

Анализ и обобщение изученного материала

Взаимное притяжение и отталкивание молекул.

Фронтальный опыт. Капля воды соединяет две стеклянные пластинки так, что их трудно разделить, а два кусочка пластилина не соединяет. Почему?

Первичное ознакомление с новым учебным материалом

Три состояния вещества. Различие в молекулярном строении твердых тел, жидкостей и газов.

Почему, если открыть крышку чайника, пар выходит, а вода остаётся?

Первичное ознакомление с новым учебным материалом

«Взаимодействие тел»

Механическое движение.

Что меняется при переходе из одной системы отсчета в другую?


Овладение новым учебным материалом

Равномерное и неравномерное механическое движение

Рассмотрите движение 3 тел. Определите, к какому из них относится каждый график движения.


Овладение новым учебным материалом

Скорость. Единицы скорости

Построить график зависимости пути от времени собственного движения в школу.

Контроль и оценка результатов учебной работы

Явление инерции.

Древнегреческий учёный Аристотель писал: «Всё движущее необходимо бывает движимо чем-то», а итальянский учёный Галилео Галилей писал: «Когда тело движется по горизонтальной плоскости, не встречая никакого сопротивления движению, то… движение его является равномерным и продолжалось бы бесконечно, если бы плоскость простиралась в пространстве без конца». Какого мнения придерживаетесь Вы? Обоснуйте.

Почему поскользнувшийся человек падает назад, а споткнувшийся вперёд?

Первичное ознакомление с новым учебным материалом






Контроль и оценка результатов учебной работы

Взаимодействие тел.

Понаблюдайте за движением различных тел. Что происходит со скоростью этих тел? Почему?


Первичное ознакомление с новым учебным материалом

Масса тела. Единицы массы. Измерение массы тела на весах.

Почему трудно выпрыгнуть на берег из лёгкой надувной лодки?

Первичное ознакомление с новым учебным материалом

Плотность вещества.

Что больше плотность кипящей воды или плотность находящего над ней пара?

Анализ и обобщение изученного материала

Лабораторная работа «Измерение плотности твердого тела»

Определите (можно вдвоем с другом) плотность в домашних условиях (на выбор ученика) соли, сахара, муки, своего тела и т.п. Другой вариант: Сравните плотность сахара и соли, муки и соли, муки и сахара.

Анализ и обобщение изученного материала

Сила. Явление тяготения. Сила тяжести

Пронаблюдайте за движением тела при различной скорости. Какие закономерности вы наблюдаете?

Почему автомобиль не может въехать на крутую гору?


Овладение новым учебным материалом

Сила упругости. Закон Гука.

Придумайте способы сравнения жесткости двух различных пружин.

Анализ и обобщение изученного материала

Вес тела.

Чем отличается вес тела от силы тяжести и массы?

Контроль и оценка результатов учебной работы

Центр тяжести

Определите центр тяжести неправильной формы.

Анализ и обобщение изученного материала

Динамометр.

Градуирование динамометра с круглой шкалой


Контроль и оценка результатов учебной работы

Сложение двух сил, направленных по одной прямой.

Экспериментальная задача. Какой должна быть равнодействующая сила?

Овладение новым учебным материалом

Сила трения. Трение скольжения. Трение покоя.

Куда направлена сила трения при ходьбе человека?

Овладение новым учебным материалом

Трение в природе и технике.

Когда трение необходимо уменьшать, а когда увеличить? Предложите несколько способов изменения трения.

Анализ и обобщение изученного материала


Тема «Давление твердых тел, жидкостей и газов»


Давление тел на опору. Единицы давления.

Вам надо нести тяжелую покупку за верёвку. Предложите способы уменьшения боли в пальцах.

Первичное ознакомление с новым учебным материалом

Способы уменьшения и увеличения давления

Изменение каких параметров тела приводит к изменению давления? Почему?

При каких условиях давление необходимо увеличивать, а при каких уменьшать?.

Овладение новым учебным материалом


Анализ и обобщение изученного материала

Давление газа

Можно ли увеличить объем шарика, не развязывая нити. Демонстрационный опыт: Раздувание шарика при откачивании воздуха из- под колокола воздушного насоса.

Первичное ознакомление с новым учебным материалом

Закон Паскаля

Демонстрационный опыт: Ученик, стоит на гладкой доске, находящейся на воздушном шарике. Почему шарик не лопнул?

Овладение новым учебным материалом

Давление в жидкости и газе. Расчет давления на дно и стенки сосуда.

Выясните зависимость давления внутри жидкости от положения тела в пространстве, плотности жидкости и глубины погружения.

Овладение новым учебным материалом


Сообщающиеся сосуды

Применение сообщающихся сосудов в быту и технике.

Анализ и обобщение изученного материала

Вес воздуха. Атмосферное давление. Почему существует атмосфера.

Демонстрационный опыт: Колокол воздушного насоса легко отрывается от тарелки, но если откачать воздух из – под колокола, то крышка поднимается вместе с тарелкой и гирей 5 кг. Объясните это явление.

Какими физическими явлениями объясняется вдох и выдох воздуха человеком?

Первичное ознакомление с новым учебным материалом



Анализ и обобщение изученного материала

Измерение атмосферного давления. Опыт Торричелли.

Придумайте водяной барометр.

Контроль и оценка результатов учебной работы

Барометр- анероид. Атмосферное давление на различных высотах.

Как барометр можно использовать для определения высоты подъема самолета, вертолёта, ракеты?

Контроль и оценка результатов учебной работы

Манометры

Придумать прибор для измерения давления, которое больше или меньше атмосферного.

Первичное ознакомление с новым учебным материалом

Поршневой жидкостной насос Гидравлический пресс

Калитка, ведущая в сад американского изобретателя Томаса АлваЭдинсона, очень тяжело открывалась. Один из его гостей укорил хозяина в несовершенстве конструкции. На что, изобретатель возразил, что конструкция калитки идеальна, просто пока гость открывал, насос домашнего водопровода накачал 20 литров воды. Придумайте варианты возможного изобретения Эдинсона.

Овладение новым учебным материалом

Действие жидкости и газа на погруженное в них тело. Архимедова сила

Собака легко перетаскивает утопающего в воде. Однако на берегу, она не может сдвинуть его с места. Почему?

Первичное ознакомление с новым учебным материалом

Плавание тел

Опыт. В одном сосуде яйцо тонет, в другом всплывает, в третьем плавает. Как это можно объяснить? Подтверждение или опровержение при помощи компьютерного исследования условий плавания тел.


Первичное ознакомление с новым учебным материалом

Плавание судов Воздухоплавание

Работа с информацией. Обсуждение детских докладов «Плавание судов», «Воздухоплавание».

Контроль и оценка результатов учебной работы


Тема «Работа и мощность. Энергия»


Механическая работа.

Опытным путём определите, от чего и как зависит механическая работа?

СD УМК «Живая физика» модель Э1

Овладение новым учебным материалом

Мощность

Какую мощность Вы развиваете при подъеме с первого на второй этаж в кабинет физики?

Контроль и оценка результатов учебной работы

Простые механизмы. Рычаг. Равновесие сил на рычаге. Момент силы

Мальчик помогает девочке нести тяжёлую большую сумку. Для удобства сумку повесили на палку. Как поступить мальчику, чтобы девочке было легче нести груз?

Первичное ознакомление с новым учебным материалом

«Золотое правило» механики

Можно ли с помощью простых механизмов получить выигрыш в работе? Какой?

Первичное ознакомление с новым учебным материалом

Энергия. Потенциальная и кинетическая

Превращение одного вида энергии в другой.

Защита фантастических идей использования в будущем превращения одного вида энергии в другой.

Анализ и обобщение изученного материала


8 класс


Тема урока

Создание проблемной ситуации

Этап урока, на котором можно использовать проблемную ситуацию


Тема «Тепловые явления»


Тепловое движение. Температура. Внутренняя энергия

Можно ли движение молекул считать механическим?


Первичное ознакомление с новым учебным материалом

Способы изменения внутренней энергии тела.

Придумайте варианты использования внутренней энергии различных веществ.

Анализ и обобщение изученного материала

Теплопроводность. Излучение. Конвекция.

Серия демонстрационных опытов на теплопроводность, конвекцию и излучение. Что общего в этих тепловых явлениях и чем они отличаются?

Первичное ознакомление с новым учебным материалом

Особенности различных способов теплопередачи

Какие особенности различных способов теплопередачи использует человек в быту и технике?

Анализ и обобщение изученного материала

Количество теплоты. Единицы количества теплоты

Повлияет ли заварка чая (или сахар) на скорость остывания воды? Как это проверить?

или опровержение гипотез.

Контроль и оценка результатов учебной работы

Удельная теплоемкость Расчет количества теплоты, необходимого для нагревания тела или выделяемого им при охлаждении

Можно ли утверждать, что для нагревания 200 г воды потребуется большее количество теплоты, чем для нагревания 100 г воды? Почему?

Первичное ознакомление с новым учебным материалом

Энергия топлива. Удельная теплота сгорания топлива

Как опытным путём оценить удельную теплоту сгорания спирта?

Контроль и оценка результатов учебной работы

Закон сохранения и превращения энергии

Способы использования закона сохранения и превращения энергии в быту и технике.

Овладение новым учебным материалом

Агрегатное состояние вещества. График плавления и отвердевания.

Почему при переходах вещества из одного агрегатного состояния в другое температура не меняется?

Контроль и оценка результатов учебной работы

Испарение.

Если подуть на руку, то чувствуете холод, а если подышать, то тепло? Почему?

Фронтальный эксперимент: установление зависимости испарения жидкости от рода жидкости, температуры, площади свободной поверхности жидкости, а также ветра.

Придумайте холодильник без льда.

Первичное ознакомление с новым учебным материалом

Овладение новым учебным материалом



Контроль и оценка результатов учебной работы

Кипение. Удельная теплота парообразования.

Демонстрационный опыт: кипение воды при низкой температуре, при откачивании воздуха из колбы. Объясните наблюдаемое явление.

Предложите способ определения удельной теплоты парообразования спирта.

Первичное ознакомление с новым учебным материалом


Контроль и оценка результатов учебной работы

Влажность воздуха

Как вы считаете, почему затрудняется дыхание в пустыне и на крайнем севере?

Что произойдет, если влажность воздуха резко понизится, повысится?

Первичное ознакомление с новым учебным материалом

Контроль и оценка результатов учебной работы

Преобразование энергии в тепловых машинах. Двигатель внутреннего сгорания.

Учимся работать с информацией. Обсуждение достоинств и недостатков детских презентаций по темам «История создания тепловых двигателей». «Использование двигателей внутреннего сгорания»


Паровая турбина Холодильник.

КПД тепловых двигателей

. Учимся работать с информацией. Обсуждение достоинств и недостатков детских презентаций по темам «Паровые машины». «Экологические проблемы использования тепловых машин»

Анализ и обобщение изученного материала

Экологические проблемы использования тепловых машин и охрана среды

Создание и защита собственных моделей: «Экологическая тепловая машина будущего».




Анализ и обобщение изученного материала


Тема «Электрические явления»

Электризация тел, Два рода зарядов

Фронтальный эксперимент. Как определить знак заряда у разных тел?

Овладение новым учебным материалом

Электроскоп. Проводники и непроводники электричества

Придумайте электрометр, который позволил бы вам вечером измерять свой электростатический заряд.

Контроль и оценка результатов учебной работы

Делимость заряда. Строение атомов.

Может ли тело быть заряжено один раз положительно, а другой - отрицательно?

Первичное ознакомление с новым учебным материалом

Объяснение электрических явлений

Могут ли одноименно заряженные тела притягиваться?


Овладение новым учебным материалом

Электрический ток. Источники тока.

Придумайте новые источники тока, которые возможны в ближайшие 20-30 лет.

Анализ и обобщение изученного материала

Электрическая цепь

Предложите варианты обозначения различных электрических приборов на электрических схемах? Или наоборот, какие приборы можно изобразить следующими элементами электрическими схем?

Изобразите схему электрической цепи, в которой можно включать и выключать электрическую лампу, присоединенную к источнику тока, в разных концах длинного коридора.

Первичное ознакомление с новым учебным материалом


Контроль и оценка результатов учебной работы

Электрический ток в металлах. Действия электрического тока.

Где и как можно использовать различные действия электрического тока?

Анализ и обобщение изученного материала

Электрическое сопротивление закон Ома для участка цепи.

От чего зависит электрическое сопротивление человека?

Первичное ознакомление с новым учебным материалом

Удельное сопротивление.

Предложите способы увеличения и уменьшения сопротивления проволок.

Контроль и оценка результатов учебной работы

Реостаты.

Мозговой штурм. Придумайте различные виды реостатов.

Анализ и обобщение изученного материала

Последовательное сопротивление проводников. Параллельное соединение проводников.

У вас три сопротивления 10 Ом, 20 Ом и 30 Ом.

Какие сопротивления вы можете получить?

Контроль и оценка результатов учебной работы

Работа и мощность электрического тока.

Почему вечером, когда все включают электроприборы, напряжение в сети падает?

Контроль и оценка результатов учебной работы

Закон Джоуля – Ленца.

На длинных высоковольтных проводах теряется много энергии. Придумайте способы борьбы с потерей этой энергии.

Анализ и обобщение изученного материала

Лампа накаливания. Короткое замыкание. Предохранители.

Обсуждение презентаций «Лампа накаливания», «Короткое замыкание», «Предохранители».

Овладение новым учебным материалом


Тема «Оптика»


Источники света. Распространение света.

Египетский ученый Эратосфен во II в. н.э. измерил радиус Земли, отдыхая в полдень в саду и наблюдая за тенью от дерева. Как это ему удалось?

Контроль и оценка результатов учебной работы

Отражение света. Законы отражения.

На модели выведите зависимость между падающим лучом и отраженным.

Физикон «Открытая физика» модель «Отражение и преломление света»

Овладение новым учебным материалом

Плоское зеркало. Построение изображений

Использование плоских зеркал в быту и технике.

Анализ и обобщение изученного материала

Преломление света. Законы преломления.

Можно ли сфотографировать мираж?

Анализ и обобщение изученного материала

Линзы. Оптическая сила линзы

У вас в наличии три линзы, разной оптической силы: 3дптр, -5 дптр и 7 дптр. Какой оптической силы линзы вы можете получить?

Контроль и оценка результатов учебной работы

Изображения, даваемые линзой.

Можно ли, используя одну собирающую линзу, получить один раз прямое изображение, а другой - перевернутое? А рассеивающей линзой?

Первичное ознакомление с новым учебным материалом

Глаз и зрение

Определите с физической точки зрения достоинства и недостатки человеческого глаза.

Анализ и обобщение изученного материала

Тема «Электромагнитные явления»

Магнитное поле. Магнитные линии.

Как меняются магнитные линии вокруг проводника с током на модели?

Физикон «Открытая физика» модель «Магнитные линии»

Овладение новым учебным материалом

Магнитное поле катушки с током.

Где можно использовать электромагнит?

Контроль и оценка результатов учебной работы



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!